Что такое личность и индивидуальность. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. Теоретические и практические

Осмысление внешнего мирачеловеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать терминомсамосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

Одним из первых вопрос о самосознании в европейской культуре ставит Сократ, провозглашая свою знаменитую установку «познай самого себя». Однако, самосознание понималось им в форме самопознания. В философии Средневековьяпроблемы самосознания анализировались в контексте исследования человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени, и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку – это его собственное «Я», факт его мышления. Самосознание тем самым основывалось на непосредственной данности психического, что означало, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта, который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако, и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум. Разумным было самосознание в философии Гегеля, где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появилисьиррационалистические тенденции в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности. Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы. На место разума встает особое созерцание.

Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования.Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.



Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности. Самосознание имеет явные и неявные формы. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности носят название рефлексии. Рефлексия представляет собой не только осознание того, что есть, но и одновременно фактор изменения самого человека. При этом рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте осознаваемой или неосознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.

Вопрос 6. Соотношение социального и биологического в природе человека. Человек: индивид,

Соотношение социального и биологического в поведении человека не является статичным. В процессе развития организма и общественного развития человека это соотношение изменяется.

1. Развитие человеческого организма. Преобладают биологические факторы. На биологическое развитие индивидуума оказывают влияние 3 фактора: 1) генетические (наследственные); 2) экологические (влияние внешней среды); 3) индивидуальные (образуются под влиянием названных факторов).

В настоящее время наукой не доказано существование каких-либо прирожденных программ социапьно-попожительно го или же преступного поведения Генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно, но при этом о биологическом элементе забывать не следует.

2. В процессе формирования личности биологический элемент выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее.

В процессе формирования личности существенное значение имеют следующие биологические факторы: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.
Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не одинаково.

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяже­нии многих веков используется понятие "личность" - совокуп­ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на­выков, ценностей, целей.

Таким образом, человек - это социально-биологическое су­щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело­века контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое усло­вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож­ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва­лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально­го и биологического, в человеке оставалось только одно - био­логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст­венном развитии и даже после возвращения в человеческое об­щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль­но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове­ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического инди­вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при­чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Индивид, то это - единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.

Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей.

Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других.

Понятие «человек» это высшая ступень в развитии всего живого на Земле. «Homo sapiens» выступает как многосложная система, сочетающая природные и социальные качества. Понятие «человек» чаще всего характеризует способ деятельности, совокупность качеств и способностей.

Individuus (индивид) особь, обладающая различными особенностями.

Исходя из этого, «человек» - это понятие природно-общественное. «Личность» - это понятие социальное.

Личность поначалу имело значение – «маска», которая в театрах Древней Греции надевалась актерами перед спектаклем. Исполнитель на время становился другим человеком. У каждой роли была своя маска. Позже, личность стала означать еще и латинское «persona».

Личность развивается постепенно: рождение, проявление индивидуальности, формирование личности в процессе социализации. Выходит, что личность является социализированным индивидом. То есть, личность – это субъект общественных отношений (результат успешной первичной социализации). Важные условия развития личности – это генетическая и биологическая предрасположенность, социальная среда, культура и индивидуальный опыт (ошибки, успехи, навыки). Подлинные основания и движущая сила в развитии личности – совместная кропотливая работа и общение с людьми. Если личность творческая, то у нее особенные качества и способности (талант) для инновационной работы.

Взгляд изнутри

Индивидуальность – это качество, которое наделяет личность уникальными, сугубо индивидуальными чертами и делает личность отличной в общей массе. Индивидуальность – понятие сугубо субъективное (оценка человеком самого себя). Приобретение комплекса характерных черт и качеств, благодаря которым происходит формирование личности. А личность – то, как человек выглядит в глазах общества.

Я такой один!

Индивидуальность складывается из, так называемых «кирпичиков», которые позволяют отличать каждого из нас в общей массе. Человеческий род, эволюция всей цивилизации свершилась именно благодаря индивидуальным характеристикам. Во взаимодействии отдельных представителей друг с другом создается цепь.

Отражение в глазах

Человек формируется в личность и индивидуальность с самого рождения. Сложная модель общества без развития каждого человека в отдельности практически невозможна.

Именно в самые кризисные моменты и происходит проявление индивидуальности. Принятие правильных решений, способность взять ответственность на себя – это и является показателем индивидуальности отдельно взятого человека. Черты этой индивидуальности могут быть и отрицательными и положительными в глазах группы, к которой относится человек.

Развитие личности находится в полной зависимости именно от этой оценки. Вы видите себя в глазах других и делаете вывод, какими должны быть дальнейшие шаги. Человек во многом зависит от того, как к вам относятся в обществе. Личность и индивидуальность человека находятся в тесной зависимости от отношения общества.

Важно, начать играть по правилам игры, которые приняты в обществе. Но, важно, не опуститься на дно и не потерять себя. Если вы личность незаурядная, то вам нечего бояться, вы сможете проявить себя в любой сфере. От поступков отдельных ярких индивидуальностей зависят поступки и более слабых представителей социальной группы. В психологии индивидуальность и личность, часто взаимодействуют.

Формирование определенных качеств человека не может произойти без взгляда на общество. Психологи тщательно изучают и объективные и субъективные факторы, которые могут повлиять на поведение человека. И если он не может взаимодействовать внутри общности и с самой средой, специалисты стараются помочь решить эти проблемы.

Свой стиль тоже проявление индивидуальности. Мы, вот здесь, покупает модные туфли, которых больше ни у кого нет. А здесь платья от известных брендов. Сегодня люди не хотя быт как все, ищут свой стиль, свое направление, проявляя в этом собственную индивидуальность.

Индивидуальность — это обладание набором определенных характеристик, которые помогают выделить индивидуума среди других и установить его уникальность. Индивидуальность включает совокупность качеств, помогающих отличить человека среди представителей его вида, а также феноменологию способов их взаимосвязи. Развивается эта совокупность качеств и формируется окружающими людьми, социумом, семьей, накопленным детским опытом. Однако важным является, насколько личность будет самостоятельно формировать себя, и идти выбранным индивидуальным путем.

Индивидуальность это в психологии совокупность , качеств перцептивных процессов, интересов. Различают выраженную и скрытую формы. При выраженной индивидуальности проявляются внешние отличительные особенности — открытое проявление способностей; при внутренней предполагается, что заложенные природой уникальные способности не находят места применения или условий для проявления. Каждый из этапов развития, от заимствованной и общепринятой манеры поведения до своей собственной жизненной уникальности имеет свою версию, свой индивидуальный узор. Человек призван развивать свою уникальность.

Понятие индивидуальность

Понятие индивидуальности вошло в несколько научных областей и строится на разных составляющих определения соответственно. В биологическом ракурсе в это понятие вкладывается уникальность и оригинальность каждой особи внутри вида, и самого вида среди остальных живых существ. К биологическим признакам индивидуальности относят генетически передающиеся параметры, такие как внешний вид, продолжительность жизни, возрастные изменения, внутривидовые и феминно-маскулинные особенности проявления.

Однако, касательно человеческого существа, стоит рассматривать индивидуальность, как особую уникальную форму пребывания в обществе, это позволяет отойти от исключительно биологического рассмотрения данного понятия, где все изначально закладывается природой. Так как невозможно считать индивидуальностью лишь уникальность сетчатки глаза или отпечатков пальцев, необходимо брать во внимание и общественные качества, психологический аспект; уникальность складывается из неповторимых сочетаний биологического и общественного.

Остановимся на психологических особенностях. Индивидуальность человека предстает набором таких психологических категорий: темперамент, интеллект, характер, привычки и увлечения, общение и выбор деятельности, особенности перцептивных процессов. Однако, просто наличия неповторимых качеств для понимания индивидуальности недостаточно, является очень существенным обращать внимание на тип уникальных взаимосвязей между этими качествами.

В психологии индивидуальность это анализ (качественный и количественный) уникальных характеристик человека. Проявляться индивидуальность может в одной или нескольких сферах одновременно. Различие в степени развития и преобладания каких-либо характеристик и качеств вместе с различными способами использовать заложенные данные и порождает неповторимость каждого.

Человек не изолированное, отдельное существо, а член коллектива. Индивидуум индивидуален, когда предпочитает не ограничиваться коллективными нормами, а преобразует их и собственную личность, чтобы достичь более высокого уровня .

Индивидуальные черты личности в большей степени считаются приобретенными, за исключением тех немногих характеристик, которые свойственны каждому . Непохожесть каждого человека развивается и формируется из нескольких основных составляющих. Первая составляющая – это наследственность. Биологическое свойство живого организма, у человека предопределяет как внешние признаки, так и реакции поведения на определенные типы событий. Вторая составляющая – это окружение. Сюда относят культуру, в которой родился и воспитывался человек, нормы поведения, идеалы, ценности этой культуры; семью, где берут свое начало жизненные сценарии, стереотипы поведения, предубеждения относительно людей и явлений; принадлежность к определенным социальным группам. Третья составляющая – особенности темперамента, характера, т.е. сама индивидуальность человека также имеет не малое влияние на формирование дальнейшей индивидуальности.

Сейчас все чаще поднимается вопрос о стирании индивидуальности при помощи средств массовой информации, где реакции стандартизируются, способность к активному мышлению и анализу ослабевает, вариативность поведенческих реакций уменьшается, так все подается в готовом виде, с расставленными приоритетами и подсказками к необходимому выводу. Для людей, у которых не сформирована индивидуальность (дети, подростки) это может привести к стандартизации мышления и действий, отсутствию критики и остановке в формировании собственной личности. При навязывании обществом стандартов поведения и реагирования ставит под вопрос становление личности, как таковое. Происходит омассовление сознания, исчезновение индивидуальности, личной ответственности, собственных решений.

Человек со сформированной индивидуальностью являет собой зрелую личность, которая достаточно самостоятельна, полагается в решениях на собственное мнение, не зависящее от большинства, у которой развита мотивационная сфера.

Личность и индивидуальность

Понятия человек, индивидуальность, личность в рамках рассмотрения психологии не тождественны, хотя в течение определенного времени употреблялись как взаимозаменяемые. Человек, индивидуальность, личность однопорядковые понятия, хотя резкое разделение их ошибочно, т.к. характеризуют один объект. Человеку присуща бинарность — он может руководствоваться как , так и социальностью.

Понятие человек отражает вид млекопитающего – биосоциального существа, которое наделено сознанием, мышлением, обладает речью, логикой, отличается прямохождением, и имеет высокоразвитый мозг и социальность. Из многих фактов известно, что дети, которые выросли за пределами человеческого общества остаются на уровне развития животных группы, которая была близка, даже при последующем обучении (сказка про Маугли является мифом). Человек рождается в мире, где до него уже другими людьми были сформированы условия и правила жизни, соответственно и приобретает адаптивные и подходящие под стандарты данного мира способности и навыки.

Индивидуальность в психологии это отраженная самобытность индивида, взятого отдельно из вида, его биологические свойства (такое описание понятия можно применять как для человека, так и животного). Заложенные изначально физиологические уникальные особенности человека вследствие социализации и развития получают огромную вариативность личностного проявления. Личность же напрямую связана с мировоззренческой позицией человека, общественной обусловленностью, развитием собственной уникальности.

Понятия человек, индивидуальность, взаимосвязаны, являются перетекающими и обуславливающими друг друга отдельными элементами. Личность немыслима без индивидуальности, поскольку подчиняясь социальному влиянию, человек выбирает индивидуальные пути самопроявления.

Индивидуальность рассматривается не совместно и синонимично личности, а обособленно, как самостоятельное ее свойство. Формирование личности подчинено индивидуальности; реакции человека определяются нестандартностью его сознания, присущими особенностями.

Индивидуальность, как часть или характеристика феноменологичности личности – это собственный, неповторимый способ человека проживать свою жизнь, предстает, как способ выражения собственного уникального мира и пути, который определяется сочетанием влияния собственных усмотрений человека и социальных предрасположенностей. На этом пути становления уникальности и реализации всего индивидуально заложенного потенциала начинает формироваться личность.

Понятие личности появилось для отображения субъектной активности человека, отражении жизнетворческой направленности и общественных составляющих.

Развитие любых форм личности по вектору своей направленности отличается от вектора развития индивидуальности. Формирование личности предопределено социализацией, освоением общих норм поведения для всех. Индивидуальность же проявляется в выделении человека из общества, в его обособлении, непохожести, умении себя проявить, выделить.

Личность - человеческая сущность, поступки и которой имеют социальное определение, носят общественную направленность, отвечают духовным, идейным и нравственным социальным нормам; постоянны и . К феноменологии личностных качеств не относятся биологические качества и те способности, которые социально не обусловлены. Личность человека динамична, является системой, способной к гибкости и изменениям, сохраняющей при этом устойчивость.

Развитие личности приходит со способностью корректировать отношение к себе, своему мировоззрению, переоценивать и пересматривать полученный опыт вследствие изменения информации, условий и знаний. Сама личность сравнима с набором социальных масок, (начальника, отца, любовника и пр.). Взаимодействие не на уровне масок-ролей внеличностно. Изменения личности наступают при кардинальных изменениях жизненных ситуаций, когда меняется социальная роль человека и требуется пересмотреть свое поведение, умения, самовосприятие.

Соединение и дуалистическое противопоставление индивидуальности и личности прослеживается в данной структуре соотношения биологического и социального при развитии человека:

— низший – биологические факторы, передающиеся генетически (внешний вид, возрастные и видовые особенности);

— перцептивные особенности;

— социальный опыт человека;

— высший – направленность личности (характер, взгляды на мир, общественные идеи).

В детские годы преобладают больше биологические факторы, определяющие уникальность, со временем подключаются, а потом берут ведущую роль социальные аспекты определения особенностей личности. Изменения случаются благодаря самой личности и ее социализации, в процессе которой, должно произойти сознательное усвоение общественных принципов.

Черты личности, ее качества являют стабильные характеристики, которые остаются ярко проявляющимися даже при смене внешних обстоятельств жизни субъекта. В одинаковых условиях развиваются абсолютно разные личности, или остаются такие же разные индивидуальности. Как все сложится и во что преобразуется, зависит от полученных изначально индивидом качеств, направленности и стремлении его индивидуальности, степени развития личности и построении уникального творческого жизненного пути. Внутренний мир, личностное проявление зависит не от внешнего внедрения фактов, но от внутренней работы по переработке входящей информации.

Индивидуальностью быть проще, личностью сложнее, это требует осознанности, ответственности, постоянного развития. Но столь привлекательная идея, чтобы все в обществе имели максимально развитый уровень индивидуальности, для социальной системы представляет опасность в виде угрозы ее стабильности.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей – личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не обязательно входят в характеристику его личности. Они могут быть, и не представлены в формах деятельности и общения, важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность.

Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе меж личностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека.

Быт личности в социальном и внешнем мире – это деятельность. В деятельности личность формируется, выражается и осуществляется. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны того, какие отношения личности в деятельности реализуются, мы говорим о направленности личности. Когда мы рассматриваем деятельность со стороны способов реализации отношений личности, мы говорим о способностях личности. Когда мы рассматриваем интеграцию, единство и взаимосвязь направленности и способов деятельности, интеграцию социального поведения и предметной деятельности – мы говорим о характере. Таким образом, структура личности в ее отношениях и взаимодействии с миром включает в себя направленность, способности и характер.

Когда мы говорим об отношениях личности человека к миру и связанных с этим переживаниях, то мы обращаемся к следующему миру, в котором живет человек, – это «мой», внутренний мир. Это мир, наполненный переживаниями, личностными смыслами, ощущением личной причастности, личной отнесенности к чему-либо, «событийности» существования с другими людьми. Это мир, в который может войти предметная деятельность как «моя личная» деятельность, как творчество, а не просто утилитарно – полезная деятельность. Обезличенное предметное действие, социальное поведение входит в «мой» мир как межличностное общение, как соприкосновение с внутренними мирами других людей, как способ открыть себя другим людям, как самовыражение. В «моем» мире появляется и специфические для него виды деятельности: игра, искусство, религия, общение как соприкосновение внутренних миров.

Личная отнесенность индивидуума к внешнему и социальному миру проявляются в той мере, в какой они становятся частью мира внутреннего, в той мере, в какой их быт становится для человека «событийным» или событием. В основе этого мира лежат не объект – объектные отношения, как в мире внешнем, не субъект – объектные отношения, как в мире социальном, а субъект – субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения и т.д.). Поэтому главный критерий интерсубъективного поведения, когда завязываются действительно личные, «событийные» отношения между людьми, – не полезность, не правильность, а искренность, правдивость и открытость. Мы верим художнику (актеру, писателю, живописцу), если считаем выраженные им переживания искренними, и в этом случае у нас возникает сопереживание, и «мой» внутренний мир обогащается новым переживанием, новым взглядом на мир, которого не было в личном опыте.

Человек является личностью, лишь, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя, как неотъемлемый компонент, формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающими. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает перед нами в плане психологического изучения личности, – это вопрос о ее самосознании, о личности «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки. Проблема психологического изучения личности не заканчивается на изучении психических свойств личности – ее способностей, темперамента и характера; она завершается раскрытием самосознания личности.

Единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет, поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.

Единство организма и самостоятельность его органической жизни является первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности, связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания. Элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения личности или распада личности бывают связаны с нарушениями органической чувствительности.

Источник самосознания никак не приходится искать в «соотношениях организма с самим собой. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими.

Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути.

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым.

Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

Однако этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность.

Самостоятельность субъекта никак не исчерпывается способностью выполнять те или иные задания. Она включает более существенную способность, самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить, и связано с выработкой цельного мировоззрения.

Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем с более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.

На этих высших ступенях развития личности и ее самосознания особенно значительны, оказываются индивидуальные различия. Всякий человек является личностью, сознательным субъектом, обладающим и известным самосознанием; но не у каждого человека те качества его, в силу которых он признается нами личностью, представлены в равной мере, с той же яркостью и силой. В отношении некоторых людей именно это впечатление, что в данном человеке мы имеем дело с личностью в каком-то особенном смысле этого слова, господствует над всем остальным. Мы не смешаем этого впечатления даже с тем очень близким, казалось бы, к нему чувством, которое мы обычно выражаем, говоря о человеке, что он индивидуальность. «Индивидуальность», – говорим мы о человеке ярком, т.е. выделяющемся известным своеобразием. Но когда мы специально подчеркиваем, что данный человек является личностью, это означает нечто большее и другое. Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы. У личности есть свое лицо. Такой человек не просто выделяется в том впечатлении, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. В высших своих проявлениях это предполагает известную самостоятельность мысли, не банальность чувства, силу воли, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагают глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личность – это не существо, которое просто вросло в среду; личностью является лишь человек, способный выделить себя из своего окружения для того, чтобы по-новому, сугубо избирательно связаться с ним. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно выявляется во всем его существе.

Подлинная личность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределиться. К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся безразлично, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья. Как бы мирно внешне не протекала жизнь такого человека, внутренне в нем всегда есть что-то активное, наступательно – утверждающее.


В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается по существу всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией. Все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту – общественному индивиду – личности.

Проблема личности в психологии выступает и как самостоятельная. При этом в разном плане изучается различными отраслями психологической науки. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психических свойств, которые характеризуют человека как индивида, индивидуальность, личность.

Понять что такое личность можно только при изучении реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.

Смысл изложенного заключается в том, что наша цель была последовательно, шаг за шагом проследить путь познавательного проникновения в психическую жизнь личности и на основании этого предположить, что все многообразие психических явлений – функций, процессов, психических свойств деятельности… – принадлежит личности и смыкается в ее единстве.

Существует большое количество понятий, что такое личность в отечественной и зарубежной литературе, но это каждый раз определяется только уровнем развития науки и позицией автора.


Похожая информация.


Человек как отдельный представитель человеческого рода есть индивид . Индивид – материальная основа личности.

Человеческий индивид характеризуется следующими особенностями:

1. Внешним человеческим обликом . Наиболее важное значение здесь имеют, прежде всего:

    строение тела , его органов и связанных с ними жизненных сил и потребностей ;

    прямохождение (передние конечности свободны и используются для манипулирования предметами, средствами труда и т.п.);

    особое строение гортани способной к членораздельной речи;

    отсутствие на большей части тела значительного волосяного покрова, что значительно повышает осязательную чувствительность и вместе с тем создает большую уязвимость к колебанию температуры ;

    высоко развитая центральная нервная система и мозг ;

2. Способность к мышлению ;

3. Способность к труду .

Индивидуальность

Каждый человек обладает не только всеобщими (разум, воля, чувства, способность к труду), но и индивидуальными, только ему присущими (личностными) социальными качествами и свойствами, которыми этот человек отличается от других людей. Понятие индивидуальность отражает неповторимость и уникальность качеств, свойств и способностей данной конкретной личности.

Индивидуальные качества выражают:

а) самостоятельность индивидуального существования: способность быть самим собой , действовать исходя из своих собственных побуждений, сохраняя тождество (согласие) с самим собой , быть самостоятельным в рамках своего целого (рода, семьи, коллектива, общества).

б) целостность : это значит, что качества и свойства данной личности не делимы и не отделимы от нее, т.е. не существуют как нечто независимое от данного индивида; каждый человек обладает наличным сознанием упорядоченности и внутренней целостности своего субъективного мира, в системе которого он рассматривает все свои переживания (ощущения, представления, чувства, вожделения и склонности и т.д.), отводя каждому из них свое место в этой системе.

Личность

Если в понятии “индивид” отражаются все (не только социальные, но и биологические – антропологические, физиологические и т.п.) особенности данного конкретного человека, то понятие личности фиксирует социальные качества человека, свойственные ему как отдельному индивиду. Личность – средоточие, своего рода центр переплетения различных социальных отношений человека, данного конкретного индивида. Она – социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу существования и проявления этой сущности. Неповторимость и индивидуальное своеобразие существования человека как личности означает: каждый человек неповторим , уникален в своих всеобщих сущностных проявлениях, а именно – в умственных способностях, чувствах , в своем характере , общении , труде , не говоря уже о внешнем облике и поведении .

Единство социального и индивидуального , сущности и существования как конкретно-историческое единство противоположностей – важнейшая сущностная характеристика всякой личности.

Основными элементами психической жизни личности являются побуждения , характер , способности , мировоззрение .

1. Побуждения . К побуждениям личности относят все то, что приводит ее в движение , выступает целью или мотивом человеческой деятельности. Человек обладает сознанием. Поэтому главными побудительными причинами поведения и деятельности личности выступают не бессознательные потребности, не слепой инстинкт жизни, а потребности осознанные , проявляющиеся как цели и мотивы . При этом, если иметь в виду различие природной или социокультурной основы всех человеческих побуждений, их классифицируют на:

    побуждения естественные (биологические): потребности, влечения, инстинкты, склонности, предрасположения;

    побуждения культурно-исторические или социальные : интересы, цен­­­ности, мотивы, цели, чувства, эмоции;

2. Характер – качества личности как социального существа, сформированные социальной средой, системой социальных отношений , социальным статусом и ролями .

Содержания характера составляют: иерархическая структура основных потребностей, мотивов дея­тель­ности, интересов, ценностей и целей жизни. Это то, что зависит от социальных условий жизни людей и их деятельности. Например, человек от природы обладает способностью к членораздельной речи, к мышлению и труду. Но сами по себе эти способности, будучи заложены изначально в любом человеческом индивиде, развиваются в то, что они есть лишь в определенных условиях . Для человеческого индивида такими условиями, являются общение с другими людьми и обусловленные этим общением социальные отношения . Человек сам по себе, т.е. без других людей – не более чем животное, хотя и высокоразвитое. Личинка бабочки в возможности содержит все необходимое, чтобы развиться в бабочку. Но для того, чтобы это произошло, требуются определенные условия . Если бабочку бросить в воду или муравейник – она погибнет. Если человеческого индивида (ребенка) поместить в волчью стаю, то следствием этого будет нечто мало похожее на человеческую личность.

Форма характера определяется темпераментом, от которого зависят индивидуальные особенности протекания нервных про­цессов, их сила и скорость.

3. Способности . Различают: а) естественные (то, что заложено природой: глаз художника, ухо музыканта, рука скульптора и т.п.); б) наработанные самой личностью в процессе социализации и самовоспитания .

К основным способностям личности можно отнести:

    внимание;

  • интеллект (умственные способности);

    мышление;

4. Мировоззрение .

Мировоззрение – это определенная система знаний , убеждений и ценностей жизни данной личности и обусловленный им стиль мышления .

Личность, как ее определяют социологи, – это «целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения” (В.А. Ядов).

Изучение социальных качеств личности предполагает анализ трех основных аспектов ее взаимо­действия с обществом.

1) Социальное положение (статус).

2) Общая направленность внутренней жизни личности: психический склад, характер, способности, мировоззрение.

3) Социальная деятельность и сознание (самосознание ).

Основные факторы развития личности:

1) Биологическая наследственность;

2) Физическое окружение (природная среда);

3) Культура;

4) Групповой опыт;

5) Индивидуальный опыт.