Дети аутисты в обычном детском саду. Стоит ли детям аутистам посещать детский сад? Чтобы открыть садик, пришлось продать квартиру

Вопрос: Добрый день! Мне нужна ваша помощь. К нам в группу приходит больная аутизмом девочка. Группа средняя. Нигде не могу найти информацию, как себя вести с такими детьми, ведь они могут проявлять агрессию просто так. У меня в группе 20 человек, по списку — больше, но ходит двадцать, меньше — редко. Уделять много времени этой девочке я не могу.

У меня четверо детей в группе очень оперативные — за ними глаз да глаз нужен. Я собрала в интернете информацию, но как общаться с такими детьми в детском саду нигде не могу найти. Боюсь агрессии.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

На переднем плане письма Ваш страх – «боюсь агрессии»…

Возможно, он вызван какими-то неприятными событиями, имевшими место в прошлом, а может, чем-то другим. Но почему все письмо только об этом?

Страхи, особенно рационально не обоснованные, возникающие самопроизвольно, как бы помимо воли человека, оказывают сильное влияние на его жизнь. Обычно они реализуются в действительности по принципу «чего боишься, то и случается». Традиционно это принято называть законом подлости. На самом деле никакой «подлости» здесь нет. Просто часто возникающие в воображении картины, к тому же сопровождающиеся яркими эмоциональными переживаниями, осуществляются. Все равно, о чем Вы часто думаете – о хорошем или о плохом, предчувствуете радость или боитесь. Достаточные условия – часто и эмоционально. И можете считать, что заказ на выполнение Вашего «желания» (на самом деле — не-желания) принят.

— Будет исполнено! – рапортует мир, и создает условия для его быстрейшей реализации.

Так работает «закон подлости». Коротко говоря, бояться невыгодно. Ведь с таким же рьяным усердием будут выполнены и Ваши истинные желания.

Но оставим метафизику и вернемся к нашим детям в садике.

Очень меня удивил такой ход – отдать в сад аутичного ребенка. Конечно, случай случаю рознь, и на месте, безусловно, виднее. Тем не менее, этот ребенок возлагает на Вас дополнительную нагрузку. То, что Вы не нашли в интернете методик по воспитанию аутистов в саду, неудивительно – их просто туда не отдают. Так что Вы будете нашим пионером-первопроходцем. Может, будете делиться своими открытиями, знаниями и опытом? Это было бы очень полезно и интересно.

В общем случае аутичный ребенок очень замкнут, а коллективным играм и общению предпочитает уединение и самостоятельные занятия. С ним в группе гораздо меньше хлопот – он не будет приставать к другим детям, чего-то от них хотеть или требовать, отстаивать свои права и игрушки, заводить игры и беготню. Но как до него достучаться, чтобы он открыл Вам дверь к себе – тут Вам придется искать путь самой. Потому что остаются организационные моменты, когда нужно спать, есть, гулять и т.п., и это принято делать всем вместе.

Вашим инструментом может быть интерес. Сумеете заинтересовать – считайте, дело сделано.

Вам придется искать то, что нравится этой девочке, что ей интересно. Говорить с ней через понятия принуждения бессмысленно, все «надо», «должен», «все детки так делают» ее оставят равнодушно-невозмутимой. Ищите ее конек, это может быть, что угодно – музыка, рисунок, лепка, конструкторы, звери, цветы или что-то еще. На языке того, что ей нравится, Вы сможете с ней обо всем договориться.

Это как диковинный экзотический цветок – у нас такие не выращивают, как за ним ухаживать – непонятно, все приходится искать опытным путем. Но если правильный подход найден, сколько радости и восхищения принесут невиданные цветы и плоды…

А насчет «проявить агрессию просто так» могу Вам сказать одно: ничего не бывает просто так. Так может казаться, если человек не знает или не понимает причины.

Причины, вызывающие агрессию – насилие и ограничение.

Если у ребенка открыты все возможности для нормального, здорового, естественного развития, его не заставляют делать то, что ему мешает или не нужно. когда ему разрешают делать то, что ему нужно и хочется, тогда и агрессии не будет, она просто не нужна. Чтобы человек проявил агрессию, его нужно до этого специально довести, создать условия.

И вот еще что. Это не совет и не рекомендация, а просто мое мнение. Если бы я работала с детьми, и мне привели бы аутиста, я, наверное, поставила бы себе задачу определить, насколько возможно и полезно для всех присутствие такого ребенка в группе детей. Выяснила бы все возможности взаимодействия и взаимной пользы, испытала бы как можно больше разных методик, придумывала бы и опробовала свои методы, корректировала бы их по ходу жизни. Ух, а потом бы я… книжку бы опубликовала….

Интересно, это реализуется?

  • >>>
  • >>>

Детский аутизм представляет собой отклонение в психофизиологическом развитии, основное проявление которого заключается в коммуникативных нарушениях. К сожалению, до сих пор не существует какой-либо специальной системы дошкольных учреждений для аутистов, поэтому малыши со слабовыраженными нарушениями могут посещать общеобразовательные детские сады, а ребята с глубоким аутичным расстройством, как правило, посещают детсады для умственно отсталых деток. Безусловно, умственная отсталость и аутизм – это абсолютно разные вещи, но в этих учреждениях работают детские психологи − специалисты по нарушениям развития. Кроме того, группы малочисленны, что позволяет уделять больше внимания каждому ребенку.

Ребенок-аутист в детском саду адаптируется очень тяжело по сравнению с остальными сверстниками. Такие детки отличаются повышенной тревожностью, их страхи и переживания фиксируются на продолжительное время. Аутисты требуют дополнительного внимания и осторожности в обращении.

Для того чтобы ребенок-аутист быстрее и легче адаптировался к новой обстановке, ему нужно помочь наладить отношения со сверстниками: вовлекать в коллективные игры, пресекать возможное агрессивное или неадекватное обращение, проявлять доброжелательность.

Детские сады для детей с нарушениями умственного и физического развития

Аутизм − это не единственная серьезная проблема, с которой приходится сталкиваться родителям. Детки с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата также имеют особенности развития и нуждаются в посещении специализированных дошкольных заведений, в которых предусмотрены особые педагогические методики и методические пособия.

В такие дошкольные заведения детки комплектуются с учетом уровня начальной подготовки, возраста и степени нарушения слуха. При этом решающее значение имеет не возраст (как в обычных ДДУ), а развитие речи у малыша.

Детские сады для глухих работают по программе, которая по многим разделам совпадает с общеобразовательной, но учитывает специфику развития таких детей. Так, особое значение уделяется формированию навыков произношения и чтения по губам.

У деток с нарушениями зрения, как правило, нарушается координация движений, с трудом формируются навыки самообслуживания и в результате притупляется стремление к трудовой деятельности. Именно поэтому детские сады для слепых основными своими задачами должны ставить формирование таких личностных качеств, как активность, самостоятельность и трудолюбие. Эффективность в этом воспитательном направлении достигается в результате переориентации ребенка с позиции опекаемого на позицию заботящегося о других.

У всех родителей разные возможности по созданию условий для здоровья их детей, но сегодня мы расскажем и напомним о важном факторе, который может обеспечить для своего ребёнка каждый родитель и сделает многое! Давайте вспомнии как часто и какое количество ежедневно мой ребёнок пьёт простую воду?🤔 Мы постоянно интересуемся этим у родителей и, к сожалению, лишь пару раз слышали в ответ, что ребёнок хорошо и много пьёт и вообще любит это дело. Всё остальные родители говорят о том, что их ребёнок пьёт очень мало и вообще с этим есть проблемы, задумываются (ну я надеюсь) о том, что нужно обратить на это вопрос серьёзное внимание. Поскольку вопрос действительно важный, влияющий можно сказать на все, напрямую на динамику восстановления ребёнка! Разберёмся. У большинства наших детишек проблемы либо с кишечником, либо с витаминно-микроэлементным составом крови, плохой лимфоток, густая кровь, все что способствует течению воспалительных процессов, снижению иммунитета. И конечно все это сказывается на работе мозга и нервной системы. Мы же продвинутые родители и помним, что все системы организма взаимосвязаны? Вода- это качество лимфотока и качество крови. Многим мамам детей с аутоспектром можно даже дальше не обьяснять. Недостаток влаги или хроническое обезвоживание существенно снижает ферментальную активность. В переносе кислорода и питательных веществ тоже участвует вода. Вода циркулирует с кровью и позволяет усваивать человеку все минералы, витамины и соли. А если воды мало, то даже если ребёнок ест здоровую, содержащую витамины еду, они все равно плохо усваиваются. А на что влияет этот недостаток см. в посте о рационе питания. Вода выводит токсины. Большинство вредных веществ выходят из организма вместе с мочой и потом. Это особенно важно для детей в аутоспектре. Из-за обезвоживания обостряются хронические заболевания, нарушаются процессы вещественного обмена, повышает риск развития различных инфекций и заболеваний, поскольку недостаток влаги в первую очередь понижает работоспособность иммунной системы. Это тоже относится к детям в аутоспектре и к частоболеющим. Вода принимает участие в процессах пищеварения, предотвращает застой шлаков. Если мы хотим наладить работу кишечника, то без питьевого режима никуда. В наличии суставной жидкости, играющей роль смазки при работе суставов и мышц играет роль вода,способствующая лимфотоку. Мы не говорим уже о сердечно-сосудистой системе. При недостаточном количестве влаги в организме наша лимфа и кровь очень быстро загустевают, циркуляция сильно замедляется, а вещества не могут подниматься от конечностей по сосудам. Ещё раз. Страдает весь организм, включая могз и нервную систему. Самое главное, что бы вы как читатель видели связь между нашими публикациями и эти советы помогали вам! Поделитесь что у вас с питьем? Любит ребёнок пить или нет? Знали о важности питьевого режима для здоровья мозга?

Вопрос: Здравствуйте. Мы из Крыма. Ребёнку сейчас 5 лет 8 месяцев. С 3 лет посещает сад обычный. В 4 года поставлен диагноз — аутичные черты. На обследовании настояли в саду. В заключении МПК указано: рекомендовано пребывание в ДОУ, занятия с психологом и логопедом. При этом получаем инвалидность.

С заключением мы пришли к заведующей садом, где получили отказ, так как они не могут нам предоставить такие условия. Хотя в саду работает практикующий психолог, которая тоже отказалась заниматься с ребёнком, ссылаясь, что у неё нет права заниматься с такими детьми.

В итоге через наши жалобы в отдел образования с нами заключили договор на кратковременное пребывание в саду и только в сопровождении мамы как тьютора.

Мы работающие родители, и бабушки наши теперь заграничные, проживают на Украине. Я работаю по сменному графику. В гороно порекомендовали нанимать няню в те дни, когда некому с ним в сад ходить. Имея старшего ребёнка студента и оплачивая частные занятия с психологом и дефектологом, это накладно.

Сейчас Крым вступил в правовое поле РФ, и в саду сказали, что договор утратил силу. В городе нет коррекционной группы или сада. Ребёнка деть некуда. Помогите! Что нам сделать для ребёнка. Наталья

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Ваш вопрос весьма сложен и требует объемного ответа. Поэтому постараюсь указать наиболее верные способы решения проблемы Вашего ребеночка.

Нормы Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон) включают много требований об обеспечении образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), например:

  • об обязанности органов федеральной, региональной и муниципальной власти создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ (п. 1 ч. 5 ст. 5 Закона);
  • о включении в федеральные государственные образовательные стандарты образования специальных требований по образованию лиц с ОВЗ (ч. 6 ст. 11 Закона);
  • об административной ответственности образовательной организации и ее должностных лиц за нарушение или незаконное ограничение права на образование и требований Закона (ч. 7 ст. 28 Закона);
  • о приеме на обучение детей с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК) (ч. 3 ст. 55 Закона);
  • о системе обязательных мероприятий по организации получения образования обучающимися с ОВЗ (ст. 79 Закона), которые, например, включают:

1) обязательное обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ согласно адаптированной образовательной программой (для инвалидов — также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида);

2) обязательное создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; и так далее.

Наиболее полные разъяснения по вопросу организации дошкольного образования детей с ОВЗ отражены в письме Минобрнауки России от 28.02.2014 N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».

Вместе с этим, распоряжением Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 года № 555-р «О подготовке учебных заведений Республики Крым к новому 2014/2015 учебному году и к работе в осенне-зимний период» (rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_232225.doc ) предусмотрено открытие дополнительных инклюзивных классов и групп для детей с ОВЗ в общеобразовательных и дошкольных учебных заведениях в соответствии с желанием родителей и возможностями учебных заведений .

Нормы открытия инклюзивной (комбинированной) группы в ДОО обозначены в п. 1.11-1.12. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», согласно которым

рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности: до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья.

То есть, согласно вышеуказанным требованиям Закона, распоряжения СМ РК, рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13 по Вашему требованию в ДОО, который Вы посещаете должны были открыть инклюзивную (комбинированную) группу с разработкой для Вашего ребенка специальной адаптированной программы коррекционного развития и созданием соответствующих специальных условий.

Значит, Вам целесообразно ПИСЬМЕННО (!) обратиться в районную прокуратуру, Минобразования РК, к Детскому омбудсмену с вопросом о нарушении прав на получение инклюзивного образования Вашим ребенком, нарушении требований федерального законодательства и распоряжения Совета Министров Республики Крым от 24 июня 2014 года № 555-р, с тем, чтобы Вашего ребенка обеспечили соответствующим адаптированным образованием согласно ИПР.

Если будет ПИСЬМЕННЫЙ отказ, то он должен быть мотивирован – на основании какого документа Ваш ребенок не может получить соответствующего образования. В этом случае можно оспорить в судебном порядке подобный документ республиканской власти или муниципалитета.

Желательно, если таковые есть, приобщить к этому письменному обращению родителей других детей с ОВЗ, которые испытывают подобные трудности (направить коллективное заявление вышеуказанным адресатам).

Инклюзивная программа обучения - такое понятие появилось в системе столичного образования несколько лет назад. Оно предполагает, что в детском саду или в школе одновременно обучаются здоровые дети и дети с ограниченными физическими возможностями.

Несколько лет назад федеральное правительство начало несколько национальных проектов, одним из которых стал национальный проект «Образование». Он предполагает награждение грантами лучших педагогов страны, а также лучшие школы страны. В рамках нацпроекта был проведен и отбор лучших дошкольных образовательных учреждений. В Москве в номинации «Детский сад будущего» первым был удостоен гранта детский сад № 1465.

Сад этот, расположенный в Центральном округе столицы, применяет в своей работе инклюзивные методики обучения.

Во всех группах детского сада любимая игра малышей называется «Круг». Вариантов игры несколько. Например, в младшей группе ребятишки садятся в круг. Воспитатель выставляет в центр круга разных игрушечных зверей. Потом участники игры закрывают глаза, а ведущий убирает одну из игрушек. Дети должны угадать, какого предмета не хватает. В средней группе в «Круг» любят играть с колокольчиком. Кто-то берет в руки колокольчик и читает стишок. После этого передает колокольчик кому-то из товарищей. Тот, в свою очередь, должен тоже прочитать стишок и снова передать его.

В нашем детском саду мы решаем одну из важных задач образовательного процесса - интеграцию детей с ограниченными физическими возможностями в среду, где находятся здоровые малыши. В этом им помогают психологи, логопеды, дефектологи, - говорит заведующая детским садом № 1465 Мария Прочухаева. - К нам приходят дети от 3,5 до 8 лет, как обычные, так и имеющие проблемы развития. У нас есть дети с диагнозом ДЦП, аутизм, синдром Дауна, различными формами выраженных нарушений психического и речевого развития. Они не занимаются в отдельной группе, а находятся в группах вместе с остальными ребятами. Это и называется инклюзивное обучение.

В детском саду организованы три возрастные группы: средняя 3,5-4,4 года, старшая - 5-6 лет, подготовительная - 6-8 лет. В каждой группе обычно бывает 12 детей возрастной нормы, три ребенка с синдромом Дауна, два ребенка с диагнозом «ранний детский аутизм» и ребенок с ДЦП. Часть занятий они посещают отдельно друг от друга, но большую часть времени проводят вместе.

Педагоги детского сада применяют уникальные, разработанные Московским психолого-педагогическим университетом методики дошкольного образования для здоровых детей и для детей с различными заболеваниями. Так, дети-аутисты очень любят рисовать, что-то делать руками, играть с водой.

Для них создана специальная «мокрая комната» с небольшим бассейном, в котором плавают различные игрушки. Малыши, погружая их, исследуют, как ведут себя в воде вещи, сделанные из разных материалов - пластика, дерева.

Также аутисты часто занимаются в песчаной комнате, где можно делать фигурки из песка. А вот в керамической или художественной мастерских дети с диагнозом «аутизм» часто творят вместе со здоровыми ребятишками.

Наш детский сад был открыт в 1996 году, а четыре года назад мы сделали у себя экспериментальную площадку по инклюзивному обучение, - продолжает рассказывать Мария Прочухаева. - У нас уже есть последователи, как в других детских садах, так и в средних общеобразовательных заведениях.

Чтобы в сад могли ходить дети-колясочники, здание дошкольного образовательного заведения пришлось немного реконструировать. На первом этаже были оборудованы просторный туалет и душевая. Рядом с лестницей на первый этаж строители сделали специальный пандус для колясок.

В качестве награды за победу в конкурсе «Детский сад будущего» дошкольное образовательное учреждение № 1465 комбинированного типа получило грант в размере одного миллиона рублей.

Мы потратили его на оснащение сенсорной комнаты, установив бассейн с пластиковыми шариками. Это очень полезная терапия для больных и здоровых детей, - говорит заведующая детским садом. - Также было приобретено компьютерное оборудование, чтобы записывать наши методики работы и тиражировать их, ведь я знаю много детских садов, готовых работать по схожим методикам.

Говорят родители
- «Изюминка детского сада - это комбинированный состав детей. Опыт показывает, что такое соседство очень положительно влияет на всех детей. И, конечно же, в таком детском саду высокопрофессиональный коллектив и отличное оснащение».

- «Это просто какой-то детский оазис. Очень многие относятся скептически из-за соседства в группе особенных детей, но это просто больше наше взрослое восприятие. Лучше программы и более грамотного подхода к детям, детской психологии я не встречала. Мои друзья сначала отнеслись скептически и даже с недоумением, как я могла отдать своего сына в сад, где присутствуют особенные дети. Теперь после нескольких лет похода в сад, мои друзья и родственники, говорят так: «Ну, вам повезло у вас садик просто замечательный».