Арт терапия для родителей. Тренинг для родителей с элементами арт-терапии "счастливая семья", как одна из форм взаимодействия с родителями. Принципы проведения занятий

Дети с редкими генетическими нарушениями иммунитета часто и подолгу находятся в больницах. В благотворительном фонде «Подсолнух» уверены: мало поставить диагноз, даже редкий, необходимо научить человека с этим диагнозом жить. Поэтому фонд открыл в детских клиниках обучающую программу «Яркий мир», которая призвана сделать больницы не местами вынужденного заключения, а территорией опережающего развития. Дефицит иммунитета не должен приводить к дефициту уверенности в себе и проблемам с творческой реализацией ребенка, считает один из специалистов программы, арт-терапевт Александр Рунов, - и родители могут помочь ему в этом.

— Каково психологическое состояние родителя, у которого ребенок болен редким заболеванием и который часто вынужден ложиться с ним в больницу?

Психологическое состояние, как у всех людей, в разное время бывает разным. Есть общие тенденции, связанные с болезнью ребенка, есть абсолютно ситуативные вещи, связанные с нахождением в больнице. Бывает так, что родители приходят на занятия в сложном состоянии, причем похожем. Постепенно выясняется, что это общий гнев или злость, или напряжение, тревога. Эти состояния в отделении больницы, где много людей и сложно изолироваться, быстро распространяются. Один нервничающий переживающий родитель может потянуть за собой очень многих. Бывает, что в отделении вместо большого количества отдельных родителей появляется один Общий Родитель, большой, сердитый иногда, иногда контролирующий. Одна из моих задач - попробовать вытащить людей из этого Общего Родителя, сделать их обратно взрослыми мужчинами и женщинами, не только родителями.

— Как начинается работа и в чем она заключается?

Для начала мы пытаемся просто физически разделить детей и родителей: они и так большую часть времени проводят вместе в одной палате. С большим трудом детей оставили в коридоре, садимся. Начинаем что-то делать руками, просто рядом друг с другом чем-то заниматься. У родителей очень большой опыт разговоров о состоянии своих детей. Мы пытаемся лепить, чтобы выключить разговор, заставить голову отдохнуть, делаем простые формы. Мягкий детский пластилин способствует: кто-то им мажет по листу, кто-то катает шарики, червячков, но каждый занят чем-то своим.

— Несмотря на то, что дверь то и дело открывается, и рвутся дети…

Да, для детей непривычная ситуация, когда родителей забрал кто-то, и не к врачу, не на разговор об их состоянии. Они хихикают: а что, родители, у вас рисуют? Хаха! У детей есть свои отдельные групповые занятия, есть и совместные семейные, но сейчас речь только об отдельных группах для взрослых. Еще бывает, что родителю сложно на занятии, и он впускает ребенка под видом того, что «он без меня не может», занятие останавливается, можно уйти с ребенком, можно остаться, но точно без ребенка. Случается так, что уходят, но редко, так как все-таки в больнице этого нахождения без детей, такого отдельного «взрослого времени» не хватает.

— Родители как-то по-особенному относятся к болеющему ребенку? Дети это понимают?

У каждой конкретной семьи все очень индивидуально. Но представьте себе ситуацию, когда родитель только узнает о диагнозе, осознает, что это на всю жизнь, что надо ездить в больницу, что нужен постоянный контроль со стороны врачей, что многое в жизни придется изменить. Стрессовое состояние. И тут миллион разных сценариев, но мне часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок считывает родительский дискомфорт и ощущает чувство вины за свою болезнь, за свою особенность.

Родитель, в свою очередь, может пытаться компенсировать ребенку все то, чего, по его мнению, теперь лишается ребенок, может начать сам делать его особенным. Например, пытаться сделать жизнь ребенка самой безопасной или лучше, чем у всех остальных. Иногда для этого запрещается общение со сверстниками, школа, хождение без маски. Хотя медицинских показаний для этого всего может и не быть. Ребенок привыкает к этому своему особенному статусу, учится так жить. Но это только один из возможных сценариев.

Вообще, надо сказать, что дети в принципе лучше взрослых адаптируются ко всему и часто чувствуют себя куда менее несчастными, чем это кажется взрослым. «Салочки» с капельницей наперевес и маска, которую используют, чтобы незаметно показывать язык, я видел своими глазами. Им гораздо проще справиться с пониманием того, что «особенность» это не про «хуже» или «лучше». Это, кстати, очень важный и большой пласт - отношение к детям с редкими заболеваниями у нас в культуре и в обществе. Часто больничное отделение становится единственным местом для полноценного общения детей и родителей, где все все понимают, где можно не бояться осуждения, где все стабильно.

Информированность людей о редких заболеваниях низкая, предрассудков много, желание разбираться в том, почему ребенок ходит в маске, есть далеко не у всех. И это обоюдный процесс. Ребенок может не хотеть ничего объяснять своим сверстникам, а родитель - своим. Может хотеть особого отношения и понимания, а делать первый шаг и рассказывать про необходимость этого особого отношения бывает тяжело. Есть семьи, которые каждый раз с радостью едут в больницу, потому что это возможность побыть в обществе. Сюда же присоединяется абсолютно материальная история, когда находиться в хорошей современной больнице физически удобнее и безопаснее, чем дома, поскольку государство далеко не всегда обеспечивает этих людей тем, что им положено по закону. Больница становится более желанной, чем дом, но иногда на другое не хватает сил. И мы пытаемся эти силы родителям вернуть, разобраться с тем, чем нахождение вне больницы может быть лучше или как его сделать таковым.

— А что с этим делать? Мы же не сделаем больницу хуже?

Человек, в том числе и в процессе занятий, должен понять, как свою жизнь вне больницы сделать такой же комфортной, приятной и удобной, где взять общение, например. Необходимо разбираться с тем, что действительно связано с болезнью, лечением, необходимостью, а что скорее является стереотипом, удобной моделью поведения. Есть люди с болеющими детьми, которые живут полноценной жизнью, которые просто живут и учат детей этому.

— В итоге какую модель поведения родители транслируют своим детям?

Это очень важный вопрос. Какую модель родители болеющего ребенка хотят дать. Как жить? Ребенок болеет. Бросить все силы на болезнь и жить болезнью или жить жизнью? Ребенок во многом ориентируется на родителей, но он может оказаться крутым и самостоятельным: отделится от родителя, и начнет бороться с этим представлением о том, что он какой-то особенный, с этой установкой родителя, что ребенок с редким заболеванием должен жить редкой жизнью, не как у всех. Таких случаев немного, но они есть. В мои задачи входит, чтобы этих историй было больше.

— Как к тому, что родители делают их особенными, относятся дети?

Интересно, что рядом с таким контролем за жизнью ребенка может существовать абсолютное наплевательство на собственную жизнь. Специфика заболеваний, с которыми работает фонд «Подсолнух», такова, что в любой момент можно уехать в больницу на неопределенный срок, ну и вообще все может поменяться в состоянии ребенка. Сложно строить планы, сложно что-то загадывать. И некоторые родители начинают просто плыть по течению, не проявляя инициативы и очень туманно представляя будущее ребенка после совершеннолетия. Плохо, когда такая же модель воспринимается ребенком, поскольку в ней совсем нет перспективы. Но преемственность не 100%, к счастью. У нас есть девочка, которая, несмотря на то, что у ее мамы нет никаких планов на жизнь для дочери и скептическое отношение к ее активности в будущем, уже многое спланировала для своей интересной жизни. У нее есть прекрасное понимание того, чего она может добиться, кем стать, чему учиться и чем заниматься.

— Как не сделать ребенка особенным?

В том случае, если вы вдруг осознаете, что вместо вашей жизни, персональной, личной вдруг случилась ваша совместная жизнь с ребенком и постепенно осталась только она, когда вы начинаете все больше и больше использовать слово «мы» вместо «я и мой ребенок», нужно насторожиться. Деформация происходит там, где должно быть разделение взрослого и ребенка. Вспомните о том, кем вы были до рождения ребенка, до постановки диагноза, соотнесите свои цели, желания с тем, что есть сейчас. Цели и желания могли поменяться, это абсолютно нормально. Подумайте о том, в какой степени это связано с тем, что ребенок болеет, а в какой - нет. Должны ли они все быть связаны с ребенком?

Болезнь ребенка может сопровождаться психологическими сложностями у родителя. Человек не способен с этим взять и справиться одномоментно. Не стоит стесняться обращаться к специалисту. С этой ситуацией необязательно справляться самому. Может требоваться поддержка. Родители сами переживают, и им тяжело, это можно и нужно признать и работать с этим, не пытаясь заниматься исключительно тем, чтобы ребенку было хорошо. Хотя бы потому, что состояние родителей серьезно влияет на ребенка.

— Помогают ли людям занятия в рамках программы «Яркий мир»? Становится ли их мир таким же ярким, как у детей?

Наши занятия в состоянии избавить родителей от части стресса, дать силы самостоятельно что-то делать. Появляется взгляд со стороны от людей, которые прошли похожую ситуацию и могут сказать, как там впереди, - это тоже много дает. Зачастую можно посмотреть и на детей со стороны. Они многое могут делать самостоятельно. На семейных занятиях мы именно на это стараемся обращать внимание. Родители уезжают домой и потом сообщают, что они вынесли для себя. Кто-то дал себе и ребенку чуть больше свободы. Кто-то научился строить планы, пусть маленькие, и осуществлять их. Кто-то стал тратить полчаса в день, час в неделю, один день в месяц, чтобы заняться тем, что ему интересно. Для кого-то этим стало творчество как продолжение того, что происходило на занятиях. Кто-то выяснил для себя, что это спортзал, прогулка. Они сами учатся находить силы и поддержку, и говорят, что после этого становится легче. Все это потом переносится в общение с ребенком. Меньше желания контролировать, больше личной свободы, понимание своих и детских границ. Похоже на спокойную жизнь рядом друг с другом, которая хороша и без редких генетических заболеваний.

<\> код для сайта или блога

Юлия Градинарова
Консультация для родителей «Чудеса арт-терапии!»

Чудеса арт- терапии !

Консультация для родителей .

Целительная сила искусства известна с незапамятных времён. Во всех древних обрядах, ритуалах проявляется магия искусства. И в определенном смысле, сакральное искусство, нередко используемое с лечебной целью, и является прототипом арт-терапии .

Впервые термин «арт-терапия » ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году.

Понятие «арт-терапия » , прежде всего, связано со значением слова «арт» , пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte, которое переводится на русский язык как «искусство» . Вместе с тем в иностранной литературе в использовании этого слова существуют различные варианты, к примеру, в Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец и литературу.

Каждый человек, как утверждали выдающиеся психологи А. Маслоу, Р. Мэй и К. Роджерс, обладает рядом непроявившихся способностей, скрытым потенциалом, которые можно освободить, мобилизовать для облегчения самореализации личности. И задачу арт-терапии они видели не в том , чтобы сделать всех людей художниками или скульпторами, а пробуждении активности, направленной на реализацию творческого потенциала человека. Такая позиция была обусловлена тем, что творческий процесс снижает нервное напряжение, помогает справиться с внутренними конфликтами, позволяет увидеть новые возможности роста и способствует общей гармонизации личности.

Арт-терапия основана на механизме сублимации. Сублимация – это подсознательный психический процесс, который открыл еще З. Фрейд в 1900г. Он заключается в перенаправлении психической энергии от травмирующего переживания к социально приемлемому выходу, чаще всего – творчеству.

Выделяют основные направления арт-терапии .

Изотерапия

лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. Терапия рисованием позволяет понять и ощутить самого себя, научиться свободно, выражать свои мысли и чувства. Методика мягко помогает избавиться от груза прошлого, развивает чувственно-двигательную координацию

Музыкотерапия

Вид арт-терапии , где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Музыкотерапия – метод психокоррекционного воздействия на человека, основанный на возможностях воздействовать музыкой на эмоциональное, волевое интеллектуальное и личностное развитие.

Игровая терапия

Метод коррекции посредством игры. Посредством игры между участниками возникают близкие отношения, снижается напряженность и повышается самооценка. Ребенок становится более уверенным в различных ситуациях общения. Игровую терапию можно охарактеризовать как чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и прочие предметы. Это своеобразный способ исследования прошлого опыта с возможностью держать безопасную дистанцию с реальностью.

Сказкотерапия

Воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок) . Сказки способны вызвать эмоциональный резонанс не только у детей, но и у взрослых. Они помогают воспринимать мир как целостное явление, дают возможность мечтать и тем самым расширять сознание, улучшая взаимодействие с окружающей действительностью. Данная методика активизирует творческий потенциал и позволяет «достучаться» до каждого участника.

Песочная терапия

Сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе) . Основная цель – помощь в достижении эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого самовыражения. Этот метод помогает упорядочить внутренний душевный хаос, проработать психотравмирующие ситуации на символическом уровне, изменить отношение ребенка к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему.

Как это работает?

Например, ребенок боится темноты. Ему кажется, что под его кроватью прячутся монстры и хотят схватить его за ноги (мой личный детский страх) . Вы объясняете, что никаких монстров не бывает и даже если бывают, то дома их точно нет. Вы включаете свет и вместе лезете под кровать. Но ничего не помогает – всё равно страшно!

И вот это чудище перед вами на бумаге наверняка оно действительно очень-очень страшное! Теперь арт-терапия работает в обратную сторону : вы предлагаете изменить этого монстра так, чтобы он стал добрым и смешным. Творческая энергия преобразует внутренний страх в какое-то новое отношение к темноте. Например, малыш решает сделать его добрым и пушистым – пусть теперь он охраняет его ночью, а не пугает.

Основные средства арт-терапии

Простой карандаш (или ручка) и бумага

Стёрка (ластик, резинка)

Цветные карандаши и фломастеры

Акварель и гуашь

Пластилин

Пастель или восковые мелки

Дополнительные средства арт-терапии

Доска с маркерами или мелками

Акварельные карандаши

Пальчиковые краски

Флуоресцентные краски (светящиеся в темноте)

Тесто для лепки (вода + мука + соль)

Тянучка (клей ПВА + жидкий крахмал + пищевой краситель)

Цветная бумага

Любые подручные материалы, из которых можно что-нибудь соорудить

Мое настроение

Инструкция для упражнения "Моё настроение": нарисуйте свое настроение - такое, какое оно есть прямо сейчас. Может быть, оно будет похоже на погоду, или на пейзаж, или это будет абстрактный рисунок. Дорисуйте образ до конца - чтобы он полностью отражал Ваше состояние.

Опишите своё настроение словами - какое оно? Грустное или веселое? От чего такое? Это ожидание чего-то или про прошедшие события? А какое настроение бы хотелось?

Теперь измените этот рисунок так, чтобы он изображал то настроение, которое вы хотите для себя. Изменить нужно именно этот рисунок, не надо рисовать новый. Можно дорисовать новые детали или зарисовать его полностью, покрутить лист и увидеть с нового ракурса другую картину. Можно порезать и переклеить части в другом порядке, меняйте свое настроение любым способом! Главное - чтобы в итоге получилось именно такое настроение, которое бы вы хотели сохранить на долгое время (например, спокойное или радостное, нежное, или влюбленное.)

Спасибо за внимание!

Что такое арт-терапия? Уже само название дает нам подсказку о сущности данного термина. Арт-терапия - это не что иное, как лечение с помощью искусства. Как же оно происходит? Без капельниц и таблеток, без массажей и микстур. Это направление использует лишь краски и кисти, цветное тесто и бумагу, глину и пластилин, манку, песок, ткани, фотографии и еще множество других различных материалов, которые при грамотном к ним подходе способствуют исцелению человеческой души.

Арт-терапия является некоей связующей нитью между подсознанием и сознанием. Таким своеобразным мостиком между мозгом и душой. Использование этой методики позволяет решить множество проблем. Ведь чаще всего они находятся не на сознательном уровне. Они лежат намного глубже. Именно поэтому их устранение словесно или медикаментозно - задача практически невыполнимая. Но решить ее на уровне искусства, метафор и образов вполне можно.

Арт-терапия является отдельным и при этом весьма перспективным направлением психотерапии, возникшим сравнительно недавно, лишь в конце 20 в. Она находится на стыке психологии и искусства, завоевывая год от года все большую популярность.

Творчество, помогающее жить

В наше сложное время человеку весьма сложно избежать психологических проблем. Практически на каждого из нас неподъемным грузом давят различные страхи, а также нередко приходит не только повышенная возбудимость, но и одолевает внезапно приходящая агрессия. От всего этого страдают не только взрослые. Подобные проблемы наблюдаются и у детей. Как скорректировать имеющиеся душевные «неполадки»? Самый безболезненный способ предлагает нам сила искусства. Благотворное влияние на человека оказывает музыка, живопись и театр. Они дарят нам множество положительных эмоций, что позволяет избавиться от внутренних напряжений, а также переключиться на позитивный настрой.

Еще лучше, если человек будет не созерцать, а творить. Это позволит ему выразить свои чувства и освободить внутренний потенциал. Подобная деятельность лечит в буквальном смысле этого слова. Именно поэтому ее и назвали арт-терапией.

Творчество или таблетки?

С кем чаще всего работают арт-терапевты? Да практически со всеми. Данное направление не ограничивается возрастными рамками и замечательно подходит как взрослым, так и детям. У арт-терапии имеется множество достоинств. Среди них:

  1. Доступность. Для того чтобы заниматься рисованием, оригами или лепкой, не потребуется дорогостоящих материалов, специальных условий или длительной подготовки. Что касается сказок, то рассказывать их можно практически везде - по дороге в детский сад, дома или на прогулке.
  2. Отсутствие каких бы то ни было противопоказаний. Применять арт-терапию можно ко всем. Ведь она является самым эффективным и безобидным способом, позволяющим избавиться от негативной энергии.
  3. Наличие своего «языка», с помощью которого намного проще выразить возникшие переживания и чувства. Человек, применяя пластическую и визуальную экспрессию, получает возможность не подбирать эмоции и выражения. Они передаются сами собой.

Задачи арт-терапии

Для чего же служит это направление, позволяющее лечить человеческие души? Его основными конкретными задачами, с которыми, кстати, арт-терапия справляется довольно успешно, являются:

  1. Диагностика. Творчество позволяет выявить основные проблемы человека. При этом арт-терапевту становится понятным, на что следует обратить особое внимание, и что происходит в душе его пациента на самом деле.
  2. Коррекция. Использование средств арт-терапии позволяют изменить поведение человека, направив его в более конструктивное русло. При этом пациент исцеляется от страхов и тревог, фобий и ограничивающих убеждений.
  3. Развитие. Использование арт-терапии в работе с детьми позволяет выявить сильные и слабые стороны ребенка, а также способствует их развитию.
  4. Удовлетворение имеющихся Арт-терапевтический процесс предусматривает истинное творчество. Взрослые и дети начинают создавать картины и музыку, писать стихи и книги. Причем чаще всего свои способности проявляют именно те люди, которые считали себя совершенно далекими от вдохновения и творчества.
  5. Психотерапия. Данное направление позволяет специалисту работать с глубинами подсознания, с тяжелыми переживаниями и психическими травмами.

Формы арт-терапии

Лечение искусством может быть:

  • пассивным;
  • активным.

Если используется первый вариант арт-терапии в работе с детьми, то он предусматривает «потребление» маленькими пациентами художественных произведений, которые уже созданы другими людьми. Ребенок в этом случае читает книги, рассматривает картинки, слушает музыку.

Активная форма арт-терапии предусматривает создание своих продуктов творчества, в том числе рисунков, скульптур и т.д.

Помимо этого, занятия по лечению искусством бывают структурированными или неструктурированными. В первом случае тема занятия задается психологом. Он же предлагает и материал для использования. В конце этого творческого процесса обсуждается сама тема, а также манера исполнения и т.д. На неструктурированных занятиях пациенты имеют право сами выбрать инструменты, материал и тему для освещения.

Виды арт-терапии

Существуют различные техники арт-терапии в работе с детьми и пациентами старшего возраста. Психологам в этом случае открывается практически бескрайнее поле для деятельности. Конкретные приемы подбираются специалистами в зависимости от имеющихся проблем и возраста их клиентов. Например, арт-терапия в коррекционной работе с гипервозбудимыми и тревожными детьми предполагает выдачу им задания по рисованию на стекле. Далее полученное изображение должно быть перенесено на бумагу. Этот вид художественного лечения носит название монотипии.

Арт-терапия в коррекционной работе с детьми, обладающими замкнутым или агрессивным характером, предполагает выдачу ребенку задания по складыванию силуэтов, разматыванию клубка нитей. Пациенты, имеющие заниженную самооценку, должны рассказывать друг другу интересные истории.

В работе с малышами нередко используются элементы театрализации и игры. Ведь все дети - это великие фантазеры. Именно поэтому подобные виды деятельности им понятны и близки. Применяемые творческие техники арт-терапии в работе с детьми позволяют создать настолько комфортную атмосферу, что занятия никому не покажутся скучными и превратятся в настоящую мастерскую юных талантов. Все участники подобного процесса непременно ощущают радость от возможности самовыражения, одновременно с этим решая свои психологические проблемы.

В работе с детьми существует огромное множество. При этом постоянно разрабатываются и внедряются в практику все новые и новые. Но основными направлениями, которые чаще всего используют в своей работе психологи, являются:

  1. Изотерапия. Она представляет собой лечение с помощью изобразительного искусства и рисования.
  2. Мандалотерапия. Благотворное воздействие на человека с помощью особого построения рисунка.
  3. Музыкотерапия. Этот вид арт-терапии подразумевает лечение звуками. Человек может не только слушать готовое музыкальное произведение, но и создать собственный ритм, а также проиграть его.
  4. Песочная терапия. В этом виде лечения используется тот потенциал, который заложен в песке.
  5. Сказкотерапия. В этом случае психологом применяются метафоры в мифах, легендах и сказках.
  6. Тканевая терапия. Терапевтическая работа порой проводится и с ткаными материалами, из которых пациенту предлагается создать композиции.
  7. Куклотерапия. При проведении подобной лечебной арт-терапии в работе с детьми маленьким пациентам предлагается изготовить свою игрушку. Материалы при этом могут быть самыми разнообразными.
  8. Коллажирование. Во время таких занятий лечение осуществляется при создании карты желаемого из вырезанных из журналов картинок.
  9. Тестопластика. Данный вид арт-терапии в работе с детьми позволяет проходить им курс лечения благодаря работе с любым из пластичных материалов, в том числе пластилином, тестом и глиной.

Показания для арт-терапии

Лечение с использованием описанных выше методов основывается на спонтанном самовыражении. При этом оно в некоторой степени игнорирует те эстетические критерии, которые применяются для оценки результатов творений и их профессионализма. Арт-терапия в работе с детьми направлена на сам процесс творчества, а не на его итоги.

Кому же в первую очередь показаны подобные занятия? Методы арт-терапии в работе с детьми применяются, если малыши:

  • Упрямы.
  • Агрессивны.
  • Страдают от заикания или тиков.
  • Находятся в постоянных страхах и имеют навязчивые состояния.
  • Отличаются частой сменой настроения.
  • Имеют задержки в психическом и речевом развитии.
  • Оказались в кризисной ситуации.
  • Апатичны или возбудимы.
  • Сменили место жительства.
  • Готовятся к посещению детского сада, школы или находятся в периоде адаптации.
  • Гиперактивны.

Помимо этого, использование приемов арт-терапии в работе с детьми необходимо в тех случаях, когда у малышей возникают трудности в общении со своими сверстниками или со взрослыми. Необходимо подобное лечение и при потере контроля родителей над поведением своего ребенка из-за его непослушания.

Особенности лечения искусством

С помощью применения тех или иных видов задачи данного направления решаются довольно быстро и эффективно.

Дело в том, что подобная методика позволяет:

  • создать у ребенка положительное эмоциональное настроение;
  • непосредственно обратиться к уже существующим фантазиям или проблемам, которые по тем или иным причинам пациенту сложно обсудить вербальным способом;
  • дать возможность проводить на символическом уровне эксперименты с самыми различными чувствами, исследовать их и выражать в приемлемой для социума форме;
  • творчески самовыражаться, развивать воображение, набираться эстетического опыта, а также практических навыков в изобразительной деятельности;
  • повысить адаптивные способности малыша к повседневной жизни, снизив утомление, а также негативные эмоциональные состояния, связанные с процессом обучения;
  • эффективно корректировать имеющиеся нарушения и отклонения в личностном развитии, опираясь на внутренние механизмы исцеления и саморегуляции.

Принципы проведения занятий

Использование методов арт-терапии в работе с детьми будет иметь результативность только в том случае, если:

  1. Ребенок будет иметь желание заниматься. Это является основным условием для применения методов арт-терапии. Ведь творчество человека, не имеющего на то желания, просто невозможно. При этом психолог не сможет начать и доверительный диалог с ребенком.
  2. Маленький пациент будет получать поощрение и благодарность.
  3. Педагог заранее будет готов к получению от ребенка ответа «Не знаю». Очень часто именно таким образом дети реагируют на общие вопросы. В этом случае взрослому необходимо предложить своему маленькому пациенту несколько вариантов ответов.
  4. Педагог будет сам принимать непосредственное участие в предложенной им работе. При этом взрослый в начале и в конце занятия должен поговорить с ребенком о своем настроении, рисовать с ним, лепить, рассуждать о художественных или музыкальных произведениях, то есть выполнять те задачи, которые при этом ставятся и маленькому пациенту.
  5. Материал, который используется при применении различных методов арт-терапии в работе с детьми, будет добротным, красивым и ярким. Карандаши и краски, бумага и пластилин должны обязательно иметь аккуратный вид. Ведь через материал для работы ребенок чувствует отношение к себе. Для тех детей, которые приходят на занятия с неохотой, яркие канцелярские принадлежности станут привлекательным моментом.
  6. Рассказ педагога на занятиях будет содержать в себе детали гипнотического повествования. В какой-то степени речь взрослого должна вводить ребенка в легкий транс. Этого можно добиться при повторении предложений или слов, а также благодаря использованию метафор, эпитетов и изменения голосовой интонации. Подобный прием позволяет создать атмосферу таинственности, необычности происходящего, что, в свою очередь, помогает произойти чуду в виде спонтанного самораскрытия маленького пациента.
  7. Будет получено удовольствие от процесса рисования. Ведь даже каракули или черканья весьма важны для исцеления.

Работа с детьми, имеющими ОВЗ

Арт-терапия в работе с маленькими пациентами, имеющими ограниченные возможности, предполагает развитие у них познавательной и эмоционально-волевой сферы. Практические занятия с таким ребенком призваны решить задачи социализации и адаптации. При этом используемые методы арт-терапии в работе с детьми ОВЗ должны принимать во внимание структуру дефекта, психологические отклонения пациентов, а также их индивидуально-личностные и возрастные особенности.

Важнейшей техникой лечебного воздействия в этом случае является направление, использующее активное воображение. Это позволяет психологу столкнуть лицом к лицу бессознательное и сознательное, а после примирить их между собой с помощью эффективного взаимодействия.

Арт-терапия в работе с детьми-инвалидами, применяющая искусство, является самой естественной формой коррекции эмоциональных и психических состояний. При этом используются такие ее методы как изотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, анималотерапия и сказкотерапия. Они позволяют психологу обнаружить те скрытые способности, которые имеются у ребенка, а также избавить его от внутренних конфликтов и от различных страхов. Принципы работы с такими пациентами являются щадящими. Арт-терапия не оказывает какого-либо негативного влияния на психику малыша. Взрослый вступает в диалог с маленьким пациентом в игровой форме. Постепенно он начинает завоевывать его доверие и таким образом узнает все то, что беспокоит ребенка. В дальнейшем арт-терапевтом должно быть принято решение о том, что следует делать в такой ситуации.

Благодаря работе с символическим материалом у ребенка начинают активно развиваться слаборазвитые до этого момента системы восприятия, а также ассоциативно-образное мышление. С помощью арт-терапии ребенок значительно расширяет свой жизненный опыт, что придает ему уверенности в себе.

Работа с агрессивными детьми

Коррекционная терапия с такими маленькими пациентами обладает некоторыми особенностями. Например, на ее начальных этапах проведения запрещено применять групповые формы. Ведь в таких случаях неизбежными становятся отрицательные эмоции. Именно поэтому наиболее эффективной считается проведение индивидуальной арт-терапии в работе с агрессивными детьми.

Абсолютно неэффективны в таких случаях беседы с маленькими пациентами, разъясняющие им, что себя нужно хорошо вести. Основной спецификой подобных детей является то, что их эмоциональное состояние характеризуется как острое. Проблемы, которые существуют в их поведении, возникают из-за высокого уровня страхов и тревоги, а также из-за сильных чувств обиды и вины. Провести коррекцию поведения в такой ситуации позволит только снятие остроты эмоционального состояния ребенка. Этому будут способствовать самые различные методы арт-терапии, но особенно эффективным в данном случае явится использование лепки и рисования. Рекомендуется и применение пескотерапии. Демонстративный негативизм и агрессия после проведения подобных занятий сменяются у ребенка на творчество и инициативность.

Это может проявляться в очевидных вещах: родители, которые чувствуют себя несчастными, недовольными жизнью, вряд ли смогут создать своему ребёнку условия для счастливого детства и гармоничного развития. Кроме того, дети наследуют наш образ мысли, модели поведения, эмоциональный набор. Приведу пример: мама, будучи несчастливой женой, с самого детства говорит дочери: «Женская доля тяжела, надо быть сильной, на мужчин никакой надежды». Девочка вырастает с подобными установками, стремится быть сильной, независимой, подсознательно боится мужчин, зачастую соревнуется с ними, доказывая своё превосходство. Выйдя замуж (хотя при таком раскладе, этого может и не произойти) девушка продолжает вести себя подобным образом. Через некоторое время мы будем иметь ту же несчастную жену, имеющую доказательство того, что на мужчин никакой надежды. И так из поколения в поколение…

Соглашусь, что в некотором плане картина печальная: в каждой семье накоплен свой багаж нерешённых задач. Так не пришло ли время ими заняться? Сегодня существует огромное количество вариантов, как решать подобные вопросы: книги, семинары, тренинги, психологи… Иногда для ребёнка бывает целительно хотя бы то, что мама на полчаса вынырнула из своих забот, сделала что-то для души, а потом вернулась к нему же с тёплыми, любящими (а не усталыми и печальными) глазами. Вкладываясь в своё развитие, здоровье, счастье, мы становимся способны дать своим детям гораздо больше. Несколько простых и приятных арт-терапевтических упражнений для работы над собой я привела в конце этой статьи.

Родители – самые главные люди для ребёнка. Так давайте окружим своих детей счастливыми довольными здоровыми людьми! Начнём с себя прямо сегодня?

Мандала

Это упражнение направлено на нормализацию эмоционального состояния, на успокоение и соединение с внутренней силой. Рекомендую поработать с мандалами беременным женщинам и кормящим мамам. При этом данная техника подходит для людей любого пола и практически любого возраста (с 5 лет). Для мандалы потребуются лист А4, карандаши, фломастеры и любые другие изобразительные средства. Прежде всего, на бумаге рисуем окружность, сопоставимую по размерам с головой человека (можно обвести тарелку). До того, как приступить к мандале, желательно посидеть пару минут, прислушаться к себе и своему состоянию. Возможно, у вас появится какая-то тема для работы, но это совсем не обязательно. Начинаем с того, что выбираем карандаш самого приятного для себя цвета и рисуем в центре окружности точку. Далее работаем без правил: можно заходить за границы, можно использовать любые цвета и материалы. Ближе к концу стоит задать себе вопрос: «Всё ли нравится? Или что-то хочется изменить?» Если что-то не нравится – обязательно дорисовываем или перерисовываем. Важный критерий окончания работы – чувство, что мандала нравится. Повертите мандалу, рассмотрите с разных сторон: возможно, вас ждут открытия. Итоговый рисунок можно повесить на видное место и любоваться им.

Страна моей мечты

Это очень приятное и полезное упражнение предназначено, в первую очередь, для тех, кто давно не мечтал. Его можно делать в одиночку, можно вместе с друзьями. Для создания страны вашей мечты потребуется большой лист бумаги (можно старые обои), стопка журналов, клей, ножницы, маркеры и карандаши разных цветов. Вырезаем из журналов картинки того, о чём мы мечтаем. Это может быть что-то конкретное или абстрактное (возможно, какая-то картинка приглянется вам своим настроением). Потом вырезанное приклеиваем на лист бумаги в любом порядке. Что-то, чего не нашлось в журналах, дорисовываем или дописываем. Также, по желанию, можно приклеить на коллаж своё фото. Главный критерий – чтобы в итоге всё нравилось, вдохновляло, давало сил! Готовый коллаж также желательно повесить на видное место. Между прочим, удивительным образом подобная работа ускоряет осуществление желаний.

Что мне сегодня хочется?

Это упражнение рекомендуется людям, которые совсем забыли про себя, забегались и засуетились. Подобное часто встречается среди матерей, особенно многодетных. Упражнение займёт немного времени, а эффект даст большой. Время от времени записывайте в блокнот или просто на бумагу то, что вам сейчас хочется. Осознание своих желаний – это первый шаг к себе, который уже сам по себе принесёт больше сил и вдохновения в вашу жизнь. Очень здорово, если каждый день найдётся хотя бы одно маленькое желание, которое удалось осуществить.

Счастья вам, радости и вдохновения!

Почему полезно заниматься творчеством, и как с его помощью укрепить отношения с ребенком?

Творческие ресурсы человека раскрываются в таком объемном методе, как арт-терапия. Метод арт-терапии охватывает разные области: сказки, музыку, рисование, взаимодействие с различными природными материалами, театрализованные постановки, создание творческих продуктов, таких как фотографии, коллажи и прочее. Однако объединяет все эти проявления то, что человек, участвуя в процессе, использует свой ресурс, который находится внутри него, о котором он зачастую даже не подозревал.

Часто, находясь в состоянии стресса, усталости, в нагромождении повседневных забот, мы забываем о том, что способны мыслить творчески, находить нестандартные решения в ответ на те или иные ситуации. И тем более, забываем о том, что можем заново переоценить происходящее, извлечь новые выводы для себя самого. В суете мы часто забываем слушать свою душу.

Поэтому обращение к арт-терапевтическим упражнениям так полезно. Во время арт-терапевтического занятия мы иногда просто впадаем в забытье, окунаясь с головой в те эмоции и ту радость, которую испытывали в детстве, когда занимались подобными вещами. Иногда нас посещают открытия, (с человеком происходит инстайт или ага-эффект): он как бы заново открывает глаза на то, что давно уже знал.

В разрезе детско-родительских отношений метод арт-терапии может использоваться и как диагностический, и как коррекционный, и как развивающий.

Развивать свои творческие способности вместе с ребенком через создание поделок, рисунков, с помощью совместной игры - отличный способ укрепить ваши отношения.

С чего начать?

Здесь я хотела бы привести несколько примеров, как вы можете заниматься рисованием вместе со своим ребенком у себя дома, используя метод арт-терапии.

1) Рисование пальчиками.
2) Рисование на стекле любыми красками.
3) Рисование кистью (мягким материалом).
4) Рисование карандашами, фломастерами (твердым материалом).

Как применять арт-терапевтические техники?

Нарисуйте свое настроение кистью или пальцами. Расскажите, на что оно похоже. Пофантазируйте с ребенком. Пусть он нарисует вам свое настроение сам.

Нарисуйте рисунок на стекле. Подумайте, на что он похож? Может, в голову придет забавная история о том, кто живет в этом стеклышке? Сочините вместе эту историю.

Попробуйте нарисовать рисунок кистью необычным способом: рисунок одной кистью на двоих, держа ее вместе; рисунок кистью, которую вы держите необычным способом (зубами, другой рукой); рисунок с закрытыми глазами.

Нарисуйте рисунок, прикасаясь точечно, кончиками пальцев.

На мой взгляд, здесь важна свобода выбора ребенка (чем именно хотел бы заняться ребенок) и доброжелательное отношение взрослого, его поддержка, его интерес. Что-то не получается? Убедите малыша, что обязательно получится, если попробовать еще раз. Здесь можно отступать от правил, если только это не вредит здоровью. Разумеется, процесс должен доставлять удовольствие всем его участникам. То есть и вам тоже. Подарите друг другу улыбку, включите приятную музыку - и за дело.

Когда же можно начинать заниматься рисованием вместе с малышом?

Современные психологи считают, что заниматься рисованием совместно с ребенком можно начиная с 6-7 месяцев. Познавательная активность малышей в этом возрасте еще пока не связана с изобразительным искусством, зато дети получают новые знания о мире - и им это очень нравится. Все, что касается тактильного познания мира развивает интеллект ребенка, потому что кончики пальцев связаны с отделами головного мозга, отвечающего за развитие интеллекта. В таком случае полезно попробовать порисовать с ребенком вместе и попробовать узнать, как он видит этот красочный мир.

Любите своих детей и дарите им радость!