Для чего используется рефлексивное слушание. Активное рефлексивное слушание. Обучение приемам рефлексивного слушания

Любой из нас, кто выражает свое мнение, позицию, выполняет какие-то действия, подвержен критическим высказываниям.

Как относиться к критике и может ли она причинить пользу? Важно, как мы сами относимся к критике. Она может быть даже полезной и подтолкнуть к саморазвитию, или же наоборот. Возможно, в некоторых случаях нужно прислушаться к тому, что говорят, а в некоторых поступить по-своему.

Есть два вида критики: конструктивная и деструктивная

Когда вас то желают оказать помощь. Такая критика может быть в виде каких-то советов, рекомендаций.

Признаки конструктивной критики:

1) Человек высказывает свое мнение и позицию.

2) Указываются какие-то конкретные детали или моменты.

3) Обоснование позиции при помощи аргументов.

4) Приведение примеров.

5) Критик разбирается в той сфере, которая подвержена критике.

6) Критикуется не сам человек, а его мнение, высказывания, поступки.

7) Обязательно находятся положительные стороны.

Такая критика может оказаться весьма полезной и поможет посмотреть на себя, как бы со стороны.

Деструктивная критика, исходя из своего названия, – разрушающая. Возможно, критикующий преследует какие-то свои корыстные цели, не желая оказать помощь.Она не может быть полезна, а наоборот, приносит вред.

По каким причинам может возникнуть деструктивная критика?

— Манипуляции. При помощи критики происходит воздействие, цель которого направить оппонента в нужное русло или заставить его сделать выгодные действия.

— Чувство зависти.

— Чувство собственной значимости. Люди, критикуя, получают моральное удовлетворение от самого процесса.

— Нестандартность критикуемого. Если человек отличается от других , мыслит по-другому, какие-то вещи делает не так, как всегда, найдутся желающие покритиковать только по причине нестандартности.

Признаки деструктивной критики:

1) Критикующий ощущает себя последней инстанцией, слова которой нельзя подвергать сомнениям.

2) Критика не чего-то конкретного, а буквально всего.

3) Нет примеров и доводов.

4) Критик зацикливается на мелочах, которые не важны.

5) Критика идет по поводу и без повода, даже если об этом не просят.

6) Выражение мнения о самом человеке в неуважительной форме, а не о действиях, мнениях.

Старайтесь разделять и выявлять эти виды критики. Исходя из того, как вас критикуют, можно принимать необходимые меры и тактики по защите самого себя.

Если следующие 5 минут вы можете инвестировать в самообразование, то переходите по ссылке и читайте следующую нашу статью:

Критика - форма контроля и оценки дейст­вий, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым коллективом к каждой личности.

Выделяют два вида критики: деловую и мора­лизующую.

Деловая критика - направлена на выявление ошибок в работе. Она вскрывает их причины и указывает на конкретные пути выхода из создав­шегося щепетильного положения.

Морализующая критика - это обвинительная речь, направленная против провинившегося.

Аргументы для критики должны быть всегда обоснованными фактами. Необоснованная крити­ка обычно легко парализуется обоснованной контркритикой.

Правильно воспринять критику обычно меша­ет задетое чувство собственного достоинства, т.е. наше "я".

По форме критика может быть щадящей или наказывающей.

Щадящую критику применяют тогда, когда ошибки не носят систематического характера и не вызваны халатностью или недобросовестностью работника.

Если нарушение, опоздание или брак допуска­ются регулярно, то применяют наказывающую критику. При такой критике уровень самоуваже­ния и уважения личности падает. Критикуя, необ­ходимо не только наказывать и указывать на отри­цательные факты, но и тщательно анализировать причины их возникновения.

Следует напомнить, что преследование за кри­тику запрещается законом.

Классификация критики

Глубокий и всесторонний анализ конфликтной ситуации содержит в себе элементы критики, которую оригинально классифицировал Ю.Краковский .

По его мнению, критика может быть:

1) подбадривающая ("Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось".);

2) критика-упрек ("Ну что же вы, я так на вас рассчитывал!");

3) критика-надежда ("Надеюсь, что в следую­щий раз вы это задание сделаете лучше".);

4) критика-аналогия ("Раньше я допускал точ­но такую же ошибку".);

5) критика-похвала ("Работа сделана хорошо, но только не учтен данный конкретный слу­чай".);

6) безразличная похвала ("В нашем коллективе есть люди, которые не справились со своими служебными обязанностями, не будем называть их фамилии".);

7) критика-озабоченность ("Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких товарищей, как...".);

8) критика-сопереживание ("Я хорошо вас по­нимаю, вхожу в ваше положение, но...".);

9) критика-сожаление ("Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачест­венно...".);

10) критика-ирония ("Работа, что надо. Только как мы будем теперь в глаза друг другу смот­реть?..");

11) критика-удивление ("Как? Неужели вы не смогли сделать эту работу?");

12) критика-намек ("Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Однако ему потом было очень плохо".);

13) критика-смягчение ("Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы...".);

14) критика-укоризна ("Что же вы сделали так неаккуратно?");

15) критика-замечание ("Вы сделали не так, в следующий раз обязательно посоветуйтесь".);

16) критика-предупреждение ("Если вы еще раз повторите эту ошибку, она может стать стереотипом служебного поведения".);

17) критика-требование ("Работу придется пе­ределать".);

18) критика-вызов ("Если вы допустили столь­ко ошибок, сами и решайте, как выходить из по­ложения".);

19) конструктивная ("Работа выполнена не­верно. Что собираетесь сейчас предпринять?");

20) критика-опасение ("Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на том же уровне".).

Критические замечания должны высказывать­ся в этичной форме, чтобы они были приняты ад­ресатом, остались в его памяти, положительно влияя на его личную и служебную профессиональ­ную деятельность.

Самокритика - критика недостатков собст­венной работы, вскрытие своих ошибок. Внутрен­ний регулятор самокритики - чувство ответствен­ности.

Стиль критики следует менять в зависимости от темы разговора и уровня самокритики партне­ра. Выбирая меры воздействия, всегда старайтесь понять, почему личность совершила проступок. Самокритика часто реализуется в самоиронии. Из­вестна народная мудрость: "Самоирония спасает от стрессов, ирония - от дураков".

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная… Какая вас больше воодушевляет?

Формы критики подробнее

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

  • Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки — собственно критика. Короткая критика — замечание.

  • Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит «в общем». Конкретная — детально, конкретно. Не просто «что не работает», а «когда и в какой степени». Из-за каких причин. И не просто «как сделать лучше», а «как это сделать конкретно»: куда пойти, к кому обратиться. Смотри Критика общего плана и конкретная.

  • Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: «ты плохой» или «это был неудачный поступок», «твое высказывание некорректно» или «ты сволочь». Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.>

  • Прямая и косвенная

Прямая — о недостатках говорится прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Критика Прямая и косвенная

  • Открытая и скрытая
  • Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот. Смотри Критика поддерживающая и разгромная

  • Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная — как сделать лучше. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная

  • Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Смотри Критика мотивирующая и останавливающая.

Психология критики. Правила применения критики

Критика - это обсуждение, разбор чего — нибудь с целью вынести оценку, выявить недостатки; отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков

Все ниже перечисленные формы критики подчиненного могут быть использованы вами как руководителем при условии, что ваш подчиненный глубоко уважает вас как начальника и ценит ваше мнение о себе. Желая выглядеть в глазах своего руководителя достойно он стерпит любую критику и приложит усилия, чтобы исправить все свои ошибки.

Желательно, критикуя, знать своего подчиненного и его индивидуальные особенности. Вы должны учитывать, что не все люди одинаково реагируют на критику. Одних людей можно и даже нужно поругать, а других нельзя. И тогда можно использовать подбадривающую, щадящую или даже хвалебную критику. Например, «Ну как же так! Такой талантливый человек, а работа сделана некачественно»

Если подчиненный относится к вам как к начальнику очень недоброжелательно, подозрительно, то к нему вообще нельзя применять негативные оценки, их обязательно нужно сочетать с положительными.

В публичной критике есть свои правила её применения

А именно, в первую очередь, критика должна быть доброжелательной. Во вторую очередь, аргументированной, то есть основанной на фактах, примерах. Это должна быть конструктивная критика, которая указывает на ошибки и предлагает варианты устранения недостатков. И помните, лучше критиковать один на один.

Психология критики. Виды критики

«… привыкайте смотреть на критику как на восхищение, смешанное с завистью» ©Фрэнсис Скотт Фицджеральд

1. Подбадривающая критика
«Ничего, в следующий раз сделаете лучше, а сейчас не получилось»

2. Критика — упрек
«Ну что же вы, я на вас так рассчитывал.» или «Эх вы, я на вас так рассчитывал»

3. Критика — надежда
«Надеюсь в следующий раз вы сделаете это задание лучше»

4. Аналогия — критика
«Раньше, когда я был таким же молодым специалистом как вы, то тоже сделал такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от начальника»

5. Критика — похвала
«Ребята, сделано хорошо, но не для этого случая»

6. Критика — озабоченность
«Я очень обеспокоен сложившимся положением дел, т. к….»

7. Безличная критика
«В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Думаю они сделают для себя должные выводы и не будем называть их имена»

8. Критика — сопереживание
«Я хорошо вас понимаю, но и вы поймите меня ведь это никуда не годится»

9. Критика — сожаление
«мне очень жаль, но должен отметить, что ваша работа выполнена некачественно»

10. Критика — удивление
«Как? Неужели вы еще не сделали работу? Не ожидал от вас»

11. Критика — ирония
«Делали — делали и сделали, работка что надо, только как теперь в глаза начальнику смотреть будем?»

12. Критика — намек
«Я знал одного человека, который поступил точно так же как вы, потом ему пришлось плохо»

13. Критика — смягчение
«Наверное в том, что произошло виноваты не только вы»

14. Критика — укоризна
«Вы выполнили работу очень некачественно, да к тому же не вовремя»

15. Критика — замечание
«Все не так сделали, в следующий раз советуйтесь, если не знаете как выполнить задание»

16. Критика — предупреждение
«Если вы еще раз допустите такую оплошность, то будете уволены»

17. Критика — требование
«Работу вам придется переделать»

18. Критика — вызов
«Если вы допустили столько ошибок, сами выкручивайтесь из этой ситуации»

19. Критика — совет
«Послушайте меня, не горячитесь, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте что и как вам нужно исправить»

20. Критика может быть конструктивной
«Работа выполнена не правильно, что конкретно вы собираетесь предпринять?»

21. Критика — опасение
«Я очень тревожусь, что и в следующий раз работа будет выполнена не на должном уровне»

22. Критика — угроза
«Я вынужден применить к вам самые строгие дисциплинарные меры.

Психология критики. Способы реагирования на критику

«Судьба каждой истины сначала быть высмеянной, а потом уже признанной» ©А.Швейцер

Вот несколько правил реагирования на критику, которые помогут вам с уважением относиться ко всем и принимать любую критику.Потому что только она делает вас гораздо сильнее и заставляет прогрессировать.

  • Критика с целью помочь делу. Когда критикующий высказывается по существу, но в силу своего характера или низкой культуры делает это унизительно или демонстративно. В таком случае вам нужно обратить внимание на то, что критикующий хочет помочь делу и постараться не обращать внимание на резкость и обидный тон высказывания.
  • Демонстративная критика, то есть критика с целью показать себя, или свою эрудицию, значимость. Лучший выход здесь — уйти под каким — либо предлогом от взаимодействия с человеком, который критикует вас.
  • Ситуация когда вас критикуют с целью сведения счетов за нанесение прежних обид. Эта критика в основном завуалирована: критикующий не выдает своих эгоистических целей и намерений. В этой ситуации доказывать что — либо человеку бесполезно. Нужно строить свою защиту аргументировано, для чего необходимо заручиться поддержкой окружающих.
  • Встречается также критика с целью перестраховки, и используется людьми как средство спрятать свою нерешительность и страх перед ответственностью за что — либо.
  • «Лучшая защита — это обвинение» — под таким девизом критикующий упреждает заслуженные обвинения в свою сторону.
  • Не забывайте, что есть люди, которые периодически испытывают потребность в эмоциональной встряске и чувствует себя лучше после того, как поговорят на повышенных тонах, и не успокоятся пока не доведут себя и окружающих до определенного эмоционального накала. С этой целью такие люди могут прибегать к критике, особенно, если ее объект легко поддается эмоциональному воздействию. В таких случаях старайтесь всеми способами оградить себя от общения с такими людьми.

Нет на свете такого человека, которому никогда бы не приходилось выслушивать критику в свой адрес. Реакция на это неприятное жизненное явление у всех разная и зависит от многих обстоятельств: самооценки, установки по отношению к миру, стрессоустойчивости, уровня профессионализма, воспитания, погоды и настроения в этот конкретный день и много чего еще... Мне хотелось бы подробней рассказать о видах критики и наиболее типичных способах реакции на нее.

Критика бывает трех видов: справедливая, несправедливая и общая.

Начнем со справедливой: вам указывают на конкретные ошибки и промахи, которые действительно имели место. Обычная реакция в таких случаях - самооправдание или ответный наезд. Последствия подобных действий наверняка хорошо известны каждому, потому что наверняка вы так уже поступали раньше. Я хочу предложить альтернативный вариант: признайте факты и извинитесь. Например, ваш партнер по работе говорит:

Три дня я безрезультатно добиваюсь от вас конкретного ответа. Вы не представляете, как я возмущен!

В ответ первым делом вы должны безоговорочно признать его правоту:

- Я понимаю ваше возмущение и приношу извинения.

И только после этих слов имеет смысл говорить хоть что-то в свое оправдание, причем лучше всего - правду. Например:

- Вопрос оказался сложнее, чем я предполагал, и потребовал больше трех дней.

Обычно человек после такого ответа перестает злиться и готов к дальнейшему конструктивному диалогу.

Следующий тип критики - несправедливая. Она встречается чаще, и выслушивать ее гораздо обидней. Но зато она дает гораздо больший простор для творчества отвечающего, который, к сожалению, редко пользуется возникающими возможностями. Типичные реакции - агрессия, игнорирование, самоуничижение, физическое молчание - в этой ситуации не являются эффективными. Все в этом убеждались сотни раз, но, к сожалению, почему-то в момент ответа ничего другого в голову обычно не приходит. В качестве альтернативы можно предложить:

1. Подведение итога с последующим переводом темы в конструктивную плоскость.

- Вы считаете, что из-за нее страдают все сотрудники. Что бы вы могли предложить, чтобы это исправить?

2. Признание права на существование другой точки зрения (что не означает согласия с ней).

Вам абсолютно наплевать, что из-за плохой работы Марь Иванны страдает весь наш отдел!

- Я вижу, что вас это очень волнует, и давайте разберемся. Да, меня это действительно не беспокоит, но можем узнать мнение других сотрудников.

3. Перевод критических замечаний в позитивную плоскость.

Ничего лучшего я от вас и не ожидал!

- Уточните, пожалуйста, ваши ожидания.

И наконец, последний вид критики - общая . Типичная реакция - обида. Я предлагаю уточнить, чего именно хочет нападающий.

Ты всегда несправедливо относишься ко мне!

- Какие конкретно случаи ты имеешь в виду?

Надо помнить, что важна именно первая реакция , и что именно она определяет, куда пойдет беседа дальше - на возрастание конфликта или на его снижение. Также очень многое зависит от тона: если произносить даже правильный текст злобно или с издевкой, толку от этого не будет.

Для снижения конфликта полезно держать в голове, что человек не хочет вас обидеть на самом деле, а просто что-то недопонял, и это легко уладить. Даже если на самом деле это не так, и собеседник хочет именно конфликта, лучше об этом не думать, потому что вам пользы это не принесет.

Для того чтобы уметь в полевых условиях воспользоваться вышеприведенными советами, я рекомендую проделать небольшое упражнение . Вдвоем с каким-нибудь приятным вам человеком потренируйтесь в быстром поиске правильных ответов. Для этого по очереди говорите друг другу гадости, причем желательно делать это разнообразно, чтобы были задействованы все три вида критических замечаний, а ваш партнер должен определить, какой вид был использован и что можно на это сказать.

Еще небольшая подсказка: обычно больше всего проблем возникает именно с тем типом наездов, который больше всего любили использовать наши родители в детстве. Именно в этот момент возникают самые сильные эмоции, и найти правильный ответ оказывается непросто. Так что советую этот тип критики отработать наиболее тщательно, во избежание привычных проколов.

Вообще же говоря, делать это упражнение - легко и приятно. Попутно можно сказать своему визави все, что накипело, узнать много нового про себя, и при этом не поругаться. Желаю творческих успехов.