Что такое репродуктивный метод обучения в школе. Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности учащихся. Педагогический терминологический словарь

Пришел на встречу с мячом и не расставался с ним даже во время интервью. Обычно так ведут себя звезды футбола, которые находят время для общения с журналистами. В нашем же случае речь пойдет о мальчонке, который еще только-только делает первые шаги в спорте. Тем не менее его уже можно назвать отличившимся от большинства своих сверстников. Хотя бы потому, что знает чем заняться летом. И это при том, что нынешние каникулы - первые в его жизни. Ведь юный футболист закончил всего лишь первый класс. Итак, знакомьтесь: очередной герой летней рубрики «ВЕ» «Детвора на «ура»» Саша Усачев.

- Саша, у тебя такой крутой мяч…

Его мне подарили родители на день рождения. Я сам попросил о таком подарке, потому что начал серьезно играть в футбол.

- То есть ты начал ходить в секцию и заниматься у тренера?

Да. До первого класса я просто гонял мяч во дворе, а сейчас хожу в футбольную секцию. Тренирует нас Рустем Гарифуллин.

- Даже летом тренируетесь?

Да. Три раза в неделю хожу в секцию, а в остальное время бегаю каждый день. Ноги у настоящего футболиста должны быть крепкие.

- И тебе не лень? Каникулы же!

Если я не буду тренироваться, то не достигну хороших результатов.

- Кстати, о результатах. Сколько раз ты можешь коленкой набить мяч?

А вот на этот вопрос наш «герой» отвечать не стал. Он решил продемонстрировать, так сказать, наглядно. Тем более что и мяч-то у него был с собой. С одного раза получилось три уверенных удара. «Маловато, конечно», - с досадой признался восьмилетний Саша. Но для «ВЕ» результат в данном случае - совсем не главное. Напомним: создавая рубрику «Детвора на „ура“», мы ведь не собирались гнаться за чудесами, рекордами и достижениями. Важно было другое: рассказать о ребятах, которые каникулярное время проводят с максимальной пользой, а не растрачивают его впустую. И 8-летний Саша - один из таких вот школьников. Между прочим, и мне, и самому себе юный футболист пообещал, что к концу лета будет набивать пять ударов.

- Твой кумир в футболе?

Это португальский футболист Криштиану Роналду. Его фотографиями я, конечно, всю стену не обклеил, но время от времени просматриваю в записи матчи с его участием. Роналду так много голов забивает!

- А сколько голов на твоем счету?

Пока всего лишь пять. Но я ведь и занимаюсь еще меньше года.

- А кто ты в команде?

Нападающий! Так же, как Криштиану Роналду!

- Ты свою жизнь собираешься связать с футболом?

Пока учусь в школе, точно буду играть в футбол! Это же такая классная игра! Потом - не знаю…

Действительно, время покажет, кем станет Саша. Загадывать вперед мальчик не хочет. Для него - впрочем, как для всех в его возрасте - есть только настоящее, когда живут по принципу «здесь и сейчас». А его настоящее - это «лето, каникулы и… футбол!» Много футбола! Во дворе! На пляже! И, конечно, на тренировках в спорткомплексе! Хотя один свой секрет Саша все-таки раскрыл: он очень хочет научиться играть на гитаре. Даже в музыкальную школу хотел записаться, но ему сказали: «Возраст не тот, приходи через пару лет». Представляете, футболист, играющий в перерывах между матчами на гитаре?! Но это уже совсем другая история.

Летние каникулы - волшебное время, недаром его ждут целый год. Праздник свободы длится все лето, и за это время можно переделать огромное количество важных дел. Научиться ловить рыбу, найти старинный клад… а вечерами - читать подходящие, летние, веселые истории.

Все книжные герои обожают каникулы. Валентинка из повести А. Борисовой «Записки для моих потомков» пишет мемуары обо всем, что произошло летом: экспедиция в таинственный Синий лес, встреча с таёжным великаном Сырбырхырчиком, освоение знакомство с динозавром, который обитает в речке…

Маруся в первый раз приехала к бабушке в гости. Она боялась, что лето предстоит невеселое, ведь деревне нет ни телевизора, ни компьютера. Но, оказалось, с бабушкой не соскучишься. Она ездит на мотоцикле, играет в футбол и зарывает клады на огороде, как настоящий пират!



Лето - пора веселья и новых открытий. Впечатлениями нужно запастись на целый учебный год вперед. Пашка Гераскин и Алиса Селезнева (К. Булычев, «Миллион приключений») отправляются в путешествие во времени и пространстве: во время каникул на планете Пенелопа им придется спасти местных животных и потягаться с настоящими космическими пиратами.

Семейка из Шербура (Ж.-Ф. Арру-Виньо), родители и шестеро их сыновей, на каникулах путешествует по Франции. Можно представить, сколько шестеро мальчишек могут наворотить дел! Жанам нисколько не скучно, к тому же, в программе подушечные бои и множество всяких вкусностей.

Австрийский мальчик Франц (К. Нестлингер) на каникулах остался один, и родители предложили ему поехать в детский лагерь. Конечно, ему немного страшно, но в лагере он находит новых друзей, готовых поучаствовать в разных забавах.

Малыш Николя побывал и на море, и в детском лагере. Небольшие забавные рассказы Р. Госсини посвящены его маленьким приключениям. Николя, как и многие дети в его возрасте, страшный непоседа, и ему хочется все проверить и попробовать.



Сборники рассказов - один из самых «летних» форматов книг. Рассказы Н. Носова очень разные: история о первой рыбалке Шурика - забавная, а вот «Огурцы» - поучительная. Но, главное, они живые и правдивые, в переплет ведь может попасть каждый.

Сборник А. Алексина полностью посвящен историям о каникулах. Не только веселые приключения, но и настоящие взрослые проблемы порой встают перед ребятами. Повести о Саше и Шуре - о настоящей дружбе, и пусть мальчишки не всегда поступают правильно, иногда ссорятся, но в трудную минуту всегда готовы протянуть друг другу руку помощи.

То, что летом не ходят в школу, не значит, что дети ничему не учатся. Из каждого события, каждой встречи, каждой мелочи можно извлечь урок.

Рассказы Д. Вильке о летних каникулах вошли в книгу «Грибной дождь для героя». В ее героях современным подросткам легко узнать себя: сюжеты рассказов одновременно простые и хорошо знакомые, близкие. Каждый летний день проживается от первой и до последней минуты как маленькая жизнь.

«Лето Мари-Лу » - подростковая повесть С. Касты. Сбежав из пыльного и душного Стокгольма и окунувшись с головой в хуторскую жизнь, Адам и Мари-Лу провели вместе замечательное лето. Тогда им было двенадцать, и в руках у них был целый мир. Но этот мир - хрустальный шар - за секунду разбился на миллион маленьких осколков. Прошло три года, и новое лето - шанс все склеить.

Лето Мари Лу всегда пахнет луговыми цветами, любовью и счастьем. А вот в книге Н. Евдокимовой лето пахнет солью. Это сборник рассказов, действие которых происходит на Черном море. Главные герои - подростки, и в этом возрасте они испытывают самые сильные эмоции. Рассказы Евдокимовой заканчиваются светло и чуть-чуть грустно, поскольку с морем обязательно нужно попрощаться - на целый год.



Море - частая «летняя» тема и в книгах для малышей. Главный герой книги-картинки «Я, волк и каникулы с дедушкой» как раз едет на море, и в такой компании, как у него, сложно соскучиться. А вот герой Олега Бундура уже доехал - и впитывает впечатления. Домик на каменном берегу в 15 метрах от моря, обед под вековыми заповедными соснами, множество птиц кругом…

Конечно же, летом можно читать не только про каникулы. Есть повести, которые идеально подходят для чтения вечером после насыщенного впечатлениями дня. Речь в них вовсе не о каникулах, но проделки главных героев отлично передают летнее, веселое настроение. Это книги Астрид Линдгрен об озорнике Эмиле из Леннеберги и детях из Бюллербю или повесть Юрия Коваля о приключениях Васи Куролесова. В них озорники и любители приключений, мальчишки и девчонки живут полной жизнью. Не только гоняют кошек, катаются на велосипедах, но и, например, ведут расследования.

Так что чем больше приключений - и в жизни, и на страницах книг - тем веселее окажется лето.

Нравится

Знания, полученные в результате объяснительно-иллюстративного метода, не формируют навыков и умений пользоваться этими знаниями. Для приобретения учащимися навыков и умений и вместе с тем для достижения второго уровня усвоения знаний учитель системой заданий организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Учитель дает задания, а учащиеся их выполняют - решают сходные задачи, склоняют и спрягают по образцу, составляют планы, работают но инструкции на станке, воспроизводят химический и физический опыт. От того, насколько трудно задание, от способностей ученика зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками ученик должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует нескольких лет, чтению - гораздо меньше времени. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя являются главным признаком метода, названного репродуктивным. Само название характеризует деятельность только ученика, но по описанию метода видно, что он предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. Его и можно было бы назвать побуждающе-репродуктивным. Учитель пользуется для предъявления заданий устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а учащиеся пользуются теми же средствами для выполнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем.

Для повышения эффективности репродуктивного метода ди-дакты, методисты совместно с психологами разрабатывают системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие самоконтроль (обратную связь).

Большое внимание уделяется совершенствованию способов инструктажа учащихся. Помимо устных объяснений и показа приемов работы, для этой цели используются письменные инструкции, схемы, демонстрация кинофрагментов и др., а на уроках труда - различные тренажеры, позволяющие быстро овладеть -правильными действиями.

По мере увеличения объема знаний учащихся возрастает частота применения объяснительно-иллюстративного метода в сочетании с репродуктивным. Так, указав какое-либо действие ученику, обеспечивающее восприятие им изучаемого материала (например, рассмотри растение и выясни, из каких частей оно состоит), учитель одновременно обеспечивает восприятие нового знания (совокупность частей растений), и репродуцирование действия анализа (определение частей) и абстрагирования (отделение одной части от другой). Но из этого не следует правомерность признания репродуктивного метода непременной частью объяснительно-иллюстративного или сопутствующим ему. Ведь прежде чем отделить разные части растения друг от друга или узнать о совокупности их, у ученика должны уже быть знания о признаках каждой части в отдельности, полученных ранее в готовом виде (корень, стебель, листья, цветок и т. д.). Следовательно, при любом варианте сочетания этих двух методов первый принципиально предшествует второму. Заметную роль при осуществлении этого метода играет алгоритмизация, идею которой в СССР разработал Л. Н. Ланда. Ученикам предъявляется алгоритм, т. е. правила и порядок действия, в результате выполнения которых ученик научается распознавать объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий. Строго говоря, применение алгоритма предполагает использование обоих методов - информационно-рецептивного и репродуктивного: его сообщают, а затем ученик воспроизводит его предписания.

Алгоритм как средство реализации обоих или одного из методов в ряде случаев весьма эффективен. Но сущность познавательной деятельности при его применении указанным образом не выходит за рамки деятельности, организуемой этими методами.

То же касается и программированных пособий разного рода.

Следует, видимо, различать программированное обучение и программирование обучения. Последнее означает, что ученика следует обучать шаг за шагом, не допуская таких разрывов в логике предъявления учебного материала, который делает его непонятным. Такое обучение всегда было и остается целью и условием эффективно организованного обучения. Если же учитель сознательно создает разрывы в логике раскрытия учебного материала, то он это делает для того, чтобы побудить учащихся к самостоятельному заполнению недостающих связей.

Программированное обучение в его прямой и разветвленной форме, машинное и безмашинное, соблюдая нормы пошагового обучения, вместе с тем является формой и средством реализации информационно-рецептивного и репродуктивного методов. Ученик получает определенную порцию информации, а затем использует ее для определения среди разных вариантов ответа на поставленные вопросы. Для этого он должен хорошо осознать признаки явлений, изложенных в объяснениях, а затем опознать эти признаки в соответствии с поставленным вопросом. Чем точнее объяснение, тем легче определение ответа. Программированное обучение оказывается средством и формой проявления обоих методов. Для применения других методов оно пока не дало материала, хотя это, вероятно, и возможно.

Репродуктивным методом обучения является такой метод, в котором применение ранее изученного осуществляется, основываясь на образец или правило. При использовании такого метода деятельность учеников носит характер алгоритма.

Репродуктивный метод обучения применяется в основном для успешного формирования умений, навыков детей школьного возраста, способствует точному воспроизведению полученных знаний, их использованию по заложенному образцу либо же в переделанных, но достаточно опознаваемых ситуациях. Учителя при помощи системы заданий грамотно организует учебную деятельность школьников по многократному воспроизведению данных им знаний либо продемонстрированных указанных методов школьной деятельности. Даже название этого метода обрисовывает только деятельность ученика, но по полному описанию способа видно, что он допускает организационную, побуждающую к действиям деятельность учителя. Квалифицированный учитель практикует печатное и устное слово, предметные средства обучения, его учащиеся используют эти же средства для правильного выполнения заданий, как бы имея образец, который им сообщил, или продемонстрировал учитель. Репродуктивный метод вырисовывается во время устного воспроизведения сообщенных ученикам знаний, в ходе репродуктивной беседы, во время решения сложных физических задач. Такой метод применяют и при организации работ лабораторного и практического характера, исполнение которых подразумевает наличие достаточно точных и подробных инструкций.

Для того чтобы повысить эффективность репродуктивного метода учителями и методистами разрабатывается специальная структура репродуктивных методов обучения, включает она упражнения и задания (под названием «дидактические материалы») , программированные материалы, которые смогут установить обратную связь и полный самоконтроль. Однако необходимо помнить давно известную правду о том, что количество повторений совсем не всегда прямо пропорционально качеству усвоенных знаний. При общем значении репродукции использование большого объема заданий, задач, упражнений одного типа понижает интерес учеников к усвояемому материалу. Потому необходимо строго дозировать меры по использованию репродуктивного метода обучения, при этом вести учет индивидуальных возможностей школьников. Во время обучения в школах, репродуктивный метод, обычно, используют в плавном сочетании с объяснительно-иллюстративным. На протяжении одного стандартного урока опытный учитель в состоянии объяснить ученикам новый материал, применяя объяснительно-иллюстративный метод, провести закрепление вновь изученного, организовывая его репродукцию, также может опять продолжить объяснение новой информации. Такая примерная смена способов обучения содействует смене вида и формы деятельности учеников, делает школьный урок более динамичным, увеличивает таким способом интерес учеников к изучаемому предмету.

Для обретения навыков, умений и знаний через систему специальных заданий организовывается деятельность обучаемых учеников по не одноразовому воспроизведению данных им знаний их деятельности. Педагог должен знать, что такое репродуктивный метод обучения – он преподносит задания, а обучающийся в свою очередь их выполняет — решает задачи, активно составляет планы и так далее. От того, насколько тяжело задание, от умственных способностей обучаемого напрямую зависит, какое время, какое количество раз и с какими временными промежутками он должен выполнять повторно эту работу. Учеными установлено, что усваивание новых слов при тщательном изучении иностранного языка требует того, чтобы данные слова встретились примерно 20 повторений на каком-то определенном сроке. Одним словом можно сказать, что воспроизведение и повтор метода деятельности по образцу являются основным признаком репродуктивного метода обучения. Такой метод обучения обогащает школьников знаниями, умениями и навыками, формирует у них главные мыслительные операции, такие как сравнение и обобщение, анализ и синтез, но не может гарантировать развитие творческих способностей.

Репродуктивное обучение школьников обычно включает в себя полное восприятие фактов и явлений, их процесс осмысления (установление необходимых связей, выделение основного и главного момента и так далее) , что соответственно ведет к его пониманию. Главная особенность репродуктивного обучения состоит в том, чтобы правильно передать ученикам некоторые очевидные знания. Ученик обязательно должен запоминать новый учебный материал, перегружать свою память, в то самое время как прочие психические процессы, такие как альтернативное, а также самостоятельное мышление, в свою очередь должны блокироваться. Репродуктивный характер мышления характеризует активное принятие и запоминание преподносимой учителями и прочими источниками новой информации. Использование данного метода не возможно без применения словесных, практических и наглядных способов и приемов обучения, являющиеся материальной основой таких методов. В технологиях обучения репродуктивного направления выделяют следующие основные признаки. Главное и значимое преимущество такого метода – это экономность. За счет этого обеспечивается возможность передачи немалого объема знаний за минимальный срок с весьма небольшими затратами собственных усилий. При многоразовом повторении прочность полученных знаний может быть крепкой.

Во время репродуктивного построения рассказа преподаватель в готовой форме преподносит факты, важные определения некоторых понятий, плавно акцентирует внимание школьников на основных вещах, которые следует усвоить в первую очередь, а главное – чтобы усвоение прошло прочным образом. При репродуктивных методах наглядность школьного обучения применяется с целью более активного и точного запоминания получаемой информации. Специальные репродуктивные упражнения наиболее эффективно содействуют обработке практических умений, навыков владения компьютером, так как превращение умений в навыки тоже требует многократных действий по заложенному образцу. В особенной степени применяют репродуктивные методы в таких случаях, когда содержимое школьного учебного материала несет информативный характер, являет собой точное и подробное описание способов всех практических действий на компьютерах, является наиболее сложным для того, чтобы школьники могли осуществить самостоятельный поиск и обработку знаний. На основе репродуктивного метода чаще всего происходит программированное обучение. Метод репродуктивного направления на уроке информатики применяется при работе с использованием программ тренажёров, например, такие как клавиатурный тренажёр, обучающих и контролирующих программ, например, принцип функционирования компьютера, контроль знаний практического и теоретического материала, выполнении всевозможных видов вводных и тренировочных заданий, упражнений с дальнейшим комментированием.

Упражнения вводного характера применяются при первом знакомстве с программными средствами и исполняются, обычно, под чутким руководством своего учителя. Задания с комментированием используются при выработке у обучаемых учеников умений правильно работать с операциями, которые сложны для нормального усвоения. Таким образом, комментирование будет полезно во время деятельности над форматированием, а также копированием взятого текста. Комментирование подводит ученика к четкому осмыслению каждого его действия, дает возможность учителям вносить весомые поправки в различные действия учащихся, грамотно устранять неправильные действия и трактовки. Тренировочные задания нацелены на многократное повторение необходимых действий и операций, для того чтобы выработать умения и навыки. Подобные упражнения соединяют в одну систему преподносимых заданий, которые предполагают постепенный нарост степени сложности, а также творческой самостоятельности в деятельности учащихся.

С целью повышения результативности репродуктивного способа методисты и дидакты вместе с психологами разрабатывают такие системы заданий, упражнений, программированные материалы, которые обеспечивают должный самоконтроль, другими словами — обратную связь. Огромное внимание уделяют совершенствованию методов инструктажа всех учащихся. Кроме устных объяснений и демонстрации приемов работы, именно для этих целей применяют письменные инструкции и подробные схемы и конструкции, показ кинофрагментов и другие, на уроках трудовой деятельности — такие тренажеры, которые предоставят полную возможность быстро овладеть нужными навыками и умениями. В общем, репродуктивный метод обучения не дает возможность в должном объеме развивать умственное мышление школьников, а особенно это касается самостоятельности и гибкости мышления, формирования у учеников навыков исследовательской деятельности. При интенсивном использовании данных способов зачастую встречаются случаи, когда это ведет к формализации учебного процесса усвоения новых знаний, а иногда и просто-напросто к обыкновенной зубрежке.

Следовательно, вместе со способом обучения, рассмотренным выше, нужно применять ещё и такие методы обучения, которые организуют активную поисковую деятельность учеников.

Педагогический терминологический словарь

Репродуктивный метод обучения

(от франц. reproduction - воспроизведение)

способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Р.м. называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Р.м. предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения Р.м. в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует Р.м. при любом варианте обучения.

Определённую роль при осуществлении Р.м. может играть алгоритмизация обучения. Одно из средств Р.м. - программированное обучение.

Р.м. обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них осн. мыслительные операции, но не гарантирует творческого развития. Эта цель достигается другими методами обучения, например, исследовательским методом.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 239)

См. также