Что такое MP3-теги и какое у них назначение

Всякий файл обычно обзывается каким-нибудь словом, дабы из этого слова тотчас становилось ясно для чего он такой нужен и чего с ним делать. Но для некоторых файлов существуют не только название и само содержимое файла, но есть еще и так называемые метаданные. Это еще не содержимое, но уже и не название. Так вот ныне самый распостраненный аудиоформат mp3 имеет в себе систему тегов. В тегах описывается что это за музыка — как называется композиция, кем сыграна, в каком году, в каком жанре и в составе какого альбома значится и под каким номером. Говоря лаконичным языком самих mp3-тегов:

  • название (title);
  • исполнитель (artist);
  • год (date);
  • жанр (genre);
  • альбом (album);
  • трек (tracknumber).

Кроме вышеперечисленных существуют и другие теги, кои однако используются очень реже и содержат не столь важные для классификации композиции данные, к примеру — композитор, автор слов, комментарий, номер диска, и прочая прочая. Вряд ли они кому то нужны, если конечно вы не фанатичный коллекционер музыки число песен у которого исчисляется в миллиардах. Первых шести перечисленных тегов достаточно для какой угодно классификации.

Язык системы тегов ID3

Музыкальные проигрыватели, как программные, так и аппаратные обычно пытаются считать данные о музыкальном треке именно из тегов файла чтобы представить вам проигрываемую композицию. А также если вам вздумается разыскать нужную песню — искаться она проигрывателем будет тоже по ним. Официальным языком система тегов именуется ID3 (IDentify an mp3), что намекает. Конкретней — ныне используется ID3v2 — то бишь стандарт метаданных второй версии.

Откуда берутся «крякозябры»?

Итак, почему же в некоторых песнях любимый проигрыватель вместо названий и/или исполнителей выдает «абракадабру»(«кракозябры», «китайскую грамоту», и.т.д)?
Ответ прост. По той же самой причине, по коей мы имеем к себе в монитор «кракозябры» в любых других местах — битая кодировка.

Случается такое, когда русский текст в одной кодировке мы пытаемся прочитать в другой. Соответственно русские теги mp3 в музыкальных файлах и показываются криво. Потому что большинство музыки в сети, откуда мы ее качаем, имеет свои кириллические теги в кодировке, отличной от признанной стандартом UTF-8, то есть в кодировке windows — cp1251, koi8-r, или еще какой чертовщине.

К примеру, с такой проблемой пользователь лицом прям сталкивается когда хочет послушать добытую в интернетах музыку в linux-системах, Ubuntu скажем. Я и сам с этим сталкиваюсь постоянно, являясь юзером оной — каждый скачанный альбом с русскими тегами необходимо перекодировать, дабы любимый мною проигрыватель Rhythmbox мог красиво показывать что он за музыку играет и, что более важно, мог мне находить в фонотеке музыку, которую я пожелаю.

Более того, если 98% музыки русскоязычных исполнителей идет с кривыми тегами, то примерно половина из них скачивается еще и с названиями файлов в кривой кодировке. Что тоже причиняет некоторые неудобства. Но излечимо, причем легко.

Еще один момент — бывает что mp3-файлы совсем не имеют тегов. А хотелось бы. Все обозначенные в данной статье проблемы запросто решаемы. Существуют редакторы и утилиты для изменения и перекодировки тегов. И о простых и удобных способах проведения операций по приведению русских тегов mp3-файлов в вашей фонотеке в порядок, о редакторах, утилитах и прочих программах для работы с тегами, будет поведано в другой статье.

ID3v1

После создания MP3 формата появилась проблема с хранением данных о музыкальном файле. В MP3 это никак не предусматривалось. В 1996 Эрику Кэмпу пришла идея добавить участок памяти в файл, чтобы решить эту проблему.

Первая версия ID3-тегов занимала всего 128 байт , начинающихся со строки TAG . Тег помещался в конец файла для поддержания совместимости с ранними проигрывателями. Некоторые из них издавали небольшой шум, когда пытались прочесть тег, но большинство игнорировали его. Современные проигрыватели корректно воспринимают эту информацию.

Поскольку для данных отводилось немного места, в таких тегах можно было хранить только базовые сведения о песне: название, альбом, исполнитель, комментарий, по 30 байт на каждое поле, 4 байта для хранения года и одного байта под жанр, который можно было выбрать из заранее определённого списка из 80 значений (позднее Winamp расширил список своими 68 значениями). Если названия песен или альбомов содержали более тридцати символов, они обрезались. Конечно, из-за ограничений по размеру ни о каких расширенных возможностях хранения метаданных не могло быть и речи.

Единственное усовершенствование, которое было представлено в версии 1.1, было предложено Майклом Мутшлером (Michael Mutschler) в 1997: так как поле под комментарий всё равно слишком мало для хранения чего-либо полезного, было решено сократить его на два байта, чтобы использовать их для хранения номера трека.

Расширенный формат

Расширенный тег - это дополнительный блок данных перед ID3v1-тегом, который позволяет в три раза расширить некоторые поля ID3(v1-v1.1) и добавить несколько новых полей. Разработчики этого расширения попытались следовать идее наибольшей совместимости, поэтому начало всех тегов хранится в обычном ID3v1 теге, что позволяет читать или записывать данные любой программе, понимающей ID3v1, и только если выделенных байт не хватает, продолжение для каждого поля будет храниться в расширенном блоке (при условии что программа умеет туда записывать). Расширенный блок занимает 227 байт, находится перед ID3v1-тегом и начинается с метки TAG+. В нем было выделено дополнительно по 60 байт для полей название песни, исполнитель и альбом, 1 байт под скорость (стиль, тип) музыки (01=slow, 02=medium, 03=fast, 04=hardcore), 30 байт под свободный ввод жанра, а также по 6 байт под начальное и конечное время музыки в файле (например, для плавного увеличения громкости). Поле комментария расширено не было и осталось 28-30 байт. Если ничего из перечисленного не используется, он автоматически опускается.

Это был неофициальный стандарт и поддерживался малым количеством проигрывателей.

Структура ID3

Строки разделяются нулями или пробелами. Неиспользуемые поля заполняются как пустые строки.

ID3(v1-v1.1): 128 байтов

Расширенный тег

Помещается перед ID3v1 тегом: 227 байтов

Lyrics3

Lyrics3 - это первая попытка внедрить текст песни внутрь MP3 файла, реализованная Петром Стрнадом (Petr Strnad) во времена ID3v1.x. Текстовый блок помещался между строками LYRICSBEGIN и LYRICSEND в конце файла, перед тегом ID3v1.x (если его не было, то он создавался). Текст был в кодировке ISO-8859-1 , максимальная длина 5100 байт, строки разделялись символами CR+LF, была поддержка временны́х меток.

Со временем был выпущен формат Lyrics3 v2.00, который имел больше возможностей (в частности, значительно увеличился размер блока, появились дополнительные поля и возможность вставки изображения). Блок версии 2.00 помещался между строками LYRICSBEGIN и LYRICS200 и имел переменную длину, которая записывалась в последних 6-ти байтах перед конечной строкой LYRICS200.

Идея не получила широкого распространения ввиду выхода стандарта ID3v2, в котором подобная идея была организована более гибко и функционально.

Критика и комментарии

ID3v1 много критиковали за ряд проблем. Во-первых, поля были слишком небольшими для большинства информации, которой им предстояло хранить. 30 байт не хватало для длинных названий, они урезались.

Предложение закрепить жанр за ограниченным числом альтернатив также нашло много противников. Многим просто не нравился предложенный список, в котором не отводилось места под такие жанры, как минимализм или барокко .

ID3v2

В ответ на критику был разработан новый стандарт ID3v2 в 1998. Хотя он носит название ID3, он мало похож на первую версию ID3.

Теги ID3v2 переменной длины и обычно находятся в начале файла для поддержания потокового воспроизведения . Тег состоит из нескольких фреймов , каждый из которых содержит какие-либо метаданные. Например, фрейм TIT2 содержит название, а WOAR содержит ссылку на сайт артиста. Фреймы могут быть длиной до 16 МБ, в то время как весь тег может занимать до 256 MB. Проблемы с кодировками устранены благодаря поддержке UTF-16 . Текстовые фреймы помечаются битом кодировки, хотя кракозябры всё ещё возможны, если использовать свою кодировку вместо UTF-16.

В последней версии стандарта ID3v2 есть 84 различных типа фреймов, а приложения также могут задавать свои собственные фреймы. Есть также стандартные фреймы для хранения обложки, количества ударов в минуту , прав и лицензии, слов, произвольного текста, ссылок и других данных.

Каждый фрейм начинается идентификатором (4 символа, которыми могут быть заглавные латинские буквы и цифры), следующие 4 байта - размер, ещё два - флаги. Можно заметить, что заголовок фрейма также состоит из 10 байт.

Есть три версии ID3v2:

ID3v2.2 - первый широко используемый ID3v2. Используется трёхсимвольный идентификатор фрейма вместо 4х(TT2 для названия вместо TIT2 ). Среди популярных стандартов также есть v2.3 и v2.4, фреймы которых аналогичны v2.2. Этот стандарт считается устаревшим.

ID3v2.3 расширяет идентификаторы до 4 байтов и добавляет количество фреймов. Фрейм может содержать много значений, разделённых знаком «/». Это наиболее распространённая версия тегов.

ID3v2.4 - это самая поздняя версия, датируемая ноябрём . Она позволяет хранить строки в UTF-8 , что заметно лучше UTF-16 . Для разделения значений используется нулевой байт (англ. ), поэтому знак «/» можно спокойно использовать в тексте. Ещё одна особенность, появившаяся в ID3v2.4, - возможность добавить тег в конец файла, как в первой версии.

Разделы ID3v2

Впервые про разделение файла писали в декабре 2005, но пока эта возможность не распространена широко. Она позволяет пользователю быстро перейти к определённому месту или главе внутри аудиофайла или предоставляет возможность синхронизированного слайдшоу изображений во время воспроизведения. Типичное применение - Расширенные подкасты (англ. ), которые поддерживаются ID3v2.3 или ID3v2.4 тегами .

Критика

Хотя различные версии ID3v2 концептуально похожи, оказалось достаточно сложно воплотить поддержку их всех. Есть несколько тонких и критических различий между версиями. Даже внутри версии структуры фреймов очень различаются. Например, фрейм TIT2 с названием и USLT с текстами песни требуют различных алгоритмов по извлечению данных. Другие форматы тегов, такие как APEv2 тег избегают этого и используют простые пары ключ-значение для отображения внутренней структуры каждого фрейма.

ID3v2 хранит много данных, которые относятся к самому формату сжатия. Для примера, фрейм TLEN хранит длину аудиозаписи, хотя она используется для отображения прогресса воспроизведения, а фрейм AENC содержит метод сжатия для аудиопотока.

Только со стандартом ID3v2.4 стало возможно поместить данные тега в конец файла. ID3v2.2 и 2.3 требуют нахождения их в начале файла. В то время как для потоковых данных это необходимо, в случае обычного файла для обновления информации тега нужно перезаписать весь файл. Редакторы тегов могут оставлять свободное пространство после тега, чтобы предупредить перезапись файла в случае увеличения тега, но это не является стандартом: требования к тегам очень различаются, особенно если к музыке прилагается APIC (ассоциативные изображения).

Устаревшие реализации

Программы, поддерживающие ID3v2.4, появились в последние два-три года; однако большинство файлов используют ранние версии ID3v2, и очень небольшое количество программ поддерживает все виды фреймов, обозначенных спецификацией стандарта ID3v2.

Windows Explorer

Применение в других форматах и альтернативы

Хотя ID3 был изобретён для MP3, в этом стандарте можно хранить теги и в отличных от MP3 и MP3Pro форматах файлов. Список тегов же - это вообще независимая часть файла и может использоваться как угодно. На практике, единственный формат, который широко использует ID3v2, это AIFF , где тег хранится внутри RIFF области под именем «ID3». То же самое воплощено в WAV , но не используется. Единственная теговая система, широко использующаяся WAV, это «Broadcast WAV». Форматы Windows media (ASF , WMA , WMV) имеют свои форматы тегов, но также поддерживают ID3, включенный как атрибут. MP4 также предполагает включение ID3, но также не поддерживается широко. Другие форматы, основанные на контейнерах, используют собственные теговые системы. Примером является Vorbis , который использует

Если раньше фонотеку можно было измерить количеством дисков или, скажем, числом отведенных под них полок, то сейчас большинство меломанов меряют аудиоколлекции мегабайтами и количеством MP3-файлов. История формирования фонотеки у каждого своя: кто-то качал файлы из интернета и переписывал у друзей, а кто-то сам делал риппинг аудиодисков, используя Easy CD DA Extractor, Exact Audio Copy и подобные им программы. В любом случае, коллекция может считаться коллекцией только, если в ней царит порядок. Если для коллекций дисков порядок означал составление каталога и расстановку дисков по определенному критерию, то с MP3-коллекцией немного сложнее. Важно не только сгруппировать песни по альбомам, а альбомы по исполнителям, не только составить каталог всех песен, используя программу наподобие Melomania , но и проследить за корректными названиями файлов, а также за наличием и правильностью ID3-тегов. ID3-теги – это информация, которая добавляется к каждому MP3-файлу и содержит данные о названии трека, альбома, имени исполнителя и т.д. Именно эти данные использует Winamp и все остальные проигрыватели при воспроизведении файла, показывая, какая песня сейчас играет. Именно эта информация считывается аудиоплеерами и отображается на дисплее устройств в процессе воспроизведения. Наконец, именно ID3-теги используются для автоматического упорядочивания аудиоколлекции и для поиска треков в таких проигрывателях, как Windows Media Player, Winamp, BS Player и других, где есть функция медиабиблиотеки. ID3-теги появились в 1996 году и сразу стали стандартом для хранения метаданных в файлах MP3. Первая версия ID3-тегов - ID3v1 – занимала всего 128 байт. Поскольку для данных отводилось немного места, в таких тегах можно было хранить только базовые сведения о песне: название, жанр (он выбирался из небольшого списка), альбом, исполнитель. Если названия песен или альбомов содержали более тридцати символов, они обрезались. Конечно, из-за ограничений по размеру ни о каких расширенных возможностях хранения метаданных не могло быть и речи. Единственное усовершенствование, которое было представлено в версии 1.1, – использование поля, отведенного для комментария, для хранения номера трека. Вторая версия ID3-тегов - ID3v2 – является гораздо более гибкой и удобной. Несмотря на схожее название, она не имеет "родственного" отношения к тегам первой версии, так как была написана "с нуля", а не на основе ID3v1. В тегах ID3v2 можно хранить гораздо больше сведений, вплоть до обложек альбомов, нет и ограничений на количество символов. Еще одно преимущество ID3v2 – хранение информации в Unicode, что дает возможность вводить текст кириллицей. Для редактирования ID3-тегов удобно использовать специальные программы, которые помогают перенести теги из одной версии в другую, заполняют теги автоматически, получив данные из интернета, а также упрощают переименование файлов. О них пойдет речь в сегодняшнем обзоре.

Ultra Tag Editor 2.4.3

Во время упорядочивания аудиоколлекции приходится прослушивать файлы, чтобы убедиться, что треки не перепутаны. Кнопка Play есть практически во всех программах для работы с тегами, однако не все они имеют встроенный проигрыватель. Одни норовят открыть Windows Media Player, другие – проигрыватель, установленный в системе для воспроизведения аудиофайлов по-умолчанию. Ultra Tag Editor имеет простенький встроенный плеер, что очень удобно, ведь благодаря этому не нужно постоянно переключаться между двумя окнами. Правда, расширенных возможностей у этого плеера нет, но прослушать первые аккорды песни, выполнить перемотку в обе стороны и остановить воспроизведение можно без проблем.

Программа дает возможность сравнивать теги ID3v1 и ID3v2, которые записаны в файле, переносить данные между ними, очищать все поля нажатием на одну кнопку. Также можно сгенерировать теги из названий файлов, используя переменные. При создании новых тегов в пакетном режиме, Ultra Tag Editor может пропускать треки с заполненными тегами, перезаписывать все поля новыми значениями или заносить информацию только в пустые поля.

Кроме этого, во время генерации новых тегов можно управлять регистром символов, например, писать каждое слово с большой буквы или использовать только прописные.

Удобный инструмент "Авто-трек" поможет заполнить поле тега, в котором указывается номер трека. После его активации нужно расположить файлы в окне программы в правильном порядке и указать число, с которого нужно начинать нумерацию треков в альбоме. После этого Ultra Tag Editor автоматически внесет номера в соответствующие поля. Чтобы не путаться в большом количестве файлов, можно использовать фильтр. При его использовании, в окне Ultra Tag Editor выводятся только файлы, соответствующие заданному критерию. Таким критерием может быть название группы или альбома, год выпуска и т.д. От пользователя требуется указание ключевого слова, по которому будет производиться отбор, и поле, в котором оно должно встречаться.

Ultra Tag Editor распространяется как shareware. Скачать триал-версию можно с официального сайта .

Zortam ID3 Tag Editor 4.0

Отличительная особенность Zortam ID3 Tag Editor – наличие медиабиблиотеки. Такую функцию, как правило, можно увидеть в медиапроигрывателях, однако создатели Zortam ID3 Tag Editor посчитали, что она будет не лишней и в утилите для работы с тегами. Чтобы добавить файлы в библиотеку, нужно поручить программе сканирование жестких дисков. Удобство медиабиблиотеки в том, что файлы в ней отображаются не по папкам, а отсортированы на основе информации в тегах – их можно просматривать по жанрам, по исполнителям, по году выпуска альбома и т.д. Правда, сортировка будет работать корректно только после того, как теги будут заполнены. Файлы с пустыми тегами найти довольно просто - Zortam ID3 Tag Editor создает отдельные разделы типа Unknown Artist, куда помещает неопознанные файлы.

В окне программы отображаются теги и первой, и второй версий. Тут есть кнопки для быстрого управления ими: очистить, сохранить, изменить регистр, начать каждое слово с большой буквы, заполнить теги ID3v2 данными с ID3v2, отменить последнее действие и т.д. При помощи Zortam ID3 Tag Editor можно отыскать в интернете и прикрепить к файлу обложки альбомов, фотографии исполнителей и тексты песен. Поиск этих данных может осуществляться как для каждого файла по отдельности, так и в пакетном режиме. При редактировании тегов большого числа файлов очень удобна функция подсветки. Суть ее в том, что в окне программы Zortam ID3 Tag Editor файлы могут выделяться разным цветом. Критерии выделения пользователь может задавать самостоятельно. Например, можно задать подсветку файлов, для которых теги не заполнены, треков, имеющих низкий битрейт, аудиофайлов, для которых скачана обложка альбома или текст песни. Разумеется, цвета подсветки можно определять самостоятельно. Список, где файлы выделены цветом, гораздо нагляднее, ведь можно сразу определить, какие файлы можно удалить, а с какими еще нужно поработать. Если вы не завершили работу с файлом и хотите позже вернуться к редактированию тегов, можете занести его в закладки, чтобы потом быстро найти. Эта функция работает так же, как аналогичная возможность в браузерах. Закладки удобны и в том случае, если вы хотите сравнить два файла и желаете быстро переключиться между ними.

Для владельцев больших аудиоколекций в Zortam ID3 Tag Editor предусмотрена возможность поиска дубликатов. При поиске программа учитывает как информацию в тегах, так и названия файлов, поэтому вероятность определения повторяющихся треков достаточно велика.

Zortam ID3 Tag Editor распространяется как shareware. Скачать триал-версию можно с официального сайта .

mp3Tag 5.6

Практически все программы для работы с тегами изобилуют большим числом вкладок, кнопок и других элементов интерфейса, обеспечивающих доступ к разнообразным инструментам для изменения метаданных аудиофайлов. Создатели mp3Tag придумали интересный способ разгрузить главное окно программы. Они разделили рабочую область на несколько окон, которые не зависят друг от друга и могут быть закрыты или открыты по отдельности. В основном окне отображается список треков, поля тегов для выделенного файла и кнопки для выполнения основных операций с ними – переименование, создание тегов, сохранение, создание плейлистов. Вся остальная информация вынесена в дополнительные окна. Это сведения о качестве аудиофайла и о его размере, текст песни, обложка альбома и другие изображения, связанные с файлом. Таким образом, чтобы скрыть отображение бесполезных сведений, вы можете закрыть нужное окно.

Тексты песен и фотографии можно добавлять вручную или запрашивать их в онлайновой базе данных. То же касается информации о тегах. Главные интернет-источники, с которыми работает программа, - это база FreeDB и интернет-магазин Amazon. Кроме этого, можно загружать сведения о тегах из текстового файла, что удобно, если компьютер не подключен к интернету. Интересно, что практически во всех утилитах для работы с тегами есть возможность экспорта тегов текстовый файл, но не во всех предусмотрена обратная операция – импорт данных из такого файла. В mp3Tag такая функция есть. Если вы хотите поручить программе обработать очень большое число файлов в пакетном режиме, это может занять достаточно много времени. Специально для таких случаев в mp3Tag предусмотрен фоновый режим, в котором программа задействует минимум системных ресурсов, следя за тем, чтобы не мешать вашей основной работе. При этом иконка mp3Tag помещается в системный трей, а подведя к ней курсор, можно увидеть, на каком этапе выполнения находится задание. mp3Tag распространяется как shareware. Скачать программу можно с официального сайта .

Mp3/Tag Studio 3.5

Интересная особенность Mp3/Tag Studio – возможность выполнения операций с тегами или связанных с переименованием файлов, не открывая окон программы. После ее установки в контекстном меню появляется подменю Mp3/Tag Studio, в котором помещены наиболее часто используемые команды. Таким образом, не покидая окна файлового менеджера, можно, например, удалить все теги из выделенных файлов, переименовать по маске: "имя исполнителя" плюс "название песни", очистить все поля комментариев и т.д. Предусмотрена в меню и команда отмены последнего действия.

Mp3/Tag Studio содержит огромный набор возможностей для настройки пакетного переименования файлов и изменений тегов. Так, тут можно указать правила изменения регистра, удаления пробелов, обрезки символов отдельно для каждого поля в тегах. Таким образом, можно, например, указать программе, что названия треков нужно записывать заглавными буквами, а в имени исполнителя заглавной оставлять только первую. Выбранные настройки можно сохранить для дальнейшего использования и позже загрузить в программу, чтобы не тратить время на повторный выбор настроек.

Операции переименования и изменения тегов могут применяться не ко всем файлам, а только к тем, которые соответствуют установленному фильтру. Такой фильтр может включать одно или несколько полей, например, "изменять аудиофайлы, выпущенные в 1988 году, но не относящиеся к жанру блюз". В Mp3/Tag Studio также есть инструменты, которые немного необычны для приложений такого рода. Переключившись на вкладку File Tools, можно выполнить обрезку MP3-файла, указав продолжительность, а также то, с какой стороны нужно резать – с начала или с конца. Используя Mp3/Tag Studio, можно также попробовать исправить поврежденный файл, который не воспроизводится проигрывателем. Чаще всего подобные проблемы возникают из-за ошибок в заголовках. Mp3/Tag Studio распространяется как shareware. Скачать триал-версию можно с официального сайта .

Tag & Rename 3.3.5

Окно Tag & Rename содержит три вкладки, названия которых дают представление о возможностях программы: редактирование тегов, переименование файлов на основе информации, которая содержится в тегах, или обратное действие – заполнение тегов, используя названия файлов.

Программа имеет встроенный файловый менеджер, который используется для открытия файлов. Он имеет множество специальных возможностей, которые упрощают поиск и выделение аудиофайлов. Например, можно отображать в одном окне все файлы в папке, включая те, которые находятся во вложенных директориях. Показывать файлы, которые находятся на диске, не в виде древовидной структуры, а в виде списка, когда файлы, которые находятся в разных папках, выстраиваются один за другим. Продуманы и средства выделения файлов – это можно делать как при помощи клавиш Shift и CTRL, так и используя флажки, которые есть возле названия каждого файла. Средства для переименования в Tag & Rename очень гибкие – все построено на использовании масок и потому делает простыми пакетные операции изменения названий. Например, можно назвать все треки в альбоме по следующей маске: имя певца плюс название песни или название альбома плюс номер композиции. Можно использовать любые сочетания переменных и включать в названия файлов такие сведения как продолжительность или год выпуска альбома. При помощи Tag & Rename можно пакетно переименовывать не только файлы, но и папки, по которым они рассортированы. Чтобы не запутаться с переменными, можно использовать функцию предварительного просмотра. Новые названия файлов будут выведены в специальном окошке рядом с названиями до переименования. Таким образом, при необходимости, можно вернуться к настройкам изменения названий и внести в них правки. Но если вы заметите, что файлы называются не так, как нужно, после того, как операция будет выполнена, вы сможете вернуть исходные названия, поскольку Tag & Rename запоминает параметры последней операции и дает возможность выполнить откат.

Одна из интересных возможностей программы – создание плейлиста на основе выделенных файлов или всех, которые входят в текущую папку. Для быстрого создания списка воспроизведения в Tag & Rename предусмотрена специальная кнопка на панели инструментов. Там можно найти кнопки для создания отчетов в разных форматах - XML, CSV, TXT и HTML. Последняя возможность очень удобна, например, если вы хотите создать список песен своей фонотеки для размещения в интернете. Создавая отчет, можно указать, какую информацию из тегов нужно в него включить: альбом, исполнитель, год выпуска, жанр, битрейт, продолжительность и прочее.

Tag & Rename распространяется как shareware. Скачать триал-версию, работающую в течение 30 дней, можно с официального сайта .

Tagscanner 5.0

Tagscanner уникальна тем, что предлагает практически те же возможности, что и коммерческие программы, но бесплатно. Интерфейс представлен четырьмя вкладками - Misic Renamer для переименования файлов, TAG Editor для добавления и редактирования тегов вручную, TAG Processor для автоматического изменения тегов в большом количестве файлов одновременно и List Maker для создания списков воспроизведения.

В редакторе тегов можно работать с большим числом полей, среди которых есть такие как владелец авторских прав, композитор, певец, который исполнил песню впервые (интересное поле, особенно если подумать, сколько перепевов на современной музыкальной сцене). Каждый аудиофайл можно сопроводить картинкой, загруженной с жесткого диска, а также добавить текст песни. Режим TAG Processor будет удобен, если вы хотите автоматически заполнить теги для файлов, составляющих целый альбом. В этом случае программа может запросить информацию в онлайновой базе freedb. Но учтите, чтобы альбом был найден, необходимо расставить песни в том порядке, в котором они расположены в альбоме. Если поиск не дал результата, можно попробовать поискать альбом по ключевому слову, например, введя его название и имя исполнителя. Если вам известен идентификационный номер диска (Disk ID) в базе freedb, можете ввести его. Альбом будет найден, а теги для аудиофайлов - заполнены.

При пакетном переименовании файлов Tagscanner может использовать переменные, а также автоматически изменять регистр символов, записывать названия в виде транслитерации или выполнять обратную транслитерацию. Если планируется, что файлы будут записаны на FTP, то обратите внимание на флажок «FTP-формат». При его установке все пробелы в названиях файлов будут заменены на символы подчеркивания. Среди других функций переименования можно отметить автоматическую обрезку названий до определенного числа символов, перенос файлов в указанную папку и удаление пустых папок, оставшихся после этого.

Если нужно переименовать папку, в которой находится файл, нужно щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и выбрать команду "Переименовать папку по ТЭГу", после чего указать один из шаблонов – артист, альбом, артист+альбом, год+альбом и прочее.

Прежде чем выполнить переименование, можно просмотреть список с новыми и старыми названиями файлов. Если файл переносится в другую папку, то новый путь к нему будет показан в этом окне и выделен полужирным шрифтом. Скачать Tagscanner можно отсюда . Программа распространяется бесплатно.

Заключение

По большому счету, любая из описанных в этом обзоре программ отлично подходит для изменения тегов и переименования файлов – все они могут получать информацию из интернета, выполнять переименование по маске, изменять теги и названия в пакетном режиме. Поэтому при выборе программы такого рода, прежде всего, стоит обращать внимание на те мелочи, которые делают работу удобной. К ним относятся, например, наличие русскоязычного интерфейса, встроенный плеер, предварительный просмотр перед переименованием. Поскольку Tagscanner является единственной бесплатной программой в нашем обзоре и при этом удовлетворяет всем этим критериям, то мы советуем начать с этой утилиты, а если она чем-то не устраивает - искать коммерческую альтернативу.

И другими программами, а также аппаратными проигрывателями для отображения информации о файле и автоматического упорядочивания аудиоколлекции.

Существует две несовместимых версии ID3: ID3v1 и ID3v2.

ID3v1

После создания формата MP3 появилась проблема с хранением информации о музыкальном файле – в MP3 это никак не предусматривалось. В 1996 году Эрику Кэмпу пришла идея добавить участок памяти в файл, чтобы решить эту проблему.

Первая версия ID3-тегов занимала всего 128 байт , начинающихся со строки TAG . Тег помещался в конец файла для поддержания совместимости с ранними проигрывателями. Некоторые из них издавали небольшой шум, когда пытались прочесть тег, но большинство игнорировали его. Современные проигрыватели воспринимают эту информацию корректно.

Поскольку для данных отводилось немного места, в таких тегах можно было хранить только основные сведения о песне: название, альбом, исполнитель, комментарий - по 30 байт на каждое поле, 4 байта для хранения года и один байт под жанр, который можно было выбрать из заранее определённого списка с 80 значениями (позднее Winamp расширил список своими 68 значениями). Если названия песен или альбомов содержали более 30 символов, они обрезались. Конечно, из-за ограничений по размеру ни о каких расширенных возможностях хранения метаданных не могло быть и речи.

Единственное усовершенствование, реализованное в версии 1.1, было предложено Майклом Мутшлером (Michael Mutschler) в 1997 году: так как поле под комментарий всё равно слишком мало для хранения чего-либо полезного, было решено сократить его на два байта, чтобы использовать их для хранения номера трека.

Расширенный формат

Расширенный тег - это дополнительный блок данных перед тегом ID3v1, который позволяет в три раза расширить некоторые поля ID3(v1-v1.1) и добавить несколько новых полей. Разработчики этого расширения попытались следовать идее наибольшей совместимости, поэтому начало всех тегов хранится в обычном теге ID3v1, что позволяет читать или записывать данные любой программе, понимающей ID3v1, и только если выделенных байтов не хватает, продолжение для каждого поля будет храниться в расширенном блоке (при условии, что программа умеет туда записывать). Расширенный блок занимает 227 байт, находится перед тегом ID3v1 и начинается с метки TAG+. В нём было выделено дополнительно по 60 байт для полей "название песни", "исполнитель" и "альбом", один байт под скорость (стиль, тип) музыки (00=unknown, 01=slow, 02=medium, 03=fast, 04=hardcore), 30 байт под свободный ввод жанра, а также по шесть байт под начальное и конечное время музыки в файле (например, для плавного увеличения громкости). Поле комментария расширено не было и осталось равным 28–30 байтам. Если ничего из перечисленного не используется, он автоматически опускается.

Это был неофициальный стандарт, и он поддерживался малым количеством проигрывателей.

Структура ID3

Строки разделяются нулями или пробелами. Неиспользуемые поля заполняются как пустые строки.

ID3(v1-v1.1): 128 байт

Расширенный тег

Помещается перед ID3v1 тегом: 227 байт

Размеры полей ID3v1 с учётом расширенного тега составят:

Lyrics3

Lyrics3 - это первая попытка внедрить текст песни внутрь MP3-файла, реализованная Петром Стрнадом (Petr Strnad) во времена ID3v1.x. Текстовый блок помещался между строками LYRICSBEGIN и LYRICSEND в конце файла, перед тегом ID3v1.x (если его не было, то он создавался). Текст записывался в кодировке ISO-8859-1 , максимальная длина 5100 байт, строки разделялись символами CR+LF, была реализована поддержка временны́х меток.

Со временем был выпущен формат Lyrics3 v2.00, имевший больше возможностей (в частности, значительно увеличился размер блока, появились дополнительные поля и возможность вставки изображения). Блок версии 2.00 помещался между строками LYRICSBEGIN и LYRICS200 и имел переменную длину, которая записывалась в последних шести байтах перед конечной строкой LYRICS200.

Идея не получила широкого распространения ввиду выхода стандарта ID3v2, в котором подобная идея была организована более гибко и функционально.

Критика и комментарии

ID3v1 много критиковали за ряд проблем. Прежде всего это слишком маленькие поля, размера которых недостаточно для хранения большинства информации - 30 байт не хватало для длинных названий, они урезались.

Предложение закрепить жанр за ограниченным числом альтернатив также нашло много противников. Многим просто не нравился предложенный список, в котором не отводилось места под такие жанры, как, например, минимализм или барокко .

ID3v2

В ответ на критику ID3v1 был разработан новый стандарт - ID3v2. Он опубликован 26 марта 1998 года и полностью отличается от ID3v1.

Теги ID3v2 имеют переменную длину и могут располагаться в начале или в конце файла. Тег состоит из нескольких «фреймов». Каждый фрейм содержит какие-либо метаданные. Например, фрейм «TIT2» содержит название произведения, а фрейм «WOAR» - на сайт исполнителя. Максимальный размер фрейма ограничен 16 МБ, а тег не может превышать 256 МБ. Текст хранится в кодировках UTF-16 или UTF-8 . Текстовые фреймы помечаются битом кодировки.

Стандарт ID3v2 определяет 84 типа фреймов, а также разрешает приложениям создавать свои фреймы. В числе стандартных имеются фреймы для хранения изображения обложки, числа ударов в минуту , информации об авторских правах и лицензии, текста песен, произвольного текста, ссылок и других данных.

Файл, содержащий тег в формате ID3v2, начинается с последовательности символов «ID3». Эти символы являются частью заголовка («Header») тега. Заголовок состоит из 10 байт и содержит поля, перечисленные ниже. Порядок байтов в ID3v2 - big endian . Размер - в 7 битовых байтах (старший бит устанавливается в 0).

Заголовок фрейма занимает 10 байт и содержит поля, перечисленные в следующей таблице.

Версии ID3v2

  • ID3v2.2 (26 марта 1998 года)
  • ID3v2.3 (3 февраля 1999 года)
  • ID3v2.4 (1 ноября 2000 года)

ID3v2.2 - первая широко используемая версия ID3v2. Ныне считается устаревшей. Используется трёхсимвольный идентификатор фрейма вместо четырёхсимвольного («TT2» для фрейма с названием произведения вместо «TIT2»).

Форматы фреймов ID3v2.2, ID3v2.3 и ID3v2.4 немного различаются.

ID3v2.3 - третья и наиболее распространённая на сегодняшний день версия. Расширяет размер поля «Идентификатор» до четырёх байт, добавляет поле «Количество фреймов». Фрейм может содержать несколько значений, разделённых знаком «/».

ID3v2.4 - четвёртая (текущая) версия. Позволяет хранить строки в кодировке UTF-8 . Для разделения значений используется нулевой байт, а символ «/» можно использовать в тексте. Появилась возможность добавить тег в конец файла, как в ID3v1.

«Разделы» ID3v2

В декабре 2005 года предложены расширения для привязки текста и изображения к времени воспроизведения. Первое позволяет создавать оглавления для быстрого перехода к определённому месту (или главе) внутри аудиофайла. С помощью второго можно организовать показ изображений (слайдшоу). Типичное применение - подкастинг .

Критика

Из-за различий в версиях ID3v2 во многих проигрывателях до сих пор не реализована поддержка всех версий тегов. Проблема в том, что в разных версиях используются разные структуры данных. Например, для извлечения данных из фреймов «TIT2» (с названием произведения) и «USLT» (с текстом песни) требуются разные алгоритмы. В тегах других форматов, например в APEv2 , данные хранятся в виде пар ключ-значение, и такой проблемы нет.

ID3v2 хранит информацию об аудиоданных. Например, во фрейме «TLEN» хранится длина песни, а во фрейме «AENC» - информация о методе сжатия .

В версиях ID3v2.2 и ID3v2.3 тег должен располагаться в начале файла, что упрощает потоковое воспроизведение, но требует перезаписи всего файла при изменении полей тега. Версия ID3v2.4 позволяет поместить данные тега в конец файла. Редакторы тегов могут оставлять свободное пространство в полях тега, чтобы предотвратить перезапись файла в случае увеличения тега, но эта операция не является стандартом: требования к тегам очень различаются, особенно если к музыке прилагается «APIC» (ассоциативные изображения).

Устаревшие реализации

Так как большинство файлов содержат теги ранних версий ID3v2, разработчики не спешат добавлять в свои продукты поддержку всех форматов тегов и всех типов фреймов, описанных в стандарте ID3v2.

Небольшая статья о ID3 тегах. Не вникая в технические подробности дается понятие о способе сохранения дополнительной информации о mp3 файле в середине самого mp3 файла.

ID3 теги это способ хранения информации о MP3 файле внутри самого файла. Таким образом гарантируется что информация о файле будет «путешествовать» вместе с ним, хоть на «бэкапный» CD, хоть с Вашего Мака на WindowsPC компьютер друга. iTunes может считывать эту информацию и отображать ее в плейлисте или в разделе Info окна о свойствах файла (вызывается нажатием Cmd+I (Mac) или Ctrl+I (Win)). ID3 теги это заголовок песни (Title), исполнитель (Artist), название альбома (Album), жанр (Genre), год записи (Year), номер трека в альбоме (Track Number), комментарии (Comment), и тому подобное. Эти данные Вы даже можете редактировать вручную или посредством AppleScript (язык сценариев AppleScript работает только на компьютерах «Макинтош»).
Изначально, ID3 теги содержали эту, только-текстовую информацию о музыкальном файле. Сейчас ID3 теги устроены таким образом что могут содержать такие данные как например детальная информация о файле добавленная музыкантом, графический обьект (например обложка альбома), URL на издателя и автора, текст песни, битрейт. Тем не менее, большинство MP3 плееров распознают ID3 теги «на старый манер», то есть игнорируя нововведения последних версий, что может привести к некоторым проблемам.
На данный момент существует пять версий ID3 тегов: v1.0, v1.1, v2.2, v2.3, и v2.4. Каждая последующая версия содержит определенные улучшения в хранении ID3 информации в то же время пытаясь быть обратно совместимой. Если Вы интересуетесь мельчайшими подробностями о устройстве ID3 тегов, посетите вебсайт ID3.org .

Приведем в качестве примера формат ID3 тегов версии 1.0 (самой первой версии):

Таким образом, в музыкальном файле отводится 125 байт под ID3 теги и записываются они в указанном выше порядке. Плеер (например Winamp или тот же iTunes) знает, что первые 30 байт это название песни (строка), вторые 30 байт - имя исполнителя (строка) и так далее.
Обратите внимание, что для названия композиции, исполнителя, названия альбома и комментарий отводится 30 байт на каждую запись, другими словами больше 30 символов вписать не удастся. Один байт отведенный для записи информации о жанре работает следующим образом: это может быть число от 0 до 79 которое соответствует названию одного из 80 жанров - Rock, Pop, R&B и так далее. Плеер считывает число и высвечивает соответствующий жанр. Кстати, а у Вас в коллекции есть такие экзотические жанры как «Primus», «Pranks», и «Fast Fusion»?
Так как отведенного под комментарий места размером в 30 символов было определенно мало, и вероятно мало кто им пользовался, было решено сократить комментарий до 28 символов и добавить тег номера трека (Track Number). Так появилась версия 1.1:

Все это, как и прежде, упаковано в 125 байт и по прежнему содержит ограничения в 30 символов на название композиции, имя исполнителя и название альбома.

В следующей версии ID3 структура была изменена таким образом, чтобы обеспечить максимальную гибкость при добавлении информации о треке и все еще сохранить совместимость с плеерами которые понимали только ID3 версии 1.х. Спецификация этой, 2.х версии ID3 значительно более сложная для иллюстрации по сравнению с 1.х, сложность обусловлена именно высокой «гибкостью» этой структуры. Попробуем описать ключевые особенности словами... Различная информация может храниться в «окнах» («frames»), по 256 байт каждое; каждое такое «окно» начинается с идентификатора который указывает чтО именно хранится в данном окне. Так как эти «окна» могут размещаться в произвольном порядке то плеер должен определить какая именно информация хранится в каждом конкретном окне (опять, если Вам очень очень ооочень интересно... ID3.org).
Подводя итог скажем, что ID3 теги версии 2.х могут содержать строки в формате Unicode длиной до 256 символов. Это значит что название песни, имя исполнителя, название альбома и комментарий позволяют быть достаточно длинными если Вы используете ID3 v2.x.

В дополнение к значительно более длинным строковым записям, в ID3 тегах версий 2.х появились элементы которые напрочь отсутствовали в ID3 v1.x: например, установленный уровень громкости для файла и специально настроенный эвалайзер - iTunes умеет с ними работать, но некоторые другие плееры могут не распознать эту информацию. Также имейте ввиду, что рейтинги (Ratings), счетчик кол-ва проигрываний (Play Count), дата последнего проигрывания (Play Date) - элементы появившиеся в iTunes 3, а также время начала воспроизведения (Start Time) и время конца воспроизведения (Stop Time) не сохраняются в ID3 тегах музыкального файла (для рейтинга в ID3 тегах вторых версий даже предусмотрено свое «окно», но iTunes не использует его потому что один и тот же файл может находиться в библиотеках разных пользователей, каждый из которых захочет поставить свой рейтинг). Не-ID3 данные о MP3 треках сохраняются в базе данных iTunes и поэтому не «путешествуют» вместе с музыкальными файлами. Вы можете найти практически всю информацию которая не записывается в ID3 теги в файле «iTunes Music Library.xml».

Ну, и если Вы намереватесь серьезно работать с ID3 тегами, то еще раз напомню ссылку на первоисточник информации о ID3: ID3.org .

Сергей Тихонов, для iPod-Club.com