Анализ пьесы «Трамвай Желание» (Теннесси Уильямс). Трамвай "Желание". МХТ им. Чехова. Пресса о спектакле Пьеса трамвай желание

Бланш Дюбуа .

Стелла – ее сестра.

Стэнли Ковальский – муж Стеллы.

Митч .

Юнис .

Стив .

Пабло .

Негритянка .

Врач .

Надзирательница .

Молодой человек – агент по подписке.

Мексиканка .

Разносчик .

Прохожий .

Матрос .

Картина первая

Двухэтажный угловой домик на Елисейских Полях в Нью-Орлеане – улице между рекой и железнодорожными путями. Убогая окраина, и есть в ней, однако, в ее захудалости – не в пример таким же задворкам других великих американских городов – какая-то совершенно особая, забористая краса. Дома здесь все больше белые, пооблинявшие от непогоды, с вычурными фронтонами, обстроены шаткими лесенками и галерейками. В домике две квартиры – вверху и внизу, к дверям обеих ведут обшарпанные белые лесенки. Вечер в начале мая, только-только еще начинают собираться первые сумерки. Из-за белого, уже набухающего мглой дома небо проглядывает такой несказанной, почти бирюзовой голубизной, от которой на сцену словно входит поэзия, кротко унимающая все то пропащее, порченое, что чувствуется во всей атмосфере здешнего житья. Кажется, так и слышишь, как тепло дышит бурая река за береговыми пакгаузами, приторно благоухающими кофе и бананами. И всему здесь под настроение игра черных музыкантов в баре за углом. Да и куда ни кинь, в этой части Нью-Орлеана вечно где-то рядом, рукой подать, – за первым же поворотом, в соседнем ли доме – какое-нибудь разбитое пианино отчаянно заходится от головокружительных пассажей беглых коричневых пальцев. В отчаянности этой игры – этого «синего пианино» – бродит самый хмель здешней жизни. На крыльце две женщины, белая и цветная, прохлаждаются на свежем воздухе. Первая, Юнис, снимает квартиру на втором этаже; Негритянка – откуда-то по соседству: Нью-Орлеан – город-космополит, в старых кварталах люди разных рас живут вперемешку и, в общем, довольно дружно. Ритмы «синего пианино» переплетаются с уличной разноголосицей.

Негритянка (к Юнис). …и вот, говорит, святой Варнава повелел псу лизнуть ее, а ее-то всю, с головы до ног, так холодом и обдало. Ну, и в ту же ночь…

Прохожий (матросу). Держитесь все правой стороны и дойдете. Услышите – барабанят в ставни.

Матрос (негритянке и Юнис). Где здесь бар «Четыре двойки»?

Разносчик . А вот с пылу, с жару…

Негритянка . Что зря деньги переводить в этой обдираловке!

Матрос . У меня там свидание.

Разносчик . …с жару!

Негритянка . Да не польститесь у них на коктейль «Синяя луна» – ног не потянете.

Из-за угла появились двое – Стэнли Ковальский и Митч. Им лет по двадцать восемь – тридцать, оба в синих спецовках из грубой бумажной ткани. В руках у Стэнли спортивная куртка и пропитанный кровью пакет из мясной лавки.

Стэнли (Митчу). Ну, а он?

Митч . Говорит, заплатит всем поровну.

Стэнли . Нет. Нам с тобой причитается особо.

Останавливаются перед лестницей.

(Во всю глотку.) Э-гей! Стелла! Малышка!!

На лестничную площадку первого этажа выходит Стелла, изящная молодая женщина лет двадцати пяти; ни по происхождению, ни по воспитанию явно не пара мужу.

Стелла (мягко). Не надо так кричать. Привет, Митч.

Стэнли . На, держи!

Стелла . Что это?

Стэнли . Мясо. (Бросает ей пакет.)

Стелла испуганно вскрикивает, но ухитрилась подхватить пакет и тихонько смеется. Муж с товарищем уже снова заворачивает за угол.

Стелла . Стэнли! Куда ты?

Стэнли . Погоняем шары.

Стелла . Можно прийти посмотреть?

Стэнли . Приходи. (Уходит.)

Стелла . Сейчас догоню. (К Юни с.) Здравствуйте, Юнис! Как дела?

Юнис . Все в порядке. Да скажите Стиву, пусть уж там кормится, как сам сумеет, а дома ничего ему не будет.

Все трое смеются, негритянка еще долго не может уняться.

Стелла уходит.

Негритянка . Что за пакет он ей бросил? (Встает, хохочет во все горло.)

Юнис . Да тише!

Негритянка . Лови – а что? (Смех так и разбирает ее.)

Из-за угла с чемоданом в руке подходит Бланш. Смотрит на клочок бумаги, на дом, снова на записку и снова на дом. Непонятно поражена и словно не верит глазам своим. Само ее появление в здешних палестинах кажется сплошным недоразумением. Элегантный белый костюм с пушистым, в талию, жакетом, белые же шляпа и перчатки, жемчужные серьги и ожерелье – словно прибыла на коктейль или на чашку чая к светским знакомым, живущим в аристократическом районе. Она лет на пять старше Стеллы. Блекнущая красота ее не терпит яркого света. В робости Бланш и в белом ее наряде есть что-то, напрашивающееся на сравнение с мотыльком.

Юнис (не сразу ). Что вам, милочка? Заблудились?

Бланш (в шутливом ее тоне проскальзывает заметная нервозность). Сказали, садитесь сперва в один трамвай – по-здешнему «Желание», потом в другой – «Кладбище», проедете шесть кварталов – сойдете на Елисейских Полях!

Юнис . Ну вот и приехали.

Бланш . На Елисейские Поля?

Юнис . Они самые.

Бланш . Значит… вышло недоразумение с номером дома…

Юнис . А какой вы ищете?

Бланш (нехотя справляется все по той же записке). Шестьсот тридцать второй.

Юнис . Тогда вы у цели.

Бланш (совершенно обескураженная). Я ищу сестру, Стеллу Дюбуа. То есть… жену мистера Стэнли Ковальского.

Юнис . Здесь, здесь. Вы чуть-чуть разминулись с ней.

Бланш . Так это… – да нет, что вы! – …ее дом?

Юнис . Она на нижнем этаже, я – на верхнем.

Бланш . О! И ее… нет дома?

Юнис . Заметили кегельбан за углом?

Бланш . Как будто нет.

Юнис . Ну, а она как раз там, смотрит, как муж сшибает кегли. (Помолчав.) Хотите, оставьте чемодан, сходите.

Бланш . Нет.

Негритянка . Пойду скажу про вас.

Бланш . Благодарю.

Негритянка . Рада услужить. (Уходит.)

Юнис . Вас не ждали?

Бланш . Нет. Сегодня – нет.

Юнис . Ну что ж, заходите, располагайтесь, не дожидаясь хозяев.

Бланш . Как же?

Юнис . Да мы здесь свои люди – впущу. (Встает и открывает дверь.)

Загорается свет, засинела занавеска. Бланш медленно входит за Юнис. Сцена постепенно погружается в темноту, из которой выступает квартира Ковальских. Помещение, разделенное на две комнаты занавесом. Первая по основному своему назначению – кухня, но здесь же и раскладушка – на ней будет спать Бланш. Дальше – спальня. Из нее узкая дверь в ванную.

(Заметив, какое выражение у Бланш, готова постоять за своих.) Сейчас здесь не очень-то приглядно, а прибраться – квартира просто загляденье.

Бланш . Вот как.

Юнис . Да, вот так. Значит, вы – сестра Стеллы?

Бланш . Да. (Не зная, как от нее отделаться.) Спасибо, что впустили.

Юнис . Por nada , как говорят мексиканцы, por nada! Стелла рассказывала про вас.

Пьеса "Трамвай "Желание" является одной из знаменитейших работ известного драматурга Т. Уильямса. Это первая «серьезная» американская драматическая история, которая получила признание во всем мире. Она раскрывает конфликт мироощущения и общества. В ней ярко показывается отстраненность человеческой души от жестокой реальности событий. Человек сам того не желая погружается в иллюзию собственных мыслей. "Трамвай "Желание", краткое содержание которого представлено в этой статье, не оставит равнодушным ни одного читателя.

Про автора

Будущий драматург родился в марте 1911 года в США. Настоящее имя автора - Томас Ланир Уильямс, псевдоним мужчина взял уже на заре своего признания в обществе. Драматург описал свою семью в книге «Стеклянный зверинец», завуалировав рассказ о детстве. Отец маленького Уильямса был строгим человеком и постоянно попрекал сына за отсутствие мужественности. А матерью овладела гордыня от значимости в светских кругах. Не желая заниматься обычной работой на производстве, Уильямс решает отправиться путешествовать, именно это стало толчком для его творческой деятельности. Кинематографисты часто интересовались его пьесами и экранизировали большинство его работ, включая нашумевшую пьесу "Трамвай "Желание" (краткое содержание описано в этой статье). За это произведение мужчину выдвигали на премию «Оскар» за лучший сценарий. Умер Теннесси Уильямс в феврале 1983 года от несчастного случая. Он уронил в рот колпак от спрея от насморка.

Мировоззрение автора

Теннесси Уильямс написал пьесу "Трамвай "Желание" в 1947 году. В ней автор хотел донести до читателя всю иронию столкновения разных культурных ценностей и предпочтений. Он свел столь разных по духу людей в одном месте. Каждый живет по собственным внутренним законам, которые диктует им судьба.

Автор воплощает это в главных героях пьесы - Бланш и Стенли. "Трамвай "Желание" (краткое содержание поможет понять суть) увозит главную героиню совсем не в то место, где сбываются мечты, а туда, где открываются двери в жестокую реальность. Теннеси Уильямс не зря выбрал столкновение двух разных мировоззрений. Он выбрал романтичный Юг с его утонченными манерами и благородством и расчетливый Север с его коварством и хладнокровием.

Трамвай "Мечта"

Бланш Дюбуа прибывает в дом сестры из своего родового поместья, которое пришлось отдать за долги. Новый Орлеан встречает девушку неприветливостью и убогостью. Трамвай под символическим названием «Мечта» привозит на окраину, где царит атмосфера порочности и серости. Уставшая от череды неудач в жизни, Бланш пытается найти спокойствие и уют в доме своей сестры. Весь ее аристократический вид сложно не заметить. Белый костюм, шляпа и роскошные белые перчатки создают ощущение, что девушка собралась на званый ужин в элитном обществе.

Дом сестры приводит Бланш в ужас, вместо шикарных апартаментов она видит убогую лачугу. Сестра по имени Стелла очень сочувствует Бланш и всячески старается ее поддержать, чего не скажешь о ее муже Стенли. Он воспринял приезд родственницы жены в штыки. Стенли кардинально отличается от Бланш. Можно сказать, что он полная противоположность с черствой душой и грубой силой. Он больше напоминает пещерного человека, которому чуждо страдание других людей. Он абсолютно не верит рассказам Бланш о тяжелой доле и настаивает на том, что родительский дом был продан. А на вырученные деньги она накупила себе драгоценностей. Стенли становится настоящим врагом в глазах героини, но ей ничего не остается, как терпеть хамство ради своей сестры, которая ждет ребенка.

Счастье

Вскоре Бланш знакомится с Митчем, слесарем, тихим и спокойным человеком. Девушка сразу вызывает у него восторг. Ведь она так не похожа на его окружение, в котором он привык находиться. Она образованна и очень утонченна. Стенли тем временем наблюдает за Бланш. Услышав нелицеприятный разговор двух сестер, где Бланш умоляла сестру уйти от него, он начинает наводить о ней справки.

Ведь он не такой человек, который может простить обиды, да и Бланш могла негативным образом повлиять на Стеллу. Прошлое Бланш Дюбуа оказывается не таким безупречным. Оказалось, что после смерти родителей муж девушки покончил жизнь самоубийством по ее вине. И Бланш в поисках понимания и любви побывала во многих мужских руках.

Разоблачение

Наступает день рождения Бланш. Она ждала на праздничный обед любимого. Готовилась к торжеству, ведь Митч должен был предложить ей руку и сердце. Стенли тем временем не без злорадства заявил Стелле, что Митч отказался приходить, так как у него, наконец, открылись глаза. Что это он рассказал возлюбленному Бланш о ее неприличных похождениях. Стелла была шокирована действиями своего мужа, ведь прекрасно понимала, как важна была свадьба для Бланш.

Праздник начался, но Митч так и не пришел, расстроенная девушка старалась дозвониться до него, но никто на том конце провода трубку не поднимал. В самый торжественный момент Стенли преподнес подарок для Бланш - билет в город, из которого она приехала. От накалившейся обстановки у беременной Стеллы начинаются преждевременные роды. И Стенли сопровождает жену в больницу.

Разбитое сердце

Когда Бланш остается в квартире одна, к ней приходит Митч. Будучи сильно обиженным, он безжалостно начинает выяснять отношения, говоря, что раскусил девушку и знает всю правду. Возраст Бланш не соответствует истине, да и порядочность девушки можно с легкостью оспорить. Он сам наводил справки о ее прошлом, все, что говорил Стенли, оказалось правдой. Девушка ничего не отрицала и призналась, что после смерти мужа была очень опустошена и искала поддержки и опоры у многочисленных партнеров. Она очень сожалеет о том, что сделала и возблагодарила Бога за то, что у нее появился такой человек, как Митч. Но мужчине были безразличны высокие высказывания и душевные муки, он начал приставать к Бланш, тем самым сильно унижая ее. Девушка прогоняет Митча.

Жестокая реальность

После ухода любимого Бланш теряет покой и изрядно выпивает. Когда Стенли возвращается домой из больницы, девушка уже не в себе. Чтобы не потерять остатки достоинства, она сообщает, что приходил Митч и принес ей корзину цветов. Разозлившись, Стенли унижает девушку, а затем насилует ее.

После этого у Бланш помутняется рассудок. Стенли уговаривает жену сдать сестру в лечебницу, и та соглашается. За Бланш Дюбуа приходит врач, его мягкости и доброты так не хватало девушке, что она покорно уходит за ним, признаваясь, что всегда зависела от доброты первого встречного.

Героиня

"Трамвай "Желание" - пьеса, глубоко пропитанная одиночеством души, которая не была принята в жестоком мире. Уильямс не идеализирует свою героиню, но симпатизирует ей с ее душевной простотой и обаянием. Бланш Дюбуа, привыкшая к красоте и богатству, прибывает в бедный квартал к людям, которые живут будто безжалостные машины. Героиня предстает в образе надменной особы, в то же время она намного чувствительнее и светлее других героев.

Бланш очень одинока и беззащитна перед жестокостью. И даже тот факт, что она проводила ночи с бесчисленными кавалерами не из-за испорченности натуры, а в поисках надежного плеча и опоры, никого не тронул. После всего пережитого Бланш научилась жить в реальности. Пьеса "Трамвай "Желание", краткое содержание которой вы только что прочли, не теряет актуальности в современном мире. Героиня вызывает сочувствие.

Пьеса "Трамвай "Желание", сюжет которой не может оставить равнодушным, была поставлена на многих сценах мира. Она имеет большое количество поклонников. "Трамвай "Желание", отзывы о котором в основном положительные, высоко оценивается не только читателями, но и знаменитыми критиками. Это классика американского театра, которая по сей день будоражит человеческие умы.

Место действия пьесы - убогая окраина Нового Орлеана; в самой атмосфере этого места, по ремарке Уильямса, ощущается что-то «пропащее, порченое». Именно сюда трамвай с символическим названием «Желание» привозит Бланш Дюбуа, которая после длительной цепи неудач, невзгод, компромиссов и утраты родового гнезда надеется обрести покой или получить хотя бы временное убежище - устроить себе передышку у сестры Стеллы и её мужа Стэнли Ковальского.

Бланш прибывает к Ковальским в элегантном белом костюме, в белых перчатках и шляпе - словно её ждут на коктейль или на чашку чая светские знакомые из аристократического района. Она так потрясена убожеством жилья сестры, что не может скрыть разочарования. Нервы её давно уже на пределе - Бланш то и дело прикладывается к бутылке виски.

За те десять лет, что Стелла живёт отдельно, Бланш многое пережила: умерли родители, пришлось продать их большой, но заложенный-перезаложенный дом, его ещё называли «Мечтой». Стелла сочувствует сестре, а вот её муж Стэнли встречает новую родственницу в штыки. Стэнли - антипод Бланш: если та своим видом напоминает хрупкую бабочку-однодневку, то Стэнли Ковальский - человек-обезьяна, со спящей душой и примитивными запросами - он «ест, как животное, ходит, как животное, изъясняется, как животное... ему нечем козырнуть перед людьми, кроме грубой силы». Символично его первое появление на сцене с куском мяса в обёрточной бумаге, насквозь пропитанной кровью. Витальный, грубый, чувственный, привыкший во всем себя ублажать, Стэнли похож на пещерного человека, принёсшего подруге добычу.

Подозрительный ко всему чужеродному, Стэнли не верит рассказу Бланш о неотвратимости продажи «Мечты» за долги, считает, что та присвоила себе все деньги, накупив на них дорогих туалетов. Бланш остро ощущает в нем врага, но старается смириться, не подавать вида, что его раскусила, особенно узнав о беременности Стеллы.

В доме Ковальских Бланш знакомится с Митчем, слесарем-инструментальщиком, тихим, спокойным человеком, живущим вдвоём с больной матерью. Митч, чьё сердце не так огрубело, как у его друга Стэнли, очарован Бланш. Ему нравится её хрупкость, беззащитность, нравится, что она так непохожа на людей из его окружения, что преподаёт литературу, знает музыку, французский язык.

Тем временем Стэнли настороженно приглядывается к Бланш, напоминая зверя, готовящегося к прыжку. Подслушав однажды нелицеприятное мнение о себе, высказанное Бланш в разговоре с сестрой, узнав, что она считает его жалким неучем, почти животным и советует Стелле уйти от него, он затаивает зло. А таких, как Стэнли, лучше не задевать - они жалости не знают. Боясь влияния Бланш на жену, он начинает наводить справки о её прошлом, и оно оказывается далеко не безупречным. После смерти родителей и самоубийства любимого мужа, невольной виновницей которого она стала, Бланш искала утешения во многих постелях, о чем Стэнли и рассказал заезжий коммивояжёр, тоже какое-то время пользовавшийся ee милостями.

Наступает день рождения Бланш. Та пригласила к ужину Митча, который незадолго до этого практически сделал ей предложение. Бланш весело распевает, принимая ванну, а тем временем в комнате Стэнли не без ехидства объявляет жене, что Митч не придёт, - ему наконец открыли глаза на эту потаскуху. И сделал это он сам, Стэнли, рассказав, чем та занималась в родном городе - в каких постелях только не перебывала! Стелла потрясена жестокостью мужа: брак с Митчем был бы спасением для сестры. Выйдя из ванной и принарядившись, Бланш недоумевает: где же Митч? Пробует звонить ему домой, но тот не подходит к телефону. Не понимая, в чем дело, Бланш тем не менее готовится к худшему, а тут ещё Стэнли злорадно преподносит ей «подарок» ко дню рождения - обратный билет до Лорела, города, откуда она приехала. Видя смятение и ужас на лице сестры, Стелла горячо сопереживает ей; от всех этих потрясений у неё начинаются преждевременные роды...

У Митча и Бланш происходит последний разговор - рабочий приходит к женщине, когда та осталась в квартире одна: Ковальский повёз жену в больницу. Уязвлённый в лучших чувствах, Митч безжалостно говорит Бланш, что наконец раскусил ее: и возраст у неё не тот, что она называла, - недаром все норовила встречаться с ним вечером, где-нибудь в полутьме, - и не такая уж она недотрога, какую из себя строила, - он сам наводил справки, и все, что рассказал Стэнли, подтвердилось.

Бланш ничего не отрицает: да, она путалась с кем попало, и нет им числа. После гибели мужа ей казалось, что только ласки чужих людей могут как-то успокоить её опустошённую душу. В панике металась она от одного к другому - в поисках опоры. А встретив его, Митча, возблагодарила Бога, что ей послали наконец надёжное прибежище. «Клянусь, Митч, - говорит Бланш, - что в сердце своём я ни разу не солгала вам».

Но Митч не настолько духовно высок, чтобы понять и принять слова Бланш, Он начинает неуклюже приставать к ней, следуя извечной мужской логике: если можно с другими, то почему не со мной? Оскорблённая Бланш прогоняет его.

Когда Стэнли возвращается из больницы, Бланш уже успела основательно приложиться к бутылке. Мысли её рассеянны, она не вполне в себе - ей все кажется, что вот-вот должен появиться знакомый миллионер и увезти её на море. Стэнли поначалу добродушен - у Стеллы к утру должен родиться малыш, все идёт хорошо, но когда Бланш, мучительно пытающаяся сохранить остатки достоинства, сообщает, что Митч приходил к ней с корзиной роз просить прощения, он взрывается. Да кто она такая, чтобы дарить ей розы и приглашать в круизы? Врёт она все! Нет ни роз, ни миллионера. Единственное, на что она ещё годится, - это на то, чтобы разок переспать с ней. Понимая, что дело принимает опасный оборот, Бланш пытается бежать, но Стэнли перехватывает её у дверей и несёт в спальню.

После всего случившегося у Бланш помутился рассудок. Вернувшаяся из больницы Стелла под давлением мужа решает поместить сестру в лечебницу. Поверить кошмару о насилии она просто не может, - как же ей тогда жить со Стэнли? Бланш думает, что за ней приедет её друг и повезёт отдыхать, но, увидев врача и сестру, пугается. Мягкость врача - отношение, от которого она уже отвыкла, - все же успокаивает её, и она покорно идёт за ним со словами: «Не важно, кто вы такой... я всю жизнь зависела от доброты первого встречного».

Трамвай «Желание»

Спектакль «Трамвай Желание» в МХТ имени Чехова идет в интерпретации драматурга Романа Феодори по пьесе Теннеси Уильямса. Стоит отметить, что эта пьеса множество раз ставилась в театрах и экранизировалась кинорежиссерами. Представил свое видение произведения Уильямса и Феодоси. Он выявил в «Трамвае Желание» новые интригующие стороны и захотел показать их зрителю, что сделал весьма успешно.

В основе сюжетной линии, как смогут узнать все зрители, купившие билеты в МХТ имени Чехова на спектакль «Трамвай Желание», лежит история бывшей учительницы Бланш Дюбуа. Женщина приезжает к своей сестре Стелле в Новый Орлеан. В молодости Бланш жила в богатстве и перед ней был открыт буквально весь мир, а у сестры была совсем иная жизнь - тихая и бедная. Увидев, в каких условиях живет сестра, Бланш искренне удивляется, как люди могут так жить. Приезд сестры не проходит без скандалов, Стелла и ее муж начинают ссориться.

Сюжет спектакля открывает для зрителя массу тем для раздумий, показывая человеческое невосприятие реальности. Также спектакль акцентирует внимание на том, что идеализация окружающей среды может привести к печальным последствиям. Билеты на спектакль «Трамвай Желание» в МХТ имени Чехова станут отличным подарком для всех театралов, ведь просмотр постановки оставляет незабываемые впечатления.

Продолжительность спектакля: 3 часа с 1 антрактом.

Ориентировочная цена билетов: от 1500 до 7000 руб.

Действующие лица и исполнители:

Бланш Дюбуа - Марина Зудина
Стелла её сестра - Ирина Пегова
Стэнли Ковальский, муж Стеллы - Михаил Пореченков
Хэрольд Митчел (Митч) - Михаил Трухин

В спектакле заняты: Денис Бобышев, Артём Панчик, Владимир Панчик, Мария Сокова, Максим Стоянов, Мария Зорина

ТРАМВАЙ "ЖЕЛАНИЕ" - драма

Теннесси Уильямс

Продолжительность: 3 часа с антрактом

Новая сцена

Марк Розовский о пьесе и спектакле:

И вот Теннесси Уильямс - с его чувственностью и откровенностью, вернее, с чувственной откровенностью. Пьеса «Трамвай «Желание» - психологический шлягер, поставленный в Нью-Йорке в конце 1947 года с Марлоном Брандо (Стэнли) и Джессикой Тэнди (Бланш), затем - в 1951-ом - превращенный в потрясающий фильм, в котором Стэнли играл все тот же Марлон Брандо, а Бланш - Вивьен Ли (режиссер Элиа Казан). Это классика искусства 20-го века. Ей место и сегодня «У Никитских ворот» после множества удачных постановок на русском языке.

Да, сыгранная именно по-русски, эта пьеса и прочитана нами по-русски, ибо благодаря своей правде и человечности она, может быть, как никакая другая взывает к состраданию, сопереживанию, сочувствию, без которых настоящего русского искусства нет. В этом смысле Теннесси Уильямс - самый русский драматург среди американцев, и я не первый, кто это отмечает. Его близость к Чехову несомненна, и я не последний, кто на этом настаивает.

Мы делали историю про любовь, про невозможность любви и счастья из-за несходства темпераментов и судеб, из-за непреодолимой разницы между плебейством, переходящим в звериное жлобство, и стремлением к изысканной, но вздорной, склонной к бесплодному фантазерству жизни. Между этими двумя способами жить - Стелла, не менее сильная натура, чем главные герои. И Митч - этакий чеховско-американский «недотепа», бессильный или обессилевший от нахлынувшего от него неожиданного греховного чувства. Через пустяки быта, через ссоры и выяснения отношений, через крайности поведения, вплоть до изнасилования продирается главный конфликт пьесы, в которой нет правых и виноватых, а есть неизбывные, страстные эротические влечения и громадная, пронзительная человеческая боль.

Наш спектакль потребовал некоторых вынужденных сокращений блистательного авторского текста, но сделано это с единственной целью - вывести на первый план наших Актеров, поскольку «Трамвай «Желание» - исключительно актерская пьеса. На это можно возразить, что любая пьеса - актерская, но зрители, пришедшие на наше представление, уверен, поймут, о чем я говорю. Мы провели подробнейшую проработку характеров, искали глубинные мотивировки и тончайшие переливы настроений и поведений персонажей, пытались открыть тайны их непредсказуемых слов и действий… Сейчас такая скрупулезная работа редка, но нам надо было добиться филигранности и точности в сознательно достоверной игре, убедительной и заразительной одновременно.

Наши Актеры, думается, справились со всеми запредельно высокими задачами, которые поставил перед ними великий Автор. Я в меру сил только содействовал этому.

«Все время говорят, говорят, говорят, что мои работы - слишком личностные; а я настойчиво парирую это обвинение, утверждая, что любой настоящий труд художника должен быть личностным, прямо или косвенно, должен отражать - и отражает - эмоциональное состояние своего создателя» - писал Теннесси в «Мемуарах» и добавлял, что сам был истеричен «в той же степени, что и Бланш» и так же то, что «она была демоническим созданием, интенсивность ее чувств оказалась слишком высока для нее, чтобы не соскользнуть в безумие».

И еще одна важная для нас цитата:

«Я понимаю, насколько я, как драматург, старомоден в своем стремлении к классической форме, но меня это нисколько не смущает, поскольку я чувствую, что отсутствие такой формы почти всегда - так же не удовлетворяет публику, как не удовлетворяет меня».

Золотые слова великого американца. Мы получили наслаждение от работы над его классической по форме и смыслам пьесе.

Надеемся, что зрители тоже получат наслаждение уже от нашего спектакля. «Трамвай «Желание» зовет к себе.

http://youtu.be/RA9kBpzQovY

Комментарии к спектаклю ТРАМВАЙ "ЖЕЛАНИЕ" - драма

Благодарность актерам Владимиру Давиденко и Николаю Рингбургу. | Комментарий оставил: Юлия Исаева (2019-04-19 в 01:49 )

Трамвай "Желание" | Комментарий оставил: Ирина Кураж (2018-10-29 в 15:24 )

Сегодня я познакомилась с чудесным, очень уютным театром «У Никитских ворот». И началось мое знакомство с психологической драмы, эмоционально насыщенной, яркой и, в некоторых эпизодах, очень страшной, - «Трамвай «Желания»», иногда исполняющий не те мечты...

Возвращаюсь домой под большим впечатлением. Теперь я понимаю, почему Вивьен Ли, после исполнения главной роли Бланш в одноимённом фильме, получила нервный срыв и очень долго не могла выйти из образа героини.

Чтобы сыграть ТАКУЮ роль, с одной стороны, необходима очень стабильная психика, а с другой, - при стабильной психике ТАК прожить на сцене этот эксцентричный образ женщины, очень желающей доброго к себе отношения и принятия, невозможно.

Не знаю, как играют эту пьесу в других театрах, - в этом театре очень сильная постановка и прекрасная труппа, которую долго не хотели отпускать. Очень рекомендую настоящим театралам.

Re: ТРАМВАЙ "ЖЕЛАНИЕ" | Комментарий оставил: Анжелика Лукина (2018-09-26 в 16:26 )

Когда мечта уходит с молотка

Несколько слов о спектакле «Трамвай "Желание"» | Комментарий оставил: Анжелика Лукина (2018-09-13 в 15:59 )

Когда мечта уходит с молотка
Несколько слов о спектакле «Трамвай "Желание"» театра "У Никитских ворот"

У каждого должно быть право на ошибку и время, которое полностью затянет царапины-воспоминания. Чтобы, подходя к зеркалу, можно было увидеть нового человека, или того самого, что в детстве мечтал о хорошем, о том, как вырастет и будет... кем стала героиня психологического шлягера «Трамвай "Желание"» Теннесси Уильямса, так хорошо начавшая свой путь? Бланш. Старшая сестра. Пример для подражания. Учительница. Эталон поведения. Жена. Принятие в обществе. В какой-то момент на её пути "сломался каблук" и она оступилась. И это повод, чтобы данная история стала классикой современной драматургии.

Обычная квартира, сейчас бы мы её назвали студией, где спальня, кухня и столовая соединены в едином пространстве. Лёгкая занавеска разделяла комнату на две части. В одной из них стояла двуспальная кровать, в другой - кухонный стол, шкаф с посудой, тумбочка, диван и ширма, едва закрывающая половину дивана. Где-то за шкафом дверь в ванную. Именно здесь Стелла с мужем живут уже несколько лет. Бланш впервые приезжает к младшей сестре на... трамвае под названием "Желание". Именно желание и надежда поменять свою жизнь, снова стать старшей сестрой - примером для подражания, приводит Бланш к Стелле, где она сразу начинает контрастировать с установившимся укладом. Белый костюм разорившейся аристократки против простого ситцевого платьица сестрёнки. Шляпа. Перчатки. Домашний халат. Атласный.

Режиссёр театра "У Никитских ворот" Марк Розовский поставил эту пьесу чисто по-русски. Даже поляк Стен в исполнении Владимира Давиденко выглядит как-то знакомо. Эдакий работяга из промышленного Новокузнецка. Грубый. Резкий. Мужик. В общем, надо бояться. Дарья Щербакова в роли его покорной жены Стеллы по простоте души иногда пытается командовать мужем, но быстро забывает об этом, уступая силе. Свою силу младшая сестра проявила, когда порвала со своей семьёй из-за любви к человеку низшего сословия.

Эта пьеса и прочитана нами по-русски, ибо благодаря своей правде и человечности она, может быть, как никакая другая взывает к состраданию, сопереживанию, сочувствию, без которых настоящего русского искусства нет. В этом смысле Теннесси Уильямс - самый русский драматург среди американцев, и я не первый, кто это отмечает. Его близость к Чехову несомненна, и я не последний, кто на этом настаивает, - объясняет свой выбор Марк Розовский.

Зритель, не знакомый с американской пьесой, не смотревший фильма с Марлон Брандо и Вивьен Ли, был очарован первым отделением и разочарован финалом. Но мне понравилась игра актёров, особенно тронул засидевшийся в женихах и влюбившийся в главную героиню бедняга Митч в исполнении Николая Захарова. Запомнилась и Бланш Натальи Барониной (такой-то привет из прошлого, когда я сама изображала сумасшедшую на сцене). Ей хотелось верить. Вместе с ней чувствовать. Сопереживать за тот "сломанный каблук" и все последствия, которые разыгрались на сцене театра "У Никитских ворот". Почему за ошибки молодости её наказывает кто-то другой? Кто наделяет негодяев правом на вседозволенность и затуманенной моралью? Неотёсанный Стенли, как бегемот в оранжерее, где только-только навели порядок после стаи бешенных собак. Ах, как хочется покоя и тишины, когда дом "Мечта" уже ушёл с молотка. Покоя и тишины. И если последний близкий и родной человек, увы, уже не может тебе помочь, остаётся поддаться судьбе. Что и делает главная героиня, попадая в финале в сумасшедший дом. Занавес.

Благодарю!!! | Комментарий оставил: Маргот Сокол (2017-12-02 в 00:52 )

Не смогла сдержать слез! Накопившиеся эмоции вышли наружу, а другого и быть не могло, глядя на великолепную игру актеров.Игрой был очарован и мой спутник, категорически отказывающийся от похода. Довольны и благодарны. Браво!

Твербуль буль буль | Комментарий оставил: Елена (2016-04-23 в 23:27 )

В нашем будничном рассоле
Столько слёз и столько перца
Это дьявольское пойло
Надо выпить всё до дна
Голова болит от боли
От тоски тоскует сердце
Бесконечное похмелье
И с вином, и без вина

В сущности, история эта о том, как «скорая психиатрическая» опоздала на двадцать лет. Понятно, что Теннеси Уильямс едва ли мог сочинить коллизию, в истоке которой стояло что-либо иное, нежели нетрадиционная ориентация кого-то из действующих лиц (пусть и почивших до начала представления) – нас в наше время этим не травмируешь и даже не удивишь. Но, беря абстрактную состоятельную семью (плантаторов Дюбуа) – и абстрактную семью из оставшихся девяноста процентов населения (так сказать, собирающих «Бентли» для высшего слоя и катающихся на велосипеде в лучшем случае – в худшем на том самом, угнанном, «Бентли») – беря их и заменив, скажем, имена… вот живут Стас и Света, друзья Стаса – Митя с больной мамой, Вагиз и Борис… живут в очень небогатой провинции, нравы у них, как и развлечения – на что свободного времени и обрезков зарплаты хватает… не упоминаю образование, потому что Стелле, то есть, пардон, Свете, оно в этой глуши ничуть не помогает - и не может помочь: доказано Мартином Иденом (или фабричная работа, или творчество, вместе никак).

И приезжает к ним, к этим муравьям, стрекоза… с претензией на моральное превосходство, между прочим. Вот что больше всего бесит Стенли Ковальского: эта претензия - с большой буквы П. Если бы он ничего не «нарыл» на Бланш, он бесился бы, но никогда бы не тронул ее. Но когда тебя систематически называет быдлом натуральная ***ь, это, согласитесь, вполне логично принять в штыки. Дамой нетяжелого поведения героиня стала не от лёгкой жизни. Но покажите, в каком месте жизнь лёгкая в квартале, в котором даже трамвай вместо порядкового номера носит имя собственное.

Вот я и думаю… может, выйдя на Пушкинской, и правда одним следует без промедления поворачивать на Малую Дмитровку и наслаждаться авангардом и собственной причастностью к решению остро стоящей социальной проблемы (через аплодисменты хотя бы) – а другим, с детьми и родителями, идти на Тверской бульвар, украшенный аляповато и временно - так похоже на дешёвые антрепризы, в которых, грешным делом, не брезгуют участвовать и самые даже авангардные творцы.

Идти вот так – в разные стороны – не задерживаясь, чтобы плюнуть друг в друга.
Целее будем.

__________
Артистам, конечно, браво. Дарья Щербакова (Стелла), Иван Машнин (Стенли), Николай Захаров (Митч) - особое спасибо.

Великолепный спектакль с талантливыми актерами | Комментарий оставил: Ирина (2015-10-26 в 12:00 )

Великолепный спектакль, актеры очень талантливые, потрясающе вжились в роли!
На Бланш (Наталью Баронину) хотелось смотреть, затаив дыхание - так гениально она играет: и состояние нервозности, расшатанной психики в начале спектакля, и глубокие переживания, самообман и напускную веселость позже.
Весь актерский состав (И.Машнин, Д.Щербакова, Ю.Голубцов, С.Федорчук, Н. Юранов) - настоящие виртуозы, каждый достоин исполнения главной роли!
Посмотрев спектакль "Трамвай "Желание" понимаешь, как страшно видеть со стороны столкновение людей разного интеллектуального уровня. Казалось бы, можно закрыть глаза на ограниченность, грубость, но между людьми остается огромная пропасть и примитивные люди на подсознательном уровне люто ненавидят интеллектуально развитых людей!
Несмотря на то, что по сценарию есть сцены с выяснением отношений, благодаря талантливой режиссуре и прекрасной игре актеров, смотреть их не тягостно.
Поход на этот спектакль является настоящим праздником, ярким событием среди рабочей недели! Хочется многое обдумать после спектакля.

Проникновенный!!! | Комментарий оставил: Раиса (2015-10-23 в 12:27 )

Спасибо за великолепную постановку и отличную актерскую игру! Потрясающая Бланш (Н. Баронина) странная, ранимая, восхитительная!Ковальского (И. Машнин) хотелось пожалеть, обнять и побить одновременно! Митч (Ю. Голубцов)как всегда блеснул своей игрой! Юнис(Н. Юченкова-Долгих)вроде мало появлялась, а как запомнилась!!!Стелла (Д. Щербакова)ооочень старалась передать свою любовь и к сестре и к мужу, при этом оказывалась между двух "огней",и у неё это получилось!Спектакль проникновенный, трогает до глубины, а главное настоящий, понятный, реальный! Спасибо что есть такой театр "У Розовских ворот" или " У Никитских ворот" от перестановки слов, не меняет его сущности! Каждый раз после очередного просмотра остается внутри что то теплое, важное, нужное, необходимое!

Ронина, Наталья Калашник, Владимир Давиденко, Николай Захаров -БРАВО!
А Марку Розовскому отдельное СПАСИБО и БРАВО,что есть такой замечательный
театр! Смотрим ваши спектакли
и будем ещё не раз!