3 раза быстрее. Техника скорочтения по Тимоти Феррису

Этот совет позволит за 10 минут увеличить скорость чтения в 3 раза!

  • Если вы еще не проходили мой курс по скорочтению , то сейчас вы прикоснетесь к одной из его основ.
  • Если уже проходили – то посмотрите, насколько легко вам даются эти упражнения. Правда, они сейчас могут тормозить вашу скорость. Если это так, то попробовав их, возвращайтесь к нашим доработкам.

Этот совет есть в классной книге “Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе “от звонка до звонка”, жить где угодно и богатеть” .

Если вы ее еще не читали, то специально для вас я разместил здесь ссылку на ОЗОН, по которой вы можете прочитать краткую аннотацию о книге и комментарии к книге! Рекомендую заказать ее для себя. В своей время я прочитал ее в электронном виде, и она дала мне очень много классных практических советов по бизнесу и по жизни!

И сегодня мы с вами возьмем из этой книги только один совет по скорочтению. Вот он:

Техника скорочтения по Тимоти Феррису:

1. 2 минуты: карандашом или пальцем проводите черту под каждой строчкой по мере чтения, при этом старайтесь читать как можно быстрее. В процессе чтения у нас происходит скачкообразное движение глаз, а применение визуальной направляющей не дает перескакивать через строчки.

2. 3 минуты: прочитывая каждую строчку, сосредоточивайте внимание на третьем слове от начала (считаю от первого слова) и на третьем слове с конца (считая от последнего слова). Так мы задействуем периферическое зрение. Тренируйтесь «цепляться» за строчку сразу с двух сторон до тех пор, пока у вас не станет получаться.

3. 2 минуты: научившись замечать 3-4 слова с обеих сторон страницы, попытайтесь делать только 2 «снимка» (фиксации ) – на первом и последнем словах строчки.

4. 3 минуты: потренируйтесь читать очень быстро, но без потери смысла и придерживаясь обученной ранее техники. Прочитав таким образом 5 страниц, перейдите на чтение с обычной скоростью. При этом обострится восприятие и сместиться скоростной предел.

Напишите, пожалуйста, в комментариях:

  • Насколько Вам оказалась полезна эта статья для увеличения Вашей скорости чтения. Какие у Вас есть вопросы по этой методике?
  • Чтобы Вам еще хотелось узнать по теме скорочтения?

PS: Если вы хотите конкретно улучшить не только вашу скорость чтения, но вам важно еще и лучше запоминать прочитанное, приглашаем вас на наш курс по скорочтению , где я все это объединил в понятную методику и четкий алгоритм действий! Вы придете к нам, сделаете все по нашему алгоритму и скорочтение останется с вами!

Со школы нас учили механически запоминать информацию, то есть зубрить. Это малоэффективно, так как спустя короткое время заученное «вылетает» из головы. Роджер Сайп, автор книги «Развитие мозга», предлагает изучить приемы, которые помогут запоминать быстрее любую информации и, главное, не забывать ее со временем.

Как оценить возможности памяти

Чтобы понять, каковы возможности вашей памяти, выполните упражнение. Ниже вы увидите список из 20 пунктов. Изучите его в течение пяти минут, ничего не записывайте. Полагайтесь только на собственную память.

Теперь закройте файл, возьмите лист бумаги и запишите эти 20 пунктов по порядку. Когда участники семинаров проходят тест, они в среднем набирают 6 баллов из 20. Если вы получили аналогичный результат - не переживайте. Проблема не в вас, а в том, что вы действовали бессистемно. Мозг эффективно фиксирует информацию в начале и конце теста, а в середине возникают трудности.

Те, кто набрал больше 10 баллов, скорее всего, применяли некую систему. Приведу пример такой системы. Разделите первую таблицу на кусочки и создайте яркие образы. Например, таблицу можно представить в виде четырех кусочков, а значения пронумеровать.

Для большинства слов порядковый номер создает полезную ассоциацию. Например, 1 - единорог; 5 - рука, то есть пять пальцев; 11 - палочки для еды и т. д. Изучите список еще раз, найдите ассоциации. Теперь закройте файл и еще раз запишите слова. Сайп уверен, что на этот раз результат у вас будет лучше: 15–18 правильных ответов. Следующий способ - нарисуйте яркие образы в голове.

Как вспомнить информацию через год

Часто вы узнаете информацию, которую важно запомнить на длительный срок: недели, месяцы или даже годы. Чтобы не забыть, ее нужно повторять. Используйте метод интервального повторения:

  • через час, пока информация еще свежа в вашей памяти;
  • через день, после того как вы поспали и долго занимались чем-то другим;
  • через неделю; если вы вернетесь к этой информации через пять-семь дней, нейронный путь для долгосрочного воспроизведения начинает укрепляться.

Чтобы гарантировать сохранение информации, вы можете повторять ее и позже, лучше незадолго до использования. Например, быстро мысленно проговорите имена людей, с которыми вам сейчас предстоит встреча; повторите презентацию, которую будете проводить. Главное - вам не нужно постоянно повторять информацию, чтобы удержать ее на длительный срок.


Ка к запоминать имена

На короткий срок. Иногда бывает, познакомитесь с человеком, а через пять секунд не можете вспомнить его имя. Тут проблема не в вашей плохой памяти, а в неумении слушать. Ваш мозг думает в семь раз быстрее, чем люди говорят, и его легко отвлечь. В разговоре сосредоточьтесь на одном - вслушайтесь в имя собеседника. Повторите имя нового знакомого в разговоре два-три раза. Например: «Роджер, приятно познакомиться, Роджер».

На длительный срок. Бывало так, что вы встречали знакомого, но не могли припомнить его имя? Чтобы избежать таких ситуаций, используйте метод интервального повторения. Произнесите имя нового знакомого в конце разговора. Фраза «Приятно было познакомиться, Дэйв» полезнее для вашей памяти, чем просто «До свидания!».

В конце того же дня освежите в памяти имена новых знакомых. В конце недели выделите пять минут, чтобы еще раз их повторить. Мысленно представляйте имена, превращая их в образы. Так, для имени Иван образом может послужить сказочный герой или игрушка «Ванька-встанька», для имени Михаил - медведь (живой или игрушечный).

Скорость чтения. Посчитайте в тексте количество слов (это может сделать Word), засеките время. Определите, сколько слов в минуту вы читаете.

Менее 200 слов/мин - скорость ниже среднего, вы мысленно проговариваете каждое слово. Доказано, что медленное чтение не всегда улучшает понимание.

  1. 200–300 слов/мин - средний результат, с такой скоростью читают 90 процентов населения. Вы научились читать по одному слову. Особенности движения ваших глаз в процессе чтения таковы, что этот метод ограничивает вашу скорость.
  2. 300–450 слов/мин - скорость выше среднего, и здесь можно сделать два вывода. Вас как читателя можно назвать мыслителем. Вам не нужно проговаривать каждое слово в уме. Кроме того, вы, вероятно, много читаете.
  3. Более 450 слов/мин - это «отрегулированный» показатель. Вы используете приемы, которые позволяют вам воспринимать два и более слова одновременно. Роджер Сайп отмечает: когда его протестировали в первый раз, он читал 340 слов в минуту. После упражнений скорость чтения возросла до 1000 слов в минуту. Вот приемы, которые помогли ему в этом.

При чтении мышцы останавливают глаза четыре раза в секунду. Каждую такую остановку называют фиксацией. Информация поступает в мозг только во время остановок. Эта особенность заложена природой - вы ничего не можете изменить, однако вы в состоянии повлиять на то, сколько слов воспринимаете при каждой остановке.

Упражнение 1. Встаньте прямо и смотрите вперед. Не поворачивая головы, посмотрите как можно дальше влево. Затем как можно дальше вправо. Потом как можно быстрее пять раз подвигайте глазами налево-направо и обратно в горизонтальной плоскости. Теперь сядьте. Выполняйте это упражнение пару раз в день.

Упражнение 2. Оно приучит ваши глаза ритмичнее двигаться при чтении. Вам нужно ощутить, как глаза «скачут» по странице. Перечитывайте текст пару раз в день. Не вникайте в смысл - ваша цель в том, чтобы приучить свои глаза к ритмичным движениям. При этом засекайте время и старайтесь каждый раз улучшить результат.

Упражнение 3. Используйте правый или левый указательный палец. Суть в том, что при чтении вы ведете пальцем вертикально по странице вниз с постоянной скоростью - немного быстрее темпа, в котором способны двигаться ваши глаза. Нужно соблюдать постоянный темп, не останавливаясь и не возвращая палец вверх. Вы можете вести пальцем вниз по левому полю, по правому или по центру текста.

Есть еще один способ, для которого вам понадобится карточка размером 13×7,5 см или чистый лист бумаги, сложенный вдвое. Возьмите карточку и положите над строкой, которую читаете. Этот метод сразу повышает скорость чтения и улучшает внимательность. Отрезав путь к отступлению, вы даете мозгу сигнал - надо быть внимательным, так как есть только один шанс. По мере чтения перемещайте карточку по странице вниз в постоянном темпе.

Умение быстро читать освобождает кучу свободного времени. Только представьте, вы можете в три раза быстрее справляться со всей литературой - технической, профессиональной или художественной. А теперь приятная новость: в отличие от большинства навыков, которые нужно осваивать постепенно, скорочтение доступно вам уже через 20 минут тренировки. После всех упражнений, описанных в статье, у меня получилось увеличить скорость чтения более чем в два раза.

Предыстория: «Проект PX»
Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Этот пост - выдержка сведений из того семинара, почерпнутая из этой статьи, и личный опыт ускорения чтения.

Итак, «Проект PX» - это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Эксперимент проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.

Для сравнения: средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас, в связи с особенностями языка, от 120 до 180 слов в минуту. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Всё, что нужно, - это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее, и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.
Вы готовы приступить к эксперименту? Тогда начнём.

Вам понадобится:
книга не менее 200 страниц;
ручка или карандаш;
таймер.

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).

Найдите книгу, которую не надо держать, чтобы она не закрывалась.
На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.

И прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, как увеличить скорость чтения.

Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста.
Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.

Каждая остановка глаз на тексте длится от 1/4 до 1/2 секунды.

Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии:

Ну как, чувствуете скачки?
Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту
Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.

В среднем на сознательные и бессознательные возвраты назад по тексту уходит до 30% времени.

Тренируйте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку.
Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

Тренируйте навыки по отдельности.
Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени: изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило: тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300 слов в минуту, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Шаг первый: определение начальной скорости чтения
Сейчас придётся посчитать количество слов и строчек в книге, которую вы выбрали для тренировки. Будем вычислять примерное количество слов, поскольку считать точное значение будет слишком муторно и долго.

Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках: 40: 5 = 8 - в среднем восемь слов в строчке.

Дальше считаем количество строчек на пяти страницах книги и делим полученное число на пять. У меня получилось 194 строки, я округлила до 39 строк на странице: 195: 5 = 39.
И последнее: считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке: 39 ? 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.

Сколько получилось? У меня чуть больше страницы - 328 слов.

Шаг второй: ориентир и скорость
Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса.
В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец. Ведь при подсчёте слов и строчек вы наверняка использовали карандаш или палец, который помогал не сбиться со счёта? Его же мы будем использовать для тренировки.

1. Техника (2 минуты)
Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.

Следим кончиком карандаша по строчкам
Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания текста, ведь это упражнение на развитие скорости, а не понимания.

Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.

Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь ручкой или карандашом, кажется, что зрение опережает карандаш, и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредоточивается по странице, как будто фокус отпустили, и он начал плавать по всему листу.

2. Скорость (3 минуты)
Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше полсекунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).

Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из того, что прочитали, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении - не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок: ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.

Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

Шаг третий: расширяем область восприятия
Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом: концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.
Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.

Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а чтец теряет от 25 до 50% времени.

Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца: слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.

Фокус на центральные слова
Вот пример. Прочитайте это предложение:

Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.

1. Техника (1 минута)
Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее, начинайте читать с первого слова строчки и заканчивайте последним в строчке. То есть пока никакого расширения области восприятия - просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

2. Техника (1 минута)
Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

3. Скорость (3 минуты)
Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).

Если вы не поймёте ни строчки из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о скорости. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

Шаг четвёртый: проверьте свою новую скорость
Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту - в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.

Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.

Голубцы – отличное блюдо, но с одним существенным недостатком: уж слишком оно трудоёмкое. Может, они бы и чаще появлялись на столе, если бы не приходилось тратить по полдня на варку капусты и прочее. Но есть одна хитрость, как ускорить приготовление налистников в разы. И баловать домашних вкуснятиной почаще.


Что самое нудное и трудоемкое в приготовлении голубцов? Правильно, варка капусты. Но не самый интересный этап можно существенно сократить. Достаточно овладеть вот этой маленькой хитростью.


Чтобы всё сработало быстро и как надо, выбирайте капусту с тонкими и широкими листьями. .Желательно, сплюснутой формы.

Шаг 1:


Помойте кочан, удалите кочерыжку и несколько верхних подвявших (а, значит, сухих) листьев.

Шаг 2:


Кочан заверните в пищевую плёнку и отправляйте в микроволновую печь. Другой вариант: положить его (или листья по-отдельности) в специальную посуду для микроволновки и обязательно накрыть крышкой.
Установите режим 900 Вт (для капусты весом около 2 кило) и время 12-15 минут .

Шаг 3:


Убедитесь, что листья стали мягкими. Если нет – добавьте ещё несколько минут времени. А если капуста достигла нужной мягкости, отправляйте кочан под струю холодной воды на пару минут и начинайте снимать листья.

Только представьте, вы можете в три раза быстрее справляться со всей литературой - технической, профессиональной или художественной.

А теперь приятная новость в отличие от большинства навыков, которые нужно осваивать постепенно, скорочтение доступно вам уже через 20 минут тренировки.

После всех упражнений, описанных в статье, у меня получилось увеличить скорость чтения более чем в два раза.

Предыстория «Проект PX»:

Ещё в 1998 году в Принстонском университете проходил семинар «Проект PX» (Project PX), посвящённый высокой скорости чтения. Этот пост - выдержка сведений из того семинара, почерпнутая из этой статьи, и личный опыт ускорения чтения.

Итак, «Проект PX» - это трёхчасовой когнитивный эксперимент, который позволяет увеличить скорость чтения на 386%. Эксперимент проводился над людьми, разговаривающими на пяти языках, и даже страдающие дислексией обучались читать до 3 000 слов технического текста в минуту, 10 страниц текста. Страница за 6 секунд.

Для сравнения средняя скорость чтения в США составляет от 200 до 300 слов в минуту. У нас, в связи с особенностями языка, от 120 до 180 слов в минуту. И вы вполне можете увеличить свои показатели до 700–900 слов в минуту.

Всё, что нужно, - это понять, по каким принципам работает зрение человека, на что попусту тратится время в процессе чтения и как перестать его тратить. Когда мы разберём ошибки и потренируемся их не делать, вы будете читать в несколько раз быстрее, и не бездумно пробегая глазами, а воспринимая и запоминая всю прочитанную информацию.
Вы готовы приступить к эксперименту Тогда начнём.

Вам понадобится:

Книга не менее 200 страниц;

Ручка или карандаш;

Таймер.

Книга должна лежать перед вами, не закрываясь (прижмите страницы, если она норовит закрыться без поддержки).

Найдите книгу, которую не надо держать, чтобы она не закрывалась.

На одну сессию упражнений вам понадобится не менее 20 минут. Позаботьтесь о том, чтобы никто не отвлекал вас в это время.

И прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, вот несколько коротких советов, как увеличить скорость чтения.

Делайте как можно меньше остановок при чтении строчки текста.

Когда мы читаем, глаза передвигаются по тексту не плавно, а скачками. Каждый такой скачок заканчивается фиксацией внимания на части текста или остановкой взгляда на области приблизительно в четверть страницы, вы как будто делаете снимок этой части листа.

Каждая остановка глаз на тексте длится от 14 до 12 секунды.

Чтобы почувствовать это, закройте один глаз и легонько прижмите веко кончиком пальца, а вторым глазом попытайтесь медленно скользить по строке текста. Скачки становятся ещё очевиднее, если скользить не по буквам, а просто по прямой горизонтальной линии

Ну как, чувствуете скачки.

Старайтесь как можно реже возвращаться назад по тексту.

Человек, читающий в среднем темпе, довольно часто возвращается назад, чтобы перечитать упущенный момент. Это может происходить сознательно и бессознательно. В последнем случае подсознание само возвращает глаза на то место в тексте, где была потеряна концентрация.

В среднем на сознательные и бессознательные возвраты назад по тексту уходит до 30% времени.

Тренируйте концентрацию для увеличения охвата слов, прочитанных за одну остановку.
Люди со средней скоростью чтения используют центральный фокус, а не горизонтальное периферическое зрение. За счёт этого они воспринимают вполовину меньше слов за один скачок зрения.

Тренируйте навыки по отдельности.

Упражнения отличаются друг от друга, и вам не нужно пытаться соединить их в одно. Например, если вы тренируете скорость чтения, не заботьтесь о понимании текста. Вы последовательно пройдёте через три ступени изучение техники, применение техники для увеличения скорости и чтение с пониманием.

Главное правило тренируйте технику на скорости, в три раза превышающей желаемую скорость чтения. Например, если сейчас ваша скорость чтения составляет где-то 150 слов в минуту, а вы хотите читать 300 слов в минуту, нужно тренироваться читать 900 слов в минуту.

Шаг первый определение начальной скорости чтения.

Для начала считаем, сколько слов помещается в пяти строчках текста, делим это число на пять и округляем. Я насчитала 40 слов в пяти строчках 40 5 = 8 - в среднем восемь слов в строчке.

Дальше считаем количество строчек на пяти страницах книги и делим полученное число на пять. У меня получилось 194 строки, я округлила до 39 строк на странице 195 5 = 39.
И последнее считаем, сколько слов помещается на странице. Для этого среднее количество строк умножаем на среднее количество слов в строчке 39 ⋅ 8 = 312.

Теперь самое время узнать свою скорость чтения. Ставим таймер на 1 минуту и читаем текст, спокойно и не торопясь, как вы обычно это делаете.

Сколько получилось У меня чуть больше страницы - 328 слов.

Шаг второй ориентир и скорость.

Как я уже писала выше, возвраты по тексту и остановки взгляда занимают много времени. Но вы вполне можете их сократить, используя инструмент для отслеживания своего фокуса.
В качестве такого инструмента вам будет служить ручка, карандаш или даже ваш палец. Ведь при подсчёте слов и строчек вы наверняка использовали карандаш или палец, который помогал не сбиться со счёта Его же мы будем использовать для тренировки.

1. Техника (2 минуты).
Попрактикуйтесь, используя ручку или карандаш для удержания фокуса. Плавно ведите карандаш под строчкой, которую читаете в данный момент, и концентрируйтесь на том месте, где сейчас находится кончик карандаша.

Следим кончиком карандаша по строчкам.
Задавайте темп кончиком карандаша и глазами следите за ним, не отставая за счёт остановок и возвратов по тексту. И не волнуйтесь насчёт понимания текста, ведь это упражнение на развитие скорости, а не понимания.

Старайтесь пройти каждую строчку за 1 секунду и с каждой страницей увеличивать скорость.

Не задерживайтесь на одной строчке более 1 секунды ни при каких обстоятельствах, даже если вы вообще не понимаете, о чём речь в тексте.

С такой техникой у меня получилось прочитать 936 слов за 2 минуты, значит, 460 слов в минуту. Что интересно, когда следишь ручкой или карандашом, кажется, что зрение опережает карандаш, и ты читаешь быстрее. А когда пробуешь убрать его, тут же зрение как бы рассредоточивается по странице, как будто фокус отпустили, и он начал плавать по всему листу.

2. Скорость (3 минуты).
Повторяйте технику с трекером, но на прочтение каждой строки выделяйте не больше полсекунды (читайте две строчки текста за время, которое требуется, чтобы произнести «двадцать два»).

Скорее всего, вы не поймёте вообще ничего из того, что прочитали, но это и не важно. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и эти упражнения помогают вам адаптироваться к системе. Не снижайте скорость на протяжении 3 минут. Концентрируйтесь на кончике своей ручки и технике увеличения скорости.

За 3 минуты такой бешеной гонки я прочитала пять страниц и 14 строк, в среднем 586 слов в минуту. Самое трудное в этом упражнении - не замедлять скорость движения карандаша. Это реальный блок ты всю жизнь читал, чтобы понимать то, что читаешь, и от этого не так просто отрешиться.

Мысли цепляются за строчки в стремлении вернуться, чтобы понять, о чём речь, и карандаш тоже начинает замедляться. Трудно также сохранять концентрацию на таком вот бесполезном чтении, мозг сдаётся, и мысли улетают куда подальше, что также отражается на скорости карандаша.

Шаг третий расширяем область восприятия.
Когда вы концентрируете взгляд в центре монитора, всё равно видите его крайние области. Так и с текстом концентрируетесь на одном слове, а видите несколько слов, окружающих его.
Так вот, чем больше слов вы научитесь видеть таким образом с помощью периферического зрения, тем быстрее вы сможете читать. Расширенная область восприятия позволяет увеличить скорость чтения на 300%.

Новички с обычной скоростью чтения тратят своё периферическое зрение на поля, то есть пробегают глазами по буквам абсолютно всех слов текста, от первого до последнего. При этом периферическое зрение тратится на пустые поля, а чтец теряет от 25 до 50% времени.

Прокачанный чтец не будет «читать поля». Он пробежит глазами только по нескольким словам из предложения, а остальные увидит периферическим зрением. На иллюстрации ниже вы видите примерную картину концентрации зрения опытного чтеца слова по центру читаются, а туманные отмечаются периферическим зрением.

Фокус на центральные слова.

Вот пример. Прочитайте это предложение

Как-то раз студенты наслаждались чтением четыре часа подряд.

1. Техника (1 минута).
Используйте карандаш, чтобы читать как можно быстрее, начинайте читать с первого слова строчки и заканчивайте последним в строчке. То есть пока никакого расширения области восприятия - просто повторяете упражнение № 1, но тратите на каждую строчку не более 1 секунды. Ни при каких обстоятельствах на одну строчку не должно уходить больше 1 секунды.

2. Техника (1 минута).
Продолжайте задавать темп чтения с помощью ручки или карандаша, но читать начинайте со второго слова в строчке и заканчивайте читать строчку за два слова до конца.

3. Скорость (3 минуты).
Начинайте читать с третьего слова в строчке и заканчивайте за три слова до конца, при этом передвигайте свой карандаш со скоростью одна строчка за полсекунды (две строчки за время, которое требуется, чтобы сказать «двадцать два»).

Если вы не поймёте ни строчки из прочитанного, это нормально. Сейчас вы тренируете свои рефлексы восприятия, и не стоит заботиться о скорости. Концентрируйтесь на упражнении изо всех сил и не позволяйте разуму уплывать подальше от неинтересного занятия.

Шаг четвёртый проверьте свою новую скорость.
Теперь пора проверить свою новую скорость чтения. Ставьте таймер на 1 минуту и читайте на максимальной скорости, при которой вы продолжаете понимать текст. У меня получилось 720 слов в минуту - в два раза быстрее, чем до начала занятий по этой методике.

Это классные показатели, но они не удивляют, потому что сам начинаешь замечать, как расширилась область охвата слов. Не тратишь время на поля, не возвращаешься назад по тексту, и скорость значительно увеличивается.