Что такое дюна в географии. Что такое дюна: месторасположение и скрытая опасность. Дюны - это что такое? Формирование и основные типы дюн

Рельеф нашей планеты потрясающе многообразен. В этой статье речь пойдет о дюнах. Как и где они образуются? И что собой представляют эти живописные природные образования?

Эоловый рельеф. Дюны - это…

География изучает не только страны и города. В сферу интересов этой науки входит еще и рельеф - совокупность всех неровностей на поверхности планеты Земля. Геоморфология (специальный раздел географии) изучает его основные формы, генезис, а также распространение.

Рельеф бывает разным. В процесс его образования вовлечены практически все силы и явления, наблюдаемые в нашем мире. Так, одни форма рельефа возникают под воздействием внутренней энергии Земли, другие формируются постоянными или временными водотоками. А вот дюны - это не что иное, как классический продукт работы ветра.

Дюна - одна из форм так называемого эолового рельефа. Данный термин происходит от имени древнегреческого персонажа, полубога Эола. Согласно мифам, он является главным повелителем ветров.

Эоловые процессы сопровождаются переносом мелких песчаных, глинистых или пылеватых частиц на определенные расстояния, их накоплением и распределением по земной поверхности. Самые подходящие условия для этих процессов - в зоне пустынь и полупустынь, где материал отложений не закреплен корневыми системами растений.

Основные формы эолового рельефа - барханы и дюны. Это песчаные природные образования, которые отличаются друг от друга формой, размером, а также местом своего формирования. Барханы образовываются исключительно в пустынях, имеют серповидную форму и достигают в высоту 60-70 метров. В свою очередь дюны - это более мелкая форма рельефа, широко встречающаяся по берегам озер, морей и крупных рек. Более подробно речь о них пойдет далее.

Дюны - это что такое? Формирование и основные типы дюн

Если на берегу моря или какого-либо крупного водоема есть кустарники, валуны, остатки стен, то это отличная предпосылка к формированию описываемой формы рельефа. Что такое дюны? Это, если говорить простыми словами, созданные ветром песчаные холмы. Крохотные песчинки со временем накапливаются возле какого-нибудь препятствия. Так и формируются дюны, форма которых в плане зависит от розы ветров конкретной местности.

Высоты дюн, как правило, колеблются в пределах от 20 до 40 метров. В отдельных частях планеты встречаются настоящие песчаные гиганты до 100-150 метров (например, на берегах Наветренный склон у них обычно пологий (около 10-15 градусов), а подветренный - круче примерно в два раза. Одиночные дюны встречаются довольно редко. Чаще всего они образовывают вытянутые цепи холмов из песка.

В зависимости от формы дюны делят на три типа:

  • подковообразные (формируются тогда, когда ветер круглый год дует примерно в одном направлении);
  • поперечные (образовываются в местах с большим количеством песка);
  • звездные (самые живописные дюны, формируемые в местах, где ветер часто меняет свое направление).

Движение дюн

Эти удивительные природные образования еще и перемещаются! Происходит это, опять-таки, под воздействием ветра. Он перекатывает песчинки с одного склона на другой, заставляя дюны менять свое положение в пространстве. Скорость движения у них невелика - около 20-30 метров за год.

Важно отметить, что движение дюн - это настоящая проблема. Ведь блуждающие песчаные холмы уничтожают посевы на полях, засыпают дороги, пастбища и даже целые селения. Люди пытаются бороться с этим явлением с помощью закрепления песков. Для этого на наветренных склонах дюн и барханов высаживаются травы, деревья и кустарники. Своими корневыми системами растения удерживают песчинки от дальнейших «путешествий».

Самые известные дюны планеты

Франция, Намибия, Россия, Уэльс и Австралия - что объединяет все эти страны? Правильно - дюны! В каждой из них имеется свое «диво из песка». Расскажем о них по-порядку.

Дюна Пила (Франция) является самой высокой в Европе. Она расположена на берегу Аркашонского залива Атлантики и имеет высоту 130 метров. Это место очень популярно среди туристов. Интересно, что с каждым годом Пила на несколько метров продвигается вглубь векового соснового леса.

«Большой папочка» (Намибия) - самая высокая дюна (304 метра). Покорение этой оранжево-красной песчаной горы - обязательный пункт программы любого туриста, приехавшего сюда.

Высота Эфа (Россия) - интереснейший природный объект, расположенный на в Калининградской области. Максимальная высота этой дюны - 64 метра. На ее вершину ведет специальная туристическая тропа.

Дюна Инислас (Уэльс) - одно из живописнейших мест в этой части Британии. Причем Инислас вовсе не выглядит безжизненным, он практически полностью покрыт красивейшими травами и полевыми цветами. К тому же дюна необычайно подвижна и постоянно меняет свою форму.

Гора Темпест (Австралия) считается второй по высоте дюной в мире (285 метров). Расположена она на северо-востоке страны, неподалеку от города Брисбена. Дюна привлекает внимание не только путешественников, но и профессиональных фотографов, ведь с ее вершины открывается чудесный вид на австралийское побережье.

Заключение

Итак, дюны - это форма рельефа эолового происхождения. То есть ее главным «строителем» и «скульптором» выступает ветер. Дюны формируются на берегах крупных водоемов, отличаются небольшими размерами и подвижностью.

И дюны, и барханы – это подвижные песчаные холмы, сформированные ветром.

В пустынях, на берегах морей и крупных рек ветер легко подхватывает тучи песчинок и уносит прочь. Их поток, летящий низко над землёй, скапливается в виде бугорков у разных небольших преград – кустиков растений, камней, неровностей рельефа. Там, где такие ветры дуют часто, кучи песка растут. Получаются вытянутые вдоль ветра насыпи. С той стороны, откуда дует ветер, он делает их склоны пологими, с противоположной стороны они более крутые, обрывистые. Нередко ветер формирует дюны не только из песка, но и из частичек глины, кристалликов солей, раковинных крошек.

Унесённые ветром

Дюна не знает покоя. Их верхушки «дымятся» – ветер вздымает мелкие частички. Более крупные он тащит вверх по пологому спуску, перебрасывает через вершину и они падают с обрывистой стороны. В итоге весь холм передвигается ветром всё дальше и дальше. А позади, на его прежнем месте снова начинают оседать принесенные порции песка, и образуется новая дюна. Так на обширных открытых пространствах образуются вереницы подвижных холмов. Часто они смыкаются в широкие цепи. В пустыне Такла-Макан (Китай) наблюдали трёхкилометровые дюнные полосы.

Специалисты различают с десяток типичных форм песчаных насыпей. Например, там, где часто меняет направление и силу, образуются дюны, похожие на пирамиды. Они растут не в бок, а вверх. В Сахаре дюны достигают высоты 100-этажного небоскрёба! А самые высокие стационарные дюны украшают пустыню Бадын-Джаран на севере Китая. Высота некоторых из них достигает 500 м. От перемещения и развеивания их защищают почвенные воды, не дающие песку полностью высохнуть.

Скорость движения дюн иногда превышает сто метров в год, но обычно она гораздо меньше (10-20 м/год). Вдоль нижних краёв дюн воздушные потоки слабее. Плюс к тому, снизу песок подпитывается влагой подстилающего грунта. Поэтому эти края успевают зарасти травой с жёсткими, часто ветвистыми стеблями и глубокими корнями. Растения тормозят движение дюнных краёв, середина же продолжает ползти, дюна становится ýже, но длиннее. Если ветры несильны и непостоянны, дюна может покрыться кустарником, деревцами и превратиться в небольшой зелёный холм.

Кстати, растительность – главное отличие дюн от барханов. Те совершенно голые, поэтому и движутся быстрее, и форма у них более причудливая.

Враги или друзья?

Ползущие горы песка могут принести немало неприятностей. Они мешают строительству, засыпают поля, сады, лесополосы, дороги и усадьбы. В XVIII веке нашествие дюн на северо-западе Франции целиком погребло пару городков. А в тамошнем посёлке Сулан песком засыпало даже колокольню местной церкви. Правда, дюны постепенно ушли дальше, и через сотню лет строения удалось полностью освободить из песчаного плена.


В то же время, дюны придают своеобразную красоту многим регионам и ландшафтам (например, Куршской косе в Калининградской области). Песку и ветру могут быть благодарны археологи – песчаные курганы хоронят развалины древних городов, сохраняя их для будущих раскопок. Ну, а любителям пляжного отдыха дюны обеспечивают укрытие от ветра и уединение.

О чём поют дюны

На Земле есть десятки мест, где песчаные холмы можно не только увидеть, но и услышать. Они издают звуки, напоминающие писк, скрежет, дребезжание, ворчание собаки, жужжание пропеллера.

Прогуливаясь по прибрежным дюнам, можно услыхать под ногами короткие мелодичные посвистывания. Другой вариант – «гудящие» дюны пустынь. Вибрирующий гул возникает, когда с высоченных дюн осыпается песчаная лавина. Он, бывает, разносится за 10 км и слышен до 15 минут. Ноги при этом иногда ощущают лёгкие колебания почвы.

В древности считали, что в «поющих песках» слышны голоса призраков и злых местных духов, которые живут в дюнах. Явлению не могут найти чёткого научного объяснения до сих пор. Разработано несколько теорий, но в каждой есть свои изъяны.Твёрдо ясно одно: звук возникает от движения сухих горячих песчинок.

Любители экспериментов не раз ставили опыты с песком. Удавалось даже заставить «гудеть» кристаллики поваренной соли. Выяснили, что малейшая влажность заставляет песок замолчать. С другой стороны, «умолкший» песок может зазвучать после промывания. Возможно, посторонние частички (например, пыль от истирания частиц) мешают «подать голос».

Разгадку искали в том, что «поющие пески» состоят из частиц одного размера и, к тому же, очень гладкие. Однако в опытах отсортированный по размеру и шлифованный песок категорически отказывался «пищать» или «гудеть». К тому же, заметная часть песчинок гудящей Песчаной горы в пустыне Калахари оказалась шероховатой и угловатой.


Феномен пытались объяснить тем, что кварцевые песчинки легко электризуются. Но потом выяснили, что «лающие» пески на Гавайях состоят не из кварца, а из частиц раковин моллюсков и панцирей микроводорослей.

Площадь звучащих дюн Земли резко сокращается: транспорт, массовый туризм, загрязнение окружающей природной среды… Смогут ли наши потомки послушать «поющие» дюны и удивиться этому загадочному голосу природы?

Роман Фрэнка Герберта «Дюна» ждал выхода своей первой экранизации долгих 19 лет. С одной стороны, для книги такого уровня это незаслуженно долго, с другой — как показала практика, даже этого срока оказалось недостаточно.

Роман «Дюна» — это не просто фантастика. И дело даже не в том, что роман получил кучу премий и считается едва ли не лучшей фантастической книгой всех времён. «Дюна» — произведение, переосмысливающее или, если угодно, домысливающее философскую и этическую эволюцию человечества, без утопических прикрас, но и без антиутопических кошмаров, самобытно, уверенно, временами дерзко, но во всяком случае правдоподобно в том смысле, в котором может быть правдоподобным любое предсказание будущего на 19 тысяч лет вперёд.

В книге не просто переплелись, а неразрывно слились воедино мистика и психология, политика и религия, развитие технологий и совершенствование человеческого духа. Перед любым драматургом, который взялся бы писать сценарий по «Дюне», вставала труднейшая задача не растерять всё это богатство, не свести сложный многогранный сюжет романа к банальному фантастическому боевику со спецэффектами.

Первым за экранизацию «Дюны» взялся Алехандро Ходоровски, но этот проект так и не был доведён до конца. Так что лавры (оказавшиеся вскоре скорее терновым венцом) первого экранизатора романа достались Дэвиду Линчу.

Если рассматривать выбор режиссёра не задним умом, а с позиции 1981 года (именно тогда владелец прав на экранизацию продюсер Дино ди Лаурентис пригласил на роль режиссёра Линча), он кажется идеальным. С его тогда ещё не известной всему миру, но уже замеченной продюсером любовью к мистике, загадкам и нестандартным сюжетным ходам Дэвид Линч действительно представлялся наиболее подходящим кандидатом для того, чтобы перенести на киноплёнку загадочное, мистическое и нестандартное творение Гэрберта. Сам Линч зажёгся этой идеей, отказавшись ради неё даже от кресла режиссёра «Возвращения джедая».

Во вселенной Фрэнка Герберта, в отличие от большинства других фантастических миров, главным признаком будущего является не фантастически развитая техника, а фантастически развитый человек. Парадоксальным образом Герберт перекликается тут с великим советским фантастом Иваном Ефремовым, хотя и направления развития, и получившиеся в результате миры у них различаются диаметрально. Тем не менее, «Дюна» — это гимн стремлению человека к совершенству, недаром главной целью ордена Бене Гессерит является создание Квизац Хедераха, совершенного человека, а главной надеждой фрименов — его приход. Одной из заповедей вселенной Герберта стала «Не подменяй машиной человеческий разум», и вот вместо наделённых искусственным интеллектом роботов появляются обладатели сверхмощного естественного ума ментаты, а вместо лихих, но недалёких пилотов космические корабли ведут Навигаторы, способные сворачивать пространство-время исключительно усилиями своего мозга. Телесное совершенство для Герберта не менее важно, чем интеллектуальное. И во дворцах Великих Домов, и в пещерах фрименов отточенное владение своим телом является не просто предметом гордости, но условием выживания и торжества над смертельным врагом. И это только в первой книге, а ведь есть ещё «лицевые танцоры» Тлейлаксу и огромное множество других чудес человеческого совершенствования.

Именно в этой части экранная «Дюна» понесла серьёзную потерю в сравнении с книжной. Линч не захотел делать «ещё один фильм про кунг-фу», зато в результате у него получился «ещё один фильм про супер-гаджеты». С точки зрения содержания различий между бластерами «Звёздных войн» и звуковыми модулями Линчевской «Дюны» гораздо меньше, чем между тем, что создал писатель, и тем, как это исказил режиссёр. Возможно, в этом одна из причин того, что успех у публики «Дюны» не идёт ни в какое сравнение с творением Лукаса, от руководства съёмкой которого Линч отказался. Махина романа Герберта оказалась для режиссёра неподъёмной, хотя возможно, «Дюна» просто стала жертвой монтажа.

Фильм асимметричен, он начинается неспешно и очень детально, хотя и с самого начала серьёзно искажая сюжет книги. К двадцать шестой минуте экранного времени действие добирается только до сцены с Гом Джаббаром, которая в книге находится на пятой странице. Причём снята эта сцена просто блестяще, во всех подробностях, а главное точно передавая смысл этого ключевого для понимания всего сюжета момента. Юный дебютант Кайл МакЛоклен в дуэте с Сильваной Мангано играют блестяще, накаляя обстановку по обе стороны экрана до предела.

Но продолжать дальше в том же духе было невозможно. Известно, что Дэвиду Линчу пришлось сокращать экранное время фильма с четырёх часов до максимально позволительных для того времени двух, однако и четыре часа были явной уступкой режиссёра кинематографическим условностям. Чем дальше по ходу сюжета, тем более действие начинает нестись вскачь, пропуская важные куски, оставляя без объяснения сюжетные повороты, в конце концов экранизация романа становится скорее фантазией, визуальной симфонией Линча на тему романа, чем экранизацией в полном смысле этого слова.

Крупной потерей фильма была его политическая составляющая, хитросплетение интриг и коварных замыслов, тонких ходов, чей эффект проявится только через десятки лет, «ловушек внутри ловушек» и «планов внутри планов», где истина и ложь меняются таким стремительным калейдоскопом, что невозможно становится отличить одну от другой. От всего этого богатства Линч оставляет только основную сюжетную линию. Попавшего под очарование гербертовской мистики режиссёра можно понять. Легендарная и религиозная составляющая мира «Дюны» продуманы глубоко и тонко, а мир фрименов, в котором почти всё является не тем, чем кажется, способен заворожить и менее тонко чувствующие души, чем будущего создателя «Твин Пикса». Но разрушив многомерность романа, Линч — автор сценария оказал медвежью услугу своему фильму, превратив его в помесь госпела и боевика, хотя «Дюна» — ни то, ни другое.

Особенно заметно это проявляется в концовке фильма, которая следует только формальной цепочке событий романа, но изображает их кардинально по-иному, комкано и зло. Финальные кадры заряжены такой яростью, как будто режиссёр пытался через них сублимировать собственное отношение к работе, вышедшей из-под его контроля и вылившейся совершенно не в то, чем должна была стать изначально. В конце концов, как известно, режиссёр и убрал своё имя из титров, заменив его традиционным Аланом Смити, но, несмотря на все проблемы фильма, почерк и визионерский подход Дэвида Линча к кино видны в каждом кадре «Дюны».

Что ж, с первой попытки оседлать песчаного червя не получилось даже у Пола Атридеса. Снятый в 2000 году мини-сериал Джона Харрисона тоже оказался неудачным — в нём много политики, но совершенно ушла мистическая сторона, отчего сюжет стал ещё более плоским. Теперь надежда на Дэни Вильнёва, который в настоящее время занимается подготовкой новой экранизации романа. Возможно, именно ему удастся стать настоящим наездником песков.

Дюны в природе распространены там, где есть песок и ветер. Они являются неотъемлемой частью Сахары, не редки на берегах Аральского моря, в пустыне Атакама (Чили), попадаются в дельте сибирской реки Лены и наблюдаются возле Байкала. Иногда эти песчаные образования называют барханами, что не меняет их сути.

Как образуются дюны

Всё начинается с маленького песчаного бугорка. Образуется он возле камня или куста растения. В этом месте ветер, несущий песчинки, расстаётся с ними, и они оседают на земле. Крошечный холмик постепенно растёт и превращается в преграду для ветра. Если тот долго дует в одну сторону, то образуется большой холм. С наветренной стороны он пологий и вогнутый, а с подветренной крутой и выпуклый.

Так и образуются дюны. Их внешняя форма во многом зависит от силы и направления ветра. Если тот дует в одну и ту же сторону, а растительности практически никакой нет, то в этом случае песчаные холмы представляют собой длинные и волнистые складки. Их гребни располагаются под прямым углом к направлению ветра.

Схема образования дюны и её движения за счёт переноса песка ветром

В тех местах, где песка мало, песчаные холмы напоминают по форме наконечник копья. Но ветер редко дует в одну сторону. Гораздо чаще он меняет направление и заставляет песок образовывать другие формы. Чаще всего песчаные холмы приобретают форму звезды с расходящимися в стороны многочисленными лучами. Гребни у них в этом случае крутые и сходятся в одной точке. При этом вершины может достигать в высоту нескольких десятков метров.

Такие песчаные образования малоподвижные и способны сохранять первоначальную форму много лет и даже столетий. Примером могут служить дюны в Бискайском заливе. Там, вдоль побережья Франции, тянется гигантская полоса песка. Её ширина доходит до 8 км, а высота до 100 метров. Также на Куршской косе (Балтийское море) встречаются песчаные горы высотой до 60 метров.

Движение дюн

Подчиняясь силе ветра, песчаные горы могут двигаться. Правда, скорость у них небольшая и не превышает 10 метров в год. Ветер перегоняет песок с одного склона на другой и как бы заставляет дюну ползти, оставляя позади себя изрытую воронками котловину.

Там, где проходит песчаная гора, остаётся безжизненная почва. Ветер при этом выдувает у подножия песчаных образований целые лабиринты оврагов. Иногда песок движется на человеческое жильё. В этом случае люди вынуждены покидать свои дома.

На Куршской косе 300 лет назад песок накрыл рыбацкую деревню. Прошли столетия, и песчаная гора, двигаясь дальше, начала освобождать засыпанные строения. Освободила она и старое кладбище. Из земли при этом начали появляться полусгнившие гробы и человеческие кости.

Вид на дюны сверху

Растительность возле дюн

Дюны в природе неразрывно связаны с растительностью. Только ей по силам остановить движение сыпучих песчаных холмов. Растения сковывают неуклонное движение песка вперёд. Но жить на песчаной горе или рядом с ней растениям нелегко. У них, как правило, длинные разветвленные корни, которые позволяют добывать воду на большой глубине. Листья покрыты восковым налетом и свернуты в трубочку. Это позволяет им более экономно и рационально расходовать влагу.

Среди дюн живёт морская горчица. Представляет она собой однолетние растение с упругим стеблем. Её главным преимуществом является скорость. Растение быстро цветёт, даёт семена, а затем стебель трансформируется в перекати-поле. Ветер его подхватывает, несёт, и семена рассеиваются.

Растения вначале обживают подножия песчаных гор с той стороны, откуда песок уже ушёл. Первой появляется полынь, затем букашник, астрагал, булавоносец. После этого на почве закрепляется песчаная осока. У неё очень крепкое и длинное корневище. Постепенно формируется жизнеспособная почва, которую покрывают мох и кусты ивы.

Всё это со временем останавливает движение песчаной горы. Она начинает обрастать кустарниками и лесом. В нём селятся птицы и звери. Однако данный процесс может продолжаться сотни лет.

Иногда дюны издают тихую и грустную мелодию. Это ветер подхватывает несчётное число песчинок, а те сталкиваются друг с другом и генерируют звуковой эффект. Неискушённым людям может показаться, что это бог ветра медленно перебирает струны на своей арфе.