Белокаменная столица. Как выглядел белокаменный Кремль? Как строили новый Кремль

Почему Москву называют Белокаменной? Ответ на этот вопрос, столь интересующий туристов, знает, пожалуй, каждый ее житель, по-настоящему любящий свой город и гордящийся его величественной историей. Имя это столице подарил белокаменный Кремль в Москве 1367 года постройки. За долгие века своего существования он неоднократно перестраивался и стал истинным символом города, его сердцем и одной из главных достопримечательностей.

Сегодня Кремль является одним из самых красивых в мире, а его площадь составляет около 27 с половиной гектаров. Узнаем больше об истории этого грандиозного сооружения.

Первые поселения на месте Кремля. Основание Москвы

Первые древние поселения на месте Кремля возникли очень давно. Как свидетельствуют около пяти тысяч лет назад. А уже в VI столетии нашей эры здесь появились первые славянские племена.

Москва впервые упомянута в летописях в 1147 году. Именно тогда пригласил своего двоюродного брата князя Новгород-Северского Святослава на встречу в маленький пограничный городок. Это событие и вошло в историю как дата основания Москвы.

История создания первого Кремля

История Кремля начинается несколько позже - спустя девять лет, когда Долгорукий решает укрепить город высокими крепостными стенами. Это был сосновый частокол, подкрепленный массивным земляным валом для большей надежности. К слову, место для строительства было выбрано не случайно. Дело в том, что крепость располагалась на высоком холме, окруженном Москвой-рекой и Неглинной. Это позволяло вовремя заметить неприятеля и дать ему отпор. К тому же с холма открывался крайне живописный вид на окрестности. Интересно, что площадь первого Кремля составляла около четырех гектаров, а к настоящему времени его территория увеличилась почти в восемь раз!

Но существенным недостатком этой крепости было то, что она была построена из дерева, а значит, легко могла сгореть во время случайного пожара или поджога. В следующий раз Кремль перестраивался в начале XIV века, когда Москвой правил Иван Калита. Он вкладывал много денег, сил и времени в укрепление и украшение города. Для этого и велел возвести новые крепостные стены. Эти заграждения стали значительно прочнее, они были построены из мощных и прочных дубовых стволов. А новый белокаменный Кремль в Москве был построен при Дмитрии Донском еще спустя несколько десятилетий.

Москва во времена Дмитрия Донского

Следующим правителем Москвы был князь Дмитрий Донской. Он был внуком Ивана Калиты. Известно, что Дмитрий Донской проводил активную внешнюю политику, расширяя и укрепляя территорию Москвы. К тому же это время было отмечено яростными набегами татаро-монгольских полчищ. Все это требовало новых, более прочных крепостных сооружений.

К тому же, как уже упоминалось, старый Кремль был построен из дерева. Поэтому он хоть и был достаточно мощным, чтобы выдержать вражеские нашествия, все же оставался беззащитным перед огнем. И пожар, случившийся в 1365 году, уничтожил весь город до основания (в истории он получил название Всехсвятский, так как начался в церкви Всех Святых). Он не пощадил и дубовые стены Кремля. Тогда, чтобы защитить город, Дмитрий Донской повелевает выстроить белокаменный Кремль в Москве. Год начала строительства - 1367. Об этом упоминается в летописях этого периода.

Строительство белокаменного Кремля

Итак, строительство белокаменного Кремля в Москве началось. В течение всей зимы в нее возили материалы для создания крепости. Белый камень для строительства добывали в Подмосковье, в тридцати километрах от города. Он издавна использовался на Руси и был одним из самых любимых материалов. Белый камень был прочным и красивым, но его добыча была трудной, да и мастеров этого дела было немного. Поэтому его применяли не слишком широко.

Белокаменный Кремль в Москве был первым подобным сооружением в Суздальской Руси. К его постройке приступили, когда все материалы были готовы, а именно весной 1367 года. Под стены новой крепости заложили крепкий фундамент, который благополучно стоит до сих пор.

Быстро велось строительство белокаменного Кремля в Москве (год его завершения - 1368). Поспешность эта была целиком и полностью оправдана. Ведь вскоре после окончания строительства на Москву напало войско литовского Он трое суток простоял под стенами Кремля, но взять крепость так и не смог. Спустя два года Ольгерд опять напал на город, но так же безуспешно.

В 1382 году крепость подверглась жестокому нападению Тохтамыша, что нанесло ей огромный урон, однако после она была полностью восстановлена. Поэтому постройка белокаменного Кремля, без всяких сомнений, была выдающимся историческим событием, повлиявшим на дальнейшее развитие города и становление его как центра православия и резиденции великих князей.

Как выглядел белокаменный Кремль?

К сожалению, до настоящего времени не дошло документальных сообщений о том, как выглядел первый белокаменный Кремль в Москве. Судить об этом можно только благодаря имеющимся сведениям из летописей и рисункам А. М. Васнецова.

Известно, что каменные стены и башни строили на значительном расстоянии от старых сооружений. Поэтому территория Кремля значительно расширилась. по некоторым подсчетам достигала двух - трех метров. Также роль защитных сооружений выполнял широкий ров, через который перекидывались мосты.

В стенах были установлены бойницы, которые закрывались прочными деревянными щитами. В шести башнях были построены проездные ворота. Через был перекинут первый каменный мост в Москве. Спустя полтора столетия на его месте построили Троицкий, который стоит и сегодня.

После окончания строительства белокаменный Кремль стал самой мощной крепостью в Европе. Кстати, его площадь на тот момент практически достигала современной.

Как строили новый Кремль?

Около 150 лет простоял белокаменный Кремль в Москве. Множество раз он подвергался осадам и выдерживал самые свирепые атаки. Но все же они наносили ему серьезные повреждения и разрушения, впрочем, как и частые пожары. Стены крепости во многих местах обветшали и уже не могли выполнять свою защитную роль.

Поэтому во второй половине XV столетия, при Иване Третьем, началась масштабная перестройка Кремля. Для этого в Москву были приглашены известные итальянские мастера. Крепость перестраивалась постепенно, на месте старых белых стен возводились новые, из красного кирпича. В целом реконструкция Кремля заняла десять лет. Также перестраивались храмы и соборы. Так формировался современный архитектурный облик Кремля.

Впоследствии он неоднократно перестраивался. Первые изменения были внесены во время правления Бориса Годунова, затем при Петре I. Большие разрушения нанесла Кремлю Отечественная война 1812 года. После нее были проведены масштабные При советской власти Кремль также неоднократно перестраивался, башни были украшены звездами, а на пьедесталы были установлены Царь-Пушка и Царь-Колокол.

Москва белокаменная

Белокаменный Кремль в Москве простоял почти полтора столетия. Он выдержал не одно яростное нападение и вражескую осаду, надежно защищая город от неприятеля. Именно благодаря этой крепости Москва приобрела название «Белокаменная». Кстати, носит она его и теперь. Но мало кто знает о том, что Кремль оставался «белокаменным» еще четыре столетия после того, как были возведены новые стены из красного кирпича.

Этому необычному факту есть простое объяснение. Стены крепости специально белили вплоть до XIX века. С одной стороны, это было связано с заботой о сохранности кирпича, с другой - это было своеобразной данью памяти первому каменному Кремлю, построенному при Дмитрии Донском. Например, беленым он изображен на полотне П. П. Верещагина, созданной в 1879 году.

Кремль сегодня

В настоящие дни в Кремле находится резиденция президента. В 1997 году в нем была проведена масштабная реставрация. В ходе работ было восстановлено большое количество зданий и сооружений Кремля. Сейчас по крупным православным праздникам в нем проходят торжественные богослужения, а по территории и музеям крепости проводятся экскурсии.

И, возможно, сегодня не все помнят, что белокаменный Кремль в Москве был построен при Дмитрии Донском, но столицы знают историю своего города и гордятся ею.

  • Архитектурный ансамбль Красной площади и Кремля входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
  • Если несколько веков назад стены крепости белили, то сегодня их периодически подкрашивают красной краской.
  • Кремль является самой крупной в Европе сохранившейся крепостью, действующей до сих пор.
  • В 1941 году на стенах нарисовали окна. Это было сделано для того, чтобы замаскировать крепость под жилую постройку.

Белокаменный Кремль в Москве за свою жизнь пережил множество изменений, но остался символом Москвы и подлинной жемчужиной архитектуры города.

Белокаменная летопись на Руси начинается с 1165 года – со времен постройки по велению князя Андрея Боголюбского храма Покрова на Нерли.

В отличие от сооружений Киевской Руси, где использовался кирпич-плинфа, во владимирско-суздальских и московских сооружениях с XIII-XIV веков использовались блоки белого камня. В Подмосковье стимулом к интенсивной добыче белого камня, так называемого мячковского известняка и доломита, послужило решение Дмитрия Донского окружить Кремлевские постройки каменной стеной.

С тех пор Москва получила эпитет – «белокаменная». Природный белый камень с честью выдержал испытания веками. Величественные белокаменные сооружения с резными украшениями и орнаментами уже более восьми столетий воплощают эстетическую самобытность и техническое мастерство русских зодчих. Белые известняки, желтые доломиты, бежевые песчаники придают строгость и индивидуальность фасадам и интерьеру зданий. В камне есть то, на чем всегда можно остановить взгляд. Элементы белого камня великолепно подчеркивают «главные линии» фасадов, хорошо сочетаясь с облицовочным кирпичом, штукатуркой, деревом. Изделия из камня Русской платформы неповторимы и индивидуальны. Они являются символом долговечности, прочности и красоты.

Архитектурный ансамбль Москвы складывался веками. И в течение многих столетий, начиная с XIV века, белый камень был обязательным элементом архитектуры. Значение его со временем менялось. Он присутствует и в сооружениях, возведенных в стиле нарышкинского барокко, где белокаменные детали сочетались с красным кирпичом, что можно видеть, например, в таких постройках, как церковь Покрова в Филях или колокольня Новодевичьего монастыря. Широко применялись белые известняки и в период московского ампира, особенно в первой четверти XIX века, когда из него делали колонны и цоколи зданий.

Мячковские известняки белого и желтого тонов являются отличным материалом для резных изображений и скульптуры. Владимирские «камнесечцы» использовали это свойство наилучшим образом. Прекрасны декоративные белокаменные барельефы и узоры Георгиевского собора в Юрьеве-Польском Владимирской области – одного из последних белокаменных сооружений Древней Руси, построенных до татаро-монгольского нашествия.

Наиболее значимым сооружением, где белокаменная резьба создает необычную торжественную красоту, является белокаменная церковь в с. Дубровицы, близ г. Подольска. Её стены от цоколя до купола возведены из блоков белого известняка. Белокаменные листья и грозди винограда бесконечными рядами вьются по стенам, придавая им легкий и радостный вид. Резной белый камень четким ритмом повторения выпуклых квадров-рустов превращает мощные высокие стены в гигантскую каменную филигрань, покоряющую необыкновенным изяществом, несмотря на внушительные размеры храма. Облицовка из камня сродни работе художника. Она предполагает подбор цветовых переходов, при которых «играет» каждый ее элемент. Кажется, что искусство безымянных московских мастеров-каменотесов преодолело все трудности, связанные с применением каменного материала.

Во второй половине XV века в Москве белый камень начинает использоваться в барельефах. В этот период зодчим и скульптором Василием Дмитриевичем Ермолиным выполнены два белокаменных барельефа, которые установлены на Фроловой (ныне Спасской) башне Московского Кремля. Барельеф, изображающий Георгия Победоносца (герб города Москвы), был установлен в 1446 г. с наружной стороны ворот, а барельеф с фигурой Дмитрия Солунского – покровителя великих русских князей (в его честь был назван Дмитрий Донской) – в 1466 г. со стороны, обращенной в Кремль. Однако, наиболее широкое применение в скульптуре белый камень нашел в первой трети XIX века. Наиболее видным мастером, создавшим прекрасные образцы белокаменной скульптуры, в Москве был Иван Петрович Витали (1794-1855 гг.), автор более трехсот произведений монументального искусства, выполненных в камне.

Сейчас Москва возвращает свой первоначальный белокаменный колорит. К сожалению, несмотря на развитие индустриальных методов изготовления элементов из белого камня, реставрация в Москве и загородное строительство в ближнем Подмосковье испытывает дефицит в квалифицированных белокаменщиках (резчиках по камню), скульпторах и каменотесах, способных реализовать под ключ крупные проекты каменных облицовок фасадов.

Проблемой для многих архитектурных фирм является оптимальный подбор камня. Как указывали П.В. Флоренский и Л.И. Звягинцев, надежность работы известняков в фасадах зданий будет максимальной в том случае, если каменный материал выбран в соответствии с условиями, в которых он будет служить.

В последние годы в области белокаменных работ произошел поворот к лучшему. В Москве появились крупные бригады белокаменщиков, способные реализовать проекты реставрации и строительства любой степени сложности. Работы части из них, с некоторыми техническими и историческими комментариями, приведены ниже. Постепенно решается и проблема расширения ассортимента известняков, доломитов и песчаников Русской платформы для строительных и реставрационных работ.

ВНИМАНИЕ! Книга разделена на главы, только для удобства навигации. Информация книги представляет слитное изложение материала о космической катастрофе кометы Алатырь, почти совпавшей по времени с монголо-татарским нашествием. Для правильного понимания происходивших событий советуем последовательно ознакомиться со всей книгой. .

Москва белокаменная.

«Истина, зародившаяся в одной голове, посредством книги родит столько же здравомыслящих голов, сколько у этой книги читателей»

Н.И. Новиков

В настоящее время эпитет «Москва белокаменная» , стал просто литературным штампом, значение которого оказалось утерянным для современного читателя, а на территории современной Москвы уже почти не осталось многочисленных белокаменных храмов и зданий, которые, согласно культивируемой легенде, якобы и послужили причиной этого удивительного названия города. Но в древности, белокаменное строительство в Москве изначально имело сакральный смысл, и велось, в память о «белом камне» Алатырь-катастрофы, образ которого древние зодчие и воплотили в парадный белокаменный облик нашей столицы и белокаменного Кремля. То есть белокаменное строительство Москвы имело символическое значение . Мифологический термин « б елый камень» был широко распространен в мировой уранической и библейской мифологии, и имеет самое прямое отношение ко всем крупным космическим катастрофам прошлого, но лишь православные русские цари воплотили идею «белого камня» (1) в белоснежном облике города. Это был вызов и желание утвердить русское православие и ее столицу, одним из центров, набиравшей силу новой мировой религии .

Время строительства каменной Москвы, согласно летописям, определяется достаточно конкретно. Принято считать, что к 1339-1340 году, Иваном Калитой была отстроена деревянная крепость Москва, "град дубов". Деревянными были и постройки внутри и вокруг крепости.

В 1366 году князь Дмитрий Иванович "со всеми бояры старейшими сдумаша ставити город камен Москву, да еже умыслиша, то и сотвориша. Тое же зимы повезоша камение к городу" . А летом, следующего 1367 года, когда камень заготовили в достаточном количестве, приступили к строительству: "заложи Москву камен и начаша делати беспрестани" . Ученые определили, что ломали белый камень (известняк) в подмосковных каменоломнях близ села Мячкова , что на реке Пахра (около тридцати километров от места строительства) в летнее время, а доставляли по санному пути, что было единственно возможным, в условиях тогдашних болот и существовавшего бездорожья. И возможно, что Мячковские каменоломни, не случайно были выбраны для добычи белого камня, в свете вышеизложенной информации о космическом взрыве близ расположенного рядом Лыткарино. Ведь в этом случае, Мячковские каменоломни были «освящены» лыткаринским космическим взрывом «белого камня» Алатырь .

И неслучайно, Дмитрий Донской, не считаясь с огромными тратами, стал строить Москву из «белого камня» - известняка, который доставляли из этих каменоломен. Хотя до этого каменное строительство велось из плинфы (обожженного кирпича), материала, который был примерно в десять раз дешевле известняка, к тому же значительно прочнее. Почему? Ведь плинфа полностью устраивала строителей, и была более пригодна для крепости. А известняк приходилось добывать в каменоломнях, он требовал дорогостоящей обработки и транспортировки, да и строения из известняка были значительно менее долговечны. И я никак не могу поверить в глупость древних зодчих, которые всегда старались строить прочно и основательно, что называется, «на века». Но в отличие от построек домонгольской Киевской Руси, где повсеместно использовался только кирпич-плинфа, в московских постройках XIII-XIV веков, также почти повсеместно, по воле Дмитрия Донского стали использоваться блоки белого камня . Так почему же Дмитрий Донской стал строить из белого камня? Почему возник этот своеобразный «имперский знак-символ» ? И почему вообще Москва получила свое гордое имя - «белокаменная» , хотя позже, строители опять вернулись к строениям из плинфы. Где истоки этого знания? Разгадка, как всегда, оказалась гениально простой. «Белый камень » - сакральный термин из библейской и уранической мифологии, а потому решение строить столицу Святой Руси из белого камня было тщательно продуманным и взвешенным . К этому времени, во многом благодаря космической катастрофе 1240 года, народная христианизация Руси приобрела массовый характер, и Русь, хотя еще и не набравшая сил для окончательного свержения монголо-татарского ига, уже созрела для массового похода на Куликово поле.

И для укрепления авторитета христианской религии нужен был внятный символ, всем понятный и доступный религиозный посыл. Ведь вновь отстраиваемая на «святом месте» православная Москва, по замыслу Дмитрия Донского, изначально планировалась как наследница традиций Византии и столица новой мировой империи, «Третьего Рима». И белый камень, впервые, массово примененный в строительстве белокаменной Москвы, действительно стал отличительным «имперским знаком» новой столицы и новой православной христианской религии. Это был удивительно смелый поступок великого князя, ведь Русь еще находилось под монгольским игом, и подчинялась беспощадным законам Ясы. Но решение князя Дмитрия Ивановича, строить белокаменную Москву, следует полагать единственно верным, ведь этим он показал всем, значение и величие вновь строящейся столицы, вокруг которой впоследствии сплотились все земли Святой Руси. Поэтому, несмотря на затратное строительство, новая технология возобладала при строительстве каменной Москвы, а белокаменное зодчество во Владимире и Москве, явилось характерным отличительным великокняжеским русским знаком, и имело революционное значение для объединения русских земель . Однако, уже к концу пятнадцатого века, сразу же после окончания монголо-татарского ига , надобность в амбицициозном и дорогостоящем белом строительстве отпала. И на смену белому известняку вновь пришел практичный, дешевый кирпич из обожженной глины, и в течение XVI столетия новый строительный материал повсюду вытеснил белый камень.

Но белокаменные мотивы вновь получили приоритет, в связи с переносом столицы в Санкт-Петербург, и дальнейшее, еще более мощное развитие в творчестве Трезини и Растрелли, но уже в городе Петра . Продолжением белокаменной традиции, стало развитие белокаменной скульптуры, резьбы по камню и лепных горельефов повсеместно применявшихся при строительстве новых зданий в Санкт - Петербурге. То есть и в этом случае, сакральной причиной белокаменного строительства Санкт-Петербурга, опять -таки послужил «белый (небесный) камень», упавший в этом месте с неба.

Примечания к статье «Москва Белокаменая».

(1) «…но лишь православные русские цари воплотили идею «белого камня»». О Белом камне см. примечания к статье «Алатырь».

Так называли Москву и в древности и в недавние времена.
А что же, собственно, означает "белокаменная"?
Строители на Руси издавна называли "белым камнем" известняк – мягкую породу, залежи которой часто встречаются в Волго-Окском междуречье. Известняк довольно легко добывать, и он хорошо поддается обработке. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века. Резьба по его белой поверхности поражает игрой света и теней. А одно время ее любили покрывать яркими красками.
Одним словом, белый камень – прекрасный строительный материал, надежный и благодарный, и притом на Руси вовсе не редкий. Это вполне оценили русские зодчие более восьмисот лет назад.
В старинной Владимиро-Суздальской земле, в городах и селах, и сейчас можно увидеть здания, возведенные из белого камня. Одни из них скупо украшены, другие почти сплошь покрыты резным узором.
В подавляющем большинстве это церкви. Ведь при тогдашнем отоплении в жилом доме из белого камня всегда была бы сырость, и даже самые богатые бояре и князья ставили себе хоромы из дерева.
Владимирский князь Андрей, сын Юрия Долгорукого, первым построил себе дворец из белого камня в селе Боголюбово, недалеко от Владимира.

Белокаменный кремль... Таким изобразил его на своей картине художник и историк Аполлинарий Михайлович Васнецов.

Долгое время Боголюбовский замок оставался единственным белокаменным жилым зданием на Руси. Белокаменных церквей было довольно много, а в больших городах были и белокаменные соборы.
Во Владимире, считавшемся в те времена первым из русских городов, жил глава всей русской церкви – митрополит.
В 1326 году по настоянию московских князей митрополит Петр переехал в Москву и сделал ее религиозным центром Руси. Сейчас же для него начали строить каменный храм – это и было первое белокаменное здание в Москве. Назвали его, как и во Владимире, Успенским собором.
Москва росла. В городе было много ремесленников и купцов, труд которых приносил московским князьям немалые доходы. И вслед за Успенским собором князья приказали выстроить в Москве новые каменные церкви – Иоанна Лествичника, Спаса на Бору, Михаила Архангела, собор Богоявленского монастыря.
Столь бурное строительство само по себе могло произвести на современников такое впечатление, что они уже тогда прозвали Москву "Белокаменной", хоть и была она еще почти сплошь деревянной. Но это маловероятно. В древней Руси город называли каменным, только если он имел каменные укрепления. Ведь и самое-то слово "город" обозначало прежде всего городские стены, крепость.
А каменные стены в Москве были построены только в 1367 году.
Это было трудное и опасное время. Москве приходилось вести тяжелую борьбу не только с татарской ордой, но и с Литовским государством и с соперничавшими русскими княжествами – Тверским и Рязанским. Нужны были надежные укрепления. И вот после одного из сильных пожаров, во время которого, по всей вероятности, выгорели и дубовые заборолы Кремля, шестнадцатилетний московский князь Дмитрий Иванович, "погадав с братом своим с князем Володимиром Андреевичем и со всеми бояры старейшими и сдумаша ставити город камен Москву, да еже умышлиша, то и сотвориша. Тое же зимы повезоша камение к городу", – писал летописец.
Попробуем представить себе, что нужно было сделать, чтобы построить в Москве каменную крепость, немногим меньше Кремля, который стоит в наши дни.
Залежи белого камня в Подмосковье есть как выше Кремля по реке – в районе Дорогомилова, – так и ниже его, примерно в пятидесяти километрах, в районе Мячкова. Но в Дорогомилове, по-видимому, тогда камень не добывали. Строилась Москва из мячковского камня. И возили его в город зимой по льду реки: летом против течения доставлять было труднее.


Наверно, так выглядели белокаменные палаты Андрея Боголюбского. Их вид восстановлен по данным раскопок профессором Н. Н. Ворониным.

Камень грузили на сани и везли к городу обозами. А в Москве по линии будущего "града" копали рвы для фундаментов стен и башен. Общая длина этих рвов была почти два километра. Строителям пришлось поднять и переместить более семнадцати с половиной тысяч кубометров земли. А для того, чтобы выстроить кремлевские стены длиной примерно тысячу девятьсот метров, толщиной метра в два и высотой в восемь да еще с девятью башнями, нужно было добыть, привезти и уложить не менее пятидесяти четырех тысяч кубометров камня.
Сотни людей занимались добычей и перевозкой камня. Но нужны были еще работники для приготовления извести и раствора. Немало народу трудилось над укладкой основания и тела стен и башен.
Ежедневно на строительстве белокаменной крепости в Москве должно было работать не менее двух тысяч людей...
Стены и башни Кремля отличали теперь Москву от всех тогдашних русских городов, где были обычно деревянные и земляные укрепления.
И все же из белого камня продолжали строить в основном церкви. Первая каменная палата была построена для московского митрополита Ионы только в 1451 году. Через восемь лет такая же палата с церковью выросла в Кремле и на подворье Симонова монастыря. Обе палаты не были жилыми. Они предназначались для торжественных трапез – "кормов", как тогда говорили, для хранения казны и книг.
Во второй половине XV века в Москве впервые начали применять кирпич. Но он был дорог поначалу, и достать его было трудно. Поэтому применяли кирпич в первое время только для облицовки зданий.
И еще в XIX веке Москву продолжали называть "Белокаменная". Это прозвище стало как бы вторым именем русской столицы. Поэт-декабрист Федор Глинка писал, вспоминая тяжелый 1812 год:

Ты, как мученик, горела,
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,

И из пепла ты вставала
Неизменною!..
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

"Не сразу Москва строилась", – говорит пословица. Старинная миниатюра, которую вы видите здесь, рассказывает о строительстве Московского Кремля. Это уже не первый Кремль – первые были деревянными. Взгляните на схему в нижнем углу. Там показано, как изменялись границы Кремля, как век от века они раздвигались, шагали вширь от маленького мыска при впадении речки Неглинки в Москву-реку в сторону теперешней Красной площади.
Темными линиями обозначены границы несколько раз возводившихся деревянных стен. Красный жирный контур – первые кремлевские стены из камня, построенные при Дмитрии Донском. Белыми линиями показаны стены, возводившиеся на протяжении многих лет (вот уж подлинно "не сразу"!). Они стоят и сегодня.
Строители, изображенные на древней миниатюре, сооружают как раз белокаменный Кремль Дмитрия Донского. Обстоятельно, со знанием дела нарисовал художник стройку. По рисунку вполне можно представить древнее строительство. Велико было мастерство русских строителей! Кремлевские стены и башни не только красивы и пропорциональны. Для своего времени это была неприступная твердыня, одна из выдающихся крепостей средневековья.