Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.
В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.
Акустическая характеристика звуков русского языка
Таблица № 1
Характеристика звуков русского языка
[и], [ы], [у], [а], [э], [о] |
Согласные | ||||
Сонорные [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ] |
(консонанты) | ||||
[б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж ̅ "] |
[к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш ̅ " ] |
||||
Непарные глухие [ц], [ч’], [ш ̅ ’], [х] |
Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [и э ], [ы э ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].
По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.
Сонорные ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], ) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.
Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.
Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"].
Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅"].
В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"], [д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅"], [ц], [х], [х"], [ч"].
Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).
Характеристика звуков по месту и способу образования
Характеристика гласных по месту образования
Классификация гласных по месту образования учитывает:
– степень подъема языка,
– место подъема языка,
– участие или неучастие губ.
Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени подъема языка различаются гласные:
– верхнего подъема [и], [ы], [у];
– среднего подъема [э], [о];
– нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных:
– переднего ряда [и], [э];
– среднего ряда [ы], [а];
– заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на:
– лабиализованные (огубленные) [о], [у];
– нелабиализованные (неогубленные) [а], [э], [и], [ы].
Таблица № 2
Характеристика гласных по месту образования
ПОДЪЕМ |
Передний |
Средний |
Задний |
Верхний | |||
Верхне-средний | |||
Средний | |||
Средне-нижний | |||
Нижний | |||
Огубленность – Неогубленность |
Нелабиализованные |
Лабиализованные |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Болычева Е.М.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ: КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ
При классификации согласных принято учитывать ряд признаков:
1) соотношение шума и тона (шумность / сонорность),
3) твердость / мягкость,
4) место образования,
5) способ образования.
Особо оговариваются свойства парности по глухости / звонкости и парности по твердости / мягкости.
ШУМНЫЕ И СОНОРНЫЕ, ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Шумные и сонорные согласные различаются соотношением шума и тона.
К сонорным в русском языке относятся девять звуков: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j]. Как и у всех согласных, при артикуляции сонорных в ротовой полости создается преграда. Однако сила трения воздушной струи о сближенные / сомкнутые органы речи минимальна: воздушная струя находит относительно свободный выход наружу и шум не образуется. Воздух устремляется либо через нос ([м], [м"], [н], [н"]), либо в проход между боковыми краями языка и щеками ([л], [л"]). Отсутствие шума может быть связано с мгновенностью преграды ([р], [р"]) или с достаточно широким характером самой щели ([j]). В любом случае шум не создается и основным источником звука оказывается тон (голос), создаваемый колебанием голосовых связок.
В образовании шумных согласных ([б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.) основную роль играет, наоборот, шум. Он возникает в результате преодоления преграды воздушной струей. Тоновая составляющая звука является не основной и может либо вообще отсутствовать (у глухих согласных), либо дополнять основную (у звонких согласных).
Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием тона (голоса) в образовании согласного звука.
Тон (голос) свойствен произношению звонких, их артикуляция предполагает обязательную работу голосовых связок. Звонкими, следовательно, являются все сонорные: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [ж:"], [з], [з"].
[б] - [п] [б"] - [п"]
[в] - [ф] [в"] - [ф"]
[д] - [т] [д"] - [т"]
[з] - [с] [з"] - [с"]
[ж] - [ш] [ж:"] - [ш:"]
[г] - [к] [г"] - [к"]
Перечисленные звуки являются соответственно либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят все сонорные, к глухим непарным - звуки [ц], [ч"], [х], [х"].
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ СО ГЛАСНЫХ ПО ГЛУХОСТИ / ЗВОНКОСТИ
Обозначение глухости / звонкости согласных на письме.
Глухость / звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:
1) перед гласными: [су]д суд - [зу]д зуд, [та]м там - [да]м дам;
2) перед сонорными: [сл]ой слой - [зл]ой злой, [тл"]я тля - [дл"]я для;
3) перед [в], [в"]: [св"]ерь сверь - [зв"]ерь зверь.
В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости / звонкости.
В остальных случаях появление глухого / звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.
В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова, ср.: дэ[б]а дуба - ду[п] дуб, мб[з"]и мази - ма[с"] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости / звонкости: [б] // [п] и [з"] // [с"].
Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лу[д]очка лодочка - лу[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готу[в"]ит готовит - готу[ф"т"]е готовьте (т.е. [в"] // [ф"] перед глухим).
Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в"]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т"]иґть молотить - моло[д"б]б молотьба ([т"] // [д"] перед звонким), про[с"]иґть просить - пру[з"б]а просьба (т.е. [с"] // [з"] перед звонким).
Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio `уподобление"). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкости.
Обозначение глухости / звонкости согласных на письме связано с использованием соответствующих букв: т или д, п или б и т.д. Однако обозначается на письме только самостоятельная, ни от чего не зависящая глухость / звонкость. Звуковые признаки, которые оказываются «вынужденными», позиционно обусловленными на письме не обозначаются. Таким образом, фонетически чередующиеся звуки записываются одной буквой, действует морфематический принцип орфографии: в слове ду[п] дуб пишется буква б, как и в проверочном дэ[б]а дуба.
Исключением будет правописание некоторых заимствованных слов (транскри[п]ция транскрипция при наличии транскри[б"]ировать транскрибировать) и приставок на с /з (и[с]пульзовать использовать при наличии и[з]учиґть изучить). Графический облик таких примеров подпадает под действие фонетического принципа орфографии. Правда, в случае с приставками он действует не до конца, совмещаясь с традиционным: ра[ш:]евелить = ра[ш]шевелить расшевелить.
Традиционному принципу орфографии подчиняется выбор буквы в словарных словах типа во[г]зал вокзал, а[з]бест асбест. Их написание не зависит ни от проверки (она невозможна), ни от произношения.
ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б"], [в"], [д"], [з"] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным - согласные [ч"], [ш:"], [ж:"] и [j].
Согласные [ш] и [ш:"], [ж] и [ж:"] не образуют пар, так как отличаются сразу двумя признаками: твердостью / мягкостью и краткостью / долготой.
Следует отметить, что звук [ж:"] редкий. Он возможен лишь в ограниченном круге слов: езжу, вожжи, дрожжи, брызжет, позже и некоторых других. При этом [ж:"] все чаще заменяется на [ж:].
Совершенно особое положение среди мягких согласных занимает звук [j]. У остальных мягких согласных поднятие средней части спинки языка к твердому нёбу является, как уже отмечалось выше, дополнительной артикуляцией. У согласного [j] указанная артикуляция основная, т.к. иных преград при произношении [j] не образуется. Поэтому звук [j] в принципе не способен иметь парный твердый.
Фонетические чередования согласных по твердости / мягкости. Обозначение твердости / мягкости согласных на письме. Буквы Ь и Ъ
Твердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:
1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук - [л"у]к люк, [но]с нос - [н"о]с нёс, пас[т эґ]ль пастель - пос[т" эґ]ль постель;
Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна, кафе, сарделька, стресс, пюре, протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].
2) на конце слова: ко[н] кон - ко[н"] конь, жа[р] жар - жа[р"] жарь;
3) у звуков [л], [л"] независимо от их положения: во[л]нб волна - во[л"]нб вольна;
4) у согласных [c], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [н], [н"], [р], [р"] (у переднеязычных)
В позиции перед [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"] (перед заднеязычными): гу[р]ка горка - гу[р"]ко горько, бб[н]ка банка - бб[н"]ка банька;
В позиции перед [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"] (перед губными): и[з]бб изба - ре[з"]бб резьба;
В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга.
Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н"] с твердым [с], ср.: ку[н"] конь - ку[нс]кий конский, Испа[н"]ия Испания - испа[нс]кий (т.е. [н"] // [н] перед твердым). Пара ию[н"] июнь - июґ[н"с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.
Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступлений лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [ш:"], ср: барабб[н] барабан - барабб[н"ч"]ик барабанчик, гу[н]ок гунок - гу[н" ш:"]ик гонщик (т.е. [н] // [н"] перед мягким).
В соответствии со старыми нормами следовало говорить: л яґ[м"к"]и лямки, [в"б"]ить вбить; [д"в"]ерь дверь; [с"j]ем съем; [с"т"]енб стена. В современном произношении нет обязательного смягчения первого звука в указанных случаях. Так, слово ляґ[мк"]и лямки (аналогично тряґ[пк"]и тряпки, лб[фк"] и лавки) произносится только с твердым, остальные звуковые сочетания допускают вариативность произношения.
Обозначение на письме распространяется только на случаи самостоятельной, а не позиционно обусловленной твердости / мягкости парных согласных. На буквенном уровне мягкое качество звука [н"] в словах барабанчик и гонщик графически не фиксируется.
В отличие от глухости / звонкости самостоятельная мягкость парных согласных передается не буквой, соответствующей согласному звуку, а следующей за ней буквой: буквами и, ё, ю, я: лик, лёд, люк, лязг;
В современном языке буква е перестала обозначать мягкость предшествующего согласного. Комбинацию букв …те… нельзя прочитать, если не видишь, какому слову она принадлежит - тесто или тест.
2) на конце слова буквой мягкий знак: конь, жарь, пыль;
3) в середине слова перед согласным буквой мягкий знак: тьма, весьма, банька.
Самостоятельная твердость парных согласных передается такими средствами: буквами ы, о, у, а, э: лыко, лодка, лук, ласка, каратэ; в конце слова отсутствием мягкого знака: кон_, жар_, пы_л; в середине слова перед согласным отсутствием мягкого знака: т_ мин, с_ мотрит, бан_ ка.
Твердость / мягкость непарных согласных отдельного обозначения не требует. Написание и/ы, ё/о, ю/у, я/а после букв ш, ж, ч, щ, ц, соответствующих непарным, диктуется традицией: жизнь, цифра, цыпленок, ожёг, ожог, шутка, брошюра, чашка. То же самое касается и употребления / неупотребления буквы мягкий знак в ряде грамматических форм: рожь, замуж _, тишь, малыш_, вещь, товарищ_ , мочь, кирпич_ .
Обратите внимание, что название букв Ь и Ъ оказывается коварным. Буква «твердый знак» никогда не обозначает твердости, ее использование связано с разделительной функцией, т.е. с указанием на наличие [j] перед следующим гласным звуком: ст съест, а[д"jу]тант адъютант.
Функции буквы «мягкий знак» шире. Во-первых, она тоже может использоваться в разделительной функции, но только не после приставок: [вjэ]га вьюга, бу[л"jу]н бульон. В этом случае на мягкость согласного буква ь не указывает. Во-вторых, мягкий знак может по традиции писаться в ряде грамматических форм после букв, соответствующих непарным согласным (см. выше). Мягкости звуков при таком употреблении буква ь опять-таки не передает. И наконец, в ряде ситуаций буква ь обозначает мягкость согласных на письме. Эта функция распространяется на примеры с самостоятельной мягкостью парных согласных в конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше).
МЕСТО И СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ
Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.
Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п"], [б], [б"], [м], [м"]) и губно-зубными ([ф], [ф"], [в], [в"]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"], [р], [р"]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к"], [г"], [х"]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).
Рассматривая таблицу (Приложение к публикации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.
Способ образования согласного - это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.
Существует два основных способа образования преграды - либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом, различаются смычные и щелевые согласные.
При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [шЇ"], [ж], [жЇ"], [j], [х], [х"].
Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.
Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].
У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч"].
Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"].
При образовании смычных боковых [л] и [л"] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории - между опущенной боковой частью языка и щеками.
В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.
Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р"].
Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.
Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука
Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.
Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходит позиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игруй с игрой - [ш:" ч"]емпионбтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).
Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрбть отыграть - о[цс]ыпбть отсыпбть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).
Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.
В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий, мяґ[г]ок мягок - мяґ[х"к"]ий мягкий, где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.
Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.
Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:
стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый, т.е. [т"] // ;
стн: мйс[т]о места - мйсный местный, т.е. [т] // ;
здн: уйз[д]а уезда - уйзный уйздный, т.е.[д] // ;
здц: уз[д]б узда - под узцыґ под уздцы, т.е. [д] // ;голлбн[д"]ец голландец - голлбнцы голландцы, т.е. [д"] // ;
рдц: сер[д"]йчко сердечко - сйрце сердце, т.е. [д"] // ;
рдч: сер[д"]йчко сердечко - сйрчишко сердчишко, т.е. [д"] // ;
лнц: су[л]нышко солнышко - сунце солнце, т.е. [л] // .
Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маиґ] мои, т.е. [j] // .
Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru.
Подобные документы
Классификация гласных звуков английского языка по различным признакам. Правила артикуляции сочетаний звуков. Принципы классификации английских согласных. Сочетание взрывных согласных звуков с боковым сонантом. Сочетание согласных звуков с гласными.
лекция , добавлен 07.04.2009
Порядок системы годзюон. Сравнительный анализ фонетического строя и звукового состава японского и русского языков. Характеристика гласных и согласных, полузвонких и звонких звуков, их произношение. Долгота (количество) звуков, ее обозначение и значение.
курсовая работа , добавлен 27.03.2011
Закон ассимиляции звуков по мягкости. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Ослабление гласных в безударном положении. Роль ударения в русском языке. Выбор окончания у имен существительных. Стилистическая характеристика различных форм речи.
контрольная работа , добавлен 22.01.2012
Изолированное употребление звуков. Особенности синтагматики фонетических единиц. Сочетаемость и качество звуков в потоке речи. Действие синтагматических законов. Позиционная мена и позиционные изменения гласных и согласных в русском литературном языке.
презентация , добавлен 05.02.2014
Особенности развития фонетического строя и консонантизма английского языка. Выпадение согласных в некоторых положениях. Палатализация заднеязычных согласных. Упрощение групп начальных согласных. Изменения в системе согласных в новоанглийский период.
реферат , добавлен 19.12.2010
Особенности английской фонетики. Звуковой и буквенный состав слова. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипционные значки и их произношение. Основные типы слогов. Постановка ударений в словах. Правила чтения гласных и согласных буквосочетаний.
курсовая работа , добавлен 09.06.2014
Изменения и чередования гласных в разных языках, приводящее к изменению смысла слов. Трансформация согласных в ходе общения одного языка с другими, когда он воздействует или подвергается воздействию сам. Особенности сочетания согласных в разных языках.
реферат , добавлен 06.09.2009
Правописание звонких и глухих согласных. Прямая и косвенная речь. Языковая игра у М.Е. Салтыкова-Щедрина. Звуковые законы в русском языке. Оглушение звонких согласных. Обыгрывание лексической многозначности или омонимии. Принципы сочетаемости слов.
контрольная работа , добавлен 15.08.2013
Рассмотрение предмета изучения фонетики как научной дисциплины. Изучение классификации звуков речи в зависимости от акустических характеристик, гласных (по артикуляционным особенностям) и согласных (по месту образования и активному органу) звуков.
контрольная работа , добавлен 29.01.2010
Сравнительная артикуляционная классификация гласных звуков в русском и английском языках; сонограммы и осциллограммы, форманты ударных и безударных гласных. Влияние фонетического окружения, позиции конца высказывания, редукции на длительность звуков.
Статья по теме: З. К. Р. звук «М».
Образовательные области: Коммуникация, познание, социализация.
1. Упражнять в отчетливом произношении звука «М» изолированно в словах и во фразовой речи. Характеристика звука «М».
2. Развивать подвижность артикуляционного аппарата.
3. Выделять первый и последний согласный звук «М».
4. Закреплять понятия «звук, слог, слово».
5. Развивать ритмические стороны речи.
6. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Внимательно выслушивать ответы ребят, не перебивать.
Создание условий: волшебная палочка, корзина с подарками (изюм, гном, матрешка, бегемот, мыло, масло, маска, машина, малина, молоко, морковь, мышь, избушка, туесок с угощением, елки, листья осенние для физминутки, костюмы Машеньки и Мишутки.
Словарь: мыло, малина, машина, молоко, мак, ком, мышь, изюм, майка, масло, морковь, альбом, бегемот, матрешка, гном.
Предварительная работа: чтение сказки Л. Н. Толстого «Три медведя», просмотр иллюстраций к ней, просмотр сказки на DVD, показ настольно-плоскостного театра, слушание в аудиозаписи.
Ход занятия.
Воспитатель: дети, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с ними. (Здороваются) .
У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать. Путешествие мы совершим с помощью фантазии. Закройте глазки –«1, 2, 3, двери в сказку отвори». Откройте глаза.
Но, что это? Где мы? (под фонограмму «звуки леса» Маша идет имитируя сбор грибов и приговаривает: (загадка-стихотворение)
«Маша в чаще заблудилась,
К трем медведям в дом явилась.
Суп из миски похлебала,
Стульчик маленький сломала»
Воспитатель: догадались, какая это сказка (ответы детей)
Машенька очень огорчилась, что сломала у Мишутки стульчик. Она хочет отнести подарки и сейчас вам об этом расскажет:
«Мишутка учится говорить.
Правильные звуки произносить.
Надоело спать в берлоге,
Делит он слова на слоги»
Воспитатель: давайте и мы потренируем язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Сказка о веселом язычке.
Жил-был язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам. (Упр. «Лягушка»)
1. Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошел дальше. Видит лошадка детей катает. Сел он на лошадку и тоже поскакал.
2. Язычком пощелкай громко - стук копыт услышишь звонкий. (Упр. «Лошадка»). Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях качаться.
3. На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз. (Упр. «Качели»). Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
4. Я-индюк «балды-балда», разбегайтесь кто куда. (Упр. «Индюк»)
Испугался Язычок и побежал домой к маме. А мама напекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы облизать.
5. Ох и вкусное варенье! Жаль осталась на губе. Язычок я подниму и остатки оближу. (Упр. «Вкусное варенье»). Поел Язычок и решил чаю попить.
6. Язычок мы к носу тянем. Чашку с чаем представляем. (Упр. «Чашечка») .
Попил чаю и пошел спать. А перед сном надо чистить зубки. Давайте и мы почистим зубки.
7. Зубки надо чистить дважды: каждое утро и вечер каждый. (Упр. «Чистим зубы») .
Игра. Произношение изолированного звука.
Раз, два - повернись и в животных превратись. Изобрази и покажи как мычит корова. «Мму» громко, а теленок – «мму», тихо, козленок «ммээ».
Изобрази как мурлычет ласковая кошечка «ммурр».
Раз, два - повернись и в ребяток превратись.
Анализ артикуляции звука.
Открываем ротик, губы смыкаем. Язык прижат к нижним зубам. Прибавляем голос (м-м-м). Горлышко поет? (проверяем) .
Характеристика звука «м».
Как вы думаете этот звук гласный или согласный?
Дети: согласный.
Воспитатель: Почему звук «м» согласный?
Дети: Звук «м»согласный потому что есть преграда для прохождения воздуха.
Что мешает? Губы мешают прохождению воздуха.
Игра «Поймай звук». (развитие фонематического слуха)
(Хлопни в ладоши когда услышишь звук «м»)
а) на уровне ряда звуков: Н, Г, М, З, В, М, Р, П, М, Ж, Р, М, М, М.
б) на уровне ряда слогов: МА-РО-НУ-АМ-МО-МУ-ВА-МЫ.
Воспитатель: Дети, а слоги эти что обозначают?
Дети: (ничего не обозначают) .
Воспитатель: Если слоги начинают дружить, например, «ма-ма», то что получается?
Дети: Слово
в) на уровне слов.
Воспитатель: Правильно, слова всегда что-то обозначают.
Сегодня мы будем называть слова, которые обозначают предметы.
Эти предметы лежат у Маши в корзинке.
Маша будет доставать предметы из корзинки, а вы их называть.
И находить место звука в слове. (вначале, середине, в конце) .
Игра «Машины подарки».
Игра – чистоговорка:
Ама-ама, ма-ма.
Ума-ума, ду-ма.
Ома-ома, То-ма.
Има-има, Ди-ма
Воспитатель: в лес осенний на прогулку приглашаю я пойти. Нужно нам в лесу Мишутку косолапого найти.
Какой лес осенний красивый. Давайте поиграем.
Игра-физминутка под фонограмму «Листики осенние»
«Мы листики осенние на веточках сидели. (сидят на корточках)
Ветер подул и мы полетели. (руки в стороны побежали)
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Повертел их, покружил и на землю опустил. » (покружились, сели.)
Деление слов на слоги.
Выходит Мишутка.
Расплясался не на шутку, а зовут меня Ми-шут-ка. (каждый слог протопывает ногами) .
Воспитатель: Как его зовут?
Дети: Ми-шут-ка.
Мишутка:
«На поляне дом стоит, ну, а в домик путь закрыт.
Я ворота открываю, в гости в домик приглашаю.
Имя по слогам скажи и в ворота поспеши! »
Двое детей делают «ворота»остальные поочередно проходят через них, произнося свое имя и протопывая слоги ногами. Затем садятся на стульчики.
Игра «Машины подарки».
Воспитатель: Мишутка, с нами у тебя в гостях Машенька, она нечаянно сломала твой стульчик. А еще она приготовила тебе подарки. Дети, давайте вместе назовем подарки по слогам.
(Дети называют подарки хлопая в ладоши)
Мишутка, сейчас дети будут дарить тебе подарки, слушая удары музыкального молоточка. На один удар нужно взять подарок, в названии которого один слог, на два - два слога, на три-три слога. Складывая подарок в корзину Мишуткину, надо называть его по слогам.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Мы с вами называли подарки словами из одного, двух и трех слогов.
Вот, Мишутка, тебе подарки от Машеньки.
Мишутка: Ох, спасибо вам, детишки! Угощу всех вкусной шишкой.
Выносит корзину с угощением. Отдает воспитателю, уходит.
Воспитатель: Вот ушел Мишутка в лес и в берлогу спать полез.
И нам пора возвращаться в детский сад. (вкл. фоногр. «Звуки леса»)
Глазки закрывайте. 1, 2, 3, 4, 5 - стали птички щебетать.
Будем глазки открывать и подарки получать.
Понравилось путешествие в сказку? (ответы детей)
Что нового вы узнали?
Учились находить звук «м» в словах. Делить слова на слоги.
Воспитатель: Молодцы дети, вы хорошо занимались, а теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем смотреть Мишуткины подарки.
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Познакомить с буквой М.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Закреплять навык:
- определятьпозицию звука в слове;
Анализа и синтеза слова «мама»;
Находить заданный звук в словах,
Дифференцировать твердость и мягкость звука,
Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);
Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;
Уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];
Согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.
Коррекционно – развивающие:
Развивать:
Слуховую память, внимание, восприятие;
Умение концентрировать внимание;
Слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
Речевое дыхание.
Определять по запаху растение.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать:
Умение работать в микрогруппах, группах;
Желание помогать друг другу;
Интерес к играм со звуками.
Словарная работа: поэт, буквоежка.
Предварительная работа: Массаж лица, просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание физкультминутки, массаж с помощью большой бусинки
Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».
Оборудование:
Герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;
6 конвертов с одной частью от целой картины;
Две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];
- «волшебные» бусины;
Мешочки с ароматом лимона и пихты;
Кассы букв;
Листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;
Корзинка для фишек;
Фишки для рефлексии;
Малиновое варенье.
Ход НОД.
Организационный момент.
А) – Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться - «Доброе утро».
Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.
Массаж лица.
Совместное с логопедом выполнение массажа
Солнышко проснулось, поглаживающие движенья
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Б) Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.
Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. И если оно оборачивается чем-нибудь неприятным, девочка всегда пытается поправить ситуацию. Она и варенье сварила, и волков вылечила. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.
Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».
Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.
Маша и Миша принесли конверты, в конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по три человека.
Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу, на котором находится такая же картинка.
Дети объединяются в микрогруппы и собирают из трех частей целые картинки.
Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.
Со всеми детьми определяем, какие одинаковые звуки повторяются в словах.
III. Сообщение темы НОД.
Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?
(Со звуками [М], [ М’]).
Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал «Домик согласных звонких звуков» и таблицу «Характеристика звуков»:
Звук «М» - согласный или гласный? Почему?
Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?
Звук «М» - твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?
Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?
Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?
Звук «Мь» - твердый или мягкий?
Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?
V. Игра №2. «Поэты»
Маша очень любит сочинять чистоговорки и хочет поиграть с вами в поэтов.
Вы знаете кто такие поэты? Поэты сочиняют стихи.
Например: МА-МА-МА – дома я сама.
Я произношу слог и последнее слово чистоговорки, а вы сочиняете всю чистоговорку.
ма – ма - ма – скоро к нам придет зима
му – му - му – молока кому
МО ЭСКИМО
мо – мо – мо – мы любим эскимо
ми –ми –ми – нас в игру прими
VI. Игра № 3 «Ромашки для Маши и Миши»
Следующая игра, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки.
Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.
Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).
Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).
Назвать предмет, определить позицию звука в слове.
VII. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы топаем ногами:
Топ – топ – топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп – хлоп – хлоп.
Мы руки разведем,
По кругу все пойдем.
VIII. Игра №4 «Научим Машу и Мишу правильно говорить».
Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:
Пей чай с моя мёдом.
Правильно Миша сказал?
Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!
Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.
Образец: Моя мебель.
Работа с индивидуальными картинками.
IX. Аромотерапия.
Маша с Мишей, что бы ни болеть пьют чай с медом. А я знаю еще волшебное средство, с которым обязательно нужно пить чай – это лимон.
На подносе лежат волшебные мешочки. Возьмите каждый себе мешочек, и мы определим (с помощью носа), где находится лимон.
Волшебные мешочки с лимоном мы подарим Маше и Мише.
Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.
Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».
Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».
Б) Манипуляции с буквами.
Как кричала Маша? «Ам – ам».
Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.
Как кричал Крокодил? «Мама».
Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».
Сколько слогов в лове МАМА?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.
Бусинкой круги катаю,
Взад- вперед её гоняю.
Ей поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Пока Маша с Мишей варили варенье, злой Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.
Вспомнить из скольки элементов состоит буква.
Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише гнома, а если сложно – Лунтика и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).
От наших гостей сюрприз – настоящее Малиновое варенье!
Список литературы и адреса интернет-ресурсов:
1. Нищева Н.В . Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.
2. Журова Л.Е, Н.С. Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская
«Обучение дошкольников грамоте»
3.А.В.Никитина
«33 лексические темы»
4. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
«Устранение ОНР у детей дошкольного возраста»
5.Е.В.Бородина
«Использование моделирования и символики при подготовке дошкольников обучению грамоте в условиях детского сада»
6. http://www.radionetplus.ru/izobrazhenija/krasivye_kartinki/23165-masha-i-medved-20-kartinok.html
1. Современный русский алфавит состоит из 33 букв , 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
2. Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы] .
Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости :
[б] — [б′], [в] — [в′], [г] — [г′], [д] — [д′], [з] — [з′], [к] — [к′], [л] — [л′], [м] — [м′], [н] — [н′], [п] — [п′], [р] — [р′], [с] — [с′], [т] — [т′], [ф] — [ф′], [х] — [х′]
(апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л′ук] .
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары по твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш′], [й], [ч] (всегда только мягкие).
Примечания:
- у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
- звук [ш′] обозначается на письме буквой щ;
- черта сверху над звуком обозначает удвоенный (долгий) звук . В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называются звонкими (например, [д], [д′], [з], [з′] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т′], [с], [с′] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости :
[б] - [п], [б′] - [п′], [в] - [ф], [в′] - [ф′], [г] - [к], [г′] - [к′], [д] - [т],
[д′] - [т′], [з] - [с], [з′] - [с′], [ж] - [ш]
.
Сравните: бить - пить, год - кот, жить - шить
.
г) Звуки [й], [л], [л′], [м], |м′], [н], [н′], [р], [р′] не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являются непарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х′] .
3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н′], тоже смягчается, и мы получаем звук [з′].
Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз′н′] . Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с] . Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Например, косьба - ко[з′]ба, просьба - про[з′]ба .
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:
При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол′за], лось - [лос′] и др.
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т′йа], белье - бе[л′йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
Посредством букв и, е, ё, ю, я , указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а] : лес - [л′эс], мёд - [м′от], лил - [л′ил], люк - [л′ук], мял - [м′ал].
При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в′ин′т′ик], слива - [с′л′ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].
Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшествующего согласного в позиции после согласных, парных по твердости-мягкости: мех - [м′эх], нёс - [н′ос], люк - [л′ук], мял - [м′ал].
Памятка:
- Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [х], [ц], [ч], [ш′] - глухие (не имеют пары по звонкости-глухости)
- Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
- Звуки [й], [ч], [ш′] - всегда мягкие.