Ег по русскому языку. Новое задание в егэ по русскому языку. Разбалловка по заданиям

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ 2009/2010. 11 КЛАСС

Школьный этап Всероссийской олимпиады по истории

2010-2011 учебный год

11 класс

Задания и ключи

Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду в перечне деятелей, входивших в Избранную раду:

    Андрей Курбский.

    Алексей Адашев.

    Иван Висковатый.

    Иван Пересветов.

Ответ (максимально 1 балл): 4

Задание 2. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала крупнейших народных выступлений?

    1607 г., 1671 г., 1708 г., 1775 г.

    1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

    1606 г., 1670 г., 1707 г., 1773 г.

    1649 г., 1678 г., 1698 г., 1711 г.

Задание 3. По какому принципу образованы ряды (дайте краткий ответ)? Завершите ряд или заполните пробел в нём.

А) 1325 г., 1327 г., 1328 г., ________г.

Б) классицизм, сентиментализм, романтизм, __________________.

В) Екатерина I, Анна Ивановна, ____________________, Екатерина II.

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

А) Даты, связанные с деятельностью Ивана Калиты. 1325 г., 1327 г., 1328 г., 1340 г. -СМЕРТЬ ИВАНА КАЛИТЫ.

Б) Художественные направления в искусстве. Классицизм, сентиментализм, романтизм, РЕАЛИЗМ.

В) Российские императрицы XVIII века. Екатерина I, Анна Ивановна, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, Екатерина II.

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор)?

А) Мурома, вятичи, древляне, дреговичи, тиверцы.

__________________________________________________________________________________

Б) Духовенство, купечество, горожане, крестьяне.

__________________________________________________________________________________

В) Ф.Ф. Беллинсгаузен, В.И. Беринг, Н.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Г.М. Невельской.

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

А) Мурома (финно-угорское племя). Остальные - славянские племена.

Б) Крестьяне (непривилегированное сословие). Остальные - привилегированные и полупривилегированные сословия в России конца XVIII в.

В) В.И. Беринг (мореплаватель первой половины XVIII в.). Мореплаватели, принимавшие участие в экспедициях XIX в.

Задание 5. Какой из перечисленных рядов составлен только из художников-передвижни-ков?

    В.Г. Перов, В.А. Тропинин, И.И. Шишкин, П.А. Федотов.

    И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, Г.Г. Мясоедов.

    И.И. Шишкин, П.А. Федотов, В.Г. Перов, В.А. Тропинин.

    К.П. Брюллов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, В.И. Суриков.

Ответ (максимально 1 балл): 2

Задание 6. Заполните пропуск в ряду.

«Русская правда» П.И. Пестеля; «Конституция» Н. Муравьева; ___________________________ П.Я. Чаадаева; «Катехизис революционера» С.Г. Нечаева.

Ответ (максимально 1 балл):

«Философические письма»

Задание 7. Историк должен уметь грамотно писать исторические понятия и термины, географические названия. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.

    Б…г…дельня - _____________________________________________________________;

    Л…ств…чное право - _______________________________________________________;

    Ф…л…грань - _____________________________________________________________;

    Ф…льк…нет - _____________________________________________________________;

    Ш…ст…пер - ______________________________________________________________.

    Богадельня - благотворительный приют для престарелых и инвалидов.

    Лествичное право - от слова «лествица», т.е. лестница – обычай княжеского наследования.

    Филигрань - (от латинского нитка, зерно) один из видов ювелирной техники.

    Фальконет - артиллерийское орудие.

    Шестопер - одна из разновидностей булавы. Шесть пластин, выступающих из шаровидного набалдашника, дали название.

Задание 8. К какому периоду истории СССР относится приведенный документ, чем вызвано его принятие? Своё мнение кратко обоснуйте, ссылаясь на данный текст.

«…Установить, что рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий и учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2 месяцев до 4 месяцев.

Установить, что за прогул без уважительной причины рабочие и служащие… предаются суду и по приговору народного суда караются исправительно-трудовыми работами по месту работы на срок от 6 месяцев с удержанием из заработной платы до 25%…»

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 2 балла):

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года - «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий, учреждений». Его появление вызвано обострением международной обстановки.

Задание 9. О каких договорах XIX века говорится в документах?

А) Царь…, видя приближающуюся кончину дней его, знатные чины и сам народ … прибегли ныне к покрову нашему и, не пред­видя иного спасения от конечной гибели покорения врагам их, просили чрез присланных полномочных о принятии областей … царству подвластных в непосредственное подданство императорскому Всероссийскому престолу. Внимая прошению сему по сродному нам ко всем единоверцам нашим милосердию и по всегдашнему нашему о пользах … народа попечению, определили мы исполнить царя … и … народа желание, и для того повелели, сколько для удержания внутреннего в земле устройства, столько для ограждения оной от внешних нападений, ввести войска наши в области...

Б) Ст. 4. Постановлено, что река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до Моря будут составлять границу обеих империй, для коих устье сие будет общее.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ответы (максимально 2 балла):

А) Манифест «О присоединении Грузинского царства к России», 18 января 1801 г. Манифест 1801 г. окончательно подтверждал Георгиевский трактат о переходе Грузии под покровительство России, подписанный еще в 1783 г.

Б) Договор, подписанный в Бухаресте, завершил русско-турецкую войну 1806–1812 гг.

Задание 10. О каком князе говорится в документе?

«Когда … вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храб­рых, и легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив ее на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины».

  1. Владимир Мономах.

    Святослав.

    Ярослав Мудрый.

Ответ (максимально 1 балл): 3

Задание 11. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Записки из дневника командующего группой армий «Центр»

генерал-фельдмаршала фон Бока

«...Я направил главному командованию сухопутных войск нижеследующую телеграмму.

«На неоднократно посылавшиеся главному командованию сухо­путных войск запросы и донесения группы армий с указанием на угрожающее состояние войск был получен ответ: наступление сле­дует продолжать даже при наличии опасности, что войска полнос­тью сгорят. Однако ведущееся сейчас наступление с использованием всех тактических возможностей осуществляется в общем и целом фронтально. Для более крупных маневров с целью охвата против­ника, как уже докладывалось, сил нет, а теперь нет и возможности и большом объеме перебрасывать войска. Наступление приведет к дальнейшей кровавой борьбе за ограниченный выигрыш террито­рии, а также к разгрому частей противника, но оперативное воздей­ствие оно вряд ли окажет.

Представление, будто противник перед фронтом группы армии был "разгромлен", как показывают бои за последние 14 дней, - галлюцинация… ».

    Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке. ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

    Используя текст, укажите особенности этой битвы. _________________________________

_________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 2 балла):

1. Московская битва, 1941 г.; 2. Войска Красной Армии перешли в контрнаступление, и отбросили противника от столицы. Это было первое крупное поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

Задание 12. Определите, о деятельности каких приказов рассказывает подьячий одного из приказов Г. К. Котошихин, бежавший в Швецию?

А) « …а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подъячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств, и послов чюжеземских принимают и отпуск им бывает; такъже и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает ис того ж Приказу»;

Б) «А ведомо в том Приказе двор, где делают ружье, и казенная оружничья полата, и стволного и ложного и замочного и иного дела мастеры. <...> ...да ружье же, карабины, и пистоли... на царской обиход покупают в ыных государствах, где прилучитца...»;

В) «А ведомо в том Приказе всего Московского государства ямщики, и дается им царское жалованье по 20 рублев и болши человеку на год, а лошадей держат они для гонбы по 3 лошади у всякого человека указное... <...> А устроены ямские слободы дворов по 30 и по 40 и по 50 и по 80 и по 100, а слобода от слободы по 30 и по 40 и по 60 и по 90 и по 100 верст и болши»;

Г) «…а в нем сидит околничей, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомо в том Приказе всего Московского государства земля, и что кому дано поместья и вотчин, или кто у кого вотчину купит и кому вновь что дадут...».

А)________________________________________________________________________________

Б)________________________________________________________________________________

В)________________________________________________________________________________

Г)________________________________________________________________________________

Ответы (максимально 4 балла):

А) Посольский приказ.

Б) Оружейной Приказ.

В) Ямской Приказ.

Г) Поместной Приказ.

Задание 13. Перед вами текст новгородской берестяной грамоты, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного документа, обстоятельства его появления. Для этого:

1. Переведите данный документ на современный русский язык.

2.1. Чем расплачивались новгородцы за покупки? __________________________________

2.2. Бывали ли новгородцы в других городах? ______________________________________

__________________________________________________________________________________

2.3. Кем был Жизномир ? _________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2.4. Как называли людей, которых можно было продавать? __________________________

__________________________________________________________________________________

2.5. Что в Новгороде стоило дороже – раб или конь? _________________________________

__________________________________________________________________________________

«Грамота от Жизномира къ Микуле. Коупил еси робоу Плескове. А ныне мя въ томъ яла кънягыни. А ныне ся дружина по мя поручила. А ныне ка посъли к томоу моужеви грамотоу, е ли оу него роба. А се ти хочоу, коне коупив, княж моуж въсадивъ, та на съводы. А ты, атче еси не възялъ коунъ техъ, а не емли ничътоже оу него».

Ответ (максимально 5 баллов):

1. Жизномир сообщает Микуле (очевидно, слуге), что он купил рабу в Пскове, а теперь его привлекает к ответственности княгиня (считая рабу беглой или краденой и предъявляя на нее свои права). За Жизномира поручается дружина, и он приказывает Микуле послать грамоту к продавцу раба и узнать, есть ли у него другая раба (что бы отдать ее княгине взамен на то время, пока при помощи купленной рабы будет вестись расследование – свод с целью розыска того, кто похитил ее у княгини). Жизномир покупает коня (для княжа мужа, который будет вести расследование), и, поскольку расследование началось, предостерегает Микулу от получения денег от продавца, если тот будет предлагать, желая таким путем прекратить дело.

2. Попробуйте ответить на вопросы.

2.1. Новгородцы расплачивались за покупки (коунами) – деньгами

2.2. Новгородец Жизномир купил раба в (Плескове) – Пскове.

2.3. Жизномир был дружинником, так как (дружина по мя поручила) за него поручилась.

2.4 Людей, которых можно было продавать, называли ( робоу ) рабами.

2.5 В Новгороде раб стоил дороже коня, так как коня Жизномир покупает для расследования этого дела.

Задание 14. Перед вами отрывок из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К.Жукова, в котором говорится об одной из операций Великой Отечественной войны.

1. Заполните пропуски в текстах. Дайте название операции.

2. Запишите порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности.

Г.К. Жуков о ________________________________________

1. Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных ______________ должны были внезапно ______________ позиции противника и объекты атаки.

2. В воздух взвились тысячи _____________________. По этому сигналу _______________ 140 _______________, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов ________________ поле боя, _____________противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…

3.Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море ________ и _________. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные ________ зенитных ____________ не могли ее пробить.

4.Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько _____________ очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного _________ ________ противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

5. Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

И тотчас же от выстрелов многих тысяч ___________, _____________ и наших легендарных «_________» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов _____________, мин и авиационных ______. В воздухе нарастал несмолкаемый гул ____________.

6. Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением ______________.

_______-->_______-->_______-->_______-->_______-->_______

Ответ (максимально 6 баллов):

Г.К. Жуков о Берлинской операции.

1-6 Готовя операцию, все мы думали над тем, что еще предпринять, чтобы больше ошеломить и подавить противника. Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов.

2-1 Решено было обрушить наш удар за два часа до рассвета. Сто сорок зенитных прожекторов должны были внезапно осветить позиции противника и объекты атаки.

3-5 Я взглянул на часы: было ровно пять утра.

И тотчас же от выстрелов многих тысяч орудий, минометов и наших легендарных «катюш» ярко озарилась вся местность, а вслед за этим раздался потрясающей силы грохот выстрелов и разрывов снарядов, мин и авиационных бомб. В воздухе нарастал несмолкаемый гул бомбардировщиков.

4-4 Со стороны противника в первые секунды протрещало несколько пулеметных очередей, а затем все стихло. Казалось, на стороне врага не осталось живого существа. В течение 30-минутного мощного артиллерийского огня противник не сделал ни одного выстрела, что свидетельствовало о его полной подавленности и расстройстве системы обороны, было решено начать общую атаку.

5-2 В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы, и, пожалуй, за всю свою жизнь я не помню подобного ощущения…

6-3 Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Непроницаемая стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить.

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1971. C. 602, 612–613.

15. Система советских органов власти по Конституции РСФСР 1918 г. Найдите на схеме: а) ВЦИК, б) Всероссийский съезд Советов, в) избирателей, г) местные съезды Советов, д) Совет Народных Комиссаров,

Избрание, назначение.

Ответ (максимально 5 баллов): 1-в, 2-г, 3-б, 4-а, 5-д.

16. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр.

    Власть, судебная, носитель, верховная, исполнительная, и, законодательная

    Император, при, орган, законосовещательный

    Вопросы, самостоятельность, в, некоторые, самоуправление

1. ________________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________________

Ответ (максимально 3 балла):

    Император - носитель верховной законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Государственный совет - законосовещательный орган при императоре.

    Автономия - самостоятельность в некоторых вопросах, самоуправления.

Задание 17. Выберите правильный ответ.

А) О каком из перечисленных ниже русских историков это сказано?

Петра соратник, дипломат,

Любитель старины…

Одним из первых написал

Историю страны.

    С.Ф. Платонов.

    Н.М. Карамзин.

    В.О. Ключевский.

    С.М. Соловьёв.

    В.Н. Татищев.

Ответ (максимально 1 балл): 5

Б) Среди событий этой эпохи: освоение целины, начало мирного использования атома, первые полеты в космос. Назовите её.

____________________________________________________________________________

Ответ (максимально 1 балл): «Оттепель» или период правления Н.С. Хрущева

Задание 18. Краеведение. Выберите правильный ответ.

А) На территории Московской области полностью или частично находится:

    Приокско-террасный государственный биосферный заповедник.

    Национальный природный парк Мещера.

    Национальный парк Угра.

    Государственный комплекс Завидово.

Ответ (максимально 1 балл): 1.

Б) В Московской битве 1941-1942 гг. фашистам не удалось захватить:

Ответ (максимально 1 балл): 4.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-ЭССЕ

    «Добрыня крестил мечом, а Путята огнем». (Новгородцы о крещении Новгорода.)

    Сказал брат брату: «Это мое, и то мое ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. («Слово о полку Игореве».)

    «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!» (Дмитрий Донской на Куликовом поле.)

    «Судите праведно, наши виноваты не были бы». (Иван Грозный.)

    «Чтоб всякие дела своею рукою подписывали, ибо сим всякого дурость явлена будет». (Петр I.)

    «Не Пугачев важен; важно общее негодование». (Генерал-аншеф Александр Бибиков.)

    «Правление в России есть самовластие, ограниченное удавкой». (Александр Пушкин.)

    «Никакой другой воли не будет». (Александр II.)

    «Мы доведем войну, какая бы она ни была, до конца». (Николай II.)

    «…Судьба войны будет решаться не таким привходящим моментом, как момент внезапности, а постоянно действующими факторами…» (Приказ народного комиссара обороны 23 февраля 1042 г.)

    «Олигархи должны быть равноудалены от власти». (Владимир Путин.)

    «Если к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус». (Дмитрий Медведев».)

Сочинение-эссе оценивается на основе следующих критериев (максимально 40 баллов; каждая позиция - максимально 8 баллов):

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

    этап олимпиады по ... пор существовавших обществ была историей борьбы классов » 1 2 3 ...
  1. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии в 2011/2012 учебном году 1

    Методические рекомендации

    ... , №3, 2010 , С. 48-52. ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по географии...

  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009/2010 учебном году Москва 2009

    Методические рекомендации

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ Е.В.Колесова, Е.В.Титов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2009 /2010 учебном...

  3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам

    Методические рекомендации

    И муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности 2010 /2011 ... этапе олимпиады школьников по ОБЖ В 2009 г. (в старшей возрастной группе 10-11 классы ... военные реформы в истории российского государства, ...

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

9 КЛАСС

Максимальное количество баллов -100

Задание 1. По какому принципу образованы ряды (1 балл за каждый правильный ответ, всего 3 балла)

    Князь, посадник, тысяцкий, боярский совет, вече, владыка

    А.И. Желябов, Н.И. Рысаков, Т.М. Михайлов, Н.И. Кибальчич, С.Л. Перовская

___________________________________________________________________

    1774, 1791, 1812, 1829, 1833

____________________________________________________________________

Задание 2. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (2 балла за правильно выстроенную последовательность, любая ошибка – 0 баллов. Всего – 6 баллов).

    «Жалованная грамота городам»

    Указ о единонаследии

    «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства»

    «Табель о рангах»

    Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»

    Царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

    Образование партии социалистов-революционеров

    Подавление Московского декабрьского вооруженного восстания

    Роспуск II Государственной Думы

    Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

Задание 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, выделите ее. Ответ запишите в таблице. (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).

3.1 (3 балла)

Мирный договор

Достигнутая договоренность

1. Абосский

А. Россия получила устье Дуная, все Черноморское побережье Кавказа до Аджарии, крепости Ахалкалакии Ахалцих

Б. Присоединение к России Бессарабии, граница с Турцией по реке Прут

3. Кючук-Кайнарджийский

В. Признание вхождения в состав России Крыма и Кубани. Россия получила Причерноморские земли между Южным Бугом и Днестром

4. Адрианопольский

Г. Признание независимости Крымского ханства от Турции, Россия получает черноморские крепости Керчь, Еникале, Кинбурн, право свободной торговли в Турции.

Д. Россия получает юго-восточную часть Финляндии

3.2 (3 балла)

Политический деятель

Реформы, преобразования

1. М.М. Сперанский

А. Подготовка отмены крепостного права в конце 1850-х гг.

2. М.Т. Лорис-Меликов

Б. Основание военных поселений

3. Н.А. Милютин

В. Разработка проекта о созыве выборных от земств

4. А.А. Аракчеев

Г. Разработка реформы управления государственными крестьянами

Д. Проект созыва представительного органа – Государственной думы

3.3 (3 балла)

Определения

1.Тенденция

А. Распространение своего влияния на другие страны, расширение сферы господства

2.Узурпация

Б. Партия или общественная группа, выступающая против мнения большинства или господствующей точки зрения

3.Оппозиция

В. Платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя

4.Экспансия

Г. Стремление, склонность к чему-либо; направление, в котором совершается развитие какого-либо явления

Д. Захват власти незаконным, насильственным путем; присвоение власти

Задание 4. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (5 баллов).

А) Поляне, вятичи, мурома, кривичи

_____________________________________________________________________

Б) Челобитный, Посольский, Поместный, Крестьянский

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

В) М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Г) Верховный тайный совет, Конференция при высочайшем дворе, Государственный совет, Кабинет министров, Императорский совет

___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Д) «Уран», «Искра», «Тайфун», «Сатурн», «Кольцо»

____________________________________________________________________

Задание 5. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде таблицы (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

___(1)___ года в Петербурге была расстреляна демонстрация рабочих, которые шли к царю с петицией. Это событие, получившее название __(2)____, послужило толчком к началу __(3)_____. События развивались стремительно. Рабочих поддержали крестьяне. ______(4)_________ произошло восстание на броненосце ____________(5)_________ . В ходе стачек и демонстраций протеста в разных городах страны появились новые органы рабочего движения - ____(6)__________. В октябре ___________(7)_____ года в стране прошла ______(8)______, участниками которой стали около 2 млн. рабочих и служащих. В результате давления демократических и либеральных сил на власть царь пошел на уступки обществу и издал ________(9)_______. Император ___________(10)____ даровал российским подданным основные гражданские свободы - _________(11)______ и объявил о созыве ________(12)____ с ________(13)____ функциями. Председателем Совета министров был назначен прогрессивный _______(14)____ . В России начали активно создаваться политические партии. Монаршая воля означала изменение государственного устройства Российской империи от феодальной к ________(15)_____ .

вопроса

Вставка

Задание 6. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

    их фамилии

    сферу их деятельности

    примерное время их деятельности.

Ответ оформите в таблице.

(до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6).

Фамилия

Сфера деятельности

Время

Задание 7. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название,

    художника,

    время создания (с точностью до половины столетия).

Ответ оформите в таблице.

Название

Художник

Время

(1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

Задание 8. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите :

    его название,

    место расположения (город),

    архитектора,

    время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

Ответ оформите в таблице.

Название

Место расположения

Архитектор

Время

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

Задание 9. Выполните задания по карте (1 балл за каждый верный ответ, максимальный балл – 6)

Перед вами изображение карты «Русско-японская война». Рассмотрите её и выполните задания:

    Под цифрой 1 на карте указано место, где японский флот нанёс первый удар в ходе войны. Напишите название крепости и дату нападения на русскую эскадру.

    Под цифрой 2 на карте указано место, где произошло крупнейшее сухопутное сражение русско-японской войны, в ходе которого русские войска потерпели поражение. Напишите название населённого пункта, где произошло это сражение.

    Под цифрой 3 на карте обозначено место гибели Второй Тихоокеанской эскадры. Напишите название этого места.

    Напишите фамилию адмирала, который командовал Второй Тихоокеанской эскадрой.

    Укажите название мирного договора по итогам русско-японской войны.

    Укажите фамилию главы русской делегации на заключении мирного договора с Японией.

Задание 10. Прочитайте отрывок из документа. Ответы на вопросы внесите в таблицу (9 баллов).

Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран.

Эта конечная цель определяется характером современного буржуазного общества и ходом его развития.

Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.

В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, сохранились еще очень многочисленные остатки нашего старого докапиталистического порядка, который основывался на закрепощении трудящихся масс.

Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие. По самой природе своей оно враждебно всякому общественному движению и не может не быть злейшим противником всех освободительных стремлений пролетариата.

        Укажите название документа и датируйте его (3 балла)

        Охарактеризуйте основные идеи документа, на что он был нацелен? (3 балла)

        Объясните, к каким историческим событиям в России привело появление этого документа? (3 балла)

вопроса

Ответ

Задание 11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (Максимально 6 баллов)

Письмо атамана Ивана Грязнова помощнику воеводы Свербееву и жителям Челябинска.

Высокоблагородный и высокопочтенный господин коллежский ассесор и пример-майор Василей Иванович Свербеев. Я во удивление прихожу, что так напрасно закоснели сердца человеческие и не приходят в чуство, а паче не иное что, как делают раззорение православным християном и проливают кровь неповинно, а паче называют премилосердощедраго государя и отца отечества великаго императора Петра Федоровича бродягою донским казаком…. Поверь, любезной, ошиблись! Да и ошибаются многие, не зная, конечно, ни силы, ни писания. Естли б мы нашего премилосердаго отца отечества великаго государя были не самовидцы, то б и мы в сумнении были. Верь, душа моя, безсумнено, что верно и действительно наш государь-батюшка сам истенной а не самозванец. Пожалуй, зделай себя счасливым, прикажи чтобы без всякаго кровопролития зделать и крови напрасно не проливать. Если же после сего последняго до вас увещания в склонность не придете, то, обещаюсь богом, подвигну мои, вверенные от его императорскаго величества, войска и уже тогда никаковой пощады ждать вам надеяться не предвижу от мала и до велика

    С событиями какого периода российской истории связан данный текст. Укажите его хронологические рамки. (2 балла)

    Выберите из приведенного ниже списка имена людей, связанных событиями этого периода. (4 балла)

1. Екатерина Великая

2. В.Н. Татищев

3. Е. Пугачев

4. А.П. Веревкин

5. С. Юлаев

Задание 12. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка –25 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

    Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

    Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

    Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

    Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы эссе

1. Ольга…, одаренная свойствами души необыкновенными, овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами.

Н.М. Карамзин

2. Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей».

В.О. Ключевский

3. При трех первых государях новой династии в течение XVII века обозначались явно новые потребности государства и признаны были те же средства для их удовлетворения, которые были употреблены в XVIII веке, в так называемую эпоху преобразования.

С.М. Соловьев

4. Правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма.

А.А. Корнилов

5. На знаменах Белой Идеи было начертано: к Учредительному Собранию, то есть то же самое, что значилось и на знаменах Февральской революции

Командующий Донской армией генерал С.В. Денисов

ЕГЭ по русскому языку - один из двух обязательных экзаменов, чтобы получить аттестат нужна подготовка задолго до экзамена.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по русскому языку:

  • Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.
  • Изменён формат заданий 2, 9–12.
  • Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
  • Уточнён уровень сложности отдельных заданий.
  • Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Тренировочные задания необходимы для практики. Решай каждый день задания с ответами в режиме онлайн. Для этого собрано свыше 10 упражнений на каждую тему. поможет в изучении того, что достаточно для решения. Дан алгоритм выполнения задания - что нужно знать. Представлен видео урок с подробным разбором.
  • Сочинения. До апреля нужно написать по одному сочинению на каждую возможную тему (любовь, война, равнодушие, верность, отзывчивость, нравственные и философские понятия и так далее). Хотя бы по одному в неделю подбирать аргументы и составлять собственный банк аргументов.

Благодаря тренировкам ты сможешь:

  1. Восстановить в памяти материал, изученный в рамках школьной программы;
  2. Выявить и устранить пробелы в знаниях;
  3. Определить , какая задача для тебя простая, а какая – сложная, и уделить ему максимум внимания;
  4. Довести до автоматизма решение некоторых частей задания или целой задачи;

На что надо обратить внимание:

  1. На все задания отводится 3,5 часа (210 минут).
  2. На экзамен разрешено взять с собой только ручку.
  3. Заданий в этом году стало больше: вместо 26 стало 27.
  4. И структура заданий распределилась на 2 части:

Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом в виде цифры или слова (нескольких слов), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Основные темы заданий для тренировок:

  1. Речь. Текст
  2. Лексика и фразеология
  3. Речь. Нормы орфографии
  4. Речь. Нормы пунктуации
  5. Речь. Языковые нормы
  6. Речь. Выразительность русской речи
  7. Развитие речи. Сочинение

Часть 2 содержит одно задание – сочинение (объемом 200 слов) с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.


Баллы за задания ЕГЭ по русскому языку

  • 1 балл – за 1-7, 9-15, 17-25 задания
  • 2 балла – 16.
  • 4 балла – 26.
  • 5 баллов – 8.

В итоге можно получить максимум 58 первичных баллов . Для получения аттестата нужно набрать 24 балла, а для поступления в вуз – 36.

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям.

  • Демоверсия (демонстрационный вариант) ФИПИ ЕГЭ по русскому языку 2016 с ответами и комментариями

    Демоверсия ФИПИ 2016 года в интерактивном виде с ответами и комментариями

  • Задание 1. Информационная обработка письменных текстов

    Задание 1 проверяет умение работать с информацией, содержащейся в коротком тексте.
    Никаких знаний не требуется. Нужно лишь внимательно прочитать и осмыслить текст, а потом соотнести своё понимание с предложенными формулировками

  • Задание 2. Средства связи предложений в тексте

    В задании 2 нужно, поняв текст и нюансы смысла, восстановить недостающий смысловой компонент. Он выражен словом или сочетанием слов, предложенными для выбора

  • Задание 3. Лексическое значение слова

    Казалось бы, привычные слова: чашка, продукт, показать, число, подойти... Но все эти слова многозначны, и определить, в каком из значений, представленных в словаре, они используются в предложенных текстах, может быть отнюдь не просто

  • Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

    Задание 4 проверяет владение орфоэпическими (акцентологическими) нормами. Знай, в силу множества причин ошибки на ударение не редкость. Часто люди и не подозревают о том, что ставят ударение неправильно. Объём слов определён списком ФИПИ

  • Задание 5. Лексические нормы (употребление слова в соответствии с лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)

    Задание 5 посвящено употреблению слов-паронимов. Подготовиться поможет , в нём найдёшь толкование значений и примеры лексической сочетаемости слов

  • Задание 6. Морфологические нормы (образование форм слова)

    Задание 6 одно из самых сложных и объёмных заданий. Нужно знать типичные ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, наречий, глаголов и уметь замечать их в ряду предложенных для анализа примеров

  • Задание 7. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

    Задание 7 введено в 2015. В версии ЕГЭ 2016 года в него внесены изменения. Предлагаем вам уже обновлённые тренировочные варианты задания 7. Помните: оно может принести целых 5 баллов. Поэтому оно требует особого внимания при подготовке

  • Задание 8. Правописание корней

    Задание 8 — несложное задание, в котором требуется верно определить орфограмму «Проверяемая гласная в корне» и, подобрав проверочное слово, правильно записать выбранное слово в ответе

  • Задание 9. Правописание приставок

    Задание 9 объёмное, но нетрудное. Проверяется правописание приставок. Вспомним, как пишутся русские приставки

  • Задание 10. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме суффиксов с Н и НН)

    Задание 10 объёмное, но нетрудное. Проверяется правописание суффиксов. Вспомним, как пишутся русские суффиксы

  • Задание 11. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

    Задание 11 требует внимания. Если в тестах ты допустишь ошибки, познакомься с пошаговой тактикой. Для этого см. Справочник для подготовки к ЕГЭ

  • Задание 12. Правописание НЕ и НИ

    Задание 12 требует понимания темы, внимания и знания, в каких случаях НЕ или НИ становится приставкой

  • Задание 13. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

    Для выполнения задания 13 нужно вспомнить основные правила слитного, раздельного и дефисного написания слов и научиться различать омонимы

  • Задание 14. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

    Задание 14 охватывает целый ряд правил написания Н и НН. Это одно из самых ошибкоопасных заданий. Требует внимания и знаний

  • Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.

    За задание 15 можно получить 2 исходных балла. Для этого нужно верно расставить знаки препинания в пяти предложениях и выбрать из них два таких, в которых нужна лишь одна запятая

  • Задание 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями)

    Задание 16 — одно из сложных. Узнай, что такое обособление и какие виды обособлений встречаются в КИМах

  • Задание 17. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

    Задание 17 проверяет умение узнавать вводные слова и сочетания и не путь их с омонимичными членами предложения. Вспомним списки вводных слов. Узнаем, какие слова не бывают вводными

  • Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

    Задание 18 посвящено пунктуационному оформлению сложноподчинённых предложений. Рассмотрим разные случаи, встречающиеся в КИМах