Анализ картины бурлаки на волге по плану. История картины Репина «Бурлаки на Волге

Картина Репина "Бурлаки на Волге" - собирательный образ народа

Картина Ильи Ефимовича Репина "Бурлаки на Волге" является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.

На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху - голубое небо с облаками, внизу - желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.

Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками - так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья - под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела - в этой работе руками не поможешь. Главное - переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу - здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.

Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины - в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины - конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину


Илья Репин. Галерея картин и рисунков художника - Бурлаки на Волге, 1873

Русский художник Илья Ефимович Репин
Бурлаки на Волге, 1873

История создания картины подробно описана самим Репиным в книге "Далекое близкое". Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию "критического реализма" 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве). С целью осуществления этой идеи художник в 1870 году предпринял поездку по Волге, где выполнил множество портретных зарисовок. От первоначального замысла не осталось и следа. "Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас же напугался, - писал Достоевский. - Даже самый сюжет ужасен: у нас как-то принято, что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу... К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: "Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!". И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику". Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых - самостоятельная портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Возглавляет ватагу тройка "коренников": в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа - бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа - "Илька-матрос", озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являет собой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями. Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый "Грек", обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок. Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годами существующих рядом, вместе - таков "сверхсюжет" репинских Бурлаков.

Редакция Интересно знать решила рассказать об одной из главных картин в творчестве великого русского художника-живописца Ильи Репина — «Бурлаки на Волге».

Картина в 1873 была отправлена на Всемирную выставку в Вене и вызвала огромный скандал на родине.

Картина «Бурлаки на Волге» Репин 1873 год

Сам Репин вспоминает, что замысел картины возник ещё в 1869 году, когда он был на Ниве. 25-летний ученик Академии художеств был так впечатлен бурлацким трудом, что почти сразу сделал первый акварельный эскиз.

Бурлацкий труд был широко распространен в городах России XVI-XIX веков. Это были наемные рабочие, которые с помощью бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек и так отрабатывали сезон. В бурлаки шли, как правило, бездомные и бродяги. Иногда в их числе были крестьяне, которые вынужденно шли на такую работу, из-за нужды и плохих урожаев.


«Бурлаки на Волге». Эскиз-вариант 1870

На картине хорошо видна иерархия наемных рабочих: в передней лямке всегда шел сильный и опытный бурлак, который и устанавливал ритм движения. За ним шли «кабальные» и только потом «усердные». Чтобы все бурлаки шагали в ногу, запевали песни, иногда просто выкрикивал слова.

Несмотря на тяжелый труд, бурлак за сезон (весной или осенью) мог заработать столько, чтобы порядка полугода жить безбедно.

Репин в передней лямке изобразил Канина – расстриженного священника, подавшегося в бурлаки. С ним художник познакомился на Волге. Все герои картины Репина имели свои прототипы. У художника даже сохранились эскизы, на которых каждый из героев изображен в отдельности.


Фото: liveinternet.ru
И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент

Скандал же был вызван тем, что именно именно эту картину отправили на Всемирную выставку в Вене. Дело в том, что картина была завершена в 1873, когда на смену парусным лодкам пришли пароходы, и необходимость в бурлацком труде пропала. К тому же, уже в середине XIX века труд бурлаков стали заменять машинной тягой. По сути это значило, что тема картины на тот момент уже потеряла свою актуальность. Потому и разразился скандал, когда картину отправили на Всемирную выставку.

В своей книге «» Репин рассказывает, что тема картины родилась под впечатлением увиденной на Неве сцены: празднично одетые прогуливающиеся господа, а рядом бурлаки в лямке, тянущие баржу. Впечатление у художника от этой сцены было очень сильным. Подсказанная жизнью тема так овладела художником, что он вынашивал ее около пяти лет , делал все эти годы наброски и эскизы в поисках решения.

Судя по одному из ранних эскизов известнейшей картины живописца, Репин намеревался взять за основу сюжета картины контраст между веселящимися господами и группой бурлаков. И хотя это соответствовало первому впечатлению художника, он продолжал искать новые формы и темы. Репин трижды специально выезжал на Волгу, где наблюдал труд и быт будущих героев картины , делал зарисовки, писал эскизы и этюды. В конце концов художник решил дать общий образ этих людей, показать духовную энергию и силу живописно-пластичными средствами.

В результате... широкие просторы великой русской реки. По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу. Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. Яркое солнце освещает всю артель, темное тревожное пятно мрачной группы одетых в рубище людей подчеркивается спокойствием, ясностью пейзажа, полными светом и воздухом бескрайними просторами. Узкая полоска берега, смутные очертания холмов за широкой водной гладью усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, что позволяет художнику еще резче оттенить «темное, сальное, какое-то коричневое пятно » (по выражению самого художника) — бурлаков .

Первое впечатление от картины именно такое: среди искрящегося солнцем пейзажа движется темное пятно. Сначала видишь только это пятно, вытянутое по берегу, группу людей. Затем начинаешь различать лица: бурлака с трубкой, старика, молодого парня и, наконец, замечательного вожака артели Канина. И постепенно воспринимаешь каждого члена артели как индивидуальность, как характер.

Репин неустанно сопровождал бурлаков во время их движения по берегу , наблюдал за ними и воспроизводил наиболее интересные типы в этюдах. Этот живой источник творчества помог художнику найти прототипы задуманных образов и подсказал ему убедительное живописно-пластическое решение темы.

В картине раскрывается живописный талант Репина. Пластично вылепленные фигурки бурлаков, даже их лохмотья. Пейзаж с его желтым песком, в котором вязнут ноги, с голубоватой лентой реки, пестрой баржей и высоким знойным летним небом написан широко, смело, красиво. Далеко простирается гладь воды. Этот открытый пейзаж был для своего времени достижением по трактовке пространства, по характеру цветовой гаммы, основанной на сочетании желтых и голубых оттенков.

Бурлаки показаны в момент изнурительной и отупляющей работы. Однако это не вызывает чувства уныния, безнадежности. Наоборот, тяжелая поступь бурлаков, мощь тружеников — все это оставляет впечатление о внутренней силы народа, о великой силе России .

Именно живость картины, невероятная пластика форм, объем и пространство делают эту картину такой популярной с самого момента создания шедевра великим живописцем по сегодняшний день.

Ценители полотна Репина «Бурлаки на Волге» могут заказать копию картины , написанную маслом на холсте, а так же обсудить детали, сроки и стоимость работы художника.

«Бурлаки на Волге » - одна из самых известных картин великого русского художника (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Холст, масло. 131,5 × 281 см. В настоящее время находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурлаки — наёмные рабочие в России в XVI-XX вв., которые тянули судно против течения при помощи бечевы. Труд бурлаков был очень трудным и тяжёлым. Тянуть судно против течения даже в большой группе - задача посильная не каждому. Облегчить труд бурлаков мог разве только встречный ветер, который подгонял корабль с поднятыми парусами. Известно, что у бурлаков были даже собственные песни, которые они распевали во время своей работы. Одной из самых известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем». Бурлаки стали постепенно исчезать с появлением пароходов, а в 1929 году бурлацкий труд был запрещён постановлением НКПС СССР.

Илья Ефимович Репин задумал написание картины ещё в 1869 году, когда вместе с художником К. Савицким отправился на Неву для написания картины. Именно на Неве он впервые увидел бурлаков, которые поразили его воображение. Сама же работа была написана во время путешествия по Волге. Для многих картина «Бурлаки на Волге» представляется символом невольничества, каторжного труда, несчастья и даже насилия над людьми, однако это далеко от истины. Бурлаки — это добровольные рабочие, которые выполняли тягу речных судов за деньги. Помимо картины маслом, Илья Репин также оставил несколько эскизов с бурлаками. Один из рисунков-эскизов размером 18,3×32,7 см. (1870 г.) сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве.

Илья Репин - Бурлаки на Волге

Хотите увидеть по-настоящему хороший и качественный фильм, который скрасит вечер и запомнится надолго? В этом случае, - это именно то, что вам нужно! Новый фильм Ридли Скотта с известными актёрами и закрученным сюжетом.