Часы краткое содержание. Анализ рассказа «Человек на часах» (Н. С. Лесков). Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова

Читать стих «Дума» Лермонтова Михаила Юрьевича нужно всем, кто ценит социальные мотивы в творчестве поэта. Вопросам общества автор посвятил немало строк. В них он дает окружающему миру свою оценку, анализирует социум, предполагая, какое будущее его может ждать. Данное стихотворение было написано в 1838 году и стало невероятным сочетанием сатиры и элегии. Это проявляется как в форме и размере произведения, так и в его содержании. Михаил Юрьевич оценивает нынешнее поколение с присущей ему ироничной манерой, критикует его, вставляя язвительные замечания.

Текст стихотворения Лермонтова «Дума» начинается со скептической оценки современного общества. Автор утверждает, что в нем не осталось места для свободы и права выбора. Современное поколение, по убеждению поэта, не имеет ни высоких целей, ни определенных стремлений. Он уверен, что они состарятся, бессмысленно потратив свои годы. У них так и не будет возможности продемонстрировать и применить все то, на что они тратили время и силы. Лермонтов пытается пристыдить тех, кто относится к существованию равнодушно. Тут прослеживается упоминание восстания декабристов, которое отбило у молодежи всякую охоту делать хоть что-то для перемен к лучшему. Люди решили пойти по пути наименьшего сопротивления, тратя долгие годы на иссушение разума наукой. Кроме того, они боятся проявлять какие-либо чувства. Будь то ненависть или любовь, радость или грусть, все словно проходит через серый фильтр, теряя все краски и первоначальную яркость.

Невозможно не заметить ту печаль, которую вызывает у автора холодность окружающих. Таланты, которыми люди наделены от природы, просто теряют всякий смысл. Люди не хотят тратить время на их реализацию, ведь их все равно не услышат. Они смотрят на свое прошлое с усмешкой, понимая, что будущее не станет лучше. Лермонтов болезненно относится к проблеме духовного наследия. Он критично воспринимает свои произведения, считая, что вскоре и их забудут. Несмотря на убеждение автора, этому предсказанию не было суждено сбыться. Многие поколения восхищались стихотворениями Михаила Юрьевича, находили в них собственный глубокий смысл, рассуждали на философские вопросы, поднятые в работах. А его стихи до сих пор учат на уроках литературы в старших классах. Прочесть данное произведение полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Лермонтов М. Ю. - «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Дата написания: 1838 год

Читает Михаил Царев

Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, - 10 ноября 1987, Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

Текст стихотворения Лермонтова «Дума» начинается со скептической оценки современного общества. Автор утверждает, что в нем не осталось места для свободы и права выбора. Современное поколение, по убеждению поэта, не имеет ни высоких целей, ни определенных стремлений. Он уверен, что они состарятся, бессмысленно потратив свои годы. У них так и не будет возможности продемонстрировать и применить все то, на что они тратили время и силы. Лермонтов пытается пристыдить тех, кто относится к существованию равнодушно. Тут прослеживается упоминание восстания декабристов, которое отбило у молодежи всякую охоту делать хоть что-то для перемен к лучшему. Люди решили пойти по пути наименьшего сопротивления, тратя долгие годы на иссушение разума наукой. Кроме того, они боятся проявлять какие-либо чувства. Будь то ненависть или любовь, радость или грусть, все словно проходит через серый фильтр, теряя все краски и первоначальную яркость.

Невозможно не заметить ту печаль, которую вызывает у автора холодность окружающих. Таланты, которыми люди наделены от природы, просто теряют всякий смысл. Люди не хотят тратить время на их реализацию, ведь их все равно не услышат. Они смотрят на свое прошлое с усмешкой, понимая, что будущее не станет лучше. Лермонтов болезненно относится к проблеме духовного наследия. Он критично воспринимает свои произведения, считая, что вскоре и их забудут. Несмотря на убеждение автора, этому предсказанию не было суждено сбыться. Многие поколения восхищались стихотворениями Михаила Юрьевича, находили в них собственный глубокий смысл, рассуждали на философские вопросы, поднятые в работах. А его стихи до сих пор учат на уроках литературы в старших классах. Прочесть данное произведение полностью или скачать его онлайн можно на нашем сайте.

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

К числу самых значительных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова относится стихотворение «Дума», написанное им в 1838 году.

«Дума» — это итоговое творение, плод серьёзных и важных размышлений поэта. В центре внимания поэтической работы – жизнь людей, судьбы молодых современников Лермонтова, их думы, настроения.

Это было славное поколение, но суровые времена пришлись на их долю: политическая реакции, пора необсуждаемого повиновения, падение нравственных идеалов. Где приложить свои силы, в каком направлении двигаться – все это было непонятно.

Молодёжь замыкалась в себе, становилась безразличной ко многим вещам. «Печально я гляжу на наше поколенье…» Образованные и культурные, но «лишние» и не имеющие ясных целей люди, не знали, куда и как применить свои силы.




Ни гением начатого труда.

В стихотворении «Дума» Лермонтов осуждает инертный и апатичный настрой своего поколения. Неспособность прозорливо видеть цель, направление, в котором нужно двигаться, вызывает в поэте внутренний протест.

«Дума» – это лирическая исповедь, где собственное «я» играет не последнюю роль. В составе местоимения «мы» оно становится частью обличаемого общего целого.








Как пир на празднике чужом.

Пытаясь вырваться из толпы, подняться над уровнем сознания современников, «я» лирического героя понимает безуспешность таких попыток, с сожалением обнаруживая и в себе безверие в лучшее, слабость и нерешительность, присущие всему поколению. Налицо троекратный психологический конфликт: внутри собственного «я», «я» и моё поколение, поколение и потомки.




Над промотавшимся отцом.

Не возгордятся потомки этим поколением. Но времена не выбирают. Лермонтов негодует, высказывает беспощадную правду, иронизирует над тем, что дорого и что бесполезно. Но, как настоящий поэт, он не остается в стороне, не становится равнодушным к происходящим событиям, к судьбе своего поколения.

Непростую метрическую конструкцию представляет собой анализируемое стихотворение «Дума». В нём шестистопные ямбические стихи чередуются с отдельными пяти- и четырехстопными, которые или начинают, или заканчивают строфу. Таким образом, акцентируясь метрически на фоне шестистопных строк, пяти- и четырехстопники оказываются самыми «яркими», самыми «ударными» - в полном соответствии с содержанием. Вот, например, второе четверостишие «Думы», являющее собой стихи трех метров (по метрической схеме 5-6-6-4):

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

Используемые сравнения и метафоры в стихотворении «Дума»: «тощий плод, до времени созрелый», жизнь - «как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом», «толпой угрюмою и скоро позабытой…»

Анализируя стихотворение «Дума», мы понимаем, что оно принадлежит к плеяде программных стихотворений Лермонтова. В нём нашли отражение настроения передовой молодёжи 1830 годов. Это стихотворение перекликается с другими поэтическими произведениями Лермонтова: «Он был рождён для счастья, для надежд», «Монолог», «Чаша жизни», «Гляжу вперёд сквозь сумрак лет…».

Литературными экспертами подмечено влияние на интонационно-стилистический строй «Думы» «Ямбов» французского поэта Огюста Барбье (1805-1882).

На В.Г.Белинского «Дума» произвела неизгладимое впечатление. Он писал, что Лермонтов поразил «всех алмазной крепостию стиха… Эти стихи писаны кровью: они вышли из глубины оскорбленного духа…»

Мне импонирует сила стиха Лермонтова. Тайные думы Лермонтова об активных действиях, направленных на благо людей, выраженные в столь мощном стихе, заслуживают безграничного уважения.

Дума

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию - презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства -
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт девятнадцатого века. Важное место в его творчестве заняла тема «Критика современного поколения», то есть критика поколения тридцатых годов его столетия. Он осуждал своих ровесников, которые умели только тратить деньги богатых отцов и козырять чинами.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов…

«Смерть Поэта»

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом…

Больше всего его огорчал тот факт, что его поколение станет потерянным, ничего не даст не стране, не обществу, не сможет проявить себя в какой-либо сфере.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума, без следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого ума.

Конечно же, тема осуждения поколения 30-ых годов нашла своё место в замечательном романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Он осмелился открыто заявить о никчемности всего высшего света, о несовершенстве их знаний, о неумении любить и наслаждаться жизнью. Важно сказать, что «Герой нашего времени» стал первым психологическим романом. Лермонтов хотел при помощи своего творчества провести массовую всеобщую рефлексию, хотел заставить людей переосмыслить ценности и взгляды на жизнь.

Именно поэтому он наделил главного героя своего произведения самыми отвратительными качествами. Причём, все эти качества открываются нам постепенно, благодаря расстановке глав, которая полностью не соответствует фабуле произведения. По задумке Лермонтова, с каждой главой читатель должен всё больше и больше разочаровываться в герое, который олицетворяет всё поколение. Стоит отметить, что важную роль в осознании и оценке образа Печорина играют второстепенные герои романа. Каждый образ подталкивает нас к поиску и распознанию в Печорине отрицательных черт. Так, например, общение нашего героя с Максим Максимычем показывает безразличие и циничность, а так же неумение дружить, посвящать часть себя другому человеку. «В дружбе всегда один раб другого», - так сказал доктор Вернер, образ которого даёт нам возможность убедиться в эгоизме и безучастности Печорина. Можно сказать, что Печорин совершает множество ошибок на своём жизненном пути, но так же можно сказать, что Лермонтов заставляет своего героя совершать их, тем самым выставляет напоказ всю дурную натуру молодёжи 30-ых годов. Но помимо плохих качеств, Лермонтов даёт своему герою умение видеть свои ошибки, но, увы, на этом останавливается и не показывает, как этот самоанализ может помочь человеку избавиться от своих пороков.

«Печально я гляжу на наше поколенье!», - сказал М.Ю.Лермонтов про молодёжь 30-ых годов 19 века. Что тогда можно сказать про наше поколенье? И в чём ошибки нынешней молодёжи схожи с ошибками молодых людей времён Лермонтова? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя». Мы не видим прекрасного, пренебрегаем дружбой и любовью, забиваем голову пустой болтовней из телевизора. В нашей жизни нет места радости и искренности. Есть место только серым будням и лживым сплетням. Мы сами делаем наш мир таким, пора менять нашу жизнь, время задуматься, что же наше поколенье сможет оставить потомкам…

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -