Домбровский юрий осипович краткая биография. Краткая биография юрия домбровского. Из книг, вышедших после смерти

Регулярная статья
Юрий Домбровский
150px
Имя при рождении:

Юрий Осипович Домбровский

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:

Ю́рий О́сипович Домбро́вский (12.05.1909, Москва - 29.05.1978, Москва) - русский поэт, прозаик, литературный критик.

Биография

Рос в интеллигентной семье: отец - Иосиф Витальевич (Гедальевич) Домбровский , присяжный поверенный иудейского исповедания; мать - Лидия Алексеевна (урожд. Крайнева ), евангелически-лютеранского исповедания, биолог .

В 1932 г. Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы («брюсовские»).

В 1933 г. был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату , вторично арестован в 1939 г.; срок отбывал в колымских лагерях.

В 1943 г. был досрочно, по инвалидности, освобожден и вернулся в Алма-Ату. Работал в театре. Читал курс лекций по В. Шекспиру.

В 1949 г. был опять арестован; наказание отбывал в Тайшетском озерлаге. После освобождения (1955) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться и вернуться в Москву. Занимался литературной работой.

Роковым для жизни писателя произведением оказался роман «Факультет ненужных вещей» , начатый им в 1964 г. В 1978 этот роман был напечатан на русском языке во Франции. В этом же году Юрий Осипович, которому только что исполнилось 69 лет, был смертельно избит неподалеку от ресторана ЦДЛ. Скончался в больнице 29 мая 1978 г.

Вдова Домбровского, Клара Фазулаевна Турумова-Домбровская (под своим именем фигурирует в романе «Хранитель древностей») ценой больших материальных потерь добилась издания шеститомника писателя в 1990-е гг.

Книги

  • «Державин» , роман, 1939 год (в сокращении).
  • «Обезьяна приходит за своим черепом» - роман, 1959.
  • «Хранитель древностей» - роман, «Новый мир», Москва, 1964 г.; отд. изд. - 1966, полн. изд. - Paris, 1978
  • «Смуглая леди» , 1969
  • «Факультет ненужных вещей» , издано в Париже , 1978 год; в СССР 1989.

Из книг, вышедших после смерти

  • «Меня убить хотели эти суки» , вступительная статья и составление К. Ф. Турумовой (Домбровской) , московское историко-литературное общество «Возвращение», - ISBN 5-7157-0061-2 , Москва, 1997 год.

Из воспоминаний

Варлам Тихонович ещё в 1966 году дал мне «Хранителя древностей» и сказал: «Лучшая книга о тридцать седьмом годе». Я прочитала и удивилась какой-то колдовской завораживающей силе этой книги. Все еще вроде обыкновенно - слова, события, но вдруг становится страшно. Что-то страшное, холодное, мерзкое, как удав, вползает в жизнь.

Я захотела увидеть этого человека. И познакомилась с ним вскоре, пришла к нему в гости на Б. Сухаревский, где Ю.О. тогда жил. И застала кипу черновиков «Факультета ненужных вещей», приготовленных к выносу на помойку. Конечно, я пришла в ужас, тут же забрала их в ЦГАЛИ. Юрий Осипович с готовностью обшарил своё очень скромное жилище в поисках других рукописей и писем и передал мне кроме рукописей «Факультета», роман «Обезьяна приходит за своим черепом», «Театральные рассказы», повесть «Королевский ре скрипт», письма и фотографии. Не нашёл он писем Б. Пастернака и М. Шагинян очень интересных, по его словам, хотя перетряхнул все книги («куда-то засунул, а может быть, унесли»).

Говорили мы с Юрием Осиповичем тогда долго. Он рассказывал захватывающие детективные истории, где фигурировали отпечатки пальцев покойника, блатари и следователи. Но самое замечательное и для меня интересное он сказал о Шаламове: «Тацитовская лапидарность и мощь».

Впоследствии Федот Федотович Сучков передал мне слова Юрия Осиповича: «В лагерной прозе Шаламов первый, я - второй, Солженицын - третий». Конечно, литература - не спорт, у каждого своё, не сравнимое с другим, место в ней. Но слово мастера о мастере - большая ценность по гамбургскому счету.

Последние 10 лет власть упивается природными ресурсами. Нефть, газ — как мы сказочно богаты! А на самом деле в России богатство иное — русская литература. Какие имена! Какие книги! Какие судьбы!.. Нам, далеким от власти, остаются в утешение — золотые перья. Юрий Домбровский — одно из них.
В 2009 году исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Домбровского. Промелькнула всего лишь одна юбилейная публикация. Домбровскому, как и тысячам другим, пришлось жить в эпоху и в стране, «где так вольно дышит человек».
К счастью, он не погиб в лагере. Выжил. Не задохнулся от «свободы» и «вольности». Но хлебнул зла и отврата сполна, полной чашей.

«Меня убить хотели эти суки…» — так начинается одно из стихотворений Домбровского. На его долю пришлось четыре ареста, ссылки в Алма-Ату, колымские лагеря, тайшетский Озерлаг. В 1956 году Домбровский был реабилитирован за отсутствием состава преступления.
За что брали? В 1932-м — из-за студенческого «выкидона». Домбровский с приятелями сорвал красный флаг. Не по политическим соображениям, а просто так, из фрондерства. В 1937-м, когда брали через одного, загребли и Домбровского, но дело на него так и не сшили. Историю этого ареста писатель положил в основу сюжета романа «Хранитель древностей». 26 августа 1939 года он был снова арестован, видно, как подозрительный элемент. Отбывал срок на Колыме, откуда вернулся истощенным и еле живым, по существу, инвалидом. Зимой 1943-го в больнице начал писать роман «Обезьяна приходит за своим черепом» (опубликован в 1959-м).
Жил в Алма-Ате. Продолжал писать статьи и книги, занимался переводами. В 1946-1947 годах преподавал в студии при Русском театре им. Лермонтова. Подобралась вполне интеллигентная компания. И тут грянула совсем другая кампания: борьба против космополитов. Домбровский оказался среди первых жертв. 16 марта 1949 года в «Казахстанской правде» появилась публикация «Буржуазный космополит на университетской кафедре». И - ату его! В ночь на 30 марта за Домбровским пришли. Он сидел за письменным столом. Дверь была, как обычно, открыта. Увидев незваных гостей, писатель закричал: «Не мешайте работать!». И запустил в них чернильницей. Его молча скрутили.
На Домбровского «навесили» много обвинений, но главный пункт — рукопись «Обезьяны», она была признана «фашистским романом». В нем говорилось о фашизме в Европе, но легко угадывался сталинизм в СССР.
Автор «Обезьяны» был отправлен на очередной «сталинский курорт» — в Озерлаг. На долгих 7 лет, по существу за то, что «восхвалял певца американского империализма Хемингуэя» и «говорил, что все советские писатели ему в подметки не годятся». Такое не прощается!..
Ну а дальше — лагерь. Зона. «Не забыть мне проклятую зону/ Эту мертвую память твою;/ Эти смертью пропахшие годы,/ Эту баню у белых ворот, / Где с улыбкой глядит на разводы/ Поджидающий вас пулемет…»
Домбровский совершил в своей жизни два подвига. Физический — сумел выжить в неимоверных условиях лагеря, и нравственный — рассказал в своей книге-завещании «Факультет ненужных вещей» о репрессиях и сталинском произволе.
Литература, писательство для Домбровского были не случайным занятием, а призванием, главным смыслом его жизни. Он писал о Державине и Байроне, Грибоедове и Кюхельбекере, создал цикл очерков о художниках Казахстана, размышлял над романами о Веневитинове и Катулле. В Алма-Ате читал курс по Шекспиру для студентов театрального института.
Домбровский был не только писателем, но и философом, историком, искусствоведом, правоведом. Был энциклопедически образованным человеком. Много знаний приобрел в лагерях. Рядом сидели профессора-латинисты, и он освоил латынь. Читал в подлиннике Тацита. У профессиональных историков научился анализировать и понимать исторические процессы. Сидел с китайцем и перенял от него восточное целительство. Домбровский пополнял интеллектуальный багаж при любой возможности.
В 1955 году Домбровского освободили из лагеря, но еще несколько месяцев он оставался на поселении в поселке при станции Чуна на севере Иркутской области. В одном из писем своему солагернику Александру Жовтису он писал: «За последние годы много работал, здорово подогнал Шекспира… познакомился с Донном… занимался Римом… мечтаю о романе про Спартака!.. От пережитого стал страшно худ и похож не то на химеру, не то на грифона со стильной мебели, но к жизни, кажется, возвращусь со щитом… А в общем, у меня чувство (выражаясь словами Ульриха фон Гуттена), что „расцветают науки, поют искусства“, и, кажется, на этот раз я не ошибаюсь…».
Ошибся, ошибся Домбровский в своих ожиданиях — не он первый, не он последний. Советский Союз был страной непрогнозируемой: от жестоких морозов — к оттепели и снова к заморозкам. Но открутим время назад. Вернемся к истокам.
Юрий Иосифович Домбровский (затем отчество было переделано в более русское: Осипович) родился 24 апреля (12 мая) 1909 года в Москве. Отец — Иосиф Домбровский, адвокат с именем; мать — биолог. После окончания бывшей Медведниковской гимназии в Староконюшенном переулке Юрий поступил на Высшие государственные литературные курсы. В 23 года «загремел» на свой первый «сталинский курорт» в Алма-Ату, и лишь в 46 лет обрел долгожданную свободу, предполагая, что возвращение в жизнь будет «со щитом».
Но получилось иначе: как говорили древние, под щитом. Домбровскому пришлось существовать по шутливой формуле Бориса Слуцкого: широко известный в узких кругах. В узких кругах был любим и почитаем, в широких — не признан и замолчан. Однако Домбровский не унывал по этому поводу, ибо следовал завету древнего греческого мыслителя, ученика Сократа, Антисфена: лучше быть с горсткой честных против всех дурных, чем со всеми дурными против горстки честных.
В одном из писем Домбровский советовал другу не обращать внимания на железную поступь пошлости: «Ну, есть тут отчего задуматься, терять голову, задавать вопросы? Поступай по Данте: „Взгляни — и мимо!“».
Он сам так и поступал. Всегда плохо одетый, вечно нуждающийся, он держался гордо и независимо. Говорил быстро, немного картавя. Любил заходить в ресторан ЦДЛ, где смотрелся диковинно: голь-переголь, нищета. Его часто выручала Муся-буфетчица, ангел-спаситель, жалуя бесплатными бутербродами и стопочкой водки. А бедствующий писатель был уже знаменит в узких кругах Советского Союза и широко — на Западе. Отечественная же пресса не замечала Домбровского. Как писал польский переводчик И. Шенфельд, «Запад его уже знал, посылались приглашения приехать, выступить, дать интервью, получить накопившиеся гонорары, но его упорно не пускали. Трижды посылал я ему приглашение из социалистической Варшавы — не пускали. Советский Союз не подписал еще конвенции об авторских правах, заграничные гонорары можно было получить только лично на месте, он жил в нищете, но его не пускали. Бездарные, никому не известные, но приспособившиеся борзописцы по несколько раз в год мотались по Европе, а Юрия Домбровского, писателя с мировым именем, не пускали, мстя ему за то, что предпочитал жить в скудости, чем продавать свое перо…».
В 1959 году вышел роман Домбровского «Обезьяна приходит за своим черепом». В 1964-м — роман «Хранитель древностей». В 1969-м — «Смуглая леди». Спустя 5 лет — книга «Факел». В 1978 году в Париже издан «Факультет ненужных вещей». После смерти, в 1990 году, вышли «Записки мелкого хулигана» и собрание сочинений в 6 томах.
«Смуглая леди» — это три новеллы о Шекспире. В них писатель хотел понять, «как с годами менялся автор, как пылкий и быстрый в юности, он взрослел, мужал, мудрел, как восторженность сменялась степенностью, разочарованием, осторожностью и как под конец сменилась страшной усталостью».
Еще маленьким мальчиком Домбровский увидел в подмосковном дачном местечке спектакль «Венецианский купец», который давала какая-то бродячая труппа, и влюбился в Шекспира. «Сейчас я-то, конечно, хорошо понимаю, что актеры были плохие, да и спектакль много не стоил — но вот это ощущение свободы и красоты я унес тогда с собой и сохранил его на всю жизнь…».
«Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей», по существу, дилогия. «Герой мой — человек моего круга, моих наблюдений, информации и восприятия», — писал Домбровский в одном из писем. И главный вопрос: как жить и во что верить в тоталитарную эпоху? «Факультет» — это роман о смысле и цене веры, о цене жизни и предательства. Это роман о страхе и мужестве, слабости и силе…
Домбровский в своем «Факультете» описывает мир без нужных вещей — мир без права, морали, истины, красоты, чести, совести, правды, стыда и прочих абсолютных ненужностей, объявленных химерами. Это мир вне и без культуры. Герой «Факультета» Зыбин в ужасе оттого, что большинству людей стали не нужны «разум, совесть, добро, гуманность — все, что выковывалось тысячелетиями и считалось целью существования человечества», — и он, Зыбин, вопреки всему этому решает остаться самим собою, «вечным студентом и вольным слушателем факультета ненужных вещей».
Под «Факультетом» стоит дата написания романа: «10 декабря 1964 г. — 5 марта 1975 г.». К окончанию романа оттепель в стране кончилась, и не было никакой надежды опубликовать его в «Новом мире». Домбровский долго колебался (имея в виду печальную историю с публикацией «Доктора Живаго» Пастернака), публиковать роман на Западе или нет. Наконец в 1977 году решился (очевидно, чуя уже свой близкий конец) и передал 800 машинописных страниц во Францию. И успел еще подержать в руках парижское издание на русском языке. К советским читателям «Факультет» пришел лишь спустя десятилетие.
Юрий Домбровский одним из первых понял, что зло, творимое в стране, шло не только от Сталина. Сталин опирался на аппарат насилия и на энтузиазм масс. Не все были патологические изуверы, но все принимали участие в чудовищных «очистительных акциях». В своем обращении «К историку» (1965) Домбровский объяснял: «Теперь последнее — почему я 11 лет сидел за этой толстой рукописью. Тут все очень просто — не написать ее я никак не мог. Мне была дана жизнью неповторимая возможность — я стал одним из сейчас уже не больно частых свидетелей величайшей трагедии нашей эры. Как же я могу отойти в сторону и скрыть то, что видел, что передумал? Идет суд. Я обязан выступить на нем. А об ответственности, будьте уверены, я давно предупрежден…».
Домбровский многое что поведал о чекистах. Если говорить о стихах, то при жизни Юрия Осиповича была лишь одна публикация: стихотворение «Каменный топор» в 1939 году. Лагерные его стихи были опубликованы посмертно. После выхода на свободу Домбровскому тоже приходилось несладко. «Увы, весь этот мир не для меня!/ Неискренний, двуличный и пытливый», — писал он в цикле стихотворений «Анри Руссо». Приходилось сражаться с редакторами. «Эти бездарные шмакодявки опять мнут душу. Надоело!», — не выдерживал Домбровский. А еще досаждали литературные обмылки-критики, как он выражался. Бедствовал. Жил затворником. И лишь когда стал получать пенсию — 120 рублей, — почувствовал себя материально независимым. Гарантированное «благополучие».
Но лагерные годы давали о себе знать. Здоровье его все более расшатывалось…

Но старясь и телом и чувством
И весь разлетаясь, как пыль,
Я жду, что зажжется искусством
Моя нестерпимая быль…

Вот эта надежда и поддерживала Юрия Осиповича, но и она угасала. По одной из версий, Домбровского сильно избили (хулиганы? чекисты?), и это ускорило его кончину. Он умер 22 мая 1978 года в возрасте 69 лет. Похоронен на Кузьминском кладбище.

Из книги судеб. Юрий Осипович Домбровский, один из самых значительных писателей XX века, родился 12 мая 1909 года в Москве.

Рос в интеллигентной семье: отец - Иосиф Витальевич Домбровский, адвокат, играл видную роль в работе Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства (вместе с Александром Блоком), публиковавшей сведения о тайных агентах охранки. Мать - Лидия Алексеевна Крайнева, биолог.

Учился Юра в бывшей Хвостовской гимназии, располагавшейся в Кривоарбатском переулке…

В 1932 году Юрий Осипович окончил Высшие литературные курсы, а в 1933-м был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату.

Второй арест - в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре. Читал курс лекций по творчеству Шекспира.

Третий арест пришёлся на 1949 год. Место заключения - Тайшетский озерлаг. После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, и затем ему было разрешено прописаться в родной Москве.

Роковым для писателя произведением оказался роман «Факультет ненужных вещей», начатый им в 1964 году. В 1978 этот роман был напечатан на русском языке во Франции. В этом же году Юрий Осипович был смертельно избит неподалёку от своего дома. Скончался в больнице 29 мая…

«45»: По просьбе нашего издания два эссе о большом русском писателе, кстати, авторе замечательных стихов (!), прислал поэт Сергей Кольцов , живущий в Риге. Первый текст увидел свет в альманахе «Альбион», который редактирует Сергей, а второй он подготовил специально для проекта-45…

Кошка не выдала

С Юрием Домбровским мы познакомились в писательском Доме творчества в Голицыно в апреле 1977-го года.

Как-то я зашёл к нему в гости, а жил он в одной из комнат одноэтажного коттеджа. И была у него кошка, а животных в сём заведении держать не полагалось. И вдруг Домбровский увидел, как к коттеджу приближается директор писательского Дома. Делать нечего, надо прятать кошку. Он взял её, положил на диван и, прибавив, что, дескать, веди себя смирно, смотри, не выдавай меня, накрыл подушкой. Зашёл директор, поинтересовался, как работается писателю, всё ли в порядке. Одним словом, вполне будничный разговор, который продолжался минут пятнадцать-двадцать.

Директор попрощался, Домбровский подошёл к дивану, поднял подушку и выпустил кошку из «плена». Кошка за всё время разговора не подала ни звука, не пошевелилась, а лежать под темной тяжестью подушки, думаю, ей было не очень-то сладко, но она Домбровского не выдала.

Однако кто-то из постояльцев всё-таки настучал, что у Домбровского живет кошка, и её пришлось увезти. Все-таки люди - не животные, они - человеки разумные и ничто человеческое им не чуждо.

Впоследствии, уже после смерти Домбровского, директор писательского Дома сказал мне, что он знал о кошке, но делал вид, что ничего не ведает. И вообще очень тепло отозвался о Юрии Осиповиче - об этом удивительном и добрейшем человеке.

Последняя, великая книга

К ак быстро, без оглядки, летит и уносится время… Кажется, только вчера в Доме творчества писателей «Голицыно» я видел этого необыкновенного, удивительно лучистого человека. Была середина весны 1977 года, а уже следующей весной, в конце мая, его не стало. И родился он в мае 1909 года.

В 2005 году в Москве вышла книга Юрия Домбровского «Гонцы», посвящённая людям, которых писатель хорошо знал и любил. Вторая же часть книги состоит из воспоминаний друзей писателя. Думаю, что будет уместным привести некоторые строчки из них.

«Он не был ни на кого похож, не укладывался ни в какой определенный тип… Высокий лоб, копна взлохмаченных чёрных волос, живые, умные и временами весёлые, обращённые прямо к тебе, глаза. В фигуре, в плечах, в походке проступала часто разбитость, печать пройденного пути. Страдание было и в лице. Но страдание сливалось с вдохновением.

Он умел чувствовать и предчувствовать, мгновенно проникать в тайники души, в смысл сцепления фактов и событий. Острая его мысль при этом целиком подчинялась чувству - что в нынешние времена редко встречается среди людей. Так было и в творчестве, и в жизни. Но не надо думать при этом, что он был простым, - он был очень сложным, его нельзя было “привести к одному знаменателю”. Он ненавидел эти знаменатели».

Анна Берзер

«Его творчество будет жить. Его книги войдут в мировую литературу сквозь парадные двери. Он обладал глубоким умом, юмором, заострённым, как толедский клинок, благородством и гордостью испанского гранда».

Арман Малумян

«Всегда он производил впечатление ярко-блестящее, праздничное, хотя многие периоды его жизни были совсем не праздничными, а материально он до конца жил весьма скромно. Знаниями он обладал энциклопедическими. Какая бы тема в области литературы, искусства, истории, философии не затрагивалась, Домбровский мог говорить по поводу её часами - с глубочайшим знанием предмета и всегда обнаруживал свою, остро оригинальную точку зрения на него».

Павел Косенко

«Свобода и личное достоинство, личное достоинство каждого из нас, которое очень легко уронить и при этом что-то мимолётное, эфемерное выиграть, не дать себе утратить самого себя за счёт каких-то внешних облегчений, выгод, приспособиться… - вот этого он не мог. И вот это - стержень, который держал его с поднятой головой всю жизнь».

Юрий Давыдов

«Ни в какой толпе для него не было чужих, были только незнакомые. Сам он мог выглядеть чужим лишь в какой-нибудь респектабельной обстановке, в среде с оттенком, пусть самым невинным, изысканности или кастовой особости; в такой компании его было представить так же трудно, как в президиуме и в галстуке.

Его фамильярная трезвость и простота взгляда на мир и историю наводили порой на мысль, что из него мог бы выйти незаурядный политик - если бы этому не мешали органическое благородство, прямота и отвращение ко всякой корысти, или крупный учёный - если бы он не был художником. Впрочем, последнее неточно: разум исследователя и художническая натура в нём как раз тесно и своенравно сочетались; хозяйский, несколько мужицкого покроя реализм отношения к миру иногда рождал мысли и ходы чуть ли не сюрреалистического толка, но обоснованные столь трезво и просто, словно так только и может быть, как он говорит».

Валентин Непомнящий

...Последний раз я видел Юрия Осиповича Домбровского в конце 1977 года. Мы пришли к нему в гости с одним московским писателем. А когда ушли от него, а побыли мы недолго, Александр, так звали писателя, сказал мне, что Юра написал книгу своей жизни. Речь шла о романе «Факультет ненужных вещей». С этим романом у меня связано одно воспоминание. Летом этого же года Домбровский получил письмо, в котором сообщалось, что его роман «Факультет…» выходит во Франции. Когда он прочёл об этом, то сразу же хотел броситься к телефону и звонить Генсеку Брежневу Л.И. Он быстро и возбуждённо ходил по комнате и говорил, что это провокация, что романа он не передавал за границу и т. д. Но вдруг остановился, высоко поднял голову и, зорко вглядываясь в одному ему ведомую даль, сказал: «Нет, не стану звонить. Пусть хоть там выйдет».

Слава богу, что он успел подержать в руках свою последнюю книгу, свою великую книгу.

главный редактор альманаха «Альбион»

Иллюстрации:

Фотографии Ю.О. Домбровского разных лет;

обложки некоторых книг писателя.

Рос в семье интеллигентов: отец - Иосиф Витальевич (Гдальевич) Домбровский (1873-1923), присяжный поверенный иудейского исповедания; мать - Лидия Алексеевна (урождённая Крайнева, 1883-1957), евангелически-лютеранского исповедания, учёный в области анатомии и цитологии растений, впоследствии кандидат биологических наук и доцент Московской сельскохозяйственной академии . У него была сестра Наталья (1918-1943).

Учился в бывшей хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке в Москве . В 1928 году Юрий Осипович поступил на Высшие литературные курсы («брюсовские») , но они были закрыты в 1929. В 1930 году поступил на Центральные курсы издательских корректоров ОГИЗ РСФСР , которые закончил в октябре 1931.

В 1933 году был арестован и выслан из Москвы в Алма-Ату . Работал археологом, искусствоведом, журналистом, занимался педагогической деятельностью. Второй арест - в 1936 году, был отпущен через несколько месяцев, успел до следующего ареста опубликовать первую часть романа «Державин». Печатался в «Казахстанской правде » и журнале «Литературный Казахстан ». Третий арест - в 1939 году: срок отбывал в колымских лагерях. В 1943 году был досрочно, по инвалидности, освобождён (вернулся в Алма-Ату). Работал в театре . Читал курс лекций по В. Шекспиру . Написал книги «Обезьяна приходит за своим черепом » и «Смуглая леди».

Четвёртый арест пришёлся на 1949 год. В ночь на 30 марта писателя арестовали по уголовному делу № 417. Ключевую роль сыграли показания Ирины Стрелковой , в то время корреспондентки «Пионерской правды » . Место заключения - Север и Озерлаг .

После освобождения (1955 год) жил в Алма-Ате, затем ему было разрешено прописаться в родной Москве. Занимался литературной работой. В 1964 году в журнале «Новый мир » опубликован роман «Хранитель древностей».

Вершина творчества писателя - роман «Факультет ненужных вещей », начатый им в 1964 году и законченный в 1975 году. Это книга о судьбе ценностей христианско-гуманистической цивилизации в мире антихристианском и антигуманистическом - и о людях, которые взяли на себя миссию верности этим идеалам и ценностям, «ненужным вещам» для сталинского строя. Главные антигерои в романе - работники «органов», чекисты - нержавеющие шестерёнки бесчеловечного режима. В СССР роман напечатан быть не мог, но в 1978 году он был опубликован на русском языке во Франции.

Творчество Домбровского традиционно высоко оценивается в критике. Его нередко считают одним из крупнейших русских прозаиков XX века. Критик Евгений Ермолин , например, пишет: «Перечитав „Факультет“, я бы сказал с полной мерой ответственности: это - последний по времени создания (1975 год) великий русский роман. Треть века без Юрия Домбровского, а главный его роман не просто, как принято говорить, сохраняет непреходящую значимость. Он как-то даже вырос в своей художественной цене» .

За год до смерти (в 1977 г.) написан последний рассказ «Ручка, ножка, огуречик », ставший пророческим . Опубликован в журнале «Новый мир» (№ 1, 1990).

Усилиями вдовы Домбровского, Клары Файзулаевны Турумовой-Домбровской (под своим именем фигурирует в романе «Хранитель древностей»), в 1990-е годы увидел свет шеститомник писателя.

Обстоятельства смерти

В марте 1978 года, вскоре после выхода на Западе романа «Факультет ненужных вещей», 68-летний Домбровский был жестоко избит группой неизвестных в фойе ресторана Центрального дома литераторов в Москве. Через два месяца после инцидента, 29 мая 1978 года скончался в больнице от сильного внутреннего кровотечения, вызванного варикозом вен органов пищеварения .

Ю. О. Домбровский - писатель советской эпохи, творчество которого полностью стало известно широкому кругу читателей только в последние годы ушедшего 20 века.

Родители

Родился Юрий Осипович 12.05.1909 года в Москве. Он вырос в хорошей интеллигентной семье. Его отец был еврей, исповедовал иудаизм, работал присяжным поверенным. Мать - русская лютеранка, ученый-биолог, изучавшая анатомию и цитологию растений, получившая степень кандидата биологических наук и должность доцента Московской сельскохозяйственной академии. У отца, кстати, была интересная родословная: его дед - купец первой гильдии, владел золотыми приисками и несколькими заводами в Забайкалье и Сибири. Рано вдовевшая мать будущего писателя через пять лет вторично вышла замуж.

Учеба

Получив достойное воспитание в семье, Юрий был зачислен в бывшую Хвостовскую гимназию, что находилась в Кривоарбатском переулке, и успешно ее закончил. Решив связать свою жизнь с литературой, Домбровский поступил на Высшие, так называемые, «брюсовские» литературные курсы, которые окончил в 1932 г.

Репрессии

В 30-ых годах в стране начался страшный период сталинских репрессий. В 1933 г. Юрий Домбровский был арестован в первый раз. Его по приговору выслали в Алма-Ату. Там он занимался археологией, искусствоведением, журналистикой и педагогической деятельностью. Второй раз его арестовали по месту ссылки, в Казахстане, в 1936 г., но спустя семь месяцев отпустили. За три года, проведенные на свободе, Домбровский успел опубликовать свой исторический роман «Державин» (1939). И в этом же году - третий арест и калымские лагеря. Ему «повезло»: он получил инвалидность и был досрочно (1943) освобожден.

Вернувшись в Алма-Ату, устроился на работу в театр, читал студентам лекции по Шекспиру, работал над своими романами: «Обезьяна приходит за своим черепом», «Смуглая леди». До следующего ареста он успел их закончить. В 1949 г. Домбровского арестовали в четвертый раз. Очередной срок он отбывал на Севере и Озерлаге до 1955 года.

После освобождения

Весь 1955 год Домбровский жил и работал в Алма-Ате, сотрудничал в газете «Казахстанская правда» и в журнале «Литературный Казахстан». Потом было получено разрешение на прописку в родном городе Москве. Там он продолжил свою литературную деятельность. Несколько лет он напряженно работал над романом «Хранитель древностей», который был опубликован на страницах журнала «Новый мир» в 1964 г. Это были годы «хрущевской оттепели», поэтому роман необоснованно репрессированного Домбровского и был издан, хотя и в журнальном варианте.

Критика отметила тогда, что главный герой романа - очевидец и участник подлинных страшных событий эпохи, что он удивляет читателя своей образованностью, редкой интеллигентностью и культурой. Но «Хранитель древностей» - это только предыстория, может быть, самой главной книги Домбровского - «Факультет ненужных вещей».

Главная книга

«Факультет ненужных вещей» называют вершиной творчества Юрия Домбровского. Неожиданное, емкое, афористичное заглавие книги объясняет заявление следовательницы о том, что законченный героем юридический факультет в период утвержденной социалистической целесообразности называется факультетом ненужных вещей. «Ненужными вещами» в этих условиях оказались человечность и закон. Герой романа Зыбин - человек уникальнейшей породы. Он не может участвовать во всеобщем поклонении, и потому у него почти нет шансов выжить. Но не умереть боится герой, а потерять душу и человеческое достоинство. Он твердит себе, что единственное спасение - несмотря на любые обстоятельства, шантаж, побои, издевательства, мучительные допросы, остаться человеком. Такая позиция придает силы для противостояния. Став сильнее своих мучителей, он сумел дать им отпор и победил. Он был один против всех работников «органов», чекистов, палачей - нержавеющей машины, обслуживающей бесчеловечный режим.

Этот роман во многом автобиографичен. Домбровский, будучи четырежды арестованным, прошел свой страшный путь, сохранив достоинство, и не запятнал себя ни предательством, ни унижением. Роман, конечно, не мог быть опубликован в СССР. На русском языке он впервые увидел свет в 1978 г. во Франции. И только много лет спустя его выпустили в нашей стране. А благодаря усилиям вдовы писателя, К. Ф. Турумовой - Домбровской, в 1990 -ых годах был издан шеститомник Юрия Домбровского.

Смерть

Весной 1978 г. группа неизвестных людей жестоко избила 69-летнего писателя на территории Центрального дома литераторов. Началось сильное внутреннее кровотечение. Полтора месяца Домбровский находился в больнице, но последствия избиения оказались необратимыми. Писатель умер 29 мая 1978 г. Могила его - на Кузьминском кладбище в Москве.