Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело…». Послушать стихотворение Тютчева Неохотно и несмело

Фёдор Иванович Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля —
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение . Предвкушение грозы - тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, карая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами . На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.

Стихотворение «Неохотно и несмело» написано 6 июня 1849 года. Ф. Тютчев создал его по дороге в село Овстуг, куда он изредка приезжал из Петербурга.

Основная тема стихотворения – предвкушение грозы. Гроза – одно из самых любимых явлений природы для поэта. Символизируя молодость и беззаботность, она приносит духовное очищение. Тютчев мастерски передал тот миг перед грозой, когда природа затихает в ее ожидании и преображается.

Приверженец романтизма и мастер пейзажно-философской лирики, поэт описывает природное явление через призму лирических переживаний, включая себя в мир природы и переживая грозу вместе с ней. Тютчев одухотворяет центральные образы стихотворения – землю, солнце и грозу, наделяя их человеческими чертами: «солнце раз еще взглянуло// Исподлобья на поля» . Небо и земля, символизируя неразрывную связь человеческой жизни и бытия вселенной, становятся главными персонажами стихотворения, а гроза отражает всю сложность и противоречивость отношений между двумя стихиями.

Тютчев изображает природу в промежуточном состоянии, от предвкушения грозы до ее завершения, стремясь отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание картины порывов ветра и наступающего сумрака. Кульминация стихотворения – вспышка молнии. Автор изображает усиление раскатов грома, поднятую ветром пыль. Но вот гроза заканчивается, и вновь выглянувшее солнце заливает своим сиянием омытый дождем мир.

Стихотворение, имеющее кольцевую композицию и состоящее из 5 строф, написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Поэт использует двухсложную стопу с ударением на первом слоге.

Для передачи изменений в состоянии природы Тютчев прибегает к разнообразным художественным средствам : синтаксическому параллелизму, ассонансу. Аллитерация р и г создает звуковые образы грома, а аллитерация с в первом и последнем четверостишиях помогает поэту передать сияние солнца.

Насыщенность произведения глаголами (за тучей прогремело, пробилась молнии струя, вихрем пыль летит ) передает динамизм описываемой картины. Отсутствие глаголов во второй строфе создает ощущение ожидания надвигающейся грозы. Глагольная лексика стихотворения красочна и выразительна: окаймил, принахмурилась, потонула .

Разнообразна создающая светлый и радостный колорит цветовая палитра стихотворения: зеленеющие нивы, пламень белый, синей молнии струя, земля в сиянье . Произведение насыщено движением, красками, звуками.

Поэт использует разнообразные тропы : олицетворения (солнце смотрит, пыль летит, принахмурилась земля ), эпитеты (пламень белый и летучий, зеленеющие нивы ), метафоры (земля потонула, молния пробилась ).

Тонкий лирик, Тютчев в своем стихотворении выразительно описал грозу как природное явление и перемены, происходящие в природе во время дождя, подчеркнув при этом главную философскую идею о цикличности всех процессов на земле. Гроза – явление временное, и на смену ей обязательно придет солнце, заливающее своим сиянием весь мир.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Неохотно и несмело» - это яркий пример пейзажной лирики в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева . Оно во многом отображает умение поэта показать и описать картину природы очень лаконично, но при этом с богатым набором метафор и приятной ритмикой. Это пять строф, которые объединяются кольцевой структурой, то есть всё начинается и заканчивается одним и тем же образом. Автор возвращается к тому месту, откуда пришел.

Этим образом в произведение выступает солнце. Оно наделяется вполне человеческими качествами, собственно, именно оно смотрит неохотно и несмело на поля где-то внизу. Но это лишь короткое вступление. Практически сразу же в дело вступает гром. Вообще, ожидание грозы - это один из главных мотивов здесь. Очень интригующий, захватывающий для поэта момент, когда небо вот-вот будет разорвано молниями и дождём. Чувствуется, что это описание погоды именно летней: «Ветра теплого порывы ». Издалека слышен могучий гром, тучи, будто сдерживающие в себе неистовое количество капель воды, приближаются из-за горизонта и собираются надо головой. Далее у Тютчева очень красивый и точный образ:

«Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой».

То есть поля внизу начинают менять свой цвет, они переходят от цвета более светлого, к цвету хмурому, более насыщенному. Очень тонкое наблюдение за природой.

По тому на стихотворную сцену выходит прима театра поэта - молния. Чувствуется, что образ грозы очень важен для автора. Для более точной формы, он даже разрывает катрен, и стих вообще на две ровные части: от ухода солнца до удара молнии и от описания этой молнии до возвращения солнца. Вторая половина стиха - это описание летней грозы. Автор нагнетает, небесный поток набирает силу, ветер сметает пыль из полей, а это явный намёк на то, что дождя здесь не было давно. И вот кульминация этой феерии:

«И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей».

Максимальная сила грозы.

Как известно, летние грозы своеобразны, они приходят ниоткуда и ровно так же быстро убегают непонятно куда. Тютчев очень точно это понял и отобразил. В начале, солнце появляется лишь для того, чтобы оказаться контрастом для грома, который моментально его сменяет. Так и в финале стихотворения, как только громовые раскаты приближаются к зениту своей власти над небом - тут же возвращается солнце. И картина моментально изменяется на абсолютно противоположную. Вновь поливаются тёплым светом поля. Вновь земля, которая была напугана могуществом молний, заливается сиянием, буквально тонет в нём.

В этом стихотворении Ф.И Тютчев показал своё умение не только очень внимательно наблюдать за природой, но и очень чётко понимать принципы, по которым она работает. Он точно знает, что после того, как солнцу надоест без конца смотреть на землю, сразу же появится гроза. Он понимает, что это временное явление, очень яркое, завораживающе прекрасное, но, безусловно, конечное, причем уйдёт оно так же быстро, как и пришло. Истинный талант поэта проявился в этом видении мира.

(Иллюстрация: Сона Адалян )

Анализ стихотворения "Неохотно и несмело..."

Сила дождя

Известный российский поэт Ф. И. Тютчев в своем творчество большое внимание уделял описанию природы. Он, как мастер пейзажно-философской лирики, в своих стихах описывал картины природы через лирические переживания. А природу он всегда видел в неразрывной связи с человеком, его внутренние переживания связаны с философскими размышлениями о единстве человека и природы, о месте человека в мире, о жизни и смерти.

В стихотворении «Неохотно и несмело», автор изображает картину летней природы, красочно расписывая надвигающуюся грозу. В этом стихотворении, поэт ярко описывает небо, то, как сменяется солнце тучами, а затем блещет молния и начинается дождь. Все чаще раздается гром и поднимается ветер, а солнце, осветив еще раз землю, скрывается за тучами. Поэт восторгается этой картиной и, подбирает очень яркие и выразительные слова для ее описания.

В этом произведении, он использует всевозможные художественные средства, которые помогают разукрасить картину и придать ей особенную прелесть и очарование. Главными действующими лицами в стихотворении выступают солнце и земля, а также молнии и грозы, которые производят особенное действие, чтобы не дать соединиться солнцу и земле. Автор одухотворяет эти образы, используя олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло исподлобья на поля». Для создания ярких образов природы, поэт использует эпитеты: «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Используя множество глаголов в стихотворении, Тютчев передает движение и изменения в природе, показывая тем самым течение жизни. Это стихотворение отличается живостью и динамизмом, оно указывает на постоянство движения, как признак жизни. Объединяя в стихотворении небо и землю, автор утверждает единство человеческой жизни и бытия вселенной.

В описанной картине событий летней природы, автор, используя надвигающиеся тучи, показывает, что есть что-то постоянно мешающее воссоединению солнца и земли, человека и природы. Однако начавшийся дождь является очищением всего живого, он приносит свежесть и новое дыхание, его действие оживотворит все. А после дождя обязательно придет солнышко и обнимет всю землю своими нежными лучами.

«Неохотно и несмело» Федор Тютчев

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальный гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

Анализ стихотворения Тютчева «Неохотно и несмело»

Пейзажная лирика Федора Тютчева весьма богата и разнообразна. Являясь сторонником романтизма, поэт считает, что чувства и ощущения имеют гораздо более важное значение, чем их материальные проявления. Иными словами, намного лучше самому любить, чем быть любимым. И, бесспорно, куда как более важно уметь замечать изящество окружающего мира, который безупречен в своем совершенстве.

Не секрет, что одним из излюбленных явлений природы Федора Тютчева является гроза, которая в его творчестве символизирует молодость и беззаботность, а с философской точки зрения приносит духовное очищение . Предвкушение грозы – тот краткий миг, когда человек, умеющий остро чувствовать прекрасное, испытывает подлинный восторг. Вместе с ожиданием очищения приходит понимание того, что все происходящее является неизбежным. И в этой фатальности есть свое очарование, противостоять которому так же бессмысленно, как и пытаться повернуть время вспять.

Стихотворение «Неохотно и несмело», написанное Федором Тютчевым в 1849 году, с присущей поэту скрупулезностью и образностью передает миг перед грозой, когда природа затихает и преображается. Солнце выглядывает из-за туч, земля «принахмурилась», а «ветра теплого порывы» мягко поглаживают «зеленеющие нивы».

Используя богатство и многообразие русского языка, поэту удается с особым колоритом передать надвигающуюся грозу. В простой по построению фразе «чу, за тучей прогремело», слышится вся гамма звуков, которые сопровождают раскаты грома. Однако звучат они не угрожающе, и природа словно бы понимает, что ничего страшного не произойдет. Даже молодая пшеница становится гораздо «зеленее под грозой», будто бы показывает всем своим видом, что предстоящий дождь является для нее настоящим праздником неги и плодородия.

С особым мастерством Федор Тютчев изобразил молнию, которая синим огненным лучом разрывает небо напополам. Эта фантастическая картина на фоне общего спокойствия и безмятежности окружающего мира словно бы переносит читателя в мир мифов и суеверий, заставляя напомнить о том, что когда-то люди поклонялись молнии, как божеству, наделяя ее способностью выбирать себе жертву среди людей, какая их за грехи. Однако поэт в стихотворении представил небесную властительницу благосклонной и милостивой. Она выступает не в роли судьи, а в качестве предвестницы грозы, неся с собой бесценный дар в виде теплого летнего дождя, которому предстоит умыть землю и напоить ее волшебным эликсиром жизни.

Его капли становятся все тяжелее, падая чаще и чаще. Они как будто бы наводят порядок на уставшей и обожженной солнцем земле, и благодаря этой небесной «уборке» видно, как «вихрем пыль летит с полей». При этом раскаты грома становятся более гулкими и сердитыми, словно подгоняют небесную царицу, заставляя ее как можно быстрее закончить свою нехитрую работу. Однако гроза не торопится, и природа, застывшая в ее ожидании, превращается в заколдованное царство, оживить которое в состоянии лишь проливной дождь.

Поэту не чужды метафоры, поэтому он наделяет солнце человеческими качествами . На время уступив бразды правления грозе, оно «исподлобья» выглядывает, прячась за темными тучами, наблюдая за тем, как хозяйничает одна из его служанок. И этот последний солнечный луч, коснувшийся «смятенной земли», является напоминанием о том, что пройдет совсем немного времени, и небесное светило вновь займет свое почетное место на облачном троне, благосклонно и слегка насмешливо взирая на обновленный мир, наполненный свежестью и чистотой после прошедшей грозы.