Что такое речь и какая она бывает. Консультация по развитию речи на тему: Консультация: «Какой должна быть речь педагога. Говори «полезное для укрепления»

Общение - явление многоплановое. Одна из его составляющих - речь. Классификация речи поэтому достаточно сложна и имеет много разных оснований. Рассмотрим же основные из них.

Какой она бывает

Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).

Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.

Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.

Язык и речь. Устная и письменная речь

Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.

Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе - бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.

Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее - сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.

В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается - это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.

Чем хороша устная речь

Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.

Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все "набело", без предварительных поправок.

Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.

Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.

Другие ее особенности...

В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации - это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.

Важные характеристики устной речи - спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.

...и виды

Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую - подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.

Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа "э-э-э", "вот", "значит"), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.

По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.

О письменной речи

Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.

В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.

Признаки письменной речи

Обмениваться посланиями в письменной форме начали уже в древние времена. В наши дни роль письменности снижена с развитием современных технологий (например, телефона), но с изобретением Интернета, а также факсимильных сообщений формы такой речи вновь оказались востребованными.

Основным свойством ее можно считать способность долгосрочного хранения передаваемой информации. Основной признак использования - строго регламентированный книжный язык. Главными единицами письменной речи служат предложения, задача которых - выразить логические смысловые связи достаточно сложного уровня.

Именно поэтому в письменной речи всегда присутствуют хорошо продуманные предложения, характеризуется она закрепленным порядком слов. Такой речи не присуща инверсия, то есть применение слов в обратном порядке. В отдельных случаях это и вовсе недопустимо. Ориентируется письменная речь на визуальное восприятие, в связи с чем четко структурирована - страницы имеют нумерацию, текст поделён на параграфы и главы, используются разные виды шрифтов и т. п.

Монолог и диалог. Примеры и суть понятий

Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин "полилог" возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.

Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.

Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.

Каким бывает диалог

Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета ("до свидания" или "всего доброго").

В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.

В литературных источниках также встречается диалог. Примеры - общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.

Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае - состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.

Поговорим о монологах

Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей - например, в форме моноспектакля.

В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.

По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная - это передающий знания монолог. Примеры - всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.

Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.

Полилог - что за зверь?

Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.

Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.

Разные типы текстов

По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.

В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.

Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.

Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.

...и стилей

Современная лингвистика упорядочила само понятие "речь". Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.

В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль - строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).

Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.

Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.

Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря - целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.

Благодаря речи, которая бывает самой разнообразной, человек излагает свои мысли, свое отношение к окружающему миру, вещам, другим людям. Иными словами, в ней отражается его внутренний мир, широта сознания.

Какие бывают формы речи?

В зависимости от ситуации, человеческая приобретает тот или иной характер, в результате чего различают несколько ее разновидностей:

  1. Внешняя . Этот вид речи бывает письменным или же устным, какие, в свою очередь, имеют ряд психологических отличий, особенностей. Когда человек что-либо рассказывает, он воспринимает реакцию своего собеседника. При письме автор порой не знает ничего о своем читателе, таким образом, между ними отсутствует связь, что создает некоторые трудности.
  2. Внутренняя . Она не выступает способом общения. Ее не могут услышать другие. Мысль – вот, что она собой представляет. Самое интересное, что такая речь у человека никогда не бывает развернутой, наполненной сложными предложениями, какие встречаются при внешней. Психологи этот факт объясняют тем, что понятен смысл сказанного и ей не нужны лишние объяснения. Правда, есть категория людей, пользующихся развернутыми фразами. Они имеют некоторые трудности в мыслительных процессах.

Какие бывают жанры речи?

Монолог, диалог и даже полилог. Каждый в своей жизни применял все три речевые жанра. Просто не всегда мы задумываемся, какая бывает речь в плане ее жанра. Что, к примеру, когда кто-то защищает диплом, рассказывает доклад, в этот момент он ведет монолог. В ситуации, когда встретились две подруги и им нужно все на свете обсудить, ведется диалог или разговор двух влюбленных также можно назвать этим жанром. А уж общение с группой коллег в обеденный перерыв можно назвать полилогом. Иными словами, это жанр речи, который формируется в результате общения более 2 человек.

Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.

Почти две тысячи лет назад Марк Фабий Квинтилиан, автор «Двенадцати книг риторических наставлений», возглавлявший первую государственную риторическую школу, давал совет: прежде всего следует позаботиться о том, чтобы кормилицы «не имели дурного выговора или испорченного наречия».

Все авторитеты педагогики, от Я.А. Коменского до наших современников, обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя.

Но что же такое культура речи?

Культура речи- понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления.



Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык.

Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.

Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.

1 Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.

2 Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.

3 Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

5 Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.

6 Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.

7 Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.

8 Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.

Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т.к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать).Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так как они написаны: что(вместо што), его (ево), счастье (щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь, где ставится неправильное ударение в словах, например:

Магазин километр звонишь начался договор свекла.

К сожалению, в нашем современном обществе наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах, нередко допускаются лексические, орфоэпические, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы. Распространяются в несметном количестве неуместные присловья типа: «как бы», «на самом деле», «это самое», «так сказать» и др. Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой. Эти слова называют «упаковочным материалом, который суют между значимыми словами».

А сейчас мы рассмотрим употребление некоторых слов в соответствии с нормами современного литературного языка:

Лечь-ляг,лягте.

Ехать-поезжай,поезжайте.

Лазить,лазать-не лазь,не лазай.

Глаголы: есть- кушать.

В дореволюционном русском просторечии глаголы кушать,откушать, и т.п. применялись не только по отношению к еде,но и к питью,а также употреблялись с оттенком подобострастной вежливости при обращении слуг к господам (пожалуйте кушать чай).

В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме первого лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем, надо: я ем, мы едим).

В третьем лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте пожалуйста).

Глагол подсказать используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении, навести на мысль: опыт подсказывает иное решение. Поэтому нельзя говорить: подскажите пожалуйста, как пройти…Надо: скажите, пожалуйста, как пройти.

А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки).

Задание №1.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Задание №2.

Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

Больше землю удобряй- выше будет урожай.

Задание №3.

Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении (Произносить медленно, в умеренном темпе, в ускоренном темпе).

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Расскажите про покупки.- Про какие про покупки?- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Задание №4.

Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).

Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.

По бревну бобры бредут.

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

Пошел спозаранку Назар на базар.

Купил там козу и корзину Назар.

Задание №5.

Подберите слова, близкие по значению, т.е. синонимы для следующих слов:

Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать).

Приказ (распоряжение, команда, предписание, повеление, указание).

Ошибка (просчет, промах, оплошность).

Неуклюжий (нескладный, мешковатый, неловкий)

Задание №6.

Объясните значение слов.

Жизнь (Физиологическое существование человека, животного).

Грызун (Млекопитающее с длинными передними зубами).

Вагранка (Шахтная печь для переплавки чугуна, и обжига руд цветных металлов).

Буффонада (Сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях).

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари.

Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.

Какой должна быть наша речь?

Какой должна быть наша речь? Почему нужно следить за своей речью и какой речи нам следует избегать?

Говори «полезное для укрепления»

«Ни одно гнилое слово пусть не выходит из ваших уст, а только полезное для укрепления » (Эфесянам 4:29).

Что бы ты почувствовал, если бы ты подарил любимому человеку подарок, а он намеренно использовал бы его неправильно? Предположим, ты подарил ему машину, а позднее узнал, что из-за неосторожной езды он причинил вред другим. Разве это не огорчило бы тебя?

Способность говорить - это дар от Иеговы Бога, от которого исходят «все добрые и совершенные дары» (Иакова 1:17). Благодаря именно этому дару, который отличает людей от животных, мы можем делиться с другими не только своими мыслями, но и чувствами.

Так же как и в случае с машиной, этот дар может быть использован неправильно. Как, должно быть, Иегова Бог огорчается, когда кто-нибудь неосторожно пользуется своей речью, причиняя душевные раны другим!

Чтобы оставаться в Божьей любви, нам нужно пользоваться даром речи так, как это задумал Создатель.

Иегова Бог ясно показывает, какая речь ему приятна. В Библии говорится: «Ни одно гнилое слово пусть не выходит из ваших уст, а только полезное для укрепления,- когда это нужно,- чтобы оно приносило благо слушающим» (Эфесянам 4:29).

Давай обсудим, почему нужно следить за своей речью, какой речи нам следует избегать и как можно говорить «полезное для укрепления».

Почему нужно следить за своей речью

Первая причина, по которой нужно следить за своей речью, заключается в том, что слова обладают силой.

В Притчах 15:4 говорится: «Спокойствие языка - дерево жизни, а извращённый язык - сокрушение духа».

Подобно тому как вода оживляет высыхающее дерево, так спокойная речь может освежить дух тех, кто слушает её.

И наоборот, извращённая речь может сокрушить дух. Поистине, сказанные нами слова обладают силой либо ранить, либо исцелять (Притчи 18:21).

Вот как в другой притче ярко описывается сила, которой обладают слова: «Иной, говоря бездумно, ранит, как мечом» (Притчи 12:18).

Бездумные слова, сказанные в спешке, могут нанести глубокие эмоциональные раны и разрушить взаимоотношения.

Ранил ли кто-нибудь твоё сердце словами, как мечом?

Однако в той же притче говорится: «Язык мудрых исцеляет». Хорошо обдуманные слова человека, обладающего Божьей мудростью, могут исцелить израненное сердце и восстановить взаимоотношения.

Можешь ли ты вспомнить, когда ты на себе испытал целебную силу добрых слов? (Притчи 16:24).

Помня о том, что слова обладают силой, мы, безусловно, хотим пользоваться своей речью, чтобы исцелять, а не ранить других.

Но как бы мы ни старались, мы всё равно не можем полностью контролировать свой язык.

Вторая причина, по которой нам нужно следить за своей речью, заключается в том, что грех и несовершенство побуждают нас неправильно пользоваться своим языком.

Слова исходят из сердца, а «сердце… склонно к злу» (Бытие 8:21; Луки 6:45). Поэтому обуздать свой язык очень трудно (Иакова 3:2-4).

Хотя мы не можем контролировать его полностью, нам по силам постараться делать это как можно лучше. Как пловцу, который плывёт против течения и борется с ним, нам приходится бороться с грешной склонностью неправильно пользоваться своим языком.

Третья причина, по которой нужно следить за своей речью, заключается в том, что Иегова Бог призовёт нас к ответу за наши слова.

То, как мы пользуемся своим языком, влияет не только на наши отношения с людьми, но и на мнение Иеговы Бога о нас.

В Иакова 1:26 говорится: «Если кто-то думает, что поклоняется Богу правильно, но не обуздывает свой язык, он обманывает своё сердце и его поклонение бесполезно».

Если наш язык необуздан,- то есть наша речь оскорбительна и ядовита,- то всё наше христианское служение может оказаться бесполезным в глазах Бога. Какая отрезвляющая мысль! (Иакова 3:8-10).

Ясно, что у нас есть веские основания внимательно следить за тем, чтобы правильно пользоваться даром речи.

Прежде чем рассмотреть, что включает в себя благотворная речь, которая укрепляет, давай поговорим о том, какой речи точно нет места в жизни истинных христиан.

Речь, которая обескураживает

Непристойная речь. Сквернословие, нецензурная брань и другие виды непристойной речи стали сегодня неотъемлемой частью повседневной жизни.

Многие с помощью брани стараются сделать свою речь более эмоциональной и возмещают ограниченный запас слов.

Часто комики и сатирики, чтобы рассмешить людей, говорят пошлости и связанные с сексом непристойности. Однако непристойная речь - это дело нешуточное.

Около 2 000 лет тому назад апостол Павел дал собранию в Колоссах совет отложить «непристойные разговоры» (Колоссянам 3:8).

А собранию в Эфесе Павел сказал, что «неприличные шутки» не должны даже упоминаться среди истинных христиан (Эфесянам 5:3, 4).

Непристойная речь оскорбляет Иегову Бога. Она также оскорбляет и тех, кто его любит. Мы же из любви к Иегове Богу отвергаем всякую непристойную речь.

Среди «дел плоти» Павел упоминает «нечистоту», в которую может включаться и непристойная речь (Галатам 5:19-21). Это серьёзно.

Пагубные сплетни, клевета. Сплетни - это распространение слухов о людях и их делах. Всегда ли плохо, если мы говорим о личных делах других? Нет, если это безобидный разговор, в котором мы делимся хорошими новостями или полезной информацией. Христиане первого века интересовались благополучием друг друга и делились уместной информацией о своих соверующих (Эфесянам 6:21, 22; Колоссянам 4:8, 9).

Однако пагубными сплетнями можно назвать разговоры о других, если в них искажаются факты или рассказывается информация сугубо личного характера. Ещё хуже то, что они могут привести к клевете, которая всегда причиняет вред.

Клевета - это «распространение заведомо ложных, порочащих сведений, слухов».

Например фарисеи, стремясь опорочить Иисуса, прибегли к злостной клевете (Матфея 9:32-34; 12:22-24).

Клевета зачастую приводит к ссорам (Притчи 26:20).

Иегова Бог не оставит безнаказанными тех, кто пользуется своим даром речи, чтобы клеветать на других или вызывать разделения. Он ненавидит сеющих «раздоры между братьями» (Притчи 6:16-19).

Греческое слово диа́болос, переводимое как «клеветник», также применяется к Сатане. Он - «Дьявол», злобно клевещущий на Бога (Откровение 12:9, 10).

Несомненно, мы хотим избегать речи, которая, по сути, сделала бы нас дьяволами.

Поэтому, прежде чем пересказать новость о ком-то, спроси себя: «Правда ли это?

Поступлю ли я по-доброму, если перескажу её? А нужно ли вообще распространять эту информацию?» (1 Фессалоникийцам 4:11).

Оскорбительная речь. Как отмечалось раньше, слова могут причинять боль. Конечно, порой из-за несовершенства мы все говорим то, о чём потом сожалеем.

Однако Библия предостерегает нас от такого рода речи, которой совершенно нет места.

Павел призывал христиан: «Всякая злоба, гнев, ярость, крик и оскорбительная речь пусть удалятся от вас» (Эфесянам 4:31).

В других переводах фраза «оскорбительная речь» передается как «злословие», «злоречие» и «оскорбительные слова».

Оскорбительная речь, в том числе унизительные оскорбления и постоянная грубая критика, может лишить других чувства собственного достоинства и развить в них чувство никчемности.

Нежные и доверчивые сердца детей особенно уязвимы, и оскорбительная речь может пагубно повлиять на них (Колоссянам 3:21).

Библия очень строго запрещает злословить кого-либо, то есть унижать обидными или оскорбительными словами. Человек, из уст которого звучит такая речь, ставит себя в опасное положение, потому что злословящий других может лишится благословений Царства Бога (1 Коринфянам 5:11-13; 6:9, 10).

Слова, полезные для укрепления

Как можно пользоваться даром речи в согласии с намерением Создателя?

Вспомни, что Слово Бога призывает нас говорить «только полезное для укрепления» (Эфесянам 4:29).

Иегова Бог радуется, когда мы говорим слова, которые созидают, ободряют и укрепляют других. Такие слова нужно хорошо обдумать.

В Библии не даётся готового образца; нет в ней и списка того, что можно считать здравой речью (Титу 2:8).

Чтобы говорить «полезное для укрепления», нам нужно помнить о трёх простых, но важных отличительных особенностях созидающей речи: она должна быть благотворной, правдивой и доброй.

Поэтому давай рассмотрим несколько конкретных примеров созидающей речи.

Можно ли назвать мою речь созидающей?

Принцип: «Пусть ваша речь всегда будет любезной» (Колоссянам 4:6).

Вопросы для размышления

▪ Когда в последний раз я хвалил кого-нибудь за что-то конкретное? (1 Коринфянам 11:2; Откровение 2:1-3).

▪ Проявляю ли я уважение к другим, говоря им «пожалуйста» и «спасибо»? (Бытие 13:14; Иоанна 11:41).

▪ Беседуя с другими, говорю ли я только о себе или мне также интересно узнать, что думают и чувствуют другие? (Филиппийцам 2:3, 4; Иакова 1:19).

▪ Пользуюсь ли я тем, что знаю о других, чтобы укреплять их или чтобы обескураживать? (Притчи 15:1, 2).

▪ Как я отношусь к сквернословию и как моё отношение показывает, что́ у меня в сердце? (Луки 6:45; Иакова 3:10, 11).

Искренняя похвала. Иегова Бог и Иисус понимают, что необходимо говорить слова похвалы и одобрения (Матфея 3:17; 25:19-23; Иоанна 1:47).

Как христиане, мы тоже должны искренне хвалить других. Почему?

«Как хорошо слово, сказанное в подходящее время!» - отмечается в Притчах 15:23. Спроси себя: «Что я чувствую, когда меня хвалят от всего сердца? Окрыляет ли меня такая похвала и согревает ли она моё сердце?»

В самом деле, искренняя похвала говорит о том, что тебя замечают, ты небезразличен другим и твои усилия оценены по достоинству.

Такое заверение придаёт тебе уверенности в себе и побуждает ещё усерднее трудиться в будущем. Тебе наверняка нравится, когда хвалят тебя, а не должен ли и ты тогда хвалить других? (Матфея 7:12).

Старайся видеть в других хорошее и хвалить их за это. Искренняя похвала может затронуть сердце таких людей и укрепить их духовно.

В семье мужьям и жёнам важно слышать друг от друга слова тёплой похвалы и благодарности (Притчи 31:10, 28). А дети словно расцветают, когда видят, что их замечают и ценят. Для них похвала и одобрение - то же, что лучи солнца и вода для растения.

Родители, не упускайте возможности хвалить своих детей за их хорошие качества и усилия. Похвала придаст вашим детям мужества и уверенности и побудит их ещё с большим усердием делать то, что правильно.

Утешение. Иегова Бог искренне заботится о «смиренных» и «сокрушенных» (Исаия 57:15).

Его Слово Библия побуждает нас: «Утешайте друг друга… …Утешайте опечаленные души» (1 Фессалоникийцам 5:11, 14).

Мы можем быть уверенны, что Бог замечает и ценит наши усилия утешать тех соверующих, чьи сердца опечалены.

Что можно сказать, чтобы утешить человека, который упал духом или чем-то подавлен?

Не думай, что ты обязан решить его проблему. Как правило, простые слова оказываются именно тем, что нужно. Заверь опечаленного человека в своей поддержке.

Предложи ему помолиться вслух. Ты можешь попросить в молитве, чтобы Иегова Бог помог ему понять, насколько его любят другие, а также сам Бог (Иакова 5:14, 15).

Скажи ему, что он очень нужен и что его ценят. Прочитай воодушевляющий библейский стих, чтобы заверить его в том, что Иегова Бог заботится о нём лично (Псалом 34:18; Матфея 10:29-31).

Если ты не будешь жалеть время на «доброе слово» и будешь говорить с таким человеком от всего сердца, это, безусловно, поможет ему ощутить, что его любят и ценят (Притчи 12:25).

Полезный совет. Из-за того что мы все несовершенны, нам время от времени нужны советы.

Библия побуждает нас: «Слушай совет и принимай наставление, чтобы в будущем ты стал мудрым» (Притчи 19:20).

Родители дают советы своим детям (Эфесянам 6:4).

Любовь побуждает нас давать советы другим так, чтобы они не чувствовали себя подавленными.

Что поможет нам давать такие советы?

Рассмотрим три фактора, благодаря которым совет может принести наибольшую пользу:

1. Настрой и мотивы дающего совет
2. На чём основан совет
3. Как он даётся

От того, кто даёт совет, зависит, принесет ли он пользу. Спроси себя: «Когда мне легко принимать совет?»

Совет легче принять, когда знаешь, что ты не безразличен тому, кто его даёт, что он не выражает своё недовольство и у него нет скрытых мотивов.

Поэтому, разве у тебя самого не должен быть подобный настрой и мотивы, когда даёшь совет другим?

Хороший совет также основан на Слове Бога (2 Тимофею 3:16).

Даже если мы не цитируем Библию, нам всегда следует основывать на ней свой совет.

По этой причине старайся не навязывать своего мнения другим, а также не искажать Писания, чтобы не создавалось впечатления, что чья-то личная точка зрения имеет библейское основание.

К тому же совет принесёт наибольшую пользу, если он будет дан правильным образом.

Совет, сказанный с добротой, легче принять, и такой совет позволяет человеку сохранить своё достоинство (Колоссянам 4:6).

Безусловно, речь - это ценный дар от Бога. Из любви к Иегове Богу мы должны правильно, по назначению пользоваться этим даром.

Давай помнить, что слова, сказанные нами другим, обладают силой укреплять или обескураживать.

Давай же пользоваться этим даром так, как задумал Создатель,- «для укрепления».

Тогда наша речь станет благословением для окружающих нас людей и поможет нам оставаться в Божьей любви.

Жизнь самый дивный дар

Мастер – класс по сценической речи (художественному слову).

Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи, дает ребенку возможность выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом способным привлечь внимание слушателей.

В работе над художественными отрывками большое внимание уделяется выбору материала, так как важно пробудить интерес ребенка к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.

При подборе текста обращается внимание не только на его высокую художественную ценность, но и пробуждает ли он фантазию исполнителя, затрагивает ли его эмоциональную структуру.

В работе над текстом, уделяется внимание на осмысление, определение событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка добиться от ребенка органичной жизни в заданных условиях.

Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.

Техника речи.

Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.

Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза , или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.

Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой - | , более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||. И, наконец, разделительная логическая пауза , которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами -

Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова. Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих. Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препинания, как говорил К.С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире,многоточие. Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, - «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается. «Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. | утомительной». || В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные. Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза... | - необходимое звено в цепи доводов». || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой - обращает наше внимание на каждую часть в отдельности. Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К.С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует. Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте. Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. «В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». || Слова в скобках читаются на одной ноте. Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д. Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения. Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз. Многоточие. К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль. Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.

Какой должна быть хорошая публичная речь.

Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.

Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.

Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество - непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.

Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.

Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.

Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.

Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.

Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.

Не пропускайте гласных звуков.

Не удваивайте и не утраивайте согласных.

Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.

Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.

Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.

Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.

Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

Следите за своим произношением.

При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.

Упражнения, снимающие мышечные зажимы .

Любая зажатость тела, конечностей, лица неблагоприятно сказываются на звучании голоса. Комплекс упражнений на расслабление поможет ученику научиться сознательно, расслаблять и напрягать различные группы мышц. И только после этого следует переходить к тренировке дыхания, а затем и голоса.

Упражнение 1.
Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжение 5-8 секунд. Потом все расслабить и сохранить ощущение свободы мышц как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 2.
Пальцы рук переплести. Сложенные руки подложить под подбородок, локти отвести в стороны. Голову стараться опустить вниз, в то время как руки стремятся поднять ее вверх. Возникает сильное сопротивление (голова - вниз, руки - вверх). Через 5-10 секунд голову и руки расслабить. Ощущуние свободы мышц (шеи, плеч, рук) сохранять как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 3.
Пальцы рук переплести и подложить под нижнюю челюсть. Локти отвести в стороны. Стремиться опустить нижнюю челюсть при сопротивлении рук. Сильно напрячь мышцы челюсти, шеи, плеч, рук. Через 5-10 секунд челюсть и руки освободить. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.
Упражнение 4.
Лечь на пол (на спину). Расслабиться: шея, плечи, ноги, корпус должны быть надежно прижаты к полу. Напрячь ноги, руки, голову, корпус. Через 5-10 секунд освободиться. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.
Упражнение 5.
Сесть на стул. Корпус и голову опустить вниз. Расслабленный язык удержать в переднем положении (как бы «выпадающим изо рта»). Сохранить это ощущение некоторое время. Затем вернуть язык в обычное положение. Сохраняя иллюзию только что испытанного состояния, сделать дикционные упражнения или произнести текст. Упражнение повторить.
Упражнение 6.
Челюсти сомкнуть не полностью, нижнюю - чуть-чуть выдвинуть вперед. Поток выдыхаемого воздуха легко, но активно направить к губам, пока они не начнут эластично вибрировать (движение, похожее на фырканье лошади). Сначала упражнение выполнять беззвучно, потом со звуком. Оно хорошо снимает зажимы в корне языка, и его следует повторить.
Упражнение 7.
Наклонить верхнюю часть корпуса вниз; руки, спину, плечи освободить. Медленно напрячь мышцы пальцев, затем кистей, локтей, плеч, спины. Корпус медленно поднимать параллельно полу. Руки вытянуть вверх и вперед. Мышцы спины, живота, ног напрячь. Через 5-10 секунд мышцы пальцев, кистей, локтей, шеи, плеч, верхней части груди постепенно расслабить. Ощущение свободы сохранить как можно дольше. Упражнение повторить.

Упражнения для активизации мягкого нёба и тренировки стенок глотки .