Аббат фариа цитаты. Аббат фариа. Аббат Фариа в мюзиклах

Многим поклонникам творчества А. Дюма знакомы эти строки: «Дантес сжал в объятиях этого нового друга, так давно и с нетерпением ожидаемого, и подвел его к окну, чтобы слабый свет, проникающий в подземелье, мог осветить его всего». Так автор описал встречу главного героя романа «Граф Монте-Кристо», Эдмона Дантеса, с аббатом Фариа, узником одиночной камеры замка Иф, проведшим в заточении долгих восемнадцать лет.

Если Дантес — персонаж, созданный фантазией Александра Дюма, то аббат — фигура вполне реальная. Существует множество сведений, на основании которых можно сделать вывод, что аббат Фариа существовал на самом деле. Кем же он был? Благодаря чему вошел в историю?

Итак, звали нашего героя Хосе Кустодио де Фариа. Известно, что он появился на свет Божий в индийском штате Гоа в середине восемнадцатого века (1756 г.). Отец будущего аббата являлся потомком индийского знатного рода, принадлежавшего к касте браминов, сменил веру предков, приняв католичество. Мать нашего героя была португалкой. В этом не было ничего удивительного, ведь в те времена Гоа являлся собственностью Португалии. В юношеском возрасте Хосе вместе с отцом переехали жить в Италию. Там наш герой получил образование, став доктором теологии. Есть также сведения, что Фариа в Италии получил и медицинское образование.

После этого Хосе Кустодио вернулся в Португалию. Там он получил почетную должность священника королевской церкви. Однако уже в 1788 году аббат был вынужден спешно покинуть Лиссабон. На него пало подозрение в участии в заговоре, целью которого было обретение Гоа независимости от Португалии.

Так аббат Фариа оказался во Франции, где снова занялся церковной деятельностью. Однако и здесь дела у него пошли неважно. Он вновь попал в немилость к властям и угодил в Бастилию. Во французской тюрьме он провел несколько месяцев. Во время этого заточения, чтобы развлечь одного из охранников, который был страстным любителем игры в шашки, он придумал так называемые стоклеточные шашки, благодаря чему его имя впервые вошло в историю.

Вскоре Францию всколыхнули события, вошедшие в историю как революция, начавшаяся с захвата парижанами Бастилии. Фариа поддерживал революцию, участвуя в освободительном движении французского народа.

В стране к власти пришли якобинцы и началась пора кровавого террора. Всякий иностранец, который попадал в поле зрения новой власти, считался врагом революции. Так Фариа, обладавшему смуглой кожей своих индийских предков, оставаться в Париже стало небезопасно, и он перебрался в Марсель. На юге Франции аббат занимался преподавательской деятельностью в Марсельской академии, принимал участие в местном медицинском сообществе.

К 1794 году якобинскому террору пришел конец и власть перешла к буржуазии. Это было время, когда одни безудержно обогащались, а другие падали на самое дно, познавая нищету. В эти годы в Париже появилась новая организация, проповедующая социальное равенство, которая носила название «Заговор во имя равенства». Аббат Фариа стал руководителем этой организации на юге Франции. По доносу он был арестован. Так он стал узником всем нам известного благодаря творчеству А. Дюма замка ИФ.

Сорокалетний аббат оказался в неволе. На многие годы его домом стала одиночная камера замка. Любой человек, очутившийся в подобных обстоятельствах, скорее всего не выдержал бы таких условий и сошел с ума. Однако наш герой обладал уникальными способностями, благодаря которым не потерял рассудок и выжил в своей тюрьме.

Что это были за способности? Ответ на этот вопрос заключается в таинственном слове «магнетизм».

До середины 19 века никто не знал слова «гипноз». Оно было предложено манчестерским врачом Джеймсом Бредом. До него людей, обладающих умением ввести человека в гипнотический транс, называли магнетизерами. В то время отношение общества к тем, кого сегодня мы знаем как гипнотерапевтов, было неоднозначным.

У кого-то они вызывали неподдельное любопытство, их считали волшебниками, а кто-то отзывался о магнетизерах как о шарлатанах, видя в них врагов народа. Стоит ли говорить, что на долю первых гипнотизеров выпало множество обид, притеснений и гонений. Герой нашей заметки, аббат Фариа, был одним из первых магнетизеров, последователем учения Месмера.

Многие слышали это имя. Месмер стал основоположником психотерапии. Он был одним из первых, кто погружал пациента в гипнотическое состояние в лечебных целях. В свое время он произвел фурор, появившись в Париже незадолго до начала революции. Им восхищались, почитали за чародея. Месмер творил чудеса, не поддающиеся логическому объяснению. Природа его дара по сей день остается изученной не до конца. Усилием своей воли он мог снять боль, заставить человека чувствовать холод, то, что сегодня мы называем гипнотическим воздействием на сознание человека. Суеверные набожные особы видели в нем посланца сатаны.

Вернемся же к аббату Фариа. Он был ярым поклонником Месмера и продолжил его дело. Вместе с еще одним учеником первого магнетизера, маркизом де Пюисегюром, он проводил эксперименты в области гипнологии.

Мы помним, что детство нашего героя проходило в индийском штате Гоа. На родине он не раз видел йогов и проявлял неподдельный интерес к тому, что они делали. Главным было то, что, изучая приемы йогов, он сумел сделать правильный вывод — основное место в их занятиях отводилось самовнушению. Уже в Париже он пытался объединить учение Месмера с учением йогов.

Находясь в заточении в замке Иф, аббат не ослаб духом, не впал в сумасшествие благодаря постоянным тренировкам самовнушения. Именно развитие в себе несгибаемости духа сохранило ему ясный разум.

Наконец-то для нашего героя настали радостные дни. Он вышел из своей тюрьмы, где провел многие годы, на волю. В его жизни началась новая эпоха, благодаря которой его имя вошло в историю.

На протяжении четырех лет аббат Фариа проводил сеансы лечебного магнетизирования, однако эти годы самые интересные в его необычной биографии. В Париже по адресу улица Клиши, 49 аббатом были открыты магнетические классы. В сеансах принимали участие и взрослые люди, и дети, и даже животные. Фариа немигающим взглядом смотрел в глаза внушаемого и произносил несколько раз: «Спите». Пациент моментально погружался в глубокий сон. Этот прием по сей день используется психотерапевтами нашего времени и носит имя аббата Фариа.

Подобная деятельность принесла аббату кроме популярности еще и зависть конкурентов наряду с обвинениями в колдовстве и прочей чертовщине. Кабинет, где наш герой проводил свои сеансы, был известен на весь Париж. Там ежедневно бывали толпы любопытных людей, которым не терпелось увидеть все своими глазами, тем более что плата за участие в сеансе была минимальной — всего 5 франков.

Среди врагов аббата самыми рьяными были представители духовенства, которые видели в Хосе Кустодио исчадие ада. Наш герой, над которым нависла угроза нового заточения, может быть, еще более сурового, чем одиночная камера в замке Иф, предстал пред сложным выбором: продолжать магнетические сеансы и потерять свободу или даже саму жизнь, или отказаться от своей деятельности, чтобы, наконец, заняться написанием книги о силе внушения. Уставший от ударов судьбы, он выбрал второй вариант.

Фариа пришлось покаяться перед церковниками в своих пригрешениях и отказаться от сеансов магнетизирования. Ему дали маленький приход, где он до конца своих дней вел скромную жизнь священнослужителя. Втайне от всего мира Фариа занимался написанием своей книги. Незадолго до его смерти (1819 г.) книга «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии» увидела свет.

Следует отметить, что аббат удивительнейшим образом сумел опередить свое время. Его взгляд на природу магнетизма, иначе говоря, гипноза, существенно отличался от мнения современников. Он считал, что каждый человек внушаем — кто-то в большей мере, кто-то в меньшей. Без внушения магнетизирование невозможно. Такие же выводы наука сделала только в конце 19 века, когда ученым Ипполиту Бернгейму и Амбруазу Льебо удалось доказать, что в основе гипноза лежит внушение. То же самое аббат написал в своей книге, правда, в то время его умозаключения остались без внимания. Кроме этого, наш герой утверждал, что если человек верит в то, что делает магнетизер, то успех лечебного воздействия на него гипнозом обеспечен. Если же настроен отрицательно, подозревает магнетизера в шарлатанстве, то лечебного эффекта от сеанса внушения ожидать не стоит. Такая публика не поддается лечению.

Аббата не стало, а его книга живет до сих пор. Ее изучают психотерапевты разных стран, поскольку открытия, сделанные этим выдающимся человеком, актуальны и сегодня. Тайна аббата Фариа — это тайна человека, идущего впереди своего времени, освещающего своими знаниями путь потомкам.

Трансовые состояния известны издревле — их умело использовали шаманы. Но изучение гипноза учеными началось только в конце XVIII века. И главную роль здесь сыграли потомок индийских жрецов аббат Фариа (прототип известного персонажа романа «Граф Монте-Кристо») и — уже в XIX веке — англичанин Джемс Брэд.

До этого, конечно, были попытки использовать транс в лечебных целях; например, этим занимался в Париже австриец Франц А. Месмер. Однако его «теория животного магнетизма», равно как и его далеко не бескорыстная практика, едва не дискредитировали метод. Мало того, что «исцеляемые» должны были держать в руках стержни или даже веревки, торчащие из «магнетического бака», во время процедуры у многих начиналась истерика.

По-настоящему гипноз стал применять в Европе именно Хосе Кустодио ди Фариа (1756—1819). Родился он в Гоа — тогда португальской фактории на западном побережье Индии. Отметим, что подлинная история жизни аббата Фариа стала известной в нашей стране благодаря усилиям московского профессора-психиатра М.И. Буянова.

Отец будущего аббата Фариа — потомок индуистских жрецов-брахманов — был тем не менее католиком. С пятнадцати лет Хосе Кустодио жил в Европе. Он окончил в Риме медицинский и теологический факультеты университета и стал доктором теологии. В Португалии его отец некоторое время был исповедником королевской четы, а сам Хосе Кустодио — священником в королевской церкви. Однако в 1788 году им обоим пришлось бежать из Лиссабона в Париж: Фариа были сторонниками обретения Гоа независимости и участниками антиколониального заговора 1787 года.

Но в Париже Хосе Кустодио попал в Бастилию. Там он играл с охранником в шашки. А когда игра на обычной доске обоим изрядно надоела, аббат Фариа придумал стоклеточные шашки, считающиеся ныне международными. Именно по стоклеточным шашкам проходят чемпионаты мира. Однако в бурной жизни Хосе Кустодио изобретение новой игры было лишь эпизодом.

После 1789 года аббат принял деятельное участие во Французской революции, однако в разгар якобинского террора ему пришлось бежать в Марсель. Там он примкнул к известному «Заговору во имя равенства», был арестован в городе Ним и затем, в 1796 году посажен в знаменитый замок Иф, находившийся на непреступном острове. Тут стоит заметить, что Фариа прекрасно владел йогой и еще в Париже пробовал соединить ее приемы с европейской медициной. Многое он отработал в замке Иф, где провел семнадцать лет, но в конце концов был выпущен на свободу (а вовсе не умер, как одноименный персонаж у А. Дюма).

Уже в XIX веке, в конце эпохи наполеоновских войн, аббат Фариа вновь появился в Париже и стал известным целителем. А незадолго до смерти он опубликовал книгу «О причине ясного сна, или Исследование природы человека, брамином, доктором теологии». Аббат впервые отметил, что все люди внушаемы. Гипнотизировал Фариа чаще всего просто взглядом, а затем командовал: «Спите!» Именно он основоположник наиболее типичных и для современной медицины приемов гипнотизации. Под давлением Церкви в конце жизни аббату Фариа пришлось оставить практику, однако книгу он все же сумел издать. Ныне в Индии, в Гоа, есть памятник Фариа — аббат склонился над гипнотизируемой им пациенткой...

Теперь перенесемся мысленно в Англию. Здесь к моменту смерти аббата Фариа собирался стать врачом Джемс Брэд (1796— 1860) Сначала он был хирургом, работал в Манчестере. И лишь в возрасте сорока шести лет Брэд, будучи уже весьма известным врачом, рискнул своей репутацией и начал пропагандировать гипнотизацию. Он читал лекции об этом новом для публики методе в крупных городах Англии. Именно он предложил и сам термин «гипноз» (от греческого слова, означающего «сон»). В древнегреческой мифологии известны, кстати, два брата — бог сна Гипнос и бог смерти Танатос. Первый фундаментальный труд Брэ-да назывался «Нейрогипнология».

Оппоненты называли методы Брэда «дьявольскими». Однако он не только не сдался, а перешел в наступление и доказал преемственность между современными научными и древними приемами внушения. В 1852 году вышла его новая книга «Магия, колдовство, животный магнетизм, гипноз и электробиология». В ней смелый исследователь прямо указал: «Факиры и йоги вызывают у самих себя экстатический транс уже около двух тысяч четырехсот лет в религиозных целях с помощью приема, совершенно аналогичного тому, который я рекомендовал своим пациентам для их самогипнотизации. Это так называемая продолжительная фиксация взгляда на кончике носа или другой части тела, или воображаемого предмета в сочетании с сильным сосредоточением внимания и при задержке или замедлении дыхания». Итак, древние индийские психотехники получили «прописку» в Европе.

Уже в конце XIX века крупных успехов добились психиатры ведущих клиник Франции, Германии, России. Однако именно Хосе Кустодио ди Фариа и Джемсу Брэду мы все в первую очередь обязаны тем, что эта тема перестала быть запретной. И в гипноз поверили.

Мораль, устои, большинство религий осуждают или не одобряют месть. Но бывает, что совершенное зло слишком велико, и никто не станет осуждать отомстившего обидчику. Если же вспомнить литературу, то имя графа Монте-Кристо окажется среди самых известных мстителей.

Молодой моряк Эдмон Дантес возвращается в родной Марсель, где его ждет невеста, очаровательная Мерседес. Правда, в походе скончался капитан судна, но и это на руку Дантесу. Кораблем теперь командует он, и, вероятно, ему достанется освободившаяся должность.

Выполняя волю покойного капитана, Дантес соглашается передать некоему парижанину письмо с острова Эльба. Он не задумывается о том, что там заточен отстраненный от власти Наполеон. Однако у Эдмона есть недоброжелатели, которые помнят эту важную деталь. Кузен Мерседес Фернан сам хочет жениться на ней, сосед Дантеса Кадрусс завидует Эдмону, наконец, бухгалтер и друг Дантеса Данглар опасается, что тот раскроет его финансовые махинации и помешает обогащению. Эти трое пишут донос, что молодой моряк - бонапартистский агент, хотя Кадрусс робко возражает.

Дантеса хватают прямо на свадьбе. Его допрашивает помощник прокурора Вильфор, по злосчастному совпадению - сын того парижанина, которому писал опальный император. Дознаватель сжигает улику, которая угрожает не только Дантесу, но и его собственной карьере, и его отцу, а самого Эдмона приказывает заточить в замок Иф.

Бывший моряк не понимает, как и почему оказался в тюрьме. Он готов сойти с ума, но еще одна случайность, на этот раз счастливая, снова переворачивает его жизнь. Сосед Дантеса, старый аббат Фариа, мечтающий о побеге, копает подкоп и попадает в камеру к Эдмону. По смутному рассказу молодого человека о предшествовавших аресту событиях он сразу изобличает виновных. Итальянец передает Дантесу многие знания, обучает языкам и иным наукам. Перед смертью он открывает ученику тайну клада, сокрытого на острове Монте-Кристо.

Дантес бежит из замка Иф. Только теперь он осознает, что провел в заточении целых четырнадцать лет… Путешествуя под именем аббата Бузони, он наводит справки о своих близких и о врагах. Его отец умер, невеста вышла замуж за Фернана, который уже стал генералом и пэром Франции. Бывший работодатель Эдмона, долгие годы пытавшийся вызволить его и ухаживавший за его отцом, теперь на грани банкротства, а Данглар - банкир-миллионер.

Вырыв многомиллионный клад, Дантес спасает своего бывшего хозяина от разорения, оплатив его долги. Он щедро одаривает всех тех, кто помогал ему после побега.

Затем он отправляется в путешествие на 9 лет, чтобы подготовить месть. Наконец, Дантес возвращается в Париж под именем графа Монте-Кристо. Он хорошо изучил жизнь своих врагов и пользуется этими знаниями, чтобы причинить им максимальные страдания. В результате Фернан совершает самоубийство, Вильфор теряет семью, Данглар разорен, Кадрусс убит. Граф уплывает прочь, оставив сокровища сыну своего бывшего работодателя и его невесте - дочери Вильфора. Таков сюжет романа «Граф Монте-Кристо», вышедшего из-под пера гениального Александра Дюма. Но сколько же в нем истины?

Что хранится в архивах

История прототипа Эдмона Дантеса началась в Париже в 1807 году. Это был простой сапожник по имени Франсуа Пико, родом из Нима, что, как и Марсель, находится на самом юге Франции. Франсуа был счастлив в любви - его женой согласилась стать богатая и красивая Маргарита Вигору. Радостью жених поделился со знакомым, Матье Лупианом, хозяином трактира, где часто собирались выходцы из Нима. Но трактирщик сам имел виды и на девушку, и на ее приданое. Он предложил троим землякам «наказать хвастуна». Пускай, мол, перед свадьбой понервничает, давайте напишем на него донос! Правда, один из товарищей по имени Антуан Аллю возражал, но остальные были в восторге от идеи. Кляуза попала на стол полицейскому комиссару. В ней говорилось, что Пико никакой не сапожник, а проживающий в Париже инкогнито дворянин из Лангедока и английский шпион, чье задание - свергнуть Наполеона и восстановить монархию Бурбонов. Чиновник то ли не решился разбираться в щекотливом деле сам, то ли просто стремился выслужиться - он переслал донос комиссару наполеоновской полиции Савари. Тот тоже не стал себя утруждать. По его приказу Пико арестовали и заточили в замок Фенестрель без суда и следствия. Родители и невеста искали его, но безуспешно.

В заточении сапожник провел семь лет. В тюрьме он познакомился с тяжело больным священником-итальянцем, и ухаживал за ним, стараясь облегчить последние дни умирающего. За это прелат завещал ему вклады в банках и перед смертью рассказал про свой тайник. В 1814 году после отстранения Наполеона от власти «политических» амнистировали и Пико вышел на свободу. Тюрьма преобразила его до неузнаваемости, он поседел и сильно постарел.

Первым делом Франсуа направился в Италию, чтобы вступить в права наследства. Нельзя сказать, что его состояние было немыслимым, но бедному сапожнику оно показалось огромным. Тем не менее, мысли о мести не покинули Пико.

Бывший сапожник сменил имя на Жозеф Люше, вернулся в Париж и начал искать причины своего ареста. Наконец он услышал, что Маргарита два года ждала его возвращения, а потом согласилась стать женой трактирщика Лупиана. Детей у них не было, и она воспитывала сына и дочь мужа от первого брака. Еще он узнал, что приятель Лупиана Антуан Аллю вернулся в Ним.

Пико явился к нему в одежде священника, назвавшись аббатом Бальдини - так же, как и Дантес, который под именем аббата Бузони разговаривал с Кадруссом. Он рассказал, что вместе с Пико сидел в тюрьме замка Окуф, и тот умер у него на руках, завещав выяснить причину своего ареста. Якобы Пико передал аббату Бальдини алмаз стоимостью в 50 тыс. франков, полученный в наследство от другого заключенного, и просил аббата разыскать Антуана Аллю и расспросить его.

В обмен на алмаз Аллю рассказал, как было дело. «Все это затеял Лупиан, ему помогали бакалейщик Шамбар и шляпник Солари. Я хотел их остановить…» «Но не остановил», - отметил аббат, кинул Аллю алмаз и удалился.

Клеветник продал камень ювелиру и купил богатый дом в Ниме. Но вскоре узнал, что ювелир перепродал алмаз турецкому купцу почти в два раза дороже. Жена Аллю уговорила мужа убить обманщика и похитить деньги. Внимательный читатель помнит, что Кадрусс в романе Дюма поступил точно так же.

А Пико между тем отправился вершить месть. Он снова сменил имя, приобрел подходящие рекомендательные письма и легко устроился в ресторан, принадлежавший Матье Лупиану. Хозяин не узнал в новом официанте человека, которого когда-то оклеветал и лишил невесты.

У Лупиана все еще собирались уроженцы Нима. Среди них были и остальные двое клеветников. Пико выждал удобный момент и нанес удар. Однажды бакалейщика Шамбара нашли заколотым на улице. Полиция решила, что его убил грабитель. Вырезанные на рукояти ножа слова «номер первый» подозрений у следствия не вызвали. Прошло немного времени, и шляпник Солари отправился на тот свет. Отравление раскрыто не было, а во время похорон на гробе нашли записку, приколотую к черной материи - «номер второй».

Лупиан не придал этим двум смертям особого значения, а напрасно. Настала его очередь. Но с ним Пико собирался расправиться изящнее. Вначале его дочь Терезу соблазнил какой-то маркиз Корлано. Отец был разгневан, но дворянин согласился жениться на беременной дочери ресторатора. В самый разгар свадьбы, когда венчание уже состоялось, жених исчез. Спустя несколько дней из Италии пришло письмо, в котором Корлано признавался, что он не маркиз, а беглый каторжник. За всю эту комедию с последующим разоблачением ему просто заплатили. Свадьбу он просил считать карнавальной шуткой.

Вскоре в ресторане Лупиана случился пожар и его дела пошли под откос. Заведение пришлось закрыть, слуг рассчитать. Но и этого было мало. «Официант» Пико остался с хозяином, работая на него бесплатно, и вскоре нанес новый удар.

Парижские воры втянули Эжена, сына Лупиана, в свои дела. Первая же кража со взломом закончилась для юноши задержанием с поличным. Он был приговорен к двадцати годам каторги. Несчастная Маргарита умерла от горя. Ресторатор был в отчаянии и совершенно разорен. Тогда «официант Просперо» (под таким именем скрывался Пико) предложил дочери Лупиана погасить долги отца, если та станет его любовницей. Девушка согласилась. Месть была почти завершена, оставался последний аккорд.

Поздно вечером Лупиан возвращался домой. В аллее возле дворца Тюильри он встретил человека в маске. Незнакомец заговорил с ним и предложил вспомнить 1807 год и страшное преступление. «Ты погубил жизнь невинного человека», - сказал он. Лупиан не отпирался. Незнакомец снял маску и Лупиан узнал «Просперо». «Не Бог тебя покарал, а я, Франсуа Пико! Я зарезал Шамбара, отравил Солари, сжег твой дом, обесчестил твою дочь, отправил на каторгу твоего сына. Настал твой час, номер третий!». Бывший ресторатор упал на колени и стал умолять о пощаде. В ответ Пико нанес ему в сердце удар ножом, на рукояти которого было написано «номер третий».

Но в этот момент случился сюжетный поворот воистину достойный пера Дюма, но не нашедший отражения в романе. На Пико бросился человек, который следил за ним несколько дней, и теперь наблюдал за убийством из кустов. Удар дубинкой по голове оглушил Франсуа. Он пришел в себя в подвале, связанный по рукам и ногам. Перед ним стоял… Антуан Аллю. Оказывается, до него дошли новости о двух погибших сообщниках. Аллю понял, кто выдавал себя за аббата Бальдини, и сумел его выследить. Но главное, он понял, что «Бальдини» теперь очень богат…

Охотник и жертва поменялись местами. Аллю несколько дней мучил пленника. Каждый кусок хлеба и глоток воды он оценивал в двадцать пять тысяч франков. Но Франсуа Пико оказался тверд духом. Он страдал, но отказывался платить. В порыве ярости Аллю убил Пико и, спасаясь от правосудия, сбежал в Англию. В 1828 году, уже умирая, он поведал эту историю священнику, попросив донести ее до французских судебных властей. Рассказ был записан и попал в архивы. В 1836 году были изданы посмертно записки архивариуса Жака Пеше «Полиция без масок», сочиненные по итогам его изысканий в полицейских архивах. В пятом томе этого труда была глава «Алмаз отмщения», излагавшая историю Франсуа Пико. Ее прочел Дюма и решил положить в основу недавно задуманного романа.

Правда, прототип был менее благороден, чем персонаж Дюма. Пико мстил, а Дантес воздавал по заслугам. Тем не менее, четко видно, что Дюма перенес в роман очень многие детали, правда, перемешав их. Мститель меняет имена, выдает себя за священника-итальянца, в истории появляется таинственный знатный незнакомец, присутствует разорение, продажа еды за большие суммы. Но Эдмон Дантес вызывает у читателя симпатию, а вот Пико - очень двойственные чувства.

Роман о несчастном моряке, оклеветанном, но спасшемся и разбогатевшем, загадочным образом отразился на судьбе самого Дюма. Писательский труд позволял ему жить безбедно, но он всегда тратил деньги с размахом. Однако «Граф Монте-Кристо» принес ему состояние, растранжирить которое в одночасье Дюма не смог. Он приобрел загородную виллу на девяти гектарах, перестроил ее, назвав «Замок Монте-Кристо». Здесь раскинулись английский парк, искусственное озеро, водопады, подъемные мосты, миниатюрная копия замка Иф. В вольерах жили обезьяны, попугаи, фазаны. На конюшне стояли три арабских скакуна - Атос, Портос и Арамис. На новоселье Дюма пригласил шестьсот гостей.

Но пожить в великолепии писателю толком не довелось. Параллельно он пытался заниматься развитием своего театра и своего журнала, но прогорел в обоих начинаниях. Замок пришлось продать, чтобы погасить долги.

Аббат Фариа

В истории «настоящего графа Монте-Кристо» появляется священник-итальянец. Александр Дюма тоже вписал в биографию Эдмона Дантеса его наставника - итальянского аббата, ученого и революционера Фариа. И это не вымышленный персонаж. Человек с таким именем и очень схожей биографией существовал на самом деле! Правда, он был не итальянцем.

Жозе Кустодио де Фариа родился в 1756 году в Индии, в небольшой португальской колонии Велья-Гоа. Его отец, Каэтано Виторино, был потомком брамина, принявшего католичество. Мальчик окончил монастырскую школу в колонии, где изучил в том числе и технику гипноза - в Европе его тогда называли магнетизмом.

Когда Жозе исполнилось пятнадцать лет, семья переехала в Европу, где юноша начал изучать теологию. В 1780 году он отправился с отцом в Лиссабон, где оба нашли себе места при королевском дворе. Старший де Фариа стал исповедником королевской четы, а младший - священником в королевской церкви.

Восемь лет спустя оба Фариа были вынуждены бежать из Португалии - они организовали заговор против португальских колонистов, желая отделения своей родины от метрополии, но он был раскрыт. Отец и сын направились во Францию. Там Фариа-младший опубликовал книгу о гипнозе и стал давать сеансы. Но натура революционера ничуть не изменилась. Здесь, вдали от родины, Жозе стал участником другого заговора, на этот раз против французских властей. Последовал новый арест, и Фариа бросили в Бастилию.

Предполагают, что именно Жозе Кустодио, сидя в Бастилии, изобрел стоклеточные шашки. Он часто играл с надзирателем, но партии были слишком скоротечны. Тогда Фариа и придумал увеличить доску, чтобы продлить время партий.

Далее сведения разнятся. Одни говорят, что индийцу удалось бежать из Бастилии в 1784 году и вернуться к революционной деятельности. 14 июля 1789 года он был среди тех, кто штурмовал Бастилию. Другие утверждают, что свободу он обрел только когда народ взял Бастилию и выпустил узников.

Революцию Фариа приветствовал. Некоторое время даже командовал одним из революционных отрядов, патрулировавших улицы. Вскоре, впрочем, начался якобинский террор, в стране воцарилась атмосфера всеобщего страха и подозрительности. Доносы следовали один за другим, гильотины работали в режиме конвейера, и индиец бежал в Марсель. Жозе Кустодио вступил в медицинское общество и стал профессором. Он преподавал в гимназии того самого городка Ним, когда пала якобинская диктатура. Снова появилась возможность заниматься политикой, и аббат вступил в движение «Во имя равенства». Через два года движение разогнали, лидера отправили на гильотину, а Фариа был заточен… в замок Иф.

Он провел там семнадцать лет и вышел на свободу шестидесятилетним стариком. Жозе Кустодио поселился в Париже и начал проводить сеансы гипноза на улице Клиши. В это же время он написал книгу «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии». Основной его тезис был в том, что все люди, в той или иной степени, внушаемы.

Скончался Фариа в 1819 году. В городе Пананджи, что в Индии, штат Гоа, стоит памятник ему. Бронзовый священник простирает руки над женщиной, вводя ее в транс. Так почтили память одного из первых ученых, посвятивших свою жизнь изучению гипноза.

Замок Иф

Было бы ошибкой не упомянуть, что замок Иф и остров Монте-Кристо также не выдуманы писателем.

Марсель - второй по величине город Франции и крупнейший ее морской порт. Достопримечательностей здесь хватает. Кроме самого порта в городе достаточно старинных церквей и крепостей. Но одна из главных приманок для туристов по сей день - остров Иф с одноименным замком. Его построили в 1524 году по приказу короля Франциска I для защиты марсельского рейда от нападений с моря. В конце того же столетия добавили вторую стену (по периметру острова), церковь и дозорную башню. В 1634 году замок, так и не дождавшись войн и осад, стал королевской тюрьмой.

Сейчас, разумеется, там не содержат заключенных. Замок открыли для посещений в 1890 году, а 7 июля 1926 года внесли в список исторических памятников национального значения. В первую очередь это туристический объект. Потому и тюрьму, и бывший чумной карантин берегут. На самом верху, над обрывом, разместился ресторанчик. А когда-то с этого места выкидывали в море тела несчастных узников, скончавшихся в заключении. Такая участь была уготована и герою романа Дюма.

Двор крепости крошечный, в центре его разместился колодец. По кругу расположены входы в казематы, закрытые ржавыми решетками. Над каждым из них есть таблички с именами известных узников замка Иф, вроде таких: «Кавалер Ансельм сидел здесь в 1582 году», «Граф де Мирабо провел здесь 1774—1775 годы». Есть, безусловно, и выдумки. Например, табличке «Карцер человека, прозванного «Железной маской», здесь не место. «Железная маска» сменил несколько тюрем, но в замке Иф никогда не был. Не было здесь и маркиза де Сада, опять же вопреки молве и табличкам. А вот капитан «Святого Антуана», чье имя нам не известно, а вина заключалась в том, что на его корабле в Марсель завезли чуму, вполне мог существовать и сидеть в замке Иф.

Есть здесь и такая табличка - «Карцер Э. Дантеса, графа Монте-Кристо». В камеру проведено электричество. Лампочка освещает довольно просторное, но совершенно пустое помещение. Устроен и подкоп, соединяющий каземат с соседним, где сидел аббат Фариа. Так туристы скорее поверят - это действительно настоящая камера настоящего графа Монте-Кристо. Наверное, для тех, кто осознает, что настоящего Дантеса тут никогда не было, такая инсценировка и не страшна. Напротив, они видят, как могла бы выглядеть камера «графа». Но вот честно ли брать деньги за осмотр камеры с тех несчастных, кто принимает все за чистую монету?

Остров Монте-Кристо

Остров под названием Монте-Кристо или, в переводе на русский, «Гора Христа» - это клочок суши размером не более 12 кв. км в Тосканском архипелаге. Тем не менее, возможно, это самый известный остров Средиземного моря - и все благодаря Дюма. Первыми его открыли еще древние финикийцы, вырубили лес и ушли. Этруски заселили остров, но потом перебрались в более комфортные условия. Греки называли остров Окразией, но… только плавали мимо. Римляне именовали его Скалой Юпитера и охотно добывали здесь розовый мрамор для облицовки вилл и дворцов на соседних островах. Так что в античности и в раннем средневековье остров населяли разве что дикие козы.

В 445 году здесь жил архиепископ Палермо Мамилиан, причисленный к святым. Он скрывался от гнева короля вандалов Гейзериха. В XI столетии на Монте-Кристо заложили монастырь - отсюда и благочестивое название. Правители соседних Сардинии, Корсики, Тосканы посылали братьям щедрые дары к праздникам за их молитвы. Вскоре по Средиземноморью прошел слух о несметных сокровищах монахов. В 1534 году алжирские пираты разграбили монастырь, перебив всю братию. Монастырь был разрушен и больше уже не возродился. Но никаких сокровищ пираты не нашли, аббат хранил молчание под пытками. С тех пор и ходили слухи о сокровищах острова, докатившиеся до Александра Дюма. Писатель запомнил эту маленькую деталь и использовал в романе. До конца XIX столетия остров служил убежищем морским разбойникам и контрабандистам.

Побывал остров и в частных руках. Уотсон Тэйлор, владевший Монте-Кристо в XIX веке, ставил опыты по скрещиванию растений, для чего высадил их там в немалом количестве, привезя из самых разных уголков мира. Уникальная растительность острова, похожего сейчас на ботанический сад - дело рук Тэйлора.

Во Вторую мировую войну на острове построили военную базу, но не использовали. В 1949 году остатки ее снесли.

После выхода в свет романа Александра Дюма остров вдоль и поперек перекопали искатели сокровищ. Некоторые жили там годами. Кстати, в наши дни на острове нет никаких пещер. Даже если они и были когда-то, их давно завалило оползнями.

Нынче остров считается заповедной территорией, доступ на него получить трудно. Туристов пускают, но очень ограниченно. В очереди иногда приходится ждать по пять лет! Но это заслуга не Дюма, а Тэйлора. Флора и фауна Монте-Кристо уникальны. Только смотритель острова с семьей проживает здесь постоянно. Нарушителей режима ждет уголовное наказание. Формально остров итальянский, но заповедник принадлежит Евросоюзу.

Впрочем, в ближайшее время туризм на Монте-Кристо собираются развивать, и посещать остров станет проще.

В 1842 году Дюма совершил поездку по Средиземному морю, сопровождая юного племянника Наполеона. В первую очередь их интересовали Корсика и Эльба, но для охоты им очень рекомендовали остров Монте-Кристо. Правда, сами они на него так и не высадились, а только осмотрели в подзорную трубу. Но название поразило Дюма, и он торжественно пообещал использовать его в названии одной из своих книг. Оставалось лишь найти сюжет.

И он появился, когда Дюма прочел труд Жака Пеше и мысленно соединил его с биографией аббата Фариа, сведениями о замке Иф и крохотном острове Монте-Кристо.

Трансовые состояния известны издревле - их умело использовали шаманы. Но изучение гипноза учеными началось только в конце XVIII века. Главную роль в этом сыграли потомок индийских жрецов аббат Фариа (прототип известного персонажа из романа «Граф Монте-Кристо») и англичанин Джемс Брэд.

АББАТ- РЕВОЛЮЦИОНЕР

Конечно, попытки использовать транс в лечебных целях предпринимались и раньше, - например, этим занимался в Париже австриец Месмер. Однако его «теория животного магнетизма», равно как и далеко не бескорыстная практика, едва не дискредитировала сам метод.

Больные должны были держать в руках стержни или даже веревки, торчащие из «магнетического бака». К тому же «исцеляемые» в процессе «лечения» часто впадали в истерику.

По-настоящему гипноз стал применять в Европе именно аббат Фариа (1756-1819). Полное имя его - Хосе Кустодио ди Фариа. Родился он в Гоа - в то время португальской фактории в Индии. Его отец, потомок индуистских жрецов-брахманов, был тем не менее католиком, а мать -португалкой, что в те годы почти всегда означало и принадлежность к католицизму.

С 15 лет Хосе Кустодио жил в Европе. Он окончил в Риме и медицинский, и теологический факультеты университета, стал доктором медицины и доктором теологии. В Португалии его отец некоторое время был исповедником королевской четы, а сам Хосе Кустодио - священником в королевской церкви. Однако в 1788 году им обоим пришлось бежать из Лисабона в Париж: отец и сын Фариа являлись сторонниками независимости Гоа и участниками антиколониального заговора 1787 года.

Но и в Париже Хосе Кустодио попал в Бастилию. Частенько, чтобы скоротать время, он играл с охранником в шашки. А когда игра на обычной доске обоим изрядно надоела, аббат Фариа придумал стоклеточные шашки, считающиеся ныне международными. Именно по стоклеточным шашкам проводят чемпионаты мира. Однако в бурной жизни Хосе Кустодио изобретение новой игры стало лишь эпизодом.

После 1789 года аббат принял деятельное участие во Французской революции, однако в разгар якобинского террора ему пришлось бежать в Марсель. Там он примкнул к известному «Заговору во имя равенства» Гракха Бабефа, был арестован в городе Ним и затем, в 1796 году, посажен в знаменитый замок Иф, находящийся на неприступном острове.

Тут стоит заметить, что Фариа прекрасно владел йогой и еще в Париже пробовал соединить ее приемы с европейской медициной. Многие методы он отработал в замке Иф, где провел 17 лет, но в конце концов был выпущен на свободу (а вовсе не умер, как одноименный персонаж в романе Дюма).

Классик приключенческого жанра, как известно, весьма вольно обращался с историческими фактами. Конечно, несмотря на использование труда «литературных негров», Дюма ключевые места своих лучших романов писал сам, характеры основных персонажей у него яркие и запоминающиеся, сюжеты мастерски выстроены, поэтому, собственно говоря, его и читают по сей день. Но отношение к истории как к гвоздю, на который писатель вешает собственную картину, многих коробит.

СОКАМЕРНИК МОНТЕ-КРИСТО

Аббат Фариа в интерпретации Александра Дюма - типичный пример полного несоответствия придуманной биографии реальным фактам. Вот первый разговор между «книжными» узниками замка Иф, прокопавшими по воле случая туннель друг к другу. Будущий граф Монте-Кристо сообщает, что он находится в замке с 28 февраля 1815 года. Реальный аббат Фариа был тогда уже на свободе.

Более правдоподобен у Дюма портрет Фариа: «Это был человек невысокого роста, с волосами, поседевшими не столько от старости, сколько от горя, с проницательными глазами, скрытыми под густыми седеющими бровями, и с черной еще бородой, доходящей до середины груди; худоба его лица, изрытого глубокими морщинами, смелые и выразительные глаза изобличали в нем человека, более привыкшего упражнять свои духовные силы, нежели физические».

Но при этом «книжный» аббат Фариа сидит в замке Иф с 1811 года, куда его перевели из Пьемонта. Он по воле автора «Графа Монте-Кристо» стал итальянцем, в 1807 году боровшимся за объединение Италии. Тут уместно вспомнить, что писатель сочувствовал движению гарибальдийцев, был знаком с самим Джузеппе Гарибальди, ездил в Италию в период войны за ее объединение.

«Книжный» аббат писал в замке Иф «Трактат о возможности всеединой монархии» в Италии, который должен был составить «толстый том in quarto». Таким образом, у Дюма «книжный» аббат Фариа - итальянский ученый, свободно говорящий на пяти живых языках, борец за национальное возрождение Италии, а вовсе не сторонник социального равенства, как его прототип.

Далее, как многие помнят, «книжный» Фариа на основе логического анализа объяснил будущему графу Монте-Кристо, кто и как составил на героя романа донос, рассказал об известной ему тайне клада кардинала Чезаре Спада, умер, дав возможность для дерзкого побега «в чужом саване». Разумеется, эта выдуманная приключенческая история ничего общего с действительной жизнью Хосе Кустодио ди Фариа не имеет.

А что было в реальной жизни? Уже в XIX веке, в конце эпохи Наполеоновских войн, аббат Фариа вновь появился в Париже и стал известным целителем. А незадолго до смерти он опубликовал книгу «О причине ясного сна, или Исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии».

Аббат впервые отметил, что все люди внушаемы (вопреки мнению многих интеллигентов, часто подпадающих из-за такой неверной установки под влияние пропаганды зомбирующего толка). Гипнотизировал Фариа чаще всего просто взглядом, а затем командовал «Спите!».

Именно он - основоположник наиболее типичных и для современной медицины приемов гипнотизации. В конце жизни аббату Фариа под давлением церкви пришлось оставить практику, однако книгу он все же сумел издать. Ныне в Индии в Гоа есть памятник Фариа - аббат склонился над гипнотизируемой им пациенткой....

Любопытно, что памятник был открыт в 1945 году. Впрочем, Фариа (речь не идет о специалистах) не пользуется в Индии особой популярностью. Во-первых, иные времена - иные герои. Во-вторых, в Индии сохраняется некоторое предубеждение к потомкам от браков индуистов и европейцев (half-caste).

Недавняя популярность в Индии итальянки по происхождению Сони Ганди - исключение, а не правило. Во всяком случае, национальные герои в стране чаще всего именно индийцы. Если же говорить о господствующей в стране религии, индуизме, то его, как известно, нельзя принять («покреститься»), а надо родиться в семье, где хотя бы отец - индуист. При этом веротерпимость большинства людей - вне всякого сомнения. Так что католик Хосе Кустодио ди Фариа не мог стать «легендарным целителем» и тем более авторитетом в философии.

ГИПНОЗ ОБРЕТАЕТ ПРИЗНАНИЕ

Теперь перенесемся мысленно в Англию. Здесь к моменту смерти аббата Фариа собирался стать врачом Джемс Брэд (1796-1860). Сначала он был хирургом, работал в Манчестере. И лишь в возрасте 46 лет Брэд, будучи уже весьма известным врачом, рискнул своей репутацией и начал пропагандировать гипнотизацию.

Наряду с лечением больных Брэд часто читал лекции о новом для публики методе в крупных городах Англии. Именно он предложил и сам термин «гипноз», использовав греческое слово, означающее «сон». В древнегреческой мифологии известны, кстати, два брата - бог сна Гипнос и бог смерти Танатос. Первый фундаментальный труд Брэда назывался «Нейрогипнология».

Оппоненты называли методы Брэда «дьявольскими», однако он не только не сдался, но и решительно вышел за пределы господствующих в его профессиональной корпорации взглядов и перешел в наступление, показав преемственность между научными и древними приемами внушения.

В 1852 году вышла его новая книга «Магия, колдовство, животный магнетизм, гипнотизм и электробиология». В ней смелый исследователь прямо указал, что: «Факиры и йоги вызывают у самих себя экстатический транс уже около 2400 лет в религиозных целях с помощью приема, совершенно аналогичного тому, который я рекомендовал своим пациентам для их самогипнотизации.

Это так называемая продолжительная фиксация взгляда на кончике носа, или другой части тела, или просто воображаемого предмета в сочетании с сильным сосредоточением внимания и при задержке или замедлении дыхания». Именно благодаря Брэду, древние индийские психотехники получили «прописку» в Европе.

Уже в конце XIX века крупных успехов добились психиатры ведущих клиник Франции, Германии, России. Однако именно Хосе Кустодио ди Фариа и Джемсу Брэду мы все в первую очередь обязаны тем, что эта тема перестала быть запретной. В гипноз поверили...

Сергей КРИВЕНКОВ, журналист (Санкт-Петербург)