Биологические ритмы. Что такое биологические ритмы и в чем их значение для живых организмов. Как устроить живые часы

В науке неоднократно делались попытки создать классификацию эмоций, но на сегодняшний день большинство специалистов считают самой полной классификацией список Изарда. Именно о ней мы и поговорим.

Классификация эмоций Изарда в психологии

Классификации эмоций и чувств, конечно, довольно условны, поэтому в научном мире до сих пор ведутся споры о том, можно ли что-то добавить в них или изменить. Изард выделял фундаментальные и производные эмоции, первые считаются основными. Классификация фундаментальных эмоции и их функции выглядит следующим образом, в ней есть 9 эмоциональных состояний человека, а именно, интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд. Все эти эмоции необходимы человеку, так как они являются своеобразными сигналами, которые оповещают нас о том, какой является для нас сложившаяся ситуация, положительной или отрицательной. Например, если человек испытывает отвращение, то он фактически получает сигнал о том, что некая ситуация для него опасна или губительна, не обязательно физически, возможно, ситуация разрушает его морально, а это не менее, а иногда и более важно.


Классификация чувств

Кроме классификации эмоций в психологии есть и квалификация чувств. В нее входят три основные группы чувств, моральные или нравственные, интеллектуальные и эстетические. К первой группе относятся все чувства, которые испытывает человек при сравнении реально происходящих событий с теми ценностями, которые были воспитаны и преподаны нам обществом. Допустим, если человек видит, что кто-то мусорит на улице, в зависимости от привитых ему в детстве понятий, он может испытывать стыд, возмущение, злость.

Вторая группа чувств это своего рода переживания, связанные с процессом познавательной деятельности человека. Например, человек может испытывать интерес или раздражение при изучении какого-то предмета. Данные чувства могут как помочь человеку в процессе обучения, так и помешать ему в этом процессе, научно доказано, что человек испытывающий интерес к изучаемому предмету намного быстрее запоминает информацию, у него увеличивается продуктивность мышления. Именно поэтому грамотные педагоги всегда стараются привить детям любовь к своему предмету и вызвать у них интерес.

Третья группа чувств представляет эмоциональное отношение человека ко всему тому прекрасному, что он может видеть. При этом человек может испытывать вдохновение или восторг.


Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениями действительности, к другим людям, самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений.

Эмоции являются одной из форм отражения сознанием реального мира. Однако эмоции отражают предметы и явления не сами по себе, а в их отношении к субъекту, их значимости. Эмоции обусловлены с одной стороны внутренними потребностями и мотивами, а с другой – особенностями внешней ситуации.

Свойства эмоций

      Субъективный характер эмоций (одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции).

      Полярность эмоций (эмоции обладают положительным и отрицательным знаками: удовлетворение – неудовлетворение, грусть – веселье…).

      Фазность эмоционального характера эмоции в их динамике с количественной стороны. В пределах одного и того же эмоционального состояния (одной модальности) отчетливо обнаруживаются колебания его интенсивности по типу напряжения – разрядки и возбуждение – успокоение.

Классификация эмоций

В эмоциональной сфере выделяют 5 групп эмоционального переживания: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение, стресс.

Аффект – сильная, бурная, но относительно кратковременная эмоциональная реакция на внешний стимул, который полностью захватывает психику человека (ярость, гнев, ужас и др.).

Эмоции – это непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям.

Эмоция возникает как реакция на ситуацию, в отличие от аффекта она более длительна и менее интенсивна, это душевное волнение. Эмоция как реакция возникает не только на события реальные, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции более смещены к началу действия и предвосхищают его результат. Все эмоции можно классифицировать по модальности, то есть качеству переживания.

Чувства (высшие эмоции) – особые психол. состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительное и устойчивое эмоциональное отношение человека к реальным и воображаемым объектам. Их часто называют вторичными эмоциями, так как они сформировались как своеобразное обобщение соответствующих простых эмоций. Чувства всегда предметны. Поэтому их часто классифицируют в зависимости от предметной сферы:

      Моральные (нравственно-этические).

      Интеллектуальные, практические.

Психологические теории эмоций

В XVIII – XIX вв. не было единой точки зрения на происхождение эмоций, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: «телесные» проявления эмоций являются следствием психических явлений (Гебарт)

      «Периферическая» теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими к физиологическим сдвигам в организме. Физиолого-телесные периферические изменения, которые рассматриваются как следствие эмоций, стали их причиной. Каждой эмоции соответствует свой набор физиологических проявлений.

      «Таламическая» теория эмоций Кэннона-Барда. Эмоции и соответствующие им сигналы активизации вегетативных функций возникают в таламусе. Психол. переживание и физиологические реакции возникают одновременно.

      Круг Папеса и теории активации . Эмоция – это не функции отдельных центров, а результат активности сложной сети мозга, называется «Кругом Папеса».

Когнитивные теории эмоций . Они открывают природу эмоций через механизмы мышления.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. В эмоциях большую роль играют ког-нитивно-психологические факторы. Положительные эмоции возникают тогда, когда ожидания человека подтверждаются, то есть как реальные результаты Деятельности согласуются с намеченным планом.

Информационная теория эмоций П.В. Симонова. В символической форме представлена совокупность функций, влияющих на возникновение и характер эмоций:

Эмоция = П х (Ин – Ис). П – актуальная потребность. (Ин – Ис) – оценка вероятности.

Существуют различные школы, что определяет разность определений и классификаций.

      Джемс-Ланге. Психоорганическая концепция сущности и происхождения эмоций. В основу эмоциональных проявлений ставил физиологические состояния. Они первичны, а эмоции их сопровождают. Под воздействием внешних стимулов происходит изменение организма, возникают эмоции через систему обратных связей. «Мы огорчены от того, что плачем, а не плачем от того, что огорчены». Это центральная теория для всей психологии до сегодняшнего дня.

      Психоанализ. Реакции связаны с влечениями. Причина возникновения – рассогласованность желаемой ситуации с действительной.

      Бихевиоризм. Сопутствующая реакция на определенный стимул. Представления об эмоциях обеднены тем, что не рассматривается центральное звено, а рассматриваются подкрепления. Они могут быть положительными и отрицательными, соответственно эмоции бывают тоже как положительные так и отрицательные. Не воспринимаются как внутренние переживания (горе от тоски ничем не отличается).

      Когнитивная психология – есть нормальная экспериментальная база.

    Шехтер. 2х факторная теория эмоций (развитие теории Джемса-Ланге). Эмоции возникают как когнитивная оценка физиологического сдвига. Оказывают влияние два фактора: когнитивный, психол.

    Лазарус. 3х компонентная теория. Влияют следующие компоненты: когнитивный, психологический, поведенческий. Оценивается не только физиологический сдвиг, но и возможность поведения в данной ситуации, возможность интерпретировать: эмоции возникают, если мы все воспринимаем как реально происходящее. Если подвергать все рациональному анализу – эмоции отсутствуют.

Рубинштейн. Эмоция – это нечто связанное с определенным возбуждением опреде-ленных участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, или уже вербализовано, раз вербализовано, значит осознано. Эмоции и потребности. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей человека. Эмоции – конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что приведет к удовлетворению потребности (предмету), но потом предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, и у нас рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

Леонтьев. Теория эмоций строится на Деятельности. В ней утверждается, что поведение, общая активность побуждается и направляется мотивом. Деятельность состоит из ряда неких действий, которые соответствуют цели. Цель всегда сознательна, такая единица активности как действие возникает только у человека, цель это то, что представляет результат действия. Мотив – это предмет потребности. Эмоция возникает как оценка расхождения между целью и мотивом. Эмоция позволяет оценить приближение к предмету потребности с помощью определенного действия.

Психофизиологические механизмы

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражатель-ной функции мозга – эмоции (от лат. возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражается в форме переживаний. В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо. Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию Личности, включающую не только психологический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека.

Житейское понимание слова «чувства» настолько широко, что теряет конкретное содержание. Это обозначение ощущений (боль), возвращение сознания после обморока («прийти в чувство») и т.п. Нередко и эмоции называют чувствами. В действительности же строго научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким-либо объектам. При этом, в отличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувства долговременны и могут порой оставаться на всю жизнь.

Чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство. Например, мать, любя своего ребенка, будет переживать во время его экзаменационной сессии разные эмоции, в зависимости от того, каков будет результат сдачи экзаменов. Когда ребенок пойдет на экзамен, у матери будет тревога, когда он сообщит об успешно сданном экзамене – радость, а при провале – разочарование, досада, злость. Этот и ему подобные примеры показывают, что эмоции и чувства – это не одно и то же.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Доказательством их нетождественности является и более позднее появление чувств в онтогенезе по сравнению с эмоциями.

И те и другие могут быть положительными и отрицательными.

Эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного периживания субъктом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.(словарь)

1. Ч.Дарвин (1872 Выражение эмоций у животных и человека). Доказал, что эволюционный подход применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека нет непроходимой пропасти. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспресивно-телесных движениях много общего у антропоидов и новорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, котоорая получила название эволюционной. Эмоции появились в процессе эволюции живых существ, как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, есть ничто иное, как рудименты приспособительных реакций организма.

2. У.Джемс К.Ламе . Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для развитых эмоций – любопытство, восторг, страх, гнев и волнение. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса – Ламе являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратной связи, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала, под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения, возникает сама эмоция.

3. У.Кеннон . отметил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении различных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недоста…. для того, чтобы объяснить качество различия в высших эмоциональных переживаниях. Внутренние органы представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же возникают и развиваются достаточно быстро.

П.Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания – один хрен… связанные с ними возникают почти одновременно.

4. Активационная теория Линдсея – Хабба – Бабба . Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Основные положения: ЭЭГ-кая картина коры головного мозга, возникающая при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации", связанного с действием ретикулярной формации. Бессмысленно, но красиво… Работа ретикулярной формации определяет многие динамические параметры эмоциональных состояний – их силу, продолжительность, изменчивость.

5. Теория конитивного диссонанса Л.Фестингера . положительные эмоциональные переживания возникают у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, то есть когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемым и действительным есть значительная разница, несоответствие, диссонанс. Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживаются человеком как дискомфорт – он стремится от этого избавиться – двойной выход: изменить когнитивные ожидания так, чтобы они соответствовали результату. Или попытаться получить новый результат, который бы все-таки совпал с ожиданиями.

6. С.Шехтер – когнитивно-физиологическая теория. На возникновение эмоциональных состояний помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений влияет прошлый опыт человека и оценка ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и понятий.

Чувства – высшая форма эмоционального отношения чел. к предмету и явлениям действительности, отлич. относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в личностном развитии.

Чувства отличаются от эмоций глубиной, устойчивостью, постоянством. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание рефлексии. Чувства же носят предметный характер, связыватся с представлением или идее о некотором объекте. Другая особенность чувств – они совершенствуются, развиваются, образуют ряд уровней от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящихся к духовным ценностям и идеалам. Чувства – продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми. Чувства выполняют мотивирующую роль в жизи и деятельности человека, в индивидуальном развитии социализирующую роль. Общее между эмоциями и чувствами – регулятивная функция, ориентирую человека, поддерживают деятельность. Поддерживают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеоторный характер и находятся как бы вначале его. Они пвоспринимаются человеком в качестве своих внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции и чувства – личностные образования, они характеризуют человека социалльно-психологически.

Определение, классификации и функции эмоций

Эмоции – форма адаптации к реальности, чтобы в ней можно было действовать. Внутренняя регуляция деят-ти.

Связь эмоции с потребностями (Рубинштейн)

Эмоция – это психическая представленность, отражение актуального состояния потребности . Потребности организма прямо выражаются в эмоциях. Потребности личности – косвенно.

Глобальность эмоц отношения к миру, познание вторично. Единство аффективного и интеллектуального.

Свойства эмоций :

  1. выражет состояние сб и его отношение к объекту

    полярность (связано с древностью)

    субъективность

    участие в побуждении деятельности

Связь эмоции с деятельностью (Леонтьев)

Эмоция – это психическая представленность или отражение смыслов, образуемых мотивом. Эмоции – это путь к познанию мотивов:

    природные смыслы (полезно/вредно)

    социальный

    личностный – образован ведущим мотивом (истинно/ложно для развития личности на данном этапе)

Эмоции позволяют нам взаимодействовать с другими людьми, лучше понимать друг друга .

В связи с этим особое значение приобретает вопрос эмоциональных состояний и их классификация.

Что это такое: понятие

Эмоциональное состояние — это психическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности и определяющее направленность поведения индивида.

От такого состояния зависят многие аспекты жизни, в том числе здоровье, работоспособность, общительность.

В то же время, на него имеется воздействие извне. Например, сюда можно отнести район проживания индивида или атмосфера на рабочем месте.

Также выявлено непосредственное влияние музыки на состояние человека. К примеру, депрессивные композиции приводят к унынию без видимых на то причин, а активные мелодии вызывают положительные чувства.

Под психоэмоциональными состояниями понимается особая форма, которая характеризуется преобладанием эмоционального реагирования на какое-либо событие, действие или ситуацию (см. фото).

Классификация: основные виды

Какие могут быть эмоции?

В своей жизни человек испытывает разнообразные эмоции, некоторые из которых даже с трудом поддаются описанию.

В то же время, различные исследователи попытались структурировать их. Единого подхода к этому вопросу до сих пор нет.

Если же рассматривать самую простую классификацию , то можно представить ее следующим образом:

Кроме этого списка, в психологии эмоции также подразделяют на следующие виды:


Нельзя недооценивать ту роль, которую эмоции играют в различных сферах нашей жизни.

Так, например, на основе психологических исследований в маркетинге была создана матрица эмоций. Именно ее используют бренды при создании своего логотипа.

Суть ее состоит в том, что стремление в правый верхний угол кажется более приятным, вызывает доверие . Также гармоничным считается концентрация логотипа в середине матрицы.

А вот если направленность логотипа стремится в левый нижний угол, то такой бренд создает негативное впечатление.

Формы и примеры эмоциональных процессов и состояний

Эмоциональные состояния и процессы можно классифицировать следующим образом:

Дифференциальные эмоции Изарда — таблица

К. Изард выделил следующие базовые эмоции человека:


  1. Интерес . Так как человек отличается социальным образом жизни, то интерес является для него одним из наиболее часто испытываемым чувством. Благодаря нему индивид приобретает новые навыки, умения, знания. Интерес помогает ему развиваться, причем как физически, так и интеллектуально. Он имеет особенное значение, так как влияет на развитие как самой личности, так и общества в целом.
  2. Удовольствие . В некоторых источниках его еще называют как «радость». Характеризуется положительным фоном и возникает в результате возможности удовлетворить актуальную для индивида потребность или ее непосредственного удовлетворения.

    Имеет большое значение для человека, она повышает его , облегчает процесс взаимодействия с окружающими, помогает избавиться от негатива и стресса.

  3. Удивление . Не имеет какого-либо окраса и проявляется в качестве реакции на внезапно произошедшее явление или действие. Основная задача удивления состоит в том, чтобы подготовить индивида к неожиданности, сосредоточить его внимание на этом событии.
  4. Гнев . Негативное состояние, которое в основном возникает из-за невозможности удовлетворения значимой для индивида или неудачи на пути к ее удовлетворению. Может быть также вызвано обманом или оскорблением. У гнева существует неконтролируемая форма — ярость, которая возникает при максимальном недовольстве сложившимися обстоятельствами.
  5. Отвращение . Отрицательное состояние человека, которое появляется в результате взаимодействия с чем-то или кем-то неприятным. Отвращение характеризуется сильным желанием избавиться от факторов, которые непосредственно его же и провоцируют.
  6. Презрение . Появляется из-за разногласий имеющихся убеждений и действий одного индивида с убеждениями и действиями другого. Функция его заключается в том, чтобы человек мог почувствовать себя лучше, чем тот, на кого направлено его презрение.
  7. . Возникает в результате несоответствия внешности или поведения с собственными убеждениями и мнением общества.

    На основе этого состояния появляется чувство беспомощности, которое для человека очень неприятно.

  8. Вина . Возникает на основе осуждения индивидом собственных действий. Сопровождается неуверенностью в себе, а также чувствами стыда и раскаяния.
  9. . Представляет собой негативное состояние. Оно появляется в результате получения сведение об угрозе для жизни человека, причем как реальной, так и мнимой. Имеет большое значение, так как влияет на внешний вид, поведение и мышление индивида.
  10. Горе . Является реакцией на возникшие в жизни негативные ситуации, которые могут быть постоянными или временными. Очень часто выступает для индивида в качестве умеренной мотивации, чтобы он принялся решать проблемы, которые у него накопились.

К. Изард также разработал шкалу дифференциальных эмоций. Ее применяют с целью диагностировать доминирующее эмоциональное состояние у человека. Для этого используется шкала значимости эмоций, которая выглядит следующим образом:

Эмоция

Состояние

Сумма баллов

Внимательность

Концентрированность

Собранность

Наслаждение

Счастливый

Радостный

Удивление

Удивление

Изумление

Поражение

Сломленность

Возбуждение

Отрицание

Неприязнь

Отвращение

Омерзение

Презрение

Презрение

Пренебрежение

Надменность

Застенчивость

Стыдливость

Сожаление

Раскаяние

Участникам предлагается оценить по 4-балльной шкале свое самочувствие (то есть каждый столбик представленной выше таблицы) на данный момент, где:

1 — не подходит совсем;

2 — скорее верно;

3 — верно;

4 — совершенно точно верно.

После этого по каждой строке в таблице считается сумма баллов и рассчитывается коэффициент самочувствия (КС), согласно следующей формуле:

КС = (C 1 + C 2 + C 3 + C 9 + C 10) / (C 4 + C 5 + C 6 + C 7 + C 8)

Если итоговое значение больше 1, то самочувствие можно охарактеризовать как положительное, если же наоборот, меньше 1, то эмоциональное состояние отрицательное, возможно даже имеет место быть депрессивное состояние.

Шкала отклика

Шкала эмоционального отклика — это методика в виде опросника, которая применяется для и эмпатии человека, то есть способности к сопереживанию и эмоциональному отклику.

В опроснике представлены 25 суждений, среди которых имеются как прямые, так и обратные.

Для того, чтобы пройти его, необходимо оценить уровень своего согласия: всегда согласен, скорее согласен (или часто согласен), скорее не согласен с утверждением (или согласен, но редко) и никогда не согласен.

За счет данной шкалы становится возможным увидеть отношение индивида к различным ситуациям взаимодействия с другими людьми.

В конце подсчитывается общая сумма полученных баллов и сверяется со следующей градацией уровней:

  • менее 11 баллов — крайне низкий уровень эмпатии;
  • от 12 до 36 баллов — низкий уровень эмпатии;
  • от 37 до 62 баллов — нормальный уровень эмпатии;
  • от 63 до 81 баллов — высокий уровень эмпатии;
  • от 82 до 90 баллов — крайне высокий уровень эмпатии.

Умение сопереживать является ценным качеством для индивида, но слишком большое не всегда полезно. Наиболее благоприятным считается нормальный уровень (37-62 балла), когда человек проявляет сопереживание, но при этом не забывает и о собственных интересах.

Крайне высокий уровень эмпатии характеризуется слишком большой покладистостью — такими людьми часто пользуются в своих целях. В свою очередь, индивидам с крайне низким уровнем сложно выстраивать взаимоотношения с окружающими, они тяжело идут на контакт.

В нашей жизни существует большое разнообразие эмоций. Они выполняют различные функции и имеют большое значение для человека. В связи с этим данная тема довольно интересна и активно изучается исследователями и по сей день.

Определение и виды эмоций: