Что такое метод выделения полного квадрата. Разложение многочленов на множители. Метод выделения полного квадрата. Комбинация методов. Разложение на множители квадратного трехчлена


  • Домашнее задание – параграф 6 – пересказ;
  • Рабочая тетрадь – стр.19-20

  • Особенности Византии.
  • Власть императора.
  • Юстиниан и его реформы.
  • Войны Юстиниана.
  • Вторжение славян и арабов.
  • Борьба с внешними врагами в VIII-IX веках.


1. Прочитайте текст учебника на стр. 47 (предисловие к п.1 §6).

2. Выполните задание в Р.Т. №1 стр. 21 (текст с ошибками).

2. Сделайте вывод об особенностях развития Византии (устно).

395 год, Римская (Ромейская), римляне (ромеи), Галлия, Рим, Константинополь.


  • В 395 году Восточная Римская империя стала самостоятельным государством.
  • Столица - город Константинополь , который когда-то был греческой колонией Византий .
  • Поэтому государство и назвали Византией (Византийской империей).
  • Сами византийцы считали, что по-прежнему живут в Римской империи, поэтому называли себя ромеями (римлянами), а империю – Ромейской (римской).
  • Просуществовала более 1000 лет .

Г еографические

  • огромная территория, включало много стран
  • расположено в Европе и Азии (Запад и Восток)

Общественные

  • разнообразие народов, языков, культур
  • много городов, многочисленное население

Экономические

  • хорошо развито с древности хозяйство (земледелие, скотоводство, ремесла, города, международная торговля)
  • перекресток торговых путей (морские и сухопутные)

Политические

  • продолжало развитие …
  • сохранилось единое государство с деспотической императорской властью
  • продолжало развитие …

Особенности Византии.


Власть императора.

  • Прочитайте пункт 2 учебника (с. 48-49).
  • Докажите, что византийский император обладал огромной властью.
  • Заполните схему:

Власть императора


Власть

императора

верховный

судья

наследственная

распоряжается

казной

назначает

чиновников и военачальников

руководит

внешней

политикой

главнокомандующий,

наемная армия,

флот


Юстиниан и его реформы.

  • Задание. Прочитайте пункт 3 (стр. 49-50 учебника).
  • Определите основное правило правления Юстиниана ; подтвердите его фактами (выпишите в тетрадь).

Юстиниан (527-565 гг.)


Войны Юстиниана

  • Цель: восстановить Римскую империю.

Ю-З Испания,

Северная Африка,

вандалы, Карфаген


Территориальные завоевания Восточной Римской Империи при Юстиниане I.

Территории по состоянию на 527 год (начало правления)

- к концу правления императора - 565 год , наибольшие территориальные владения за всю тысячелетнюю историю Византийской (Восточной Римской) Империи

На уроке, посвященном теме «Византийская империя VI-VIII вв.», рассказывается о наследстве, которое принадлежит восточной и западной части империи. Влияние соседей и религиозный кризис внутри империи имели серьезные последствия. Рассказывается о временах правления Юстиниана как наиболее удачных для империи, о правлении Ираклия, на смену которому придет Лев III.

Тема: Восточная империя и арабы
Урок: Византийская империя в VI - VIII вв.

В отличие от Западной Римской империи, Византия не только устояла под натиском варваров, но и просуществовала более тысячи лет. В нее входили богатые и культурные области: Балканский полуостров с прилегающими островами, часть Закавказья, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет. С глубокой древности здесь развивались земледелие и скотоводство. В Византии, в том числе на территории Египта, Ближнего Востока, сохранились оживленные, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Здесь были развиты такие ремесла, как производство стеклянной посуды, шелковых тканей, тонких украшений, папируса.

Константинополь, расположенный на берегу пролива Босфор, стоял на пересечении двух важных торговых путей: сухопутного — из Европы в Азию и морского — из Средиземного моря в Черное. Византийские купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, где имели свои города-колонии, Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе, куда они привозили дорогие восточные товары.

Рис. 1. Константинополь ()

В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранялось единое государство с деспотической императорской властью. Власть императора передавалась по наследству. Он был верховным судьей, назначал военачальников и высших чиновников, принимал иностранных послов. Император правил страной с помощью множества чиновников. Они старались всеми силами получить влияние при дворе. Дела просителей решались с помощью взяток или личных связей.

Византия могла защищать свои границы от варваров и даже вести завоевательные войны. Распоряжаясь богатой казной, император содержал большую наемную армию и сильный флот. Но бывали периоды, когда крупный военачальник свергал самого императора и сам становился государем.Империя особенно расширила свои границы в правление Юстиниана (527-565 гг.).

Рис. 2. Император Юстиниан ()

Умный, энергичный, хорошо образованный Юстиниан умело подбирал и направлял своих помощников. Под его внешней доступностью и любезностью скрывался беспощадный и коварный тиран. Юстиниан боялся покушений на свою жизнь, а потому легко верил доносам и был скор на расправу. Основным правилом Юстиниана было: «единое государство, единый закон, единая религия». Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей. Его правление началось невиданными гонениями на язычников, иудеев и отступников от учения церкви. Их ограничивали в правах, увольняли со службы, осуждали на смерть. Была закрыта знаменитая школа в Афинах — крупный центр языческой культуры. Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введенные самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользованию законами. Эти труды были изданы под общим названием «Свод гражданского права» . Данный свод законов сохранил для следующих поколений римское право. Его изучали юристы в Средние века и Новое время, составляя законы для своих государств.

Юстиниан сделал попытку восстановить Римскую империю в прежних границах. Пользуясь раздорами в королевстве вандалов, император отправил на 500 кораблях войско для завоевания Северной Африки. Византийцы быстро одержали победу над вандалами и заняли столицу королевства Карфаген. Затем Юстиниан приступил к завоеванию королевства остготов в Италии. Его войско заняло Сицилию, юг Италии и позднее овладело Римом. Другое войско, наступая с Балканского полуострова, вступило в столицу остготов Равенну. Королевство остготов пало. Но притеснения чиновников и грабежи солдат вызывали восстания местных жителей в Северной Африке и Италии. Юстиниан был вынужден посылать новые армии для подавления восстаний в завоеванных странах. Потребовалось 15 лет напряженной борьбы, чтобы полностью подчинить Северную Африку, а в Италии на это ушло около 20 лет. Использовав междоусобную борьбу за престол в королевстве вестготов, войско Юстиниана завоевало юго-западную часть Испании.

Рис. 3. Византийская империя при Юстиниане ()

Для защиты границ империи Юстиниан строил на окраинах крепости, размещал в них гарнизоны, прокладывал к границам дороги. Повсюду восстанавливались разрушенные города, сооружались водопроводы, ипподромы, театры. Но население самой Византии было разорено непосильными налогами. Повсюду вспыхивали восстания, которые Юстиниан жестоко подавлял.

На востоке Византии пришлось вести долгие войны с Ираном, даже уступить Ирану часть территории и платить ему дань. Византия не имела сильного рыцарского войска, как в Западной Европе, и стала терпеть поражения в войнах с соседями. Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла почти все завоеванные на Западе территории. Лангобарды заняли большую часть Италии, а вестготы отобрали свои прежние владения в Испании.

С начала VI в. на Византию нападали славяне. Их отряды подступали даже к Константинополю. В войнах с Византией славяне приобрели боевой опыт, научились сражаться строем и брать штурмом крепости. От вторжений они перешли к заселению территории империи: заняли сначала север Балканского полуострова, затем проникли в Македонию и Грецию. Славяне превращались в подданных империи: они стали платить в казну налоги и служить в императорском войске.

С юга на Византию в VII в. напали арабы. Они захватили Палестину, Сирию и Египет, а к концу века и всю Северную Африку. Со времен Юстиниана территория империи сократилась почти втрое. Византия сохранила лишь Малую Азию, южную часть Балканского полуострова и некоторые области в Италии. В VIII в. произошел перелом в войнах Византии с арабами. Византийцы стали сами вторгаться во владения арабов в Сирии и Армении и позднее отвоевали у арабов часть Малой Азии, области в Сирии и Закавказье, острова Кипр и Крит.

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

Домашнее задание

1. Какие известные вам государства древности входили в состав Византийской империи?

2. Чем власть византийских императоров отличалась от власти западноевропейских монархов?

3. Какими тремя основными принципами руководствовался Юстиниан в своей политике?

4. Удалось ли Юстиниану восстановить Римскую империю в ее прежних границах?

5. Какие народы вторглись на территорию Византии после смерти Юстиниана?


Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа № 33 «
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ИСТОРИИ
Выполняла: ЧУПОВА Н.С.
учитель истории, I кв.категорииПРОЕКТ УРОКА

Класс: 6
Цели урока:
а) обучающая – дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев, выявит особенности феодализма Византии.
б) развивающая – продолжить формирование умений работать с исторической картой, раскрывать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты.
в) воспитательная – воспитание толерантного отношения к другим народам, воспитывать культуру общения в группах.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой
3.Мотивация
4. Актуализация знаний

6.Закрепление
7.Домашнее задание
8.Рефлексия
9.Завершение урока.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: карта, схемы, картина, текст учебника.
Система контроля: сочетание контроля учителя, самоконтроля и взаимоконтроля.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Византия при Юстиниане.
Цель для учителя:
дать представление о Византийской империи как наследнице империи ромеев, выявить особенности феодализма Византии.
Цель для учащихся:
показать особенности развития императорской власти Византии, дать характеристику внутренней и внешней политике Юстиниана.
Задачи:
обучающая – показать влияние природных условий на хозяйственную жизнь, выявить особенности императорской власти и феодализма в Византии.
развивающая – продолжить формирование умений работать с исторической картой, схемой, учебником, раскрывать причинно-следственные связи, анализировать исторические факты.
Воспитательная – воспитание толерантного отношения учащихся к истории других народов, воспитывать культуру общения в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карта № 3 атласа «Византийская империя и славяне в 6-11 веках», схемы «Византия- страна городов как центров ремесла и торговли», «Императорская власть», картина «Прием иностранных послов»
Оформление доски: тема урока, план изучения темы, домашнее задание, новые слова (скипетр, василевс), дата правления Юстиниана-527-565
Ход урока:
1. Организационный момент.
2.Эмоциональный настрой.
«Нет знанья выше созерцанья
Искусства не скуднеющих высот:
И вот я пересек миры морские
И прибыл в край священный Византии»
(Уийльям Батлер Иейтс)
3.Мотивация.
Сегодня мы познакомимся с государством, которое в раннее средневековье считалось одним из самых могущественных. Это – Византийская империя. Откройте атлас, карту № 3. Вспомните как появилась Византия? Какова была судьба Западной Римской империи?
А как же Византии удается не просто сохраниться, но и достигнуть могущества? Можем мы сейчас ответить на этот вопрос? (Нет)
- Так какая сегодня будет проблема урока?
- В чем причины могущества Византии?
4. Актуализация знаний
Какие у вас есть гипотезы по решению проблемы?
Какие могут быть основания у византийцев считать себя более развитыми, чем все остальные народы?
- наследие римской цивилизации
-достижения Византии
-умелое сочетание римских традиций со своими достижениями
5.Объяснение нового материала
Итак, мы должны проверить гипотезу – Византия – наследница римской цивилизации.
Работа в группах:
Первая группа- Докажите, что Византия- наследница Рима.
Используя карту № 3 атласа, схему назовите основные занятия византийцев. Что вы можете сказать о развитии торговли? Назовите ремесла, которые были забыты на Западе, но сохранились на Востоке? Назовите крупные города. Использовался ли труд рабов?
Виды ремесел
Ювелирное
дело Оружейное дело горные
промыслы Иконопись Стекольное производство
Вторая группа- Назовите факторы, благодаря которым Византии удалось устоять под натиском варваров.
Факторы: 1. Более слабо развито рабство
2.сохранился обмен между городом и деревней
3.сохранилось ремесло и торговля в городах
4. Византия превосходила по численности населения все другие христианские страны.
5.император содержал большую армию и флот
6. на востоке была земля меньше истощена, чем на западе Римской империи
Расставить в правильной последовательности факты (цифрами), которые помогли Восточной империи устоять под натиском варваров.
(Ответ: 6, 1,3,2,4,5)
Итак делаем вывод:
1.сохранение труда рабов
2.власть императора
3.развиты ремесла, торговля
4.красивые и богатые города
Все это свидетельствует о том, что Византия по праву считалась наследницей Рима.
Византия достигла своего могущества в период правления Юстиниана I. Докажите, что став императором, Юстиниан много сделал для своей страны.
Третья группа - Показать особенности императорской власти.(Работа с картиной «Прием иностранных послов», работа с текстом учебника)
Каковы полномочия императора. Кто помогал в управлении государством императору? В чем отличие императорской власти в Византии от Запада?
На основе текста и материала урока составьте логическую цепочку- «Императорская власть в Византийской империи».
Власть не
передавалась
по наследству Вывод: император обладал почти неограниченной властью, издавал законы, был высшим судьей, определял внешнюю политику государства.
Четвертая группа- Дать характеристику реформам Юстиниана.(работа с текстом учебник)
-реформа права (кодекс Юстиниана, свод сочинений римских юристов, руководство по изучению права)
- даровал земли и ценные подарки церкви, строил много храмов и монастырей.
-закрыл знаменитую школу в Афинах-крупный центр языческой культуры
-провел мероприятия по защите границ, провел преобразования в армии- укреплял обороноспособность государства.
Вывод: Юстиниан один из выдающихся правителей Византии, который в своем правлении, проводя реформы придерживался правила: единое государство, единый закон, единая религия.
-Как вы думаете, то, что было перечислено, можно отнести к достижениям Византии или Римскому наследию?
Вывод по проблеме: Византия считалась наследницей римской цивилизации, умело сочетала римские традиции со своими достижениями.
Закрепление: Определите правильные утверждения (Да, нет)
1.Византия не устояла под натиском варваров (Нет)
2.Столица Византии – Антиохия (Нет)
3.Власть императора не передавалась по наследству(Да)
4.Основное правило Юстиниана 6 единое государство, единый закон, единая религия (Да)
5.Византия занимала выгодное географическое положение (Да)
6.Он открыл крупный центр языческой культуры –школу в Афинах(Нет)
Домашнее задание: читать и пересказать параграф 11, написать сочинение «Впечатление чиновника, присутствующего на приеме гостей в императорском дворце».
Рефлексия: отметь настроение в виде рисунка.
Завершение урока: Подведение итогов, положительная оценка группы

ТЕМА: Усиление Восточной Римской империи

Цели : - дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации;

Выявить особенности феодализма в Византии;

Развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся;

Продолжить развивать умение раскрывать причинно – следственные связи, сравнивать, анализировать исторические факты.

Воспитывать самостоятельность, интерес к изучаемому предмету.

Оборудование : компьютер, презентация, материал для проверки домашнего задания.

Ход урока

1. Организационное начало урока. РЕЛАКСАЦИЯ

2. Проверка домашнего задания.

1) устный ответ

2) задания на листочках.

А) Представления средневекового человека о мире.

Б) « Семь свободных наук».

В) Как изготавливалась средневековая книга.

Г) Средневековая литература.

3. Сообщение темы и целей урока.( сл. 3)

    Власть императора.

    Юстиниан и его реформы.

    Войны Юстиниана.

    Вторжение славян и арабов.

    Борьба с внешними врагами.

4. Изучение новой темы.

1) рассказ учителя:

Особенности развития Византии.

395 году император Феодосии разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием, он не мог знать, сколь разная судьба им уготована: быстрая и бесславная гибель западной части и тысячелетняя жизнь восточной.

Но уже Феодосию было очевидно, что восточная половина богаче западной, и не случайно старший сын получил именно ее. Даже после раздела империи каждая из двух ее частей оставалась огромной и густонаселенной.

По древнему названию столицы это государство стало позднее называть Византийской империей или Византией.

(сл. 4)

Обратите внимание на карту "Восточная Римская (Византийская) империя и славяне в VI - XI в.в.". В состав Восточно-Римской империи входили Балканский полуостров, Малая Азия, земли Кавказа, Сирия, Палестина, Египет (идет работа с картой). Ее населяло множество народов: сирийцы, армяне, евреи. Больше всего было греков, и со временем греческий сменил латынь в качестве государственного языка империи. Не случайно в Западной Европе, а позже и на Руси всех жителей империи называли греками. Но сами себя они называли по-гречески ромеями - римлянами и в своем государстве видели прямое продолжение Римской империи.

(сл. 5) Особенности развития Византии:

В отличие от Западной Римской империи Византия не только устояла от натиска варваров, но и просуществовала более тысячи лет. С чем это связано?

Причины многолетнего существования Византии заключались в следующем:

1) В Восточной Римской империи рабство было развито слабее, чем в Западной

2) Между городом и деревней сохранился торговый обмен

3) В городах существовали торговля и ремесло

4) Император имел возможность содержать армию и флот

5) Византия могла отбивать натиск внешних врагов

- Датой возникновения Византии условно считается 395 год, когда разошлись пути Восточной и Западной Римской империи. А завершился ее долгий исторический путь в 1453 году, когда она была завоевана турками-османами. Византийская империя устояла, сохранила развитую экономику, традиции римской государственности и греческой культуры. Ее торговые пути были по-прежнему безопасны, а деньги - полновесны и надежны. (сл. 6) В Византии сохранились оживлённые, многолюдные города: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, где развивалось ремесло и торговля. Византия оставалась страной многолюдных и процветающих городов, среди которых выделялся своим значением столичный Константинополь

(сл. 7 ) Константинополь стоял на пересечении двух важных путей: сухопутного – из Европы в Азию и морского – из Средиземного моря в Чёрное. Купцы богатели на торговле с Северным Причерноморьем, имели свои города – колонии.

Власть императора .

(выписать полномочия императора)

О главе Византийской державы стоял василевс (так по-гречески именовался император). Считалось, что василевс стоит намного выше всех других смертных, что он Божий избранник, милостью Господней получивший верховную власть над всем христианским миром. Его власть была не только светской, он считался и покровителем церкви. Император управлял страной, назначал чиновников, издавал законы и судил за их нарушение, командовал войском, объявлял войну и заключал мир. В его руках была не только карьера, но и жизнь любого поданного. Но обычно он был вынужден считаться с чиновниками и армией, провинциальной знатью и буйной константинопольской толпой.

Как и в Древнем Риме, титул императора в Византии не был в полной мере наследственным. Если сын все же наследовал отцу, а племянник - дяде, то чаще всего потому, что старший родственник еще при жизни делал младшего соправителем. Поэтому в Византии не сразу и не в полной мере сложились династии правителей. Священным считался титул, положение же самого императора могло оказаться крайне неустойчивым. Лесть, интриги и заговоры были неотъемлемыми чертами константинопольского двора. Часто императоров свергали, причем на вершине власти мог оказаться - выходец из любой общественной группы. На трон поднимались бывшие солдаты и конюхи - какая разница, кем был когда-то тот, кто сейчас - земной бог?

(сл. 8) Император обладал огромной властью:

1. Мог казнить подданных

2. Конфисковать их имущество

3. Смещать и назначать на должность людей.

4. Издавал законы

5. Был высшим судьёй.

6. Руководил армией.

7. Определял внешнюю политику

В отличие от стран Западной Европы, в Византии сохранилось единое государство с деспотичной властью. Все должны были трепетать перед императором, славить его в стихах.

(сл. 9) Двор императора поражал иноземцев своей утонченной роскошью. На время парадных приемов василевс облачался в великолепные одежды, расшитые золотом. Только император мог использовать в своем одеянии пурпурный (т.е. темно - или ярко-красный) цвет. Торжественный церемониал поднимал императора на недосягаемую высоту и над подданными, и над иноземными гостями.

3) рассказ учителя :

(сл. 10) Своего наибольшего могущества Византия достигла в VI веке в правление Юстиниана (527 - 565 г.г.). Это был незаурядный политик и изворотливый дипломат.- Давайте о нём узнаем немного поподробнее.

Фла́вий Пётр Савва́тий Юстиниан , более известный как Юстиниа́н I или Юстиниан Великий - с 1 августа вплоть до своей смерти в . Сам Юстиниан в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским .

Юстиниан, полководец и реформатор, - один из наиболее выдающихся . Его правление знаменует собой важный этап перехода от к и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому стилю правления. Юстиниан был полон амбиций, однако ему не удалось совершить «реставрацию империи» (renovatio imperii ). На Западе ему удалось завладеть большой частью земель , распавшейся после , в том числе , и частью . Ещё одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке , результатом которого стал новый свод законов - ( Corpus iuris civilis ). Указом императора, желавшего превзойти и легендарный , был полностью перестроен сгоревший в , поражающий своей красотой и великолепием и остававшийся на протяжении тысячи лет самым грандиозным храмом христианского мира.

В Юстиниан закрыл в , в император упразднил должность , возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию , что - первый среди равных (primus inter pares ). Во время правления Юстиниана произошли в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и - , спровоцированное налоговым гнётом и церковной политикой императора.

(сл. 11) Юстиниан получил власть в очень трудное время:

1) от бывших владений осталась только восточная часть: на территории Западной Римской империей образовались варварские королевства

2) в церкви начались разногласия относительно личности Иисуса Христа. Духовенство волновал вопрос: « Был ли Христос богочеловеком?»

3) местная знать чинила произвол,

4) крестьяне не обрабатывали землю и разбегались,

5) в городах часто проходили бунты,

6) наметился финансовый кризис.

Что же нужно было в такой ситуации? Конечно же, провести реформы.

(сл. 12 – 13)

    « Единое государство, единый закон, единая религия».

    Желая запоручиться поддержкой церкви, жаловал им земли и ценные подарки.

    Строил храмы и монастыри.

    Гонения на язычников и иудеев, отступников от церкви.

    Закрыл школу в Афинах, которая считалась крупнейшим центром языческой культуры.

    Создал « Свод гражданского права»

Чтобы свести единые для всей империи законы, император создал комиссию из лучших юристов. В короткий срок она собрала законы римских императоров, отрывки из сочинений выдающихся римских юристов с объяснением этих законов, новые законы, введённые самим Юстинианом, составила краткое руководство к пользование законами. Эти труды позднее были названы « Сводом гражданского права.»

7. Начало правления Юстиниана отмечено широкой благотворительностью.

8. Снизил налоги.

9. Помогал пострадавшим от землятресения городам.

10. Была создана система имперского гражданства. Было провозглашено равенство все перед законом.

11. Законы Юстиниана рассматривали раба как человека. Оно не отменялось, но теперь раб мог освободиться, если:

А) становился солдатом

Б) уходил в монастырь

В) становился епископом.

Его нельзя было убивать.

12. Женщины были уравнены в правах с мужчинами, был запрещён развод.

13. Смертная казнь отменена не была. Но оставались ещё пережитки старого времени. Особенно жестоко карались простые люди: их могли сжечь на костре, распинали на кресте, избивали розгами до смерти и т.д. Знатных людей чаще всего казнили через обезглавливание. Запрещалось и каралось смертью оскорбление императора.

(сл. 14) По словам историка Прокопия « Юстиниан мог « тихим и ровным голосом приказать перебить десятки ни в чём не повинных людей»

Самым тяжёлым испытанием для империи Юстиниана была эпидемия чумы (541 – 543 гг.) , которая унесла жизни более половины населения.

(сл. 15) Чума́ ( pestis - зараза ) - острое природно-очаговое инфекционное заболевание, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой смертностью и крайне высокой заразностью. длится от нескольких часов до 3-6 дней. Наиболее распространённые формы чумы - и . Смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной - 98-99 %. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5-10 %

Известные , унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории человечества.

ФИЗМИНУТКА

Последние годы правления Юстиниана прошли достаточно спокойно. Постепенно восстанавливалось финансовое положение страны.

(сл. 16) - Сделаем выводы о правлении Юстиниана :

1) Проводил реформы в духе евангельских заповедей (восстанавливал города, помогал бедным, облегчил положение рабов) и одновременно население империи подвергалось тяжёлому налоговому гнёту.

3) пытался примирить разногласия в христианской церкви

4) работа по учебнику

Стр. 57 – 59 – « войны Юстиниана»

Стр. 59 – 60 – « Вторжения славян и арабов

Вскоре после смерти Юстиниана Византия потеряла с таким трудом завоеванные территории: вестготы вернули себе земли в Испании, а почти все итальянские владения отняли вторгшиеся с севера лангобарды. Затем в течение многих столетий империя уступала своим врагам все новые и новые земли.

Чтобы защитить свои богатства, Византия создала превосходную армию и флот. Особенно грозным оружием был "греческий огонь" - зажигательная смесь, которая под давлением выбрасывалась из особых сифонов на корабли неприятеля. Проникнуть в секрет его изготовления враги империи так и не смогли.

Борьба с внешними врагами:

Чтобы успешно отбивать нападения врагов, в Византии был введён новый порядок набора в армию: вместо наёмников в армию брали крестьян. Получавших за службу земельные участки. В мирное время они обрабатывали свои участки, а с наступлением войны отправлялись в поход со своим оружием и лошадьми.

В период правления Юстиниана в византийской армии были проведены реформы, направленные на повышение её боеспособности. При общем размере армии 150,000 человек, полевая армия не превышала 25,000 солдат. Для уничтожения потребовалось всего 15 тысяч человек. При нападении на Велисарий имел 7,500 солдат и личную гвардию, что составило в общей сложности не более 11 тыс. человек. Этого оказалось достаточно для захвата , Южной Италии, Неаполя, . Юстиниан посылал ему помощь дважды - первый раз 1600 и потом 4800 солдат. Наконец, сделав усилие, империя снаряжает с 7000 человек. Таким образом, итальянская армия в общем числе насчитывала не более 30,000 человек и этого количества было достаточно для победы над остготами.

Армия подразделялась на полевую армию (состоявшую, главным образом, из комитатов и федератов при поддержке союзников-варваров) и гарнизонные части . Постепенно исчезали легионы и , которые сменялись более мелкими пехотными и кавалерийскими отрядами-нумериями (тагмами). Византийские войска были подразделены на отряды- нумерии численностью 200-400 воинов под командованием офицеров- трибунов . В каждом провинциальным городе располагались 1-2 нумерия .

Наёмные кавалерийские войска подразделялись на лёгкую конницу федератов и тяжёлую конницу , появившихся под влиянием Персии. Отряды конных лучников- гиппотоксатов составляли воинскую элиту империи. Полевую армию составляли так называемые комитаты . Зачастую они были ненадёжны, так как были более преданны своим командирам-вербовщикам, которым приносили клятву верности, чем императору. Таким образом, надёжность комитатов зависела прежде всего от верности их командиров императору. Тем не менее, комитаты были основой для формировании будущей постоянной армии. Ядром комитатов были букелларии - личная гвардия императора и дружины частных лиц. При Юстиниане престиж службы и привилегии военным возросли, благодаря чему Византия в многочисленных войнах могла опереться и на собственные контингенты. В отрядах федератов, помимо варваров, стали служить и жители империи. Основными источниками рекрутов были и . Повысился процент добровольцев . Тем не менее, германские наёмники продолжали составлять значительную часть армии. Лучшие тяжеловооружённые кавалерийские части формировались из готов. В было сформировано элитное подразделение из готов, получившее название «оптиматы». Оно было расквартировано в и .

Если вооружение армии было превосходным, то её организация и её дух соответствовали армии наёмников. Храбрые в бою, воины наводили ужас в любой местности где появлялись, безразлично - как друзья или как враги. Постоянно, даже накануне битв они отправлялись на грабежи и . Полководцам приходилось прилагать максимум усилий для сдерживания солдат. По свидетельство Прокопия, «забывая опасность битвы, солдаты думали только о добыче. Без начальников, без всякого порядка, не соблюдая никаких рангов, они шли вперед, не получив лозунга, который обыкновенно давался при таких условиях и без соблюдения правильного строя Носильщики шли смешавшись со солдатами увлекаемые приманкой богатств, которые должны были удовлетворить их алчность». Основным недостатком византийской армии было абсолютное отсутствие дисциплины. Жажда наживы, постоянное пьянство способствовали разложению армии. «Своей храбростью и телесной силой, говорил Велисарий своим солдатам, вы много выше ваших противников, но вы уступаете им только в одном,- в том что вы не умеете повиноваться вашим начальникам.

5. Закрепление изученного материала .

Вопросы

РЕФЛЕКСИЯ

6. Домашнее задание:

1. Параграф 8 ,рабочая тетрадь, вопросы к нему.

2(по желанию для сильных учеников) Составить рассказ "Путешествие по Византии VII века"