Преподавательство - это не только обучение детей, но и регулярная подача отчетов о проделанной работе. Письменное планирование уроков и мероприятий.
Начинающему педагогу не просто разобраться со всей бумажной работой. Постоянно возникают вопросы по поводу правильного оформления документации. Затруднение вызывает и составление методических рекомендаций.
Как сделать документ правильно? Как его оформить? С чего начать работу над методическими рекомендациями? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Методические рекомендации - руководство к действию для педагога. Основываясь на собственном опыте и трудах именитых ученых-методистов, преподаватель выбирает наиболее эффективные способы проведения занятий или мероприятий, которые использует в течение года.
Методическое пособие состоит из конкретных указаний, идей и советов, помогающих сориентироваться по ходу работы. В него включают планы уроков. Темы, которые надо разобрать в рамках занятий. Контрольные работы. Упражнения для самостоятельного изучения вопроса.
Методические рекомендации по проведению контрольных занятий и изучению теоретического курса описывают наиболее эффективные способы подачи материала и проверки знаний, заимствованные из научных трудов ведущих методистов. Но как правильно их составить? Какому плану следовать?
Классическое методическое пособие состоит из 7 частей:
- Титульного листа.
- Аннотации.
- Информации о личности автора или авторского коллектива.
- Пояснительной записки.
- Содержания.
- Списка книг, статей, сайтов, которые рекомендуются для ознакомления.
- Приложения с дополнительными материалами, если в нем есть необходимость.
Оформление титульного листа
На титульном листе должна отображаться следующая информация:
- название учреждения, в котором вы работаете;
- полное имя, фамилия и отчество составителя;
- название работы, которое должно отражать, что это методическое пособие;
- город, где выпущена брошюра;
- год издания.
Если пособие создается для личного пользования, титульный лист оформлять необязательно.
Как составить аннотацию?
Аннотация должна в краткой форме отражать перечисленные ниже сведения:
- описание содержания работы;
- пометку о том, кому предназначено методическое пособие;
- источники, на основе которых был составлен материал;
- советы по использованию пособия для обучения или проведения мероприятий (в каких ситуациях можно применить издание);
- подробные сведения о составителе (должность, место работы, уровень квалификации, наличие ученых степеней, телефон).
Подробно описывать, о чем работа, в аннотации не стоит, достаточно отразить суть.
Что входит в пояснительную записку?
Пояснительная записка должна давать подробные ответы на следующие вопросы:
- Почему выбранная тема актуальна? Раскрывая этот пункт, стоит рассказать, почему вы решили посвятить работу конкретному вопросу. Привести статистические или научные факты, которые подтвердят актуальность темы.
- Для какой цели создано пособие? Справиться с этим вопросом легко. Достаточно написать, кому и в каких ситуациях может пригодиться предоставленная информация.
- Какого результата стоит ждать, если используешь данное пособие? Следует рассказать, какую пользу принесет работа с методическими рекомендациями.
- Чем отличается пособие от остальных? Описать сильные стороны издания. Рассказать, чем оно лучше аналогов.
Что должно входить в содержание?
Нам удалось выяснить, что такое методические рекомендации, и понять, как оформлять вводную часть работы. Теперь попробуем разобраться, какая информация может войти в содержание.
Основная часть работы должна занимать 70–75% от объема всего пособия, она может быть посвящена:
- разработке классного часа или праздничного мероприятия;
- одной или нескольким темам учебного курса;
- решению вопросов о преподавании и воспитании;
- плану проведения научно-исследовательской работы.
Обычно методические пособия имеют четкую структуру, которая помогает лучше воспринимать предоставленный материал. Составить работу можно по следующему плану:
- Составьте пошаговую инструкцию, которая подскажет, какие действия стоит предпринять по заданной теме. Опирайтесь на личный опыт и специализированную литературу.
- Дайте советы, которые помогут успешно справиться с поставленной задачей, например, доступно объяснить материал по теме.
- Обратите внимание на трудности, которые могут появиться в процессе работы. Расскажите, как справиться с ними или избежать.
- Выделите в отдельную главу ошибки, которые совершают педагоги при подготовке темы или организации мероприятия.
Что можно включить в блок «приложение»?
В приложение вносят материалы, которые по каким-либо причинам не вошли в блок основного содержания. К ним можно отнести:
- вспомогательные таблицы, иллюстрирующие теоретический материал;
- пошаговые планы проведения праздников, классных часов, занятий;
- тестовые задания по темам, описанным в основном содержании;
- любой фотоматериал, если он поможет в раскрытии главной темы пособия;
- советы по анализу результатов тестов, контрольных работ, классных часов.
Если по ходу основного содержание есть упоминание о материалах из приложения, в круглых скобках рядом с предложением или в виде сноски внизу страницы рекомендуется указать, где искать нужную таблицу, фотографию или тест.
Чтобы работа по составлению методических рекомендаций шла продуктивно, необходимо провести подготовительный этап, в который входят:
- выбор актуальной и интересной для составителя пособия темы;
- знакомство с литературными источниками, научными статьями и специализированными сайтами, посвященными выбранному вопросу;
- составление рабочего плана;
- отбор наиболее подходящего для пособия материала;
- поиск интересных фактов, рекомендаций, фотографий, таблиц, которые помогут раскрыть тему;
- составление содержания работы.
Вводная часть, в которую входят: аннотация, пояснительная записка, информация об авторах, не должна занимать больше 15% от всего объема работы. 75% пособия - основное содержание. Оставшиеся 10% приходятся на приложение, список литературы и заключение.
Список литературы нужно составлять в алфавитном порядке, опираясь на современные правила оформления научных работ.
Вы получили ответ на вопрос: «Что такое методические рекомендации?». Узнали, из каких частей состоит пособие. И как оформлять каждую из них.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 17 г. ИРКУТСКА
ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
Оформление методических указаний: Методические рекомендации. /Составитель. – Иркутск: ПЛ № 17, 2005, с.
Введение. 4
1. Структура методических указаний. 6
2. Общие требования к оформлению методических указаний. 9
Список литературы.. 13
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для решения задачи обучения, воспитания и развития обучающихся и должны соответствовать:
Действующему стандарту начального профессионального образования и среднего профессионального образования;
Правилам оформления и составления методических указаний;
Современному уровню развития знаний с точки зрения методов исследования, теорий, гипотез, фактов. Готовить обучающихся к самостоятельному использованию научных методов при решении типовых и/или нетиповых задач теории и практики. Содержать методический аппарат, организующий самостоятельную работу обучающихся, развивающий их творческие способности. Материал в методических указаниях должен быть изложен в ясной, доступной и последовательной форме.
Методические указания, имея общую структуру, могут иметь различный вид. Виды методических материалов
Учебник (воспроизводит логику и структуру программы и, соответствует ее требованиям, содержит необходимый материал для освоения всех тем и основных вопросов программы, организует самостоятельную работу обучающихся);
13. Иванов использования документов архива // Делопроизводство. – 2000. - № 1. – с. 22-32.
14. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Отчетная археологическая сессия (2002). Отчетная археологическая сессия за 2002 год: тез. докл. / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – 62 с.
15. История России: учеб. пособие для студентов всех специальностей / [и др.] ; отв. ред; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.
Более низкий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности образуют методические рекомендации и методические указания, разрабатываемые и принимаемые Минфином. Эти нормативные документы должны пройти регистрацию в Минюсте, для того чтобы их использование в организациях всех форм собственности и всех организационно-правовых форм стало правомерным. Исключение составляют внутренние отраслевые документы (в частности, Методические указания по применению отдельных глав или положений Налогового кодекса России, разрабатываемые и утверждаемые МНС РФ). Эти документы процедуру регистрации не проходят и обязательны к исполнению только службами и отдельными работниками, подчиненными (непосредственно или через систему органов управления) органам, которые разработали такие указания.В методических указаниях и методических рекомендациях осуществляется еще более детальная проработка основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету законодательными и нормативными актами более высоких уровней. В частности, в методических рекомендациях и указаниях приводятся конкретные схемы бухгалтерских проводок, корреспонденция счетов бухгалтерского учета, применяемая в отдельных хозяйственных ситуациях, а также подробно характеризуются обстоятельства и условия, при которых те или иные проводки могут быть оформлены.
Разница между рекомендациями и указаниями состоит в обязательности практического применения их требований. Так, требования методических указаний, как правило, являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к выполнению. При наличии указании по соответствующему поводу организация не имеет права применять другие подходы к отражению той или иной хозяйственной операции или иного объекта бухгалтерского учета в учете или отчетности. Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого и ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной, административной, производственной, торговой и иной деятельности в данной отрасли. Кроме того, положения методических рекомендаций используются непосредственно в организациях, ведущих бухгалтерский учет, при проработке методологической базы учета, а также при формировании и раскрытии учетной политики организации.
разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету;
устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета, которая другими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не урегулирована. К этой же группе относятся нормативные документы, являющиеся отечественными аналогами международных стандартов бухгалтерской отчетности, если для них разработка соответствующего положения по бухгалтерскому учету Программой реформирования бухгалтерского учета не предусмотрена.
В первую группу входят, в частности, следующие документы: Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина от 28 декабря 2001 г. № П9н. В данном документе нашли отражение вопросы, не урегулированные ПБУ 5/01. К ним относятся: порядок формирования и отражения в учете транспортно-заго-товительных расходов, учет отдельных операций с готовой продукцией, отражение в учете сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным материально-производственным запасам и налоговых вычетов, учет товаров в неторговых организациях, учет недостач и потерь материально-производственных запасов; уточнен порядок проведения инвентаризаций, учета неотфактурованных поставок и т.п.;
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина от 20 июля 1998 г. № ЗЗн. Данный документ также уточняет и разъясняет отдельные положения ПБУ 6/01. Следует учитывать, что в эти Методические указания изменения и дополнения в связи с изменение нормативной базы бухгалтерского учета основных средств (появление новой редакции ПБУ, переход на новый План счетов финансово-хозяйственной деятельности) не вносились. Следовательно, отдельные положения Указаний могут применяться только в части, не противоречащей другим документам системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Ко второй группе относятся:
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. Оба документа регулируют вопросы организации бухгалтерского учета, но не имеют непосредственного отношения к формированию бухгалтерской отчетности.
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету ориентированы на международные стандарты финансовой отчетности и, следовательно, регулируют процессы формирования отчетной информации;
Указания об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденные приказом Минфина от 28 ноября 2001 г. № 97н. Процесс передачи имущества в доверительное управление в нашей стране пока не получил достаточно широкого распространения. Поэтому вопросы, которые возникают при организации учета участниками договора доверительного управления имуществом (учредителя управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателя), представляют интерес для весьма ограниченного количества хозяйствующих субъектов;
Указания об отражении в бухгалтерском учете негосударственных пенсионных фондов операций по негосударственному пенсионному обеспечению, утвержденные приказом Минфина от 19 декабря 2000 г. № I Юн. Как явствует из названия документа, его требования относятся к специфической отрасли предпринимательской деятельности и могут интересовать только должностных лиц, занятых в этой сфере;
Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утвержденные приказом Минфина от 21 марта 2000 г. № 29н. Данному документу в международных стандартах финансовой отчетности соответствует отдельный стандарт. В отечественном бухгалтерском учете соответствующие операции регулируются документом, который по ниже, чем стандарт, это объясняется тем, что такая организационно-правовая форма, как акционерные общества, менее распространена у нас, чем в развитых странах Запада. В данных Методических рекомендациях определен порядок расчета дивидендов, причитающихся акционерам по результатам очередного финансового года. Отдельно регулируются вопросы расчета базовой и разводненной прибыли (убытка) на акцию и вопросы раскрытия соответствующей информации в бухгалтерской отчетности;
Указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные приказом Минфина от августа 1999 г. № 53н. В настоящее время существует только три соглашения о разделе продукции, и процесс развития данной схемы международной интеграции капитала и ресурсов идет сравнительно медленно. Из этого следует, что утверждение подобного документа в виде общего стандарта нецелесообразно;
Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н. Данный документ регулирует упрощенный (по сравнению с общепринятым) порядок организации и ведения бухгалтерского учета организациями, которые соответствуют критериям, установленным федеральным
законодательством. В данные Типовые рекомендации изменения и дополнения в связи с изменением нормативной базы бухгалтерского учета не вносились. Следовательно, для того чтобы отдельные положения Типовых рекомендаций могли применяться на практике, они должны быть скорректированы с учетом происшедших изменений (в частности, следует уточнить номера счетов бухгалтерского учета).
Для нормальной организации бухгалтерского учета и эффективного его функционирования необходимо наличие проработанной законодательной и нормативной базы. Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии реформирования и приближения к международным стандартам. Поэтому требования отдельных законодательных актов и документов системы тивного регулирования бухгалтерского учета нуждаются в дополнительных разъяснениях по их применению и адаптации к конкретным условиям производственной, торговой и иной деятельности.
Контрольные вопросы 1.
Что является целью законодательного регулирования бухгалтерского учета? 2.
Являются ли указания, разрабатываемые Минфином, нормативными документами? 3.
В каком случае акты федеральных органов исполнительной власти подлежат обязательному опубликованию? 5.
Перечислите основные положения Закона о бухгалтерском учете. 6.
Назовите отличия Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности от Закона о бухгалтерском учете. 7.
Каким ПБУ регулируется учет основных средств? 8.
В чем принципиальное отличие методических указаний от методических рекомендаций? 9.
Какие организации обязаны применять в своей деятельности требования ПБУ 11 /2000?
Которой должны придерживаться авторы. Она в любом случае должна содержать титульный лист, сведения об авторе или коллективе авторов (должности, квалификационные категории, ученые степени), краткую аннотацию, введение, основную часть, рекомендуемой литературы и приложения, если они есть.
На титульном листе укажите название учреждения, фамилию и инициалы автора (авторов), название, которое должно начинаться словами: «Методические рекомендации по», название города, год составления.
В краткой аннотации, которая приводится верху на втором листе, напишите суть рассмотренных вопросов, предназначение данных методических рекомендаций, укажите источники положительного , который лег в их разработки и перечислите сферы их возможного применения. Внизу второго поместите сведения об авторе или авторах.
Во введении дайте обоснование необходимости составления данных методических рекомендаций, краткий анализ положения дел по рассматриваемому в них вопросу, охарактеризуйте значимость разработки, перечислите, где и кому они могут быть полезны в практической работе. Определите цели и дайте краткое ожидаемых результатов от использования данного документа. Обоснуйте его особенности и новизну в сравнении с другими подобными документами, разработанными в данной области.
В основной части рекомендаций опишите поэтапный порядок, алгоритм, и методы выполнения данного процесса. Дайте советы по решению сопутствующих вопросов, а также рекомендации по материально-техническому, финансовому, кадровому обеспечению процесса. Обратите внимание на наиболее трудные моменты исходя из того опыта, который уже имеется у автора, предостерегите читателя от типичных .
В качестве приложения укажите те материалы, которые не вошли в основную часть содержания методических рекомендаций, но являются необходимыми для выполнения данного рабочего процесса. Это могут быть другие методические рекомендации и инструктивные материалы, а так же документы, иллюстрирующие процесс: диаграммы, карты, фотографии.
Источники:
- как не давать рекомендации
Часто бывает, что никак не получается начать какую-нибудь очередную письменную работу – будь то реферат, курсовая или просто докладная записка, отчет о проделанной работе. Однако это внутреннее оцепенение можно одолеть при помощи четко очерченного плана и ясно сформулированных задач и приемов их решения. Совершить такую умственную навигацию и должно любое хорошее , при составлении которого всегда не лишне обозначить следующие этапы для написания работы.
Инструкция
В рамках первого этапа пропишите в методичке необходимость сначала дать предварительное название/тему письменной работы или доклада, а исходя из этого – в общих чертах определить цели работы и то, что писать эту работу собирается донести до своих потенциальных читателей или слушателей. Таким образом, проявятся очертания замысла, отдельные ценные мысли, интуиции по теме, которые автору нужно записывать, а потом, конечно, использовать.
Следующим этапом поставьте составление плана, где как минимум должно быть три части: введение (обчычно с несколькими подпунктами), основная часть (обычно с несколькими подпунктами) и заключение. План пока может быть предварительным, т.к. в процессе написания работы он, скорее всего, будет уточняться. При этом стоит отметить в методичке, что план нужно составлять в обязательном порядке даже если он не войдет в окончательный текст, например, доклада или отчета.
Для очередного этапа дайте предписание определиться с литературой, источниками, вообще материалами (артефактами, видеозаписями, фотографиями, рисунками и т.д.), которые планируется привлечь/задействовать в письменной работе или отчете. Здесь важно только все соответствующее теме, решительно отбросив все остальное, даже очень интересное и близкое по содержанию, – иначе есть опасность закопаться в материале.
Чтобы уроки и внеклассная работа в учебных заведениях проводилась на должном уровне, каждый педагог пользуется специальными пособиями, которые носят название «Методические рекомендации». В самом начале учебных пособий для учителя по какому-либо предмету находится статья, в которой указываются единые требования к учебному процессу, перечисляются основные виды как текущих, так и проверочных работ, обговариваются общие требования по ведению и назначению тетрадей.
Методические рекомендации дают подробную инструкцию по ведению ученических тетрадей, уточняют порядок проверки учителем письменных работ. Тут же указываются выставляемых педагогом, правила внесения записей в классный журнал.
Далее методические рекомендации содержат более конкретный материал, касающийся непосредственно ведения занятий. Опираясь на документ - учебную программу - во вводной статье приводится количество занятий, отведённых на ту или иную тему предмета, даётся примерное планирование темы, расписанное поурочно.
Однако никто и не станет настаивать, что методические рекомендации - это незыблемый авторитарный документ, отступление от статьи которого подобно преступлению. Ведь даже сам процесс преподавания, как и есть процесс творческий, постоянно изменяющийся и развивающийся.
Даже один и тот же урок в разных параллельных классах талантливый педагог не станет проводить одинаково. Он составит индивидуальный для каждого конкретного класса, учитывая его подготовку, уровень способностей учащихся.
В одном коллективе, например, дети умеют прекрасно работать индивидуально, усидчивы и исполнительны. А вот различные викторины и импровизации здесь смущают ребят: они теряются, ухудшается их работоспособность.
Другой класс, напротив, ненавидит рутину и постоянство. В таком коллективе педагогу приходится каждый раз находить новые для того, чтобы увлечь школьников, захватить их внимание, заставить принимать участие в уроке абсолютно всех ребят.
Прекрасный эффект дает такой метод, как назначение учителем одного из учеников. Весело? Да! Интересно? Конечно! И, самое главное, необходимость находить ошибки в ответах и работах других, выставление справедливой оценки знаний товарищей помогает «учителю» впоследствии легко находить ошибки у себя, давать оценку и своим работам, что является далеко не маловажным, как это может показаться на первый взгляд.
Многие методические рекомендации также содержат в себе примеры индивидуальных заданий. И снова следует предупредить начинающего педагога, что они разработаны с учётом способностей среднего ученика. Возможно, познакомившись с учащимися поближе, талантливый педагог разработает для каждого ребёнка абсолютно индивидуальные задания, которые будут соответствовать именно его уровню подготовки и интеллектуальных возможностей.
Недаром говорят, что учитель - это и учёный, и психолог, и артист, и писатель, и даже иногда фокусник. А обучающий процесс - это постоянно текущая вперёд бурная река. Технический прогресс накладывает свой отпечаток на него. И если дети кривят губы при фразе «дома напишете сочинение в тетрадях», может быть, стоит «пойти у них на поводу» и немного видоизменить задание?. «Сегодня вы перешлёте мне по интернету статьи для нашего сайта. Тематика такая - описать самый весёлый случай в вашей жизни. Я выкладываю статьи, пользователи сайта их оценивают, победители отмечаются на главной, а оценки я занесу в журнал».
Конечно, в пособиях для учителя составители, наверное, такого домашнего задания не рекомендуют. Но иногда с учётом психологии учащихся можно внести в рекомендации общепризнанных преподавателей и свои собственные коррективы.