Эстония деревни. Затерянные в Сибири: Эстония не помнит о своих переселенцах. Крупнейшее уничтожение эстонцев

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию. После того, как умерла мать, Льва и его сестёр с братьями воспитывал двоюродный брат отца. Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине дети были отданы на воспитание тёте. Но вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко второй тёте. Детство Толстого было трудным, но, однако, в своих произведениях он романтизировал этот период его жизни.

Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным.

В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства публициста.

Также Лев Николаевич участвовал в Крымской войне, и за этот период создал ряд произведений: «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и так далее.

«Анна Каренина» является наиболее знаменитым творением Толстого.

Лев Толстой уснул вечным сном в 1910 году, 20 ноября. Он был предан земле в Ясной Поляне, в том месте, где он вырос.

Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения».

Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник».

Сначала Лев учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат Толстого убедил его послужить в армии. Лев даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в «Севастопольских рассказах», в повестях «Отрочество» и «Юность».

Устав от войн, он объявил себя анархистом и уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, Лев Николаевич вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством.

Первым его большим произведением стал роман «Война и мир». Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее Толстой создал роман «Анна Каренина», который получил ещё больший успех публики.

Толстой хотел понять жизнь. Отчаявшись найти ответ в творчестве, он ушел в церковь, но и там разочаровался. Тогда он отрекся от церкви, стал думать над своей философской теорией – «непротивление злу». Он хотел отдать всё имущество бедным… За ним стала даже следить тайная полиция!

Отправившись в паломничество, Толстой заболел и умер – в 1910 году.

Биография Льва Толстого

В разных источниках, дата рождения Льва Николаевича Толстого, указывается по - разному. Самые распространенные версии – 28 августа 1829 года и 09 сентября 1828 года. Родился четвертым ребенком в дворянской семье, Россия, Тульская губерния, Ясная Поляна. В семье Толстых всего было 5 детей.

Его родословное древо берет начало с Рюриков, мать принадлежала к семье Волконских, а отец был графом. На 9 году жизни, Лев вместе с отцом отправились в Москву впервые. Юный писатель был на столько впечатлен, что эта поездка, дала начало таким произведениям как,Детство’’,Отрочество’’,Юность’’.

В 1830 году умерла мать Льва. Воспитание детей, после смерти матери взял на себя их дядя – двоюродный брат отца, после смерти которого, опекуном стала тетя. Когда умерла тетя - опекун, о детях начала заботиться вторая тетушка из Казани. 1873 года умер отец.

Первое образование Толстой получил дома, с учителями. В Казани, писатель жил около 6 лет, 2 года потратил на подготовку, чтоб поступить в императорский Казанский университет и его зачислили на факультет восточных языков. В 1844 году стал студентом университета.

Изучение языков для Льва Толстого не было интересным, после он попытался,связать’’ свою судьбу с юриспруденцией, но и здесь обучение не заладилось, поэтому в 1847 году бросил учебу, получил документы из учебного заведения. После неудачных попыток учиться, решил развивать фермерство. В связи с этим вернулся в родительский дом в Ясную Поляну.

В сельском хозяйстве себя не нашел, зато не плохо получалось вести личный дневник. Закончив работать в сфере фермерства, поехал в Москву, чтоб сосредоточиться на творчестве, но все задуманное пока не осуществлялось.

Совсем молодым, успел побывать на войне, вместе со своим родным братом Николаем. Ход военных событий, оказал влияние на его творчество, это заметно по некоторым произведениям, например, в повестях,Казаки’’,Хаджи – Мурат’’, в рассказах,Разжалованный’’,Рубка леса’’,Набег’’.

С 1855 года Лев Николаевич становился более искусным писателем. В то время, актуальным было право крепостных, о котором написал в своих рассказах Лев Толстой: ,Поликушка’’,Утро помещика’’ и другие.

1857-1860 года припали на путешествия. Под их впечатлением подготовил школьные учебники и стал обращать внимание на издание педагогического журнала. В 1862 году Лев Толстой взял в жены молодую Софью Берс – дочь врача. Семейная жизнь, сначала, пошла ему на пользу, тогда были написаны самые известные произведения,Война и мир’’,Анна Каренина’’.

Середина 80-х годов была плодотворной, были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,После бала’’,За что’’,Власть тьмы’’,Воскресенье’’ и т.д.

Роман,Воскресенье”, заслуживает особого внимания. Чтоб его написать Льву Николаевичу пришлось потрудиться на протяжении 10 лет. В итоге произведение раскритиковали. Местные власти, на столько боялись его пера, что устанавливали за ним слежку, смогли отстранить от церкви, но несмотря на это, простой люд поддерживал Льва как мог.

В начале 90-х годов Лев начал болеть. Осенью 1910 года в 82-летнем возрасте, остановилось сердце писателя. Это случилось в дороге: Лев Толстой ехал в поезде, ему стало плохо, пришлось остановиться на железно – дорожной станции Астапово. Приютил больного, у себя дома, начальник станции. Через 7 дней пребывания в гостях, писатель умер.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Демокрит

    Демокрит родился в городе Абдеры около 460 года до новой эры. Поэтому его довольно часто называют Демокритом Абдерским. Он считается создателем атомистического материализма, хотя, если смотреть детальнее

  • Радищев Александр Николаевич

    Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

  • Достоевский Федор Михайлович

    Родился Федор Михайлович Достоевский в 1821 году в Москве. В семействе врача клиники для бедных Михаила Андреевича

  • Краткая биография Николай 2 самое главное для детей (4 класс, Окружающий мир)

    Николай II являлся последним Российским императором. Был рожден 18 мая в 1868 году в Царском селе. Николай начал обучение с 8 лет. Помимо стандартных школьных предметов, он также обучался рисованию, музыке и фехтованию

Годы жизни: с 09.09.1828 по 20.11.1910

Великий русский писатель. Граф. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, авторитетное мнение которого спровоцировало возникновение нового религиозно-нравственного течения - толстовства.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября (28 августа) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери – Ясной Поляне. Лев был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1837 году семья переехала в Москву, поселившись на Плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставив дела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в Ясной Поляне под наблюдением Ергольской и тётки по отцу, графини А. М. Остен-Сакен, назначенной опекуном детей. Здесь Лев Николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня Остен-Сакен и дети переселились в Казань, к новой опекунше - сестре отца П. И. Юшковой.

Образование Толстого шло сначала под руководством грубоватого гувернера-француза Сен-Тома. С 15-ти лет Толстой стал студентом Казанского университета, одного из лидирующих университетов того времени.

Бросив университет, Толстой с весны 1847 года жил в Ясной Поляне. В 1851 году, осознав бесцельность своего существования и, глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы. Там он стал работать над своим первым романом «Детство. Отрочество. Юность». Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех.

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы".

Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии, осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну. В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично съездил за границу, чтобы познакомиться со школами Европы.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс. В течение первых 10-12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». Будучи широко известным, признанным и любимым писателем за эти произведения, сам Лев Толстой не придавал им основополагающего значения. Важнее для него была его философская система.

Лев Толстой явился родоначальником движения толстовства, одним из основополагающих тезисов которого является Евангельское «непротивление злу силою». Вокруг этой темы в русской эмигрантской среде в 1925 году разгорелись до сих пор не утихающие споры, в которых принимали участие многие русские философы того времени.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область). Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

Информация о произведениях:

В бывшей усадьбе «Ясная Поляна» сейчас находится музей, посвящённый жизни и творчеству Л. Н. Толстого. Кроме этого музея основную экспозицию о его жизни и творчестве можно наблюдать в Государственном музее Л. Н. Толстого, в бывшем доме Лопухиных-Станицкой (Москва, Пречистенка 11). Его филиалы также: на станции Лев Толстой (бывшая станция Астапово), мемориальный музей-усадьба Л. Н. Толстого «Хамовники» (улица Льва Толстого, 21), выставочный зал на Пятницкой.

Многие писатели и критики были удивлены тем, что первую Нобелевскую премию по литературе получил не Лев Толстой, ведь тогда он был уже знаменит не только в России, но и за рубежом. В свет вышло множество публикаций по всей Европе. Но что Толстой ответил следующим обращением: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не был мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения – распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».
Но на этом история Нобелевской премии в жизни писателя не закончилась. В 1905 году вышло в свет новое произведение Толстого «Великий грех». Эта, ныне почти забытая остро публицистическая книга рассказывала о тяжкой доле русского крестьянства. В Академии наук России возникла идея выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. Узнав об этом Лев Толстой направил письмо финскому писателю и переводчику Арвиду Ярнефельту. В нем Толстой просил своего знакомого через шведских коллег «постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии», ибо, «если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться». Ярнефельт выполнил это деликатное поручение, и премия была присуждена итальянскому поэту Джозуэ Кардуччи.

Лев Николаевич был, помимо прочего, музыкально одарен. Любил музыку, тонко ее чувствовал, сам музицировал. Так, в молодости он подобрал на фортепиано вальс, который позднее записал на слух Александр Гольденвейзер в один из вечеров в Ясной Поляне. Сейчас этот вальс фа-мажор часто исполняют на мероприятиях, связанных с Толстым, как в фортепианной версии, так и оркестровке для малого струнного состава.

Библиография

Рассказы:
Список рассказов -

Учебная литература и дидактические пособия:
Азбука (1872)
Новая Азбука (1875)
Арифметика (1875)
Первая русская книга для чтения (1875)
Вторая русская книга для чтения (1875)
Третья русская книга для чтения (1875)
Четвёртая русская книга для чтения (1875)

Пьесы:
Зараженное семейство (1864)
Нигилист (1866)
Власть тьмы (1886)
Драматическая обработка легенды об Аггее (1886)
Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил (1886)
(1890)
Петр Хлебник (1894)
Живой труп (1900)
И свет во тьме светит (1900)
От ней все качества (1910)

Религиозно-философские произведения:
, 1880-1881 гг.
, 1882 г.
Царство Божие внутри вас - трактат, 1890-1893 гг.

Экранизации произведений, театральные постановки

«Воскресение» (англ. Resurrection, 1909, Великобритания). 12-минутный немой кинофильм по одноимённому роману (экранизирован ещё при жизни писателя).
«Власть тьмы» (1909, Россия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1910, Германия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1911, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Морис Метр
«Живой труп» (1911, Россия). Немой кинофильм.
«Война и мир» (1913, Россия). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1914, Россия). Немой кинофильм. Реж. - В. Гардин
«Анна Каренина» (1915, США). Немой кинофильм.
«Власть тьмы» (1915, Россия). Немой кинофильм.
«Война и мир» (1915, Россия). Немой кинофильм. Реж. - Я. Протазанов, В. Гардин
«Наташа Ростова» (1915, Россия). Немой кинофильм. Продюсер - А.Ханжонков. В ролях - В. Полонский, И.Мозжухин
«Живой труп» (1916). Немой кинофильм.
«Анна Каренина» (1918, Венгрия). Немой кинофильм.
«Власть тьмы» (1918, Россия). Немой кинофильм.
«Живой труп» (1918). Немой кинофильм.
«Отец Сергий» (1918, РСФСР). Немой кинофильм фильм Якова Протазанова, в главной роли Иван Мозжухин
«Анна Каренина» (1919, Германия). Немой кинофильм.
«Поликушка» (1919, СССР). Немой кинофильм.
«Love» (1927, США. По роману «Анна Каренина»). Немой кинофильм. В роли Анны - Грета Гарбо
«Живой труп» (1929, СССР). В ролях - В. Пудовкин
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1935, США). Звуковой фильм. В роли Анны - Грета Гарбо
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1948, Великобритания). В роли Анны - Вивьен Ли
«Война и мир» (War & Peace, 1956, США, Италия). В роли Наташи Ростовой - Одри Хепбёрн
«Agi Murad il diavolo bianco» (1959, Италия, Югославия). В роли Хаджи Мурата - Стив Ривз
«Тоже люди» (1959, СССР, по фрагменту «Войны и мира»). Реж. Г. Данелия, в ролях - В. Санаев, Л. Дуров
«Воскресение» (1960, СССР). Реж. - М. Швейцер
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1961, США). В роли Вронского - Шон Коннери
«Казаки» (1961, СССР). Реж. - В. Пронин
«Анна Каренина» (1967, СССР). В роли Анны - Татьяна Самойлова
«Война и мир» (1968, СССР). Реж. - С. Бондарчук
«Живой труп» (1968, СССР). В гл. роли - А. Баталов
«Война и мир» (War & Peace, 1972, Великобритания). Сериал. В роли Пьера - Энтони Хопкинс
«Отец Сергий» (1978, СССР). Художественный фильм Игоря Таланкина, в главной роли Сергей Бондарчук
«Кавказская повесть» (1978, СССР, по повести «Казаки»). В гл. роли - В. Конкин
«Деньги» (1983, Франция-Швейцария, по рассказу «Фальшивый купон»). Реж. - Робер Брессон
«Два гусара» (1984, СССР). Реж. - Вячеслав Криштофович
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1985, США). В роли Анны - Жаклин Биссет
«Простая смерть» (1985, СССР, по повести «Смерть Ивана Ильича»). Реж. - А. Кайдановский
«Крейцерова соната» (1987, СССР). В ролях - Олег Янковский
«За что?» (Za co?, 1996, Польша / Россия). Реж. - Ежи Кавалерович
«Анна Каренина» (Anna Karenina, 1997, США). В роли Анны - Софи Марсо, Вронский - Шон Бин
«Анна Каренина» (2007, Россия). В роли Анны - Татьяна Друбич
Подробнее также см.: Список экранизаций «Анны Карениной» 1910-2007 гг.
«Война и мир» (2007, Германия, Россия, Польша, Франция, Италия). Сериал. В роли Андрея Болконского - Алессио Бони.


* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa
До встречи;)

Сегодня начинаем рассказ о наших приключениях в Эстонии - пожалуй, самой недооцененной стране Прибалтики. О пустынных городах, отношении эстонцев к религии и дорожных проблемах в самой северной стране Прибалтики читайте ниже.

1. Эстонские города выглядят как вымершие. Идёшь в середине дня по городку Выру и видишь людей раз в пять минут.

2. Похоже на постапокалипсис, только без разрушений, а наоборот - с благоустроенной городской средой. Смотрите, какой аккуратный домик и как ровно пострижен газончик.

Наша знакомая, которая переехала в Прибалтику, сначала недоумевала: как же так, где движуха, тут же с тоски вздёрнешься. Потом обзавелась друзьями, и жизнь стала насыщенной, несмотря на внешний покой. Но водоворот светских событий вас тут, конечно, не захлестнёт:)

4. Рабочие завтракают в остановке.

5. Гамаки и лежаки на пляже Выру.

6. На дороге тоже тишина и покой. Гладкий асфальт, спрофилированные повороты и редкие встречные машины убаюкивают. Приходится пить Redbull, чтобы не задремать. Ох уж эти европейские проблемы:)

7. Большинство жителей Эстонии - атеисты, из религий больше других распространено лютеранство. Кирхи стоят закрытые - службы проходят только по воскресениям.

Религия для государства не очень важна: на фоне ровных дорог, деревень с постриженной травкой и аккуратными домиками можно встретить заколоченные храмы. Почти вся страна восстановлена, но до них руки ещё не дошли.

А ещё в Эстонии есть целых два направления православной церкви: одно подчиняется московской епархии, другое - константинопольской. Первому виду православной церкви принадлежит, например, собор Александра-Невского в Таллине, второму - храмы на юго-востоке, где живут сету, небольшая угро-финская народность. Сету в России ещё называли Псковской чудью.

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/ , где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa , где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи;)

Дмитрий Михалев, Березовка (Томская область).

Пожилой жизнерадостный эстонец Эхарлес Абнер, родившийся и всю жизнь проживший в Сибири, с гордостью показывает сделанные своими руками строительные инструменты.

Абнер - один из жителей томской деревушки, куда в начале прошлого века на плотах по полноводной реке Чулым приплыли эстонцы, которые были вынуждены покинуть родину в поисках лучшей жизни. В те далекие годы новая родящая земля была для них спасением. Трудолюбие превратило не знавшую плуга сибирскую землю в пригодный для жилья плодородный край, в "Маленькую Эстонию".

"Моя мастерская. Вот, допустим, все пилы, рукоятки к ним делал сам. Специальные кусачки. Кладешь полотно, чик - и зуб пилы готов", - рассказывает Абнер. Его прадеды одними из первых пришли на эту землю. Они назвали эту деревушку Касакюла, однако позже стала назваться на русский лад - Березовка.

Эхарлес, родившийся в 1937 году, до сих пор держит несколько коров, коня, разводит пчел. С некоторым стеснением он признает, что пишет по-русски с большим количеством грамматических ошибок. "У нас же нет родов", - улыбается радушный хозяин дома, до 7 лет вообще с трудом понимавший русский язык.

"Наши прадеды, обосновавшиеся здесь, и деды не знали русского. До 30-х годов школа была чисто эстонской", - поясняет Эхарлес Эйнович.

Березовку, как и практически примыкающую к ней Лиллиенгофку (цветочный двор), основали в 1902 году коренные эстонцы. Безземелие на родине заставило их искать новые земли, где можно было бы свободно трудиться и жить. "Столыпинским поселенцам", как они сами себя называют, давали нетронутые земли, которой здесь было в прямом смысле немерено.

"Изначально это было поселение добровольно переселившихся эстонцев. Они сначала приезжали в Мариинск, им давали своеобразные подъемные - деньги, хозинвентарь. Потом они привозили сюда свои семьи. Поэтому до сих пор здесь такое гнездовое житье", - говорит завуч березовской школы Татьяна Рейндольф, связавшая с этим местом свою жизнь.

Русская женщина, приехавшая сюда в 1982 году и вышедшая замуж за эстонца, как никто другой понимает необычность небольшой деревни с таким вроде бы родным для русского уха названием.

"Эта школа только с 1937 года стала вести преподавание на русском. Но еще в начале 70-х годов ребята приходили в первый класс, их брала учительница-эстонка, за первый класс переучивала на русский язык, во втором классе отдавала другому учителю-русскоговорящему и опять набирала первый класс. Вот кому сейчас 43-45 лет - они еще через это прошли", - говорит она.

Не простая деревня

От русских деревень Березовку внешне, пожалуй, отличают лишь традиционные эстонские риги - огромные сараи возле домов. Да и внутренний мир приезжему откроется не сразу.

Татьяна Рейндольф на минуту задумывается, прежде чем ответить на вопрос об "эстонской" специфике деревни. Первым делом она вспоминает традиционные блюда.

"Блюда - однозначно. Я научилась делать их кровяную колбасу и смогу от начала до конца все это сделать. У них есть суп из свиных хвостиков - он варится и сейчас. Они по-другому готовят капусту с крупой, варят молочный суп с овощами, традиционные сыры. Но многообразия блюд нет", - отмечает учитель.

"Есть такой интересный ракурс. Всегда здесь, например, были некоторые сложности и особенности с организацией тимуровской работы. Брошенных стариков здесь никогда не было. Не было таких семей, чтобы совсем некому было бы о них позаботиться. Думаю, что такая сплоченность - черта эстонцев", - говорит она.

Завуч отмечает некоторую скрытность эстонцев по сравнению с русскими, но считает это скорее достоинством, чем недостатком.

"Один милиционер мне сказал: "Люблю ездить в Березовку. В другую деревню приедешь - все расскажут. Кто с кем пил, где ходил, чего брал. В Березовке - никто ничего не видел, ничего не знаю", - смеется Татьяна Александровна.

Эстонцы не общественники - собственники. "У них генетически сохраняется забота прежде всего о своем хуторе, но это не принцип "моя хата с краю". У него должно быть все благополучно в своем хуторе-государстве. Но жизнь изменяется и сейчас должно быть общественное сознание, что в них формируется сложно", - говорит она.

Хозяйственность в крови у Эхарлеса Абнера. Все в доме сделано его руками. Деревянные сани, бочки, двери. Здесь давно его земля. Он сибиряк, но сибиряк-эстонец. Гармонь в его руках выдает то русские, то эстонские песни.

"Заволокиных бы сюда пригласить. Вот в Первомайское приезжали, а я и не знал. Обязательно бы поехал", - говорит он. В это время жена предлагает гостям капусту сваренную на сале с перловкой - традиционно одно из любимых блюд.

Тяжелые времена

Эхарлес охотно рассказывает о своей семье эстонцев-хозяйственников. Революция, коллективизация и репрессии, смерть отца.

"В 1917 году, говорили, было страшное время. Ложишься спать, а наутро не знаешь, что будет. В 1929 году, когда началась коллективизация, дед со своей семьей поступил в колхоз. В 1933-м к чему-то докопались и раскулачили. Деда сослали на север, а семью выселили из дома. Когда я родился, у нас еще дома не было. Отца арестовали в ноябре 1937, а в декабре расстреляли", - рассказывает Эхарлес Эйнович.

Татьяна Рейндольф восхищается тягой к жизни и своеобразными чертами сибиряков-эстонцев. "Он из раскулаченных. Ну и что. Сломали все, что можно, все отобрали. И тем не менее, у него сейчас и легковая машина и грузовая машина и трактор колесный и рулонник для сена. В генах все осталось. Хотя и живет в своем микросоциуме с такой же, как у всех пенсией", - улыбается она, говоря о семье Абнеров.

Эту живучесть отмечает она у всей эстонской деревни, в которой сейчас живет уже меньше 600 человек.

"Сейчас в селе довольно сложная ситуация и производства фактически никакого нет. Есть школа, дом культуры, ФАП, три магазина. Все. Но люди все равно ищут, как жить. Кто-то заготавливает сено так, чтобы потом в течение всего года его продавать, кто-то собирает молоко, кто-то идет в таксисты, кто-то на вахту. Муж и еще несколько человек несколько лет назад объединились, оформили свой земельный пай и сеют, обрабатывают землю", - рассказывает учитель, не скрывая, что маргинализация населения все же происходит.

Кто-то уехал

Эстонцы очень дорожат землей. Многие из семей первых поселенцев уехали на родину, признают старожилы села. Другие же видят свою родину только здесь.

"Все-таки они очень дорожат этой землей и привязаны к ней. В принципе, у нас возможность отсюда уехать была. Но... остались", - говорит Татьяна Рейндольф.

Было несколько волн переселения обратно в Эстонию, например в начале 80-х. Но некоторые вернулись в глухое село. "Мы сибиряки, - говорят пожилые эстонцы, - здесь наша родина".

Сибирские эстонцы, уехавшие на национальную родину, ежегодно собираются в августе. Снимают встречи на видео, присылают его в Березовку. В самом селе празднуются и православные и католические праздники.

"Если все праздновать, каждый день гулять можно", - смеется сын Эхарлеса, Оскар Абнер.

Делегация из Эстонии во главе с атташе по культуре посольства Эстонии в России Андрой Вейдеманн, посетившая деревню в прошлом году, превратила знаменитый эстонский праздник Янову ночь в поистине международный, а Березовка стала настоящей российской Эстонией.

Известна ли вам история эстонских поселений в России?

Этот интересный, но малоизвестный неспециалистам сюжет раскрывается в книге
В.А. Маамяги - Эстонцы в СССР (1917-1940 гг.) , М., 1990
Эстонские поселения за пределами традиционной этнической территории эстонцев стали появляться начиная с середины 19 века, когда эстонские крестьяне были раскрепощены, но и при этом не получили гарантированные земельные наделы. В поисках свободных земель эстонцы не только отправлялись в соседние Петербургскую и Псковскую губернии, но и переезжали в Сибирь, на Кубань и на Кавказ.

Первые эстонские поселения в Сибири были основаны бывшими каторжниками и ссыльнопоселенцами. В 1803 г. за восстание против барона из Ямбургского уезда по приказу царя в Сибирь была выслана группа эстонских
крестьян, основавшая в Тюкалинском уезде Томской губернии деревню Рышково.
«Переселенцы были доброй нравственности, - отмечала через полвека «Неделя», -
трудолюбивы, скоро обзавелись хозяйством, и сибирская плодородная почва
наградила их за переселение». Деревня росла за счет новых пришельцев,
преимущественно ссыльных лютеран - эстонцев, латышей, финнов. К 1846 г в ней
было до 900 душ населения. В связи с недостатком земли и быстрым ростом населения
часть жителей Рышково (365 семей, в том числе 156 эстонских) в 1863 г. переводится в новую колонию на р.Омь, где основываются деревни Рига, Ревель,
Гельсингфорс, Нарва. В последующие годы население колонии увеличивалось,
образовывались новые деревни и отдельные хутора - Ново-Рига, Ново-Ревель, Орловка,
Ивановка, Ковалево. В Тюкалинском уезде в 1860 г. возникло поселение Вирукюла,
жителями которого стали ссыльные участники крестьянского восстания в Эстонии в
1858 г. (так называемой войны в Махтра) (Крестьянские волнения в Эстонии в 1885
г.: Документы и материалы. Таллинн, 1958)

Крупные поселения Верхний Суэтэк и Верхняя Буланка (последнее в народе называлось еще Свободным Сахалином), расположенные в Енисейской губернии у подножия Саянских гор, были основаны в 1860 и 1861 гг.
бывшими каторжниками эстонского происхождения.

Из сибирских губерний больше всего эстонцев обитало в Тобольской (2031 ч.) и Енисейской (1406), а на юге России - в Ставропольской губернии (1279 ч.), на Кубани (880 ч.), в Черноморской (790) и Кутаисской (621),
в Карсской обл. (455)

В 1922 г.в Нью-йорке строительные и фабричные рабочие и фермеры эстонского происхождения, проживавшие в США и Канаде, основали сельскохозяйственную коммуну «Койт» («Заря»). Инициатором ее создания являлась
редакция газеты «Уус ильм». Коммунары знали, что в Советской России, «где
только что закончились разорительная гражданская война и интервенция, их не
ждет ни богатство, ни роскошь, - писал 50 лет спустя член коммуны Алексей Раук.
- Они знали, что на первых порах им будет тяжело, что надо будет, как
говорится, начать жизнь сначала. Но у них было серьёзное желание жить и
работать в рабоче-крестьянском государстве, внести свой вклад в строительство
социалистического сельского хозяйства».

В мае 1923 года члены коммуны поселились в Донском округе Северо-Кавказского края. Первым предс-лем колммуны был Генри Кинн. В октябре 1924 г коммуна насчитывала уже 67 членов.

Все имущество в коммуне являлось общим, потребности ее членов обсуждались на совете, который решал вопрос о возможности их удовлетворения. Члены коммуны бесплатно питались в общей столовой. Обед состоял
обычно из двух-трех блюд, пища была питательной и обильной. Главным поваром в
коммуне долгое время был Александр Уусэлу, работавший до переезда в Советскую
Россию в одном из фешенебельных ресторанов Нью-Йорка. Для детей выделялись
лучшие продукты. Их кормили пять раз в день. Употребление водки запрещалось
даже по праздникам. Пиво разрешалось только на Новый год. Одежду для коммунаров
в большинстве случаев шили в самой коммуне.

Начиная с 1925 года, в коммуну «Койт» начали прибывать эстонские семьи со всего Советского союза. Из Западной Сибири и Ленинградской области в коммуну переехали 25 семей.

В Отрадном, бывшем имении Красильникова, которое находилось в Омской губернии, в марте 1920 г была создана коммуна «Элу» («Жизнь»).

В 1928 г в деревне Эстония (Восточная Сибирь) возникла коммуна «Юлгус» («Смелость»), в Крыму - коммуна «Выйтлус» («борьба»).

Колхоз «Эстония» Шипуновского района Алтайского края

Общесибирская конференция эстонских крестьян в Омске в октябре 1920г.

Село Эсто-Хагинск Ставропольской губернии

Поселение Эсто-Садок в Сочи

Эстонское село Зимитицы Ленинградской обл. (колхоз «Новый путь» Волосовского района Ленинградской обл.)