Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
Обратите внимание на последовательную связь реплик, образующих диалогическое единство в следующем примере, где вопросно-ответная форма предполагает логическое следование от одной темы, затрагиваемой в диалоге, к другой. (Отрывок из книги «Домашняя лаборатория»):
Мысль об оборудовании домашней химической лаборатории Род и постарался высказать самым решительным образом.
- Только этого нам в квартире не хватало,- строго сказала мама. После небольшой паузы пояснила: - Химия - это вонючие газы, взрывы, пожары и ядохимикаты.
Рут, младшая сестренка, смекнув, что «химия» - вещь интересная, радостно захлопала в ладоши.
Папа, как всегда, занял нейтральную позицию и уткнулся в газету. Правда, через минуту он выглянул из-за листа и изрек;
- Твое предложение, Род, надо хорошенько продумать и обсудить.
Рода поддержал Пал, студент химико-биологического факультета педагогического университета:
- Настоящую химическую лабораторию оборудовать дома довольно сложно. Для этого необходимы отдельная комната, сложное оборудование, посуда, химические реактивы и многое другое. Однако устроить небольшой уголок юного химика несложно.
- Если мама разрешит,- продолжал Пал,- мы сделаем рабочее место на балконе. На стене повесим старый кухонный шкафчик для реактивов и посуды. Вместо химического стола можно поставить тумбочку.
В этом примере мы можем выделить несколько диалогических единиц, объединенных общей темой. Диалогическое единство обеспечивается связью различного рода реплик (формулы речевого этикета, вопрос – ответ, добавление, повествование, распространение, согласие – несогласие).
Выделяются три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Покажем это на примерах.
Первый пример– диалог учителя и ученика во время проверки домашнего задания:
Учитель вызывает ученика (как выясняется потом, невыучившего урок) к доске:
- Коля, иди к доске, запиши уравнения реакций, характеризующие свойства серной кислоты.
- Я сегодня не выучил уроки.
- Когда уже ты, Сидоров, возьмешься за ум? Садись два!
Второй пример–разговор двух педагогов – пример диалога по типу сотрудничества (оба учителя обеспокоены слабыми результатами в учебе ученика Сидорова и стремятся разрешить проблему совместными усилиями):
- Сидоров сегодня опять отказался отвечать у доски. Как заставить его учиться нормально?
- Можно поговорить с его родителями.
- А, мне кажется, надо его заинтересовать небольшим творческим проектом. Потом после завершения проекта похвалить при всех и настроить на дальнейшую учебу в нужном русле.
Третий пример диалога представляет диалог-равенство, когда участники диалога ведут беседу, не направленную на достижение какого-то конкретного результата (как, например, в предыдущем диалоге):
- Какие опыты лучше всего использовать при изучении скорости химической реакции?
- Здесь можно показать, какие факторы влияют на скорость.
- Да, но у меня нет всех реактивов, которые рекомендованы в методической литературе.
Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также в школьной, научной, публицистической, художественной и официально-деловой речи.
В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Это значит, что участники диалога в конкретной ситуации используют минимум словесных, или вербальных, средств, восполняя не выражаемую словесно информацию за счет невербальных средств общения – интонации, мимики, телодвижений, жестов. Однако для развития речи учащихся в школе следует все же учителю использовать полные предложения, а от учеников требовать по возможности полные ответы на поставленные вопросы.
Основными формами диалога в школе являются различного вида беседы.
Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица.
Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна, прежде всего, для устной формы книжной речи: устная научная речь (например, учебная лекция или доклад), судебная речь и устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.
Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно, прежде всего, для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен, прежде всего, учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности.
К разновидностям информационной речи относят объяснение учителя, лекции, сообщения, доклады.
Приведем пример информационной речи учителя при изучении темы «Аммиак». Учитель : И водный раствор аммиака, и соли аммония содержат сложный ион - катион аммония N Н 4 + , играющий роль катиона металла. Он получается вследствие того, что атом азота, имея свободную (неподеленную) электронную пару, может образовывать еще одну дополнительную ковалентную связь с катионом водорода, переходящего к аммиаку от молекул кислот или воды. Такая связь называется донорно-акцепторной связи.
Запишите схему образования донорно-акцепторной связи на примере иона аммония (слайд) :
Убеждающая речь обращена, прежде всего, к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. В качестве примера приведу вступительное слово учителя при изучении темы «Аммиак».
Учитель: Ребята, вы, вероятно, знаете, что стратегические запасы продовольствия государства на случай чрезвычайных ситуаций хранятся на огромных складах-холодильниках. В качестве хладагента там применяется аммиак. Аммиак – важнейшее соединение азота, имеющее широкое практическое применение и в других отраслях производства, в медицине и даже в быту. Поэтому знать свойства этого вещества, уметь применять его на практике должен каждый грамотный человек. Запишите тему урока: "Аммиак. Соли аммония".
Побуждающая речь направлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. В школе этот вид речи имеет особое значение, так как педагоги практически на всех этапах учебно-воспитательного процесса побуждают учащихся к определенным действиям.
В качестве примера привожу фразы учителя при подведении итогов объяснения и закрепления знанийна уроке.
Учитель: -Запишите формулы следующих веществ: сульфат аммония, фосфат аммония, гидрофосфат аммония, дигидрофосфат аммония.
- Запишите уравнения реакций следующих превращений: Азот → аммиак → монооксид азота → диоксид азота → азотная кислота → нитрат аммония.
Монолог учителя на уроке – это форма речи, всегда стремящаяся к диалогу, в связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации, например обращения, риторические вопросы, вопросно-ответную форму речи, т. е. все то, что может повысить коммуникативную активность учащихся, вызвать их ответную реакцию, активизировать мышление и внимание.
Рассмотрим особенности построения монологической речи учителя химии при объяснении нового материала на конкретном примере (предполагаемые ответы учащихся даны в скобках, подчеркнуты).
Учитель: Прежде всего, изучим строение молекулы аммиака NH 3 , которая состоит из атомов азота и водорода.
Еще раз рассмотрите схемы строения атома и молекулы азота (в тетради зарисовали на прошлом уроке).
- Какое число электронов содержится на внешнем энергетическом уровне атома азота? (Пять ).
- Назовите число валентных электронов, принимающих участие в образовании химической связи в молекуле азота. (Три электрона ).
Рассмотрим электронное строение молекулы аммиака (слайд ).
Запишите схему в тетради:
- Каков вид химической связи в молекуле аммиака? (Ковалентная полярная связь ).
- К какому атому в молекуле аммиака будет смещена электронная плотность и почему? (Три общие электронные пары смещены в сторону более электроотрицательного атома азота, в результате смещения электронных пар возникает полярная ковалентная связь ).
Таким образом, монолог и диалог рассматриваются как две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения. Диалог как способ обмена мыслями между коммуникантами в виде реплик является первичной, естественной формой речи в отличие от монолога, представляющего собой развернутое высказывание одного лица. Диалогическая и монологическая речь могут существовать как в письменной, так и в устной форме, однако в основе письменной речи всегда лежит монологическая, а в основе устной – диалогическая.
Урок 3. Как отличить диалог от монолога?
Цели: познакомить с терминами диалог и монолог", формировать умение оформлять диалог.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать диалог и монолог; сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи; аргументировать свою позицию; оценивать по-ступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.
Ход урока
II . Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске запись.) Волки рыщут, пищу ищут.
- Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов? (Предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка.)
- Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении.
- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ"пиши с буквой У.)
- Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пиши с буквой У.)
- Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму.
III . Самоопределение к деятельности
- Сравните два вида речи.
1) -Ты чего такой хмурый?
Кафтан прожег.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.
- Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том лее. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)
IV . Работа по теме урока 1. Работа по учебнику
- Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.
- На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как
отличить диалог от монолога?) Упр. 6 (с. 10-11).
- Прочитайте задание.
- Как называется сказка? («Терем-теремок»^)
- Докажите, что это диалог. (Говорят два действующих лица.)
Кто спрашивает? (Блоха-попрыгуха.)
Кто отвечает? (Муха-горюха.) (Чтение в парах.)
- Кто догадался, для чего используется знак «-»? (Отделяет слова каждого разговаривающего.)
- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
- Спишите диалог. Найдите слова с орфограммой «Сочетания ЖИ и ШИ». Обозначьте орфограмму.
- В каких словах подчеркнули орфограмму? (Живет, жить.) Упр. 7 (с. 11).
(Работа в парах: вариант I - Колобок, вариант II - Лиса. Затем инсценировка сказки «Колобок».)
- Прочитайте информацию на «Страничке для любознательных» самостоятельно.
- Из какого языка пришли к нам слова «диалог» и «монолог»?
- Из каких частей они состоят и что обозначают? Упр. 8 (с. 12).
- Прочитайте отрывок из сказки.
- Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.)
- К кому обращен монолог? (Кптичке.)
- Спишите первое предложение с проговариванием.
2. Словарная работа
- Какое «вежливое» слово говорит Дюймовочка? (Прощай.)
- Почему выделена буква О? (Слышим звук [А], пишем бук-вуО.)
- Какое близкое по значению слово мы говорим при прощании? («До свидания».)
- Запишите это слово.
- Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О. (Прощание, попрощался, прощальный.)
V . Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
(Помахать руками на себя.)
Закачалось деревцо.
(Покачаться вправо и влево.)
Ветер тише, тише, тише,
(Присесть.)
Деревцо все выше, выше.
(Встать на носочки, потянуться вверх.)
VI . Закрепление изученного материала
Упр. 9 (с. 12).
- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.
- Прочитайте текст.
(Текст читает ученик с хорошим навыком чтения.)
- Что это - диалог или монолог? (Это диалог, говорят трое действующих лиц.)
- Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека.)
- Спишите ее. ---- .
VII . Рефлексия Упр. 10 (с. 13).
- По какому рисунку можно составить монолог? (По второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают.)
- По какому рисунку можно составить диалог? (По первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк.)
(Первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд составляет монолог ко второму рисунку, третий ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких - монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы.)
VIII . Подведение итогов урока
- Как отличить диалог от монолога? (В устной речи: если говорят два или больше действующих лиц - это диалог. В письмен -ной речи диалог можно отличить по тире, которое отделяет слова каждого говорящего.)
Выполнить упр. 11 (с. 14).
Важнейшая функция языка – служить средством общения. Люди обмениваются приветствиями, спорят и соглашаются, звонят по телефону, произносят речи перед публикой, не подозревая, что вступают в диалоги или используют принцип монологического построения речи. Монолог и диалог – способы речевого обмена информацией, отличающиеся по структуре и содержанию.
Определение
Монолог – способ построения речи, при котором говорящий в форме размышления, призыва или оценки чьих-либо действий передает свое душевное состояние. Монолог является структурным элементом многих литературных произведений, прежде всего – драматических.
Диалог – речевое общение двух или нескольких лиц, структура которого состоит из последовательного чередования реплик, воспринимаемых на слух или записанных в форме прямой речи. Такой способ речевой организации служит для обмена мнениями или полезной информацией.
Сравнение
Монолог – это произнесенная вслух и обращенная к реальному или воображаемому собеседнику речь, в которой передаются сокровенные мысли и выражаются эмоции говорящего. Речевая ситуация с использованием монолога строится по принципу оратор – слушатель .
Монолог произносится одним лицом и непосредственно в процессе речи не предполагает ответа со стороны других участников речевого общения.
В диалоге участвуют двое: это беседа, спор, обсуждение, в котором высказываются разные мнения относительно темы общения или содержатся дополнения и подтверждения высказанных мыслей. Диалог состоит из отдельных фраз – реплик, каждая из которых представляет собой структурно завершенное смысловое целое.
Диалог – основной речевой компонент межличностного общения. Он четко структурирован, логичен и последователен. Монолог – это всегда самовыражение, в котором не обязательно присутствует смысловая и синтаксическая упорядоченность.
Выводы сайт
- Монолог – речь говорящего, в которой не предполагается ответа со стороны собеседника. В диалоге участвуют два человека.
- Монолог обращен к слушателям или предполагаемому собеседнику. Участники диалога адресуют фразы друг другу.
- Монолог – способ речевого самовыражения. Диалог – важный коммуникативный элемент речи.
- Диалог структурно разделен на реплики. Монолог – единый в смысловом и структурном плане речевой фрагмент.