Белая гвардия в сокращении по главам. «Белая гвардия. Неудачная попытка спасения города

Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль»

Одно почтение должно быть лестно человеку - душевное, а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам. Д.И. Фонвизин

В это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничем утруждать и жили, как их предки сотни лет назад. О таких господах комедия Фонвизина “Недоросль”. Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Все помещики жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие - потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Но каковы же Простаковы и Скотинины? Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности?

В центре внимания - семейные отношения Простаковых. С самого начала становится понятным, что госпожа в доме Простакова. Характер Терентия Простакова определяется в самом начале комедии его собственным признанием жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».Помыкая своим послушным мужем Простакова превратила его в безвольную тряпку. Главное его занятие и цель существования - угодить жене. Безусловная беспомощность Простакова перед волей, энергией, властью жены, без своего мнения, в безусловном подчинении, трепете, до слабости и дрожи в ногах. Тем не менее, наказание всех приводит к исполнению он. Распоряжения до исполнителя идут через него, как формального хозяина. Простаков всецело под башмаком у своей супруги. Его роль в доме подчеркивается при первой же реплике Простакова: «от робости запинаясь». Эта «робость» или, как характеризует ее Правдин, «крайнее слабомыслие» и приводит к тому, что «бесчеловечие» Простаковой не встречает со стороны ее мужа никаких ограничений и в конце комедии сам Простаков оказывается, по собственному признанию, «без вины виноватым». В комедии он выполняет незначительную роль, характер его с развитием действия не изменяется и не раскрывается более широко. О воспитании его мы знаем только то, что его воспитывали, по словам Простаковой, «как красную девицу», он даже не умеет читать. Также из речи Простаковой мы узнаем, что он «смирен, как теленок» и «Не смыслит сам разобрать, что широко, что узко». За долгие годы совместной жизни он привык к побоям и оскорблениям, научился говорить то, что думает жена. Это все, чего он достиг. А, в сущности, очень выгодно быть Простаковым или строить из себя такового, жить под девизом: «Я тут ни при чем».

Гораздо более сложными изобразительными средствами очерчен Фонвизиным характер «презлой фурии» - госпожи Простаковой, урожденной Скотининой. Если образ ее мужа с первого до последнего действия комедии остается неизменным, то характер самой Простаковой постепенно раскрывается входе пьесы. При всей своей хитрости Простакова глупа, а потому постоянно выдает себя с головою. Простакова всерьёз, со свойственным ей простодушным упрямством уверяет нерадивого крепостного портного Тришку, что учиться шить кафтаны совсем необязательно.

Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя “не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить”. Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник, крайне скупым человеком: «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду». Фамилия ее матери - Приплодина - говорит сама за себя.

Простакова представлена как властная необразованная русская баба. Она очень жадная и для того, чтобы хапнуть побольше чужого часто, льстит и «надевает» маску благородства, но из-под маски то и дело выглядывает звериный оскал, что выглядит смешно и нелепо. Простакова - тиранка, деспотическая и одновременно трусливая, жадная и подлая, являя собой ярчайший тип русской помещицы, в то же время раскрыта и как индивидуальный характер - хитрая и жестокая сестра Скотинина, властолюбивая, расчетливая жена, тиранящая своего мужа, мать, любящая без ума своего Митрофанушку.

"Это - “презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома”. Однако в полной мере нрав этой "фурии" раскрывается в обращении с крепостными крестьянами.

Простакова - полновластная хозяйка своих деревень и в своем доме Она корыстолюбива, но ее корыстолюбие глупое, бесхозяйственное, бесчеловечное: отняв все у крестьян, она лишает их средств существования, но и сама терпит убыток - оброк с крестьян взять невозможно, нечего. Притом, чувствую всемерную поддержку верховной власти, она считает положение естественным, отсюда ее уверенность, наглость, напористость. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы Полновластие развратило ее: она злая, своенравная, бранчливая и драчливая - пощечины она раздает не задумываясь. Простакова господствует в подвластном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенностью в своей безнаказанности. Преимущества "благородного" сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Простакова - порождение той среды, в которой она выросла. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил. Но еще сильнее воздействовали на нее условия крепостного права. Ее не сдерживают никакие нравственные устои. Она чувствует свою безграничную власть и безнаказанность. Со слугами и наемными людьми она обращается грубо пренебрежительно, оскорбительно. Никто не смеет противиться ее власти: "Разве я не властна в своих людях?". Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ограблении крепостных. "С тех пор, - жалуется она Скотинину, - как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не может. Порядок в доме наводится бранью и побоями. "С утра до вечера, - снова жалуется Простакова, как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь".

В своем доме Простакова - дикий, властный деспот. Все в ее необузданной власти. Робкого, безвольно го мужа она называет «рохлей», «уродом» и всячески им помыкает. Учителям по году не платит жалованья. Верная ей и Митрофану Еремеевна получает «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Брату своему Скотинину она готова «вцепиться» в харю, «раздернуть рыло по уши».

Простакова проявляет себя не только как деспот, но и как мать, любящая своего сына животной любовью. Даже чрезмерная прожорливость сына вызывает у неё прежде умиление, а только потом заботу о здоровье сына. Любовь ее к сыну несомненна: именно она движет ею, к его благополучию направлены все ее помыслы. Этим она живет, это главное для нее. Она враждебно относится к просвещению. Но дикая и невежественная Простакова поняла, что после петровских реформ дворянину без образования поступить на государственную службу невозможно. Ее не учили, но она сына учит, как может: другой век, другое время. Об обучении Митрофана она заботится отнюдь не потому, что понимает пользу просвещения, а чтобы не отстать от моды: «Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много».

Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Ведет себя с ней открыто, нагло, напористо, ни с чем не считаясь. Но мгновенно перестраивается, услышав о 10 тысячах. И стремиться добиться своего всеми силами, всеми способами: всякое ее слово, всякое движение преисполнено энергии женить сына на богатой Софье.

Простакова фигура колоритная. Все же она недаром Простакова: вся наружу, хитрости ее бесхитростны, действия ее прозрачны, цели свои она заявляет открыто. Жена простака и сама простак. Если выделить главное в Простаковой, то здесь два равновесных фактора: самовластная хозяйка в семье и имении; воспитатель и руководитель молодого поколения дворян - Митрофана.

Даже любовь к сыну - самая сильная страсть Простаковой - не способна облагородить ее чувства, ибо она проявляется в низменных, животных формах. Ее материнская любовь лишена человеческой красоты и одухотворенности. А такое изображение помогало писателю с новой стороны обличить преступность рабства, растлевающего человеческую природу и крепостных и господ. И эта индивидуальная характеристика позволяет показать всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Все великие, человеческие, святые чувства и отношения у Простаковой искажены, оболганы.

Откуда же такие дикие нравы и повадки? Из реплики Простаковой мы узнаем о раннем детстве ее и Скотинина. Они росли среди темноты и невежества. В этих условиях умирают их братья и сёстры, обиды и боль перекладываются на двух живых детей. Детей в семье ничему не учили. «Старинные люди, мой отец! Не нынешний был век. Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. К статью ли, покойник-свет и руками и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну робенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет».

В этой среде и началось формирование характера Простаковой и Скотинина. Став полновластной хозяйкой в доме мужа, Простакова получила еще большие возможности для развития всех отрицательных черт своего характера. Даже чувство материнской любви приняло у Простаковой уродливые формы.

Госпожа Простакова получила «завидное воспитание, обучена хорошим манерам», не чужды ей ложь, лесть и лицемерие. На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Она даже гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». А уж если придется ей получить письмо, то читать не станет, а отдаст другому. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. "Без науки люди живут и жили", - уверенно заявляет Простакова. «Кто посмышленее того свои же братья дворяне тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Столь же дики и их общественные представления. Но при этом она нисколько не беспокоится о воспитании сыночка Неудивительно, что Митрофанушка вырос таким избалованным и неотесанным.

Неграмотная Простакова понимала что есть указы, по которым она могла угнетать крестьян. Правдин бросил реплику в сторону героини: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен», и получил ответ: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь, не волен. Да на что же дан нам указ о вольности дворянства?» Когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упустившими Софью: "Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке". Простакова хочет, чтобы она, её семья, её крестьяне жили по её практическому разуму и воле, а не по каким-то там законам и правилам просвещения: «Что захотела, поставлю на своём». За свою деспотичность, жестокость и жадность Простакова жестоко наказана. Она не только лишается бесконтрольной помещичьей власти, но и сына: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» Но слышит грубый ответ своего идола: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». В этот трагичный момент в озверелой тиранке, вырастившей бездушного негодяя, проглядывают истинно человеческие черты несчастной матери. Русская поговорка гласит: «С кем поведешься, от того и наберешься».

Скотинин - не потомственный дворянин. Поместье, вероятно, получил его дед или отец за службу, а Екатерина дала возможность не служить. Появился ПЕРВЫЙ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК НА РУСИ , необычайно гордый своим положением свободного человека, хозяина своего времени, своей жизни. Тарас Скотинин, брат Простаковой, - типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Он родствен ей не только по крови, но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. Скотинин любит свиней так, что за какое дело ни примется, обязательно закончит свинством. Хорошо живется свиньям у Скотинина, намного лучше, чем его крепостным. С этих, что за спрос? Разве только оброк с них сдерешь. Слава богу, у Скотинина это ловко получается. Он человек серьезный, времени у него мало. Хорошо, что всевышний избавил его от такой скуки, как наука. "Не будь я Тарас Скотинин, - заявляет он, - если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою... а всякий убыток... сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду".

Сама фамилия его говорит о том, что все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Живет своим хозяйством и свиным заводом. Не требуется большой проницательности, чтобы увидеть скотообразность Скотинина. Начиная с его фамилии, свиней - постоянной темой его разговоров и предмета любви, лексикона: ощетинился, одного помету, развизжалась, Он и сам себя готов отождествить со свиньями: «Я и своих поросят завести хочу!», и о будущей семейной жизни говорит: «коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светелку». Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. О себе он говорит с большим достоинством: «Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь», и тут же попадается на уловку Стародума, утверждая, что пращур его сотворен «немного попрежде Адама», то есть вместе с животными.

Скотинин жаден. Самоуверенность слышна в каждой реплике Скотина, лишенного каких бы то ни было достоинств. («Суженого конем не объедешь, душенька! Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч своего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней с бела света выкуплю; да я, слышь ты, то и сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям»).

Скотинин - любитель свиней, безо всякого умысла говорит, что «у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целою головою » двусмысленное выражение, которое, однако, очень четко определяет сущность Скотинина.

«Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье - вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!».

Выросший в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «От роду ничего не читывал. Бог меня избавил от этой скуки», он отличается невежеством, умственной неразвитостью. Его отношение к учению очень ясно раскрывается в рассказе о дяде Вавиле Фалелеиче: «О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была головушка! … Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?» Крепость лба он может понять только в буквальном смысле, игра смыслами ему недоступна. Жизненности языка Скотинина способствуют употребляемые им народные пословицы «Всякая вина виновата»; «Суженого конем не объедешь». Услыхав о взятии в опеку имения Простаковых, Скотинин говорит: «Да этак и до меня доберутся. Да этак и всякий Скотинин может попасть под опеку…. Уберусь же я отсюда подобру-поздорову». Перед нами матерый, поместный, полудикий помещик-рабовладелец. Хозяин прошлого века.

Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) - недоросль, сын помещиков Простаковых, 15 лет. Имя «Митрофан» означает по-гречески «матерью явленный», «подобный своей матери». Может, таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын отражение её самой. Сама госпожа Простакова была тупа, нагла, невежлива, и поэтому не прислушивалась ни к чьему мнению: «Пока Митрофан еще в недорослях, пока его и поженить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего потерпите». Оно стало нарицательным для обозначения тупого и наглого маменькиного сынка - невежды. Воспитанию в дворянской среде подобных увальней способствовало награждение дворян за службу «поместными окладами». В результате они осаживались в своих поместьях, жили доходами с земель и крепостных крестьян. Дети их привыкали к сытой и спокойной жизни, всячески уклонялись от государевой службы. По указу Петра I все малолетние дворянские сынки - недоросли - обязаны были иметь знания по закону божьему, грамматике, арифметике. Без этого они не имели права ни жениться, ни поступать на службу. Недорослей, не получивших такого элементарного образования, предписывалось отдавать в матросы или солдаты без выслуги. В 1736 г. срок пребывания в «недорослях» был продлен до двадцати лет. Указ о вольности дворянской отменил обязательную срочность службы и предоставлял дворянам право служить или не служить, но подтверждал введенное при Петре I обязательное обучение. Простакова следует закону, хотя и не одобряет его. Она знает также, что многие, в том числе из ее родни, обходят закон. Именно потому Простакова и нанимает учителей к своему Митрофанушке. Митрофан не хотел учиться, его мать наняла ему учителей лишь потому, что так было положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму - разуму. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Но что это учителя: один - бывший солдат, второй - семинарист, покинувший семинарию, «убоясь бездны премудрости», третий проходимец, бывший кучер. Митрофанушка - лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером.

У самого Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он только любил поесть, бездельничать и гонять голубей: “Побегу-тка теперь на голубятню, так авось - либо…”. На что его мать отвечала: “ Поди, порезвись, Митрофанушка”. Митрофан учится уже года четыре, и из рук вон плохо: по часослову едва бредет с указкой в руке и то лишь под диктовку учителя, дьячка Кутейкина, по арифметике “ничего не перенял” у отставного сержанта Цыфиркина, а “по-французски и всем наукам” его совсем не учит и сам учитель, дорого нанятой для обучения этим “всем наукам” бывший кучер, немец Вральман Под диктовку Кутейкина недоросль читает текст, который, в принципе, характеризует его самого: «Аз же есмь червь», «Аз есмь скот… а не человек», «Поношение человеков». Учение настолько утомляет Митрофана, что он с радостью соглашается с маменькой. Простакова: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Митрофанушка: «А по мне и подавно». Учителя Митрофанушки знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Его пытаются приобщить к новым требованиям, научить чему-нибудь, но все же он остается очень близким к своему дяде по душе, как и трактовали раньше эту близость свойством природы. Тут и грубость, и нежелание учиться, и наследственная любовь к свиньям, как свидетельство примитивной натуры. Ленивого и наглого, но житейски весьма смышлёного Митрофанушку учат не наукам и нравственным правилам, а именно безнравственности, обману, неуважению к его долгу дворянина и к собственному отцу, умению ради своего удобства и выгоды обходить все законы и правила общества и государства. Скотининские корни проявляются в нем с самого детства: «Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки - как часть некоего культа, которому поклоняются хозяева. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой» и столь же твёрдой моралью: «Нашёл деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Поэтому честным учителям Простакова решительно предпочитает бывшего кучера Вральмана за то, что «он дитя не неволит».

Характер Митрофана ярко раскрывается через его речь. Он уже усвоил обращения к слугам, принятые в его семье: «стара хрычовка, гарнизонная крыса» и другие, однако, когда ему требуется защита, к Еремеевне он обращается: «Мамушка! Заслони меня!». К старшим уважения он не испытывает, обращается к ним грубо, например: «Что ты, дядюшка, белены объелся? <…> Убирайся, дядюшка, проваливай». Поступки его так же служат для раскрытия характера: он трусливо прячется от Скотинина за спину Еремеевны, жалуется Простаковой, угрожая покончить с собой, охотно принимает участие в похищении Софьи и тут же покорно соглашается с решением собственной участи.

Этот грубиян и лодырь весьма неглуп, тоже хитер, мыслит практически, видит, что материальное благосостояние Простаковых зависит не от их просвещённости и служебного рвения, а от бестрепетной наглости его матери, ловкого обирания дальней родственницы Софьи и беспощадного ограбления своих крестьян. Простакова желает выдать бедную воспитанницу Софью за своего брата Скотинина, но затем, узнав о 10 000 рублей, наследницей которых Стародум сделал Софью, решает не упускать богатую наследницу. Митрофан, настроенный матерью, требует сговора, заявляя: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться». Но жениться он согласен лишь для того, чтобы не учиться, и потому что этого хочет мать. Простакова понимает, что прежде нужно добиться согласия Стародума. А для этого необходимо, чтобы Митрофан предстал в выгодном свете: «Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка». Со своей стороны Простакова всячески расхваливает трудолюбие, успехи Митрофана и свое родительское о нем попечение, и хотя точно знает, что Митрофан ничему не научился, все-таки устраивает «экзамен» и побуждает Стародума оценить успехи сына. Глубина познаний Митрофана раскрывается в сцене, описывающей незабываемый импровизированный экзамен, устроенный Правдиным. Митрофан назубок выучил русскую грамматику. Определяя, какой частью речи является слово «дверь», он демонстрирует недюжинную логику: дверь «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».

Митрофан - недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. «Еоргафия» по мнению Простаковой не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Митрофанушка, по сути своей, не заключает ничего злобного в своей природе, поскольку не имеет желания наносить кому-либо несчастья. Но постепенно под влиянием баловства, угождения мамы и няньки, Митрофан становится нечувствительным и безразличным по отношению к родным людям. Единственная наука, которую он усвоил на отлично, - это наука унижения и оскорбления.

Митрофанушка был невоспитан, груб и нахален со слугами и учителями, рос избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и подчинялись, также он имел свободу слова в доме. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет. Воспитание, которое даёт Простакова сыну, убивает в нём душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём не задумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станет хозяином имения и будет так же, как его матушка, помыкать своими близкими и бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных. Он остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куда велят»). Он был уверен в том, что окружающие люди должны ему помогать, давать советы. Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых - Скотининых, у которых извращены понятия о чести.

В результате Митрофан оказывается не просто невеждой, само имя которого стало нарицательным, но и образом бессердечиия. Пока мать - полная хозяйка в доме, он ей грубо льстит, когда же за жесткость хозяйки по отношению к крепостным имение Простаковых берут в опеку и мать кидается к сыну как к последней опоре, он становится откровенным: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». Потерявшая власть и силу, мать не нужна ему. Он будет искать новых могущественных покровителей. Фигура Митрофана становится страшнее, зловещее, чем старшее поколение Скотининых - Простаковых. У них были хоть какие-то привязанности. Митрофан же невежествен, не имеет" никаких моральных принципов и, как следствие этого, агрессивен. Ведь из избалованного сыночка Митрофан превращается в жестокого человека, предателя. Он показывает свое действительное отношение к матери. Худшего наказания, даже такой, как Простакова, и быть не может. Это, конечно, совсем не смешно, а страшно, и такое предательство - худшее наказание злому невежеству.

В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить. Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых - Скотининых, у которых извращены понятия о чести. Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина такой деградации - в неправильном, уродующем воспитании. И, наконец, Митрофан - недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. «Мы видим, - говорит о нем Стародум, - все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?». «Вот злонравия достойные плоды!» - подводит он итог. Если не воспитать должным образом ребёнка, не научить его правильным языком выражать разумные мысли, он навсегда останется «больным неисцельно», невеждой и безнравственным существом.

Сатиры смелый властелин…

А. С. Пушкин

Комедия «Недоросль» - главный труд жизни Дениса Ивановича Фон­визина и первая социально-политическая комедия в русской литературе. Д. И. Фонвизин остро сатирически изображает пороки современного ему российского общества. В своей комедии драматург высмеял провинциаль­ную помещичью семью, мир Простаковых и Скотининых, типичный мир хозяев, господствующих не по праву, мир дворян, недостойных быть дво­рянами.

Глава семьи - госпожа Простакова - полноправная помещица, не­образованная, неразвитая, жестокая. Высказывания: «Разве я не властна в своих людях?» и «То бранюсь, то дерусь, тем дом и держится» - как нельзя полно характеризуют ее способы управления хозяйством, дворовыми, му­жем. Муж, господин Простаков, боится своей жены и находится в полной зависимости от нее.

Так же невежественен, груб и корыстолюбив брат госпожи Простако­вой Скотинин, больше всего и всех на свете любящий свиней. Собравшись жениться на Софье, Скотинин заявляет, что и своих поросят завести хочет.

Создавая образы старших представителей мира Простаковых и Ско­тининых, Фонвизин использует говорящие фамилии. Основным средством создания характеров является речевая характеристика. Особенно яркой явля­ется речевая характеристика госпожи Простаковой: в зависимости от си­туации и круга общения Простакова то грубо бранится (со слугами и му­жем), то ласкова и добра (с сыном Митрофаном), то «светски» обходительна (со Стародумом и Правдиным).

Госпожа Простакова по-своему чадолюбива. Для своего сына Митро­фана, ленивого и избалованного недоросля, госпожа Простакова наняла учителей: отставного сержанта Цифиркина, который учит его математике; семинариста Кутейкина, преподающего грамматику, и Вральмана, обучающе­го его французскому языку и всем остальным наукам.

Беспросветное невежество, жадность, лень - главные враги Митро­фана на пути к знаниям. Невежество и жадность госпожи Простаковой, твердо убежденной в том, что дворянину образование ни к чему, оконча­тельно уродует Митрофанушку, не обремененного ни умом, ни занятиями, ни совестью, ни воспитанием.

Смешно и противно смотреть, как Митрофан робеет перед кулачища­ми Скотинина и набрасывается с кулаками на преданную ему Еремеевну, как, стремясь показать свою образованность Стародуму, с тупой важностью рассуждает о дверях: «котора прилагательна» и «котора существительна».

Система образования и воспитания Митрофанушки - злонравие, а плоды пожинают многие, и среди них мать, которой Митрофан заявляет: «Да отвяжись, матушка, коле навязалась…» Достойные плоды… мира Про­стаковых и Скотининых.

Остро сатирически изобразив мир помещиков из русской провинции, Денис Иванович Фонвизин, о котором А. С. Пушкин сказал: «Сатиры сме­лый властелин…», показал пороки современного ему российского госу­дарственного устройства.

Рецензия

Сочинение «Сатирическое изображение мира Простаковых и Скоти­ниных в комедии Д. И. Фонвизина „Недоросль»» раскрывает тему, подчерки­вает сатирическую направленность комедии, выделяет основную мысль драматурга, который, изображая образ жизни помещиков из русской про­винции, показал пороки современного ему российского общества. Сочи­нение логически последовательно, композиционно завершено.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Действие романа происходит зимой 1918/19 г. в некоем Городе, в котором явно угадывается Киев. Город занят немецкими оккупационными войсками, у власти стоит гетман. Однако со дня на день в Город может войти армия Петлюры - бои идут уже в двенадцати километрах от Города. Город живет странной, неестественной жизнью: он полон приезжих из Москвы и Петербурга - банкиров, дельцов, журналистов, адвокатов, поэтов, - которые устремились туда с момента избрания гетмана, с весны 1918 г.

В столовой дома Турбиных за ужином Алексей Турбин, врач, его младший брат Николка, унтер-офицер, их сестра Елена и друзья семьи - поручик Мышлаевский, подпоручик Степанов по прозвищу Карась и поручик Шервинский, адъютант в штабе князя Белорукова, командующего всеми военными силами Украины, - взволнованно обсуждают судьбу любимого ими Города. Старший Турбин считает, что во всем виноват гетман со своей украинизацией: вплоть до самого последнего момента он не допускал формирования русской армии, а если бы это произошло вовремя - была бы сформирована отборная армия из юнкеров, студентов, гимназистов и офицеров, которых здесь тысячи, и не только отстояли бы Город, но Петлюры духу бы не было в Малороссии, мало того - пошли бы на Москву и Россию бы спасли.

Муж Елены, капитан генерального штаба Сергей Иванович Тальберг, объявляет жене о том, что немцы оставляют Город и его, Тальберга, берут в отправляющийся сегодня ночью штабной поезд. Тальберг уверен, что не пройдет и трех месяцев, как он вернется в Город с армией Деникина, формирующейся сейчас на Дону. А пока он не может взять Елену в неизвестность, и ей придется остаться в Городе.

Для защиты от наступающих войск Петлюры в Городе начинается формирование русских военных соединений. Карась, Мышлаевский и Алексей Турбин являются к командиру формирующегося мортирного дивизиона полковнику Малышеву и поступают на службу: Карась и Мышлаевский - в качестве офицеров, Турбин - в качестве дивизионного врача. Однако на следующую ночь - с 13 на 14 декабря - гетман и генерал Белоруков бегут из Города в германском поезде, и полковник Малышев распускает только что сформированный дивизион: защищать ему некого, законной власти в Городе не существует.

Полковник Най-Турс к 10 декабря заканчивает формирование второго отдела первой дружины. Считая ведение войны без зимней экипировки солдат невозможным, полковник Най-Турс, угрожая кольтом начальнику отдела снабжения, получает для своих ста пятидесяти юнкеров валенки и папахи. Утром 14 декабря Петлюра атакует Город; Най-Турс получает приказ охранять Политехническое шоссе и, в случае появления неприятеля, принять бой. Най-Турс, вступив в бой с передовыми отрядами противника, посылает троих юнкеров узнать, где гетманские части. Посланные возвращаются с сообщением, что частей нет нигде, в тылу - пулеметная стрельба, а неприятельская конница входит в Город. Най понимает, что они оказались в западне.

Часом раньше Николай Турбин, ефрейтор третьего отдела первой пехотной дружины, получает приказ вести команду по маршруту. Прибыв в назначенное место, Николка с ужасом видит бегущих юнкеров и слышит команду полковника Най-Турса, приказывающего всем юнкерам - и своим, и из команды Николки - срывать погоны, кокарды, бросать оружие, рвать документы, бежать и прятаться. Сам же полковник прикрывает отход юнкеров. На глазах Николки смертельно раненный полковник умирает. Потрясенный Николка, оставив Най-Турса, дворами и переулками пробирается к дому.

Тем временем Алексей, которому не сообщили о роспуске дивизиона, явившись, как ему было приказано, к двум часам, находит пустое здание с брошенными орудиями. Отыскав полковника Малышева, он получает объяснение происходящему: Город взят войсками Петлюры. Алексей, сорвав погоны, отправляется домой, но наталкивается на петлюровских солдат, которые, узнав в нем офицера (в спешке он забыл сорвать кокарду с папахи), преследуют его. Раненного в руку Алексея укрывает у себя в доме незнакомая ему женщина по имени Юлия Рейсе. На. следующий день, переодев Алексея в штатское платье, Юлия на извозчике отвозит его домой. Одновременно с Алексеем к Турбиным приезжает из Житомира двоюродный брат Тальберга Ларион, переживший личную драму: от него ушла жена. Лариону очень нравится в доме Турбиных, и все Турбины находят его очень симпатичным.

Василий Иванович Лисович по прозвищу Василиса, хозяин дома, в котором живут Турбины, занимает в том же доме первый этаж, тогда как Турбины живут во втором. Накануне того дня, когда Петлюра вошел в Город, Василиса сооружает тайник, в котором прячет деньги и драгоценности. Однако сквозь щель в неплотно занавешенном окне за действиями Василисы наблюдает неизвестный. На следующий день к Василисе приходят трое вооруженных людей с ордером на обыск. Первым делом они вскрывают тайник, а затем забирают часы, костюм и ботинки Василисы. После ухода Василиса с женой догадываются, что это были бандиты. Василиса бежит к Турбиным, и для защиты от возможного нового нападения к ним направляется Карась. Обычно скуповатая Ванда Михайловна, жена Василисы, тут не скупится: на столе и коньяк, и телятина, и маринованные грибочки. Счастливый Карась дремлет, слушая жалобные речи Василисы.

Спустя три дня Николка, узнав адрес семьи Най-Турса, отправляется к родным полковника. Он сообщает матери и сестре Ная подробности его гибели. Вместе с сестрой полковника Ириной Николка находит в морге тело Най-Турса, и в ту же ночь в часовне при анатомическом театре Най-Турса отпевают.

Через несколько дней рана Алексея воспаляется, а кроме того, у него сыпной тиф: высокая температура, бред. По заключению консилиума, больной безнадежен; 22 декабря начинается агония. Елена запирается в спальне и страстно молится Пресвятой Богородице, умоляя спасти брата от смерти. . К изумлению дежурившего при нем врача, Алексей приходит в сознание - кризис миновал.

Спустя полтора месяца окончательно выздоровевший Алексей отправляется к Юлии Рейсе, спасшей его от смерти, и дарит ей браслет своей покойной матери. Алексей просит у Юлии разрешения бывать у нее. Уйдя от Юлии, он встречает Николку, возвращающегося от Ирины Най-Турс.

Елена получает письмо от подруги из Варшавы, в котором та сообщает ей о предстоящей женитьбе Тальберга на их общей знакомой. Елена, рыдая, вспоминает свою молитву.

В ночь со 2 на 3 февраля начинается выход петлюровских войск из Города. Слышен грохот орудий большевиков, подошедших к Городу.