Державы основные участницы первой мировой войны. Причины и цели первой мировой войны. События на Кавказском и Северо-Западном фронтах

Первая мировая война — это война между двумя коалициями держав: Центральных держав , или Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария) и Антанты (Россия, Франция, Великобритания).

Поддержали Антанту в Первой мировой войне (т.е. были ее союзниками) еще ряд государств. Длилась эта война примерно 4 года (официально с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918). Это был первый военный конфликт мирового масштаба, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.

В ходе войны состав коалиций менялся.

Европа в 1914 году

Антанта

Британская империя

Франция

Российская империя

Кроме этих основных стран, на стороне Антанты сгруппировалось более двадцати государств, а термин «Антанта» стал применяться для обозначения всей антигерманской коалиции. Таким образом, в антигерманскую коалицию входили страны: Андорра, Бельгия, Боливия, Бразилия, Китай, Коста-Рика, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Гондурас, Италия (c 23 мая 1915 г.), Япония, Либерия, Черногория, Никарагуа, Панама, Перу, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Сиам, США, Уругвай.

Кавалерия Российской имперской гвардии

Центральные державы

Германская империя

Австро-Венгрия

Османская империя

Болгарское царство (с 1915 г.)

Предшественником этого блока был Тройственный союз , образовавшийся в 1879-1882 годах в результате соглашений, заключённых между Германией, Австро-Венгрией и Италией . По договору эти страны обязаны были оказывать друг другу поддержку в случае войны, основном с Францией. Но Италия стала сближаться с Францией и в начале Первой мировой войны объявила о своём нейтралитете, а в 1915 г. вышла из Тройственного союза и вступила в войну на стороне Антанты.

Османская империя и Болгария присоединились к Германии и Австро-Венгрии уже в ходе войны. Османская империя вступила в войну в октябре 1914, Болгария - в октябре 1915 года.

Некоторые страны участвовали в войне частично, другие вступили в войну уже в завершающей ее фазе. Расскажем о некоторых особенностях участия в войне отдельных стран.

Албания

Как только война началась, албанский князь Вильгельм Вид, по происхождению немец, бежал из страны в Германию. Албания заняла нейтралитет, но была оккупирована войсками Антанты (Италией, Сербией, Черногорией). Однако к январю 1916 г. большую ее часть (Северную и Центральную) заняли Австро-Венгерские войска. На занятых территориях, при поддержке оккупационных властей, из албанских добровольцев был создан Албанский легион - воинское формирование, состоявшее из девяти пехотных батальонов и насчитывавшее в своих рядах до 6000 бойцов.

Азербайджан

28 мая 1918 г. была провозглашена Азербайджанская Демократическая Республика. Вскоре она заключила с Османской империи договор «О мире и дружбе», согласно которому последняя обязывалась «оказывать помощь вооружённой силой правительству Азербайджанской Республики, буде таковая потребуется для обеспечения порядка и безопасности в стране ». А когда вооружённые формирования Бакинского Совета народных комиссаров начали наступление на Елизаветполь, это стало основанием для обращения Азербайджанской Демократической Республики за военной помощью к Османской империи.В результате войска большевиков были разбиты. 15 сентября 1918 г. турецко-азербайджанская армия заняла Баку.

М. Димер "Первая мировая война. Воздушный бой"

Аравия

К началу Первой мировой войны она была основным союзником Османской империи на Аравийском полуострове.

Ливия

Мусульманский суфийский религиозно-политический орден Сенусия начал вести боевые действия против итальянских колонизаторов в Ливии ещё в 1911 г. Сенусия – мусульманский суфийский религиозно-политический орден (братство) в Ливии и Судане, основанный в Мекке в 1837 г. Великим Сенусси, Мухаммедом ибн Али ас-Сенуси, и нацеленный на преодоление упадка исламской мысли и духовности и ослабления мусульманского политического единства). К 1914 г. итальянцы контролировали лишь побережье. С началом Первой мировой войны сенуситы получили новых союзников в борьбе против колонизаторов - Османскую и Германскую империи, с их помощью к концу1916 г. Сенусия выбила итальянцев с большей части Ливии. В декабре 1915 г. сенуситские отряды вторглись в Британский Египет, где потерпели сокрушительное поражение.

Польша

С началом Первой мировой войны польские националистические круги Австро-Венгрии выдвинули идею создания Польского легиона, чтобы получить поддержку Центральных держав и с их помощью частично решить польский вопрос. В итоге было сформировано два легиона - Восточный (Львов) и Западный (Краков). Восточный легион после занятия русскими войсками Галиции 21 сентября 1914 г. самораспустился, а Западный легион был разделён на три бригады легионеров (каждая по 5-6 тысяч человек) и в таком виде продолжил участие в боевых действиях до 1918 г.

К августу 1915 г. немцы и австро-венгры заняли территорию всего Царства Польского, а 5 ноября 1916 г. оккупационными властями был обнародован «Акт двух императоров», провозглашавший создание Королевства Польского - самостоятельного государства с наследственной монархией и конституционным строем, границы которого точно определены не были.

Судан

К началу Первой мировой войны Дарфурский султанат находился под протекторатом Великобритании, но британцы отказали Дарфуру в помощи, не пожелав портить свои отношения с союзником по Антанте. В результате 14 апреля 1915 г. султан официально провозгласил независимость Дарфура. Дарфурский султан рассчитывал получить поддержку Османской империи и суфийского ордена Сенусия, с которым у султаната установился крепкий союз. В Дарфур вторгся двухтысячный англо-египетский корпус, армия султаната потерпела ряд поражений и в январе 1917 г. было официально объявлено о присоединении Дарфурского султаната к Судану.

Русская артиллерия

Нейтральные страны

Сохраняли полный или частичный нейтралитет следующие страны: Албания, Афганистан, Аргентина, Чили, Колумбия, Дания, Сальвадор, Эфиопия, Лихтенштейн, Люксембург (он не объявлял войны Центральным державам, хотя был оккупирован германскими войсками), Мексика, Нидерланды, Норвегия, Парагвай, Персия, Испания, Швеция, Швейцария, Тибет, Венесуэла, Италия (3 августа 1914 г. -23 мая 1915 г.)

В результате войны

В результате Первой мировой войны блок Центральных держав прекратил своё существование с поражением в Первой мировой войне осенью 1918 года. При подписании перемирия все они безоговорочно приняли условия победителей. Австро-Венгрия и Османская империя в результате войны распались; государства, созданные на территории Российской империи, вынуждены были искать поддержки Антанты. Польша, Литва, Латвия, Эстония и Финляндия сохранили независимость, остальные снова были присоединены к России (непосредственно к РСФСР или вошли в Советский Союз).

Первая мировая война - один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская. Страны-участницы потеряли около 12 млн. человек убитыми (считая мирных жителей), около 55 млн. были ранены.

Ф. Рубо "Первая мировая война. 1915 год"

(1,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Раскрыть причины, цели участников, характер войны; выяснить какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран; назвать главные фронты и события.
  • Продолжить формирование умений сопоставлять различные источники, анализировать и делать самостоятельные выводы, работать с исторической картой, правильно распределять время работы над заданиями; оценивать свою работу и работу товарищей.
  • Воспитывать чувство неприятия насильственных мер для решения проблем, а также чувство гордости за своих предков.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Ход урока

1. Мотивационная беседа. Слайд 2: Верещагин. Апофеоз войны.

Задания: Что хотел сказать художник этой картиной? Каков ее главный замысел?

Слово учителя: 100 лет отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 г. – срок достаточный для того, чтобы оценить значимость совершающегося тогда. Человечество вступило в новый очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений ХХ века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определяющих облик современного мира.

2. Формулировка интегрирующей цели.

  • В процессе работы над учебными элементами вам предстоит узнать:
  • Каковы были причины войны, цели и планы участников;
  • Как была развязана Первая мировая война (т.е. повод);
  • Какую роль в ходе военных действий сыграл военно-технический потенциал воюющих стран;
  • На каких фронтах развивались главные события этой войны и чем она завершилась.
  • Вам предстоит также развить имеющиеся у вас навыки и научиться:
  • Сопоставлять различные источники, анализировать материал и делать выводы;
  • Находить альтернативные варианты решения поставленных проблем;
  • Работать с исторической картой;
  • Правильно распределять время работы над заданиями;
  • Оценивать свою работу и работу товарищей.

3. Актуализация знаний по теме “Россия и мир в начале ХХ в.”

Входной контроль. Давайте попробуем назвать основные международные противоречия, определившиеся к нач. ХХ века. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел мира?

1. Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”? (Балканы)

2. Интересы каких стран столкнулись на Балканском полуострове? (Россия, Австро-Венгрия)

3. Какие военно-политические блоки были созданы в Европе? Их состав?

  • (Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия – 1882 г.)
  • Антанта (Россия, Франция, Англия – 1907 г.)

4. Какие события свидетельствовали об обострении борьбы за передел уже поделенного мира? (империалистические войны: американо-испанская, англо-бурская, русско-японская (1904-1905)

5. Что из себя представлял немецкий план Шлиффена? (молненосная война, разгром Франции, а затем России)

Итак,мир стоял на грани мировой войны, войны империалистической. Нужен был только повод и он нашелся.

4. Изучение новой темы (слайд 3-4)

План:

  1. Причины, повод, характер Первой мировой войны.
  2. Страны - участники и их цели.
  3. Развитие военной техники в годы войны.
  4. Ход военных действий.
  5. Итоги войны.

Важнейшие даты:

28 июня 1914 г. – убийство Г.Принципом наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда;

Лето 1916 г. – Брусиловский прорыв;

Оборудование урока:

Карта “Первая мировая война. 1914-1918 гг.”

Таблицы 1-3 “Численность вооруженных сил”, “Прямые военные расходы”, “Вооружение”;

Технологическая карта учащегося по теме “Первая мировая война”.

Учебники:

1) Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011.- Ч.2, параграфы 69, 70.

2) Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. Ростов н/Д, 2008.

1. Предпосылки, причины, повод, характер Первой мировой войны.

Задания: Проанализировав схему, (слайд 5) назовите основные международные противоречия в начале века, военные блоки и страны, между которыми сложились эти противоречия. Сформулируйте главные причины войны.

Запиши причины Первой мировой войны и название блоков и стран между которыми началась война.

Слово учителя:

1.1. Наибольшее значение имели обострение противостояния великих держав , прежде всего Англии и Германии, в мировом масштабе, начавшаяся борьба за передел мира, в том числе за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах, воспринимавшихся странами-мировыми лидерами в качестве “ключевых точек” в борьбе за сферы влияния.

Особой остроты достигло противоборство на Балканах России и ее союзницы Сербии и Австро-Венгрии вместе с союзной Болгарией. Взрывоопасная ситуация усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г., поставив под контроль армию Османской империи, Германия превратилась в доминирующую военную державу Балканского региона. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Не простой была ситуация на Ближнем Востоке . На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние США и Япония.

1.3. Огромную роль играло политическое и экономическое соперничество Германии и Франции, боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи России объективно противоречили тенденции к началу военных действий.

Столыпин П.А. писал: “Нам нужен мир, война в ближайшие годы… будет гибельна для России и для династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономической”. Но этим словам царь не внял. Россия ввязалась в мировую войну.

2. Страны-участники и их цели. Характер войны.

Цель : На этом этапе работы вам надо определить цели стран-участниц, повод и характер войны.

Задание 1.

  • Пользуясь текстом учебника назовите цели участников.
  • На основе сведений о целях участников войны определите характер войны. (Слайд 6)
  • Какие события послужили поводом к войне? (Слайд 7)

Задание 2.

В начале той или иной войны иногда важную роль играет случай. Еще английский адмирал Нельсон говорил: “Кое-что мы должны оставлять на волю случая”. Этой же точки зрения придерживался Ллойд-Джордж, У.Черчилль.

Подумайте, как соотносятся в начале первой мировой элементы случайного и закономерного? Что было бы, если бы сараевского убийства не было?

Задание 3.

Подумайте, можно ли было предотвратить войну в начале века (именно мировую)? Каким образом, если ответ положительный? Почему нет, если ответ отрицательный?

Задание 4.

Приведите известные вам из курса истории примеры справедливых и несправедливых войн. Дайте обоснованное определение характера первой мировой войны (для каждой из стран). К действиям каких стран нельзя применить это определение? Меняло ли наличие подобных исключений характер войны?

Запиши в тетради: Название военных блоков, цели стран-участников (в виде схемы) и характер первой мировой войны. (Слайд 6)

Слово учителя:

Повод. 15 (28 по новому стилю) июня 1914 г. должны были начаться провокационные военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараево, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрцгерцог Франц Фердинанд , наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15(28) июля австрийская артиллерия начала обстрел столицы Сербии – Белграда.

Объявление войны. 17(30) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австро-Венгрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и в обход оборонительной линии Мажино начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа в войну вступила Англия, 6 августа – Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. – Италия, в 1916 г. – Румыния, в 1917 г. – США. Турция (1914) и Болгария (1915) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

3. Военно-технический потенциал стран-участниц войны.

Цель: На этом этапе работы вам предстоит выяснить: была ли Россия готова к войне (по сравнению с другими странами). Вы должны научиться делать выводы, сопоставляя материал устных сообщений, учебника и сравнительных таблиц.

Задание 1.

Проанализируйте данные таблиц 1-3. Сделайте выводы о готовности России к длительной войне.

Задание 2.

С.Ю.Витте писал, вспоминая о события 1904-1905 гг.: “И не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или, правильнее, наше мальчишеское управление 140 миллионами населения в последние годы”.

Оценивая положение России в 1914 г., попробуйте определить, был ли учтен опыт русско-японской войны? Как вы думаете, почему?

Слово учителя: Подготовка России к войне.

  • Реорганизация армии. В 1908-1913 гг. в России был проведен ряд военных реформ. Выросла численность армии, увеличился срок службы, улучшилась система боевой подготовки. Изменился офицерский состав: были уволены свыше 2 тыс. старших офицеров, отменены сословные ограничения при приеме в офицерские училища. В итоге русская армия по численности стала равна армиям Германии и Австро-Венгрии. Но качественное ее преобразование к 1914 г. еще не было завершено.
  • Рост вооружений . Военные расходы увеличились за этот период в 3,7 раза, составив 40% бюджета страны.
  • Флот. После уничтожения в русско-японской войне российского военного флота он снова начал возрождаться. Еще в 1907 г. была принята “Малая судостроительная программа”, а в 1912 г. “Программа судостроения Балтийского флота”. Началось строительство подводных лодок.
  • Модернизировались и вооружения сухопутных войск, но лишь в 1913 г. была принята “Большая программа по усилению армии”, в ходе выполнения которой в 1914-1917 гг. планировалось увеличить и модернизировать артиллерию, усилить инженерные войска, создать военную авиацию и автомобильный транспорт. Программа к началу войны только начала выполняться. В результате Россия отставала по объему военного бюджета, в вооружениях и артиллерии от Германии, завершившей свою военную программу в 1914 г.
  • Особую опасность представляло отставание России в 2,5 раза от Германии и Австро-Венгрии по пропускной способности железных дорог, ведущих к районам будущих военных действий.
  • Дипломатическая подготовка . В 1914 г. была подготовлена военно-морская конвенция России и Англии, подписанная уже после начала войны. Это завершило складывание Антанты как военного союза России, Англии и Франции.

Развитие военной техники в годы войны. (слайд 8)

  • Появление танков и новых видов артиллерии.
    15 сентября 1916 г. англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогла продвинуться на 2 км. Массированное применение танков – сражение при Камбре 20-21 ноября 1917 г., было задействовано 378 танков.
  • Развитие авиации. (Слайд 9)
    Наиболее известными самолетами были немецкий “Фоккер”, английский “Сопвич” и французский “Фарман”. В России был построен тяжелый четырехмоторный самолет “Илья Муромец”, поднимавший до 800 кг бомб и вооруженный 3-7 пулеметами.
  • Химическое оружие.
    В апреле 1915 г. под г. Ипр в Бельгии немцами из баллонов было выпущено 180 т хлора. В результате атаки пострадали около 15 тыс. человек, из них 5 тыс. погибли. 12 апреля 1917 г. в районе Ипра немцами был применен горчичный газ (иприт). Всего отравляющими веществами в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Военные планы.

Руководство Германии считало лето 1914 г. наиболее выгодным моментом для начала войны, так как страны Антанты, особенно Россия, не были готовы к войне. Германский Генштаб планировал при помощи молниеносной войны (блицкрига) разгромить Францию и вместе с Австро-Венгрией бросить все силы на борьбу с Россией.

Россия рассчитывала после завершения мобилизации наступление на северо-западе на Берлин и на юго-западе на Вену. Главнокомандующим был назначен дядя царя Николай Николаевич.

Обе стороны предполагали победить в войне в течение 3-4 месяцев.

4. Ход военных действий.

Цель : сравнить основные события на Восточном и Западном фронте

1. Работая с текстом учебника, выписать в таблицу основанные сражения войны на Восточном и Западном фронте.

1 ряд – военные кампании 1914 г. 2 ряд – 1915-1916 гг. 3 ряд – 1917-1918 гг.

Основные события, сражения

Дата, год Восточный фронт Западный фронт
1914
1915
1916
1917
1918

Работа с настенной картой “Первая мировая война”

2. На каком фронте происходили главные события войны.

Сообщение учащегося “Брусиловский прорыв” (слайд 12,13)

3. Какие еще фронты были созданы? Назвать их.

Проверка выполненной работы “Основные события, сражения” (слайд 10, 11, 15)

Дополнительный материал для преподавателя.

1914 г. – год упущенных возможностей . 4 августа 1914 г. немецкие войска, нарушив нейтралитет Бельгии, начали через ее территорию наступление на Францию, в обход основной группировки французских войск, находившейся на французско-германской границе. Вместо запланированных 2-3 дней немецкая армия продвигалась к французско-бельгийской границе 15 дней. За это время Англия высадила на континенте свои войска.

В начале сентября немецкие войска форсировали реку Марна на подступах к Парижу. 6 сентября началось контрнаступление англо-французских войск, и только 12 сентября немцам удалось остановить противника. Молниеносный бросок на Париж был сорван. Началась позиционная война – стороны не имели сил для наступления, но прочно удерживали свои позиции.

После поражения англо-французских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

В Восточной Пруссии наступавшие с востока – 1-я (под командованием П.К.Ренненкампфа) и с юга – 2-я (под командованием А.В.Самсонова) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски двух корпусов из Франции и привлечения резервных частей Германия, используя несогласованность действий русских войск, окружила и уничтожила два корпуса 2-й армии Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-яармия (А.А.Брусилов) взяла Львов и Галич, российские войска осадили Перемышль, оттеснив австрийцев на 300 км от границы за р. Сан. Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успеха на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных боях в октябре-ноябре обе стороны понесли тяжелые потери (Россия – 2 млн. убитых, раненных и пленных, ее противник – 950 тыс.), но не выполнили своих задач.

Война с Турцией началась 29 октября с атаки германских войск, шедших под турецким флагом на Севастополь, Одессу и наступление турецких войск на Кавказе. Кавказская армия оттеснила противника к Эрзруму, что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

Итоги военных действий 1914 г. заключались в срыве плана “молниеносной войны” Шлиффена. Германия была вынуждена вести военные действия на двух фронтах. Для России первый год войны стал годом упущенных возможностей.

В ходе боев выявилось превосходство немецкой армии на русской в артиллерии, снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийской и турецкой армий.

Поражения 1915 г. Компанию 1915 г. Германия решила посвятить разгрому русских войск. Из Франции было переброшено около 30 пехотных и 9 кавалерийских дивизий.

  • На Западном фронте велись бои местного значения. Италия перешла на сторону Антанты. Осенью началось наступление австро-германских и болгарских войск на Сербию. Сербская армия после 2-месячных боев отступила в Албанию.
  • Юго-Западный фронт (Россия). После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецких наступлений в Восточной Пруссии) в апреле-мае австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить русские войска. Но фронт прорван не был.
  • Западный фронт (Россия). Программы модернизации вооружений России должны были завершиться лишь к 1917 г., накопленные боеприпасы были израсходованы. Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, часть Белоруссии, Литвы, Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.
  • Итоги военных действий 1915 г. Из строя вышел весь состав подготовленной довоенной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную и сельскохозяйственную базу. В августе Николай II взял на себя главнокомандование, назначив опытного генерала Алексеева М.В. начальником Генштаба.

1916 год – проигранная победа.

21 февраля 1916 г. германское командование начало на Западном фронте Верденскую операцию. В ходе ожесточенных боев обе стороны понесли тяжелые потери, но прорвать фронт немцы так и не смогли.

По настойчивой просьбе союзников с целью отвлечения сил противника от Франции, русское командование разработало план наступления, основная тяжесть которого легла на русский Юго-Западный фронт, которым командовал генерал Брусилов Алексей Алексеевич.

На стороне Антанты в войну вступила Румыния, но ее действия были неудачными и Россия была вынуждена образовывать свой Румынский фронт.

Войска русского Кавказского фронта успешно провели ряд операций, взяв города Эрзрум и Трапезунд.

В итоге военных действий 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция пообещали России передать под ее контроль проливы Босфор и Дарданеллы и Константинополь.

Военные действия в 1917-1918 гг. Компания 1917 г. протекала в условиях роста во всех странах революционного движения.

В феврале в России вспыхнула революция. Наступление русского юго-западного фронта закончилось провалом. После Октябрьской революции в России новое правительство 2 декабря заключило с германской коалицией перемирие. События в России сорвали планы Антанты по разгрому Австро-Венгрии. На стороне Антанты в войну вступили США.

В марте началось германское наступление во Франции. В конце мая немцы нанесли удар севернее Рейна и вышли к реке Марна, оказавшись в 70 км от Парижа, но были остановлены. Второе Марнское сражение закончилось провалом для немцев.

В августе 1918 г. англо-французские армии перешли в наступление и нанесли противнику поражение. В сентябре началось общее наступление союзников по всему фронту. 9 ноября в Берлине была свергнута монархия. 11 ноября 1918 г. Антанта заключила с Германией Компьенское перемирие. Германия признала свое поражение в войне.

Сообщение учащегося: (Слайд 12-13)

А.А.Брусилов (1853-1926) родился в семье генерала. Окончил Пажеский корпус. Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Более 15 лет прослужил в офицерской кавалерийской школе, начав с инструктора верховой езды и закончив ее начальником. В 1906-12 г. командовал различными воинскими соединениями. В 1912 г. получил чин генерала от кавалерии. С начала мировой войны назначен командующем 8-й армией, с марта 1916 г. – главнокомандующий Юго-Западным фронтом. Приобрел известность за разработку и проведение наступления русской армии летом 1916 г. – “Брусиловского прорыва”. После Февральской революции – сторонник продолжения войны до победного конца. В мае 1917 г. назначен Верховным главнокомандующим русской армии. После смещения с этого поста в июле 1917 г. остался в распоряжении Временного правительства. В 1920 г. вступил в ряды Красной Армии.

Брусиловский прорыв. В мае 1916 г. войска русского Юго-Западного фронта под командование генерала Брусилова осуществили прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км, фронт был прорван на протяжении 340 км. Русские войска заняли Луцк, Черновцы. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы. Германия перебросила с запада 11 дивизий, остановив наступление у Вердена.

5. Итоги войны.

Цель : назвать итоги войны. Задания:

1.Кто победил в войне? На какой конференции были подведены итоги Первой мировой войны? (Слайд 17)

2. Запиши название мирных договоров стран Антанты со странами Четверного союза.

3. На какой конференции завершилось послевоенное мирное урегулирование? Запиши название системы отношений, сложившейся в мире после окончания войны.

28 июня 1919 г. после длительных обсуждения на Парижской мирной конференции был подписан Версальский мирный договор стран Антанты с Германией. (слайд 17)

Послевоенное мирное урегулирование завершила Вашингтонская конференция (1921-1922). США удалось добиться принципа “свободы мореплавания”, ослабить Великобританию в качестве морской державы номер один, потеснить Японию и добиться утверждения “принципа равных возможностей” для всех стран, подписавших договор.

Версальско-Вашингтонская система, отражавшая интересы стран победительниц, просуществовала вплоть до Второй мировой войны.

Слайд 18 “Общие итоги Первой мировой войны” - просмотреть.

Слово учителя: Давайте посмотрим еще на одну картину Верещагина “Панихида” (слайд 19). Какие уроки должно вынести человечество из таких войн как Первая мировая? (все проблемы надо решать за столом переговоров, иначе человечество себя уничтожит).

Рефлексия:

Цель : подведение итогов, оценки за урок.

Выполни тестовую работу:

1) Соотнеси фронты и сражения Первой мировой войны:

А) Восточный фронт

Б) Западный фронт

1.Верденская мясорубка

2. Брусиловский прорыв

3.Галицийская битва

4. газовая атака у г.Ипр

2) Военно-политический блок Антанта создан:

а) в 1882 ; б) в 1889; в) в 1907; г) в 1914

3) Соотнеси дату и название сражения:

1) Брусиловский прорыв

2) Поражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии

3) Галицийская битва

4) Брестский мир

5) Провал наступления Юго-Западного фронта

4) В Состав Четверного союза входили:

а) Россия б) Болгария в) Германия г) Франция

5) В состав Антанты входили:

а) Россия б) Австро-Венгрия в) Германия г) Англия

6) Какой регион в начале XX в. получил название “пороховой погреб Европы”:

а) Балканы; б) Ближний Восток; в) Германия

7) Причины Первой мировой войны:

а) планы Германии захватить Англию;

б) борьба крупнейших стран за колонии и рынки сбыта;

в) желание России и Австро-Венгрии утвердиться на Балканах.

Использованная литература:

  1. Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач.и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2 /В.В.Артемов, Ю.Н. Любченков. - М.,2011. – с.304.
  2. Базанов С. Брусиловский прорыв//История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания, 2012, № 9, с.42-47.
  3. История России XX - XXI века. 11 класс: Поурочное планирование/Авт.-сост. Т.А.Корнева. – Волгоград, 2005. – 268 с.
  4. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. и др. История. – Ростов н/Д, 2008.
  5. Тихонова Н.Русско-турецкая война 1877-1878 гг. // История. Научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. 2012. № 9, с.32-37
  6. Ястремский А.Н. Альбом схем по курсу “Отечественная история”, Учебное пособие, Электронное издание, М., 2008.

Приложение

Таблица 1. Численность вооруженных сил
(ведущие страны и их владения)

Державы В строю (млн.чел) Доля в общемировой численности В строю на 1 тыс.жителей (чел)
Австро-Венгрия 0,4 6,6 7,6
Великобритания 0,2 3,3 4,4
Германская империя 0,8 13,3 10,1
Италия 0,4 6,6 11,4
Российская империя 1,4 23,3 7,5
США 0,2 3,3 2,0
Франция 0,7 11,6 17,5
Мир в целом 6,0 100 3,2

Таблица 2. Прямые военные расходы

Государства Всего (млн. руб.) На 1 жителя (руб.) На 1 солдата (руб.)
Австро-Венгрия 265 5,0 662
Великобритания 729 1,7 1822
Германская империя 925 11,5 1156
Италия 283 6,7 566
Российская империя 826 4,5 590
США 570 5,2 2850
Франция 568 7,1 710
Мир в целом 5000 2,7 833

Таблица 3. Вооружение

Государства Артиллерийские орудия
(тыс)
Пулеметы
(тыс. шт.)
Снаряды
(млрд. шт.)
Аэропланы
(шт.)
Автомобили
(тыс. шт.)
Военный флот
(млн.т водоизмещ.)
Винтовки
(млн. шт.)
Патроны
(млрд. шт.)
Австро-Венгрия 4,0 2,0 3,0 65 1,8 0,3 1,5 0,3
Великобритания 2,0 2,0 7,0 272 1,2 1,9 0,8 0,8
Германская империя 7,5 12,0 10,0 300 5,0 1,5 5,0 1,0
Италия 2,0 1,0 3,3 143 2,0 0,4 2,5 0,5
Российская империя 7,9 4,1 6,0 150 - 0,4 5,0 2,8
США 1,0 1,5 1,0 - - 0,9 0,5 0,5
Франция 4,8 5,0 6,0 560 8,0 0,5 3,4 1,3
Мир в целом 35,0 35,0 40,0 1500 18,1 7,5 25,0 10,1

Урок: « Россия в первой мировой войне».

разработан для учащихся 11 класса в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Цели урока:

    И зучить основные этапы первой мировой войны, подготовку к войне противоборствующих сторон, уделить внимание хронологическим рамкам; проанализировать влияние первой мировой на внутреннее положение страны, причины кризиса власти. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции.

    Формирование учебных умений (анализ исторического источника, сравнение, обобщение исторических фактов, навыки групповой работы);

    Формирование информационной культуры учащихся;

    Развивать коммуникативные навыки работы в группах;

    Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации.

    Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов.

    Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

    Воспитание патриотизма на примерах мужества и героизма русских солдат

    Содействовать воспитанию уважения к истории как к науке о прошлом.

Оборудование урока:

учебник История России (Измозик В.С., Рудник С.Н.)

Атлас «Всемирная история»,

настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Война и российское общество.

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения.

Начало первой мировой войны. Поводом к началу войны явилось убийство 28 июня 1914 года в Сараево наследника австрийского престола экс герцога Франца - Фердинанда. Австрийский принц захватил Боснию на которую претендовала Сербия. Австро-Венгрия под давлением Германии начала войну. Убийство в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Причины войны: 1. Противоречия между европейскими державами; 2. Борьба за сферы влияния. Война сразу приобрела общеевропейский характер и вскоре превратилась в мировую. В нее было вовлечено 38 государств с населением свыше 1,5 млрд. человек. Большая часть вины за разжигание войны лежит на германо-австрийском блоке, затеявшем большой передел Европы и мира. Она планировала сокрушить Францию, а затем и Россию, присоединить к себе прибалтийские и польские губернии России, некоторые французские колонии в Африке, прочно обосноваться в Турции на Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия стремилась подчинить Балканские государства.

Тройственный союз

Антанта

В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Обучащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Тройственный союз

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Тройственный союз

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Россия

Антанта

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Франция

Антанта

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Англия

Антанта

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Тройственный союз

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Тройственный союз

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Япония

Антанта

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Италия

Антанта

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне?

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

1914 г.

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (генералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна» провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

1915 г.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

1916 г.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

1917 г.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

1918 г.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Изучение третьего вопроса начать с того, что страну захлестнула волна германофобии.

Наблюдается взрыв патриотизма. Война породила «беженство». С середины 1915 года нарастает революционное движение, антивоенные выступления в армии (братания, дезертирство и т. д.) , мощный подъем стачечного движения. К началу 1917 года в стране назрел общенациональный кризис.

Работа с источником «Из беседы английского военного представителя в России генерала А. Нокса с генералом-квартирмейстером П.П. Лебедевым 1 октября 1915 года».

Учитель ставит вопрос обучающимся: «Чью сторону вы принимаете в данном вопросе? Аргументируйте свою точку зрения».

    Итоги.

В 1917 году русские войска терпят поражение на фронтах мировой войны в условиях революции. В марте 1918 года Советская Россия заключает сепаратный мир с Германией - Брестский мир на грабительских условиях: Россия утратила Прибалтику, часть Белоруссии и Закавказье. Выплата Россией контрибуции, потеря флота др.

В ноябре 1918 году - поражение Германии и ее союзников от Антанты.

    Дом задание

п. 11, составить хронологическую таблицу «Основные события первой мировой войны».

В конце июля 1914 года в Европе началась война, ставшая одним из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов за всю историю человечества. Погибло более девяти миллионов солдат. Около пяти миллионов мирных жителей, оказавшихся в оккупации, уничтожили болезни, голод, авианалеты . Каковы цели преследовали в Первой мировой войне ее участники? Что предшествовало вооруженному конфликту?

Ответить на вопрос о целях участников Первой мировой войны непросто. Для одних она началась как акт возмездия и наказания. Для других стала вооруженным конфликтом, призванным навсегда покончить с войнами. Она не зря названа " Великой" . До 1914 года человечество не знало более масштабных военных действий. Но за Первой войной последовала Вторая, еще более разрушительная, а за ней - множество небольших вооруженных конфликтов по всему миру. Те, что считали целью Первой мировой войны установление мира в Европе, ошибались.

Прелюдия

Уже в начале столетия в Европе нередко обсуждалась предстоящая война. О том, сколь масштабной она будет, не имели представления ни политики, ни писатели. Об этом не знали даже военные. Время от времени в Европе происходили небольшие военные кампании, но все они завершались довольно быстро, потому как велись, как правило, против слабого противника. Копья не могли противостоять пулеметам , древние пушки - мощным корабельным орудиям.

Среди французов нарастала ненависть к немцам, возникшая еще в 70-е годы XIX столетия - после того, как Бисмарк подписал договор, согласно которому Эльзас и почти вся Лотарингия перешли к Германии. Амбиции немцев тем временем росли прямо пропорционально промышленному развитию. У них не было ни колоний, ни морского могущества, ни влияния на азиатских мусульман. Завоевать доминирующие позиции в Европе - такова была цель Германии в Первой мировой войне.

Причины

Каковы были цели и планы участников Первой мировой войны? На этот вопрос отвечают по-разному. Томас Вудро Вильсон однажды сказал, что искать причину, побудившую европейские державы развязать войну в 1914 году, бесполезно.

Вооруженный конфликт всегда порождает соперничество, и логике антивоенных настроений сгладить его не под силу. В начале XX столетия оно проявлялось по-разному. Во Франции нарастало раздражение против Германии, аннексировавшей в 1871 году ее земли. Немцы всё с большей уверенностью посматривали в сторону восточной границы, лелея территориальные амбиции. Николай II строил планы относительно Балкан . Австро-Венгрия пыталась сохранить свою хрупкую имперскую структуру.

Какие настроения преобладали в Великобритании перед началом Первой мировой войны? Цели Германии в предстоящем вооруженном конфликте политологам были известны. Британские журналисты и писатели били тревогу: стремительно росла военно-морская мощь Германии.

Кайзер мечтал в военно-морской мощи сравняться с Великобританией, что и стало для него одной из целей в Первой мировой войне. Личный состав ВМФ Германии был увеличен на 15 тысяч офицеров и солдат. Черчилль предложил сделать небольшой перерыв по наращиванию военной силы, но немцы идею не поддержали. Это произошло в 1912 году. В это же время Сербия победила в войне с Турцией, нанеся сильный удар по престижу немцев.

В 1913 году Черчилль снова выдвинул предложение повременить с гонкой вооружений. Но и на этот раз Кайзер не прислушался к совету премьер-министр Великобритании. Немецкая армия к тому времени состояла из более чем 600 тысяч человек. Какие цели преследовали участники Первой мировой войны? Прежде всего удовлетворение ненасытной территориальной алчности.

Убийство наследника Габсбургов

28 июня 1914 года Франц Фердинанд нанес официальный визит в Сараево . Среди зевак, которые собрались, дабы поглазеть на эрцгерцога, присутствовал девятнадцатилетний Он и совершил поступок, послуживший формальной причиной вооруженных действий, охвативших вскоре значительную часть Европы.

Принцип был не один, а с сообщниками. Один из них бросил бомбу в машину эрцгерцога. Первая попытка оказалась неудачной: пострадали офицеры, находившиеся в следующем автомобиле. Раненых отвезли в госпиталь, а эрцгерцог тем временем продолжил поездку. Гаврило Принципа раздосадовало то, что его сообщникам не удалось справиться с заданием. Однако на тротуаре, всего в десяти метрах от автомобиля эрцгерцога, он оказался совершенно случайно. Осознав, что цель движется прямо ему навстречу, он шагнул вперёд и выстрелил. Эрцгерцог умер от потери крови. Жена, сопровождавшая его в последней поездке, скончалась вместе с ним.

Принцип и его сообщники принадлежали террористической организации " Черная рука" . Они получили в Белграде оружие, затем переправились через австрийскую границу в Боснию. Жертва заговорщиков была более чем благосклонна к интересам национальных меньшинств, населявших в Австро-Венгрию. Франц Фердинанд имел репутацию политического деятеля, стремящегося изменить двойственную природу империи на тройственную путем включения в союз южных славян. Однако террористы об этом не знали.

Июльский кризис

Под этим термином в истории принято понимать крупнейшее дипломатическое столкновение европейских государств, произошедшее летом 1914 года. Для того чтобы ответить на вопрос о целях Первой мировой войны, необходимо разобраться в том, что же представлял собой так называемый июльский кризис.

Итак, 28 июня в Сараево было совершено громкое убийство. Правительство Австро-Венгрии отреагировало молниеносно. А именно предъявило Сербии ультиматум, в котором содержалось требование найти и наказать виновных в убийстве эрцгерцога. О том, что злоумышленники являются подданными Гамбургской империи, следствию удалось установить довольно быстро. Политики полагали, что австрийские настроения можно уничтожить лишь силовым путем . По их мнению, сербские власти делали все для подрыва монархического влияния на Балканском полуострове.

Сербия оказывала огромное влияние на славян, которые проживали в Австро-Венгрии. А потому власти полагали, что любые сепаратистские настроения представляют собой угрозу существованию имперского государства. Убийство эрцгерцога правительство Австро-Венгрии использовало в качестве оправдания для вооруженных действий против Сербии.

В начале июля немецкое правительство начало серьезно опасаться, что требования к Сербии приведут ко вступлению в вооруженный конфликт Российской империи. А это, в свою очередь, послужило бы началом масштабных военных действий. Опасения оправдались. 28 июля Австрия объявила войну Сербии. Именно эта дата официально считается началом Первой мировой войны. Кратко цели держав, которые приняли в ней участие, изложить невозможно. Этой теме посвящено множество исторических трудов, документальных фильмов.

Известно, что 29 июля премьер-министр Великобритании предложил созвать глав европейских государства, с целью сохранить мир. Однако правителям не хватило сил или желания остановить надвигающуюся катастрофу. 29 июля над Сербией нависла угроза артиллерийского обстрела. Российская империя объявила о мобилизации огромного населения. В армию призвали около шести миллионов человек. Хотя объявления войны Австрии в тот день не было.

Переговоры между Германией и Россией

Дабы избежать Первой мировой войны, цели для России которой были довольно сумрачным, Николай II направил телеграмму кайзеру. С немецким правителем российский царь состоял в дружеской переписке. Телеграмму, в которой он попросил сделать всё возможное, дабы остановить Австро-Венгрию, пока она не зашла слишком далеко, Николай II подписал " Ники" . Кайзер ответил российскому царю в том же духе, пообещав повлиять на австрийцев и побудить их к достижению соглашения с Российской империей. Под ответом Николаю II значилось - " Вилли" .

После того как царь получил телеграмму от кайзера, он заменил всеобщую мобилизацию частичной. Позже кайзер посоветовал Николаю II не вступать в военный конфликт, дабы не вовлечь Европу в кровопролитную войну. К слову сказать, мобилизацию отменить не удалось. Она уже шла по всей территории страны полным ходом. А вскоре в Санкт-Петербург пришло известие о том, что Германия готовится к войне. 30 июля Николай II подписал приказ о всеобщей мобилизации. Российская общественность надеялась, что это остановит войну.

Германия направила России ультиматум с требованием прекратить мобилизацию, на что получила отказ. Затем обратилась к Франции с просьбой о сохранении нейтралитета. Но и на этот раз был получен отказ. Германия была уверена, что русскую армию, которую немцы считали тяжеловесной и неуклюжей, победить удастся довольно быстро. Но слишком велики были противостоящие силы.

Во Франции в те дни в казармах уже толпилось около трех миллионов солдат. Это говорила о том, что пока немецкая армия будет наступать на Россию, на западе ее настигнет сокрушительный удар. Возможно, даже поражение. А потому один из видных немецких военачальников разработал план, согласно которому сперва необходимо было разгромить Францию, а затем уже обрушиться на Российскую империю.

Участники

Прежде чем рассказать о дальнейших событиях, стоит ещё раз, и уже в более сжатой форме, изложить цели держав в Первой мировой войне. Два противоборствующих лагеря, на которые разделились участники: Четверной союз и Антанта. Первый - Германия, Австро-Венгрия, Османской империи Болгария. Антанта - это союз в который вошла Россия, Франция, Британия.

Цели вступления в Первую мировую войну

Германия стремилась установить господство сперва в Европе, а затем и во всем мире. Об этом хорошо было известно в России, Великобритании, Франции. На протяжении нескольких десятилетий немцы наращивали военную мощь. Для Австрии цели и планы в Первой мировой войне были не так масштабны - установить контроль над Балканами.

Великобритании не давали покоя отдельные земли Османской империи, которая к началу XX столетия существенно ослабела. Кроме того, Англия стремилась захватить нефтяные владения, расположенные в Месопотамии и Палестине. Цели были следующими: ослабить в Германию, установить господство в Европе и, конечно, вернуть себе Эльзас и Лотарингию .

Турки, ставшие союзниками Германии, стремились захватить Крым, Иран и удержать контроль на Балканах. Каковы были цели России в Первой мировой войне? Так же, как и Франция, она стремилась ослабить влияние Германии. Кроме того, Российской империи нужен был свободный проход через пролив Дарданеллы и Босфор в Средиземное море. И, конечно, усиление влияния на Балканах. Таковы цели стран в Первой мировой войне - войны, которая до 1939 года считалась самой страшной, кровопролитной, масштабной в истории.

1914-й год

Военные действия разворачивались в основном на французском и русском театрах военных действий. Сражения велись также на Балканах, Ближнем Востоке, Кавказе, в Китае, Африке и Океании. Каждый из участников Первой мировой войны цели своей достигнуть планировал всего за несколько месяцев. Никто тогда не предполагал, что конфликт затянется на четыре года.

Итак, Германия, согласно плану, упомянутому выше, планировала захватить Париж в течение 39 дней, а затем незамедлительно отправиться на восток. Одно из знаменитых изречений немецкого правителя: " Обед будет в Париже, а ужин в Санкт-Петербурге" . Франция предполагала начать военные действия с возвращения Эльзаса и Лотарингии .

Путь к Парижу пролегал через Бельгию. 4 августа без особого труда захватила небольшое государство. Правда, бельгийская армия неожиданно оказала довольно мощное, с учетом ее численности, сопротивление. Но задержать противника это, конечно, надолго не смогло. Для французов вторжение в Бельгию стало неожиданностью, но им всё же удалось перебросить свои части довольно быстро.

Французам на некоторое время пришлось не только отказаться от плана вернуть земли, некогда аннексированные Германией, но и отступить. Немецкая армия стремительно продвигалась вперед . Англичане отступили к побережью, французы в начале сентября уже готовились дачу в столицы. Однако завершилась победой над Германией. Это событие оказало существенное влияние на дальнейший ход войны.

К началу 1915 года стало ясно, что Германия своих целей не достигнет, а вооруженный конфликт, вопреки желанию всех ее участников, будет затяжным. Немцы захватили Бельгию и значительную территорию Франции. Победить в течение месяца французов и отправиться в Россию им не удалось. Война обещала быть долгой, изматывающей.

Восточный фронт

В 1915 году началось отступление русской армии. Галиция была потеряна. До середины весны здесь были сосредоточены группировки австрийских войск. В начале мая по русской армии противник нанес мощный удар. Восточный фронт сместился в сторону Российской империи. Отход русских войск завершился в конце августа. За второй год войны Германия добилась существенных военных побед, захватила территории противника. Но генеральная цель так и не была достигнута.

1916-1918 гг.

31 мая произошло Ютландское морское сражение. О том, кто победил в нём, Великобритания или Германия, до сих пор ведутся споры. Однако события, произошедшие в 1916 году, продемонстрировали явный перевес Антанты. В декабре германское правительство предложило заключить союз, но получила отказ. Последующие два года Германия предприняла ещё несколько попыток захватить Францию, но ни одна из них не увенчалась успехом. Революция, произошедшая в России в 1917 году, оказала существенное влияние на ход дальнейших событий. Немцы заключили перемирие с новым государством.

Итоги

Страшной оказалось не только сама война, но и ее последствия. Установлены были новые границы, спровоцированы многолетние конфликты. Война изменила карту Европы. Не существовало теперь ни Российской, ни Германской, ни Османская империи. Не было и Австро-Венгрией. Экономика Германии сильно ослабела. Национальное унижение, которое испытали немцы, привело к реваншистским настроениям, породившим фашизм.

После окончания войны, мировая общественность поняла: отныне вооружённые конфликты будут носить тотальный характер. Война привела к Гонка вооружений - к получению орудий, способных уничтожить весь мир.

«Россия в Первой мировой войне» - Война окончательно приобрела позиционный (т.е. затяжной) характер. Был убит в декабре 1916 года Дмитрием Романовым, Феликсом Юсуповым и Пуришкевичем. Антанта 1907 г. Англия, Франция, Россия, и еще 30 стран. Тройственный союз 1882 г. Германия, Австро-Венгрия Италия. Происходил из крестьян Тобольской губернии.

«Начало Первой мировой войны» - Причины Первой мировой войны. Военно-политические союзы накануне войны. Великобритания. После. Первая мировая война 1914-1918 годов. Огнеметы в действии. 4 августа 1914 года Великобритания объявляет войну Германии. Угольный противогаз Зелинского. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Германская ПЛ «U-15».

«Послевоенная система международных договоров» - США. Соглашение между Антантой и Германией. Подписание первого международного документа. Парижская мирная конференция. Франция. Италия. Послевоенная система международных договоров. Разногласия среди держав-победительниц. Неприкосновенность островных владений. Вашингтонская мирная конференция. Создание Коммунистического интернационала.

«Первая мировая 1914-1918» - План Шлиффена: Молниеносная война Франция Россия. Открытие военных действий в Чёрном море и в Закавказье. Цели сторон. Историческая неизбежность. Итог 1916г: перевес сил АНТАНТЫ. Планы сторон. Окончание войны. Убийство в Сараево наследника австрийского престола Франца-Фердинанда. Переход к позиционной войне.

«Подвиги Первой Мировой войны» - Надвое душа рассечена. Гумилев Николай Степанович. Брусиловский прорыв. Буденный Семен Михайлович. Русский военный летчик. Герои и подвиги Первой мировой войны. Крючков Козьма Фирсович. Генерал Алексей Алексеевич Брусилов. Австриец. Казак Крючков. Дань уважения.

«Полководцы Первой мировой» - Выдающийся русский военачальник, Генерального штаба генерал от инфантерии. Пауль фон Гинденбург -немецкий генерал-полковник. Генерал-полковник Пауль фон Гинденбург. Фердинанд Фош - французский военный деятель. Герой Русско-японской и Первой мировой войн. Русский военачальник и военный педагог. Выдающиеся военачальники XX века.

Всего в теме 24 презентации