Андрей пентюхов. О нашем собеседнике. Бродягами не рождаются

Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой соседки немного еды, Алёшка получает смертельную рану от руки хозяйки. Потеряв всех своих близких, Алёшка пытается найти хоть какую-то защиту. Находит её в лице политкома Синицына, который спасает мальчика от гнойной раны на голове. Узнав о том, что его хозяин (Алёшка устроился к хуторскому богачу Ивану Алексееву) вступил в сговор с бандитами, сообщает об этом политкому. Бандитов удаётся окружить в сарае. Алёшку Синицын посылает бросить гранату в оконный проём. Когда мальчик выдёргивает чеку, из сарая выходит человек, ведя ребёнка перед собой. Алёшка закрывает гранату своим телом. Синицын успевает выбросить гранату в сторону, но Алёшку всё же задевает осколком рядом с сердцем. Такое смелое решение способен принять только очень ответственный и по-настоящему взрослый человек.

2. М.А. Шолохов «Родинка»

Главный герой повествования М.А.Шолохова заполняет анкету: «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст - 18 лет». Мечтает Николай учиться в школе, получать образование, а вместо этого вынужден воевать, гонятся за остатками банды. Вот уже полгода он воюет лучше других, отважно и почти без урона ликвидировал две банды, не хуже любого опытного командира. Главарь банды, которую преследует Николка, – атаман уже одиннадцать лет воюет на фронтах. В последней схватке опытный старый вояка убивает юного Николку. А когда снимает сапоги, видит на щиколотке родинку, размером с голубиное яйцо, такую же, как у него самого. Понимая, что убил собственного сына, атаман вкладывает пистолет себе в рот и нажимает на курок. Война забирает людей без разбора, рушит самые прочные связи. Дети, юноши взрослеют быстрее, когда рядом ходит смерть.

3. В.Быков «Круглянский мост»

Главный герой повести юный партизан Стёпка Толкач идёт на серьёзное дело вместе с командиром Маслаковым и двумя взрослыми бойцами – Бритвиным и Шпаком. Ситуация оказывается весьма трагичной: Маслакова при первой попытке зажечь мост смертельно ранят, впоследствии он умирает. Командование на себя берёт Бритвин, бывший комбат, разжалованный за что-то, теперь желающий восстановить своё имя во что бы то ни стало. Он придумывает махинацию, в результате которой гибнет местный мальчик Митя и его конь. Стёпка понимает, что Бритвин не желает жертвовать своей жизнью или здоровьем, и обвиняет его в подлости. Бритвин не предполагая, что мальчишка способен раскрыть его замысел, бьёт Стёпку прикладом, а тот стреляет в обидчика. Бритвин стремиться скрыть этот инцидент, но Стёпка принимает отчаянное решение: он готов предстать перед судом, чтобы каждый (и он в том числе) понёс наказание по справедливости. Война – жестокое время, принятие ответственности на себя становится показателем взросления.

4. В.Катаев «Сын полка»

Ваню Солнцева нашли разведчики, возвращавшиеся с задания. Мальчик спал и плакал во сне. Его сначала пытались отправить в детский дом, но после нескольких попыток поняли, что мальчик хочет остаться в отряде. Его приняли на довольствие. Ване дают задания, которые он успешно выполняет. Природная смекалка помогает ему в этом. Но однажды на батарею Енакиева, который, по сути, стал мальчику приёмным отцом, были брошены свежие силы фашистов. Желая спасти жизнь ребёнку, Енакиев даёт мальчику задание: доставить донесение в штаб. Ваня не знал, что командир батареи вызвал огонь на себя. И когда мальчик вернулся на место сражения, обнаружил, что все погибли и капитан тоже. Но он оставил письмо, в котором просил отдать мальчика в военное училище. Его волю выполнили. Ваня, узнавший с детских лет, что такое сражение, огонь вражеских батарей, стал не по-детски взрослым.

Вступление
Каждый человек в определенный период жизни проходит путь взросления. Большинство людей взрослеет в течение ряда лет, постепенно набираясь жизненного опыта. Кто-то становится взрослым быстро, совершая, например, какой-либо героический поступок. И лишь у немногих взросление происходит мгновенно, неожиданно.
Формулировка проблемы
Проблема взросления человека не может оставить равнодушным никого, в том числе и известного русского писателя, автора романа «Русский лес» Леонида Леонова. Она не зависит от времени, от национальной принадлежности человека и от того, жителем какой страны он является. А от чего же зависит взросление?

Комментарий к сформулированной проблеме
Так, размышляя над причинами запоздалого взросления нынешних молодых людей, можно сказать, что сегодня многие юноши и девушки окружены заботой близких людей, обеспечивающих их материальное благополучие и душевный комфорт, большинство из них не испытывает чувства ответственности за других, не знает войн и голода. А ведь именно война часто делает человека взрослым, заставляя принимать ответствественные решения.

Позиция автора
Так, герой представленного текста становится взрослым именно на войне. Леонид Леонов, размышляя над проблемой взросления человека, показывает условия – необычные, неожиданные – этого взросления. Он утверждает, что необязательно «семь раз кровью облиться» , чтобы стать мужчиной. Порой молодому человеку достаточно получить скромный букетик цветов от маленькой девочки, чтобы почувствовать ответственность не только за себя, но и за таких вот детей, желание защитить их, уберечь от страшной беды.

Моя позиция. Аргументы
Трудно не согласиться с позицией автора. Взросление может произойти с человеком порой неожиданно, и война часто служит, образно выражаясь, катализатором обретения зрелости. В подтверждение этого можно привести ряд аргументов.

Если мы обратимся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» , то, конечно, вспомним юного Петю Ростова, который в пятнадцать лет, несмотря на уговоры семьи, добровольно отправился на войну с французами, чтобы постоять за Отечество, защитить своих близких от врага.

Из повести Валентина Катаева «Сын полка» , посвящённой другой Отечественной войне, мы узнаём, что герой её, Ваня Солнцев, потерявший в военное время всех близких и оказавшийся на оккупированной фашистами территории, хлебнувший лиха, попадает наконец на батарею разведчиков, которой командует капитан Енакиев. Он, совем ещё мальчик, став сыном полка, храбро воюет, ходит, рискуя жизнью, в немецкий тыл. Война делает этого ребенка взрослым человеком, готовым постоять за Родину, за жизнь людей.
Главное, что объединяет этих столь разных героев, - их мысли, чувства, желание быть нужным своему Отечеству в пору тяжких испытаний. Есть чему поучиться у таких, как Петя Ростов и Ваня Солнцев, есть чему позавидовать многим моим сверстникам!

Проблема взросления (на примерах произведений "Война и мир", "Маленький солдат")

Что значит стать взрослым?

Этапы взросления на примерах произведений Л.Н. Толстого "Война и мир" и А.П. Платонова "Маленький солдат".

Часто молодым людям родители и учителя говорят: "Когда вы уже повзрослеете?" Эта фраза у всех на слуху, и многие подростки не придают ей должного значения. Но что значит взрослеть? В моем понимании, это не только становиться старше с годами, которые неумолимо отсчитывают время, отведенное нам, но взрослеть это становиться в полной мере ответственным за свои поступки. Так, в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" на протяжении всего повествования мы можем проследить этапы взросления Наташи Ростовой.

В начале произведения она предстает перед читателем беззаботным, счастливым, резвым ребенком с искренней душой и чистым сердцем. Некоторое время спустя юная Наташа в душе остается все тем же ребенком, не знавшим горечи утраты близкого человека, предательства, подлости, обмана.

Именно такую, чистую душой девушку полюбил князь Андрей Болконский, который на тот момент находился в тяжелом состоянии духа. Отчаяние, разочарование в жизни овладевают им. Но общение с Наташей Ростовой, которая смотрит на жизнь мечтательно, с затаенным ожиданием прекрасного, дает ему новый смысл существования, вселяет в него силы и желание жить и радоваться каждому дню. Переломным моментом в жизни Наташи становится помолвка с князем Андреем. Она впервые задумывается о том, что ей предстоит стать женой и матерью, что на нее возлагается ответственность за счастье близких людей. Но князь Андрей, понимания душевные метания неопытной девушки и соглашаясь с мнением своего отца, поступает благородно, откладывая свадьбу на год.

Он осознает важность такого серьезного шага, как замужество, в дальнейшей судьбе Наташи Ростовой, живущей чувствами и эмоциями. Князь Болконский хочет, чтобы Наташа совершила этот шаг обдуманно, осознанно, следуя голосу разума. Он дает своей юной невесте время повзрослеть, разобраться, понять себя и свои чувства.

Но зачастую в жизни человека случаются совершенно другие события, которые заставляет его взрослеть.Например, война. О такой истории взросления рассказывает А.Платонов в произведении "Маленький солдат". Главный герой мальчик лет семи Сережа Лабков. Война лишает его детства, отчего дома, родителей. За свои совсем недолгие прожитые годы он видел столько горя, предательства, смертей, сколько никогда не увидят взрослые, прожившие длинную мирную жизнь люди. Все эти человеческие несчастья и мучения отложились в сознании ребенка. И автор говорит, что внешне и по манерам поведения Сережа больше походил на взрослого мужчину. Противоестественная природе и жизни вообще война покалечила душу ребенка. Она отняла у него беззаботные детские годы и заставила повзрослеть раньше времени.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что причины взросления бывают совершенно различные: создание семьи и чувство ответственности за нее, потеря близких и родных, какие-то сложные жизненные ситуации. Но важно, чтобы в детстве были заложены духовно-нравственные ценности, которыми человек смог руководствоваться в дальнейшей взрослой жизни. Также необходимо добавить, что нет определенной границы, которая делила бы жизнь человека на части "ребенок-взрослый". Человек взрослеет в течение все своей жизни, на разных ее стадиях, в силу своего интеллектуального и духовно-нравственного уровня.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-03-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

6. Задание: напишите вступление и собственное рассуждение по проблеме. Используйте готовые аргументы.

Тема сочинения: Почему на войне быстро происходило взросление юношей и девушек?

Отрывок из романа Л.Леонова «Русский лес» (текст из Демоверсии – 2013)_

(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая,

двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее,

чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)– Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и,

отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный

треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений.

(4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы

находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно,

командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в

Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул

своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем

двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с

какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула

листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.

(9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё

это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и

прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. – (12) Мы всё отступаем пока,

день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи,

как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем

ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то,

что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, –

Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша

часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во

всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет

девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить

Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической

обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось,

они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза –

на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять

букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я

не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...

(23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём,

словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что

случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной

стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! –

Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)– Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо,

сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат

оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие,

затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события

истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных

самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли

её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг

прогремел в те дни на всю страну.

Примерный литературный аргумент по данному тексту

В романе Л.Леонова «Русский лес» есть эпизод, когда героиня романа Поля получает с фронта письмо от своего друга Родиона. В своем первом фронтовом письме любимой девушке он рассказывает о том, как встреча с маленькой девочкой в русской деревне во время отступления наших солдат заставила его почувствовать ответственность за себя и других, изменила внутренне. «Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости!» - признается Родион в письме. Автор убеждает читателей в том, что взросление юношей на войне происходило очень быстро, потому что личная ответственность каждого за происходящее была слишком велика. (101 слово)

Еще один аргумент по проблеме

Приведу другой пример. В повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» в неравный бой с фашистскими диверсантами вступают девушки-зенитчицы, почти девочки. От личного мужества Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Сони Гурвич, Гали Четвертак зависело очень многое. В одно мгновение героини повзрослели, поняв, какая огромная ответственность легла на их хрупкие плечи.

Глупо, нелепо гибнут девчонки. Но можно ли осуждать Лизу, торопившуюся привести помощь? Или Соню, вернувшуюся за кисетом Васкова? Нам ли судить Галю Четвертак, испугавшуюся проходивших мимо фашистов, или Риту, выстрелившую себе в висок, чтобы не быть обузой для Федота Васкова? Конечно же, нет, потому что смерть их не бессмысленна, ведь не может быть бессмысленной смерть тех, кто погиб, защищая Родину. Именно об этом говорит в своем последнем разговоре с Васковым Рита: «… мы Родину защищали».

Всего пятеро девчонок встали на пути целого отряда фашистских диверсантов – и победили, не пропустили врага! Их подвиг не может не восхищать читателей. 148 слов

Возможное заключение

Произведения Л.Леонова и Б.Васильева заставляют задуматься о том, что мальчики и девочки на войне становились зрелыми, потому что начинали осознавать: победа над врагом зависела от личного вклада каждого солдата. И неважно, сколько тебе было лет.

    Тема: Нравственная оценка факта войны. (Осуждение войны в произведениях литературы)

Напишите сочинение по плану, используя готовые аргументы

    Безумие и противоестественность войны. Цитата из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». («Война – не любезность…»)

    Война – это… (моя оценка факта войны – развернутое рассуждение)

    Л.Толстой «Война и мир» - первый аргумент.

В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» проявляется осуждение автором войны, ее жестокости и бессмысленности. Например, один из любимых персонажей Толстого Николай Ростов, раненый в первом бою, видит идущих к нему людей и чувствует облегчение, надеясь на то, что ему помогут. Но когда он понимает, что его идут убивать (один из французов целился в него), Николай, потрясенный, выхватывает пистолет и швыряет им в своего врага, как мальчишка камнем. Мы понимаем, что этот бессмысленный поступок подчеркивает убеждение Толстого: война – это то, что совершенно не свойственно человеческой натуре, это абсурд, и отсюда абсурдный поступок Николая.

В другом эпизоде этот же герой совершит подвиг: заметив, что французы теснят наших, ещё миг и начнется самое страшное – избиение окруженных, Николай, не дожидаясь команды, увлечет эскадрон, погонит французов, спасет своих. Герой? Да. И крест Георгиевский он получит, и повышение по службе ему придет, но в памяти у Николая после этого боя останется совсем другое: в разгар атаки он, настигая убегающего француза, взмахнет саблей и вдруг увидит смертельно испуганное лицо… не врага, не подлого захватчика (хотя он был и врагом, и захватчиком), а человека, ощутившего ужас приближающейся смерти. И рука дрогнула, он не рубанул, а лишь царапнул француза, остановив удар.

Так рождается очень важное чувство, которое испытывает герой: можно и нужно идти в бой, когда зовет долг, но нельзя испытывать упоение, убивая людей, даже врагов.

    Л.Андреев «Красный смех»

М.Шолохов «Донские рассказы»

В «Донских рассказах» М.Шолохов показывает казачью жизнь в период гражданской войны. Все рассказы проникнуты мыслью: острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи. Шолохов показывает преступность войны, её губительные разрушительные последствия как для судьбы «тихого» Дона, так и для России в целом. В этой войне неправы обе стороны . Очень точно выразит эту авторскую мысль в романе «Тихий Дон» Григорий Мелехов: «Мне, если направдок гутарить, ни те, ни эти не по совести».

Особенно ярко трагический раскол среди казаков показан в рассказе «Родинка». Главные герои – отец и сын Кошевые, которых революция поставила по разные стороны баррикад. Николка, командир красного эскадрона, ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Эскадрон его однажды сталкивается с бандой, атаманом которой является его отец. К моменту его трагического поединка с отцом Шолохов приурочивает размышления Николки о покривившемся ходе его жизни: « Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда… Опять кровь, а я уже уморился так жить… Опостылело всё…»

Эта недвусмысленная оценка войны дополняется в рассказе многозначительной деталью: посыльный, привезший пакет. До смерти загнал лошадь, и это еще больше убеждает Николку в неправоте творимого дела.

Трагедией заканчивается рассказ: отец и сын, неузнанные, встречаются на поле боя, отец убивает сына и случайно узнает его по родинке, понимает, что совершил страшный грех, и сам себе выносит приговор.

    Тема: Нравственный выбор человека в условиях войны

В.Быков «Сотников»

Василь Быков – белорусский писатель. Сам он прошел Великую Отечественную войну, был тяжело ранен, воевал на территории родной Белоруссии, где от рук фашистов погиб каждый четвертый житель.

Проблеме нравственного выбора человека на войне посвящена его повесть «Сотников». В основе сюжета книги история о том, как два партизана: Сотников и Рыбак отправляются в деревню, чтобы добыть овцу для отряда. До этого герои были мало знакомы, хотя уже успели повоевать и даже выручить друг друга в бою. Сотников чувствует себя нездоровым, но все же вызывается идти.

Рыбак, парень простодушный и добрый, жалеет его, отдает свое полотенце, чтобы Сотников замотал горло, делится с ним остатками еды, не бросает Сотникова во время столкновения с полицаями, хотя и имеет возможность убежать.

Вначале симпатии читателя на стороне Рыбака: кажется, что именно этому герою суждено совершить подвиг. Он смелый, отчаянный, не бросает товарища в трудную минуту.

Ситуация меняется после ареста героев. Перед выбором ставит автор своих героев: погибнуть, но не запятнать своей совести или остаться жить, но стать предателем.

Внешне слабый Сотников оказывается сильным духом человеком. Он сразу осознает безысходность ситуации и делает выбор. Он ни секунды не колеблется, предпочитая умереть, чем предать товарищей и свои нравственные принципы.

Рыбак же до последней минуты не верит, что из этой западни не вырваться. Он вступает в опасную игру с врагом и, сам того не желая, проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Обратной дороги нет, и Рыбак начинает жить по другим законам. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища Сотникова.

Герои В.Быкова, оказавшись в кризисной ситуации, выявляют свою суть. Повесть «Сотников» учит нас тому, что в самых бесчеловечных ситуациях человек должен поступать по совести, оставаться человеком, как бы трудно это порой ни было.

В.Быков «Обелиск»

В основе сюжета повести – история учителя Алеся Мороза, который незадолго до войны приезжает в поселок Сельцо в Западной Белоруссии и своей главной задачей считает не только обучение детей грамоте, но и воспитание в них чувства собственного достоинства, гражданского самосознания. «Главное, - говорит он, - чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло…»

Когда приходят немцы, Морозу разрешают продолжить работу в школе. Такое разрешение можно было бы считать сотрудничеством с оккупантами, но Мороз, рискуя жизнью, учил детей мужеству, воспитывал в них ненависть к захватчикам. Его ученики совершили диверсию, взорвав машину с фашистами, были захвачены и приговорены к смерти.

Находившийся в партизанском отряде Мороз узнает, что немцы обещают отпустить детей, если он добровольно сдастся. И сам учитель, и партизаны понимают, что это лишь уловка, мальчишки будут казнены в любом случае. Ситуация нравственного выбора осложняется еще и тем, что Мороз знает местонахождение партизанского отряда. Если он под пытками проговорится, жизнь многих людей окажется под угрозой. С одной стороны – «простая арифметика», с другой – главный герой ощущает себя Учителем, несущим моральную ответственность за то, какие нравственные качества воспитал он в своих учениках. И, несмотря на запрет, Мороз возвращается в поселок и сдается в руки фашистов, чтобы поддержать ребят в трудную минуту. Он погибает вместе с ними, но помогает бежать своему лучшему ученику Павлу Миклашевичу.

Отношение к поступку Алеся Мороза в повести у разных героев неоднозначно. Многие люди считали, что учитель поступил необдуманно и жертва его бессмысленна. Автор повести заставляет и читателей сделать свой выбор – дать оценку поступку героя. Лично я согласен с мнением Павла Миклашевича, который всю жизнь доказывал, что Алесь Мороз совершил настоящий подвиг и имя его достойно быть высечено на обелиске рядом с именами его учеников. В трагической ситуации он решил находиться со своими учениками, чтобы показать им пример мужества и стойкости перед лицом смерти.

Алесь Мороз напоминает мне великого педагога Януша Корчака, который тоже погиб вместе со своими воспитанниками. Это истинные педагоги, Учителя с большой буквы.

    Что позволяет человеку остаться человеком в страшных нечеловеческих условиях войны?

М.Шолохов «Жеребёнок»

Главную тему «Донских рассказов» М.Шолохова можно определить так: расчеловечевание и красных, и белых в ходе гражданской войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса – вочеловечевания.

Так, в одном из лучших рассказов «Жеребенок» автор рассказывает о том, как у кобылы рождается жеребенок, а комиссар приказывает его застрелить. Однако герой рассказа Трофим не может этого сделать, он его спасает, когда жеребенок тонет, а сам Трофим погибает.

М.Шолохов на примере этого героя показывает, что христианские ценности, евангельские заповеди, оказывается, интуитивно живут в душах людей, человеческое утрачено в ходе братоубийственной войны не до конца. Автор уверен, что в людях есть гуманистические ресурсы, он надеется на то. Что в людях не до конца вытравлены сочувствие, доброта, желание освободиться от жестокости и насилия войны.

М.Шолохов «Шебалково семя»

В рассказе «Шебалково семя» красноармейцы убивают белогвардейскую шпионку, предлагают они убить и найденного в телеге младенца: « За ноги его да об колесо! Что ты с ним страдаешь, Шебалок?» Раз ребёнок прижит от белогвардейской шпионки, то он должен считаться врагом.. Казалось бы, налицо первобытная жестокость, утрата самой главной христианской ценности.

А вот у красноармейца Шебалка это чувство сохраняется, хотя сам герой и не догадывается о нем: «А мне жалко постреленка до крайности!» И вот это «жалко» сразу говорит о том, что сердца казаков не до конца огрубели и утратили милосердие. И красные, и белые могут быть зверьми, а могут и людьми.

«Донские рассказы» коротки, но в них отчетливо звучит авторская позиция6 тревога за судьбы людей и одновременно вера в победу доброго начала в человеке.

Книга

Неуклюжему подростку Асафу поручено найти хозяина собаки, и он отправляется в долгое безумное путешествие по Иерусалиму и окрестностям через историю, географию, литературу и абсурд прямиком к взрослению. По дороге ему придется познакомиться с разными людьми и понять, что его проблемы не самые важные в этом мире.

Урок

Иногда нужно просто бежать, и дорога выведет тебя туда, куда нужно.

Цитата

«Едва рука Асафа сжала поводок, пес изо всех сил рванулся с места и потащил его за собой. Данох испуганно взмахнул рукой, успел сделать пару шагов за ними, даже кинулся было вслед - все бесполезно. Асафа уже проволокло на дикой скорости через двор мэрии, стащило по ступенькам и выдернуло на улицу. Потом его ударило о припаркованную машину, о мусорный бак, швырнуло на прохожего, на одного, другого.

Он бежал… Большой мохнатый хвост мельтешит перед глазами, сметая в стороны людей и машины, а следом несется Асаф, загипнотизированный этим хвостом. Иногда пес останавливается на мгновение, поднимает голову и принюхивается, а потом сворачивает в боковую улицу и опять мчится во весь дух - кажется, что он точно знает, куда стремится, так что гонка, возможно, скоро закончится, пес найдет свой дом, Асаф передаст его хозяевам, и дело с концом».

02. Стивен Чбоски. «Хорошо быть тихоней»

Книга

Главный герой в письмах рассказывает о типичных проблемах мальчика-подростка. Все стандартно: тут и одиночество, и то, что тебя никто не понимает, и нехорошие соблазны, и наконец девочки, про которых все непонятно. Очень удачно выбрана форма повествования - подросток пишет подростку. Книгу Чобски часто рекомендуют друг другу родители тинейджеров - как сборник ответов на вопросы, интересующие любых пап и мам.

Урок

Иногда очень важно кому-то выговориться.

Цитата

«Зато она мне подсказала, как вести себя на свидании; очень даже интересно. Она объяснила, что такой девушке, как Мэри-Элизабет, не нужно делать комплименты насчет ее внешности. Лучше сказать, что она очень стильно одета, потому что прикид, в отличие от внешности, девушка выбирает сама. И еще: некоторым девушкам нравится, когда ты помогаешь им выйти из машины, даришь цветы, но с Мэри-Элизабет (тем более на вечере белых танцев) это будет неправильно. Тогда я спросил, а что же будет правильно, и она объяснила, что нужно задавать ей побольше вопросов и не брать в голову, если Мэри-Элизабет сама будет говорить без умолку. Я сказал, что получается как-то недемократично, а Сэм объяснила, что Мэри-Элизабет всегда так ведет себя с парнями. Насчет интима с Мэри-Элизабет - здесь, по словам Сэм, уверенности нет, потому как она уже не раз встречалась с парнями, так что опыта у нее намного больше, чем у меня. Сэм говорит: если не уверен, как вести себя в интимной обстановке, то просто подмечай, как целуется твоя девушка, и в ответ делай для нее все то же самое. Говорит, что здесь надо быть очень нежным, а я этого и хочу».

03. Эдуард Веркин. «Облачный полк»

Книга

Дед рассказывает внуку фронтовую историю - не простую, а про пионера-героя Леньку Голикова, но не официально и скучно, как ее излагали в советское время, а по-современному, с элементами фэнтези. Так, что военная история оживает и становится очень близкой. Возможно, это лучшая подростковая книга о войне за последние 25 лет.

Урок

Взрослеющему подростку нужны источники вдохновения и образцы для подражания. Стоит очень внимательно относиться к выбору таких источников.

Цитата

- Ты про указ слышал? - спрашивал он. - В «Правде» печатали. Ах да, забыл, вы ведь «Правду» теперь не читаете, звиняйте, звиняйте, герр фашист. Так вот, указ вышел, называется «О предателях Родины». Каждый, кто встретит предателя Родины, должен препроводить его в местные органы советской власти. Если же такой возможности нет, то надлежит расправиться с предателем самостоятельно, своими средствами. За каждого обезвреженного предателя полагаются продовольственные карточки в тылу и сухой паек за линией фронта.

Вот мы тебя сейчас шлепнем, документики твои полицайские заберем, уши твои к ним приложим - и нам пять банок тушенки выдадут. А? Мить, ты тушенку любишь?

- А то, - вздохнул я. - Люблю. Кто ее не любит-то?

04. Нил Гейман. «История с кладбищем»

Книга

История Маугли, которому помогли не животные, а те, кто в обычном фольклоре выступает в роли страшных злодеев. С семьей главного героя расправляется жестокий убийца, но мальчику удается спастись. Его приютили и воспитали кладбищенские мертвецы, они дали мальчику имя Никт. Потом он начинает ходить в нормальную школу, где применяет разные навыки и умения, которым его научила добрая нежить.

Урок

Внимательно выбирай себе друзей и врагов - те, кто кажутся хорошими, могут оказаться плохими, а тот, кому вроде бы суждено быть негодяем, на самом деле может тебе помочь. Это касается как живых, так и мертвых.

Цитата

Странные дела… - вслух произнес Никт и решил зайти в мавзолей семейства Бартлби, чтобы согреться и поболтать. К сожалению, у представителей всех семи поколений (от самого старшего, который умер в 1831 году, до самого юного, похороненного в 1690-м) этой ночью не нашлось для Никта време ни. Они занимались генеральной уборкой.

Фортинбрас Бартлби, скончавшийся в десять лет (от костоеды - несколько лет Никт думал, что Фортинбраса вместе с костями слопало какое-то чудище, и был очень разочарован, когда узнал, что это такая болезнь), извинился:

- Нам нынче не до игр, мистер Никт! Скоро будет завтра. Такое разве часто бывает?

- Каждую ночь, - ответил Никт. - Завтра приходит каждую ночь.

- Но такое завтра бывает редко, - возразил Фортин брас. - Реже, чем раз в год, чаще, чем раз в вечность.

05. Мариам Петросян. «Дом, в котором»

Книга

Дом - это интернат для детей с разной степенью инвалидности, внутренний распорядок устроен там чрезвычайно сложно. В чем-то очень гуманно, в чем-то до крайности жестоко; распорядок подчиняется законам игры, а физические законы далеко не всегда действуют как в обычном мире. Герои носят клички, чаще всего звериные или птичьи, и не до конца понятно: люди они вообще или как раз звери. Наконец, у каждого в Доме есть свои парадоксальные страхи, а еще из Дома есть выход в некое параллельное пространство.

Урок

Даже проходя все этапы взросления, ты должен продолжать верить в чудеса. Это может тебе пригодиться.

Цитата

Долго смотрим на рисунки. Делается немного груст но. Первый рисунок мой, второй - Сфинкса, но на самом деле они - общее достояние стаи. То самое ценное, что мы не вешаем на виду, чтобы не перестать замечать. Мы смотрим на них раз в полгода или чаще, если решаем, что соскучились. Смотрим и вспоминаем подарившего нам их Леопарда. Смотрим, вспоминаем, грустим и переполняемся всякими важными эмоциями. Слепой тоже обычно участвует в этом. Он достигает нужного состояния своими способами, насчет которых мы можем только строить догадки. Но бдения перед рисунками не пропускает никогда. Коридорные звери доступны его пальцам, их он знает не хуже нас. Перед тем как закрасить, Леопард процарапывал на стенах контур рисунка. А эти он знает с наших слов.

И вот мы стоим и сидим перед нашим богатством. Смотрим на него - и не смотрим. Но видим. Слушаем и размышляем. Вешаем карту на место и возвращаемся к повседневным делам. Курильщик ни о чем не спрашивает, что немного странно. Может, он тоже наконец повзрослел?

06. Маржан Сатрапи «Персеполис»

Книга

Автобиография девочки из хорошей тегеранской семьи: любящие родители, хорошая квартира, отличное образование. Все начинается при шахе - он жестокий, семья его не любит, поддерживает оппозицию. После революции к власти приходят радикалы, и все становится еще хуже. Саддам Хуссейн начинает обстреливать Иран ракетами, и героиня отправляется учиться в Европу, где проходит все круги ада взросления вроде наркотиков и неудачных влюбленностей. Потом следует возвращение в Иран, учеба, борьба против суровых законов; в конце концов героиня становится известной художницей.

Урок

Как можно совершить все на свете ошибки взросления и потом получить спецприз Каннского фестиваля за мультипликационную версию собственной автобиографии. Повторять поэтапно не стоит.

Цитата

Я не знала, как относиться к платку. Я верила в бога, но в то же время мама, папа и я были очень продвинутыми и современными. Я родилась в вере. Уже в шесть лет я считала себя последним пророком. Это было за несколько лет до революции. Я хотела стать пророком… Потому что наша горничная не ела с нами за одним столом. Потому что мой отец ездил на кадиллаке. И, главное, потому, что моя бабушка страдала болями в коленях.

07. Наиль Измайлов «Убыр»

Книга

Если твои родители ведут себя странно, то знай: на самом деле их поработили странные чудовища из татарского фольклора. И спасение одно - бери младшую сестренку и беги в татарский же лес, там есть чудо-трава, которая может помочь. Наиля Измайлова на самом деле зовут Шамиль Идиатуллин, он известный московский журналист, а татарский убыр - это родственник русского упыря, впрочем, не тождественный ему. Соответственно, бороться с ним нужно по особой технологии.

Урок

Как и положено в хорошем романе взросления, герою приходится брать на себя ответственность, причем сразу за всех, и чем дальше в лес, тем эта ответственность больше. А еще герою приходится вспомнить о своих корнях и проявить воображение.

Цитата

Я хотел пнуть Марат-абыя, вернее его оболочку, в голову, но не решился. Теперь это почти точно был мой мертвый дядька, сожранный убыром, повешен ный, сам сожравший свой саван, растерзанный, в чужом костюме и с раздавленной головой. А папа говорил: того, кто пинает мертвых, после смерти неизбеж но будут пинать самого. Я не хотел умирать - но еще больше не хотел, чтобы меня после смерти пинали. Тем более родственники. Я с трудом встал и пошел в другой конец вагона. Живых здесь не осталось. По крайней мере, я ничего живого разглядеть не сумел. Но все равно надо было вызывать помощь. Может, успеет. И надо было вернуться за помощью самому. И успеть. Я хотел забрать рацию у кого-нибудь из сержантов - для связи на будущее, вдруг срочно полицию вызывать придется. Но перед умал. Если два мента с одним убырлы не справились, с натуральным убыром и все МВД не совладает.

08. Джон Бойн. «Мальчик в полосатой пижаме»

Книга

Бруно, сын немецкого офицера, переезжает из уютной квартиры в Берлине в новый дом где-то в польском местечке. Там он обнаруживает забор из колючей проволоки, а за забором - мальчика-ровесника по имени Шмуэль. Они начинают общаться и дружить и постепенно Бруно узнает все больше о жизни за решеткой. А в какой-то момент Бруно тоже оказывается в лагере и вместе с другом попадает в газовую камеру.

Урок

Ты не можешь остаться непричастным к происходящей рядом катастрофе, рано или поздно она коснется и тебя. Как сказал один начитанный папа: «Я дал своему сыну прочитать “Мальчика в полосатой пижаме”, и вот мне уже не нужно ничего ему объяснять про Холокост и нацизм. Он сам все понял».

Цитата

- Кто эти люди, что тут живут?

Вопрос слегка озадачил отца.

- Военные, Бруно. И секретари. Мои подчиненные. Ты почти всех видел и раньше.

- Нет, я не о них. Люди, которых я видел из окна в моей комнате. Там, чуть подальше, в таких низеньких длинных домах. Они все одинаково одеты.

- Ах эти, - отец взмахнул рукой и коротко улыбнулся. - Эти люди… Видишь ли, Бруно, они и не люди вовсе.

Такого поворота Бруно никак не ожидал и совершенно не мог взять в толк, что отец имеет в виду.

- Разве? - вымолвил он.

- По крайней мере не в нашем понимании, - продолжал отец. - Но тебя их присутствие не должно беспокоить. К тебе они не имеют никакого отношения. И ничего общего с тобой у них нет и не может быть. Обживайся в своем новом доме и веди себя хорошо - вот все, чего я прошу. Смирись с положением, в котором ты оказался, и тебе станет намного легче.

- Да, папа, - отозвался Бруно. Объяснения отца его не удовлетворили.

09. Дмитрий Глуховский. «Метро 2033»

Книга

Мир уничтожен ядерной войной, остатки населения Москвы укрылись в тоннелях метро. Линии и станции стали отдельными государствами со своей идеологией и безумными принципами. С поверхности метро атакуют мутанты. Главный герой должен спасти свою станцию «ВДНХ» и весь мир, но для этого ему придется совершить долгое путешествие через полподземки и несколько раз избегнуть гибели. Автор этой книги Дмитрий Глуховский писал роман довольно долго, восемь лет, - то есть он сам взрослел, пока писал. В итоге картина взросления получилась очень искренней.

Урок

Из каждого кризиса, после которого ты остаешься жив, стоит извлекать полезный опыт.

Цитата

С каждым шагом вперед это угнетало, давило его все больше, хотелось немедленно развернуться и броситьс я сломя голову на станцию, где был хоть какой-то свет, где были люди, где спину не щекотало постоянное ощущение чьего-то злобного и пристального взгляда. Он слишком много общался с людьми и от этого перестал чувствовать то, что нахлынуло на него тогда, при выходе с «Алексеевской» - что метро - это не просто некогда сооруженное транспортное предприятие, не просто атомное бомбоубежище, не просто обиталище нескольких десятков тысяч человек. Что в него кто-то вдохнул собственную, загадочную, ни с чем не сравнимую жизнь, что оно обладает неким непривычным и непонятным человеку разумом и чуждым ему сознанием. Это ощущение было таким четким и ярким в эту минуту, что Артем подумал, что страх туннеля - это просто враждебность этого огромного существа, ошибочно принимаемого людьми за свое последнее пристанище, к мелким созданиям, копошащимся в его теле. Оно не хотело сейчас, чтобы Артем шел вперед, оно противопоставило его стремлению добраться во что бы то ни стало до конца своего пути, до Цели, свою волю, древнюю, могучую, и его сопротивление нарастало с каждым пройденным метром.

10. Дэвид Митчелл. «Лужок черного лебедя»

Книга

Год из жизни тринадцатилетнего британского подростка, который не такой, как все, и который пытается понять, что с этим делать. Бедность, непопулярность, травли, родители не понимают и не хотят слушать, все против тебя. В принципе все подростки проходят через подобное, все подростки не такие, как все, все с этим пытаются что-то сделать, и все романы взросления, в сущности, именно об этом, но Дэвид Митчелл подкупает двумя вещами: во-первых, искренностью, а во-вторых, постмодернистскими играми - здесь чуть ли не на каждой странице скрытая цитата или отсылка к какой-либо классике романов взросления. По сути, это хрестоматия взросления.

Урок

Самый сложный возраст, от двенадцати до четырнадцати лет, возможно, нужно просто пережить, сжав зубы. Хотя не факт, что завтра будет легче.

Цитата

- Мистер Кемпси информировал меня, что твой отец недавно потерял работу, - мистер Никсон сплел пальцы так, что получилась булава.

«Потерял». Как теряют бумажник по неосторожности. Я ни словом не обмолвился в школе. Но это правда. В 8.55 папа приехал в свой оксфордский офис, а в 9.15 охранник уже выводил его наружу. «Нам при дется затянуть пояса, - сказала Маргарет Тэтчер , хотя и не имела в виду себя лично. - Другого выхода нет». «Гринландия» уволила папу, потому что на его счете на представительские расходы обнаружилась недостача в 20 фунтов. После одиннадцати лет работы. <…>

- Джейсон! - рявкнул мистер Кемпси.

- Ох, - я и забыл, что я влип глубоко, как в выгребной колодец. - Да, сэр?

- Мистер Никсон задал тебе вопрос.

- Да. Папу уволили в день Гусиной ярмарки. Э… несколько недель назад.

- Это, безусловно, несчастье, - у мистера Никсона глаза вивисектора. - Но несчастья - весьма распространенное явление, Тейлор, и весьма относительное. Посмотри, например, какое несчастье постигло в этом году Ника Юэна. Или Росса Уилкокса. Каким образом уничтожение имущества твоего одноклассника поможет твоему отцу?