Демосфен история. Демосфен и Ламийская война

Сначала Филипп подчинил Фессалию и укрепился в Северной Греции. Но это было только начало. Через некоторое время македонянам удалось захватить все афинские владения во Фракии, и они готовились к вторжению в Среднюю Грецию.

Такие быстрые успехи Филиппа облегчались еще и тем, что вся Греция была разделена на два лагеря ожесточенной борьбой между богатыми и бедными. Бедняки всюду открыто требовали раздела земли и имущества богачей. Богатые рабовладельцы смотрели на Филиппа и македонян как на своих спасителей от выступлений бедноты. Они предпочитали лучше подчиниться Македонии, чем отдать свои богатства народу. При македонском владычестве можно будет, думали они, спокойно владеть своим имуществом и рабами и не опасаться народных восстаний. Только простой народ и бедняки готовы были защищать родину и свободу от македонских захватчиков.

Демосфен сразу же понял, какую опасность для Афин и Греции представляют Македония и ее царь, и возглавил партию патриотов, противников Филиппа.

В Афинах в это время власть была в руках сторонников Македонии. Во главе македонской партии стояли Евбул и известный оратор Эсхин.

Евбул был за мир "во что бы то ни стало, любой ценой" и нарочно закрывал глаза на опасность, грозившую со стороны македонского царя. Он желал успокоить народные массы путем раздачи народу доходов государственной казны (так называемые "зрелищные деньги").

Демосфен стал бороться против такого порядка и призывал народ поступиться личными выгодами сегодняшнего дня для счастья и спасения родины. "Богатые, - говорил он, - бросают народу подачки за счет государства, а сами уклоняются от государственных повинностей. Оратору удалось убедить народ обратить "зрелищные деньги" на борьбу с Македонией. Это был значительный успех Демосфена и его сторонников-патриотов.

Демосфен постоянно выступал теперь в народном собрании с пламенными речами, стараясь пробудить в афинянах патриотические чувства. Его знаменитые речи против царя Филиппа назывались "Филиппинами" (и теперь еще у нас называют горячую, страстную речь "филиппикой").

После захвата Фракии Филипп стал угрожать Олинфу, самому крупному городу на Халкидике.

В Афины прибыли послы олинфян с просьбой о помощи. Демосфен горячо поддержал олинфян: он произнес в их пользу три речи в народном собрании. Однако помощь афинян запоздала. Царь Филипп захватил город, а жителей продал в рабство.

Затем Филипп предложил афинянам мир. Афинские послы - Филократ и Эсхин - во время мирных переговоров были подкуплены царем: несмотря на противодействие Демосфена, они заключили мир на невыгодных для Афин условиях. Вскоре после этого, не обращая внимания на заключенный мир, Филипп разгромил фокейцев - союзников афинян.

Тогда, наконец, афиняне стали готовиться к решительному отпору Филиппу. Демосфен был выбран первым стратегом и стал во главе государства. Бывшего посла Филократа обвинили в подкупе и измене. Филократ был заочно осужден на смертную казнь.

Затем Демосфен выступил против другого посла - Эсхина, обвиняя его в измене и подкупе. Эсхин искусно защищался и был оправдан незначительным большинством голосов.

Это было время наибольших успехов и славы великого оратора. Ему удалось укрепить флот - главную силу афинян.

Однако афиняне одни не могли справиться с грозным врагом, и поэтому Демосфен стал хлопотать об общегреческом союзе против Македонии. Во главе посольства он объехал ряд греческих государств, везде произнося страстные речи и побуждая греков к объединению. "Сила македонян, - говорил он, - в слабости и разрозненности греков; если все греки будут едины, то Филипп не осмелится напасть на нас". Население греческих городов с восторгом принимало великого оратора, и вскоре Коринф, Мегары и другие города Пелопоннеса вступили в союз с афинянами.

Филипп между тем пристально наблюдал за действиями афинян. Пока велись эти переговоры об объединении, пришла грозная весть: войско Филиппа находится в Средней Греции, царь занял уже у границы Беотии крепость Элатею - важный пункт пересечения дорог в Фивы и в Аттику . Наступил решительный момент борьбы. Многое зависело теперь от того, на чью сторону станут Фивы - одно из сильнейших государств в Средней Греции.

Тогда Демосфен во главе афинского посольства прибыл в Фивы с предложением союза против Филиппа. Но там уже находились македонские послы (царь опередил его), которые, не скупясь на обещания, всячески отговаривали фиванцев от союза с афинянами. Однако Демосфен добился блестящего успеха. Его вдохновенные речи, в которых он призывал к мужеству и напоминал о славе и чести Греции, решили дело: фиванцы вступили в союз с афинянами против общего врага. Обе стороны стали готовиться к последней схватке.

Летом 338 г. до н.э. произошло роковое сражение при Херонее.

Армия Филиппа состояла из 30 тысяч пехоты и 2 тысяч всадников. Численность войска союзников - афинян и фиванцев - была несколько меньшей.

На рассвете оба войска выстроились в боевом порядке. Правым крылом македонского войска командовал сам Филипп, левым - его восемнадцатилетний сын Александр , будущий великий полководец; в центре стоял опытный военачальник Антипатр.

Началось яростное сражение. Долгое время военное счастье не склонялось ни в ту, ни в другую сторону. Первым решающего успеха добился Александр: его воины нанесли сокрушительный удар "священному отряду" фиванцев.

Наоборот, на правом крыле афиняне прорвали ряды македонцев и потеснили их. "За мной! - вскричал афинский стратег, - победа наша!"

Упоенные успехом, наступающие афиняне, однако, расстроили свои ряды. "Неприятель не умеет побеждать!" - сказал Филипп, который наблюдал с высоты за ходом боя. Он быстро перестроил свою фалангу и ударил на афинян. Афиняне дрогнули, и все греческое войско стало отступать.

Македоняне одержали решительную победу, несмотря на отчаянное сопротивление афинских гоплитов и неустрашимую храбрость фиванской фаланги ("священного отряда" из 300 человек, которые все погибли).

В этой битве афиняне потеряли 1000 человек убитыми и 2000 попало в плен.

Демосфен сражался рядовым гоплитом и отступил с поля боя вместе с войском. За это впоследствии оратор Эсхин обвинил его в трусости. Народ афинский, однако, не поверил клевете врагов великого оратора и поручил ему произнести надгробную речь в память бойцов, павших при Херонее, что считалось высокой честью.

Известие о поражении при Херонее произвело потрясающее впечатление на афинян. Немедленно собралось народное собрание, народ вынес постановление готовиться к осаде и перевозить женщин и детей из деревень за стены города; кроме того, кто-то предложил освободить рабов и дать право гражданства иностранцам для призыва их в армию. Пойти на такую крайнюю меру даже в столь опасный момент для родины афинское народное собрание не решилось.

Демосфен вместе со своими сторонниками организовал защиту города, поголовное вооружение граждан, починку стен и т. д.

Грозная опасность, к счастью, вскоре миновала; удалось заключить мир на сравнительно приемлемых условиях: афинянам был оставлен флот и главные владения; однако Афинский морской союз - основа их могущества - был распущен, и Афины должны были вступить во вновь организованный общегреческий союз во главе с Филиппом.

Херонейская битва решила судьбу Греции: греческие государства потеряли свободу и независимость, всюду власть переходила в руки богачей, сочувствовавших Македонии.

В Афинах подняли голову предатели, явные и тайные сторонники Филиппа. Они стали чуть ли не ежедневно возбуждать обвинения против Демосфена и других представителей народной партии.

Однако нашлись патриоты, которые неустанно трудились для восстановления мощи государства. Во главе их были Демосфен, Ликург и другие.

Ликург в течение четырех лет путем строгой экономии снова поднял государственные доходы до 1200 талантов в год. Демосфен заведовал "зрелищной казной", которая была теперь единственной поддержкой афинской бедноты. Афиняне стали, мало-помалу оправляться после страшного поражения.

Царь Филипп между тем собрал общегреческий съезд в Коринфе, где торжественно провозгласил создание общегреческого союза под руководством македонского царя.

В разгар приготовлений к походу Филипп был убит на свадьбе своей дочери в городе Эгах в Македонии, через два года после Херонейской битвы (336 г. до н.э.).

Демосфен получил сообщение о смерти Филиппа, когда народное собрание еще не знало об этом. Он явился в совет и радостно объявил, что видел сон, предвещающий афинянам великое счастье. Вскоре пришло известие о смерти Филиппа. Народное собрание постановило принести богам благодарственную жертву, а убийцу царя наградить венком. Великий оратор пришел в тот день в народное собрание в праздничной одежде с венком на голове, хотя собственную его семью постигло большое горе: всего несколько дней назад скончалась его дочь. Но народную радость Демосфен ставил выше личного горя. Народ ликовал, надеясь сбросить македонское иго.

Снова к власти был призван Демосфен. Во всех городах Греции поднялось движение против македонян и пробудились надежды на свободу. Афиняне послали посольство в Фивы и другие греческие государства с предложением союза против Македонии. Афины вступили в снощения также с персами, побуждая их немедленно начать войну с Александром . Демосфен полагал, что с наследником Филиппа, мальчишкой и дурачком, как он называл Александра, справиться будет легко. Демосфен надеялся на успех восстания.

Тем не менее, вопреки ожиданиям, Александр быстро покончил со своими противниками в Македонии и Фессалии и заставил греков в Коринфе признать себя вождем общегреческого войска для похода на Персию. Однако ему пришлось предпринять поход на север против трибаллов, которые угрожали границам Македонии.

Пользуясь отсутствием Александра, первыми восстали фиванцы, а за ними и другие греческие государства. Фиванцы осадили стоявший у них македонский гарнизон и многих воинов перебили.

Александр, разбив трибаллов, неожиданно появился с войском под стенами Фив. Город был взят и разрушен до основания. Пощадили только дом, принадлежавший знаменитому поэту Пиндару. Уцелевшие жители, числом около 30 тысяч человек, были проданы в рабство.

В Афинах царило страшное смятение: ожидали, что Александр начнет осаду. Однако ценой полной покорности удалось выпросить пощаду у победителя. Александр потребовал только выдачи Демосфена и других противников Македонии.

Демосфен пришел в народное собрание и рассказал народу басню об овцах, выдавших своих собак волкам. Себя самого и своих товарищей он сравнивал с собаками, дравшимися за народ, а Александра назвал волком. К счастью, внимание Александра было отвлечено приготовлениями к персидскому походу, и он не стал настаивать на своем требовании. Демосфен и его друзья остались в Афинах.

Выступив в поход против Персии во главе 30 тысяч человек пехоты и 5000 всадников. Александр победил персов в сражениях при Гранике и Иссе (334-333 гг.); затем он наголову разгромил персидское войско при Гавгамелах (на берегу реки Тигр) и завладел Вавилоном и огромными сокровищами персидских царей.

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами Юрий Окунев.

Считаете ли вы, что стать великим оратором может только человек, обладающий выдающимися способностями и яркой внешностью? Вы сказали «Да»? Спешу вас уверить, в истории красноречия существует яркий пример, ораторское искусство Демосфена, который заставит вас пересмотреть свои взгляды.

Вы, наверно, слышали о чудаке, который набивал себе полный рот камней, шел по берегу моря и громко цитировал тексты с камнями во рту? Таким представляется греческий оратор Демосфен современникам.

А что еще нам известно?

  • Известно ли вам, дорогие читатели, что Демосфен, будучи выходцем из богатой зажиточной семьи, не имел средств, чтобы получить достойное образование? И это не помешало ему овладеть в совершенстве ораторским искусством.
  • Известно ли вам, что Демосфен рос слабым и хилым ребенком, часто пропускал занятия в гимназии по причине болезней? И это не помешало ему работать с утроенной энергией, чтобы воплотить свою мечту в реальность, стать оратором.
  • Известно ли вам, друзья, что дебют греческого оратора был неудачным, юноша был буквально освистан публикой? Тем не менее, спустя несколько лет Демосфен становится сильнейшим мастером красноречия своего времени, слава о нем разливается далеко за пределами Греции.

Детство Демосфена

Великий греческий оратор жил в Афинах в 384 – 322 гг до н.э. Отец Демосфена был владельцем оружейных мастерских, где работали несколько десятков рабов, после своей смерти он оставил сыну довольно солидное состояние.

На момент смерти отца мальчику было 7 лет, его сестре – 5, поэтому все завещанное имущество временно перешло в руки опекунов, до совершеннолетия детей.

Опекуны распорядились наследием оружейника по-своему: большую часть обманом присвоили себе, завещательные бумаги постарались уничтожить и скрыть, а данное умирающему отцу обещание заботиться о маленьком Демосфене и его матери напрочь позабыли.

Когда будущему мастеру искусства слова исполнилось 18 лет, он вынужден был довольствоваться небольшой горстью серебряных монет количеством в половину таланта и отцовским домом с десятком голодных рабов.

Стоит ли говорить, что на образование будущего кумира публики опекуны также не соизволили выделить денег? Есть информация, что Демосфен посещал образовательную школу для бедных, а также брал уроки ораторского искусства. По одним источникам, его преподавателем по риторике был Исей, по другим – Исократ.

Когда незадачливые опекуны пришли и заявили, что не заплатят за обучение мальчика ни копейки денег, наставник Демосфена только улыбнулся в ответ и продолжил заниматься со своим учеником. Уж очень ему по сердцу пришлись любознательность и трудолюбие молодого Демосфена.

Почему провалилось первое выступление?

Первые тексты речей Демосфен писал для других, в основном это были судебные речи. Наконец, оратор решился выступить самостоятельно на одном из публичных собраний. Под свист и улюлюканье толпы покидал он трибуну, публика не дала ему договорить речь до конца, заглушая его выкриками и смехом.

Вам интересно знать, почему освистали Демосфена? Тогда ответьте на вопрос, можете ли вы представить себе в качестве оратора человека:

  1. Сильно картавящего, жующего слова, проглатывающего их окончания?
  2. С тихим, еле слышным голосом, мямлю, задыхающегося на длинных предложениях?
  3. Сутулого, сгорбленного и забитого, боящегося поднять взгляд от носков своих ног?
  4. Человека с подпрыгивающей походкой, нелепыми движениями и нервно вздрагивающими при каждом резком звуке плечами?

Если соберете все эти черты в одну картину, то получите портрет оратора Демосфена. На первой неудаче тот не остановился, попытался выступить еще раз и снова был выгнан толпой.

Разговор с другом

По дороге домой расстроенный Демосфен случайно повстречал друга детства, талантливого актера Сатира. Выслушав юношу, артист попросил его прочитать что-нибудь из греческих поэтов. Когда молодой человек закончил, Сатир встал и прочел тот же самый фрагмент. Юноша не узнал стихи, ему показалось, что он слышит абсолютно незнакомые слова.

С этой минуты Демосфен понимает, чтобы стать оратором, нужно научиться:

  • Четкому произношению;
  • Артистично держать себя на публике, контролировать свои жесты;
  • Вкладывать чувства в каждое слово речи;
  • Использовать для речи красочный и в то же время простой язык.

Что сделал Демосфен?

С этой минуты начинается титаническая работа будущего оратора над собой. Демосфен не сдался, он уединился в подземной комнате в своем доме и дал себе обещание не выходить на улицу, пока не станет мастером красноречия. Чтобы не было соблазна нарушить данное слово, он взял бритву и выбрил себе половину волос на голове.

Демосфеновская система упражнений:

  1. Чтобы сделать свою речь четкой, оратор набирал в рот острые черепки и камни, декламировал тексты и стихи.
  2. Чтобы сделать свой голос громким и зычным, он выходил на берег моря, когда шумел прибой, и перекрикивал морские волны.
  3. Чтобы добиться силы звучания голоса, юноша завел собачонку. В перерывах между занятиями он подражал собачьему рычанию.
  4. Для того, чтобы сделать свои легкие сильными и укрепить речевое дыхание, оратор взбирался быстрым шагом на высокую гору, непрерывно что-нибудь декламируя.
  5. Демосфен повесил в комнате большое зеркало, ежедневно он репетировал перед зеркалом речи, следя за своими жестами и выражением лица.
  6. Над плечом занимающегося был подвешен тяжелый и острый меч. Всякий раз, когда во время чтения текста плечо оратора нервно поднималось вверх, меч больно ранил. Так Демосфен избавился от вредной привычки и научился контролировать положение своего тела во время выступления.

Кем стал Демосфен?

Благодаря упорным занятиям, мастер быстро добился успехов на ораторском поприще. Его первым судебным делом стал процесс против опекунов, лишивших его наследства. Процесс длился несколько лет.

Несмотря на все ухищрения, уйти от ответственности недобросовестным опекунам не удалось, греческий оратор добился их осуждения.

В дальнейшем популярность Демосфена как оратора стремительно набирала обороты. Тридцатилетний мастер слова становится ведущим политическим оратором, без его выступления не обходится ни одно народное собрание.

Наибольшую известность обрели речи Демосфена против царя Филиппа Македонского, целью которого был захват и порабощение Греции. По свидетельству современников, даже сам Филипп признавался, что пошел бы войной против себя самого, если бы присутствовал на выступлении Демосфена – настолько речи мастера были убедительными и чувственными.

Каждую свою речь великий оратор тщательно готовит, добиваясь красоты выражений, изобретая яркие образы, оттачивая буквально каждое слово. Один из оппонентов Демосфена в суде даже бросил упрек оратору: «Твои речи пахнут маслом», имея ввиду, что текст выступления готовился несколько ночей при свете масляной лампы.

Ораторские приемы Демосфена

Древнегреческий мастер красноречия добивался убедительности выступлений, применяя свои излюбленные методы:

  1. Короткое и динамичное вступление, полностью захватывавшее внимание публики. Часто Демосфен включал во вступление краткое высказывание (сентенцию), которое потом объяснял и подкреплял примерами в самой речи.
  2. Прямое обращение к аудитории: «Граждане афинские!» присутствовало в каждой речи оратора.
  3. Нередко знаменитый оратор прибегал к помощи восклицаний: «Хорошо! Отлично» или: «Да нет же! Нет, нет! О, все боги!». С помощью этого приема он мастерски воздействовал на эмоциональное восприятие слушателя, манипулируя сознанием.
  4. , заданный оратором, заставлял аудиторию напрягать ум и внимание, быть соучастниками речи. Также Демосфен часто применял прием умолчания, когда определенное событие он не называл напрямую, а только делал намек, заставляя слушателя делать выводы самостоятельно.
  5. Излагал суть дела в своем выступлении мастер красноречия весьма динамично и увлекательно, с некоторой долей экспрессии. Он то прибегал к форме рассказа, то изображал сценку, имитируя ярый спор с противником, то драматизировал, обращаясь к богам, давая им клятвы, обращаясь к природе, правительству и к присутствующим на собрании.
  6. Для усиления воздействия на слушателей оратор часто использует в речах метафоры и антитезы (противопоставления). Необычно преподносит мастер прием олицетворения: неодушевленные предметы и абстракции в его речи «оживают» и вступают в разговор, доказывая правоту позиций оратора.

Правдивость и совершенство

Каждая речь Демосфена отличалась исчерпывающей аргументацией, краткими и точными высказываниями, блестящими и красноречивыми характеристиками. Оратору присуща аскетическая простота и предельная ясность изложения, подкрепленная эмоциональными и красочными образами.

Древнегреческий мастер уделял немало внимания теории риторики. Оратором, говорил Демосфен, не может стать человек лживый, речь выступающего должна соответствовать его гражданским убеждениям и достоинству.

По утверждению Демосфена, оратор не должен руководствоваться чувствами ненависти, открытой вражды, угодничества, мести. Оратор является в первую очередь политическим и общественным деятелем, формируя сознание общественных масс, а значит, относиться легкомысленно к содержанию своих речей оратор не имеет право.

Среди всех представителей риторики античности Демосфен занимает первое место, его речи называют «мощными», великий римский отзывается о Демосфене как об истинном «совершенном ораторе».

Выводы

Ничто не предсказывало ораторскую славу Демосфену в детстве. Тем не менее, он добивается исполнения своей мечты вопреки всему, на глазах превращаясь из гадкого утенка (слабого и заикающегося подростка) в прекрасного лебедя, мастера красноречия всех времен и народов.

Успех Демосфена состоялся, благодаря его качествам:

  • Упорству и настойчивости;
  • Колоссальному трудолюбию;
  • Серьезному отношению к теории риторики.

Вы хотели знать главный секрет в овладении ораторским искусством? Этот секрет заключается в ежедневных упорных тренировках и строгой требовательности к себе. Да, этот путь труден и тернист, но он неизбежно приводит занимающегося на сцену, закрепляет за ним славу искусного оратора и осыпает аплодисментами восхищенных слушателей.

Друзья, желаете ли вы повторить успех Демосфена?

Творческих успехов вам, друзья. Не забывайте оформить подписку, чтобы вовремя получать информацию о новых публикациях блога. Жмите кнопку, делитесь статьей с друзьями и знакомыми.

До свидания! Ваш Юрий Окунев.

Разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки .

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

Политическая карьера

Демосфен, упражняющийся в ораторском искусстве. Жан Леконт дю Нуи.

В первый раз он обратил на себя серьёзное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Демосфен выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского . Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции , горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду , поставил свои условия Фивам , избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром .

Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес . Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин , явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею , всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов , посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа . Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий ; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею . Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Гибель

Наследие

Демосфен

Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике , понятой в духе её критики Платоном , как известного безразличия к содержанию высказывания и примата формы. Риторическая практика Демосфена, довольно близка к теоретической риторике разработанной его современником Аристотелем . В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений, как следствие превалирование аrgumentum ad rem и ad veritatem, над ad hominem и ad pathos и отстраняет на второй план декоративные элементы речи . В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς , «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

См. также

Примечания

Литература

Сочинения Демосфена

  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 7 томах (№ 238, 155, 299, 318, 346, 351, 374)
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 13 томах.
  • Демосфен . Речи . / Пер., ст. и примеч. С. И. Радцига. (Серия «Литературные памятники »). М.: Издательство АН, . 608 стр. 5000 экз.
  • Демосфен . Письма. / Пер. В. В. Вальченко. // ВДИ. 1981. № 2-3.
  • Демосфен . О предательском посольстве . / Пер. С. Ошерова. За Ктесифонта о венке . / Пер. Е. Рабинович. // Ораторы Греции. М.: Худож. лит., 1985. С. 65-126, 211-280.
  • Демосфен . Речи. В 3 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. (Серия «Памятники исторической мысли»). М., Памятники исторической мысли, . (полный русский перевод речей и писем )
    • Т. 1. 1994. 608 стр. Переводы В. Г. Боруховича (XX-XXIV), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XXXVI), В. В. Вальченко (XXXV), Л. М. Глускиной (XXXVII-XL), Г. А. Тароняна (XXVII-XXXIV), А. Я. Тыжова (XXV-XXVI).
    • Т. 2. 1994. 544 стр. Переводы В. Г. Боруховича (LIX), М. Н. Ботвинника и А. И. Зайцева (XLII, XLV-XLVII, XLIX-LII), В. В. Вальченко (LVI, LX-LXI; Вступления к политическим речам; Письма), Л. М. Глускиной (XLI, XLIII-XLIV, XLVIII, LVII), А. Я. Тыжова (LVIII), И. А. Шишовой (LIII-LV).
    • Т. 3. 1996. 624 стр. Переводы С. И. Радцига (I-XIX). (переиздание книги 1954 года)
  • До революции в России выходило множество переводов отдельных речей, особенно Олинфских (в основном «школьные издания»). Среди первых русских переводов:
    • Первая Демосфенова речь против Филиппа. СПб., 1776. 45 стр.
    • Речь Димосфена о венце. / Пер. Е. Пономарева. М., 1784. 148 стр.
  • Недавние английские переводы:
    • Goldstein, Jonathan A. (1968) . The Letters of Demosthenes. Columbia University Press.
    • Stephen Usher , Demosthenes, On The Crown. Warminster: Aris & Phillips, 1993. Pp. vi + 282. ISBN 0-85668-533-X . (рецензия)
    • Harvey Yunis (ed.) , Demosthenes, On The Crown. Cambridge Greek and Latin Classics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Pp. xiii & 314. ISBN 0-521-62092-9 . ISBN 0-521-62930-6 . (рецензия)
    • Douglas M. MacDowell , Demosthenes: On the False Embassy (Oration 19). Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2000. Pp. 368. ISBN 0-19-815303-1 . (рецензия)
    • Harvey Yunis (trans.) , Demosthenes, Speeches 18 and 19. The Oratory of Classical Greece, vol. 9. Austin, TX: University of Texas Press, 2005. Pp. xxix, 243. ISBN 0-292-70577-8 . ISBN 0-292-70578-6 . (рецензия)
    • D.M. MacDowell , Demosthenes: Against Meidias (Oration 21). Oxford: Clarendon Press, 1990. ISBN 0-19-814763-5 . (рецензия)
    • Victor Bers (trans.) , Demosthenes, Speeches 50-59. Austin, TX: University of Texas Press, 2003. Pp. 237. ISBN 0-292-70922-6 . (рецензия)
    • Ian Worthington (trans.) , Demosthenes: Speeches 60 and 61, Prologues, Letters. The Oratory of Classical Greece, Volume 10. Austin, TX: University of Texas Press, 2006. Pp. xxxv, 142. ISBN 978-0-292-71332-1 . (рецензия)

Античные источники

  • Плутарх . Избранные жизнеописания. М.:Правда, 1990, т. II.
  • Phillip Harding , Didymos : On Demosthenes. Clarendon Ancient History Series. Oxford: Oxford University Press, 2006. Pp. 286. ISBN 0-19-928359-1 . (рецензия)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Мищенко Ф. Г. Демосфен. Жизнь Демосфена и его труды. Киев, 1894. 95 стр.
  • Жебелев С. А. Демосфен. Берлин-М., 1922.
  • Радциг С. И. Демосфен - оратор и политический деятель. // Демосфен. Речи. М., 1954. С.405-484.
  • Вальченко В. В. К проблеме подлинности демосфеновских писем. // ВДИ. 1981. № 2. С.229-249.
  • Глускина Л. М. Социальные институты, экономические отношения и правовая практике в Афинах IV в. до н. э. по судебным речам Демосфеновского корпуса. // Демосфен. Речи. В 3 т. Т. 2. М., 1994. С. 405-467.
  • Jaeger, Werner (1938). Demosthenes, the origins and growth of his policy. Walter de Gruyter Company. ISBN 3-11-002527-2 .
  • Tsatsos, Konstantinos (1975). Demosthenes. Estia (на греческом языке ).
  • Raphael Sealey , Demosthenes and His Time: A Study in Defeat. New York and Oxford: Oxford University Press, 1993. Pp. 340. ISBN 0-19-507928-0 . (рецензия)
  • Thomas Paulsen , Die Parapresbeia-Reden des Demosthenes und des Aischines. Kommentar und Interpretation zu Demosthenes, or. XIX, und Aischines, or. II. Trier: Wissenschaftlicher Verlag Trier, 1999. Pp. 566. ISBN 3-88476-345-8 . (рецензия)
  • Ian Worthington (ed.) , Demosthenes: Statesman and Orator. London: Routledge, 2000. Pp. xiv + 289 . ISBN 0-415-20457-7 . (рецензия)
  • Craig A. Gibson , Interpreting a Classic: Demosthenes and His Ancient Commentators. Berkeley: University of California Press, 2002. Pp. xii, 261. ISBN 0-520-22956-8 . (рецензия)
  • Pickard, A. W. (2003). Demosthenes and the Last Days of Greek Freedom 384-322 B.C. Gorgias Press LLC. ISBN 1-59333-030-8 .
  • Laurent Pernot , L’Ombre du tigre. Recherches sur la réception de Démosthène. Napoli: M. d’Auria, 2006. Pp. 355. ISBN 88-7092-260-X . (рецензия)

Ссылки

  • Полное собрание речей Демосфена в оригинале и английском переводе
  • Речь «Против Мидия» со схолиями (1831) (греч.)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава I. Ораторское искусство в Древней Греции

Глава II. Демосфен как величайший греческий оратор

2.1 Краткая биография, характеристика ораторского стиля

2.2 Приемы ораторской речи Демосфена

Глава I . Оратор ское искусство в Древней Греции

Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире: Египте, Ассиро-Вавилонии, Индии, Китае. Известно, что жрецы были искусными ораторами, всемерно культивировалось официальное и особенно церемониальное красноречие в придворных кругах китайских царств, хорошо владели тайнами науки слова индийские любомудры. Однако именно Древняя Греция признается родиной красноречия, где начинает складываться его теория.

Наряду с эпосом, лирикой, драмой, ваянием, музыкой и зодчеством риторика признавалась нужным и сложным творчеством. Она считалась даже "царицей искусств" настолько сильно было ее влияние на решение государственных дел, настолько эффективно она воздействовала на чувства и умы людей. Называя красноречие (риторику) искусством, древние греки, однако, вкладывали в это понятие конкретное и определенное содержание.

К V веку до нашей эры, когда вполне сложилась культура ораторской речи, когда ясно осознавались ее виды, стало очевидно, что задача оратора троякая: разъяснить (что-то), побуждать (к определенному мышлению, решению, а тем более к действию) и доставлять слушателям удовольствие.

Причем "услаждение слушателей" свежей или смелой мыслью и благородными чувствами, например добра и справедливости, гражданского долга и патриотизма, считалось особенно важной задачей оратора.

Афины, фактически ставшие центром древнегреческой культуры, задавали тон во всех сферах социальной жизни, определяя главные направления общественной мысли. В этих условиях развивалось и совершенствовалось красноречие. И, конечно, не случайно, что его выдающиеся мастера - Гиперид, Горгий, Исократ, Исей, Эсхин, Филократ и особенно Демосфен - были видными общественными и государственными деятелями.

Греческие риторы мастерски владели правилами и формами устной речи, законами логики, особенно формами устной речи, законами логики, особенно суждений и доказательств. Они умели внушать свои мысли и чувства массе людей, нередко побуждая их к практическим действиям. Каждый из этих ораторов немало потрудился над тем, чтобы красноречие стало острым оружием идеологии и политической борьбы. А она нередко вспыхивала между различными группировками аристократии рабовладельческого общества. Красноречие, "духовное детище демократии", особой искусности достигло усилиями софистов, точнее "старших софистов" (V век до н.э.), которые отличались критицизмом и находчивостью в словесных баталиях, развивали искусство спора, мастерство доказательства и заметно подняли культуру рационалистического мышления, в частности формально-логической культуры. Главной их целью были вопросы познания: их верное толкование и решение, и делались попытки сблизить философию с риторикой. Искусство слова они считали наукой воздействия на людей. Наиболее видный из софистов, идеолог рабовладельческой демократии и политический деятель Протагор из Абдеры (481-411 гг. до н.э.), активно разрабатывал теорию риторики. Придавая первостепенное значение слову в ораторском искусстве, он считал необходимым изучение языка и разработку вопросов грамматики. Относя риторику к "гражданскому искусству", он намеревался с его помощью "сделать людей хорошими".

Глава II . Демосфен как величайший греческий оратор

2.1 Краткая биография, характеристика ораторского стиля

Лучший из учеников Исократа, величайший греческий оратор Демосфен вырос в обстановке острой политической борьбы. Небывалый расцвет культуры и особенно рост общественной значимости и популярности античного ораторского искусства связан с именем Демосфена

Демосфен имел очень слабый голос, говорил невнятно, слегка заикался, картавил (не произносил "р"), - у него была дурная привычка подергивать плечом и, кроме того, он совершенно не умел держаться перед публикой. Две первые попытки выступления окончились неудачно. И тогда Демосфен решил исправить и исправил все свои недостатки. Каждый день по несколько часов подряд он занимался упражнениями, чтобы исправить неясность произношения. Он никогда не говорил без подготовки, но всегда выучивал наизусть заранее написанную речь; по ночам он старательно готовился к выступлению, тщательно обдумывая каждое слово.

До наших дней дошли его выступления: 61 текст речей, 56 "выступлений" к речам и несколько писем. Некоторые его речи, например "О преступном посольстве" и "За Ксенофонта о венке", имеют по сто с лишним страниц. Это значит, что не 2-3 часа, а больше длились эти речи привлекая внушительную массу людей. Речи Демосфена насыщены разнообразным фактическим материалом, содержат немало личных наблюдений и подмеченных в гуще жизни характерных деталей. В редких случаях оратор обходился без лаконичной и временами образной характеристики людей, их поступков и намерений. Некоторые оценки людей и описания событий, даваемых Демосфеном в речах, воспринимаются как типизации по законам художественных обобщений.

В своих судебных речах Демосфен нередко становился бытописцем, от взора которого, казалось, не ускользала никакая мелочь. То иронизируя над незадачливыми людьми, то изобличая падение нравов, Демосфен-оратор предстает перед общественностью не только как нравоучитель, но и как общественный судья и политический лидер. Находчивый полемист и глубокий психолог, Демосфен умел в любой ситуации заставить выслушать себя до конца.

Не блиставший в судебных речах, которыми он начал свою ораторскую практику в качестве адвоката, Демосфен особенно известен своими политическими выступлениями, чаще всего направленными против захватнических войн македонского царя Филиппа II. В этих речах не просто адвокат или обвинитель, но политический деятель, патриот и трибун, последовательно и упорно ратовавший за мир и благо своего народа. В таких выступлениях Демосфен часто вспоминал "достославных" предков-афинян, призывал чтить их память и следовать их былым гражданским подвигам. Оратор призывал слушателей к чувству и чести гражданина свободной республики.

Смелые и памфлетные по своему стилю, исполненные гнева и патриотического достоинства, эти речи вдохновляли афинян на подвиги в ратных делах, оставили глубокий след в духовной жизни афинского государства, вошли в историю политической борьбы под нарицательным названием "филиппики".

ораторский ритор речь логика

2.2 Приемы ораторской речи Демосфена

Показательно, что Демосфен свои речи обычно начинал словами: "Граждане афиняне!". Прямым обращением к гражданам афинский трибун пользовался умело. Так, например, имея в виду угрозы со стороны вероломного македонского царя и учитывая возникшую в этой связи нелегкую ситуацию, а также обобщая некоторые свои соображения о реальной возможности отпора врагу, Демосфен в одной из "филиппик" говорил: "Итак, прежде всего не следует, граждане афиняне, падать духом, глядя на теперешнее положение, как бы плохо оно ни представлялось" . И через некоторое время, снова произнося: "граждане афиняне", оратор напоминая о патриотических обязанностях каждого из них перед возникшей внешней опасностью.

Частое обращение античного автора к "гражданам афинянам", мгновенная реакция темпераментной, если не сказать экзальтированной, массы людей являлись испытанными приемами психологического красноречия держали слушателей в напряжении, в состоянии сотворчества, а порою единомыслия, активизировали мышление собравшихся. Он не оставлял без ответов никаких реплик в свой адрес, не терялся, когда политические страсти разгорались и атмосфера накалялась. Быстро и эффектно он парировал крики и пререкания. "Прошу не поднимать шума, - обращался он к собравшимся, - слушайте, как подобает людям". В таком обращении, пожалуй, не столько просьба, сколько приказание. Оно исходило от его глубочайшей уверенности в собственной правоте и, конечно, сознания своего личного влияния на общественное мнение.

Для усиления общественного внимания к произносимой речи и вовлечения слушателей в творческую, размышляющую и переживающую атмосферу Демосфен охотно использовал прием риторического вопроса. Например: "К чему это я говорю? - для того, чтобы..." Или: "Что же именно? - это то..." В некоторых случаях оратор как бы забрасывал своих слушателей вопросами, оставляя их безответными, на размышление аудитории. Пользуясь вопросно-ответным приемом, то есть фактически диалогической формой, Демосфен драматизировал собственную речь, как бы воссоздавал живую картину характеризуемых им событий, и тем самым воздействовал на собрание в образной форме. Диалогический прием оратор временами дополнял рассказами, иногда ссылаясь на игру Федора, Аристодина и других популярных в его время актеров (исполнителей первых ролей). А в патетических местах речи оратор декламировал стихи трагиков: Эврипида, Софокла и других известных поэтов античного мира.

Излюбленным ораторским приемом Демосфена было восклицание, например восклицание: "Хорошо! Отлично!". Но он восклицал и при отрицании: "Нет, никогда!" - в категоричной форме, или: "нет, нет, о все боги!", или же: "Но это не так, да, не так!" - двойное отрицание. Демосфен пользовался также другими формами того же отрицательного восклицания: "Да нет же!" или: "Ничуть не бывало!" Оратор применял также восклицание-вопрос. Например: "Кто бы мог подумать, что это случится?" или: "И после этого вы еще спрашиваете, почему дела государства все решительно пошли прахом?" И так далее. Не нужно обладать большим воображением, чтобы представить, как такие варьируемые восклицания, да еще произносимые в различных интонациях - в соответствии с конкретной ситуацией или настроением собравшихся, - должны были в одних случаях эмоционально активизировать ораторскую речь, в других - интриговать слушателя или помочь ему яснее осознать характеризуемое явление.

Большое впечатление на слушателей производили клятвы Демосфена или его призывы к богу (богам). Так, например, как бы прерывая плавное течение собственной речи, оратор произносил: "Нет, клянусь Зевсом!" или "Клянусь богами, я выскажу вам откровенно всю правду и ничего не утаю!" В речи "О делах в Херсонесе" Демосфен обращался к собравшимся с такими словами: "Уж разрешите мне, ради богов, когда дело идет о наилучших мерах для государства..." Он клялся Зевсом и всеми богами Олимпа, он молил всех богов и богинь: "Да помогут все боги!" - поддержать его в достижении правды, истины и нужных Афинам свершений. Временами оратор как бы призывал к коллективной клятве: "Клянемся Зевсом!" В редких случаях Демосфен не обращался к авторитету богов. Взывание к ним было приемом, как можно судить по текстам его речей, психологического воздействия на собравшихся, почитавших своих богов. Он, очевидно, был рассчитан и на внешний эффект, которому античная риторика придавала немаловажное значение.

Речи Демосфена аргументированы, ясны по изложению; фразы в них, как правило, краткие, исполненные патетики и страсти. Сравнения, метафоры и другие речевые элементы, о которых говорилось выше, усиливали впечатляемость демосфеновских впечатлений. Сильная выразительность его речей, исполненная глубокой и всегда общественно важной и нередко злободневной мысли, не могла не возбуждать людей. Успех речей Демосфена, уверенного, неподкупного и смелого, определялся также их интонационной гибкостью, хорошо отработанной жестикуляцией и продуманным во всех отношениях артистическим поведением на трибуне. Эти характеристики базируются не только на анализе его речей, но и на свидетельствах античных авторов и позднейших исследователей его ораторского искусства.

Демосфен был далеко не безразличен и к теории риторики: развил ряд принципиально важных мыслей о сущности красноречия и личности оратора. В некоторых публичных выступлениях он как бы отступал от прямой их темы, говоря о риторике, как об ответственном деле, достойном исключительного общественного внимания и серьезного отношения. Так, например, в речи "О мире" Демосфен говорил о своей "политической и ораторской деятельности" как об определенном единстве. Он не представлял красноречия вне политики и общественных интересов, свое же ораторское искусство рассматривал как острейшее оружие политической, по существу патриотической деятельности.

Демосфен постоянно говорил о принципах и правилах своего красноречия. В речи "О делах Херсонеса" он утверждал, что оратор не может руководствоваться враждой к кому-либо или желанием мстить кому бы то ни было, что всякий оратор должен высказывать то, что считает наилучшим. Он осуждал демагогические речи, а также выступления, обнаруживавшие угодничество, отмечал, что не должно быть разрыва между речью оратора и его практической деятельностью. "Не только наши речи, - подчеркивал он, - но и наши свершения должны быть достойны предков". "Лживые речи, - говорил Демосфен в своем выступлении "О распространении средств", - весьма вредны для государства". Всякая ораторская речь, утверждал он, должна соответствовать гражданскому достоинству говорящего. "Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, а направление его политики", подразумевая под "политикой" те цели, к которым стремился оратор своей деятельностью.

Таким образом, Демосфен подчеркивал взаимосвязь (единство) красноречия и политической деятельности, а значит социальную направленность красноречия. Он вместе с тем обосновывал определенные морально-этические принципы и нормы, которыми должны руководствоваться те, кто пользуется публичной речью. Эти положения великого оратора древности не потеряли своего смысла и значения для нашего времени, хотя они и сформированы идеологом рабовладельческого общества, с учетом конкретных условий его развития. Известно, что на демосфеновских речах учились не только ораторы разных поколений не только в Элладе, но и далеко за ее пределами, особенно в Риме.

Демосфен - вершина древнегреческого красноречия, являвшегося острейшим оружием политической борьбы и вместе с тем высоким достижением духовной культуры. Без этого красноречия нельзя представить не только ораторскую практику, но и античную теорию риторики, разрабатывавшуюся в те времена. Для этой теории примечательно прежде всего то огромное значение, которое придавалось слову, способному утверждать как прекрасное, так и безобразное, как истину, так и ложь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Истоки риторики. Объективная основа зарождения ораторского искусства как социального явления. Причины, способствовавшие появлению ораторского искусства. Риторика Древней Греции и Древнего Рима. Труды о риторике выдающихся мыслителей Древнего мира.

    реферат , добавлен 16.07.2011

    Изучение понятия и основных задач ораторского искусства - формы красноречия, одного из видов искусного владения словом, всеми средствами общения с целью воздействия на слушателей. Культура ораторской речи. Способы установления контакта с аудиторией.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    История развития ораторского искусства. Роль красноречия в Древнем мире, пути развития ораторских качеств. Законы и принципы риторики. Основные этапы публичного выступления. Требования, предъявляемые к оратору, согласно правилам классической риторики.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2013

    Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

    реферат , добавлен 20.12.2009

    Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом. Разнообразие жанров ораторского искусства. Владение техникой говорения. Виды речей. Подготовка оратора.

    доклад , добавлен 31.10.2008

    Морфология и синтаксис как составные грамматики, их задачи и функции. Понятие о частях речи, их классификация и виды. Принципы и правила ораторского искусства, его классическая схема и этапы, логичность и доказательность, культура речи и приемы.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2009

    Исторические вехи судебного ораторского искусства, обзор его первых теоретиков. Правила и приемы концовки судебной речи, психологическое воздействие на слушателей. Характеристика практической деятельности юристов в области ораторского искусства на суде.

    контрольная работа , добавлен 04.03.2012

    Сущность ораторского искусства и речи. Определение, предмет и содержание современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Особенности древнерусского красноречия. История развития риторики в работах русских ученых по ораторскому искусству.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2010

    Зрительный и голосовой контакт оратора с аудиторией. Секреты ораторского выступления перед аудиторией. Культура ораторской речи. Роды и виды ораторской речи. Талантливые политические ораторы. Функциональные стили литературного языка в ораторской речи.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2008

    Теория риторики Марка Туллия Цицерона. Основные виды речи по Аристотелю: совещательные, судебные и эпидиктические (торжественные). Горгий как крупнейший учитель красноречия в V веке до н.э. Основные концепции ораторского произведения по Исократу.

(ок. 384-322 гг. до н.э.) древнегреческий политический деятель и оратор

Демосфен жил в трагическую для эллинов эпоху, когда греческие полисы вели войну за независимость. Он раньше других современников осознал, что Македонское царство несет смертельную угрозу свободе Эллады, и посвятил борьбе с Македонией всю свою жизнь. Демосфен и вошел в историю прежде всего как борец за свободу и демократию против тирании и чужеземного рабства.

Хотя он не принадлежал к числу великих мыслителей и в этом отношении его трудно сравнить с Платоном и Аристотелем, все-таки в его произведениях можно обнаружить определенную, оригинальную систему взглядов и принципов. Судебные речи Демосфена отличаются живостью повествования и умелой аргументацией, в политических же речах талант оратора и трибуна звучит еще более мощно.

Он в совершенстве владел приемами, которые были выработаны греческой ораторской школой, и умело сочетал их с искренним пафосом пламенного борца, - мастерски развивал основную мысль, каждый раз обращаясь к аудитории, привлекая ее внимание и включая в диалог, стремился взволновать слушателей и подчинить их своей воле.

Демосфен оказал большое влияние не только на риторику, но и на прозу. В последующие века его произведения внимательно изучались, а в период античности составлялись подробные комментарии к его речам. По ним учился ораторскому искусству и Цицерон. Демосфен служил эталоном политического красноречия вплоть до Нового времени. Например, в Англии в нем видели прообраз парламентского оратора даже в XVII веке.

Демосфен родился, по наиболее вероятным данным, в 384 году до нашей эры. Отец его умер, когда сыну было семь лет. Он оставил жене и детям - будущему великому оратору и его пятилетней сестре - значительное по тому времени наследство - деньги, дом в городе и две мастерские, где работали рабы: одну - оружейную, другую - мебельную. Но это наследство растащили недобросовестные опекуны, и когда в 366 году Демосфен достиг совершеннолетия, они отдали ему только дом с 14 рабами и небольшую сумму денег. Это заставило юношу подумать о том, чтобы заставить опекунов вернуть присвоенные деньги через суд. Готовясь к процессу, он стал учиться ораторскому искусству у лучшего специалиста по делам о наследствах - оратора Исея. Под его руководством юноша изучил основные начала права и судопроизводства.

Опекуны пускались на всякие уловки, чтобы уйти от ответственности, и Демосфену пришлось пять раз выступать на суде против них в 364 году до н.э., причем эти его речи сохранились до наших дней. Суд признал иск Демосфена справедливым. Но это было только моральное удовлетворение, так как вернуть растраченное не было возможности. Однако это первое выступление и проведенная для этого подготовка предопределили направление его дальнейшей деятельности.

После потери наследства Демосфена никак нельзя было назвать богатым человеком. Однако он сам впоследствии вспоминал, что получил воспитание и образование, какое давалось детям из почтенных и зажиточных семей. В его биографии говорится, что исключение составляло только физическое воспитание, в котором он отставал от своих сверстников из-за слабости здоровья.

Со временем, большей частью с помощью адвокатской практики, Демосфен поправил свое имущественное положение. Обретя самостоятельность, он занялся деятельностью так называемого логографа, т.е. адвоката, - стал писать речи для клиентов, которые в своих личных процессах нуждались в помощи опытного специалиста. В раннюю пору Демосфен занимался и преподаванием ораторского искусства. Но скоро такого рода занятия перестали его удовлетворять, и он решил посвятить себя политике.

Однако первые его выступления оказались неудачными, и он был освистан. Но Демосфен не пал духом и энергично принялся за работу над самим собой. Древние писатели рассказывают различные анекдоты о том, как он упорной работой победил свои природные недостатки и достиг высшего совершенства в ораторском искусстве. Тяжелая борьба, которую пришлось вести Демосфену с ранней юности, закалила его характер, развила в нем упорство и настойчивость, но вместе с тем породила нелюдимость и угрюмость. Первые политические речи оратора не привели к практическим последствиям, однако их слушали внимательно, и общественное мнение отнеслось к ним сочувственно.

В 351 году до н.э. Демосфен произнес свою «Первую речь против Филиппа», в которой уже открыто и решительно заговорил о серьезной опасности со стороны царя Филиппа II Македонского. До сих пор его политическая точка зрения не выделялась из ряда суждений его современников. Но теперь он убедился, что пассивность преступна, она может привести к пагубным последствиям и что ради мира нельзя жертвовать своей независимостью.

С этого и началась его продолжительная и упорная борьба против Филиппа, которая осложнилась тем, что в течение долгого времени его поддерживали лишь немногие соратники, в то время как народ, обманутый изменниками и предателями, оставался в бездействии. С этих пор вся жизнь Демосфена нераздельно связана с историей Афин и всей Греции вообще. Когда он начал свою борьбу, ему исполнилось 33 года, он был полон сил и энергии.

Демосфен был ответственным человеком и часто жаловался на то, как легкомысленно ведут себя члены народного собрания и судебных комиссий. Ради остроумной шутки афиняне готовы были сквозь пальцы смотреть на самые очевидные преступления. Демосфен не раз упоминает о том, как Эсхин имел шумный успех со своими речами о мнимых обещаниях Филиппа и как ему самому после этого не давали говорить и поднимали на смех представители промакедонс-кой партии, когда он пытался разоблачить обман Филиппа при заключении мира. Они высмеивали его за угрюмость и необщительность.

Но постепенно настроение афинян менялось, и Демосфен обрел сторонников в защите интересов Афинского государства. В то время как афиняне веселились и бездействовали, надеясь на мир, царь Филипп захватывал все новые города и области. Именно в это время Демосфен произнес замечательную по своей силе «Третью речь против Филиппа», где представлял его действия как открытую войну, а безнаказанность Филиппа - как величайший позор для всей Греции. Его пламенные речи стали называть филиппиками, и это слово дошло до наших дней.

Он требовал наказания изменников, призывал афинян спасти Грецию, выйти из состояния беспечности и самим взять на себя оборону отечества. Демосфен призывал сограждан отказаться от личных удовольствий и обратить зрелищные деньги на военные нужды, а государственные доходы использовать по их прямому назначению.

Эта речь произвела сильнейшее впечатление, и с этого момента Демосфен сделался руководителем всей афинской политики. Началась лихорадочная подготовка к войне. Демосфену удалось в это время провести закон, который был призван упорядочить постройку военных кораблей и тяжесть общественной повинности перенести с менее зажиточных на более богатых. Демосфен получил особые полномочия в качестве «ответственного за состояние флота».

Расчет Филиппа на молниеносный удар был расстроен. Демосфен торжествовал победу и говорил: «Если все вы одобрили и никто ни слова не возразил на это, то я не только заявил это, но и написал свое предложение, не только написал, но и отправился послом, не только отправился послом, но и убедил фиванцев, нет, - я прошел через все испытания от начала до конца и отдавал себя за вас решительно во всех обступивших государство опасностях». Весной 338 года до н.э. Демосфену был присужден в награду золотой венок, и это не вызвало никаких возражений со стороны его врагов.

Демосфену было поручено заведование зрелищными деньгами. В тот момент эта должность приобретала особое значение: дело заключалось не только в зрелищах, но и в том, чтобы дать материальную поддержку обнищавшему населению. Одновременно он принял на себя и некоторые другие обязанности. В середине мая 337 года до н.э. он был избран в комиссию десяти строителей стен. Демосфен не только потратил тут много личных сил, но и внес значительную сумму из личных средств, поскольку государственных денег не хватало.

Демосфен пользовался большим авторитетом в Афинах. Но он видел силу врагов, поэтому считал нецелесообразным поднимать восстание против македонцев и даже сам воздерживался от резких выступлений в их адрес, стараясь удержать от этого и своих сограждан. Однако его оппоненты из демократического лагеря постоянно ставили ему в вину такую пассивность. Как раз в это время случилось новое событие, которое жестоко отразилось на судьбе Демосфена. Это крайне неясная и загадочная история, которой постарались воспользоваться враги популярного деятеля, чтобы погубить его. Демосфена обвинили в том, что он якобы был платным агентом персидского правительства. Вскоре его изгнали из Афин.

Демосфен очень тяжело переживал свое изгнание, тем более что здоровье его и без того было слабое, а возраст перевалил за 60 лет. Правда, изгнание оказалось непродолжительным, но и возвращение на родину тоже было недолгим.

В это время в Афинах победила македонская партия, и Демосфену пришлось искать спасения бегством. Он успел скрыться на острове Калаврия, находящемся у берегов Ар-голиды, и там нашел убежище в храме Посейдона. Когда враги окружили храм и потребовали, чтобы Демосфен вышел к ним, он сделал вид, что уступает, но хочет написать записку своим домашним. После этого Демосфен закусил конец тростника, который употреблялся в качестве пера, и, наклонив голову, закрылся плащом. Враги смеялись над ним, считая все это признаком трусости. Но Демосфен спокойно вышел к ним, обратился к изображению бога Посейдона со словами, что уходит живой из его храма, не осквернив его подобно этим людям. Он имел в виду, что смерть в храме осквернит его. Едва переступив порог, он зашатался и упал мертвым. В тростнике для письма Демосфен носил при себе сильный яд. Это случилось приблизительно 12 октября 322 года до н.э.

Таков был конец этого стойкого борца за свободу и независимость Греции. Он сражался словом и в этом не имел себе равных. В 280 году до нашей эры афинское народное собрание в своем постановлении решило увековечить память великого оратора. Демосфену на площади была поставлена бронзовая статуя, и под ней начертана надпись:

Будь у тебя, Демосфен, столь же мощная сила, как разум,

Сам македонский Арес греков бы не покорил.