А. Эпоха камня Б. Эпоха бронзы В. скифо-сакская эпоха. Места оселения киммерийцев

Древняя Греция в архаический и классический периоды. В Греции со второй половины IX века до н.э. начинает складываться полисное устройство, в котором верховная власть принадлежит народному собранию, куда входят все полноправные граждане, наделённые соответствующим земельным наделом. В дальнейшем вся борьба идёт вокруг вопроса о том, кто может считаться таковым гражданином. Принцип самоуправления и независимости, в отличие от восточных обществ, стал основным в древнегреческой политической жизни. Основой существования полиса было то, что каждому гражданину полагался определённый земельный надел, который мог перейти к нему в качестве наследства или выделялся из общественного свободного фонда земель полиса.

Дробление существующих наделов между несколькими наследниками неизбежно привело бы к обезземеливанию части граждан и концентрации земельной собственности у немногих из них. Неизбежным следствием было бы появление долгового рабства и в перспективе - порабощение большей части населения. По такому пути греческие полисы тоже не пошли, хотя и намечались подобные тенденции, в Афинах, например. Этот вариант напоминал восточный тип развития и противоречил основным полисным идеалам.

Большинством полисов был избран третий путь - отказ от дробления наделов и передача наследства только старшему сыну. Вследствие этого возникла проблема “лишних” граждан, то есть, как правило, младших сыновей в семьях, имевших по праву рождения все основания стать гражданами, но которых полис не мог обеспечить соответствующим земельным наделом. Они уходили в ремесло, становились купцами, наёмниками, жрецами, моряками, но потребности общества того времени не могли обеспечить всех нуждающихся работой в этих сферах деятельности. Приходилось изыскивать новые пути. Выход был найден в образовании колоний за пределами Эллады. И период VIII - VI веков до н.э. в истории Древней Греции получил название эпохи Великой Греческой колонизации, когда за пределы материковой Эллады были выведены десятки и сотни колоний, бывших абсолютно независимыми от своих метрополий и с самого начала становившихся самостоятельными новыми полисами. В этом принципиальное отличие древнегреческих колоний от римских и, уж тем более, от европейских колоний Нового времени.

Не всегда решение о выведении колонии бывало мирным, иной раз оно принималось в обстановке ожесточённейшей борьбы. Но в итоге появилось огромное количество древнегреческих полисов далеко за пределами собственно Эллады, расположенных, как правило, на берегу моря, чтобы сохранить связь с метрополией. Основными районами расселения эллинов были северный берег Эгейского моря, Южная Италия и Сицилия, отдельные места на средиземноморском побережье Франции и Испании, Киренаика в Северной Африке, район черноморских проливов Босфора и Дарданелл, побережье Чёрного моря, включая Крымский полуостров, а также отдельные районы на берегах Азовского моря. Контакты с различными народами обогащали древнегреческую политическую практику, разнообразили культуру, мифологию, расширяли представления об окружающем мире.

Именно в период Великой Греческой колонизации зародилась наука -совершенно новое явление в истории человечества. На Древнем Востоке наука не выходила за рамки практических потребностей, попыток теоретического осмысления накопленных эмпирических знаний не делалось. Только в Греции были сделаны первые шаги в этом направлении уже в VI веке до н.э., сначала в виде натурфилософии, виднейшие представители которой стремились понять и объяснить мир в целом. Наука подразделялась на отдельные отрасли: историю, философию, географию, математику, медицину и т.д. Наиболее известными учёными этого времени были Фалес Милетский, Анаксимандр, Гекатей, Пифагор.

Утверждение полисных идеалов общественного устройства повлекло за собой стремление упорядочить нормы и правила жизни в Греции, что вызвало к жизни деятельность целого ряда законодателей: Драконта, Залевка, Ликурга, Солона, закрепивших правила и принципы взаимоотношений человека и общества, а также такого института, как государство. Высшая власть принадлежала народному собранию, должностные лица избирались из числа всех граждан, постоянной армии не было, а имелось ополчение из числа боеспособных граждан. Из всего этого можно сделать вывод: эллинам удалось создать оригинальную политическую и социально-экономическую организацию, в корне отличную от бытовавшей в то время практики. Одним из основных отличий было признание прав отдельного гражданина как личности, микрокосма, а не функций человека как налогоплательщика, государственного или храмового служащего, воина, ремесленника и т.д., что имело место на Востоке. Схожая ситуация возникает только в Древнем Риме.

К концу VI - началу V вв. до н.э. полисам самой Эллады и некоторых колоний пришлось столкнуться с экспансией Персидской державы. В результате длительных греко-персидских войн (494 - 449 гг. до н.э.), наиболее известными эпизодами которых стали сражения при Марафоне, Фермопилах и Саламине, Греции удалось отстоять свою независимость. Победа в борьбе с Персией дала мощный толчок росту самосознания древних греков, придала дополнительный импульс развитию культуры и полисной идеологии.

V век до н.э. открывает новый период истории Древней Греции -классический, с которым связаны крупнейшие достижения в древнегреческом искусстве: построен афинский Акрополь, комплекс сооружений в Олимпии, Дельфах. Именно к этому периоду относится деятельность таких скульпторов и архитекторов, как Фидий, Мирон, Иктин, Калликрат, философов Сократа и Платона, историков Геродота и Фукидида, поэтов-трагиков Софокла и Эврипида, поэтов Пиндара и Вакхилида, живописцев Поликлета и Полигнота и многих других.

В период Великой Греческой колонизации возникают колонии на берегах Чёрного моря, что для нас имеет особый интерес, поскольку именно с ними вступали в контакты древнейшие жители юга Восточной Европы - киммерийцы, скифы и сарматы, получившие немалую выгоду от соседства таких центров, как Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Фанагория, Горгиппия. В скифских курганах в результате археологических исследований найдено немало прекрасных образцов древнегреческого ремесленного, в том числе и ювелирного, искусства. Некоторые греческие полисы, объединившись, создавали довольно крупные образования, например, Боспорское царство, включавшее в себя Керченский, Таманский полуострова, низовья Дона, Феодосию и район Анапы. В Боспорское государство входили и местные варварские племена: меоты, синды, скифы, сарматы. По сути, это первое политическое образование государственного типа на территории нашей страны.

В последней трети V века до н.э. в Греции разражается Пелопоннесская война, главными соперниками в которой стали крупнейшие полисы - Спарта и Афины, но вовлечёнными в неё оказались практически все полисы Эллады, а также Южной Италии и Сицилии. Война, закончившаяся победой Спарты, ознаменовала собой начало того п”оцесса, который в исторической литературе получил название “кризис полиса. О сути этого явления есть несколько точек зрения, нам же представляется, что те проблемы полисного устройства, которые были решены в период колонизации (удаление избытка населения), вновь встали перед Грецией к началу IV века до н.э., поскольку все возможности приёма “лишних” граждан колониями были исчерпаны, а новые основывать оказалось негде. В этот период начинается ожесточённая борьба как между различными полисами, так и внутри самих полисов. Практически весь IV весь век до н.э. проходит под знаком этой борьбы. Её перипетии дошли до нас в свидетельствах политических деятелей и ораторов Демосфена, Исократа, Эсхина. Постепенно “старые” лидеры - Афины и Спарта - уступают гегемонию в Греции, и на первые роли попеременно выдвигаются Фивы, Фокида, заявляют о себе фессалийские тираны, но, в конце концов, после долгой борьбы побеждает Македония, во многом благодаря политическим и военным талантам царя Филиппа II, но в немалой степени и из-за того, что грекам так и не удалось достичь политического единства. В 338 году до н.э. битва при Херонее поставила точку в этой борьбе: Греция подчинилась гегемонии Македонии. Главную роль в сражении сыграл сын Филиппа - Александр.

Отвлекаясь от общей картины Евразии в предшествующие тысячелетия, возвращаемся к нашим рысичам, направляющимся после исхода из Малой Азии сначала в Карпаты и затем в Поднепровье.

На своем длинном пути они частично вовлекали в свою орбиту другие этносы, а часть их оседала на отдельных этапах. Они обживались на новых приглянувшихся им местах и неизбежно смешивались с местным населением. Одним из таких этапов стало для наших предков Причерноморье.

Античные историки и географы сообщали о различных племенах, населявших в I тысячелетии до н. э. этот регион. В основном упоминались Меоты, Синды, Зихи и Гениохи, обитавшие по восточному берегу Азовского и Черного морей.

По одной из версий меоты являются реликтами древнего индоевропейского населения Приазовья (возможно, что это наши предки – переселенцы из Семиречья IV-го тысячелетия), а родственные меотам синды – это колония «индусов» (славян, побывавших в Индии) на берегу Чёрного моря. «Книга Велеса» говорит, что после прихода из Малой Азии «часть венедов-виндов поселилась у Керченского пролива (Боспора Киммерийского) в Синдике. Здесь они стали синдами или индами».

Синды на побережье Чёрного моря

Так же, как переселенцы из Индии в Армении называли себя индами, так и в Причерноморье уже в более позднее время появляется группа населения, по обычаям и языку похожая на индусов – синды.

Синды (по Википедии) – одно из многочисленных меотских племён, обитавшее с I-го тысячелетия до н. э. до IV века н. э. на Таманском полуострове и прилегающем к нему побережье Чёрного моря до Новороссийска.

Войны со скифами привели к усилению у синдов власти военачальников. В V в. до н. э. возникло синдское (меотское) государство, которое именовалось Синдика. К IV веку н. э. относится одно из последних упоминаний синдов, которое сделал в своем произведении «Описание земного круга» Руф Фест Авиен, древнеримский поэт, писатель и переводчик. Он отмечал, что на берегах Азовского моря проживают меоты, сарматы, киммерийцы и синды.

О праиндийском, индоарийском происхождении этих «индийцев на Кубани» уверенно говорит О. Н. Трубачев. (О. Н. Трубачев. «О синдах и их языке». ВЯ, 1976, № 4 и Трубачёв О. Н. «Indo-arica в Северном Причерноморье». М. Наука, 1999). Он категорическивыступает против устоявшейся тенденции общей иранизации племен этого региона. И это подтверждает рассказ «Книги Велеса» о переселении части рысичей в Индию и об их последующем исходе в Малую Азию и далее через Причерноморье в Карпаты и на Днепр.

Русколань

Ранее другой поток ариев двигался из Семиречья в IV тысячелетии до н. э. напрямую к Дону, обходя Каспийское море с севера. В «Книге Велеса» рассказывается, что шедшие на запад из Семиречья арии дошли до владений Одина (на р. Дон. «Был муж именем Рус, который вывел нас из Семиречья к Дону, где мы теперь живем»), а затем дошли до Алатырской горы (Эльбруса). «Книга Велеса» говорит, что «здесь в долинах пращурами славян и русов (и иных алан, берендеев) было основано первое славянское царство Русколань». В традиционной истории оно не упоминается.

В степях Причерноморья во II–I тысячелетиях до н. э. проживали кочевые скотоводческие племена, о которых в истории мало известно. Исторические сведения начинают появляться в греческих источниках после того, как около VII–VI века до н. э. здесь появляются греки – торговцы и поселенцы, основавшие на северных берегах Черного моря (исключая южный берег Крыма, колонизированный позже) ряд древнегреческих городов-колоний – Ольвия, Пантикапей (Керчь), Танаис и другие.

Первой колонией на Азовском море было, основанное во второй половине VII века до нашей эры Таганрогское поселение (в районе современного Таганрога).

Геродотом упоминается торжище Кремны на озере Меотида (Азовское море), которое могло возникнуть только с началом активного проникновения греков в данный регион, не ранее конца VII – самого начала VI в. до н. э. Местоположение торжища не известно.

Места оселения киммерийцев

Степи Причерноморья примерно с III тысячелетия и до VIII–VII веков до н. э. населяли киммерийцы. В VII веке до н. э. здесь из заволжских степей появляются скифы, вытесняют киммерийцев и закрепляются в северном Причерноморье. Как там описывалось, часть киммерийцев могла уйти в Скандинавию.

О приходе германских и скандинавских народов во главе с их главным богом Одином откуда-то с юго-востока повествуют скандинавские предания и исландские саги.

А в «Книге Велеса» несколько раз с разными вариациями рассказывается о разделении в Приазовье славянских родов Яруны и германских родов Кисека, который олицетворяется с Одином, и об уходе последних в Скандинавию.

Между родами ариев часто возникали религиозные разногласия, которые приводили к междоусобным войнам между славянами и скифами, между славянскими и германскими родами. Предки германцев придерживались культа Одина наряду с почитанием и бога Имира (Богумира). Говоря о культе Одина и Богумира, «Книга Велеса» утверждает: «Но эта одна вера, так как и Один, и Богумир – потомки Сварога».

Как описывается в «Книге Велеса», в IV тысячелетии до н. э. вместе с Яруной и Кисеком пришли на Дон, в Приднепровье и на Карпаты многие славянские роды. Они расселялись, тесня данавов (данайцев) и населявших Причерноморье киммерийцев. К тому же времени относится и «разделение славян из рода Яруны и германцев из рода Кисека после решения вече, где голоса разделились и роды Яруны и Кисека разошлись».

В другом месте сказано: «И отошел Кисек со своими людьми в землю иную и они отделились и отмежевались».

При этом в разных местах текста хронологические привязки значительно расходятся. По этой причине невозможно по тексту однозначно установить, какое время разделения родов и появления их в Скандинавии имеется ввиду.

Имена родоначальников целых племен

Многократное упоминание имён Яруны (с учетом его мифических перевоплощений), Кисека, Руса, Скифа, Хазара и других прародителей в текстах разных разделов книги, посвященных разным периодам и событиям, трудно увязать по времени. Поэтому неясно с каким Яруной решал вопрос разделения родов Кисек – со «старым Арием» (Яруной) в IV тысячелетии до н. э. или с другим Яруной, который выводил славянские роды из Индии в 1800 г. до н. э., или с третьим Яруной, который пришел в Триполье «за 1500 лет до Дира» (правившего в Киеве около 850 г. н. э.), что соответствует 650 г. до нашей эры.

После этого род Кисека ушел далеко на север в Скандинавию, где «Книга Велеса» помещает «земли Кисека и земли бога скандинавов и германцев Одина».

Если судить по данным традиционной науки, то юг Скандинавии был заселён предками германцев, носителями археологической культуры «боевых топоров» и индоевропейской речи, примерно с XIV в. до н. э. Таким образом можно принять, что выделение германских родов Кисека-Одина из общности ариев по времени произошло после прихода ариев из Малой Азии, т. е. примерно в то же время. Это согласуется с упоминанием в «Книге Велеса» прародителя германцев Кисека-Гисанея со времен пребывания ариев в Армении. Это также подтверждает Геродот о месте зарождения германцев как народа на юге современного Ирана рядом с Эфиопами.

А в землях Руси арии, пришедшие с Яруной, слились с местными племенами, близкими по языку и обычаям. Но славяне всегда сохраняли уважение к германцам, продолжали жить в мире и помогали друг другу. Поэтому позже славянский вождь Бус Белояр отдал свою сестру Лебедь в жены конунгу готов Германореху (по времени это IV век н. э. и события готского нашествия будут рассмотрены ниже).

В главе «Сказание о Русе, Словене и Венде» «Книга Велеса» повествует, что из Семиречьяпуть Руса с родами лежал к долинам Ра-реки (Волги), во владения Одина. Согласно скандинавским легендам столицей его земли был Асгард (город Асов). В скандинавской «Саге об Инглингах» этот город располагался к востоку от р. Танаквискль (Танаис, Дон). В саге упоминается гора Ас-даг (гора Асов) в устье реки Гипанис (Кубани)около г. Темрюк. По другим источникам она находится у Тамани, но это примерно тот же район.

В «Книге Велеса» говорится:

«Роды Руса соединились здесь с родами Одина – ясунями. Рус признал Одина владыкой всей арийской земли. Русы и ясуни стали совершать походы из Асгарда вглубь Кавказа и в Европу. Затянулась война с ванами от гор Кавказа до Скандинавии. Одину и сакам-рыбоедам тогда достались земли в Скандинавии и от них произошли саксы (происходят от Кисека). А русам и аланам досталась Русколань – Волжские, Донские и Кубанские степи и предгорья Северного Кавказа. Ванам, венедам досталась будущая Венедия. Часть их образовала вандальские роды (слившись с германцами), часть западно-славянские и прибалтийские роды, часть стала вятичами».

«Роды Руса положили начало родам черноморских русов. Сии русы жили рядом с другими родственными кавказскими родами».

Арабское сочинение «Моджамал-ат-таварих» (1126 г.) рассказывает, что «Рус и Хазар были одних родителей». Потом видно шибко рассорились….

Из книги Германа Маркова. От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян

История России.

I-VIII века нашей эры.

На крайнем западе России из локального варианта срубной культуры (Поздняковская культура) формируется протобалтская Бондарихинская культура, на основе которой складывается юхновская культура геродотовых будинов.

Юхновская культура - археологическая культура железного века V в. до н. э. - VII в. н. э. Носители культуры говорили на языках балтской группы. Города этой культуры были хорошо укреплены (мощными валами, плетневыми заборами и глубокими рвами) и расположены на неприступных утесах по берегам рек. Дома состояли из плетеных стен, обмазанных глиной. Артефакты данной культуры представлены керамикой, глинобитными печами, деталями веретена, железными шилами, костяными иглами и бронзовыми украшениями.

В V веке с территории северной Польши через восточную Прибалтику на территорию России проникают славянские племена культуры псковских длинных курганов (славянская ранне средневековая культура), которые дают начало кривичам.

Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую, и полоцко-смоленскую.

В культуре полоцко-смоленских кривичей вместе со славянскими элементами украшений, существуют элементы балтского типа. Балтские элементы присутствуют, также и в погребальном обряде. Само название кривичей связывают, по одной версии с названием, балтского божества Криве-Кривейте, по другой - с именем старейшины рода (верховного жреца) Криве.

Северные кривичи были у истоков основания Новгородской Руси. Древненовгородский диалект похож с северокривичским. Не случайно, латыши и сейчас называют русских кривичами (латыш. krievi), а Россию Криевией (латыш.Krievija). Западные кривичи создали Полоцк, северные - Изборск, а южные - Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами.

Вторая волна славян (Именьковская культура) проходит с территории Украины в среднее Поволжье. Но под действием азиатских кочевников они возвращаются на запад, где на их основе формируются северяне.

Северяне (север, северцы, севрюки) - восточно-славянский племенной союз, живший в VIII - начале IX вв. на территории современных Черниговской, Сумской и Курской областей.


В 552-745 южную часть территории России занимало страна тюрков - Тюркский каганат.

Тюркский каганат - большая средневековая страна в Азии, созданная племенным союзом тюрок (тюркютов) во главе с владыками из рода Ашина. Во время максимального расширения (конец VI века) контролировала территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Восточного Туркестана, Средней Азии, Казахстана и Северного Кавказа.

Главным занятием тюрков было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, имевшая характер облавы из-за несчетности стад степных зверей. Первостепенной едой тюрков было мясо, любимым напитком - кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки делали войлок и шерстяные ткани. Главным видом скота были овцы и лошади. Ключевой экономической единицей была парная (аильная) семья.


В середине VII-X веков в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Приазовье располагалось страна Хазарский каганат.

Поначалу Хазария являлась средним кочевым ханством. Политические обычаи она унаследовала от Тюркского каганата.

Во время арабо-хазарских войн главной силой хазарского могущества было ополчение. По приказу хазар подневольные народы выставляли военные контингенты.

Как и у тюрок, базу хозяйственной деятельности обитателей составляло кочевое скотоводство.

В 810 − 743 гг. до н.э. войны вели цари государства Урарту, занявшие практически всю территорию Армянского нагорья (современные территории Армении, Турции и Ирана). Под предводительством царя Менуа войско Урарту совершали набеги в Южное Закавказье и Северную Месопотамию до левобережья Евфрата. Завоевания Урарту продолжил Аргишти I, который с войсками достиг берегов Куры, совершив стратегический охват Ассирийской державы. Аргишти I основал г. Эребуни, современный Ереван.

Государство Урарту

Урарто-ассирийские войны продолжались практически весь VIII в. до н.э. Схлестнулись две самые сильные державы Западной Азии. В конечном счёте в 714 г. до н.э. войска Урарту потерпели полное поражение и Ассирия на непродолжительный по историческим меркам срок стала единственной хозяйкой Западной Азии.

В 745 − 744 гг. до н.э. разразилась война между Римом и сабинянскими племенами, которая закончилась объединением воюющих сторон. Дело в том, что возникшее посерение римлян, в основном, состоял из воинов дружины Ромула, сабиняне были не в особом восторге, когда суровые римские мужики приходили свататься. Воинам ничего не оставалось делать, как затеять спортивные состязания, куда стеклись поглазеть все окрестные племена, Во время соревнований римляне украли приглянувшихся невест, что собственно стало причиной конфликта. Когда война стала особенно кровопролитной, похищенные женщины, уже познавшие прелести внимания римских воинов, призвали прекратить бойню и сесть за стол переговоров, кончившихся к обоюдному согласию объединением. Все бы войны так заканчивались.

На юго-востоке Пелопонесского полуострова возникло достаточно маленькое, но очень агрессивное город-государство Спарта, которая в 743-724 гг. до н.э. организовала серию войн по завоеванию Мессении. Спарта была сугубо милитаристическим государством и существовала только за счёт поступлений из завоёванных территорий. Жители Спарты признавали приемлемыми для себя только войну и охоту, остальные дела считались в высшей степени зазорными. В 719 г. до н.э. Спарта покорила торгово-промышленный город Аргос, однако жители этого города, вступив в союз Афинами, смогли отстоять на некоторое время свою независимость.