Аспиранты мгимо. Аспирантура в мгимо: традиции и перспективы. Направления подготовки аспирантов

Созависимость и выздоровление семьи 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Семья – единство, данное Богом для спасения душ ее членов. Это малая Церковь, в которой путем жертвы любви происходит духовное осуществление человека. Зависимость искажает семейную систему (созависимость) так, чтобы использовать ее для поддержания и воспроизводства самой болезни. Отличие любви и созависимости. Созависимость приводит к страданию всех членов семьи (некоторые признаки созависимости). Утешение: надеяться. На что? Остановить использование семьи! – установление границ. Преодоление отрицаний зависимости рождает мотивацию к выздоровлению. Как отпустить близкого – и сохранить любовь? Ожидание. Пути выздоровления: что работает, и что не работает. Продолжение помощи, когда близкий выздоравливает.

1. Семья – путь ко спасению душ ее членов: Св. Писание. В первозданном Адаме было единство двух начал – мужского и женского – и это было нехорошо (Быт. 2: 18), потому что ему некого было любить. «Любить» - глагол переходный, кого? Кому приносится жертва любви? Человеку? – нет, Богу, жертва любви всегда принимается не только благодарным человеком, но Богом. «Если одному сделали это – сделали Мне» (Мф. 25: 40). Поэтому, когда Бог разделил Адама, из него образовал Еву – «иш» , «иша» , - это стало «весьма хорошо» . Когда по благословению Бога они родили сыновей, образовался троичный союз: отец, мать, дети, - где у каждого появились новая роль и место. Возникает способность радоваться любви других, отказ от собственности над человеком. Ап. Павел: роли в семье: Отец - глава семьи, решения, ответственность. Мать - послушание отцу и забота о семье, главный источник безусловной любви; Ребенок – послушание родителям и любовь. Это было Богоустановленным порядком жизни людей до грехопадения.

Семья – путь ко спасению душ ее членов: сегодня. Молодой человек – свои притязания, свои планы, свои желания, свои интересы. Индивидуализм подогревается обществом. «Я не такой как все!» -> «Только Я важен, надо любить себя!» Встретил такую же девушку: «Она меня устраивает/радует/дает много удовольствия! Я с ней чувствую себя отлично!» – жизнь вместе? НЕ Богоустановленный способ жить. => Союз будет разрушен Богом через эгоизм каждого в этой паре, или состоится, если хотя бы один из них окажется способным (воспитание!) полюбить другого, принося каждый день в жертву свой эгоизм. Семье предстоит много трудностей: => нужна защита от внешних воздействий: брак (регистрация = объявить другим людям себя семьей). Семья в Богоустановленном смысле: венчание (благословение Бога) на брак (Кана Галилейская). => возможно осуществление полноты семьи (воцерковление). Отец, мать, чадо, которого семья «донашивает» до взрослого: личность, способная к жертвенной любви, ответственность.

Определения созависимости. Созависимость – это нарушение семейных отношений, при котором близкий берет на себя в целом главные жизненные функции наркомана или алкоголика, проживает его жизнь вместо него, не давая зависимому человеку начать выздоравливать. Созависимость – компенсация недостаточности в жизни наркомана или алкоголика, способствующая продолжению и дальнейшему развитию зависимости. Созависимый человек – это тот, кто позволяет поступкам других людей оказывать на себя сильное влияние, и потому одержим идеей контролировать эти их поступки. Созависимый человек не живет сам, а существует для зависимого, становясь при этом функциональным придатком зависимости. Созависимый человек возлагает на других людей и обстоятельства ответственность за свое благополучие, становясь жертвой их влияния.

Плоды созависимости. Наркоман или алкоголик замыкается внутри себя, получение удовольствия / избавление от боли имеет отношение только к нему, остальные – служат этому = зависимости. Болезнь «за спиной» , ей приносятся жертвы. Близкие ради спасения близкого («спасители») приносят в жертву любовь: Он теряет свободу принимать решения, они принимают их за него: насилие. Условная «любовь» , осуждение. Страх, гнев, обиды, взаимные обвинения, манипуляции и использование. «Все средства хороши» . Жертва приносится зависимости (греху, страсти, бесу), а не Богу.

Созависимость искажает семейную систему: роли в семье. Отец: «тиран = палач» , «мебель» , «предатель» - перекладывает ответственность на других, не принимает решений, ищет радость и покой на стороне; часто уходит. Мать: «папа и мама» , «спасатель» , «naive» , «палач/жертва» - гиперответственность, нет послушания, страх, манипуляции, осуждение, гордость/вина и отчаяние. Сын-алкоголик: главный член семьи, «палач/жертва» , «объект» - манипуляции и использование, замкнутость на себя, отчаяние, осуждение всех. Остальные дети: «герой» , «шут» , «потерянный ребенок» , «козел отпущения» , старшая дочь = маленькая мама - пытаются заслужить внимание и любовь. Каждый «тянет одеяло на себя» , каждый пережил предательство, нет ценности любви как жертвы. «Любовь» = удовольствие для себя, использование.

Созависимость – «обезьяна» любви. Любовь Созависимость Любовь видит в другом Образ Божий, он высок. Созависимость гордится и надмевается: «я объясню, заставлю, подтолкну…» . Любовь стоит на жертве ради другого (терпение, прощение…). Созависимость стоит на поглощении другого человека собой, контроль. В любви есть критика к себе, милосердие к другому. В созависимости мало критики к себе, много к другому. Любовь – воплощенное добро. Созависимость ведет к усилению зависимости и страданию обоих. Любовь пребывает вовеки. Созависимость остается в этом веке, истощая людей

3. Созависимость приводит к страданию (некоторые признаки созависимости). Страх потерять контроль над алкоголиком/наркоманом, собой и всей жизнью вообще. Недоверие, стремление к власти, насилие – эмоциональное, физическое, духовное; все время настороже. Страх, волнение, гнев, вина – тяжкий груз => стремление не переживать чувства, скорее все объяснять и оправдывать. Неуправляемое, разрушительное выражение чувств. Страх конфликта. Боязнь сердитых, сильных людей. Конфликт => ударят или бросят. Сверх-ответственность или безответственность. «Я знаю, что ему надо» . Умение невозможные, неприемлемые ситуации делать приемлемыми и как-то все устраивать. Когда просят о помощи, не может сказать «нет»: отказ означает, что «я плохая, эгоистичная, бессердечная» . Помощь всем и забота обо всем. «Я – «старшая» , и так было всегда» .

Созависимость приводит к страданию. (продолжение) «Мне нужно помочь тому, кто рядом, чтобы я не чувствовала себя одинокой» . Заботится о других - тайная мысль, что кто-то о ней позаботится. Неспособность позаботиться о себе. Безответственное отношение к своей душе. Всепоглощающие чувства вины и стыда. Жесткая, свирепая критика себя. Оправдания. Неспособность расслабиться, отпустить контроль, радоваться. Трудности в близких отношениях. Близость и доверие означают уязвимость. «В моей семье мы дотрагиваемся друг до друга только во время драки» . Страх одиночества. Жизнь под знаком жертвы. Подавленная тоска и страх. «Приказано выжить» .

4. Утешение: надежда. Надеяться: на что? На возможное выздоровление сына? На то, что его трудный путь через грех имеет смысл? Это и для мамы имеет смысл! Бог милостив: к наркоману, и к его маме. На чудо, которое может быть – и уже есть сейчас. Всемогущество Божье: Бог силен победить болезнь и дать новое начало выздоровлению – может ли Он сделать это против воли сына? Долготерпение Божье: проходят годы, десятки лет употребления, Господь ждет покаяния. А сама мама идет в том же направлении, т. е. с Богом, или против Него?

5. Установление границ Границы – это границы ответственности каждого члена семьи. Границы – это ясные правила, по которым будет жить семья, для того, чтобы вернуться к ее функции: осуществление Промысла в отношении каждого члена семьи. Примеры: Возвращение домой до 24 час. , после этого семья спит. Не успел – ночуешь вне дома. Вариант: Каждый старается ночевать дома, если не получается – предупреждает по телефону. Кто брал долги – тот и отдает. Если позвонят коллекторы – придется оформить дарственную на твою долю в квартире на отца, чтобы семье не жить в коммунальной квартире. Вариант: Семья платит ежемесячные взносы в банк, если ты едешь выздоравливать. Приехал – работаешь и платишь сам, или уезжаешь. В семье – сухой закон. Употребляешь – дома не живешь. Проверяем тестами, если отказываешься их сдавать – уходишь. Вариант: В твоем употреблении наркотиков и переживании последствий семья не участвует. Будет плохо – поможем доехать до больницы.

Установление границ (продолжение) У человека должно быть дело. Не хочешь ехать в центр – иди работай, приноси часть зарплаты и тогда будешь питаться с нами. Вариант: Мы знаем, что ты распространяешь наркотики. Это ставит под удар всю семью. Поскольку причина – твое употребление, мы требуем, чтобы ты выздоравливал. Иначе – уходи из дома, и немедленно. Ждем тебя назад через реабилитационный центр. Привести домой ночевать можно только жену, а не «девушку» . Никто не имеет права читать чужие письма в е-почте, смс, смотреть карманы, без стука входить в комнату и пр. Никто не имеет права оскорблять, кричать и применять силу. В доме не должно быть алкоголя и психоактивных лекарств. Молитва и вера – дело внутреннее и добровольное, нельзя принуждать или противиться вере другого. Границы можно менять по общей договоренности. Установление границ – коллективное решение трезвой части семьи, гарант его – главный член семьи, остальные помогают.

Насилие в семье Физическая безопасность: план действий в случае насилия: Способ уйти из дома; ключи от дома и деньги, соседка, родственники или друзья; решение скорее избегать стычки, чем провоцировать ее или «стоять насмерть» ; решение позвонить 911 или 02 в случае необходимости. Безумие зависимости может закрыть ему глаза на то, что он делает в стремлении достичь употребления. Вы и ваши близкие не должны стать жертвой этого безумия. Юридическая безопасность: Употребление, хранение, транспортировка и передача другому лицу (распространение) наркотиков – преступление. Документы на недвижимость, машину и иные ценности: деньги, золото, кредиты. Прописка. Защитить себя и свою семью – наша обязанность. Это не означает, что у нас есть право перестать заботиться о близком, бросить его. Мы можем и должны помогать ему выздоравливать – но не продолжать способствовать его употреблению. При всех обстоятельствах нужно стремиться сохранять с ним контакт.

6. «Честное зеркало» поддерживает мотивацию к выздоровлению. Отрицание факта зависимости от алкоголя и наркотиков - проявление зависимости от них. Возвращение к реальности – помощь зависимому в приходе к выздоровлению: Безусловная любовь в зависимому близкому. Он – личность, а потом уже наркоман или алкоголик. Негативные факты жизни близкого и других членов семьи, связанные с зависимостью. Сохранившиеся позитивные стороны жизни. Возможность выздоровления. Необходимость помощи для достижения и поддержания стабильного выздоровления. Присутствие Бога в жизни семьи – если наркоман или алкоголик не отвергает эту тему, и не забалтывает ее (осторожно!).

7. Как отпустить близкого – и сохранить любовь? «Отпустить» = предоставить близкого последствиям его зависимости, которые вынудят его выздоравливать. Отпустить не значит бросить, заниматься эгоистично собой, манипулировать отвержением. Это честное признание факта, что семья бессильна остановить зависимость или исправить все эти последствия. Мы занимаемся своими делами, говорим правду зависимому близкому о нем, и ждем его попытки начать выздоравливать. Он не хочет =>остается один на один с зависимостью => просит помощи в продолжении употребления. Выбор: ты не употребляешь - и мы тебе помогаем; ты продолжаешь употреблять - и остаешься один, а мы ждем тебя выздоравливать. Сохранение контакта! Умение ждать, молиться и доверять Богу. Ответственность за свою душу, а не за душу зависимого близкого.

Как отпустить близкого – и сохранить любовь? (продолжение) Отстранение происходит от зависимости, от алкогольной или наркоманской жизни, а не от родного человека. Сохранение любви: 1. Молитва. «Молитва матери со дна морского поднимет» . Как молиться за алкоголика или наркомана? Можно и нужно молиться и самой, как душа просит – но с помощью других людей это делать легче. 2. Маленькие добрые дела. Не баловать– т. е. разрешать ему делать, и самой делать для него то, что нельзя делать. Но мы принесем ему с радостью чашку ароматного чаю, благословим, поделимся с ним своей радостью, поддержим доброй улыбкой. . . Это немало! 3. Воцерковление, таинства, покаяние близких. Если мы так будем жить, мы сможем ждать долго, и когда-то и он заметит, что его любят… Часто мы бываем так одержимы стремлением заставить его выздоравливать, что перестаем воспринимать его как личность. Мы видим только себя, свою цель. Потеряв способность видеть человека, мы теряем и контакт с ним, а вместе с тем и возможность ему помочь.

8. Пути выздоровления Выздоровление - это способность хорошо жить без наркотиков и алкоголя. Этапы: 1. Отказ от употребления любых наркотиков (в т. ч. медицинских препаратов, изменяющих состояние сознания) и алкоголя (с помощью медиков или без них) 2. Курс реабилитации. Модели реабилитационных программ: Миннесотская, работающая по программе « 12 шагов» с использованием обучающих психологических элементов, при этом программа « 12 шагов» - главное средство выздоровления; Терапевтическое Сообщество, в котором среда выздоравливающих наркоманов – основная терапевтическая сила, а остальное, в том числе и программа « 12 шагов» , может быть или не быть; Религиозные общины, где главное – общая молитва и стремление жить по вере. («Христианских» центров не бывает, бывают православные, всегда на основе храма или монастыря; католические; протестантские, очень часто крайне сектантского толка; мусульманские; известны также буддистские и неоиндуистские «ашрамы» - будьте осторожны!) 3. Ресоциализация (поддерживающая реабилитация): Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы, поддерживающие группы в реабилитационных центрах; семейные клубы и общества трезвости и др.

Это НЕ работает! Твердое обещание / желание / зарок не пить или не употреблять (без осуществившегося воцерковления = покаяния и помощи людей и Бога): человек бессилен перед зависимостью. Надежда на «новое лекарство»: зависимость - одновременно страсть и болезнь, это духовное явление: таблетки не помогут! Переезд в другой город, выдержка в другом месте длительные сроки: зависимость остается и там. Изменение круга общения: зависимость внутри человека. Магические действия, хотя бы и в храме («прочту 40 акафистов – он будет выздоравливать»): Господь не торгуется, а спасает того, кто идет за Ним. «Серьезные» разговоры, угрозы, авторитетные фигуры («батюшка, скажите ему!»): человек в активной зависимости собой не управляет. Все это может быть очень полезно для выздоравливающего наркомана или алкоголика, но недостаточно само по себе.

9. Продолжение помощи, когда близкий выздоравливает. Родственникам тоже нужна помощь: храм, молитвенные группы, группы самопомощи Ал-Анон или Нар-Анон (не путать с Нарканоном – секта!), лекции и группы при центрах, консультации, литература. Здравый смысл в отношениях: равная любовь, внимание и поддержка всем членам семьи; отпустить контроль за выздоровлением близкого; не брать на себя его ответственность; уметь ждать и с терпением относиться к его ошибкам; Срыв - нежелательный сценарий; «честное зеркало» в срывном процессе (10 -14 дней); возврат границ (их не отменяли!); исправление ошибок. Нет людей, которые не ошибаются. Нужно найти в себе мужество вернуться к пути отстранения, трудной любви и молитвы за всю семью. Терпение, любовь, вера и мужество рождаются и растут в семье, и беда, случившаяся в семье, может переплавиться в смысл.

Молодежь пробует наркотики во все более раннем возрасте и не считает это проблемой. Думая о наших детях, внуках, правнуках - обо всех, кого может коснуться эта страшная беда, - мы должны бить во все колокола, причем не раз в году, а постоянно, без устали, ведь в России сегодня все чаще можно встретить наркозависимых в самом юном возрасте.

Руководитель направления помощи наркозависимым Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви Алексей Лазарев подчеркивает, что попавшим в сети наркодельцов детям и подросткам становится все сложнее осознать, что они нуждаются в помощи. По его словам, сейчас наркоманы «молодеют». Если раньше сотрудники полиции удивлялись, видя 13-14-летних подростков, употребляющих наркотики, то сегодня они сталкиваются с зависимыми 10-летними детьми, которые, конечно, еще не в состоянии понять всю серьезность проблемы, понять, что им нужно лечиться.

Почти год назад, 3 июля 2017 года, в Москве, в концертном зале Российской государственной детской библиотеки, состоялся премьерный показ документального фильма Бориса Дворкина «Зебра», созданного «ДжемСтудией» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и при участии «Позитив-фильма» (художественный руководитель - народная артистка России Алла Сурикова).

Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов заверил присутствующих, что сделает все возможное, чтобы эту картину, посвященную проблемам борьбы с наркоманией и другими видами зависимости и созависимости, показали по центральному телевидению. Он пообещал дойти с этой инициативой до Президента России, если понадобится. Было бы интересно узнать, показали ли фильм «Зебра» наши телеканалы и как отреагировал Владимир Путин на инициативу Сергея Миронова.

По словам одной зрительницы, давно живущей за границей, она испытала настоящее потрясение, хотя никак не связана с проблемами, о которых говорится в фильме. По ее мнению, его необходимо показывать во всем мире. Но для начала фильм нужно показать по всей России, где, по информации Министерства здравоохранения, в конце 2017 года было около 4 миллионов наркопотребителей.

Хотя число стоящих на учете наркозависимых снижается ежегодно на 2-3%, количество людей, которые впервые пробуют наркотики, растет, в том числе и за счет несовершеннолетних.

Церковь помогает в борьбе с зависимостью

Алексей Лазарев обращает внимание и на появление так называемых «дизайнерских наркотиков». Создатели солей и спайсов меняют формулу веществ быстрее, чем наркополицейские успевают включить их в список запрещенных, поэтому их крайне сложно изымать из оборота. Эти вещества формируют зависимость и наносят непоправимый вред гораздо быстрее, и человек начинает нуждаться в квалифицированной помощи раньше, чем осозна ет тяжесть ситуации. Поэтому очень важно, чтобы сотрудник реабилитационного центра умел найти подход к такому человеку и убедить его начать лечение.

В Церкви создается единая информационная система помощи наркозависимым

Каждый год в России появляется 5-10 новых церковных реабилитационных центров и других структур помощи. На сегодняшний день действует более 200 церковных центров помощи наркозависимым, в том числе более 70 реабилитационных центров , группы поддержки и кабинеты первичного консультирования. При Синодальном отделе по благотворительности действует Координационный центр по противодействию наркомании , который регулярно организует в разных регионах обучение священнослужителей и мирян методикам помощи наркозависимым. В Церкви создается единая информационная система помощи наркозависимым, которая позволит распределять желающих пройти реабилитацию по центрам во всех регионах России, в зависимости от профиля центра и потребностей зависимого.

В основе работы - индивидуальный подход к каждому реабилитанту

По словам Алексея Лазарева, сейчас в церковные реабилитационные центры обращаются в основном родственники наркозависимых людей, которые чаще всего никаких проблем в своем состоянии не видят. Консультационные кабинеты, созданные при поддержке Синодального отдела по благотворительности, действуют во многих епархиях Русской Православной Церкви. По просьбе родственников с наркозависимым беседуют консультанты - сотрудники таких кабинетов, регулярно проходящие обучение. Они получают навыки формирования у наркозависимых мотивации для лечения. Пообщавшись с наркозависимым лично или по телефону доверия, специалист определяет, какая именно помощь ему требуется, и дает соответствующие рекомендации. При необходимости обратившегося человека направляют в медицинское учреждение для прохождения детоксикации, после чего он переходит на амбулаторную программу реабилитации, либо его сразу направляют в церковный или светский реабилитационный центр. Подбирают центр по принципу территориальной близости, наличию места и соответствию программы реабилитации, то есть в основе работы - индивидуальный подход к каждому реабилитанту.

«Другой важнейшей задачей для нас является поддержка мотивации на сохранение здорового образа жизни, ведь иногда после ‟чистого” периода человек срывается и снова начинает употреблять наркотики. Для этого по всей России создаются церковные группы поддержки, - отметил Алексей Лазарев.- В этих группах человек может найти социальную, психологическую, духовную поддержку, побеседовать со священнослужителем, обсудить проблемы, которые у него возникают, и получить новые силы для продолжения трезвого образа жизни».

Не зебра, а сплошная черная полоса

Говорят, что наша жизнь похожа на зебру: черная полоса сменяет белую, а белая - черную. Но это жизнь обычного человека. Жизнь же зависимых людей - это сплошная черная полоса. И кажется, что она никогда не кончится, что выхода нет… Но он есть! Об этом говорят все героини фильма «Зебра».

В фильме нет ни декораций, ни реквизита. Обычные женщины сидят на обычных стульях в обычной комнате. Из реквизита - лишь черное одеяло, которым психолог Екатерина Алексеевна Савина, директор реабилитационного благотворительного фонда «Зебра» и одноименного Центра, с головой накрыла бывшего наркомана Али. Он выздоровел и теперь работает в «Зебре». Одеяло - это зависимость. И ее нельзя путать с человеком. Женщины по очереди обращаются то к кукле, завернутой в одеяло, символизирующей зависимость, которую они ненавидят и с которой вступают в жестокую схватку, то к своему ребенку, у которого просят прощения за то, что мало любили его и мало гордились им… Не каждая женщина готова сняться в фильме о своих родных, страдающих зависимостью. Не каждая готова признать, что была больна созависимостью.

Созависимость, являясь раковой опухолью на любви, заменяет ее собою

По словам психолога Екатерины Савиной, созависимость, являясь раковой опухолью на любви, заменяет ее собою. Семья наркомана или алкоголика часто начинает приспосабливаться к образу его жизни, начинает жить его жизнью, тем самым невольно поддерживая его болезнь вместо того, чтобы бороться с ней. Члены семьи контролируют больного, пытаются спасти его от неприятностей, но тем самым они просто консервируют ситуацию и спасают себя от тяжелых переживаний. И тогда наркомания, алкоголизм и курение становятся безнадежным заболеванием. Поэтому очень важно, чтобы семья начала избавляться от созависимости.

Ангел Екатерина Савина

По ее словам, без этой беды она могла никогда не прийти к Богу

Ирина Чижикова узнала о том, что Екатерина Савина помогает в лечении наркоманов и алкоголиков, еще в 1990-е годы, когда беда обухом по голове ударила ее и сына-старшеклассника, члена спортивной команды по водному поло. Кто-то из членов команды подсадил своих товарищей на иглу, и понеслось. Из всех его друзей-наркоманов выжил он один, остальные давно покоятся на кладбище. Ирина вымолила сына. По ее словам, без этой беды она могла никогда не прийти к Богу.

К Кате Савиной, которую Ирина называет ангелом, она тогда не доехала. И лишь последние 5 лет ходит по средам и субботам на занятия в «Зебру». Сказать, что Ирина и другие члены этой по настоящему дружной семьи благодарны Екатерине - значит не сказать ничего.

До начала документальной картины, ставшей для всех настоящим откровением, выступили кинорежиссер Борис Дворкин, член Союза кинематографистов, руководитель видеостудии «Акварель» в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, продюсер Алла Сурикова, консультант Екатерина Савина, без которых фильма не было бы, оператор Иван Алфёров и другие.

В вечере также приняли участие председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению Л.В. Стебенкова, советник заместителя Председателя СФ ФС РФ Г.Н. Кареловой О.А. Мишина, директор Национального научного центра наркологии Т.В. Клименко, представитель Национальной родительской ассоциации А.В. Гусев, представитель ООД «Здоровая инициатива» Г.И. Семикин, члены Совета по профилактике наркомании при Совете Федерации РФ и представители Синодального отдела по благотворительности Русской Православной Церкви.

Бог сильнее зависимости

Любая мать помнит первую улыбку, первый лепет, первые шаги своего чада, его школьные годы, первые победы и первые поражения... И теперь женщинам, снявшимся в фильме «Зебра», самим не верится, что было время, когда повзрослевшее чадо гналось за ними по улице, требуя деньги на дозу, а они во все горло кричали: «Помогите!» Как же трудно вызывать милицию, чтобы забрали собственного сына! Как больно видеть, что он ради дозы готов тебя убить!

По совету психолога, ради спасения своих детей матери вынуждены были выставлять их за дверь... Зато сейчас благодарят Бога за их выздоровление, создание семей, за счастье общения с внуками. Опыт этих женщин может помочь другим матерям, оказавшимся в подобной ситуации и не знающим, где и как можно получить помощь. Многим кажется, что выхода из этой беды нет. Но выход есть! Нужно только не опускать руки и... начать с себя. Да-да - нужно измениться самим, чтобы жизнь зависимых родных изменилась к лучшему. А поможет им в этом Екатерина Савина, счастливая жена, мать и бабушка, которая уверена, что безнадежных больных нет.

Эти женщины смогли вымолить своих детей

Даже рассказывать о борьбе с наркоманией и собственной созависимостью очень трудно, а каково с ними бороться? Многое из того, о чем рассказывают эти мужественные женщины, не побоявшиеся открыто обратиться к зрителям, осталось за скобками. Как же трудно выставить любимого сына-алкоголика или дочь-наркоманку из квартиры! «Выставить на улицу», по словам Екатерины Савиной, не очень удачное выражение, и, конечно, оно не означает выгнать и забыть. Смысл его в том, что мама говорит: «С тобой в дом вошла твоя наркомания, и дом стал рушиться. Мы болеем все: тревога, злоба, кражи из дома, насилие, ложь. У нас нельзя дома так жить. Если ты хочешь продолжать так жить, уходи. Здесь больше этого не будет. Употреблять - за дверь, и я не собираюсь устроить тебе способ употреблять вне дома: снять тебе жильё, предоставить другое и т.п. Но если ты хочешь остановиться, я готова помогать, положу в больницу, в реабилитационный центр, и буду стараться вместе с тобой. Другими словами - домой возвращайся через реабилитационный центр».

Помню, когда фильм «Зебра» закончился, у многих зрителей на глазах были слезы. Борис Дворкин вызвал на сцену героинь фильма, и зал встретил их аплодисментами - жен, дочерей и матерей, чьи дети и другие родственники оказались в беде. Некоторые из них были наркоманами 20 лет. Эти женщины смогли вымолить своих детей. Они убедились в том, что Бог сильнее зависимости, и с Божией помощью неизлечимые болезни можно победить!

Продолжаем обсуждать тему инновационного развития системы высшего образования. Сегодня мы беседуем о послевузовском обучении с Натальей Николаевной Поляковой - начальником отдела докторантуры и аспирантуры Управления научной политики .

Наталья Николаевна, в этом году состоится первый набор в совместную российско-венгерскую аспирантуру. Расскажите, пожалуйста, об этой новой для МГИМО форме обучения в аспирантуре?

Наш Университет подписал соглашение со старейшим венгерским университетом имени Лоранда Этвёша г. Будапешта о создании совместной российско-венгерской аспирантуры. Обучение по данной программе предусматривает подготовку и защиту диссертации по теме, связанной с европейской проблематикой. Соглашение предусматривает наличие у аспиранта двух научных руководителей, одного из МГИМО, а другого из венгерского университета. Венгерским аспирантам предстоит сдать у нас экзамены кандидатского минимума и подготовить публикацию для Вестника МГИМО-Университет.

Российско-венгерская программа отличается от традиционной, например, зачисление обучающихся в аспирантуру будет осуществляться как аспирантурой МГИМО, так и венгерской стороной. Программа перспективная, поскольку двойные дипломы в современном мире становятся всё более и более востребованными. За такими программами будущее.

Какое количество аспирантов смогут претендовать на бюджетные места в этом году, и планируется ли увеличение числа аспирантов в совместной аспирантуре в будущем?

В 2010 году прием в аспирантуру на бюджетные места немного сокращен. На платное обучение ограничений нет. Можно поступать без конкурса. Но это не значит, что не надо сдавать экзамены. Лица, успешно сдавшие вступительные экзамены, зачисляются в аспирантуру и на их место нет конкурентов.

Сколько сейчас человек обучается в аспирантуре МГИМО и можно ли говорить о каких-то тенденциях в последние годы?

С каждым годом количество аспирантов увеличивается. За время моей работы начальником Отдела докторантуры и аспирантуры число обучающихся в аспирантуре выросло с 95 до 320 человек, а число соискателей - со 100 до 400 человек. В этом году также планируется увеличение числа аспирантов во всех шести институтах и семи факультетах Университета по очной, заочной форме обучения, а также соискателей. Каждый год растет число желающих обучаться по договору о платной подготовке.

Когда МГИМО получил статус Университета, все образовавшиеся в нем институты и факультеты начали осуществлять набор аспирантов на новые кафедры, увеличилось число специальностей. Несколько лет назад у нас сначала были открыты новые специальности по языкознанию: Германские языки - 10.02.04 , Романские языки - 10.02.05 и Языки народов зарубежных стран Европы, Азии, Африки, Аборигенов Америки и Австралии (изучаемый язык) - 10.02.22 . Затем открыли специальности: Теория, методология и история социологии - 22.00.01 ; Административное право; финансовое право; информационное право - 12.00.14 ; Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право - 12.00.08 ; Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность - 12.00.09 ; Социология управления - 22.00.08 . В 2009 году открыта специальность Финансы, денежное обращение, кредит - 08.00.10 .

В настоящее время в аспирантуре МГИМО обучается по бюджетной форме 320 человек в очной и заочной аспирантуре, 350 бюджетных соискателей. Более 150 человек заключили договор о платном обучении. Сегодня это фактически целый факультет с большим научным потенциалом.

Отличием последних лет стало то, что поступают как специалисты, так и магистры с более высоким уровнем подготовки, с уже сданными в магистратуре экзаменами кандидатского минимума по истории и философии науки и иностранному языку. Значительно больше поступает в аспирантуру выпускников с красными дипломами и медалями.

Несколько лет назад мною было предложено проведение ректорской аттестации в конце года на каждой кафедре. Сейчас проводится ректорская аттестация по итогам работы аспирантов и соискателей, по итогам которой неуспевающие отчисляются. К сожалению, есть и такие.

На мой взгляд, также очень важно, что в аспирантуре Университета готовят диссертации как аспиранты, являющиеся гражданами стран СНГ, так и стран дальнего зарубежья, и их число растет каждый год.

Наталья Николаевна, Вы уже больше 20 лет руководите Отделом аспирантуры и докторантуры. Как, на Ваш взгляд, за эти годы менялся интерес аспирантов к тем или иным научным темам или специальностям?

За время моей работы произошли значительные изменения в научных приоритетах аспирантов и докторантов. Как я уже отмечала, были открыты новые специальности: по языкознанию, политологии, социологии, праву.

В начале 90-х годов большей популярностью пользовались экономические и юридические специальности. И сейчас статистика показывает, что лидируют экономические специальности, на них поступает большее количество специалистов и магистров. Второе место занимают правовые науки и на третьем месте политологические специальности. Конкурс на эти специальности продолжает оставаться самым высоким.

В последние годы по сравнению, например, с 2000 годом, значительно больше аспирантов зачисляется на политологические и социологические специальности и успешно защищаются.

Изменения произошли и в научных направлениях работы аспирантов. Аспиранты выбирают такие направления, как современная система международной безопасности, интеграционные процессы, экологические проблемы, глобализация мировой экономики, сфера информационных технологий и другие.

Можете ли назвать направления научных исследований, которые вызывают сейчас у молодых исследователей особый интерес?

В темах диссертационных работ как в зеркале отражаются все современные тенденции развития международных отношений. Особый интерес у аспирантов сегодня вызывают такие темы, как исследования в области международных, международно-экономических, международно-правовых отношений в области энергетики, отношений России и Европейского Союза, деятельности международных организаций, двусторонних отношений, участия иностранного капитала в российской экономике, основных проблем развития внешнеэкономических связей регионов, институционализации политических партий, государственная социальная политика и другие.

Хотелось бы отметить, что все эти работы носят прикладной характер и являются уникальными и востребованными.

В последнее время в прессе не раз обсуждалась тема реформирования системы послевузовского обучения, в частности, вопрос об изменении традиционной российской формы обучения в аспирантуре. Предлагалось за образец взять, например, американскую постдипломную форму образования (PhD-программы), где достаточно много времени уделяется не написанию диссертационной работы, а обучению аспирантов (лекции, семинары). На Ваш взгляд, необходимы ли изменения в системе послевузовсвского образования, именно в аспирантуре, и если да, то, какие?

Изменения, конечно, необходимы, и они уже есть: увеличилось число читаемых аспирантам лекционных курсов, основных и факультативных, по всем специальностям, изменились критерии оценки на экзаменах и зачетах у аспирантов. Многое заимствовано из американской постдипломной формы образования (PhD-программы).

Но одновременно аспиранты, как и раньше, следуют многолетней традиции обучения в аспирантуре в МГИМО. Принимают активное участие в научной и педагогической деятельности Университета: ведут семинары и спецкурсы, участвуют в разработке программ, выступают с докладами на конференциях и научных семинарах, публикуют свои работы в кафедральных сборниках научных трудов, проходят стажировки в ведущих университетах мира и многое другое.

Не секрет, что для тех, кто только что поступил в аспирантуру, достаточно сложно самостоятельно овладеть методами научно-исследовательской работы. Есть ли в учебном плане аспирантов семинары, посвященные методологии научных исследований?

При поступлении в аспирантуру каждый абитуриент должен пройти собеседование и подготовить вступительный реферат. Этот реферат дает возможность кафедре оценить способности к научной аналитической работе и собственный потенциал поступающего. После зачисления в аспирантуру или прикрепления соискателем в рамках реализации компетентностного подхода организуются специальные семинары, на которых аспиранты осваивают как традиционные, так и новые методы: информационные, коммуникативные, исследовательские, прогностические, методы информационных технологий.

Хотела бы отметить, что в аспирантуру поступают самые сильные и талантливые выпускники. С каждым годом всё больше приходит выпускников с красными дипломами, с медалями. Научная работа им по плечу и не представляет сложности освоение новых компетенций, учитывая то, что поступающие в аспирантуру уже обладают высоким уровнем владения иностранными языками, специальными предметами, информационными технологиями.