Бсп перечисление примеры. Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие или не двоеточие

ЕВЛАДЕНКО ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

КГУ «МИРОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ТАЙЫНШИНСКИЙ РАЙОН

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Контрольная работа. Бессоюзные сложные предложения.

Внимание! Возможно несколько правильных ответов.

Знаки препинания опущены.

1. Укажите БСП со значением перечисления.

A) Семь раз отмерь один раз отрежь.

B) Метель не утихала небо не прояснялось.

C) Печален я со мною друга нет.

D) Он подумал понюхал пахнет мёдом.

E) Двери и окна отворены настежь в саду не шелохнется лист.

2. Укажите БСП со значением сопоставления.

A) Это было не только горе это была полная перемена жизни.

B) Дуб держится к земле тростиночка припала.

C) Руки коченели дыхание прерывалось хрипела грудь.

D) Страшная мысль мелькнула в уме моём я вообразил её в руках у разбойников.

E) Любишь кататься люби и саночки возить.

3. Укажите БСП со значением изъяснительных отношений.

A) Убьёте ничего не получите.

B) Оборачиваюсь Грушницкий.

C) Мне пришло в голову отчего же так крепко спит матушка?

D) Обломов оглянулся перед ним стоял Штольц.

E) Трава под ногами усыпана росой птицы спят.

4. Укажите БСП со значением обусловленности.

A) Где-то скрипнула дверь послышались осторожные шаги.

B) Так решено не окажу я страха.

C) Промедлишь будешь наказан.

D) Мы решили врагу не сдадимся.

E) Кто войдёт выпрыгни в окно.

5. Укажите БСП со значением определительных отношений.

A) В конце четверти я решил довольно троек.

B) Я точно знаю у тебя есть талант.

C) Как все московские ваш батюшка таков желал бы зятя он с звездами да с чинами.

D) Он поднял голову высоко в небе проплывал караван журавлей.

E) Он гость я хозяин.

6. Укажите БСП со значением причинно-следственных отношений.

A) Иногда лошади проваливались по брюхо почва была очень вязкой.

B) Богатому не спится богатый вора боится.

C) Сквозь сон стала тревожить неотступная мысль обворуют лавку сведут лошадей.

D) Я не мог заснуть передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами.

E) Варвара прислушалась донёсся шум вечернего поезда.

7. Укажите БСП со значением временных отношений.

A) Победим каменный дом построишь.

B) Однажды проснулся он и видит прямо против его норы стоит рак.

C) Ехал сюда рожь начинала желтеть.

D) Зеленели поля лужицы блестели в лучах раннего солнышка.

E) Пашню пашут руками не машут.

8. Укажите БСП со значением сравнения.

A) К сукнам холстам и домашним материям страшно было притронуться они обращались в пыль.

B) Молвит слово соловей поёт.

C) Посмотрит рублём подарит.

D) Скрипят колёса мычат волы кричат погонщики.

E) Я знаю ничто не способно убить душу живую.

9. Укажите БСП со значением следствия.

A) Я умираю мне не к чему лгать.

B) Вот наши условия вы откажетесь от сказанного.

C) Алексей решил довольно тянуть.

D) Вдруг я чувствую кто-то берёт меня за руку и толкает.

E) Телефон звонил не переставая мне пришлось взять трубку.

10. Укажите БСП со значением быстрой смены событий.

A) Вечером пройдёшь по селу никого не встретишь.

B) Я пришёл выходи навстречу.

C) Сыр выпал с ним была плутовка такова.

D) Он поднял руку все замерли.

E) Нравится рисовать рисуй на здоровье.

11. Укажите БСП со значением пояснения.

A) С ранней молодости Татьяну держали в чёрном теле работала она за двоих а ласки никакой никогда не видела.

B) В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь послышались по двору чьи-то шаги кто-то чихнул.

C) Скрипят клесты звенят синицы смеётся кукушка свистит иволга…

D) Шестнадцать лет служу такого со мной не случалось.

E) Серёжка промолчал он не любил словесных клятв и заверений.

12. Укажите количество знаков препинания в БСП.

Какую-то особую ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер.

13. Укажите БСП с пропущенным тире.

A) В избах и дворах было пусто все ушли на огороды копать картошку.

B) Я убеждён люди будут жить без войн.

C) Не приди он тогда всё сейчас было бы по-другому.

D) Стояла она долго устали ноги и глаза.

E) Попробовал идти пешком ноги мои подкосились.

14. Укажите БСП с пропущенным двоеточием.

A) Прилетели зяблики лес ожил.

B) Погода была ужасная выл ветер мокрый снег падал хлопьями.

C) Я окликнул хозяев никто не ответил мне.

D) Не спится няня здесь так душно.

E) Будете в театре заходите.

15. Укажите количество грамматических основ в БСП.

Правильный путь такой усвой то что сделали твои предшественники и иди дальше.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП

Повторение Какие предложения являются бессоюзными? Бессоюзным называется сложное предложение, части которого связаны между собой только с помощью интонации, без помощи союзных слов и союзов. Смысловые отношения между частями в БСП выражены менее четко, чем в союзных предложениях. Какие значения могут выражать бессоюзные предложения? Перечисления, сопоставления, причинное, пояснения, условное, с равнительное и др.

Определите, какие значения выражены в данных предложениях. 1) Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был неподвижен и уныл. Перечислительное; с оюз И 2) Не отходи от меня: мне так отрадно с тобой. Причинное; союз ТАК КАК 3) Лето припасает- зима поедает. Сопоставительное; с оюз А

Определите, какие значения выражены в данных предложениях. 4) Где- то за рекой уныло скрипела арба, посвистывали суслики. Перечислительное; с оюз И 5) Нравится рисовать – рисуй на здоровье. Обусловленности; союз ЕСЛИ 6) Я оглянулся кругом: торжественно и царственно стояла ночь. Пояснительное; с оюз ЧТО + увидел

Пошли дожди, ярко зазеленела озимь. , Знаки препинания в БСП. З апятая ставится: между частями бессоюзного сложного предложения, если его части связаны по с мыслу и в них идет перечисление фактов. Между предложениями возможна вставка союза И.

Солнце только начинало подниматься из-за туч; в воздухе было свежо и росисто. ; Знаки препинания в БСП. Точка с запятой ставится: Если части БСП менее тесно связаны по смыслу. Если его части значительно распространены и имеют внутри себя запятые.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БСП [-=] , [-=] [-=] ; [-=] Части тесно связаны, интонация перечисления. Подстановка союза И. Части предложения связаны менее тесно, распространенные, имеют внутри себя запятые.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 1)Расширялись улицы пробивались широкие магистрали рушились древние стены. 2)Палило солнце ослепительно отражаясь в тёмной воде шелестел камыш синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной сосны на другую.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 3)Летучие мыши уже носились над заснувшими верхушками осинника таинственно кружась и дрожа на смутном небе резво и прямо пролетал в вышине ястребёнок спеша в свое гнездо. 4) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Закрепление: объясните постановку знаков препинания 5) Солнце не показывалось четыре дня ураганный ветер перемешивал солёную водяную пыль с потоками проливного дождя. 6) Язык должен быть прост и точен это придаёт ему силу рельефность красочность.

Тестовые задания: 1)Укажите бессоюзное сложное предложение А) Это путешествие, я надеюсь, вам понравится. Б) Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. В) Нынче жарко, парит, на дворе тепло. Г) Днём жарко, весело, в голубом небе круглятся белые облака.

Тестовые задания: 2)Укажите БСП, в котором между частями следует поставить запятые. А) Заря прощается с землёю ложится пар на дне долин. Б) Только песне нужна красота Красоте же и песен не надо. В) Соловей поёт себя тешит. Г) Было так из тьмы глубокой, огненный взметнув клинок, луч прожектора протоку пересёк наискосок.

Тестовые задания: 3)Укажите БСП, в котором между частями следует поставить точку с запятой. А) Прошумели весенние воды загремели весёлые грозы. Б) Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их. В) Река вьётся вёрст на десять тускло синея сквозь туман за ней водянисто- зелёные луга. Г) А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля.

Домашнее задание: Параграф 33 стр 128- 129. Упражнение № 191


1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

9/ № дата:

Тема: БСП со значением перечисления.Запятая и точка с запятой в БСП.

Цель: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Задачи:

систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;
продолжить работу по подготовке к ГИА;

развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

развивать умения создавать схемы БСП.

Ход урока

    Организационный момент.

    Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.

Разберите предложение

Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.

Какие существуют типы сложных предложений?

Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от других видов сложных предложений?

Какие знаки препинания употребляются в БСП?

От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?

    Постановка темы и целей урока.

    Изучение нового материала.

    Работа с учебником (параграф 33):

Прочитайте теоретический материал.

Ответьте на вопросы:
Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?

Когда в таком предложении ставится запятая?

Когда в таком предложении ставится точка с запятой?

    Объяснение учителя.

Трудность выбора между запятой и точкой с запятой для разделения частей БСП заключается в том, что смысловые отношения, которые определяют постановку данных знаков препинания одинаковые: одновременность или последовательность происходящих событий. Поэтому смысловые отношения в данном случае не могут быть основным признаком дифференциации знаков препинания. На что же необходимо обращать внимание?

Рассмотрим два совершенно одинаковых в лексическом плане предложения.

Темнеет, на поля ложится роса.

Темнеет; на поля ложится роса.

Чем же определяется выбор знаков препинания в них? Исключительно интонацией. Употребление запятой делает речь живой. Смена явлений в природе, тесная связь между ними показывается с помощью перечислительной интонации.

Точка с запятой свидетельствует о замедленном темпе речи, длительных паузах между предложениями, произнесение которых с большей интонационной законченностью делает менее ощутимой связь между ними.

(Обучающиеся читают предложения с правильной интонацией).

Гораздо проще сделать выбор в пользу точки с запятой в том случае, когда бессоюзные предложения состоят из простых предложений, имеющих внутри знаки препинания.

    Закрепление новой темы. Работа с предложениями.

Бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы.

(1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

(2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
(И.С.Тургенев)

Выразительное чтение текста обучающимися (подготовка к устной части ГИА задание 1)

    Какова тема текста?

    Какие картины возникают в воображении при чтении текста?

    Какова основная мысль текста?

    Определите стиль текста.

    Среди предложений 1 - 5 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений. Ответ (№2, 5).

    Синтаксический и пунктуационный анализ БСП. Выписать предложения № 2, 5, выполнить их синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему.

Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Чем объясняются различия в постановке знаков препинания в бессоюзных сложных
предложениях?
Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающими смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В пятом предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко!), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается с помощью точки с запятой.

    Подготовка к ГИА (по тексту И. Тургенева)

    В каком из предложений текста использовано такое средство выразительности как метафора (укажите номер этого предложения)

    Замените словосочетание ветки берез, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Самостоятельная работа (раздаточный материал)

Задание: Расставить знаки препинания. Нарисовать схемы.

8.Рефлексия.

Когда между частями БСП ставится запятая? (Запятая ставится, если части БСП со значением перечисления тесно связаны между собой по смыслу.)

Когда между частями БСП ставится точка с запятой? (Точка с запятой ставится, если части БСП со значением перечисления более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.)

9.Домашнее задание: пар. 33, упр. 191

ФИО, класс:

Схемы

ФИО, класс:

Схемы

    Темнело подмораживало в кухню подавали воду.

    В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.

    С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.

    Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.

    Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.

ФИО, класс:

Схемы

    Темнело подмораживало в кухню подавали воду.

    В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.

    С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.

    Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.

    Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.

ФИО, класс:

Схемы

    Темнело подмораживало в кухню подавали воду.

    В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.

    С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.

    Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.

    Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.

Подколзина О.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ УВК № 8 г.Стаханова

Тема: Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном предложении; научить расставлять знаки препинания в БСП со значением перечисления; развивать навыки синтаксического разбора и составления структурных схем; способствовать развитию творческих способностей учащихся; создать условия для воспитания культуры речи.

Оборудование: учебник (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

ІІ. Объявление темы и целей урока

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

Работа с высказыванием:

«Мелких чувств на свете не бывает –

Мелкими бывают только души».

Как вы понимаете данное высказывание?

Что представляет собой данное высказывание с точки зрения синтаксиса?

IV . Актуализация опорных знаний учащихся

    Беседа с учащимися

- Какие сложные предложения называются бессоюзными?

Какое значение может иметь интонация в бессоюзном предложении? (перечисление, сопоставление, причина, пояснение)

Какие знаки препинания используются в БСП?

2. Проверка домашнего задания

Несколько учащихся читают выписанные из художественных произведений бессоюзные предложения.

V . Изучение нового материала

1. Работа со статьей учебника

Учащиеся читают вслух текст § 33 (с. 128-129)

    Объяснение учителя

Учитель: Разобраться с правилами постановки знаков препинания в БСП со значением перечисления нам сегодня поможет бессмертный роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», прочитанный нами в первом семестре.

На слайде написаны по очереди 3 предложения, которые иллюстрируют постановку знаков препинания в БСП со значением перечисления. Учитель делает комментарии к этим предложениям.

- [Уж небо осенью дышало ], [уж реже солнышко блистало ], [ короче становился день ]. (перечисление изменений в природе)

- [ Татьяна в лес]; [медведь за нею]; [снег рыхлый по колено ей]. (части БСП менее связаны друг с другом по смыслу, более самостоятельны)

- [Под грудь он был навылет ранен ]; [ дымясь , из раны кровь текла ]. (одна из частей БСП осложнена, содержит в себе обособленное одиночное деепричастие)

VI. Закрепление изученного материала

    Работа с предложениями у доски, составление схем к ним

(На слайде предложения написаны без знаков препинания):

Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая; лошадь ободрилась. (А.С.Пушкин)

Дверь распахнулась; на пороге появился человек, одетый в лохмотья.

Солнце взошло, туман рассеялся.

- Жёлтые листья роняет осень , красные листья летят по лесам. (С.Щипачёв)

За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал. (С. Щипачёв)

2. Цифровой диктант

Учащиеся выписывают номера предложений с запятой и точкой с запятой.

    Поезд ушел быстро , его огни скоро исчезли (А.П.Чехов).

    Он покраснел : ему было стыдно убить человека безоружного... (М.Ю.Лермонтов)

    Изумрудные лягушата прыгают под ногами ; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережет их (М.Горький).

    Страшная мысль мелькнула в уме моем : я вообразил ее в руках разбойников (А.С.Пушкин).

    Науку надо любить : у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (М.Горький).

    Смелые побеждают трусливые погибают (пословица).

    Метель не утихала, небо не прояснялось (А.С.Пушкин).

    День был серый, небо висело низко, сырой ветерок шевелил верхушки трав (И.С.Тургенев).

    Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами (М.Ю.Лермонтов).

    Берёзы, тополя, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья; липы надували лопавшиеся почки (Л.Н.Толстой).

    Решение пунктуационной задачи

В каком месте нужно поставить точку с запятой в следующих предложениях?

С визгом шин промчалась машина подняв столбы пыли пронёсся табун лошадей.

Корабль шёл рассекая волну за волной развлекая пассажиров над палубой летали птицы.

Ответ: В первом предложении точку с запятой можно поставить как после слова машина , так и после столбы пыли. Постановка знака препинания зависит от смысла.

Во втором предложении точка с запятой ставится перед развлекая пассажиров, иначе предложение не несёт смысла.

Как постановка точки с запятой меняет смысл данных предложений?

VII . Подведение итогов урока, оценивание учебных достижений учащихся

Взаимоопрос «Вопросы веером»

Учащимся предлагается составить вопросы по теме урока и задать их друг другу.

VIII . Домашнее задание

Выучить § 33 (с. 128-129), выполнить упр. 191 по учебнику