Атомная подводная лодка к 3. Ленинский комсомол (подводная лодка)

1954 год май
Начало формирования двух экипажей опытной АПЛ проекта 627 ;

1954 год
Начало обучениия экипажей в г.Обнинск (на базе первой действующей АЭС и, созданного в кратчайшие сроки, наземного стенда ЯЭУ корабля), а также при НИИ-3, НИИ-303 и СКБ-143. В 1955 году прибыли командиры экипажей - кап.2р. Осипенко Л.Г. (первый экипаж) и кап.3р.Салов В.С. (второй экипаж);

1955 год сентябрь
Принято решение о переводе второго экипажа на головную АПЛ проекта 627А ;

1955 год сентябрь
Экипаж включен в состав 150-го дивизиона опытовых подводных лодок ВМФ в г.Ленинград;

1955 год 24 сентября
Заложена на стапеле цеха № 42 ССЗ № 402 в г.Молотовск как первая в СССР атомная крейсерская подводная лодка;

1956 год август
Экипаж в составе 150-го ОДнОПЛ ВМФ был перебазирован в г.Молотовск (с 12.09.1957 - г.Северодвинск);

1957 год январь
Экипаж переформирован в состав 150-го ДнОПЛ 339-й БрСРПЛ БелВФл с прежним местом дислокации;

1957 год сентябрь
Произведен физический пуск обоих реакторов, начаты испытания ГЭУ от энергоустановки СКР «Леопард»;

1958 год 26 июня
Задача № 1 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо»;

1958 год 1 июля
Поднят Военно-морской флаг СССР. На торжественном подъеме флага присутствовали ГК ВМФ СССР адмирал Горшков С.Г., Министр судостроительной промышленности СССР Бутома Б.Е. и Президент АН СССР академик Александров А.П. По стечению обстоятельств подъем произошел за несколько минут до времени вечернего спуска флага. С разрешения Главкома ВМФ флаг был оставлен на ночь;

1958 год 4 июля
В 10.03 впервые в истории отечественного флота ПЛ дала ход под атомной энергетической установкой;

1958 год август
Задача № 2 КПЛ-57 принята Управлением подводного плавания ВМФ под руководством Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванова В.Н. с оценкой «хорошо»;

1958 год 26 ноября - 2 декабря
В Кандалакшском заливе Белого моря произведено глубоководное погружение на глубину 310 метров и плавание без всплытия в течение трех суток со скоростью 20 узлов. На перископной глубине произошло столкновение с притопленным бревном, в результате чего был погнут перископ;

1958 год 17 декабря
Подписан приемный акт, КрПЛ принята в опытную эксплуатацию под гарантию промышленности устранения выявленных недостатков. Ответственный сдатчик Довгань Н.Н., председатель Государственной комиссии вице-адм. Иванов В.Н., командир - кап. 2 ранга Осипенко Л.Г. В ходе испытаний пл совершила 29 погружений, провела 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток, прошла 3801 милю за 450 ходовых часов, из них в подводном положении 2002 мили за 193 часа. Время нахождения под водой составило 58 часов 18 минут, пл прошла за это время 860 миль со средней скоростью 14,8 узла. Впервые была достигнута подводная скорость 23,3 узла, Госкомиссией было отмечено хорошая управляемость ПЛ на этой скорости по курсу и глубине. Достижение подводной скорости в 23,3 узла при 60% мощности ГЭУ свидетельствовало о том, что спецификационная скорость хода в 25 узлов может быть достигнута при 80% тепловой мощности атомной энергоустановки. Подводные испытания были прерваны на 59 часу из-за течи циркуляционных насосов 1 контура. Кроме того некоторые другие механизмы и оборудование АЭУ оказались недостаточно надежными и вышли из строя ранее установленного срока - парогенераторы, теплообменники III-IV контуров и т.д. Вследствие имевшего место выхода из строя отдельных механизмов и оборудования главной энергетической установки, полностью выполнить утвержденную программу испытаний не представилось возможным;

1959 год январь
Постановлением Совета Министров СССР КрПЛ передана в опытную эксплуатацию. На КрПЛ начата ревизия механизмов и модернизационные работы;

1959 год 12 марта
Включена в состав 206-й ОБрПЛ СФ с базированием на г.Северодвинск;

1959 год июнь
Введена в строй после модернизации, продолжены ходовые испытания под руководством группы опытовой эксплуатации, назначенной совместным решением ГK ВМФ, Председателя Государственного комитета при Совете Министров СССР по судостроению и Министра среднего машиностроения. ПЛ совершила три выхода в море (9, 22 и 14 суток);

1959 год 23 июля
За успешное освоение новой техники командиру ПЛ кап. 1 ранга Осипенко Л.Г. Указом Президиума Верховного Совета присвоено звание Героя Советского Союза, участники создания ПЛ получили ордена и медали;

1959 год с 20 августа по 11 сентября
КрПЛ приняла участие в учении сил противолодочной обороны Северного флота на тему «Поиск и преследование атомной подводной лодки», и в испытании гидроакустических станций по крейсеру. После похода ПЛ возвратилась в Белое море с заходом в Западную лицу;

1959 год октябрь
Выполнила переход из Белого моря в Баренцево море для освоения пункта базирования в губе Западная Лица. С 23.10 соединение ПЛ напрямую подчинено командующему подводными силами СФ;

1959 год 1 - 15 ноября
Первый дальний поход (командир - кап.1р. Осипенко Л.Г.). По решению ГК ВМФ подводная лодка, имея неисправную главную энергетическую установку правого борта, для испытания автономности в высоких широтах, совершила плавание под кромку льда в Карском, а затем в Гренландском морях до широты 79˚. При нахождении подо льдом (всего пройдено 260 миль)в Гренландском море одновременно вышли из строя главный генератор левого борта и главный турбозубчатый агрегат правого борта. Благодаря высокой специальной подготовке, инициативе и мужеству личного состава электромеханической боевой части были использованы сложные режимы движения и переключения технических средств, позволившие благополучно провести испытания. Поход был осложнён и тем, что при всплытии в Гренландском море из-за отсутствия достаточного опыта в эксплуатации эхолёдомеров «ЭЛ-1» КрПЛ ударилась о лед и получила повреждения ограждения рубки и выдвижных устройств (перископ был загнут почти на 90 градусов). Поход был прекращен и АПЛ вернулась в базу;

1959 год декабрь - 1960 год май
Поставлена в ремонт и модернизацию на ССЗ № 402 (ПО "Севмашпредприятие") в г.Северодвинск для установки навигационного комплекса «Сила Н-627», деаэрационной и водохимочистительной установки и ряда модернизационных работ с заменой вышедшего из строя оборудования (по сути до уровня проекта 627А ). Часть приборов навигационного комплекса располагались в первом отсеке, там же была оборудована вторая штурманская рубка, но в результате переделок четыре нижних торпедных аппарата бездействовали, а запас торпед сократился почти вдвое;

1960 год январь
На время ремонта вошла в состав 339-й БрСРПЛ БелВФл Северного флота;

1960 год декабрь - 1961 год февраль
Выполнены швартовые испытания и комплексные испытания деаэрационной установки, в результате которых принято решение ГК ВМФ и Государственного комитета по судостроению при Совете Министров СССР о деаэрационной установке, как непригодной для эксплуатации;

1961 год 26 мая - 7 августа
Выполнила программа ходовых испытаний и практически отработала важные экзамены для плавания подо льдом: управление подводной лодкой на заднем ходу и вертикальное всплытие без хода;

1961 год 7 августа
Перечислена в состав сформированной 3-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ Северного флота с местом базирования на губу Малая Лопатка (Западная Лица);

1961 год 17 - 31 августа
Выполнила поход в Карское море (командир - кап.2р. Жильцов Л.М.). 22.8-30.8 осуществила плавание под паковый лед по желобу Франц-Виктория до 81˚47’ с.ш. с целью испытания навигационных комплексов в высоких широтах. Перед погружением под кромку льда личный состав проявил самоотверженность и высокие специальные знания в работе по устранению больших утечек гидравлики;

1961 год декабрь
Совершила выход в полигоны для отработки курса боевой подготовки, но из-за неисправностей в энергетической установке задачи № 3 и № 4 отработаны не были;

1962 год
Соединение перебазировано на губу Большая Лопаткина (Западная Лица);

1962 год весна
В пункте постоянного базирования произведён навигационный ремонт силами СРЗ №10 и ПО "Севмашпредприятие" с установкой паросборников и докованием;

1962 год 4 - 10 июля
Совершила контрольный выход перед походом на Северный Полюс;

1962 год 11 - 21 июля
Выполнила поход (командир - кап.2р. Жильцов Л.М.) на Северный полюс. 11.7 вышла из губы Западная Лица в поход на Северный полюс под руководством КФлПЛ контр-адм. Петелина А.И. Перед выходом лодку посетил ГК ВМФ адм. флота Горшков С.Г., начальник Главного Политуправления ВМФ вице-адм. Гришанов В.Г., Зам. ГК ВМФ вице-адм. Иванов В.Н., заместитель начальника кораблестроения и вооружения ВМФ инж.-вице-адм. Котов П.Г., командующий Северным флотом адмирал Касатонов В.А., начальник штаба Северного флота вице-адм. Рассохо А.И., 1-й заместитель командующего Северным флотом вице-адм. Лобов С.М. и другие высокие должностные лица. 12.7 к концу суток была обнаружена неисправность циркуляционного насоса охлаждения главного конденсатора. Замену трех подшипников производили в подводном положении, ремонт продолжался около 14 часов. 13.7 в 11.30 всплыла в Гренландском море для встречи с тральщиком для уточнения данных о ледовой обстановке. Из-за плохой погоды встреча состоялась только в 18.00. 14.7 около 10.45 на широте 79º в подводном положении вошла под кромку льда. 15.7 осуществила первое за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚08’ с.ш., 0˚48,5’ в.д. 17.7 в 06.59.11 по Московскому времени впервые в истории отечественного флота прошла в точке Северного Полюса в подводном положении. 18.7 осуществила второе за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 84˚54’ с.ш., 0˚01,5’ з.д. 19.7 осуществила третье за поход всплытие во льдах Арктики в точке с координатами 79˚40’ с.ш., 0˚ 41’ з.д. Навигационная невязка составила 34 мили. 20.7 в 13.40 прошла кромку льдов. В подледном положении пройдено 1294 мили за 178 часов. В 14.00 КрПЛ всплыла в надводное положение. 21.7 вернулась из похода к Северному Полюсу в Гремиху. Руководитель похода контр-адм. Петелин А.И., командир КрПЛ кап.2р. Жильцов Л.М. и командир БЧ-5 инженер-кап.2р. Тимофеев Р.А. были удостоены звания Героя Советского Союза. Награды вручил лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС Хрущев Н.С. Весь личный состав лодки награждён орденами и медалями;

1962 год сентябрь
Было обнаружена разгерметизация тепловыделяющих элементов. Подводная лодка прибыла на судоремонтный завод № 893 в г.Северодвинск для ремонта и модернизации и временно подчинена 339-й БрСРПЛ БелВМБ СФ;

1963 год 26 февраля - 1965 год 29 октября
Передана для дальнейшего ремонта с заменой реакторного отсека. Отработанное топливо было было выгружено, а отсек залит специальным составом и затоплен в заливе Абросимова в Карском море на глубине 20 метров. На КрПЛ был выполнен ряд модернизационных работ с установкой нового навигационного комплекса «Сигма», аппаратуры автоматического, ручного и программного управления подводной лодкой и управления противоаварийными средствами;

1963 год
Экипаж лодки был награждён переходящим Красным знаменем ЦК ВЛКСМ;

1964 год 29 июля
Газета «Красная Звезда» опубликовала открытое письмо экипажа лодки «Ленинский комсомол» с инициативой начала социалистического соревнования в Вооружённых Силах в честь 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это движение получило название «Эстафеты боевой славы»;

1965 год 24 ноября
Подписан государственный акт об окончании ремонта и передачи подводной лодки ВМФ;

1965 год 29 ноября
Прибыла к постоянному месту базирования в губу Большая Лопаткина (Западная Лица);

1965 год 17 декабря
Подводную лодку посетил первый космонавт планеты Герой Советского Союза полковник Гагарин Ю.А., в сопровождении 3-го секретаря ЦК ВЛКСМ Пастухова Б.Н., и сделал запись в историческом журнале корабля;

1966 год 23 марта
При всплытии на сеанс связи севернее маяка "Русский" столкнулась с вынесенным из Белого моря ледяным полем, в результате чего на ограждении рубки образовалась вмятина и был погнут перископ;

1966 год март - июнь
Выполнила программу испытаний по темам: "Егорлык" (испытание средств ПЛО), "Шпат", "Турмалин", "Тон" (испытание противоаварийных систем), "Августин" (испытание покрытия легкого корпуса);

1966 год июнь
Производилась киносъемка КрПЛ в надводном положении на ходу, моменты погружения и всплытия;

1966 год 10 июля - 29 августа
Выполнила задачи автономной БС (командир - Первушин Г.С., старший на борту - ЗКД кап.1р. Гинчик Е.Н.) в Атлантическом океане, Саргассовом море и Мексиканском заливе, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. Плавание проходило в течении 49 суток без всплытия на поверхность;

1967 год 12 марта - 30 апреля
Произведено плановое докование и чистка труднодоступных мест прочного корпуса на СРЗ-10 в г.Полярный;

1967 год май
Отработала задачи курса БП и во второй половине месяца приняла участие в совместных учениях ВМФ и флотов государств-участников Варшавского Договора в Норвежском море. По возвращению заступила в БД;

1967 год 18 - 21 июня
Проведены испытания по всплытию во льдах и пролому льда от 10 до 80 см. Испытания проведены успешно, но получены незначительные повреждения корпуса рубки и антенны станции "Свет";

1967 год 10 июля - 11 сентября
Выполнила задачи автономной БС (командир - кап.2р. Степанов Ю.Ф.) в Средиземное море, имея на борту 4 торпеды со спецбоеприпасом. В ходе несения службы была сделана хирургическая операция матросу. 8.9 при возвращении с боевой службы на 56-е сутки похода северо-восточнее Фарерских островов в точке с координатами 64˚ с.ш., 04˚ з.д. на глубине 49 метров в 01.52 в 1-м отсеке возник пожар. При переходе личного состава во 2-й отсек пожар перекинулся и туда. С первых минут руководство борьбой за живучесть осуществляли командир корабля и командир БЧ-5 Зайцев В.В., при этом интенсивность действий последнего вынудила его дважды заменять регенеративный патрон ИП-46 (во многих источниках используется информация из воспоминаний замполита Жиляева В.В. и вахтенного офицера Лескова А.Я. о передаче командования и т.п., большинство участников тех событий, считают эту информацию надуманной и несоответствующей действительности). При попытке разведки обстановки во 2-м отсеке волна угарного газа ворвалась в центральный пост. Почти все, находившиеся в тот момент в 3-м отсеке потеряли сознание. Боцман Луня помогал потерявшим сознание включаться в изолирующие средства дыхания. Вместе с командиром БЧ-5 они сумели обеспечить всплытие АПЛ в надводное положение. Командир отдраил верхний рубочный люк, а после оценки обстановки отдал приказание на подготовку радиопередатчика для передачи радио об аварии на командный пункт флота. Дальнейший переход в базу осуществлялся уже в надводном положении. Море было достаточно спокойно, не больше 3-х баллов. По приказанию командира корабля, часть отравленных подводников из Центрального поста эвакуировалась аварийной партией кормовых отсеков в 8 отсек, часть - в ограждение рубки. В ограждении рубки было очень сыро, и чтобы люди не простудились, подстилали все возможное: одеяла, одежду и т.п. Корабельный врач оказывал медицинскую помощь, в 8-м отсеке был организован лазарет. В Центральном посту, несмотря на то, что подводная лодка была в надводном положении, концентрация продуктов горения все еще оставалась высокой, значительно превышающая предельно допустимую, и без включения в изолирующие аппараты находиться было нельзя. Поэтому было принято решение управление кораблем осуществлять не через Центральный пост, а через пульт управления главной энергетической установкой в 7-м отсеке. На помощь АПЛ были направлены буксир «МБ-52», спасатель «Бештау», большой противолодочный корабль «Стройный» и крейсер «Железняков». Первым к аварийной подводной лодке подошел разведывательный корабль «Вертикал», наведенный на потерявшую связь ПЛ самолетами Ту-16 и сопровождал ее до тервод СССР. В результате аварии погибло 38 человек из состава экипажа и прикомандированный на поход флагманский химик дивизии кап. л-т Смирнов В.Н. КрПЛ сохранила ход и через три дня самостоятельно вернулась в пункт базирования;

1967 год 14 сентября
Погибшие члены экипажа похоронены в братской могиле недалеко от поселка Заозёрный Кольского района Мурманской области. За проявленную стойкость и верность своему воинскому долгу, все погибшие матросы, старшины и офицеры занесены в Книгу Почёта Краснознамённого Северного флота. Семьям погибших боевые друзья оказали материальную помощь собранными денежными средствами. Решением МО СССР маршала Советского Союза Гречко А.А., семьям погибших офицеров и сверхсрочнослужащих предоставлены отдельные квартиры в городах Москва и Ленинград. По заключению государственной комиссии под председательством 1-го заместителя ГК ВМФ СССР адм. флота Касатонова В.А., пожар произошёл вследствие прорыва гидравлическим маслом паронитовой прокладки в машинке клапана вентиляции цистерны главного балласта № 2 правого борта. Под рабочим давлением сильно распыленное гидравлическое масло ударило в отсек, вспышка произошла из-за технически допустимых норм искрения любого электроприбора или электролампы в условиях повышенного, но допустимого по нормам процентного содержания кислорода в отсеке. Действия личного состава оценены как правильные;

1967 год 14 сентября - 5 ноября
Произведен аварийный ремонт на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск;

1968 год 20 апреля - 5 мая
Произведено плановое докование подводной лодки в доке губе Гремиха;

1968 год 21 - 29 июля
Приняла участие в тактическом учении (командир - кап.2р. Жукова А.Я.) КСФ и ДКБФ совместно с флотами стран Варшавского договора «Север» под руководством ГК ВМФ СССР адм. флота Советского Союза Горшкова С.Г.

1968 год 26 августа - 21 декабря
Произведен навигационный ремонт на СРЗ-10 в г.Полярный;

1968 год 17 октября
В связи с 50-ти летием ВЛКСМ, награждена Памятным Знаменем МО СССР;

1969 год 8 декабря
Прибыла в губу Пала на СРЗ-10 в г.Полярный для производства среднего ремонта с модернизацией;

1971 год 25 февраля
Перечислена в состав 17-й ДиПЛ Йоканьгской ВМБ (на основании директивы НШ СФ);

1971 год 28 декабря
После окончания ремонта на СРЗ-10 перешла из губы Пала в губу Большая Лопаткина для окончательного расчета и загрузки ЗИП;

1972 год 8 - 9 января
Совершила межбазовый переход и прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха;

1972 год 29 октября - 5 ноября
Приняла участие в учениях на приз ГК ВМФ по обнаружению ПЛАРБ;

1973 год 12 мая - 1 июня
Выполнила задачи автономной БС в Атлантическом океане и Средиземном море;

1974 год
В составе дивизии переформирована в состав 11-й ФлПЛ КСФ с прежним местом базирования;

1974 год 15 марта - 5 мая
Выполнила задачи автономной БС в Норвежском море и Северной Атлантике с оценкой «отлично»;

1975 год февраль
При нахождении в полигоне боевой подготовки на глубине 60 метров произошло короткое замыкание в автоматическом переключателе резервного питательного насоса в 7 отсеке. Пожар был ликвидирован подачей огнегасителя системы объемного химического пожаротушения из 8-го отсека, получили серьезные ожоги 2 человека;

1975 год 24 апреля - 13 июня
Выполнила задачи автономной БС (командир - Базько А.Н.) в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Обеспечивала слежение за авианосцем ВМС США USS "Enterprise" (CVN-65). По воспоминаниям членов экипажа, при возвращении на базу, командир ПЛ объявил, что экипаж являлся участником военного конфликта;

1975 год
Атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» занесена в летопись трудовых дел ВЛКСМ, а её экипаж удостоен Почётной грамоты ЦК ВЛКСМ и награждён Памятным знаменем Министерства обороны СССР и Главного политического управления Советской Армии и ВМФ;

1976 год 1 июня - 27 июня
Произведено аварийное докование на СРЗ-10 в г.Полярный;

1977 год с 29 декабря
На СРЗ-10 в г.Полярный поставлена в средний ремонт с заменой кабельных трасс;

1981 год 8 января
При проведении ремонтных работ произошел пожар, в результате которого выгорели недавно замененные кабельные трассы;

1981 год 30 декабря
Закончен средний ремонт и БПЛ передана 184-му экипажу для перехода к постоянному месту базирования;

1982 год 25 мая - 25 июня
Выполнила задачи автономной БС со 184-м экипажем на борту (командир - Затылкин А.И.) в Баренцевом, Норвежском и Гренландском море с оценкой «отлично». Боевая служба была посвящена XIX съезду ВЛКСМ;

1984 год 28 сентября
После окончания ремонта введена в состав сил постоянной готовности;

1985 год
Приняла участие в учениях: "Океан-85", "Атлантика-85", "Север-85";

1985 год 2 - 27 июля
Выполнила задачи боевого дежурства и боевой службы в Норвежском море;

1987 год 20 сентября
С экипажем БПЛ К-21 , не завершив среднего ремонта, прибыла к постоянному месту базирования в губу Гремиха;

1988 год 9 сентября
Переформирована в учебно-тренировочное судно и поставлена на прикол в губе Гремиха;

1993 год 30 сентября
Перечислена в состав 285-го ОДнПЛ СФ, выведенных из боевого состава;

1995 год 1 октября (сентября)
Переформирована в состав 14-й БрПЛ (с 1998 - 319-й ДнПЛ), выведенных из боевого состава, Йоканьгского района базирования СФ;

2002 год ноябрь
Отбуксирована на ФГУП "10 СРЗ" в г.Полярный на утилизацию. Планировалось принятие решения о переоборудовании АПЛ в музей;

2003 год 30 мая - 3 июля
Произведена выгрузка ядерного топлива на ПТБ ПМ-78. При выгрузке ОЯТ, два ОТВС были оставлены в ячейках аппарата л/б в связи с их заклиниванием;

2005 год 28 октября
Отбуксирована в бухту Кут губы Оленья в акваторию ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Включена в состав 74-го ОДнРПЛ КолФлРС СФ;

2006 год 20 апреля
Проведено дополнительное радиационное обследование перед началом работ по переоборудованию АПЛ в музей;

2006 год 1 июля
Заведена в док ФГУП "СРЗ "Нерпа" для подготовки к переоборудованию в музей или утилизации (в зависимости от дальнейших решений);

2007 год
Произведена вырезка реакторного отсека, который затем был переведен для длительного хранения в ПДХ "Сайда" в губе Сайда. По договору с Росатомом, заводом был создан муляж отсека;

2008 год
Передана гражданскому экипажу ФГУП "СРЗ "Нерпа" (г.Снежногорск). Согласно постановлению правительства РФ, первая отечественная атомная подводная лодка должна стать ещё одним плавучим музеем северной столицы. Проект переоборудования под необычную экспозицию легендарного корабля, который вписал немало замечательных страниц в историю советского ВМФ, выполнили специалисты Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»;

2011 год март
На торжественных мероприятиях в г.Мурманск, посвященных Дню моряка-подводника, губернатор Мурманской области Дмитрий Дмитриенко сообщил, что в порту Мурманска планируется установить первую советскую атомную подлодку К-3 "Ленинский комсомол" , которая станет открыта для посещений как музей. Он рассказал, что министр транспорта РФ Игорь Левитин согласовал подобное решение. Уже решено, что первая атомная подлодка будет установлена рядом первым атомным ледоколом "Ленин";

2013 год март
Объединенная судостроительная корпорация в связи с отсутствием денег на восстановление лодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой хранятся останки лодки, срочно нужна под другой проект (утилизация плавучей технической базы Росатомфлота "Лепсе"), приняла решение утилизировать АПЛ до конца 2013 года на судоремонтном заводе "Нерпа" в Снежногорске (Мурманская область). В то же время сам завод «Нерпа» все же надеется доделать лодку. Как пояснила «Известиям» пресс-секретарь завода Ирина Анзулатова, для этого требуется 50 млн рублей, которые завод планирует найти. "Мы сделаем всё, чтобы найти эти деньги. Лодку еще можно спасти. Мы уже сделали фрагмент корпуса, который можно поставить вместо вырезанного реакторного отсека. Осталось всё это соединить, законвертовать и спустить на воду. А там уж она может сколько угодно долго стоять и ждать, пока наши чиновники поумнеют и поймут, что такую историческую ценность уничтожать нельзя", - пояснила Анзулатова И.;

2014 год июнь
Планировалась к утилизации на СРЗ "Нерпа" филиале ОАО "ЦС "Звёздочка";

2014 год декабрь
Принято решение о том, что АПЛ К­3 («Ленинский Комсомол») все-таки станет музеем, её готовят к спуску на воду, после чего начнутся работы по музеефикации. По словам Олега Ерина (руководитель проекта "Лепсе" на судоремонтном заводе "Нерпа"), у СРЗ "Нерпа" до января 2014 года не было утверждённого пакета документов, прошедших Госэкспертизу, с утверждённой схемой утилизации ПТБ "Лепсе". Поэтому завод не мог дать гарантии, что АПЛ К-3 не будет представлять помеху плавтехбазе на стапель-плите. «Сейчас же, после получения утверждённой схемы, мы видим, что АПЛ и ПТБ не будут мешать друг другу при проведении работ», - рассказал Олег Ерин;

2014 год 16 декабря
В соответствии с указом Президента РФ №597 от 01.09.2014 орденами Мужества посмертно награждены 39 подводников, героически погибших 8 сентября 1967 года в результате пожара. В Военном учебно-научном центре ВМФ "Военно-морская академия им. Кузнецова" в г.Санкт-Петербург состоялась торжественная церемония вручения трех орденов Мужества родственникам погибших членов экипажа АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" (капитана-лейтенанта Генадия Ганина, капитана 3 ранга Льва Коморкина и лейтенанта Виктора Гурина). 14.11.14 Министр обороны Сергей Шойгу вручил первую награду Любови Маляр, вдове капитана-лейтенанта Анатолия Маляра;

2015 год апрель
Интерфакс со ссылкой на члена морской коллегии при правительстве РФ, командующего Северным флотом в 1999-2001 годах адмирала Вячеслава Попова сообщил, что после переооборудования АПЛ планируется установить на вечную стоянку в Мурманске. В течение года должна быть проведена подготовка АПЛ к длительной стоянке на воде. "Сроки определять рано, пока мы говорим только о сроках конвертации, то есть сроках подготовки к спуску на воду. Средства на конвертацию были выделены прошлой осенью», - рассказал Попов В. Как отметил Попов В., процесс конвертации (конвертовки) АПЛ займет около года. За это время на СРЗ "Нерпа" филиале ОАО "ЦС "Звёздочка" (Снежногорск, Мурманская область) АПЛ подготовят к спуску на воду с твердого основания и отбуксируют в Мурманск. После начнется поиск проектанта, который займется музеефикацией АПЛ. «Музей "К-3" будет гармонично смотреться в Мурманске, рядом с музеем-ледоколом "Ленин", первым атомным ледоколом. Конечно, Санкт-Петербург тоже хочет разместить музей у себя, но с исторической точки зрения атомная морская тематика должна получить развитие именно в Мурманске», - отметил Попов В. Адмирал добавил, что музей может стать филиалом музея Северного флота или Центрального Военно-морского музея;

2015 год
Прошла презентация "Проблемы обеспечения экологической безопасности арктических акваторий, островов и прибрежных территорий". Скорректирован план дальнейших действий на период 2016-2022 гг., в том числе и по утилизации реакторного блока АПЛ К-3 , который был затоплен в 1965 году;

2016 год декабрь
"На стапельной плите завершаются работы по герметизации лодки и формированию единого корпуса - свариваются стыки между отсеком-донором и носовым блоком АПЛ", - говорится в сообщении СРЗ "Нерпа". В феврале 2017 года планируется Спуск АПЛ на воду. Член Морской коллегии при правительстве РФ, бывший командующий Северным флотом Вячеслав Попов сообщил "Интерфаксу", что будет инициировать обсуждение судьбы К-3 "Ленинский комсомол" на заседании этого органа в конце декабря. "Сейчас стоит вопрос о выборе проектанта для создания музея. По моему личному мнению, это должно быть петербургское морское бюро машиностроения "Малахит", которое "Ленинский комсомол" и создавало", - сказал Вячеслав Попов. Кроме того, добавил собеседник агентства, на Морской коллегии будет решаться вопрос о месте размещения подлодки-музея;

2017 год 8 сентября
Заводом выполнены сложные работы по конвертовке подводной лодки. ПЛ спущена на воду и переведена на заводскую акваторию и ошвартована у плавпирса;

2019 год (план)
Подъем реакторных отсеков АПЛ с заводскими № 254 (АПЛ К-3 ) и № 285 (АПЛ К-11 ).

Всего с момента постройки "К-3" совершила 6 боевых служб, прошла 128443 мили за 14115 ходовых часа.

8 сентября 1967 года на борту первой советской атомной подводной лодки (АПЛ) К-3 "Ленинский комсомол" : в результате пожара погибли 39 членов экипажа.

Опытная подводная лодка с ядерной энергетической установкой проекта 627 была заложена в Северодвинске (Архангельская область) на заводе № 402 (ныне ПО "Севмаш") 24 сентября 1955 года.

Ей был присвоен тактический номер К-3 (крейсерская). Подводная лодка имела водоизмещение надводной части 3065 тонн, подводной — 4750 тонн, скорость хода в надводном положении — 15,2 узла (28,2 километра в час) в подводном — 25 узлов (46,3 километра в час). Вооружение АПЛ состояло из восьми носовых торпедных аппаратов (20 торпед). Экипаж насчитывал 104 человека.

В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу . В июле 1962 года впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса.

17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота К-3 всплыла около Северного полюса. В торжественной обстановке советские моряки водрузили государственный флаг на самом высоком торосе. За этот поход весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями, а подводной лодке вскоре присвоили имя "Ленинский комсомол".

8 сентября 1967 года на АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" произошла первая и одна из самых крупных аварий . На 56 сутки похода около двух часов ночи при возвращении корабля с боевой службы в Средиземном море, когда он находился в Норвежском море в подводном положении, загорелся первый отсек, в котором размещались торпедные аппараты и торпедный боезапас, а также были места отдыха части экипажа. Пожар был объемным. Пламя практически мгновенно охватило всю верхнюю часть отсека, где отдыхали 28 человек. Выскакивающие из первого отсека подводники представляли собой бегущие факелы, которые мгновенно поджигали и второй отсек, где были расположены каюты офицеров, провизионная камера, шифр-пост и аккумуляторная батарея. Только правильные действия личного состава по герметизации отсеков по сигналу "аварийная тревога" предотвратили распространение пожара на третий отсек (Центральный пост), а это способствовало спасению большей части экипажа и корабля в целом. Попытка ликвидировать пожар включением углекислотных пеногенераторов оказалась безрезультатной. Горел воздух.

Характерной особенностью практически всех пожаров на подводных лодках является их быстротечность развития с образованием с первых же минут большой концентрации продуктов горения в воздухе отсека. Над атомоходом и экипажем нависла смертельная угроза. В первом и втором отсеках бушевал пожар, температура переборки между вторым и третьим отсеками достигала 70 градусов. Из-за повышения температуры и давления могли взорваться торпеды, в том числе с ядерными боеголовками, а также могла взорваться аккумуляторная батарея.

Попытка сравнять давление со вторым отсеком через систему вытяжной вентиляции привела к тому, что в центральный пост под высоким давлением хлынули дым и хлопья, а вместе с ними и угарный газ. Для проведения разведки второго отсека, в котором остались 38 человек, попытались открыть переборочную дверь, но сделать это не смогли. Как потом выяснилось, мешали тела погибших подводников.

Из-за большой концентрации угарного газа расчет центрального поста и оказавшиеся здесь по аварийной тревоге подводники из других отсеков, не успевшие включиться в изолирующие дыхательные аппараты, стали терять сознание, а один матрос погиб в трюме третьего отсека. Лодка произвела срочное всплытие, была передана радиограмма об аварии на командный пункт флота. Отравившихся 22 подводников поместили в лазарет, организованный в восьмом отсеке.

После вентилирования центрального поста началась борьба за живучесть корабля. Охлаждение переборки со стороны третьего отсека мокрой ветошью, привело к уменьшению ее температуры. Атомная энергетическая установка не пострадала и работала надежно, лодка была способна самостоятельно следовать в базу.

Через сутки подошли крейсер и три спасательных судна. Они передали на атомоход продовольствие, так как на нем провизия находилась в аварийном втором отсеке. После уточнения обстановки была вновь предпринята попытка проникновения аварийной команды во второй отсек, которая, так же как и в первый раз не увенчалась успехом. По повышению температуры переборки третьего отсека стало ясно, что пожар во втором отсеке возобновился.

Оставшиеся в живых подводники К-3 отказались от замены резервным экипажем и настояли на том, чтобы прибывшие корабли ушли на безопасное расстояние от них.

Осознавая угрозу, нависшую над кораблем и всем миром, они продолжали обслуживать материальную часть, управлять атомным реактором, обеспечивать движение корабля.

10 сентября аварийная подводная лодка пришла в надводном состоянии в родную базу , находящуюся в Мурманской области, с приспущенным флагом (в знак скорби по погибшим).

При обследовании аварийных отсеков было обнаружено, что большая часть погибших лежала в кормовой части второго отсека. Они спеклись в одну массу, опознать их было невозможно. Несмотря на то, что пожар возник в первом отсеке, наибольшие разрушения огонь нанес второму отсеку.

Комиссия специалистов, представителей науки, промышленности и флота установила, что наиболее вероятной причиной пожара явилось воспламенение масла системы гидравлики, впрыснутого под большим давлением в первый отсек через дефектное уплотнение гидравлической машинки клапана вентиляции цистерны главного балласта. Струя масла с силой ударила в горевшую лампу электрического освещения и воспламенилась.

Горящий факел по системе вентиляции торпед распространился по верхней части первого отсека.

Из-за существовавшей в то время строгой секретности, официально ни о борьбе с пожаром на подводной лодке "Ленинский комсомол", ни о последующем расследовании ничего не сообщалось.

Подводники, погибшие на ней были похоронены в братской могиле в губе Западная Лица. На памятнике, установленном североморцам в вечной мерзлоте, сделали скромную надпись: "Подводникам, погибшим в океане 08.09.67 г." Рядом маленький якорь. Сейчас на братской могиле установлен мемориал.

За спасение большей части личного состава экипажа и атомохода в целом командира подводной лодки и его замполита наградили орденами Красной Звезды.

В 2011 году для выработки заключения минобороны о причинах аварии на подводной лодке был собран экспертный совет ВМФ, в состав которого вошли 30 заслуженных специалистов. Его решением от 30 июля 2012 года было признано, что "причина аварии — техническая, вина личного состава в ее возникновении отсутствует, а грамотные и самоотверженные действия личного состава предотвратили гибель подводной лодки и перерастание технической аварии в техногенную катастрофу". Особо было подчеркнуто, что "личный состав проявил профессионализм, героизм, мужество и отвагу, достоин представления к награждению государственными наградами".

В соответствии с указом президента Российской Федерации, подписанным 1 сентября 2014 года, орденами Мужества были посмертно награждены , спустя 47 лет после аварии, 39 подводников.

После аварийно-восстановительного ремонта АПЛ "Ленинский комсомол" продолжила службу до 1991 года, когда была выведена из состава Военно-морского флота.
В общей сложности лодка прошла около 130 тысяч морских миль . В ее честь названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане.

После списания первенец атомного флота страны долго ожидал своей участи : быть утилизированным или стать мемориалом, который сохранит память о первых достижениях атомного подводного флота страны.

На предприятии "Малахит" разработали проект переоборудования лодки в корабль-музей, но экономическая и политическая обстановка в стране не позволили сразу осуществить эти планы . Шло постепенное переоборудование АПЛ К-3 под музей.

В 2003 году подводная лодка была с находящейся в одном из поселков Мурманской области базы "Гремиха", где она базировалась, в Полярный для выгрузки отработанного топлива. В 2005 году ее "Hерпа" (Снежногорск, Мурманская область). В 2007 году с подводной лодки был демонтирован энергоблок, а вместо него по договору с Росатомом установили муляж реакторного отсека. Все это время ее корпус находился на твердой основе на заводе.

На сегодня АПЛ "Ленинский комсомол" готова выполнять функции музея, но до сих пор не определена ее ведомственная принадлежность, а также не согласовано место нахождения: или оставить лодку на Северном флоте, или перевести в Санкт-Петербург.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В России нужно долго жить. Справедливость этой поговорки на своем примере демонстрирует известный питерский подводник Александр Лесков. 45 лет назад он спас от гибели подводную лодку «Ленинский комсомол» и её экипаж. И только теперь, в момент ухода с президентского поста Дмитрия Медведева совершается то, что по всем законам – и человеческим, и юридическим – должно было совершиться тогда же… В Петербурге мне удалось найти лишь несколько человек из тех, чью судьбу взорвала дата 8 сентября 1967 года…

Русских тут не ждали…

20 лет гниет под Мурманском легендарная атомная подлодка К-3, позже названная именем «Ленинского комсомола». Именно она 17 июля 1962 года впервые в истории советского флота достигла Северного полюса. Это была не просто сенсация, а событие планетарного масштаба, сродни полету в космос Юрия Гагарина.

На Западе тогда не то, что не ждали русских на полюсе — мало кто вообще верил в существование у разрушенного войной СССР атомного подводного флота. Американский «Наутилус» пересек полюс 3 августа 1958 года, и с той поры наши заклятые друзья чувствовали себя на Севере комфортно, а Советский Союз оказался в зоне досягаемости ракет, пущенных с любой подлодки США, находящейся в Арктике.

Никто и представить себе не мог, что русские АПЛ способны достичь Северного полюса. Тогдашний директор ЦРУ могущественный Ален Даллес лишился своего поста за то, что прошляпил северный поход русских. Именно с этого момента СССР доказал всему миру: страна обладает достаточными ресурсами, чтобы осуществлять контроль над своими полярными владениями. И это в условиях Карибского кризиса, когда мир стоял в шаге от новой войны. Но экипаж К-3 сделал это! И всемирная история потекла по другому руслу.

На базе в Гремихе 21 июля субмарину встречал тогдашний глава государства Никита Хрущев, вручивший звезды Героя Советского Союза старшему похода контр-адмиралу Алексею Петелину, капитану 2 ранга Льву Жильцову и инженер-капитану 2 ранга Рюрику Тимофееву. Еще раньше геройского звания — впервые после войны — был удостоен первый командир К-3 капитан 1 ранга Леонид Осипенко. «Попасть в число первых офицеров атомохода было почти столь же престижно, как быть зачисленным в отряд космонавтов», — писал в своих воспоминаниях командир К-3 капитан 2 ранга Лев Жильцов. Но на этом триумфальные страницы истории лодки и ее экипажа закрываются. Открываются другие – трагические.

Мы были обречены…

Через пять лет после покорения вершины планеты, 8 сентября 1967 года на К-3 вспыхнул объемный пожар. В считанные минуты заживо сгорели и погибли от угарного газа 39 членов экипажа. Это было в Норвежском море, когда подлодка возвращалась домой из незапланированного похода.

— Решение об отправке К-3 на боевую вахту в Средиземное море было авантюрой, — считает помощник командира капитан-лейтенант Александр Лесков, чудом избежавший тогда смерти. — После похода к полюсу лодка стала образцово-показательным судном, экипаж выполнял в основном представительские функции на бесчисленных комсомольских и партийных съездах. Три года лодка не выходила на боевые службы и вдруг – дальний поход. Да и по плану на дежурство в Средиземном море, где базировался 6-й флот ВМС США, должна была идти другая АПЛ – К-11. Но у нее обнаружилась серьезная неисправность, и наскоро собранный экипаж отправился в поход. Приказы командования не обсуждаются.

— В ту пору ни одна советская подлодка толком не готова была к дальним походам, — рассказывает Юрий Калуцкий, командир турбинной группы К-3 , инженер-лейтенант. Наша лодка была головной в серии и исполняла роль опытного образца. На ней без конца шли переделки, разборки, сварки. Уже к 1962 году К-3 выработала ресурс своего основного оборудования и нуждалась в капитальном ремонте. Атомные реакторы работали «на выдохе», часть урановых тепловыделяющих элементов была разрушена, радиоактивный фон первого контура в тысячи раз превышал то, что было на серийных подлодках. Особо опасными были парогенераторы, они в любую минуту могли выйти из строя, что означало угрозу для реактора и лодки.

— В последний момент несколько офицеров были заменены в связи с профнепригодностью. Меня назначили помощником командира за два дня до выхода корабля в море, — вспоминает Лесков. – Юрий Степанов узнал о своем назначении командиром за месяц до выхода на боевую службу. Он единственный на корабле имел допуск к самостоятельному управлению. Как правило, в таких случаях от дивизии в обязательном порядке командируется еще один «допущенный» — или начальник штаба, или замкомдива. Но Степанов был отправлен один. Несчастное это было плавание…

В Средиземном море все не ладилось: лодку преследовали технические проблемы, а тут еще на борту внезапно умер один из участников похода. Из Москвы пришел приказ передать тело на советский корабль, находящийся в египетских водах, и субмарина вынуждена была всплыть.

— Лодка была рассекречена, и мы пошли к базе, – рассказывает Лесков. Именно ему пришлось заступить на вахту 8 сентября. В 01 час 52 мин. на пульте связи замигала лампочка. Лесков щелкнул переключателем:

— Кто вызывает центральный?

И вместе со щелчком отпущенного тумблера в отсек ворвались страшные крики заживо горящих людей. Эти первые минуты были самыми жуткими. Сколько лет потом он слышал эти крики, просыпаясь по ночам в холодном поту…

Автоматически Лесков скомандовал:

— Аварийная тревога! Боцман, всплывай…

Весь отсек в огне…

Что произошло? Почти то же самое, что в 2000 году на «Курске»: объемный стремительный пожар, воспламенение в торпедном отсеке. Там кроме торпед находились люди. Многие матросы даже с коек не успели встать, — отсек горел всего две минуты, — но умерли они не от огня, смертельной оказалась окись углерода. Однако командир второго отсека капитан-лейтенант Анатолий Маляр перед смертью успел захлопнуть люк горящего отсека изнутри и тем самым предотвратил дальнейшее распространение огня. Там его и нашли после пожара под грудой тел. Ценою тридцати девяти жизней (включая собственную) он спас первый атомоход Советского Союза и восемьдесят человек личного состава. А командир первого отсека капитан 3 ранга Лев Коморкин ринулся в бушующий пламенем второй, потому что там были его подчиненные и двадцать две торпеды, часть из которых имели боеголовки, способные в случае взрыва поднять на воздух пол-Европы. Его последний доклад на центральный пост был краток: «Весь отсек в огне. Больше не могу». Командир лодки Юрий Степанов при попытке отдраить верхний рубочный люк получил тяжелую травму головы, потерял сознание, и командование подводной лодкой принял помощник командира капитан-лейтенант Александр Лесков. Он успел дать сигнал по флоту об аварии подводной лодки, произвести экстренное всплытие с глубины двести метров. В 1 час 59 мин Лесков скомандовал:

— Личному составу центрального поста покинуть отсек и подняться на мостик…

В этот момент зазвонил корабельный телефон.

— Товарищ капитан-лейтенант, спасите меня, пожалуйста! – услышал Лесков голос шифровальщика Алексея Буторина. Ему удалось закрыться в герметичном шифрпосту второго отсека.

— Держись, мичман, мы обязательно тебя спасем, — теряя сознание от отравления угарным газом, прошептал Лесков. Он сознательно не надевал индивидуальные средств защиты – в противогазе не покомандуешь, тут уж либо себя спасай, либо лодку — и знал, что погибает. Однако он очнулся — через пять суток в госпитале Североморска. А до мичмана помощь не дошла, Буторин задохнулся. Погибли старший помощник командира, начальник химслужбы, командир дивизиона живучести, командир электронавигационной службы и командир группы дистанционного управления, большая часть личного состава команд торпедистов, трюмных, других подразделений корабля. Командир лодки был тяжело ранен, все три вахтенных офицера, штурман получили отравления продуктами горения и находились без сознания. В этих условиях командир 1 дивизиона капитан 3 ранга Юрий Некрасов принял командование субмариной на себя. Через десять минут после того, как центральный пост перестал отвечать на вызовы, по его приказу в четвертом отсеке была сформирована аварийная команда. Надев аппараты индивидуальные спасательные аппараты, подводники эвакуировали людей из отравленного помещения, с рук на руки они передавали отяжелевшие тела в восьмой отсек, где бесчувственным морякам прямо через рабочую одежду делали уколы… Трое суток К-3 лежала в дрейфе. Тем временем подошел резервный экипаж, и лодка своим ходом вернулась в основной пункт базирования.

Комиссия, сформированная на берегу сразу после аварии, признала действия экипажа героическими. Все моряки – и живые, и мертвые – были представлены к государственным наградам. Пятеро – к званиям Героев Советского Союза, в их числе Лесков и Некрасов. Двух подводников к Герою представили посмертно.

Зажигалка на вахтенном столике…

Но если подводники – герои, то кто же — антигерой? Кто виноват в пожаре и гибели людей? Решено было, что воспламенение в торпедном отсеке произошло из-за прорыва одного из узлов системы гидравлики. Когда по возвращении в базу снимали злополучную гидравлическую машинку, обнаружили, что там вместо уплотнительной прокладки из красной меди стоит какая-то примитивная шайба, не рассчитанная на перепады давления. Вероятно, кто-то поменял прокладку во время заводского ремонта. А, может, во время стремительного аврального строительства? Ведь темпы создания подводного крейсера поражают: 12 сентября 1952 года вышло подписанное Сталиным правительственное постановление «О проектировании и строительстве объекта 627». А уже пять лет спустя первенец отечественного атомного кораблестроения спустили на воду! Можно рукоплескать советским методам руководства и производства, а можно задуматься над его последствиями. Но дальше копать причины техногенной аварии не стали.

Через месяц после того, как командование Северного флота поздравляло оставшихся в живых подводников с высокой оценкой их подвига, главком ВМФ С.Горшков вынес новую версию событий: «по вине экипажа». Накануне 50-летия Великого Октября высочайше решено было не омрачать настроение советских людей оглаской столь тяжелого происшествия. Очень быстро поменялось отношение к оклеветанному экипажу. Комдива 3-й дивизии АПЛ Героя Советского Союза контр-адмирала Николая Игнатова, который «слишком много знал», отстранили от работы и понизили в должности. С офицеров в особом отделе взяли подписку о неразглашении причин аварии и обо всех связанных с этим событиях. Были аннулированы выводы первой комиссии и назначили вторую, явно предвзятую, которая тут же «обнаружила» в лодке на самом видном месте — на столике вахтенного… зажигалку! Экипажу навесили ярлык «аварийщиков» и расформировали по другим частям. Из героев покорители Северного полюса превратились почти в преступников. Надругались не только над живыми, но и над мертвыми.

— На похороны в братской могиле 39 подводников в Западной Лице не допустили даже ближайших родственников, – рассказывает контр-адмирал Николай Соколов, ныне председатель общественного совета ветеранов АПЛ К-3. – Так они и остались в заброшенной безымянной могиле вдали от людных мест.

— О том, чтобы отправить гробы на родину по просьбе жен, родителей, детей или выплатить родным какие-нибудь пособия, компенсации, — и речи не шло. Зарплату и ту посчитали четко по день смерти, — крепко помнит Александр Лесков.

Эта боль – из дикой первоначальной превратилась в многолетнюю не затихающую рану. Тридцать лет моряки молчали обо всем, что случилось, – как велели особисты. За это время пала советская власть, а пришедшая ей на смену особо не интересовалась старыми тайнами. Все обращения подводников в госорганы с целью реабилитации экипажа до сих пор были словно под толщей льда той давней клеветы. Куда только не писали. Кому только не кланялись. В администрации президента РФ подводникам сообщили: реабилитация и награждение может быть осуществлено только по представлению главкома ВМФ. Так было и с признанием заслуг легендарного подводника Маринеско, и с частичной реабилитацией участников аварии «К-19», и с награждением в 2006 году живых и мертвых линкора «Новороссийск». О том, что дело их решенное, что новое ходатайство главкома перед министерством обороны и президентом РФ готово, и вот-вот будет объявлено о восстановлении справедливости, им сообщили в мае 2008 года! Подводники ждут. Уходят из жизни. На скромных похоронах штурмана, участника катастрофы 1967 года Олега Певцова в Сосновом Бору собрались несколько человек из бывшего экипажа. Да их и осталось-то не более десятка. Всем за семьдесят…

— Только недавняя резолюция президента РФ сдвинула дело с мертвой точки. Дмитрий Медведев ознакомился со всеми нашими письмами, ходатайствами и решил: наградить. Главный штаб ВМФ потребовал архивные документы. Мы перешерстили архивы, ездили в Подольск. Потребовали с нас все данные 39 покойников, их анкеты, заполняем на них наградные листы. Самое главное, мы получили на руки документ о том, что авария произошла не по вине личного состава. Это официальное заключение главного технического управления, — рассказал о радостных хлопотах Лесков.

Сам Александр Яковлевич и Юрий Некрасов представлены к званию Герой России.

Ирина Смирнова

6. В начале апреля 1958 г. заварили последний шов на стыке труб системы ППУ левого борта К-3. На правом борту сварка продолжалась, однако комплексные швартовые испытания ГЭУ 19 апреля 1958 г. начались. Это один из важнейших исторических моментов отечественного кораблестроения. На первой отечественной АПЛ все электропотребители получили питание от штатных турбогенераторов, заработавших на паре не от постороннего источника, а от собственной ядерной ППУ (паропроизводящей установки). Вековая мечта подводников с этого момента воплотилась в жизнь: не надо всплывать для пополнения запасов электроэнергии, чтобы снова двигаться под водой. Да еще можно идти на скорости не меньшей, чем надводная! Можно оставаться под водой неограниченное время! Можно под водой принимать горячий душ! Не надо экономить электроэнергию!

7. 19 мая 1958 г. специально созданная межведомственная комиссия начала комплексные испытания ГЭУ обоих бортов атомохода. Это событие лично наблюдали заместитель предсовмина СССР Д.Ф. Устинов , министр судостроительной промышленности Б.Е. Бутома , главком ВМФ С.Г. Горшков . Пояснения давал директор Севмаша Е.П. Егоров . Управление ГЭУ с пульта осуществлял лично академик А.П. Александров , которому помогали представители АН СССР, а также инженеры К-3. Были проведены испытания ГЭУ на всех режимах согласно программе, но лодка была прочно пришвартована к стенке завода. Провели неоднократно ввод и вывод установок корабля от разных источников питания (с берега, от своей АБ и от своих дизель-генераторов).

8. 3 июля 1958 г. принимается решение о начале ходовых испытаний. На палубе АПЛ выстроилась часть заводской сдаточной команды и экипаж. Командир К-3 Осипенко доложил главкому ВМФ о готовности АПЛ к ходовым испытаниям. Главком дал команду поднять Военно-морской флаг . Впервые в стране испытания начинались не под государственным флагом. Командир бригады АПЛ В.П. Цветко зачитал приказ об этом акте. Ответственный сдатчик Н.Н. Довгань по команде директора Е.П. Егорова спустил государственный флаг, а Военно-морской флаг, гюйс и флаги расцвечивания по команде комбрига подняли командир АПЛ и его заместитель по политической части. Звучал гимн СССР! Здесь же, на палубе, находились Д.Ф. Устинов , Б.Е. Бутома , Е.П. Славский , А.П. Александров , В.Н. Перегудов , Н.В. Гололобов , а также адмиралы, в частности председатель правительственной комиссии заместитель главкома ВМФ В.Н. Иванов , командующий подводными силами СФ А.Е. Орел . На стенке у пришвартованной АПЛ выстроились рабочие цеха N 42, оркестр.

9. На следующее утро К-3 на буксирах отошла от пирса, подрабатывая своими гребными электродвигателями, которые получали питание от лодочных турбогенераторов, работавших от пара ядерной ППУ. И в этот же день, 4 июля 1958 г., в 10 ч 03 мин. академик А.П. Александров находясь на пульте управления ГЭУ, сделал эпохальную историческую запись в вахтенном журнале пульта главной энергетической установки: "Впервые в стране на турбину без угля и мазута подан пар". К-3, выйдя в канал, отдала буксир и от первого буя канала самостоятельно начала движение под ГТЗА, набирая ход. Таким образом, от этого буя в Двинской губе Белого моря с 4 июля 1958 г. пошел счет морским милям советского атомного подводного флота.

Революция в ВМФ страны свершилась! Но один из главных ее героев В.Н. Перегудов дорого за это заплатил. Его болезнь прогрессировала. На испытание своего детища он вышел в море совершенно ослабленный. Старший помощник командира, впоследствии Герой Советского Союза контр-адмирал Л.М. Жильцов вспоминал: "Владимир Николаевич поднялся на мостик. Главком ВМФ адмирал С.Г. Горшков сказал ему: "Ты погляди, какое чудо сотворил, погляди!". Картина действительно была потрясающая. Бурлила вода, в которую врезался китообразный нос. Перегудов молчал, словно потрясенный. Все видели: главный держится из последних сил, сумеет ли еще раз выйти в море?. Главный конструктор выдержал! Вся программа была выполнена полностью.

10. За время ходовых испытаний самая первая советская АПЛ выполнила 5 выходов в море общей продолжительностью 25 суток. Это составило 450 ходовых часов, за это время пройдена 3801 миля, из которых 2002 мили - под водой. 860 миль прошли со средней скоростью 15 узлов. Поднимая мощность ППУ до 60%, лодка К-3 развивала скорость под водой 23,3 узла. Больший уровень был ограничен программой испытаний. Но расчеты показывали, что при выводе ЯЭУ на 100-процентный уровень мощности подводная скорость составит 30 узлов. Всего было выполнено 29 погружений и всплытий. Последний, пятый, выход в море состоялся в декабре 1958 г. Тогда было выполнено глубоководное погружение на 310 метров и на протяжении двух суток (48 часов) осуществлялась проверка надежности работы ГЭУ на полном подводном ходу при 60-процентной мощности ППУ. Уже к середине декабря все ходовые испытания были завершены. После этого провели ревизию всех систем и механизмов, устранили замечания правительственной комиссии, а также учли критику, высказанную экипажем К-3. Была полностью закончена окраска корабля и его внутренняя деревянная отделка. Впервые в отечественном флоте китообразный корпус подводной лодки был черного цвета. Отсечные помещения заполнились ярким светом электроламп. Каюта командира АПЛ сияла дорогой деревянной отделкой. Сейчас не помню, какое натуральное дерево использовалось для отделки каюты Леонида Гавриловича Осипенко , но на моей К-50 каюта командира сияла облицовкой лимонного дерева. Экологически такая отделка деревом несравнима с пластиковыми покрытиями.

11. 17 декабря г. члены правительственной комиссии во главе с ее председателем подписали акт о приемке К-3 в состав ВМФ. Таким образом, время строительства корабля от закладки до вступления в состав флота составило 3 года 2 месяца и 23 дня. После К-3 вся серия таких АПЛ , но уже улучшенного проекта 627А (всего 12 единиц) вступила в состав ВМФ всего за 4 года. К сожалению, в современной России строительство первой заложенной на этом же заводе, что и К-3, АПЛ "Юрий Долгорукий " затянулось до невероятного срока, что просто недопустимо для государственной политики в области ВМФ. Самая первая АПЛ в СССР и первая АПЛ в постсоветской России по срокам строительства абсолютно несопоставимы (а ведь К-3 - это начало эпохи: трудно, неизвестно, опасно). Совсем другое - "Юрий Долгорукий". Построены сотни лодок, завод давно специализировался на АПЛ, все ясно с технологией и т.д. "Юрий Долгорукий" был помпезно заложен в 1996 г. И вот уже полных 9 лет строится. Нет полной ясности по сроку его вступления в строй.

Первая атомная – К3 «Ленинский комсомол»

К-3 – это первая советская (3-я в мире) атомная подлодка, головной серии. Является единственной нашей лодкой построенной по проекту 627, все последующие подводные корабли данной серии строились по доработанному проекту 627А. Свое название «Ленинский комсомол» лодка получила от одноименной дизельной подлодки «М-106» Северного флота, которая погибла в 1943 году, совершая очередной боевой поход. Это почетное имя корабль носил с 9 октября 1962 года. Лодка была выведена из состава Северного флота в 1991 году.

Лодка может пойти «на иголки»

Уникальная подлодка К-3 «Ленинский комсомол», являющаяся первой советской атомной субмариной может быть утилизирована до конца текущего года в городе Снежногорске (Мурманская область) на заводе «Нерпа». Данное решение было принято в ОСК в связи с нехваткой денежных средств на восстановление подлодки, а также из-за того, что стапельная площадка, на которой в настоящее время хранятся останки субмарины, срочно нужна для реализации другого проекта. К-3 должна уступить свое место «Лепсе» плавучей технической базе «Росатомфлота», утилизация которой должна начаться весной 2014 года. Представитель российского оборонно-промышленного комплекса отметил, что понимает важность подводной лодки К-3 для истории и памяти отечественного флота, но утилизация «Лепсе» гораздо важнее, так как на данном судне сегодня хранится отработанное ядерное топливо, которым можно загрязнить пол-Европы.

В настоящее время на том месте, где планируется утилизация «Лепсе», находится К-3, разрезанная на две половины. Ранее из атомной подлодки был извлечен ядерный реактор, затопленный потом в Карском море. В 2003 году появилась идея восстановить лодку в качестве музея подводных сил России, после чего отбуксировать корабль на вечную стоянку в Санкт-Петербург. Так еще в 2008 году на Морской коллегии при правительстве РФ КБ «Малахит» было поручено разработать проект будущего музея, но дальше идеи дело пока так и не сдвинулось. Деньги на реализацию данного проекта не были выделены до сих пор. Причем денежные средства нужны немалые.

Еще в 2008 году расчеты показывали, что на это потребуется не менее 400 млн. рублей. С учетом того, что подводная лодка давно находится под открытым небом и была разделана, сейчас, чтобы собрать ее и довести до ума, потребуется уже не менее 650 млн. рублей, отметил один из представителей ОСК. В то же время на «Нерпе» все же рассчитывают спасти лодку. Как рассказала газете «Известия» пресс-секретарь предприятия Ирина Анзулатова, на это потребуется 50 млн. рублей, которые предприятие рассчитывает найти.

Анзулатова подчеркнула, что на предприятии сделают все, чтобы найти эту сумму. Подлодку еще можно спасти. В настоящее время на «Нерпе» уже готов фрагмент корпуса, который можно поставить на место вырезанного реакторного отсека. Остается все это объединить, законсервировать и спустить на воду. После этого остается только ждать, пока наши чиновники, наконец, поумнеют и поймут, что такую историческую ценность, как первая атомная подводная лодка в стране, уничтожать нельзя.

К слову, в США свою первую атомную подлодку «Наутилус» сохранили. В настоящее время это музей. «Ленинский комсомол» – это первая отечественная атомная лодка, живая история нашего флота. В самые тяжелые годы холодной войны – в 1960-е и 1970-е годы – К-3 успешно решала сложнейшие задачи по противодействию американцам и их флоту. Создать из данной лодки музей – это значит навсегда увековечить память ее конструкторов, всех служивших на ней военных моряков, а также всех тех, кто работал над созданием атомного флота нашей страны.

К3 «Ленинский комсомол»

В 1945 году США достаточно открыто демонстрировали всему миру разрушительную мощь нового ядерного оружия, при этом они были заинтересованы в разработке средств его доставки. Доставка ядерных бомб по воздуху, так как это было при бомбардировке Японии, была сопряжена с существенной долей риска. Поэтому единственным на тот момент разумным способом доставки ядерного груза стала подводная лодка, которая могла скрытно и незаметно, не всплывая, подойти к берегу противника и нанести решающий удар. На эту роль идеально подходила атомная подводная лодка, которая в течение похода могла ни разу не всплывать на поверхность.

Первый американский подводный атомоход создавался в обстановке предельной секретности. Решение о постройке первой атомной лодки было принято в 1951 году, а уже 14 июня 1952 года состоялась закладка данной лодки, которая получила название «Nautilus». В то же время СССР, как и в случае с атомной бомбой, оказался в роли догоняющей стороны. Постановление о создании в СССР атомных подводных лодок было подписано Сталиным в сентябре 1952 года, когда за океаном уже шли работы по постройке первой атомной лодки.

Советским конструкторам, как это не раз случалось, пришлось идти своим собственным путем, так складывались обстоятельства непростые для СССР в целом и для советской военной науки в частности. В Советском Союзе работу оборонного значения всегда возглавляли люди, которые были неизвестны широкой общественности, о героях оборонной промышленности не писали в советских газетах. Создание проекта первой советской атомной подводной лодки было поручено конструктору В. Н. Перегудову.

По своей конструкции советская лодка очень сильно отличалась от американского «Наутилуса». На американской подлодке были практически полностью повторены наружные обводы корпуса обычных дизель-электрических подводных лодок, главным отличием было наличие ядерной силовой установки. В то же время советская лодка К-3 изначально обладала совершенно иной архитектурой. Закладка лодки состоялась в Северодвинске 24 сентября 1955 года.

Корпус советской лодки создавался без использования классических конструкций корпусов дизель-электрических подлодок, работы над ним велись практически с нуля. Основой упор в работе был сделан на качество подводного хода лодки. Поэтому советская атомная подлодка К-3 получилась быстроходнее «Наутилуса». Во время испытаний в полностью погруженном состоянии она развила скорость хода в 28 узлов без выхода реакторов на свою полную мощность. Первоначально лодка проектировалась для атак на береговые военно-морские базы вероятного противника с помощью одиночной термоядерной торпеды (Т-15) очень большого калибра (диаметр 1,5 метра). Но из-за явной технической несостоятельности данного подхода и «одноразовости» самой лодки, что было бессмысленно с военной точки зрения и очень затратно, от данного проекта отказались. Упор был сделан в сторону использования традиционного торпедного вооружения с возможностью использовать торпеды с ядерными боеголовками.

В целях увеличения акустической скрытности лодки были применены механизмы с пониженным уровнем виброшумовых характеристик, основное оборудование субмарины амортизировалось, использовались специальные вибродемпфирующие покрытия. Корпус лодки облицовывался специальным противогидролокационным покрытием, также на К-3 устанавливались малошумные гребные винты. Все это положительно сказалось на заметности лодки. При движении средним ходом на перископной глубине лодка производила меньше шума, чем дизель-электрические подводные лодки проектов 611 и 613.

Проект лодки значительно отличался от предшествующих подводных лодок не только энергетической установкой, но и обводами корпуса. Первоначально он включал ряд достаточно сомнительных решений: подлодка не имела швартовых приспособлений (для совершения маневров на базе предполагалось использовать специальный буксир), не несла никакого оборонительного вооружения, не имела аварийных дизель-генераторов и якорей. Экипаж лодки готовили и тренировали заранее, часть будущих офицеров лодки была привлечена еще на стадии проекта. Такое решение позволило качественно улучшить условия жизни экипажа и эргономику рабочих мест. Наиболее вопиющие «ляпы» исправлялись на специально построенных для этого деревянных макетах.

В дальнейшем очевидцы говорили, что внутренние помещения лодки были похожи на произведения искусства. Каждое помещение было выкрашено в свой цвет, при этом использовались краски ярких оттенков, которые были приятны человеческому глазу. Одна из переборок лодки была выполнена в виде картины летнего луга с березками, другая – в виде огромного зеркала. Вся мебель на лодке была произведена по спецзаказу из ценных пород дерева и могла использоваться в нештатных ситуациях не по своему прямому назначению. К примеру, большой стол в кают-компании можно было легко трансформировать в операционный.

В дальнейшем качественный подбор и тренировки экипажа лодки на специально возведенных стендах (также и на стенде атомной силовой установки на учебной базе в Обнинске) помогли лодке начать свою службу. Стоит отметить, что подлодка вышла с завода «сырой», обладала множеством проблем и недоработок. Фактически данную лодку можно было бы отнести к опытовой. В этом советский подводный атомоход мало чем отличался от своего заокеанского коллеги.

Лодка была спущена на воду в октябре 1957 года, через 2 года после начала постройки. 1 июля 1958 года она вошла в состав флота, на лодке был поднят флаг ВМФ. Со спуском корабля на воду связан один курьезный случай. Как известно, моряки народ достаточно суеверный и, если бы о борт лодки не разбилась бутылка шампанского, они вспоминали бы об этом постоянно, особенно в критические моменты плавания. При этом среди членов приемной комиссии лодки возникла паника, так как весь сигарообразный корпус лодки был покрыт слоем резины. Единственным жестким местом выступало небольшое ограждение горизонтальных рулей. Естественно, никто не хотел брать на себя ответственность, пока кто-то не вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. В итоге молодая сотрудница КБ «Малахит», уверенно размахнувшись, смогла с первого раза разбить бутылку шампанского о борт лодки, так родился первенец отечественного атомного подводного флота.

В июле 1962 года экипаж советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» повторил достижение американцев, которые в 1958 году на своей атомной подлодке «USS Nautilus» совершили успешный поход к Северному полюсу, после чего повторили его на других атомных субмаринах. Лодка впервые в истории отечественного флота совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды пересекла точку Северного полюса. 17 июля 1962 года под командованием Льва Михайловича Жильцова она всплыла возле Северного полюса, недалеко от него был водружен государственный флаг СССР. На базе моряков-подводников встречал лично Никита Сергеевич Хрущев, который вручил им награды. Весь экипаж лодки был представлен к орденам, а капитан лодки Лев Жильцов стал Героем Советского Союза. Имена подводников стали известны всей стране.

Однако в истории лодки были и трагические моменты. 8 сентября 1967 года на лодке во время боевого дежурства в Норвежском море в I и II отсеках произошел пожар, в результате чего погибло 39 подводников. При этом экипажу лодки К-3 удалось своими силами справиться с пожаром, и подлодка самостоятельно вернулась домой. Вероятной причиной возникновения пожара потом назовут несанкционированную замену уплотнительной прокладки в штуцере гидравлической машины. Результатом этого стала потеря гидравлической жидкости, которую не удалось полностью собрать, в дальнейшем ее остатки воспламенились.

Всего за годы своей службы первая отечественная атомная подводная лодка успела совершить 14 дальних походов, в том числе первое плавание подо льдами в Гренландском и Карском морях. 15 июня 1991 года К-3 была выведена из состава Северного флота.

Тактико-технические характеристики К-3:
Размеры: длина лодки – 107,4 м; ширина – 7,9 м., осадка – 5,6 м.;
Водоизмещение надводное – 3065 т., подводное – 4750 т.;
Энергетическая установка – атомная, 2 водо-водяных реактора ВМ-А, мощность на валах 35 000 л.с.;
Скорость подводного хода – 30 узлов, надводного – 15 узлов;
Рабочая глубина погружения – 300 м.;
Автономность плавания – 50-60 суток;
Экипаж - 104 человека;
Вооружение: 8 носовых 533-мм торпедных аппаратов (20 торпед), 6 торпед с ядерными зарядами по 15 кт.

Источники информации: