Чудо славянской писанки. VI. Инсценирование стихотворения С. Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала”

терем с красного крыльца Красна девица вошла. Красный угол прибрала Да на стол собрала. Не красна изба углами, А красна пирогами. НАЙДИ сочетания со словами КРАСНЫЙ.подбери к ним сочетания с близким значением и запиши так КРАСНА ИЗБА- СЛАВНА ИЗБА

шенок,пр...родные условия,пр...мерный ученик,пр...красная девушка, воселиса пр...мудрая.

другая

Задания:

1.

2.Определите стиль текста.

Трудно писать о человеке, с которым

недавно расстался, которого любил, знал
больше двух десятков лет, хотя дружба с
ним была далеко не легка. Да, Твардовский
не относился к людям, с которыми легко и
просто. Но общение с ним, в каком бы
настроении он ни был, всегда было
интересным. Он никогда не старался
казаться умнее, чем он есть, но почему-то
всегда чувствовалось его превосходство,
даже когда в споре оказывалось, что прав
именно ты, а не он. Побежденным, как и
большинство людей, признавать себя не
любил, но если уж приходилось, то делал
всегда это так по-рыцарски, с таким
открытым забралом, что хотелось тут же
отдать ему свою шпагу. Да, в нем было
рыцарство, в этом сыне смоленских лесов,
светлоглазом, косая сажень в плечах,
умение отстаивать свою правоту, глядя
прямо в глаза, не отрекаться от сказанного
и не изменять в бою. Это навсегда
привлекло меня к нему.
Мы познакомились с ним почти сразу после
войны. Обоим было тогда лет по тридцать
пять. Но он уже ходил в знаменитых
писателях, «Теркина» все знали наизусть, а
я пришел к нему в кирзовых сапогах, в
гимнастерке с заплатанными локтями и
робко сел на краешек стула в кабинете.
Некоторое время он внимательно и
доброжелательно меня разглядывал, а это
всегда смущает, потом огорошил вопросом:
«Это что же, вы безопасной бритвой так
ловко пробриваете усы или опасной?» Я
растерялся, но вынужден был признаться,
что да, безопасной. Он часто потом
возвращался к этим злосчастным усам: «И
вот так вот, каждое утро, перед зеркалом,
железной рукой? И вот адесь, посередке,
тоже? Ну-ну, очень неплохо надо к себе
относиться, чтоб этим заниматься». И
пожал плечами…
Вообще Трифоныч не прочь был иной раз
смутить человека каким-нибудь
неожиданным суждением или вопросом. Но
в тот раз не думаю, чтоб он хотел как-
нибудь задеть меня - весь вечер он был
удивительно внимателен и заботлив.
Просто он очень не любил, и не всегда мог
это скрыть, людей, слишком много
уделяющих себе внимания. Какие-нибудь
красные носки или излишне пестрый
галстук могли сразу же его настроить
против человека. Вообще пошлость, в
любых ее проявлениях, была ему
противопоказана. Я видел, как на глазах
терялся у него интерес к такому человеку.
Я говорю сейчас обо всех этих мелочах не
только потому, что из мелочей
складывается целое, а потому, что именно
сейчас, через каких-нибудь два месяца
после того, как я его хоронил, Твардовский
близок и дорог мне именно этими его
черточками, его взглядом, иногда суровым,
редакторским, а иногда таким добрым,
даже детским, его улыбкой, замечанием,
жестом.
Может быть, с ним не всегда было легко
дружить, но от одного сознания, что он
есть, всегда становилось легче.(изложение 300 слов

Зна…те ли вы например какое насл…ждениевыехать в…сной до з…ри? Вы выход…те на крыльцо. На (темно)сером небе (кое)где м…гают звезды

влажный в…т…рок изредк…наб…гае тле…кой в…лнойслыш…т?ся …держа…ый (не)ясный ш…пот ночи д…ревья слабо шумят облитые тенью. Вот вы сели лошади разом тронулись застучала т…лега.

Край неба але…т в б…резах пр…сыпаются (не)ловко перелетывают галки воробьи ч…рикают около ч…рных скирд. Св…тлеет воздух в…дней дорога яснее…т небо б…леют тучки з…л…неют поля. В избах красным огнем г…рят лучины за в…ротами слышны заспа…ые голоса. А между тем з…ряразг…рается вот уже з…л…тые полосы прот…нулись по небу в оврагах клубятся пары жав…р…нки громко поют предра…ветныйветер подул и тихо в…плывает б…гровое со…нце. Свет так и хлын…т потоком сердце в вас встр…п…нется как птица. Св…ж… весело любо! Д…л…ко видно кругом. Вон за рощей деревня вон подальше другая с белой церковью вон б…резовый лесок на г…ре за ним болото куда вы идете. Ж…вее кони ж…вее! Крупной рысью (в)перед! (По И.С.Тургеневу)

Задания:

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте запятые.

2.Определите стиль текста.

3.Какие типы речи взаимодействуют в данном тексте? Обоснуйте свое утверждение.

5.Найдите в тексте слов, имеющие чередование гласных в корне, объясните их правописание.

6.Найдите в тексте сложное прилагательное, объясните его правописание.

7.Какой вид сложных предложений преобладает в тексте? Найдите все сложные предложения, начертите их схемы.

8.Сделайте фонетический разбор выделенных слов

Ольга Румянова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Москва - столица нашей Родины»

Конспект

непосредственной образовательной

деятельности

тема : «Москва – столица нашей Родины »

Образовательные области :

Приоритетная : Познание. Ознакомление с окружающим

В интеграции : коммуникация, чтение художественной литературы.

Цель : формировать нравственные основы патриотических чувств.

Задачи : 1. Расширять представление детей о Москве .

2. Продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем , его внешним и внутренним видом.

3. Активизация словаря : экскурсия, куранты, Спасская башня, Кутафья.

4. Воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны.

Психологическая гимнастика. – Давайте встанем в круг. Настроимся на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте между ладонями маленький шарик, покатайте его! А теперь поделимся теплом друг с другом : протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка» дружбы! Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.

Ход НОД. – Послушайте, ребята! (слышится звон курантов) Что это за звон? Где мы его уже слышали? (ответы детей) . Давайте мы отправимся в путешествие вслед за ним. Как вы думаете, далеко ли нам придется ехать? Москву ) Садитесь, ребята. Мы отправляемся в путешествие по нашей стране . Россия – огромная страна (воспитатель показывает ее на карте) . - Чем богата наша страна? (Лесами, морями, реками, городами) . А как обозначены города на карте? (Маленькими черными точками) . У каждого города свое название и своя история. (Показывает и называет несколько городов) . Вот наш город Балаково. (отмечает на карте флажком) . А куда мы едем? Москву ) . (отмечает Москву на карте флажком ) . Москва – самый большой город в стране. Пешком его не обойдешь и за много дней.

Поэтому сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию только в исторический центр Москвы , в Кремль. Откройте учебники по закладке. Рассмотрите рисунок.

У стен Кремля расположена Красная площадь. Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?

(воспитатель помогает детям и читает стихотворение)

В терем с красного крыльца

Красна девица вошла.

Красна девица вошла,

Красный угол прибрала,

Красный угол прибрала

Да на стол собрала .

Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а еще главный, славный, самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красным углом. А кого называли красной девицей?

Правильно. Красная – значит красивая! Посмотрите : как красива площадь – с одной стороны собор Василия Блаженного, с другой – исторический музей (иллюстрации) . Найдите на рисунке и покажите Красную площадь, собор Василия Блаженного, исторический музей. Молодцы.

А что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую люди строили в давние времена, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром» , а позднее «кремль» . Кремли сохранились во многих российских городах : в Смоленске, в Пскове, а Астрахани, В Нижнем Новгороде (показывает их на карте) .

Устали в дороге? Чтобы отдохнуть проведем физминутку :

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше-выше.

Много стихотворений написано о Москве . Послушайте одно из них :

Москва , Москва ! Люблю тебя, как сын,

Как русский, - сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И Кремль зубчатый, безмятежный.

Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи . В своем стихотворении поэт говорит о Кремле. Стены у кремля зубчатые (иллюстрация) . Послушайте, как о них написала Агния Барто :

Десять сотен ласточек спустились с высоты.

Сели, посидели, оставили хвосты.

Как вы думаете, что сравнила Агния Барто с ласточкиным хвостом? И почему? (Ответы детей)

А вот главная башня Кремля – Спасская (иллюстрация) . Покажите ее на своем рисунке. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты. Это их бой мы слышали в начале нашего путешествия .

Бьют часы кремлевской башни,

Гаснут звезды, тает день…

До свиданья, день вчерашний,

Здравствуй, новый светлый день!

Куранты показывают время, по которому живет вся страна. Покажите куранты в учебнике.

А эта башня – великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая. А вот невысокая, круглая башенка. Она совсем не похожа на своих соседок. Это Кутафья башня. Название свое она получила от старого русского слова «кут» - укрытие, угол. Эта башня связана мостом с башней – великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицким и ворота тоже Троицкие. Ворота, которые ведут в Кремль, есть и у других башен. Такие башни называют проездными. Как вы думаете, почему их называют проездными? Башни, у которых нет ворот называют глухими. Много башен у Кремлевской стены. У каждой свое название, своя тайна. Про них мы еще поговорим. А сейчас нам пора в Кремль.

Представьте, что мы входим в Кремль через Кутафью, по Троицкому мосту, через Троицкие ворота Троицкой башни. Покажите на рисунке. Перед нами Ивановская площадь. Покажите. Дадим волю фантазии и представим время, когда не было ни телевизора, ни радио, ни газет. Как можно узнать, что делается на белом свете? Вот и толпиться народ с утра на Ивановской площади. Выходит глашатай, достает из рукава грамоту и кричит что было сил : «Слушай, народ…» Замолкает площадь, а глашатай выкрикивает указы и сообщения. С того времени и пошло выражение : «Кричать во всю Ивановскую» . Так говорят порой человеку, который очень громко кричит.

С Ивановской площади хорошо видна колокольня «Иван Великий» . Покажите на рисунке.

Знаете ли вы, что такое колокольня? (башня с колоколами) В старину колокольня служила и сторожевой и пожарной башней. А в праздники красивый гул колоколов Ивана Великого разносится далеко за городские стены. Колокола для колокольни отливали колокольных дел мастера. И решили они однажды : «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого никогда не было…» И отлили они большой красивый колокол, но случился в Москве большой пожар . Загорелась деревянная постройка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин и от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных мастеров – позвонить в колокол, которого мир не слыхал и не видал. Стоит теперь Царь-колокол как памятник русским мастерам-умельцам. Покажете Царь-колокол.

Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Должна она была защищать Московский кремль , но так ни разу и не выстрелила. Покажите Царь-пушку. Молодцы!

Физминутка.

Как живешь? - Вот так!

Как идешь? - Вот так!

Как бежишь? - Вот так!

Ночью спишь? - Вот так!

Как даешь? - Вот так!

Как берешь? - Вот так!

Как шалишь? - Вот так!

Как грозишь? - Вот так!

Работа в тетради.

Заключительная часть. - Где мы сегодня с вами были? Что нового узнали? Всем ли удалось выполнить задание? Молодцы! Вы сегодня хорошо работали.

Образовательные области:
Приоритетная: Познание. Ознакомление с окружающим
В интеграции: коммуникация, чтение художественной литературы.
Цель: формировать нравственные основы патриотических чувств.
Задачи: 1.Расширять представление детей о Москве.
2.Продолжать знакомство с историческим центром Москвы – Кремлем, его внешним и внутренним видом.
3.Активизация словаря: экскурсия, куранты, Спасская башня, Кутафья.
4.Воспитывать уважительное отношение к культуре своей страны.
Психологическая гимнастика. – Давайте встанем в круг. Настроимся на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте между ладонями маленький шарик, покатайте его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям. У нас получилась «цепочка» дружбы! Улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.
Ход НОД. – Послушайте, ребята! (слышится звон курантов) Что это за звон? Где мы его уже слышали? (ответы детей). Давайте мы отправимся в путешествие вслед за ним. Как вы думаете, далеко ли нам придется ехать? (в Москву) Садитесь, ребята. Мы отправляемся в путешествие по нашей стране. Россия – огромная страна (воспитатель показывает ее на карте). - Чем богата наша страна? (Лесами, морями, реками, городами). А как обозначены города на карте? (Маленькими черными точками). У каждого города свое название и своя история. (Показывает и называет несколько городов). Вот наш город Балаково. (отмечает на карте флажком). А куда мы едем? (в Москву). (отмечает Москву на карте флажком). Москва – самый большой город в стране. Пешком его не обойдешь и за много дней.
Поэтому сегодня мы вместе с вами совершим экскурсию только в исторический центр Москвы, в Кремль. Откройте учебники по закладке. Рассмотрите рисунок.
У стен Кремля расположена Красная площадь. Как вы думаете, почему площадь назвали Красной?
(воспитатель помогает детям и читает стихотворение)
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала,
Красный угол прибрала
Да на стол собрала.
Не красна изба углами,
А красна пирогами.
Догадались? Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. «Красный» означало также красивый, а еще главный, славный, самый дорогой, почетный. Главный вход в терем назывался красным крыльцом. Самое почетное место в доме – красным углом. А кого называли красной девицей?
-Правильно. Красная – значит красивая! Посмотрите: как красива площадь – с одной стороны собор Василия Блаженного, с другой – исторический музей (иллюстрации). Найдите на рисунке и покажите Красную площадь, собор Василия Блаженного, исторический музей. Молодцы.
-А что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую люди строили в давние времена, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «кром», а позднее «кремль». Кремли сохранились во многих российских городах: в Смоленске, в Пскове, а Астрахани, В Нижнем Новгороде (показывает их на карте).
Устали в дороге? Чтобы отдохнуть проведем физминутку:
Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише-тише,
Деревцо все выше-выше.
Много стихотворений написано о Москве. Послушайте одно из них:
Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И Кремль зубчатый, безмятежный.
Это стихотворение написал известный русский поэт Михаил Лермонтов. Он очень любил Москву и посвящал ей стихи. В своем стихотворении поэт говорит о Кремле. Стены у кремля зубчатые (иллюстрация). Послушайте, как о них написала Агния Барто:
Десять сотен ласточек спустились с высоты.
Сели, посидели, оставили хвосты.
Как вы думаете, что сравнила Агния Барто с ласточкиным хвостом? И почему? (Ответы детей)
А вот главная башня Кремля – Спасская (иллюстрация). Покажите ее на своем рисунке. На ней мы видим огромные часы с золотыми цифрами. Это куранты. Это их бой мы слышали в начале нашего путешествия.
Бьют часы кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает день…
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день!
Куранты показывают время, по которому живет вся страна. Покажите куранты в учебнике.
А эта башня – великан. Шпиль ее уходит высоко в небо. Называется она Троицкая. А вот невысокая, круглая башенка. Она совсем не похожа на своих соседок. Это Кутафья башня. Название свое она получила от старого русского слова «кут» - укрытие, угол. Эта башня связана мостом с башней – великаном, через ворота которой можно попасть в Кремль. Мост называется Троицким и ворота тоже Троицкие. Ворота, которые ведут в Кремль, есть и у других башен. Такие башни называют проездными. Как вы думаете, почему их называют проездными? Башни, у которых нет ворот называют глухими. Много башен у Кремлевской стены. У каждой свое название, своя тайна. Про них мы еще поговорим. А сейчас нам пора в Кремль.
Представьте, что мы входим в Кремль через Кутафью, по Троицкому мосту, через Троицкие ворота Троицкой башни. Покажите на рисунке. Перед нами Ивановская площадь. Покажите. Дадим волю фантазии и представим время, когда не было ни телевизора, ни радио, ни газет. Как можно узнать, что делается на белом свете? Вот и толпиться народ с утра на Ивановской площади. Выходит глашатай, достает из рукава грамоту и кричит что было сил: «Слушай, народ…» Замолкает площадь, а глашатай выкрикивает указы и сообщения. С того времени и пошло выражение: «Кричать во всю Ивановскую». Так говорят порой человеку, который очень громко кричит.
С Ивановской площади хорошо видна колокольня «Иван Великий». Покажите на рисунке.
Знаете ли вы, что такое колокольня? (башня с колоколами) В старину колокольня служила и сторожевой и пожарной башней. А в праздники красивый гул колоколов Ивана Великого разносится далеко за городские стены. Колокола для колокольни отливали колокольных дел мастера. И решили они однажды: «Отольем для Ивана Великого такой колокол, какого никогда не было…» И отлили они большой красивый колокол, но случился в Москве большой пожар. Загорелась деревянная постройка над литейной ямой. Во время тушения пожара колокол дал несколько трещин и от него отвалился кусок. Так и не сбылась мечта славных мастеров – позвонить в колокол, которого мир не слыхал и не видал. Стоит теперь Царь-колокол как памятник русским мастерам-умельцам. Покажете Царь-колокол.
Недалеко от Царь-колокола на Ивановской площади стоит Царь-пушка. Больше ее нет во всем мире. Отлита она давным-давно русскими мастерами-пушкарями. Должна она была защищать Московский кремль, но так ни разу и не выстрелила. Покажите Царь-пушку. Молодцы!
Физминутка.
-Как живешь? - Вот так!
-Как идешь? - Вот так!
-Как бежишь? - Вот так!
-Ночью спишь? - Вот так!
-Как даешь? - Вот так!
-Как берешь? - Вот так!
-Как шалишь? - Вот так!
-Как грозишь? - Вот так!

Работа в тетради.

Заключительная часть. - Где мы сегодня с вами были? Что нового узнали? Всем ли удалось выполнить задание? Молодцы! Вы сегодня хорошо работали.

Писанку можно познавать,как и себя, всю жизнь...
Моим друзьям, вдохновителям, терпеливым ученикам посвящается.
На добрую Веру и Любовь!
Светлана Кремнева.

Сегодня трудно найти человека, который бы не видел и не восхищался удивительными творениями мастериц Славянской Писанки.
Тысячелетняя традиция расписывания куриных яиц с помощью пчелиного воска и природных красок переросла в чудесное неповторимое по своему очарованию народное мастерство. Творения Писанок распространены повсеместно, где исторически проживали славянские народности: Чехия, Венгрия, Румыния, Украина, Белоруссия, Европейская часть России. А сейчас как результат великих переселений, мастериц этой драгоценной миниатюры можно встретить в любом конце Земли. Все они бережно сохраняют традиционные правила и особенности восковой росписи по куриному яйцу, сокровенные таинства наполнения обережной силой каждой Писанки. А мастерство писанки у тех, кто соприкасается с их творением, идет от сердца, от души, от Бога.
Возьмешь в руки Писанку – и тебе открывается совершенно другой мир, и сам становишься другим: лучше, добрее, ласковее. Наверное, правдиво предположение, что в Писанке заложена Душа той женщины – Берегини, которая создавала ее на Любовь, на Здоровье, Долголетие, Силу, Счастье, Богатство.

2. Традиция, рожденная в глубине веков.

По весне, когда яркие солнечные лучи пробивают зимние тучи и касаются земли, когда на глазах начинают исчезать снежные сугробы, а, скованные льдами, реки превращаются в бурные потоки, обращались люди к Богу, к небу и солнцу и закликали – встречали Весну красну. Из теплых краев (как полагали люди из Ирия) прилетали птицы – вестники весны, радости, тепла и Солнца. Это событие вселяло большую надежду, что заканчивается суровое время зимы, что очень скоро птицы начнут нести яйца и выводить - высиживать птенцов. А делают они это только с приходом весны и солнца.
По представлениям наших древних предков птичье яйцо было символом Вселенной, Солнца, жизни, воскресения, возрождения. И действительно, яйцо – это чудо, в котором спряталась Жизнь. Из древних легенд нам известно, что люди считали: весь свет возник из вселенского космического яйца, которое плавало в морской бездне. Ну, а сам желток так похож и цветом, и формой на солнышко. И в древнем карельском эпосе «Калевала» есть такие строки:

Из яйца, из нижней части
Вышла Мать – Земля сырая;
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небесный;
Из желтка, из верхней части
Солнце светлое явилось;
Из белка, из верхней части
Ясный месяц появился;
Из яйца, из пестрой части
Звезды сделались на небе;
Из яйца, из темной части
Тучи в воздухе явились.

3. Разные виды писанок.

На заре жизни человечества Яйцо почитали символом весеннего Солнца, которое будит Природу ото сна, а позднее яйцо стало оберегом, защищающим людей от злых сил. Чтобы сила яйца стала еще больше, поверхность его окрашивали в различные цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый, голубой, - и получали «крашанки», а если наносили на поверхность яйца капельки воска, то после окрашивания в одном или нескольких цветах получали «капанки».
Кроме того, на скорлупу наносили красивые магические знаки, может,потому что еще писать не умели. И были те знаки рисунками – молениями. Так создавались писанки, чтобы получить от божественных сил и помощь, и защиту. Люди свято верили, что писанки принесут добро, счастье, достаток, здоровье и защитят их от любого зла. И они приносили!.. И защищали!..
С незапамятных времен на яйце рисовали знаки дождя, земли, воды, солнца и огня, тем самым устанавливали связь с силами природы, обеспечивая себе щедрый урожай, благосостояние в доме и счастливую судьбу. Еще в прошлом веке писанка сопровождала человека от рождения до смерти. Писанку клали в колыбель к младенцу, как символ начала новой жизни, ее же клали в гроб умершему как знак надежды на его Воскресение. Писанками поминали умерших родственников, их же дарили на здоровье и счастье молодоженам.
Обычай расписывать яйца прошел через множество испытаний: временем, политикой смешения культурных, религиозных и исторических ценностей, страхом репрессий, - и выжил, сохранился до сих пор. Крашеные и расписные яйца сопровождают один из самых красивых Христианских праздников – Светлое Воскресение - Пасху как знак возрождения жизни, воскрешения. Конечно, это хрупкое изящное искусство могло погибнуть, и было в нескольких шагах от этого.
Однако выдающиеся ученые 19 - 20 веков: антрополог Ф.Вовк, этнографы О. Кольберг и Н. Сумцов, - изучавшие эту традицию, оставили для нас альбомы с изображениями писанок. А действительный член российского императорского географического общества С. К. Кульжинский создал монументальный труд, на основании которого можно воскресить в памяти и забытый обычай, и древнейший орнамент. Если Вы хотите увидеть подлинные шедевры Славянской Писанки, поезжайте на Украину: в Киев или Львов, - там, в музеях хранятся коллекции, насчитывающие десятки тысяч экземпляров этого крохотного чуда. Именно здесь мастерство Писанки достигло наибольшего развития и стало символом Украины.

В Канаде украинские эмигранты поставили памятник Писанке. В США, в Нью-Йорке есть музей украинского искусства. За этим процессом возрождения древнего славянского искусства, конечно, стоят конкретные люди:
Е. Беняшевский – книга о Писанке выпущена в 1968 году;
З. Елиев – альбом с 1200 образцов, издан в США в 1994 году;
А. Г. Соломченко издал уникальную книгу - альбом «Писанки Украинских Карпат»;
О.Белоус и З. Сташук - «Школа Писанки», пособие для желающих обучиться мастерству, издано в Киеве в 1999 году;
З. Иваницкая – альбом «Писанка», издан в Москве в 2001 году;
В. Манько – книга «Украинская народная писанка», издана во Львове в 2001 году.
Вот, пожалуй, и все, что можно прочитать сегодня о Писанке. Да и то большая часть изданий – на украинском языке.
В Ярославле эта традиция изучается в рамках мастерской по возрождению народных ремесел «Славянская писанка» Ярославской региональной общественной организации «Русские традиции» с участием мастериц: С. Кремневой, Е. Куликовой, М. Козловой, Н. Шленевой, А.Хайкиной, Г. Котовой и многих других, для кого возрождение уникального искусства стало не просто увлечением.

4. Значение цвета в Писанке.

Писанка как художественное явление творчества человека включает в себя многозначность древнейших символов. Символика Писанки – это совокупность значений цвета, орнамента и самого яйца. Символ – это то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, явления, идеи (Толковый словарь С.И. Ожегова). В ярких красочных миниатюрах используются самые различные цветовые сочетания. Однако в них прослеживается определенная закономерность: чаще всего мы видим в орнаментах белый, желтый, красный, коричневый, черный, реже зеленый и синий цвета. Значения цвета многообразны и имеют прямую зависимость от региона, где написана Писанка, от исторического отрезка времени, в котором она создавалась.
Так белый цвет во все времена воспринимался как цвет чистоты: божественной чистоты, чистоты духа, чистоты помыслов и целей, поставленных перед человеком. Если учесть, что скорлупа куриного яйца имеет белый цвет, то можно предположить, что этот цвет – основа жизни, основа мироздания. Не претендуя на истину, можно предположить, что белый цвет - аналог света, божественного света. Вспомните такие русские выражения как «белый свет» или «средь бела дня», они также указывают на связь понятий «белый» и «свет». А теперь представьте, как вы взяли яйцо, создали образ будущей писанки и провели первые линии волшебного узора. Ваши помыслы чисты, сердце наполнено любовью, вы создаете новый Мир. И контур задуманного вами орнамента на Писанке будет белого цвета – цвета божественной чистоты.

Следующий цвет, который вы нанесете на Писанку, будет желтым. Это цвет жизненной, божественной силы - силы Знания. Жизненную силу дарит нам свет Солнца. Вспомните, какой карандаш выбирает ребенок, когда рисует солнышко? Многие из нас выбрали бы красный, а малыш выбирает желтый. Золото – металл силы и власти имеет желтый цвет. И вот уже на вашей Писанке сияют золотым светом Разума желтые линии и поля узора.

Красный цвет, конечно, цвет радости жизни, силы, мужества, отваги. Собственно значение слова «красный» многогранно. В русском языке это особенно заметно. Красивый – «красна девица», ценный – «красный товар», «красное дерево». Главный, важный – «красный угол», «красное крыльцо». Хороший, яркий, светлый – «красный денек». Прислушайтесь, как играет это слово в народной песне:
В терем с красного крыльца
Красна девица вошла.
Красна девица вошла,
Красный угол прибрала.
Красный угол прибрала,
Стол – престол собрала.
Стол – престол собрала
Да гостей позвала.
Народная мудрость сохранила удивительную многозначность слова «красный» и в пословицах: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Для красного словца не пожалеет родного отца», «Долг платежом красен».
В Писанке красный цвет часто доминирующий, несущий основную смысловую нагрузку. В Писанке «На здоровье» красный цвет может обозначать бодрость, радость жизни, способность к борьбе за жизнь. В Писанках, выполненных для женщин, этот цвет может рассказать о красоте жизни, радости, надежде и мечте каждой из нас. В Писанках для мужчин этот цвет является символом мужества, силы, отваги, упорства в достижении цели.
И вот уже волшебным образом вписываются в божественную форму живого куриного яйца зеленые пушистые сосенки – символы здоровья, вечной молодости и долголетия; уточка – символ плодовитости, заботливости и способности выходить сухой из воды; два желтых квадрата (символы дома твоего, твоей земли) в ажурной восьмиконечной звезде. И все это на ярком фоне красного цвета, подтверждающем радость бытия.

Гораздо реже в Писанках встречается зеленый цвет, еще более редко он бывает доминирующим. Чаще это мелкие вкрапления в общий орнамент Писанки «на здоровье». Как правило, зелень используется в узорах составленных из растительных элементов и имеет прямую зависимость от времени года.
Зеленый цвет как признак расцвета жизненных сил природы и в Писанке появляется вместе с весной. Когда распускаются первые листочки на деревьях, когда пробивается первая зелень сквозь пожухлую прошлогоднюю траву, тогда и начинают писать писанки с зелеными линиями и полями узоров. Зелень в орнаменте обозначает рост, развитие и здоровье всего живого на земле: нового, сильного, молодого, - как в Природе, так и в жизни человека. Такая Писанка почиталась как мольба человека к высшим силам о снисхождении и помощи ему в делах праведных, о даровании богатого урожая, успеха в творческих начинаниях.

Следующий значимый цвет на Писанке – коричневый или бордовый. Все мы с вами дети планеты Земля. С древнейших времен люди поняли, что землю надо беречь, потому что она и кормит, и поит, и согревает, и защищает, Именно поэтому ее ласково называли: Земля-Матушка. Ей отдавали первенство в мудрости, силе, ей посвящали песни, наполненные надеждой на лучшую судьбу, о ней передавали из уст в уста сказки и предания. Из этого предисловия вы уже поняли, что коричневый цвет на Писанке – это цвет Матушки-Земли,
а значит, цвет мудрости, надежды, веры, цвет опоры в жизни, цвет источника
всех благ. Чаще всего это не цвет узора, а цвет фона - основы всей Писанки.

Черный цвет также часто встречается в Писанках, но только в качестве фона. Имеет смысл предположить, что это цвет космического пространства, космической бездны, откуда произошло все сущее на Земле. Конечно, это только предположение, но вдумайтесь, почему черный цвет так притягивает нас? Черный цвет, тьма – это та тайна, то непознанное, что пугает малышей и страшит взрослых. В древности этот цвет связывали с символом Земли, ее плодородием, в нем скрыты сакральные, таинственные, даже тревожные представления древних людей. Очень похожие впечатления вызывают эти Писанки и в наше время.

Голубой и фиолетовый цвета говорят сами за себя. Конечно, первое представление о них выражается в образах неба, воздуха, простора, духовной чистоты и божественного провидения. Однако эти цвета встречаются гораздо реже других. И не удивительно, ведь Писанка создавалась людьми и для людей, живущих на Земле. В некоторых Писанках можно увидеть оттенки основных цветов: оранжевый, розовый, алый, малиновый,- это, скорее всего, не традиция, а творческие вариации мастериц.
Если говорить о традиции цвета в Писанках, то можно выделить как основные: белый, желтый, красный, зеленый, коричневый или бордовый и черный. Писанки со скупым, строгим узором относятся, пожалуй, к более древнему времени, их происхождение наиболее раннее, архаичное. Возможно, справедливо будет отметить, что цветовое разрешение орнаментов на Писанках связывается и с местом, где они написаны. В местностях, расположенных южнее, где тепло, где яркая природа, огромное разнообразие цветущей растительности, орнаментика Писанок более богата, цветовое разрешение их многоцветно. Для примера взгляните на гуцульские Писанки.

Сколько труда, внимательности, умения и точности в начертаниях огромного количества пересекающихся линий вложено в эти замечательные произведения – гуцулочки под названием: «уточки», «козлики», «баранчики», «очката», «звездчата»…. Сколько поэзии, любви, радостных переживаний скрыто в национальном характере этих Писанок!
А вот это совсем другие по настроению Писанки, более сдержанные, скромные в цветовом решении, с крупным почти суровым орнаментом. Они родились в краях, где зимы дольше и холоднее, где не так буйствуют красками весна и лето, где песни протяжные, а чувства спокойные. Хотя, кто знает, какие там чувства? Если задуматься, то можно увидеть в них величайшую силу духа людей. Людей, главная цель которых жить, выжить и оставить после себя проросшее зерно, построенный ими дом, продолжателя рода, продолжателя дела. Не это ли такой простой на первый взгляд и понятный ответ на вопрос: зачем ты пришел на эту землю? Возможно, что поиски главного ответа на главный философский вопрос породили к жизни эти удивительные творения.

5.Символика Писанки.

Слово раскрывает смысл-содержание художественного литературного произведения. Символ – это тоже слово. Тысячелетиями люди выверяли смысловое значение знаков и символов. Удивительно не только то, что символ очень красив графически, но и то, как он точно отражает в своих линиях, цвете, форме стремление человека к жизни, к красоте. Если попробовать сравнить символы в произведениях национального творчества у разных народов, то даже непосвященный человек увидит, как они похожи, как много в них общего. Но мы с вами не ставим себе цель исследовать сходства и различия символики народов мира. Мы попытаемся увидеть содержательную часть символики славянской Писанки.
Писанка у всех народов всегда носила не только декоративный характер. К ним относились как к сильным оберегам. Причин тут несколько. Во-первых, почти у всех индоевропейских народов яйцо - символ жизни, а узор на скорлупе - призванная божественная помощь, оберег для того, кому написана эта писанка. Во-вторых, работа над маленьким шедевром требует много времени и большого внимания, а значит, будет выполняться только для действительно любимого человека, что также является сильнейшим оберегом. Ну, и, наконец, все наносимые узоры обязательно несли в себе строгий смысл, послание богам и информацию для хозяина оберега.
В течение нескольких столетий у славянских народов выработались определённые узоры на Писанках, в каждой местности оформился свой характер традиционного орнамента и его колорит. Стиль, цвет, основные значимые элементы передавались от матери к дочери и незыблемо выполнялись на Писанке. Вот почему до сих пор по цветам и орнаменту на яйце можно определить, где она была выполнена.
Узоры писанок часто состояли из геометрических фигур сложных очертаний, в основе которых лежал ромб или квадрат. Ромб с точками внутри символизировал засеянное поле, достаток, изобилие. Особенно разнообразными были очертания ромба: с выступами по углам, пересеченный двумя диагоналями, гребенчатый, с попарно отходящими от его углов спиралями, и т. д. Ромбы в узорах располагались цепочкой друг за другом или сочетались с другими геометрическими мотивами: косым крестом, звездой, розеткой.

Кроме геометрических мотивов, в славянских Писанках встречаются изображения цветов, листьев, кустов, деревьев. имеет также множество растительных и цветочных мотивов. Один из них - Мировое дерево, символизирующее связь нижнего, "исподнего" мира, земли и всех девяти небес. Изображали Мировое дерево пышным, высоким, с различными фантазийными цветами и птицами на ветвях.

Растительные мотивы сочетаются в узоре с изображением птиц или зверей. Это был целый мир поэтических образов. Сказочные птицы-павы, скромные маленькие уточки, кони, изящные олени с ветвистыми рогами изображались на яйце - обереге.

Не менее часто встречается на Писанке стилизованная женская фигура, часто образованная на основе косого креста,- это богиня Берегиня, она же – Макошь (Богородица в современном прочтении), имеющая детородную символику. Это, пожалуй, самый основной обережный образ – прямое обращение к божественной помощи. Она удивительно проста в исполнении: всего лишь две пересекающиеся линии, которые сами находят место на Писанке. Поднятые вверх руки молят о ниспослании помощи, защиты, здоровья. Человеку. Ее образ легко сочетается с треугольниками, ромбами, завитками. Каждый из которых - тоже самостоятельный символ. Треугольник – единство стихий природы, единство семьи, единство божественной Троицы. Ромб – это дом, поле деятельности человека, его мир, в котором он живет. Ромбы и его вариации, кроме того, связаны с плодородием и сексуальной силой. Завитки – символы защиты от угрозы внешнего мира, или часто их называют «бараньи рога» - это знаки материального благополучия. Вот так один незамысловатый символ может вместить в себя такое богатое содержание.
Мотивы цветов, деревьев, птиц, зверей, женских фигур в народном искусстве всегда были наделены ёмкой и многозначной символикой.
Так, лебеди являлись олицетворением юной прекрасной девушки и невесты или считались символом верной любви, голуби были символом супружеской верности и счастливой семьи, уточки отображали справность и заботливость женщины – хозяйки, соколик – быстроту и смелость воина – мужчины.

Очень часто в орнаментике Писанки встречаются разного очертания волнистые и ломаные линии, волны. Это широко распространенный в произведениях народного творчества символ воды, очищения, роста, избавления от болезней и разного рода негатива.

Излюбленными узорами на Писанках были крестообразные мотивы, трилистники и важнейшие символы аграрного культа древних славян - свастики, знаки солнца.
Справка: Вообще свастика известна на территории России, по материалам археологических раскопок, не менее трех тысяч лет, и не только в качестве украшений, например, вятичей. Но на Руси данный символ – крест с изогнутыми концами, имел другое название – «Коловрат». «Коло» – древнерусское название солнца, «врат» – «возвращение»; в современном русском языке этому слову соответствует слово «солнцеворот». Солнце символически обозначалось равносторонним крестом, а иногда крестом, наложенным на круг. Загнутые концы креста символизировали либо прирастание, либо убыль светлого времени суток. Прирастание солнечного времени суток обозначалось левой свастикой, которая по-русски называлась «коловрат»; убыль же солнца обозначалась правой свастикой, по-русски называвшейся «посолонь» (Из «Славянской энциклопедии». dazzle.ru). И в Писанках этот знак несет огненное, творящее начало: «коловрат» -сберегает, сохраняет то, что уже имеется. Писанке с «коловратом» нет цены, когда предполагаются потери в вашем деле. Писанка со свастикой «посолонь» имеет творящее значение, несет в себе смысл прибыли, увеличения, прирастания в деле, в семье, в достатке.

Особое место в ряду этих миниатюрных творений занимают пасхальные Писанки. Их орнаментика отчетливо повторяет запросы христианских обрядов: разного вида кресты, свастики, церковки, украшенные общедоступными деталями народного орнамента. Полосками – «вспаханное поле», сеточкой – «защита», точками – «семя», волнистыми линиями – «вода», - и т.д. И конечно, на пасхальных Писанках, которые дарятся дорогим тебе людям в день Светлого Воскресения, уместны надписи типа: «Христос Воскрес».
Писанки из моей коллекции, которая насчитывает более 200 расписных миниатюр, В ней представлены Писанки традиционного направления, так называемые «списки» с образцов из коллекций исследователей разного времени. Есть Писанки – озарения, Писанки, созданные по образу и подобию, но в каждой из них живет частичка любви автора. Я глубоко убеждена, что Писанки пишутся не умением и навыком (это было бы слишком просто), а душой и сердцем.

7. Былички о Писанках.

Первая.

Митька рос слабым мальчишкой, часто болел, все в какие-то нескладные истории попадал. Рос он, рос и дорос до призывного возраста. Сами знаете, как сына в армию отдавать, сколько страхов в голове у матери вертится. Однако она никаких противоправных действий предпринимать не стала. Проводила, перекрестила: «Служи, сынок! Только береги себя. Сам не обережешься – никто за тебя этого не сделает». Отправился Митька в армию. Полгода учебки – и на войну. Вот тут-то мать и заказала мне оберег – писанку для сына. Конечно, сколько парней с этой непонятной войны домой не вернулось. Выбрала я по этому случаю для Писанки краски яркие: белый, желтый, красный, да коричневый, - жизненные цвета. И символы написала такие, чтобы хранили от пули, от недруга, от случая.
Прошло какое-то время, не так много: месяца три или четыре. Писанка-то и заплакала: с макушки капелька показалась. Значит, сигналит оберег: принимайте меры – беда на пороге. Мать бросилась на поиски сына, потому что уж месяц от него никакой весточки не было, а поначалу писал чуть не каждую неделю.

Нашла она Митьку в госпитале, в Ростове, с ранением в голову. Парень уже на поправку шел. Мать сына домой привезла, здесь его врачи подлечили и заключение дали: послужил, кровь пролил,- и хватит. Комиссовали, значит. Зато живой! Сейчас он уже женат, двое ребятишек у него.
Вот, хочешь - верь, хочешь - не верь, а ведь писанка вовремя знак подала.

Детям и внукам своим я Писанки пишу обязательно. И на здоровье, и на удачу, и на защиту. И дочерей этому делу обучила, хорошо пишут, красиво. Только вечно у них, молодых, времени не хватает.
Внуку тогда еще четыре года было. И прицепилась к нему болячка такая: как повысится температура, так он задыхаться начинал – ложный круп называется. Часто болел мальчишка. А молодым-то что, им погулять охота.
Вот как-то раз собрались они к друзьям и сына с собой взяли, потому, как в той семье такой же малыш есть. Ну, поехали и поехали – не в первый раз. Только ближе к полуночи у них в комнате звук раздался, как взрыв. Посмотрела я, что там такое, а это писанка взорвалась, та, которую я внуку на здоровье писала. Я к телефону, звоню, спрашиваю, как там дети себя ведут, спать им не пора ли? Мне отвечают, что спят они уже давно. Я дочери про писанку рассказываю. Через пять минут дочка назад отзванивается: мол, у малыша жар, началось удушье, мол, «скорую» уже вызвали.
Счастье - то какое: писанка предупредила: сигнал подала; скорая помощь оказалась неподалеку: приехала быстро; и в больнице кислородная камера была исправна и свободна.
Потом врачи говорили, что вовремя скорую помощь вызвали, еще бы немного – и помочь было бы трудно…

Бабушка, хочешь, я тебе расскажу, как яичко нам с мамой помогло?
-Расскажи, внученька.
-Ты же знаешь, бабушка, мы летом в Турцию отдыхать ездили? Мы туда на самолете летели, и все было хорошо. Потом, когда отдохнули, возвращались тоже самолетом. Где-то в середине пути наш самолет начало так трясти, что все пассажиры испугались, некоторые даже закричали. Девушка – стюардесса всех успокаивала, велела пристегнуть ремни и говорила, что самолет попал в зону турбулентности.
-Тебе то было страшно, внученька?
-Еще как, бабушка! Я плакала и спрашивала маму, не сломается ли наш самолет. Мама мне говорила, чтобы я не боялась, что Бог не допустит этого. Потом самолет перестало трясти, и мы долетели до Москвы.
-Ну, и, слава Богу, что так все закончилось!
-Бабушка, я тебе еще не все рассказала. Слушай! Когда мы приехали домой, то увидели, что яичко обережное, которое ты нам с мамой написала, лопнуло. И я думаю, что это оно спасло нас в этом жутком полете.
-Да, внученька, может, писанка вам помогла, а может, опытный пилот или счастливый случай. Главное, что все хорошо закончилось.
-Бабушка, когда мы с мамой снова полетим отдыхать, ты нам писанку на счастье и удачу напишешь?
-Обязательно напишу!

Четвертая.

Дочери у меня красивые, стройные, молодые. Обе замужем, у обеих есть дети. С рождением обеих моих внучек связаны удивительные истории.
Старшей я писала два оберега: один на зачатие, другой на вынашивание дитя и легкие роды. Так вот, врачи опасались за исход этого события по нескольким причинам и считали, что результат может быть непредсказуемым.
Когда подошло время, дочь направилась в роддом и взяла с собой писанку. В клинике все вещи, конечно, были помещены в камеру хранения – и сумочка, где лежала писанка на разрешение от беременности, тоже была там.
Роды действительно не затянулись – прошли быстро, без патологий. Спасибо доктору и акушерке, которые смогли все это обеспечить. Девочка появилась на свет крепкая, горластая, здоровенькая на 10 баллов.
Настал день выписки. Дочь получила свои вещи из камеры хранения. В сумочке лежала писанка совершенно неузнаваемая. Как будто кто-то мокрой тряпкой долго стирал магический узор со скорлупы.

И я предполагаю, что оберегу пришлось изрядно потрудиться, чтобы все в таинстве рождения моей чернобровой внучки было спокойно и легко.

У младшей моей дочери история еще более захватывающая. Писанка на вынашивание ребенка свое отработала в первой половине беременности, потому что была угроза выкидыша. В начале последнего месяца врачи забеспокоились, потому что плод принял устойчивое «заднее предлежание» (так, кажется, это называется в медицинском мире). Это грозило серьезными осложнениями, вплоть до кесарева сечения.
Я срочно поехала в деревню за яйцом от курицы – молодки. Старики говорили, что в таких яйцах очень большая жизненная и плодородная сила заложена. Яичко нашлось крохотное, почти голубиное. Написала я на нем уточку и поставила под иконку, только не как обычно – острым концом вверх, а наоборот – как бы вниз головой. Помолилась и отпустила все на промысел Божий. Тут-то и начали происходить чудеса: ровно через две недели писанка начала сохнуть, и за три дня до родов превратилась в «ваньку-встаньку» - яйцо, которое, как его ни положи, могло стоять только на «голове». Совершенно свежее яйцо, взятое мной из-под курицы, высохло за две недели! Тогда мне это показалось невероятным. А вот и главное чудо – за день до родов ребенок перевернулся и встал в нормальное положение! Все эти три недели дочь находилась в дородовом отделении под наблюдением врачей. Они ее готовили к кесареву сечению.
В итоге, роды прошли спокойно, без осложнений. Огромная благодарность всем специалистам, кто принял в этом участие, за то, что у меня появилась вторая внучка – беляночка!

Есть у меня знакомая. Красавица. Умница. Замужем. А детишек все нет и нет. Вот она и попросила меня написать писанку на зачатие после долгих мытарств по медицинским учреждениям. Собственно, ничего в этой просьбе удивительного не было, потому что, если чего-то очень желаешь, то все средства хороши. Я, конечно, согласилась – как девчонке не помочь! Села вечерком, в тишине. Начала писать, а яйцо у меня в руках - то и треснуло. Ну, что же, думаю, редко, но случается. Может, яйцо с трещиной было, а я не заметила. Взяла другое, хорошенько его проверила, приступила к работе. А яйцо, ну, как живое, из рук моих выпрыгивает и разбивается. Думаю, - не случайно все это! Звоню приятельнице наутро. А она вся в слезах: «Ушел мой муженек к другой. Не знаю, что и делать теперь». Может быть, поэтому и писанка не захотела создаваться?!
Однако на этом история не закончилась. Потому что знакомая моя решила: «Ну, их мужиков, раз они такие неверные. Буду жить одна в свое удовольствие, только дитя родить надо обязательно. К тому же годы идут» Так я и написала ей писанку. И заложила я в ее содержание и зачатие, и встречу с достойным человеком. После этого прошло больше года – приятельницу свою я потеряла из виду. Однажды мне говорят, что она встретила мужчину по душе. И скоро родит ребенка.
Спустя несколько месяцев мы с ней встретились, и я узнала, что писанка «на зачатие» треснула в день, когда женщина подтвердила у врача тест на беременность. Сейчас малышу (а родился сын) уже четыре года. Он растет в мире любви и ласки: мать и отец в нем души не чают.