Академия федеральной службы безопасности российской федерации. Переподготовка увольняемых военнослужащих II. Условия направления на профессиональную переподготовку

Именем Российской Федерации

при секретаре Ф.,

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Ф.,

с участием прокурора Лиховидова К.С.,

представителя административного ответчика Федеральной службы безопасности Российской Федерации Ч., представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Министерства юстиции Российской Федерации К., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующим подпункта 3 пункта 15 Инструкции о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22,

установил:

приказом ФСБ России от 26 января 2009 г. N 22 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности, проходящими военную службу по контракту, права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - Инструкция), которая разработана для реализации положений пункта 4 "О статусе военнослужащих", регламентирующих право отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и увольняемых с военной службы по указанным в данной норме основаниям, на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение (далее - профессиональную переподготовку).

Названный приказ ФСБ России зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2009 г., N 13411, и опубликован для всеобщего сведения в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 23 марта 2009 г., N 12.

Соответствующим приказом ФСБ России от 3 ноября 2015 г. занимаемая С. должность сокращена, о чем ему было объявлено 9 декабря 2015 г., и одновременно доведен приказ начальника Пограничного Управления ФСБ России по Восточному арктическому району от 7 декабря 2015 г. о зачислении его в распоряжение должностного лица в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. 25 января 2016 г. С. был извещен о предстоящем увольнении с военной службы по названному основанию и лишь 4 мая 2016 г. обратился с рапортом о направлении на профессиональную переподготовку, в чем ему было отказано по причине пропуска срока, установленного оспариваемым пунктом Инструкции.

В заявлении, поданном в Верховный Суд Российской Федерации, С. утверждает о том, что право на профессиональную переподготовку подлежит реализации именно с момента, когда в отношении военнослужащего принято решение о представлении к увольнению, что противоречит оспариваемой им норме.

Административный истец считает, что установленные в пункте 4 "О статусе военнослужащих" и Инструкции сроки возникновения права на прохождение профессиональной переподготовки различаются, а Директор ФСБ России, утвердив названную инструкцию, фактически не установил порядок реализации указанного права, в связи с чем просит признать незаконным и недействующим подпункт 3 пункта 15 Инструкции, поскольку он лишает военнослужащих права пройти профессиональную переподготовку с момента принятия решения о представлении их к увольнению с военной службы.

С. также просит обязать Директора ФСБ России внести соответствующие изменения в оспариваемую им норму Инструкции, которыми определить сроки подачи рапортов военнослужащими, желающими продолжить военную службу, но в отношении которых принято решение о представлении к увольнению.

Административный истец С., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Поскольку явка административного истца в судебное заседание обязательной судом не признавалась, Верховный Суд Российской Федерации на основании части 5 полагает необходимым рассмотреть дело без участия административного истца.

Представитель ФСБ России по доверенности Ч., возражая против доводов административного истца, пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Директором ФСБ России в пределах полномочий и компетенции, в надлежащих форме и виде, официально опубликован, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы С. не нарушает, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. также возражала против доводов административного истца, пояснив при этом, что оспариваемый приказ ФСБ России издан компетентным органом, в установленном порядке зарегистрирован Минюстом России, не противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает прав военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки.

Выслушав возражения представителей ФСБ России и Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление С. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Пунктами 1 и 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных , ФСБ России как федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности предоставлено право издания на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

На основании пункта 10 и подпункта 5 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного , ФСБ России возглавляет Директор ФСБ России, который издает правовые акты и организует проверку их исполнения.

Таким образом, частично оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена правомочным лицом - Директором ФСБ России в пределах его компетенции, в надлежащих форме и виде - приказом, процедура принятия этого нормативного правового акта была соблюдена, а сам приказ в соответствии с частью 3 официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам административного истца оснований утверждать о том, что оспариваемый им подпункт 3 пункта 15 Инструкции противоречит пункту 4 статьи 19 Закона в части установления иного срока возникновения права на прохождение профессиональной переподготовки, не имеется.

В частности, пункт 2 Инструкции определяет, что направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется на основании их рапорта при соблюдении условий, приведенных в пункте 4 статьи 19 Закона.

Сроки подачи таких рапортов военнослужащими, изъявившими желание пройти профессиональную переподготовку, определены в пункте 15 Инструкции, в соответствии с которым военнослужащие подают рапорт по команде:

Увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы (в случае отказа в заключении с указанными военнослужащими нового контракта - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с принятым в отношении их решением);

Увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с вынесенным военно-врачебной комиссией заключением о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

Увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

Анализ оспариваемой нормы свидетельствует о том, что право на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы носит исключительно заявительный характер и зависит от волеизъявления самого военнослужащего, вследствие чего такое право подлежит реализации только после обращения военнослужащего к командованию с соответствующим рапортом в установленном порядке и в установленные сроки.

Определение в оспариваемой норме ограниченного срока на подачу военнослужащим рапорта о направлении на профессиональную переподготовку обусловлено необходимостью своевременного выполнения органом федеральной службы безопасности организационных мероприятий (в частности, по планированию и выделению денежных средств, заключению договора с образовательной организацией и т.д.), непосредственно направленных на реализацию лицами данной категории права на образование.

Более того, согласно пункту 4 статьи 19 Закона профессиональная переподготовка военнослужащих производится с сохранением их обеспечения всеми видами довольствия, а продолжительность ее срока составляет до четырех месяцев, в связи с чем ограниченный срок на подачу соответствующего рапорта является гарантией своевременного направления военнослужащего на обучение до дня исключения его из списков личного состава органа федеральной службы безопасности, что регламентировано пунктом 11 "О воинской обязанности и военной службе" и пунктом 24 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного .

Исходя из изложенного ошибочным является утверждение административного истца о том, что право на прохождение профессиональной переподготовки возникает у военнослужащих только по истечении срока нахождения в распоряжении или в отношении которых принято решение о представлении к увольнению, а используемое в Инструкции словосочетание "увольняемые с военной службы" согласуется по смыслу и содержанию с формулировкой, приведенной в пункте 4 статьи 19 Закона - "в год увольнения с военной службы".

С учетом того, что пункт 4 статьи 19 Закона не регламентирует порядок и условия реализации соответствующими категориями военнослужащих права на прохождение профессиональной подготовки и подачу рапорта об этом, а определение порядка и условий реализации данного права находится в исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в данном случае ФСБ России, довод С. о различных сроках возникновения права на переподготовку перед увольнением, установленных нормами Закона и Инструкции, является несостоятельным.

Таким образом, Директором ФСБ России в целях реализации предоставленных ему пунктом 4 статьи 19 Закона полномочий в пункте 15 Инструкции определены сроки для подачи рапорта на прохождение профессиональной переподготовки увольняемыми военнослужащими, в связи с чем доводы административного истца о нарушении его права на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и о противоречии оспариваемой нормы Инструкции пункту 4 статьи 19 Закона являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 2 части 2 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку оспариваемая административным истцом Инструкция утверждена уполномоченным должностным лицом - Директором ФСБ России в пределах его компетенции, официально опубликована для всеобщего сведения, ее пункт 15 в оспариваемой части не противоречит требованиям части 4 "О статусе военнослужащих", не нарушает прав и охраняемых законом интересов истца и других военнослужащих на прохождение профессиональной переподготовки перед увольнением, требования С. о признании незаконной и недействующей оспариваемой нормы Инструкции удовлетворению не подлежат.

В связи с изложенным оснований для возложения обязанности на Директора ФСБ России по внесению изменений в оспариваемую норму относительно установления сроков подачи рапортов военнослужащими, желающими продолжить военную службу, в отношении которых принято решение представлении их к увольнению, о чем ставит вопрос С., не имеется.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗАМАШНЮК

Информация об Академии ФСБ России

Академия – головное в системе ФСБ России многопрофильное учебное заведение высшего образования, осуществляющее подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в соответствии с государственными стандартами и ведомственными требованиями для органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Министерства обороны, а также для других ведомств России.

Академия располагает всем необходимым для подготовки высококвалифицированных кадров, предназначенных эффективно решать сложные служебные задачи, а высокий престиж Академии среди университетов и академий России обусловлен профессиональным мастерством профессорско-преподавательского состава и качественным уровнем организации учебного процесса.

Юридический адрес: 119602, г. Москва, Мичуринский проспект, д.70.

Академия в настоящее время осуществляет подготовку кадров для органов безопасности на основании выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего и дополнительного образования.

Образовательная деятельность ведётся на русском языке по 8 специальностям высшего образования, 14 программам подготовки кадров высшего образования и более чем 100 программам дополнительного образования. В Академии работают 6 диссертационных советов, имеющих право присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук по 14 научным специальностям.

Академия включает в себя 2 института, факультет иностранных языков, функциональные и обеспечивающие подразделения. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации осуществляют свыше 50 кафедр, функционируют адъюнктура и докторантура. В учебно-воспитательной работе участвуют более 150 докторов наук и профессоров, свыше 500 кандидатов наук, а также многие руководители и ведущие специалисты органов безопасности.

Набор кандидатов для поступления в Академию осуществляют территориальные органы ФСБ России . Подготовка документов абитуриентов, проверка состояния здоровья и профессиональной пригодности осуществляется уполномоченными подразделениями территориальных органов ФСБ России.

Перед подачей документов для поступления в Академию абитуриент, делающий выбор в пользу профессии, связанной с обеспечением безопасности Отечества, должен критически оценить:

  • свои морально-нравственные качества;
  • уровень своей подготовки и склонность к творческому изучению естественнонаучных и технических наук, способность логически мыслить, освоить сложные разделы современной науки, постоянно совершенствоваться;
  • способность следовать российским воинским традициям, хранить честь и достоинство офицера, бережно относиться к историческому наследию и традициям служб, обеспечивающих государственную безопасность;
  • готовность строго и точно соблюдать требования законов Российской Федерации и уставов Вооруженных Сил;
  • готовность служить интересам Родины на том участке и в том уголке страны, куда он будет направлен после окончания Академии;
  • готовность принять без оговорок требования соблюдения государственной тайны;
  • уровень своей психологической и физической готовности к решению практических задач по обеспечению государственной безопасности на выбранном участке работы.

Военная и физическая подготовка

Освоение сложной учебной программы требует от слушателей Академии ФСБ России выносливости и отличной физической подготовки.

Физическая подготовка является важной и неотъемлемой частью обучения и воспитания слушателей Академии ФСБ России, одним из направлений повышения их профессиональной подготовки для успешного решения задач обеспечения безопасности Российской Федерации.


Основными формами физической подготовки в Академии являются учебные занятия и спортивно-физкультурная работа.

Учебные занятия проводятся по рукопашному бою, служебно-прикладному плаванию, ускоренному передвижению и лёгкой атлетике, силовой гимнастике и атлетической подготовке, боксу, лыжной подготовке и др.




В рамках спортивной и физкультурной работы в Академии ежегодно проводится Спартакиада по служебно-прикладным и игровым видам спорта, учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях.Осуществляется подготовка и участие сборных команд Академии по различным видам спорта в соревнованиях всероссийского, ведомственного и межвузовского уровня, проводятся матчевые встречи, спортивные вечера, фестивали и другие физкультурно-спортивные мероприятия.

В Академии ФСБ России существует современная материально-техническая база для проведения занятий по оперативно-тактической и специальной (военной) подготовке слушателей.





Патриотическое воспитание


В Академии ФСБ России регулярно проводятся героико-патриотические мероприятия, посвященные славным страницам военной истории России, ее Вооруженных сил и специальных служб. Патриотическому воспитанию будущих сотрудников органов безопасности способствуют встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, органов безопасности, практическими работниками, в том числе выпускниками разных лет.

Значительная работа по патриотическому воспитанию проводится Культурным центром Академии ФСБ России. Его деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с факультетами, отделами и кафедрами, благодаря чему удается реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие общей культуры сотрудников и слушателей Академии, расширение их кругозора.

Проводятся творческие встречи с деятелями культуры и искусства.

Организовываются экскурсии в музеи и выставочные залы, по историческим и памятным местам Москвы и Подмосковья.


Культурно-досуговая работа

Культурно-досуговая работа - неотъемлемая часть воспитательной работы в Академии ФСБ России, направленная на:

Воспитание средствами культуры и искусства у слушателей чувства любви к Родине и верности воинскому долгу, чести и достоинства, высокой дисциплинированности и личной ответственности;

Формирование и развитие интеллектуально-нравственных качеств, необходимых защитникам Отечества;

Приобщение слушателей к духовным ценностям;

Организацию досуга в целях снятия эмоциональных и психологических нагрузок.

Социальная защита и бытовые условия

На слушателей Академии распространяются все права, льготы и социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», включая продовольственное, вещевое обеспечение, денежное довольствие и дополнительные выплаты.


Слушатели, не проходившие военную службу, до заключения контракта о прохождении военной службы имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. При достижении возраста 18 лет и переводе на второй курс со слушателями, не проходившими военную службу, заключается контракт о прохождении военной службы на время обучения в Академии и пять лет военной службы после её окончания.

Слушатели, направленные на обучение органами безопасности, расположенными за пределами города Москвы и Московской области, размещаются в общежитии Академии, отвечающем всем современным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и помещениям общего пользования. Жители города Москвы и Московской области проживают дома.


В течение всего периода обучения слушатели на безвозмездной основе пользуются жилыми помещениями, в которых имеются все необходимые условия: электрические плиты для самостоятельного приготовления пищи, стиральные машины, гладильное оборудование и др.

Организовано полноценное трехразовое питание в столовой Академии.

Комфортные бытовые условия способствуют всестороннему развитию слушателей, совершенствованию их личных и профессиональных качеств, повышению мотивации к прохождению службы в органах безопасности.

Действует Редакция от 08.08.2012

Наименование документ ПРИКАЗ ФСБ РФ от 26.01.2009 N 22 (ред. от 08.08.2012 с изменениями, вступившими в силу 14.09.2012) "О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ПРАВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ ПО ОДНОЙ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ"
Вид документа приказ, инструкция
Принявший орган фсб рф
Номер документа 22
Дата принятия 03.04.2009
Дата редакции 08.08.2012
Номер регистрации в Минюсте 13411
Дата регистрации в Минюсте 20.02.2009
Статус действует
Публикация
  • "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 12, 23.03.2009
  • "Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации", N 5, 2009
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ ФСБ РФ от 26.01.2009 N 22 (ред. от 08.08.2012 с изменениями, вступившими в силу 14.09.2012) "О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ, ПРАВА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПЕРЕПОДГОТОВКУ ПО ОДНОЙ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ"

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет порядок и условия реализации военнослужащими органов федеральной службы безопасности (далее - органы безопасности), проходящими военную службу по контракту (далее - военнослужащие), права на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей (далее - профессиональная переподготовка) в целях удовлетворения их образовательных потребностей и адаптации к новым экономическим и социальным условиям после увольнения с военной службы.

II. Условия направления на профессиональную переподготовку

2. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку осуществляется на основании их рапорта при условии, что общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования) в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями <*>.

5. Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения.

6. Органы безопасности определяют количество военнослужащих, планируемых к увольнению в следующем году и желающих пройти профессиональную переподготовку, и в установленном порядке направляют в Финансово-экономическое управление Службы обеспечения деятельности ФСБ России заявку для планирования финансовых средств, требующихся для проведения профессиональной переподготовки военнослужащих, в том числе в необходимых случаях - и для оплаты командировочных расходов.

7. Оплата мероприятий, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих, производится за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели ФСБ России на соответствующий год.

8. Руководители, начальники органов безопасности заключают в установленном порядке договоры на оказание образовательных услуг.

9. Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется, как правило, в образовательных учреждениях, расположенных в населенных пунктах по месту прохождения военной службы. При невозможности пройти обучение по месту прохождения военной службы военнослужащие направляются на обучение в образовательные учреждения, расположенные в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах.

10. При заключении договоров необходимо предусматривать возможность переноса срока оплаченного обучения в случае болезни военнослужащего или наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 11 статьи 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" <*>.

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534, N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678, N 27, ст. 2819; 2003, N 16, ст. 1508; 2006, N 25, ст. 2697; 2007, N 11, ст. 1284, N 13, ст. 1527, N 29, ст. 3679, N 35, ст. 4289, N 38, ст. 4513; 2008, N 3, ст. 169, ст. 170, N 13, ст. 1251, N 43, ст. 4919.

Обстоятельства, по которым переносится срок обучения, должны быть документально подтверждены.

11. После заключения договоров с образовательными учреждениями на оказание образовательных услуг подразделения кадров органов безопасности информируют заинтересованных военнослужащих (под личную роспись) о наименованиях и местонахождениях образовательных учреждений, сроках и формах обучения.

12. В случае увольнения военнослужащего с военной службы в период обучения он имеет право на завершение учебы бесплатно.

13. Копия документа о прохождении профессиональной переподготовки, полученная в установленном порядке, приобщается к личному делу военнослужащего, а в его послужном списке производится запись с указанием полного наименования образовательного учреждения, номера диплома и даты его выдачи.

III. Порядок направления военнослужащих на профессиональную переподготовку

14. Военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку без взимания с них платы за обучение только по одной гражданской специальности и только в одном образовательном учреждении.

15. Военнослужащие, изъявившие желание пройти профессиональную переподготовку, подают рапорт по команде в следующие сроки:

увольняемые с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе или по истечении срока военной службы - не позже чем за год до наступления предельного возраста пребывания на военной службе или истечения срока военной службы;

<1> В случае если указанные военнослужащие изъявляли желание продолжить военную службу и не подавали рапорт о направлении их на профессиональную переподготовку, а в отношении их соответствующими должностными лицами принято решение об отказе в заключении с ними нового контракта, такие военнослужащие имеют право подать рапорт о направлении их на профессиональную переподготовку не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с принятым в отношении их решением.

Увольняемые с военной службы по состоянию здоровья - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с вынесенным военно-врачебной комиссией заключением о признании их негодными (ограниченно годными) к военной службе;

увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями - не позднее 10 календарных дней с даты ознакомления с приказом (выпиской из приказа) о внесении изменений в штат органа безопасности.

16. В рапорте указываются: воинское звание, фамилия, имя, отчество, личный номер, занимаемая воинская должность, дата рождения, общая продолжительность военной службы в календарном исчислении, уровень образования, наименование и местонахождение образовательного учреждения, выбранная программа обучения, форма обучения и основание для прохождения профессиональной переподготовки. К рапорту прилагается копия документа об образовании.

17. Рапорт военнослужащего рассматривается в установленном порядке.

18. В органе безопасности составляются списки военнослужащих, направляемых на профессиональную переподготовку (приложение N 1 к настоящей Инструкции), которые высылаются в образовательные учреждения.

19. Оплата профессиональной переподготовки производится на основании поступивших из образовательных учреждений в органы безопасности документов.

20. Направления на профессиональную переподготовку выдаются военнослужащим на основании вызова из образовательного учреждения (приложение N 2 к настоящей Инструкции).

21. На период осуществления профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях военнослужащие освобождаются от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности. В зависимости от формы обучения указанное освобождение может быть частичным или полным.

Для прохождения профессиональной переподготовки в образовательных учреждениях, расположенных в близлежащих к месту прохождения военной службы населенных пунктах, военнослужащие в установленном порядке командируются в соответствующее образовательное учреждение.

22. Направление военнослужащих на профессиональную переподготовку оформляется приказом по личному составу.