Борис пастернак единственные дни. Стихотворение Б.Пастернака "Единственные дни". «Единственные дни» Борис Пастернак

. Манна небесная, согласно Библии, - пища, которую Бог каждое утро посылал иудеям в пустыню на их пути из Египта в землю обетованную: "...на поверхности пустыни нечто мелкое круповидное, как иней на земле... И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу" (Исх., 16, 14-15); "Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую... к пределам земли Ханаанской" (Исх., 16, 35). Ср. также: Числ., 11,7; Пс. 77, 24; Притч., 16, 20. Как считают некоторые толкователи Библии, возможно, это были семена съедобного лишайника, леканоры съедобной, которые очень легки и переносятся ветром на большие расстояния. Кочевники собирают эти семена, изготавливают из них муку и пекут хлеб. 1.О чём-л. редком, крайне важном, нужном, долгожданном. 2. Ирон. О маловероятной помощи, поддержке со стороны; о чём-л. сомнительном, едва ли осуществимом. Я в Москве у себя так редко вижу настоящих литераторов, что разговор с Боборыкиным показался мне манной небесной. А. П. Чехов. Письмо А. С. Суворину, 30 ноября 1892 г. Места здесь засушливые, дожди вроде манны небесной. В. Кожевников. Живая вода. Поступая в университет, мы были робки, склонны к благоговению, расположены смотреть на лекции и слова профессоров, как на пищу духовную и как на манну небесную. Д. И. Писарев. Наша университетская наука.
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Ждать, как манны небесной

Ждать, какъ манны небесной (ждать съ нетерпѣніемъ - счастливаго исхода).

Ср. Должности (предсѣдателя уголовной палаты) Пиколовъ ожидалъ, какъ манны небесной .

Писемскій. Люди сороковыхъ годовъ. 4, 13.
  • - задачи, возникающие в астрономии в связи с изучением движения небесных тел в гравитационном поле. Классическими объектами, изучаемыми небесной механикой, являются планеты и спутники Солнечной системы...

    Математическая энциклопедия

  • - кажущееся движение всех небесных светил, вызванное вращением Земли вокруг...

    Астрономический словарь

  • - пересечение небесной сферы с произвольной плоскостью, проходящей через центр небесной сферы...

    Астрономический словарь

  • - «К ДЕВЕ НЕБЕСНОЙ», юношеский мадригал Л. . Поэт размышляет о бессмертии души, о счастье «земном» и «небесном», отдавая предпочтение земле. Кому посв. мадригал, неизвестно...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - крыл. сл. Манна небесная. По библейскому мифу, манна - пища, которую бог посылал иудеям каждое утро с неба, когда они шли пустыней в землю обетованную...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - дуги больших кругов небесной сферы или углы при ее центре, определяющие положение того или иного светила в соответствующей системе координат...

    Морской словарь

  • - см. Система координат горизонтная и Система координат экваториальная...

    Морской словарь

  • - истинный горизонт наблюдателя делит сферу небесную на две половины; та половина, в которой расположен надир, называется подгоризонтной...

    Морской словарь

  • - угловое расстояние звезды от небесной эклиптики, считаемое по кругу долгот...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - По библейскому мифу, манна – пища, которую бог посылал иудеям каждое утро с неба, когда они шли пустыней в землю обетованную...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Ждать, какъ манны небесной. Ср. Должности Пиколовъ ожидалъ, какъ манны небесной. Писемскій. Люди сороковыхъ годовъ. 4, 13. См. Манера...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Экспрес. С большим желанием, нетерпением, постоянно. Ведь как ему растолкуешь, что мне от него ни гроша не надобно, что я только совета жажду, жажду-алчу наставления, как манны небесной...
  • - Книжн. Ирон. Недоедать. , живя теперь, как многие живут на Руси, без гроша наличного, без постоянного занятия, питался только что не манной небесной...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - прил., кол-во синонимов: 1 ждавший...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"Ждать, как манны небесной" в книгах

ЧАСТЬ 6. ДЕВУШКИ, ДЕВУШКИ, ДЕВУШКИ Глава 1. Томми «Воспоминания о том, как возвышенная любовь обернулась помолвкой, в немалой степени благодаря актёрскому мастерству и древней хитрости - заставить своего воздыхателя ждать, ждать и ещё раз ждать»

Из книги Грязь. Mötley Crüe. Откровения самой скандальной рок-группы в мире автора Страусс Нейл

ЧАСТЬ 6. ДЕВУШКИ, ДЕВУШКИ, ДЕВУШКИ Глава 1. Томми «Воспоминания о том, как возвышенная любовь обернулась помолвкой, в немалой степени благодаря актёрскому мастерству и древней хитрости - заставить своего воздыхателя ждать, ждать и ещё раз ждать» “Привет”, сказал

В СТОЛИЦУ НЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ

Из книги Пржевальский автора Хмельницкий Сергей Исаакович

В СТОЛИЦУ НЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ 17 ноября Пржевальский, его спутник Пыльцов и их общий друг, лягавый сеттер Фауст, влезли в запряженную верблюдом китайскую телегу.Это был низкий квадратный ящик на двух колесах, закрытый со всех сторон и похожий на гроб. Только в передней его

Глава шестая Эликсир, сома и тайна манны

Из книги Феномен Фулканелли. Тайна алхимика XX века автора Джонсон Кеннет Райнер

Глава шестая Эликсир, сома и тайна манны Сверхчеловек уже живёт среди нас! Он здесь! Вам этого недостаточно? Я видел Нового Человека. Он жесток и неустрашим. Я испугался его. Адольф Гитлер Авторы, пишущие об алхимии, редко задавались вопросом, каково, собственно,

«Ближе к родине небесной»

Из книги автора

«Ближе к родине небесной» Долгое пребывание за границей не отрывало души Гоголя от России. Осенью 1850 года он писал дипломату и духовному писателю Александру Стурдзе из родной Васильевки: «Скажу вам откровенно, что мне не хочется и на три месяца оставлять России. Ни за что

5. Корпорация небесной музыки

Из книги НА КАКОМ-ТО ДАЛЁКОМ ПЛЯЖЕ (Жизнь и эпоха Брайана Ино) автора Шеппард Дэвид

Трезубцы небесной тысячи

Из книги Уроки украинского. От Майдана до Востока автора Ахмедова Марина Магомеднебиевна

Трезубцы небесной тысячи К какой войне готовятся боевые отряды МайданаБоевые отряды украинской революции - «Самооборона», «Правый сектор» и другие - сейчас проблема не только для их «внутренних врагов», но и для самой временной украинской власти. Они не только

Аккорды небесной музыки

Из книги 100 великих мистических тайн автора Бернацкий Анатолий

Аккорды небесной музыки 22 марта 1832 года в своем доме в Веймаре умирал 83-летний Иоганн Вольфганг Гёте. У изголовья умирающего собрались родственники и друзья.И вдруг с первыми лучами солнца в комнате, где пребывал отходивший в мир иной великий Гёте, произошло странное

5 Ждут, как манны, инвестиций?

Из книги НОВЕЛЛИНО, СТАНСЫ, ПАРАЛЛЕЛИ автора Кутолин Сергей Алексеевич

5 Ждут, как манны, инвестиций? "Молчат окрестные долины, Земля суха, тиха трава",- Ф.Сологуб,31.12.1900 Ждут, как манны, инвестиций? Но в России нет дорог…, потому она сторицей не воздаст за ваш порок. А сейчас хватайте рядом то, что плохо, где лежит, - Соловей - разбойник ядом вас

О земной и небесной власти

Из книги Ясные Слова автора Озорнин Прохор

О земной и небесной власти Власть земная велика, знать, в глазах у простака.Власть небесная мала, коль в глазах зияет

О любви небесной и земной

Из книги О прекрасных дамах и благородных рыцарях автора Коскинен Милла

О любви небесной и земной Практически до самого тринадцатого века монастыри в Англии не разделялись четко на мужские и женские. Они были смешанными. Вернее, жили монахи и монахини, чаще всего, в разных помещениях, но работали вместе и над общими делами. Известна теснейшая

12 статей Небесной конституции

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 2 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

12 статей Небесной конституции Зодиакальный знак Овна открывает Небесную конституцию и говорит, каким должно быть начало, первый Импульс в любом деле. Ярким, стремительным, разрушающим старые формы, дающим новую силу и увлекающим своей идеей – да. Но символ Овна – баран,

Шаманство и манны

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Шаманство и манны Шаманство (шаманизм) - также одно из проявлений анимизма. Для шаманизма как формы религии характерна вера в то, что особые люди (шаманы) обладают сверхъестественной способностью вступать в прямое общение с духами. Шаман, в котором воплотился сильный дух,

Беседа 32 Истине приходится ждать... но ждать не вечно

Из книги За пределами просветления автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа 32 Истине приходится ждать... но ждать не вечно 4 ноября 1986 г., Бомбей Возлюбленный Бхагаван, за последние четырнадцать месяцев в Вашем мире случилось много такого, что было весьма противоречивым и выглядело странно для духовной группы. Само

14. И сказал Бог: "да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так"

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

14. И сказал Бог: "да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15. и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так" "да будут светила на тверди небесной (для

ЖДАТЬ, ЖДАТЬ НИЧЕГО

Из книги Манифест Дзен. Свобода от себя автора Раджниш Бхагван Шри

ЖДАТЬ, ЖДАТЬ НИЧЕГО 2 апреля 1989 года аудитория Гаутамы Будды, ИндияВозлюбленный Ошо,Танка спросил Чоро: «Что есть самость прежде пустого эона?» Как только Чоро собрался отвечать, Танка сказал: «Ты по-прежнему шумный - пока уходи».Однако когда Чоро взбирался на пик Бол, его

"Единственные дни" // Русский язык в школе. – 1989, №4. – с.63-65.

Одно из последних стихотворений Б.Пастернака "Единственные дни" было написано в 1959 г. и впервые опубликовано в сборнике "Стихотворения и поэмы" (М., 1961), а позднее вошло в книгу стихов "Когда разгуляется" (1956-1959) 1 .

После ряда лет молчания, когда поэт вынужден был заниматься только переводами, появляются стихи, в которых преобладает "естественная, непосредственная простота. простота емкая, сложная, простота пушкинская и человеческая. " 2 .

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.

Тех дней единственных, когда

Нам кажется, что время стало.

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.

Друг к другу тянутся поспешней,

И на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

В этих стихах удивительно прозрачные языковые образы, не утрачивающие при этом экспрессии и глубины. Сравнения и олицетворения, как и в прежних стихах Пастернака, выполняют ведущую роль в создании выразительности, а динамика действия заключена в глаголе и метафоре.

Поэт описывает дни солнцеворота (так в народе называют солнцестояние), выстроившиеся чередой в его памяти. Дни многих зим прожитой жизни, и каждый из этих "повторяющихся без счета" дней был "неповторим", единственен в своем роде. В этом стихотворении нет сложных ассоциативных ходов, больших философских раздумий, составляющих основу многих стихотворений Б.Пастернака. Но под внешней простотой, конкретностью поэтических образов кроется эмоционально-семантическая насыщенность стиха. Исследователи отмечают характерную особенность поэзии Пастернака – присутствие авторского "я" в каждом стихотворении. Реалии внешнего мира не описываются ради них самих, они – способ выражения личных чувств и раздумий. Сам Б.Пастернак писал, что искусство есть запись смещения действительности, производимого чувством. Окружающая действительность не является конечной целью творчества, а, олицетворенная, становясь субъектом действия, отражает движения чувств ("Охранная грамота").

В "Единственных днях" поэт стремился передать самый "облик" дней, посетившие его тогда чувства. С чувствами этими для автора непрерывно связаны впечатления окружающего мира, состояние людей в эти дни.

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет.

И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней.

Выразительной простотой строк Б.Пастернак достигает того, что поэтическое откровение не воспринимается как чужое, ощущение отстраненности у читателя исчезает: зрительные ассоциации порождают ассоциации эмоциональные. Образное и эмоциональное сближение с личными переживаниями поэта достигается и строками:

Тех дней единственных, когда

Нам кажется, что время стало.

Здесь местоимение нам сменяет состояние я предыдущей строфы, а нанизывание придаточных предложений (Тех дней, когда нам кажется, что. ), в которые слово когда вносит оттенок субъективной модальности, создает разговорный характер.

Мы не встретим в стихотворении словесно выраженного описания личного эмоционального состояния (за исключением, пожалуй, строки Нам кажется, что время стало ). Чувства характеризуются отвлеченно-метафорически, и даже вполне конкретные картины "приобретают значение прекрасных поэтических абстракций", создавая ощущение предчувствия перемен, кажущейся бесконечности дня (И дольше века длится день ).

Композиционно стихотворение как бы распадается на две части. Первые две строфы – это введение в тему, а третья, четвертая и пятая – раскрытие темы. Единство стихотворения создается пронизывающим его общим эмоциональным настроением и структурной связью частей: вторая часть – поэтическое объяснение первой. При этом все стихотворение – раскрытие смысла заглавия "Единственные дни". Стоящее в заглавии слово дни еще не имеет для читателя никакой иной семантики, кроме общесловарной. Но в тексте это общесловарное значение приобретает значение, сторящееся на семантической основе всего стихотворения.

Слово единственные , усиленное инверсионным повторением (Тех дней единственных ) и контекстуальными синонимами (дни солнцеворота, каждый был неповторим ), во второй части стихотворения получает конкретное образное выражение, обретая новые смысловые и эмоциональные приращения.

Контекстуальный синоним неповторим соотносится не только со словом единственные , но и со словом повторялся . В строках И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета , связанных смысловым единством, анафорическим и звуковым повтором, возникает и внутренняя смысловая взаимозависимость слов неповторим повторялся , образующих семантический оксюморон.

Таким образом, в первой части стихотворения поэт подготавливает читателя к воспоминаниям о "единственных днях", одновременно указывая на повторяемость, закономерность происходящего. И повторялся вновь без счета, И целая их череда .

Третья и четвертая строфы – это описание самих "дней солнцеворота". Лаконичность синтаксических конструкций, свойственная всему стихотворению, здесь особенно подчеркнута содержательной композицией строф. Их строки напоминают скупые, но выразительные мазки живописи. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие эпитетов и сравнений, которыми так богаты ранние стихи Б.Пастернака. Лишенная тропов, третья строфа только заканчивается семантическим оксюмороном с одновременным олицетворением: И солнце греется на льдине , где собственно оксюморон греться на льдине осложняется существительным солнце , вступающим в необычное сочетание с глаголом греться . Видимо, подобная языковая образность вызвана картиной отраженного в подтаявшей льдине солнца.

Четвертая строфа является семантическим продолжением перечислений третьей строфы. Это подчеркивает и появившееся на стыке третьей и четвертой строф анафорическое и : И солнце греется на льдине. И любящие, как во сне.

Сами строки, составляющие четвертую строфу, оказываются парно параллельными: первая-вторая – третья-четвертая строки опираются на анафорическое и первой и четвертой строк и тождество ритмической конструкции.

В четвертой строфе характер перечислений нарушается: описание природы неожиданно сменяется описанием проявления чувств: И любящие, как во сне, Друг к другу тянутся поспешней . Лирический тон строки как бы диссонирует со словосочетанием тянутся поспешней , но значение слова поспешней ("очень быстро, торопливо") не актуализируется в них благодаря сравнению как во сне . Это сравнение придает положительную окраску слову поспешней и одновременно, образуя смысловое единство со словами любящие , тянутся поспешней , способствует возникновению нового смысла: "смутно, зыбко, инстинктивно".

Последние две строки четвертой строфы – возврат к описанию природы: И на деревьях в вышине Потеют от тепла скворешни . С помощью олицетворения поэт создает здесь метафорический образ: Потеют от тепла скворешни – становятся влажными от растаявшего снега.

Третья и четвертая строфы, наполненные выразительными образами, раскрывают внутреннее состояние поэта, передают его мировосприятие, заражают читателя его настроением.

Но смысловой квинтэссенцией всего стихотворения является последняя, пятая строфа. И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате. Из объема значений слов полусонные, лень, ворочаться выделяется общее смысловое ядро – остановившееся время. Значение это еще больше конкретизируется в строке И дольше века длится день , которая построена на приеме семантического оксюморона. Вообще тема временно й длительности, протяженности проходит через все стихотворение. Она звучит и в первой части стихотворения: Нам кажется, что время стало , и во второй – как своеобразная семантическая перекличка:

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день.

Тема времени лексически выражена в первых двух строфах, образующих своеобразный контекстуально-синонимический ряд: повторялся, без счета, целая. череда составилась мало-помалу . Ощущение бесконечности дня подчеркивается и использованными в описании глаголами настоящего времени, несовершенного вида: подходит, мокнут, греется, тянутся, потеют, длится, не кончается . В строке И дольше века длится день тема временно й длительности получает естественное, органичное завершение, здесь как бы "фокусируется" осмысленное поэтом как реальность остановившееся время 3 .

Для понимания последней строки (И не кончается объятье ), вероятно, нужно иметь в виду и "экстралингвистические факторы". Стихотворение было написано поэтом в конце жизни, но все оно пронизано светлым чувством. Семантическое наполнение слова объятье предполагает положительную тему: "чувство радости, жизни". Особенность поэзии Б.Пастернака в том, что в стихах он стремится донести до читателя мысли гораздо более сложные, чем те, которые возникают из суммы значений слов. Возможно, что многое из того хорошего, светлого, что было в жизни, ассоциируется у поэта с "днями солнцеворота", когда живут с ощущением перемен, в предчувствии радости. И слово объятье в контексте стихотворения получает новые смысловые приращения. И не кончается объятье – не кончается радостное, светлое чувство, не кончается жизнь.

Одной из организующих стихотворение фигур является анафора. Она переплетает, стягивает стихотворные строки в единое смысловое целое. Семантическое единство создают и межстрофные повторы: Я помню дни солнцеворота. Я помню их наперечет.

В стихотворении практически нет слов, которые требовали бы лингвистического толкования. Нет архаизмов, фразеологизмов или часто используемой поэтом разговорно-просторечной лексики (за исключением слова солнцеворот ). Поэтичность, выразительность стихотворения создаются не обилием языковых средств, а неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов.

2. Любимов Н.М. Несгораемые слова. — М., 1988, с. 329.

3. Ср. использование этой строки Ч.Айтматовым для названия романа.

Где бы мы ни были, что бы ни делали, - пока для нас существует здесь и сейчас, мы участвуем в жизни, окружены и заполнены ею. Но, как известно, мелкие (и не очень) заботы мешают вглядеться в ее лицо, увидеть жизнь как счастье и дар. И уж совсем нечасто удается то, что у Толкиена Гэндальф посоветовал Арагорну, - обратиться от зелени дольнего мира к чистоте горных вершин, чтобы найти там Древо жизни.

О чем мы размышляем на закате дня? И о чем будем размышлять на закате жизни? Своей сестрой назвал жизнь поэт Борис Пастернак , и его последние раздумья, воплотившиеся в поэзии и прозе, были о той жизни в нас, которая преодолевает границы времени и смерти.

Когда читаешь произведения Пастернака, больше всего в них восхищает его безмерная, трепетная и легко передающаяся тебе самому любовь к жизни, чувство единства со всем природным и живым. В этом чувстве - душа его творчества.

В лирике и прозе, которые поэт создал в последние десятилетия, уже незадолго до своей смерти, зазвучала тема не только жизни как таковой, во всем богатстве ее проявлений, но и жизни как усилия, преодолевающего смерть и ведущего к подлинному бессмертию, возрождению в вечности. И поэтому не случайно в одном из последних, а возможно, последнем стихотворении Пастернака «Единственные дни» весна приходит посреди зимы, и сквозь бегущий поток времени становится видна вечность:

На протяженье многих зим Я помню дни солнцеворота, И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета. И целая их череда Составилась мало-помалу - Тех дней единственных, когда Нам кажется, что время стало. Я помню их наперечет: Зима подходит к середине, Дороги мокнут, с крыш течет И солнце греется на льдине. И любящие, как во сне, Друг к другу тянутся поспешней, И на деревьях в вышине Потеют от тепла скворешни. И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И дольше века длится день, И не кончается объятье.

Это стихотворение Пастернак пишет в январе 1959 года, на семидесятом году жизни. Он уже предчувствует свой скорый переход «к миру спокойной непредвзятой действительности, к тому миру, где, наконец, впервые тебя взвешивают и подвергают испытанию, почти как на страшном суде, судят и измеряют и отбрасывают или сохраняют; к миру, ко вступлению в который художник готовится всю жизнь и в котором рождается только после смерти, к миру посмертного существования выраженных тобою сил и представлений» - за этими строками чувствуется глубокое понимание того, что жизнь простирается далеко за пределы земного существования. И, кажется, именно это чувство позволяет иначе взглянуть на беспрерывный бег времени вокруг нас, на мелькание дней и лет, в которых, словно в лабиринте, мы иногда теряем самих себя.

В своих стихах и прозе Пастернак пишет о возрождении после смерти как о чуде - но чуде не случайном, а всегда возможном, изначально присущем природе и человеку как ее части. Каждый из дней зимнего солнцестояния, когда свет преодолевает тьму, единственен, неповторим, подобен чуду. Но это чудо возрождения повторяется каждый год, и любой человек может стать участником этого таинства, если попытается почувствовать его так, как почувствовал его поэт.

Тема возрождения в творчестве Пастернака стала объединяющим началом для рождественских и пасхальных мотивов. Это мост между днем солнцестояния и пасхальной ночью, когда на землю также приходит долгожданное чудо:

Еще земля голым-гола, И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим. Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь - Смерть можно будет побороть Усильем воскресенья. «На страстной», из «Стихотворений Юрия Живаго»

В день зимнего солнцестояния свет солнца побеждает тьму, и обновление захватывает всех: любящие «друг к другу тянутся поспешней», среди зимы наступает оттепель, и само время словно замирает. В чуде воскресения Христа , происходящем в пасхальную ночь, также участвуют и вся природа, и человек.

Возможность ощутить близость вечного, возможность усилием души преодолеть смерть - это дарованное человеку таинство, божественное чудо, подобное чуду Христа со смоковницей. Это тот закон, который выше известных нам «законов природы»:

Успели б вмешаться законы природы, Но чудо есть чудо. И чудо есть Бог. «Чудо», из «Стихотворений Юрия Живаго»

«Единственные дни» и другие стихотворения, вошедшие в последний сборник «Когда разгуляется», Пастернак писал в очень тяжелый период. Роман «Доктор Живаго», который он осознавал как долг всей своей жизни, цензура печатать запретила. В 1957 году роман опубликовало миланское издательство, а через год после этого Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа». Но публикация и признание романа за границей стали причиной открытой политической кампании, начавшейся против Пастернака. Его исключили из Союза писателей, предъявили обвинение в государственной измене. В прессе появилось множество оскорбительных статей в его адрес - от людей, не прочитавших ни строчки романа! За поэтом велась слежка, его вызывали на допросы; рукописи переводов - почти единственная возможность заработать на жизнь - мертвым грузом лежали в издательствах и не печатались. Но день за днем к Пастернаку из разных уголков мира шли проникновенные, восторженные письма от тех, кто прочитал «Доктора Живаго».

В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак с горечью пишет:

Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.

Роман вышел в мир. Как писал поэт своему будущему издателю, «мысли рождаются не для того, чтобы их таили или заглушали в себе, но чтобы быть сказанными». В другом письме он объяснял: «Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при этих мыслях. Может быть, ошибка, что я не утаил его от других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если бы он был написан слабее. Но он оказался сильнее моих мечтаний, сила же дается свыше, и таким образом, дальнейшая судьба его не в моей воле. Вмешиваться в нее я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое».

Пастернак продолжает творить, задумывает пьесу, над которой работает до последних дней жизни. Поэт предчувствует наступление нового, лучшего времени и новые возможности; он пишет о том, что теперешняя окружающая его жизнь, «бесчестная и бесполезная», уже «приговорена бесповоротно», хотя болезненный период завершения, к сожалению, тянется и «тащится по инерции». В этом темном настоящем художник, да и любой человек, должен разглядеть жизнеспособные мгновения будущего и не дать им погибнуть.

Именно в этот период, после нескольких лет молчания, он пишет стихотворения о чуде вечной, непрекращающейся жизни вокруг человека и в нем самом, о жизненном усилии, преодолевающем смерть. В стихотворении «Единственные дни», завершающем последний поэтический сборник Пастернака, звучит тема вечного возрождения. Она перекликается с размышлениями Юрия Живаго о чуде воскресения в романе «Доктор Живаго»: «Одна и та же необъятно тождественная жизнь наполняет вселенную и ежечасно обновляется в неисчислимых сочетаниях и превращениях. Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили? Не о чем беспокоиться. Смерти нет. Смерть не по нашей части. А вот вы сказали талант, это другое дело, это наше, это открыто нам. А талант - в высшем широчайшем понятии есть дар жизни.

Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов , и вы послушайте простоту его аргументации. Смерти не будет, потому что прежнее прошло. Это почти как: смерти не будет, потому что это уже видали, это старо и надоело, а теперь требуется новое, а новое есть жизнь вечная».
Дина Бережная, кандидат филологических наук
“Человек без границ” – интеллигентный журнал для интеллигентных людей

Одно из последних стихотворений Б.Пастернака "Единственные дни" было написано в 1959 г. и впервые опубликовано в сборнике "Стихотворения и поэмы" (М., 1961), а позднее вошло в книгу стихов "Когда разгуляется" (1956-1959) .
После ряда лет молчания, когда поэт вынужден был заниматься только переводами, появляются стихи, в которых преобладает "естественная, непосредственная простота... простота емкая, сложная, простота пушкинская и человеческая..."
.

В этих стихах удивительно прозрачные языковые образы, не утрачивающие при этом экспрессии и глубины. Сравнения и олицетворения, как и в прежних стихах Пастернака, выполняют ведущую роль в создании выразительности, а динамика действия заключена в глаголе и метафоре.
Поэт описывает дни солнцеворота (так в народе называют солнцестояние), выстроившиеся чередой в его памяти. Дни многих зим прожитой жизни, и каждый из этих "повторяющихся без счета" дней был "неповторим", единственен в своем роде. В этом стихотворении нет сложных ассоциативных ходов, больших философских раздумий, составляющих основу многих стихотворений Б.Пастернака. Но под внешней простотой, конкретностью поэтических образов кроется эмоционально-семантическая насыщенность стиха. Исследователи отмечают характерную особенность поэзии Пастернака – присутствие авторского "я" в каждом стихотворении. Реалии внешнего мира не описываются ради них самих, они – способ выражения личных чувств и раздумий. Сам Б.Пастернак писал, что искусство есть запись смещения действительности, производимого чувством. Окружающая действительность не является конечной целью творчества, а, олицетворенная, становясь субъектом действия, отражает движения чувств ("Охранная грамота").
В "Единственных днях" поэт стремился передать самый "облик" дней, посетившие его тогда чувства. С чувствами этими для автора непрерывно связаны впечатления окружающего мира, состояние людей в эти дни.

Зима подходит к середине,
Дороги мокнут, с крыш течет...
.......................................................
И любящие, как во сне,
Друг к другу тянутся поспешней...

Выразительной простотой строк Б.Пастернак достигает того, что поэтическое откровение не воспринимается как чужое, ощущение отстраненности у читателя исчезает: зрительные ассоциации порождают ассоциации эмоциональные. Образное и эмоциональное сближение с личными переживаниями поэта достигается и строками:

Тех дней единственных, когда
Нам кажется, что время стало.

Здесь местоимение нам сменяет состояние я предыдущей строфы, а нанизывание придаточных предложений (Тех дней, когда нам кажется, что... ), в которые слово когда вносит оттенок субъективной модальности, создает разговорный характер.
Мы не встретим в стихотворении словесно выраженного описания личного эмоционального состояния (за исключением, пожалуй, строки Нам кажется, что время стало ). Чувства характеризуются отвлеченно-метафорически, и даже вполне конкретные картины "приобретают значение прекрасных поэтических абстракций", создавая ощущение предчувствия перемен, кажущейся бесконечности дня (И дольше века длится день ).
Композиционно стихотворение как бы распадается на две части. Первые две строфы – это введение в тему, а третья, четвертая и пятая – раскрытие темы. Единство стихотворения создается пронизывающим его общим эмоциональным настроением и структурной связью частей: вторая часть – поэтическое объяснение первой. При этом все стихотворение – раскрытие смысла заглавия "Единственные дни". Стоящее в заглавии слово дни еще не имеет для читателя никакой иной семантики, кроме общесловарной. Но в тексте это общесловарное значение приобретает значение, сторящееся на семантической основе всего стихотворения.
Слово единственные , усиленное инверсионным повторением (Тех дней единственных ) и контекстуальными синонимами (дни солнцеворота, каждый был неповторим ), во второй части стихотворения получает конкретное образное выражение, обретая новые смысловые и эмоциональные приращения.
Контекстуальный синоним неповторим соотносится не только со словом единственные , но и со словом повторялся . В строках И каждый был неповторим И повторялся вновь без счета , связанных смысловым единством, анафорическим и звуковым повтором, возникает и внутренняя смысловая взаимозависимость слов неповторим повторялся , образующих семантический оксюморон.
Таким образом, в первой части стихотворения поэт подготавливает читателя к воспоминаниям о "единственных днях", одновременно указывая на повторяемость, закономерность происходящего. И повторялся вновь без счета, И целая их череда ...
Третья и четвертая строфы – это описание самих "дней солнцеворота". Лаконичность синтаксических конструкций, свойственная всему стихотворению, здесь особенно подчеркнута содержательной композицией строф. Их строки напоминают скупые, но выразительные мазки живописи. Обращает на себя внимание почти полное отсутствие эпитетов и сравнений, которыми так богаты ранние стихи Б.Пастернака. Лишенная тропов, третья строфа только заканчивается семантическим оксюмороном с одновременным олицетворением: И солнце греется на льдине , где собственно оксюморон греться на льдине осложняется существительным солнце , вступающим в необычное сочетание с глаголом греться . Видимо, подобная языковая образность вызвана картиной отраженного в подтаявшей льдине солнца.
Четвертая строфа является семантическим продолжением перечислений третьей строфы. Это подчеркивает и появившееся на стыке третьей и четвертой строф анафорическое и : И солнце греется на льдине. И любящие, как во сне...
Сами строки, составляющие четвертую строфу, оказываются парно параллельными: первая-вторая – третья-четвертая строки опираются на анафорическое и первой и четвертой строк и тождество ритмической конструкции.
В четвертой строфе характер перечислений нарушается: описание природы неожиданно сменяется описанием проявления чувств: И любящие, как во сне, Друг к другу тянутся поспешней . Лирический тон строки как бы диссонирует со словосочетанием тянутся поспешней , но значение слова поспешней ("очень быстро, торопливо") не актуализируется в них благодаря сравнению как во сне . Это сравнение придает положительную окраску слову поспешней и одновременно, образуя смысловое единство со словами любящие , тянутся поспешней , способствует возникновению нового смысла: "смутно, зыбко, инстинктивно".
Последние две строки четвертой строфы – возврат к описанию природы: И на деревьях в вышине Потеют от тепла скворешни . С помощью олицетворения поэт создает здесь метафорический образ: Потеют от тепла скворешни – становятся влажными от растаявшего снега.
Третья и четвертая строфы, наполненные выразительными образами, раскрывают внутреннее состояние поэта, передают его мировосприятие, заражают читателя его настроением.
Но смысловой квинтэссенцией всего стихотворения является последняя, пятая строфа. И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате... Из объема значений слов полусонные, лень, ворочаться выделяется общее смысловое ядро – остановившееся время. Значение это еще больше конкретизируется в строке И дольше века длится день , которая построена на приеме семантического оксюморона. Вообще тема временно й длительности, протяженности проходит через все стихотворение. Она звучит и в первой части стихотворения: Нам кажется, что время стало , и во второй – как своеобразная семантическая перекличка:

И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день...


Тема времени лексически выражена в первых двух строфах, образующих своеобразный контекстуально-синонимический ряд: повторялся, без счета, целая... череда составилась мало-помалу . Ощущение бесконечности дня подчеркивается и использованными в описании глаголами настоящего времени, несовершенного вида: подходит, мокнут, греется, тянутся, потеют, длится, не кончается . В строке И дольше века длится день тема временно й длительности получает естественное, органичное завершение, здесь как бы "фокусируется" осмысленное поэтом как реальность остановившееся время .
Для понимания последней строки (И не кончается объятье ), вероятно, нужно иметь в виду и "экстралингвистические факторы". Стихотворение было написано поэтом в конце жизни, но все оно пронизано светлым чувством. Семантическое наполнение слова объятье предполагает положительную тему: "чувство радости, жизни". Особенность поэзии Б.Пастернака в том, что в стихах он стремится донести до читателя мысли гораздо более сложные, чем те, которые возникают из суммы значений слов. Возможно, что многое из того хорошего, светлого, что было в жизни, ассоциируется у поэта с "днями солнцеворота", когда живут с ощущением перемен, в предчувствии радости... И слово объятье в контексте стихотворения получает новые смысловые приращения. И не кончается объятье – не кончается радостное, светлое чувство, не кончается жизнь.
Одной из организующих стихотворение фигур является анафора. Она переплетает, стягивает стихотворные строки в единое смысловое целое. Семантическое единство создают и межстрофные повторы: Я помню дни солнцеворота... Я помню их наперечет...
В стихотворении практически нет слов, которые требовали бы лингвистического толкования. Нет архаизмов, фразеологизмов или часто используемой поэтом разговорно-просторечной лексики (за исключением слова солнцеворот ). Поэтичность, выразительность стихотворения создаются не обилием языковых средств, а неожиданным соединением самых простых, хорошо известных слов.