Фамилия энгельгардт. Энгельгардт Игорь Александрович

Энгельгардт, Егор Антонович, директор Царскосельского лицея, родился 12-го августа 1775 г. в Риге.
Отец его Антон Владимирович был женат на Христине ди Приадда (nobile di Venezia).
На пятом году жизни Энгельгардта семейство его переехало в Петербург, куда отец Энгельгардт был приглашен Сиверсом на должность директора генеральной экономии Лифляндии.
В 1780 г., по обычаю того времени, малолетний Энгельгардт был записан сержантом в списки .
Основание воспитанию Энгельгардта положила его умная и высоко образованная мать. Лет восьми Энгельгардт был отдан в славившийся в то время в Петербурге пансион девиц Бардевик, где обучались мальчики и девочки.
В числе учителей его были Шторх и Крафт (впоследствии академики), Буссе и другие, приобретшие известность в ученом мире.
Энгельгардт весьма рано выказал редкие способности к изучению языков, свои познания, приобретенные в пансионе. он дополнял потом частными на дому уроками латинского языка и математики, но всеми многосторонними сведениями своими, которые впоследствии доставили ему звание члена разных учебных обществ, он обязан самому себе.
По достижении 16 л. возраста Энгельгардт поступил на действительную службу сержантом в Преображенский .
В течение одного года он находился ординарцем при князе Потемкине и участвовал в устройстве известного праздника, данного князем императрице.
В 1793 г. Энгельгардт был послан курьером в .
Через два г. (1795) был переведен в Смоленский драгунский и в чине капитана прикомандирован к канцелярии князя Зубова.
Вскоре после того, в 1796 г., Энгельгардт был перемещен на гражданскую службу в коллегию Иностранных Дел, в канцелярию вице- князя Куракина, особое доверие, внимание и расположение которого он сумел быстро приобрести.
По удалении князя Куракина Энгельгардт в апреле 1799 г. был назначен секретарем Мальтийского ордена и вслед затем сделан и секретарем великого магистра этого ордена, причем государь лично исполнил над ним обряд сопричисления к ордену и собственноручно возложил на него командорские знаки орд. Св. Иоанна Иерусалимского.
Последняя должность сделала его известным наследнику, а случайный повод положил начало доброму расположению к нему .
Так как Павел Петрович присутствуя на заседаниях капитула, строго следил за исполнением всех орденских формальностей, то Энгельгардт, имея это в виду, тщательно занялся изучением всех деталей и, в свою очередь, преподал их наследнику. В одном из заседаний Павел Петрович был так поражен обширными познаниями наследника в деле, которым он в ту пору так страстно увлекался, что обняв его, сказал: "Вижу в тебе настоящего своего сына».
Этими отцовскими объятиями Александр был обязан Энгельгардту и никогда этого впоследствии не забывал.
Постоянно милостивый и благосклонный к Энгельгардту, государь неоднократно посещал его дом. Энгельгардт же, в свою очередь, любил его почти до обожания.
После коронации в 1801 г. Энгельгардт был назначен помощником статс-секретаря в Государственный Совет, откуда в 1811 г., по особой склонности к занятиям воспитательной частью, был переведен в Педагогический институт, причем ему сохранено было все содержание по званию помощника статс-секретаря, хотя дела Совета до него уже не касались, это продолжалось и во все время службы Энгельгардта при лицее.
Энгельгардт с молодых лет чувствовал влечение, и даже призвание к педагогическим занятиям. Тогда уже он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть воглаве воспитательного заведения.
Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить все, что до сих пор лишь изучал в теории.
Неизвестно по каким-то соображениям во время нашествия Наполеона гр. Разумовский приказал Энгельгардту отправиться с Педагогическим институтом и гимназиею в Петрозаводск.
Во время этой тяжелой поездки Энгельгардт имел возможность коротко познакомиться со студентами, из которых наиболее талантливых он определил впоследствии преподавателями в Царскосельский лицей и пансион.
Во время его управления институтом выпущено было около 100 студентов, из которых большая часть заявила себя впоследствии отличными преподавателями наук и словесности, a некоторые из них отличились на государственной службе как по юридической части, так и по другим служебным отраслям.
В 1816 г., вследствие усилившихся беспорядков в Царскосельском лицее, особенно же в пансионе при лицее, Энгельгардт был назначен на место директора Малиновского, кратковременное управление которого зачастую забывается лицеистами, привыкшими считать Энгельгардта первым и старейшим своим директором.
Собственно говоря, это имеет и свое основание, так как по ходу развития лицея время директорства Энгельгардт существенно отличается от остальных годов лицейского существования.
При нем постепенно слагается и наконец, довершается полный состав лицея и вместе с тем учреждение приобретает организацию, которую и усваивает себе на все остальное время. Кроме того, самое управление лицеем носило особый оригинальный характер, совершенно чуждый формализму и официальности. Благодаря тому, что он пользовался особым благорасположением государя, Энгельгардт зачастую обращался к нему лично по делам заведения и тут же получал Высочайшие повеления, которые и приводил в исполнение, давая лишь знать о том министру.
В назначении своем в лицей Энгельгардт видел осуществление своих юношеских мечтаний, здесь он считал себя более всего на месте.
И в самом деле, его правильное понимание целей воспитания, замечательный ум, обширное и многостороннее образование, совершенная преданность делу, которому он вполне сочувствовал, посвятив себя всего на служение ему — все как нельзя более благоприятствовало особенно в первое время и заведению и представителю его. Сверх того, опытность, которую Энгельгардт приобрел за четыре года при Педагогическом институте, помогла ему видеть дело в надлежащем свете, a мнения его получали авторитет.
Энгельгардт был не только деятельным добросовестным , но истинным отцом, другом своих воспитанников, которые, со своей стороны, награждали его чистейиией любовью и полной доверенностью.
Заняв место директора, Энгельгардт обратил внимание на большие беспорядки по хозяйственной части. Приписывая это главным образом недостатку сосредоточенности в управлении хозяйственной частью, Энгельгардт представил министру проект изменений некоторых положений лицея и пансиона: об уничтожении хозяйственного комитета пансиона, с упразднением должности смотрителя по хозяйственной части и заменою его экономом, и об учреждении должности инспектора в том и другом заведении, как помощника директора по части нравственной и хозяйственной.
Кроме того, усматривая за пансионом долг, он испросил у государя денежное пособие в 100,000 р.
Главная забота Энгельгардта, как директора, была направлена на нравственное образование и воспитание сердец молодых людей, вверенных его попечениям.
Он говорил, "что добродетель, кротость, нравственность составляют истинную цену человека и гражданина, и что без них и самое просвещение и ученость теряют цену свою; что главнейшая цель всякого воспитания есть нравственное образование воспитанников, а потому при каждой оценке оной должно поступать по совести с величайшей осторожностью и возможной справедливостью, следуя в том не только букве закона, но вникая в самый благодетельный смысл его, дабы вернее достигнуть предполагаемой высокой цели законодателя».
Преобладающим направлением в характере Энгельгардта было предпочтете сущности дела форме, от того и в быту воспитанников господствовала семейная непринужденность.
Посвятив себя всецело любимому делу воспитания, Энгельгардт и в свободное время не оставлял забот о вверенных ему молодых людях; он приглашал их к себе домой, твердо веруя, что домашнее обращение, разговор и привычка находиться в его семье прииесут огромную пользу его питомцам, оторванным от внешнего мира, особенно в каникулярное время (воспитанники первое время не пользовались отпусками).
С целью занять лицеистов в внеклассное время, Энгельгардт ввел у себя еженедельные вечерние собрания, где воспитанники по очереди читали свои сочинения, рассуждали и делали взаимные замечания.
По его инициативе устроилось общество под названием "Лицейские друзья полезного», участники которого занимались чтением своих сочинений в присутствии товарищей, профессоров и посторонних посетителей, а не только между собой.
По мнению Энгельгардта, это было полезно в том отношении, что могло приучить воспитанников 1) к общему порядку делопроизводства в присутственных местах и 2) к необходимой способности объясняться и выражать свои мысли без робости перед посторонней публикой.
Зимой Энгельгардт устраивал в лицее домашние спектакли, шарады и живые картины. Энгельгардт сам сочинял или переделывал пьесы для этих спектаклей и тщательно следил за репетициями.
Он был педагог, преподаватель, писатель, архитектор, садовник и даже был весьма искусен в футлярном мастерстве.
Он свободно изъяснялся и писал на шести языках.
Летом Энгельгардт занимался с воспитанниками садоводством и в каникулярное время предпринимал пешеходные прогулки по окрестностям Царского Села, продолжавшееся 2—3 дня.
Для развития нравственной стороны воспитанников евангелическо-лютеранского исповедания и для укоренения в них религиозности Энгельгардт устроил лютеранскую церковь в Царском Селе, пастор которой сделался в 1818 г. их законоучителем.
Личное расположение государя к Энгельгардту дало ему возможность исходатайствовать у государя весьма существенное преимущество для своих воспитанников при выходе из лицея: государь назначил сумму для ЭКИпирования молодых людей при вступлении их в свет и приказал определять воспитанников лицея на службу с назначением им особого жалованья, которым они пользовались до получения штатного места с высшим окладом.
Энгельгардт заботился не только о воспитанниках, но забота его распространялась и на гувернеров, так как, по мнению его, не существует более трудной и почтенной должности, как должность гувернера.
Исполняющей ее добросовестно должен посвятить ей все свое время, все свои силы, всю свою душу.
Нет жалованья, которое могло бы оплатить все то, что приносить в жертву настоящий гувернер. Держась подобных убеждений, Энгельгардт ходатайствовал перед министром, чтобы гувернеры, добросовестно выполняющие свои обязанности, были-бы награждаемы ежегодной прибавкой содержания в размере четвертного своего жалованья.
Вместе с тем, считая единство в началах за главное основание хорошего воспитания, Энгельгардт стремился ограничить число лиц, которым вверялся надзор за воспитанием. Вместо шести положенных по штату гувернеров он держал четырех.
Оценивая нравственное значение инспектора, Энгельгардт, по удалении инспектора Фролова, просил министра не торопиться с выбором нового инспектора и в течение шести лет до 1823 г. сам исполнял его обязанности.
Энгельгардт очень заботился об обогащении библиотеки и кабинетов лицея.
При нем число книг превышало 7.000 томов, и кабинет естественных наук имел свыше 2.000 томов.
Все проекты по делам лицея составляемы были лично Энгельгардтом; сверх того, им же самим велась и переписка по лицею, сколько ни будь выходящая из круга обычного течения дел.
В марте 1822 г. лицей и благородный пансион поступили под главное начальство вел. кн. Константина Павловича.
Вследствие сего, бывший в то время пажеского и кадетских корпусов Коновницын вступил в заведывание лицеем.
Взгляд военного начальства вовсе не согласовался с педагогическими приемами Энгельгардта.
Лицей, как высшее учебное заведение, основанное на чисто гражданских гуманных началах, не мог без значительного ущерба своих прав вступить в узкую колею военной дисциплины; а потому Энгельгардт, отстаивая права лицея, был поставлен в весьма неприятные отношения к военному начальству. В 1822 г. в день лицейского праздника, совпадавшим с днем рождения государя (12-го декабря 1822 г.), возникла целая переписка, с управлением главного директора пажеского и кадетского корпусов поставившая Энгельгардта в необходимость изъяснять и защищать свои права и вынудившая его просить увольнения от занимаемой им должности. Несмотря на это, милостивое благоволение государя к изясу нисколько не изменилось.
23-го октября 1823 г. Энгельгардт был уволен с пенсией в 3000 р., выше положенной по штату.
Управление Энгельгардтом лицеем, продолжавшееся 7 л. и 9 м., замечательно во многом для лицея; в это время и вполне сложился характер заведения: молодые люди первых выпусков лицея успели уже заявить себя и в обществе и на службе развитыми, прекрасно образованными, способными и полезными деятелями; среди воспитанников образовалось товарищество, члены которого на всю жизнь.
Не забывали друг друга, и для самого Энгельгардта деятельность его была приятнейшим явлением в его жизни общественной, навсегда оставившей живое и отрадное воспоминание.
Энгельгардт сумел внушать к себе такую любовь и уважение воспитанников, что имя его сделалось навсегда дорого лицею, и вокруг этого имени впоследствии сгруппировались все самые светлые воспоминания лицеистов. Хотя в действиях Энгельгардт и было некоторое суетное стремление к эффекту, хотя в нем и можно было указать на кое-какие промахи и увлечения, а иногда и ошибки в частных отношениях к тому или другому воспитаннику (например, к Пушкину, которого он не понимал и который ему не сочувствовал, хотя спасением своим от соловецкой ссылки Пушкин обязан деятельному заступничеству Энгельгардта перед государем), все же нельзя отказать Энгельгардту в верном понимании молодежи и умении вести ее.
Оставив директорство и посвятив себя всецело литературным занятиям, Энгельгардт не порывал своих сношений с лицеистами.
Заветный день 19-го октября ежегодно собирал около него кружок преданных ему воспитанников и старых сослуживцев. Ни почести, ни суета мирская, ни даже ссылка не могли прервать той сердечной связи, основанной на любви, уважении и полной преданности, которая соединяла старого директора с его прежними питомцами, с большинством, которых Энгельгардт сохранит, до конца жизни самые добрые отношения.
Когда Пущин и Кюхельбекер были сосланы в Сибирь, Энгельгардт все время поддерживал с ними переписку.
Прикосновенность к делу декабристов этих двух воспитанников вызвало в иностранной печати злостные клеветы на лицей, в защиту которого Энгельгардт написал ряд возражений и убедительных протестов, помещенных в некоторых иностранных и остзейских газетах.
Вскоре после своего увольнения совершил несколько путешествий по России, давших ему материал для изданных им: "Russische Miszellen zur genauen Kenntnis Russlands und seiner Bewohner» в 4 ч.
В Германии книга эта имела большой успех.
В 1834 г. Канкриным было предложено Энгельгардту принять должность директора редакции "Земледельческой Газеты».
Энгельгардт принял это предложение и издавал газету в течение 19 л. и, как видно, с действительной пользою, потому что в числе его корреспондентов было не мало крестьян, которые ему сообщали о результатах их практических опытов по сельскому хозяйству.
Для тридцатых годов факт этот весьма немаловажный.
В 1838 г. редакция газеты передана была из ведомства министерства Финансов в министерство Государственных Имуществ, a с 1852 г. была упразднена и должность директора её, причем Энгельгардту, в уважение к долговременной и полезной службе и во внимание к опытности, назначен был членом-корреспондентом ученого комитета министерства Государственных Имуществ.
Энгельгардт состоял членом многих обществ: поощрения лесного хозяйства, Вольно-экономического, Русского географического, Императорского человеколюбивого, Минералогического учреждения училищ для взаимного обучения (Беля и Ланкастера) и Курляндского общества литературы и искусств.
Кроме того, Энгельгардт был некоторое время старшиною реформатской церкви в С.-Петербурге в каковой должности много содействовал учреждению и самому устройству сиротского церковного дома и школы, имел тоже звание от церковного и учебного совета лютеранской церкви св. Петра.
Скончался Энгельгардт на 87 году жизни 15 января 1802 г. и похоронен на лютеранском кладбище.

Энгельгардт Вера Вадимовна

(1918,---1920 во время десанта на Кубани) Сестра милосердия. В Добровольчес-кой армии. Участница 1-го Кубанского () похода, затем в Сводно-гвардейском отряде. Участница Бредовского похода. 1920.07.20 эвакуиро-вана в Югославию. Возвратилась в Крым. Убита 1920.08. во время десанта на Кубани. [Волков С.В. Офицеры Росс.гв. М.,2002]

Энгельгардт Виктор Карлович

(Энгельгард) (1919,Пятигорск, Орджоникидзевский край--,1942) немец, рабочий, беспартийный, поддан.:СССР,Свердловск, Свердловская обл.,трудмобилизован: 1942.07.03, Свердловский ГВК, убыл: осужден [инф.: В.М.Кириллов (г.Н.Тагил)]

Энгельгардт Вилим

(1784) классн.чин.(1784) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 84-489]

Энгельгардт Вильгельм

(1794) классн.чин.(1794) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 94-392 95-403]

Энгельгардт Владимир

(--1805,†Москва,Донск.м-рь) мл.

Энгельгардт Владимир Александрович

(1894--1984,†Москва,Ново-Девич.м-рь,10-уч.) биохимик, акад. АН СССР (1953) и АМН СССР (1944) Герой Соц. Труда (1969). Один из основоположников мол. биологии в СССР. Заложил основы совр. биоэнергетики и механохимии, открыл процесс дыхат. фосфорилирования и (совм. с др.) ферментативную активность миозина. Тр. по строению, функции, синтезу нуклеиновых кислот, обратной транскрипции, а также философии естествознания. Гос. пр. СССР (1943, 1979).

(1909) в 1909 полковник инсп. классов. Кадетского.уч-ща в г.Полоцк [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Энгельгардт Владимир Михайлович

(1922.08.23,Сумск.обл.,Тростянецк.р-н,г.Тростянец--,1999) на 1999.06.07 житель: Украина Сумск.обл.,Тростянецк.р-н,г.Тростянец

Энгельгардт Всеволод Васильевич

(1934.02.25--,1999) житель г.Москва: ул.Люблинская 5 33

Энгельгардт Г. М.

бар. (1843--19) гофмейстер()

Энгельгардт Гастфер

(1765) классн.чин.(1765) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 65-123]

Энгельгардт Готгард Григорьевич

(1795) в 1795 мушкетерск.полку Голенищева-Кутузова (зачеркнуто, подписано: Алексеева) полк., командир. В службе с 1776, в чине с 1798.10.26. По приказу 1800.02.05 произведен в ген.-майоры и назначен шефом в Староингерманландский полковник Лл. 105об.-106.

Энгельгардт Готхард-Густав-Рудольф

(von Engelhardt) фон (Дерпт 1816.02.25--Рим 1851.01.07,†Рим,Тестаччо) нотариус Лифляндского рыцарства и Лифляндской Консистории вместе с М. фон Гринвальдом, О. П. фон Гринвальд, Ф. Вольпи и А. Х. Нихольмом. , Примечание: v. Koskull J. Eine baltische Nekropolis im Schatten der Cestius-Pyramide: Baltische Namen auf dem Protestantischen Friedhof in Rom//Baltische Hefte. Heft 1 Oktober, 1956) S. 58) [Тестаччо. М.,2000]

(--1834) ген.-майор, шеф Староингерманландского пехотного полка в 1808.05.20 нагр. орд. св.Георгия 3-степ. . (ген.-лейтенант)

Энгельгардт Григорий Григорьевич

бар. (1812) в 1812 ген.-майор, 1812 командовал 2-й бригадой 8-й пехотной дивизии.

Энгельгардт Густав-Фридрих

(1777) классн.чин.(1777) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 77-348 78-375 79422 8048482470]

Энгельгардт Евгений

(1846) выпускник в 1846 Михайловской артиллерийской Академии

Энгельгардт Евгений Рудольфович

бар. (1909) в 1909 подпоручик лейб-гв. Литовск.полка в Варшаве [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Энгельгардт Евгения Григорьевна

(ур.Брайкова) (1784.04.23--1831.08.17,†Усадьба Лытарево Роман. Борисогл.-у.) [Шереметевский В. Русск.провинц.некрополь. Т.1. М.,1914]

Энгельгардт Егор Антонович

(1775--1862,†СПб.,Смоленск.Лютеранск.кл-ще) Директор Царскосельского Лицея. Гранитная глыба. Первоначальный памятник не сохранился. Уч. 1.

Энгельгардт Екатерина Васильевна

(1778) классн.чин.(1778) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 78-13 79-11 80-11 81-9]

Энгельгардт И. Р.

бар. фон (1857--19) камергер()

Энгельгардт Иван

(1795) в 1795 при ген.-аншефе к.Н.В. Репнине на флигель-адъютантской вакансии. В службе с 1774. В чине секунд-майора (пехотных полков) с 1789.12.14. С. 332.

Энгельгардт Иван Богданович

(1775) классн.чин.(1775) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 75-262 79-359 80-366 81-283 84433 85-383 95-316 96-328]

Энгельгардт Иван Иванович

(1776) классн.чин.(1776) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 76-161 77-176 78-175 79-166]

Энгельгардт Иван Михайлович

(1789) классн.чин.(1789) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 89-208,351 94-253 95-261 96-270]

Энгельгардт Иван Юрьевич

(Энгилярт) (1706,1710) стольник в полку Смоленск.шляхты(1706,1710)

(1928.01.16--,1998) на 1998 житель: г.Москва Профсоюзная ул. д. 9 кв. 99

Энгельгардт Игорь Александрович

(1928.01.16--,1999) житель г.Москва: ул.Профсоюзная 9 99

Энгельгардт Илья Иванович

(1783) классн.чин.(1783) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 83-132 84-123 85-126]

Энгельгардт Иоган Антонович

(1777) классн.чин.(1777) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 77-344 78-372 79434 80-470]

Энгельгардт Иоган-Фридрих

(1787) классн.чин.(1787) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 87-360 89-340 90-375]

Энгельгардт Иорист

(1791) классн.чин.(1791) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 91-364 92-376]

Энгельгардт Карл-Густав

(1785) классн.чин.(1785) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 85-423 86-352 87-364,367 88-336,339 89-347,350 90-383,385 91-361 92-374]

Энгельгардт Лев Николаевич

(1788) в 1788 выпуск Шкловское благородное училище

Энгельгардт Лукерия Антоновна

(1922.05.26,Киев--,1999) на 1999.02.11 жительница: Украина Сумск.обл.,Тростянецк.р-н,г.Тростянец

Энгельгардт Людмила Теобальдовна

(1940--,2003) на 2003 жительница: г.Калуга

Энгельгардт М. Е.

бар. (18--19) обер-церемонимейстер()

Энгельгардт М. П.

(1918) в 1918 Лейтенант. В эмиграции в Германии, член Союза взаимопомощи служивших в российском флоте в Берлине. [Волков С.В. Офицеры флота... М.,2004]

Энгельгардт Максимилиан Р.

бар. (1918,--1950/59,в Германии) Полковник лейб-гв. Литовского полка. Летом 1919 комендант штаба отряда св.кн. Ливена, затем в Русской Западной армии. В эмиграции в Германии. Ум. в 1950-х там же. Женат. Брат Рудольф (служил в Русской Западной армии, ум. после 1945 в Восточной Гер-мании под чужой фамилией). [Волков С.В. Офицеры Росс.гв. М.,2002]

(Энгельгард) (1848--,1874) барон, лейтенант (1874)

Энгельгардт Максимилиан Рудольфович

бар. (1849.07.17--1929.06.17 в Риге) Морской корпус 1869 (офицером с 1870) Капитан 2-го ранга в отставке, камергер. В эмиграции в Латвии. Ум. 1929.06.17 в Риге [Волков С.В. Офицеры флота... М.,2004]

Энгельгардт Михаил

(1-й) (1848) выпускник в 1848 Михайловской артиллерийской Академии

Энгельгардт Михаил Андреевич

(1909) в 1909 подполковник осадн.артиллерии [Общ.сп.офиц. на 1909. См. раздел ]

Энгельгардт Надежда Васильевна

(1778) классн.чин.(1778) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 78-13 79-11]

Директор Царскосельского лицея; родился 12-го августа 1775 г. в Риге. Отец его, Антон Владимирович, был женат на Христине ди Приадда (nobile di Venezia). Ha пятом году жизни Э. семейство его переехало в Петербург, куда отец Э. был приглашен графом Сиверсом на должность директора генеральной экономии Лифляндии. В 1780 г., по обычаю того времени, малолетний Э. был записан сержантом в списки л.-гв. Преображенского полка. Основание воспитанию Э. положила его умная и высокообразованная мать. Лет восьми Э. был отдан в славившийся в то время в Петербурге пансион девиц Бардевик, где обучались мальчики и девочки. В числе учителей его были Шторх и Крафт (впоследствии академики), Буссе и другие, приобретшие известность в ученом мире. Э. весьма рано выказал редкие способности к изучению языков. Свои познания, приобретенные в пансионе, он дополнял потом частными на дому уроками латинского языка и математики; но всеми многосторонними сведениями своими, которые впоследствии доставили ему звание члена разных учебных обществ, он обязан самому себе. По достижении 16-летнего возраста Э. поступил на действительную службу сержантом в Преображенский полк. В течение одного года он находился ординарцем при князе Потемкине и участвовал в устройстве известного праздника, данного князем императрице. В 1793 г. Э. был послан курьером в Вену. Через два года (в 1795) был переведен в Смоленский драгунский полк и в чине капитана прикомандирован к канцелярии князя Зубова. Вскоре после того, в 1796 г., Э. был перемещен на гражданскую службу в коллегию Иностранных Дел, в канцелярию вице-канцлера князя Куракина, особое доверие, внимание и расположение которого он сумел быстро приобрести. По удалении князя Куракина Э. в апреле 1799 г. был назначен секретарем Мальтийского ордена и вслед за тем сделан и секретарем великого магистра этого ордена, причем государь лично исполнил над ним обряд сопричисления к ордену и собственноручно возложил на него командорские знаки ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Последняя должность сделала его известным наследнику, а случайный повод положил начало доброму расположению к нему Александра І. Так как Павел Петрович, присутствуя на заседаниях капитула, строго следил за исполнением всех орденских формальностей, то Э., имея это в виду, тщательно занялся изучением всех деталей и, в свою очередь, преподал их наследнику. В одном из заседаний Павел Петрович был так поражен обширными познаниями наследника в деле, которым он в ту пору так страстно увлекался, что, обняв его, сказал: "Вижу в тебе настоящего своего сына". Этими отцовскими объятиями Александр был обязан Э. и никогда этого впоследствии не забывал. Постоянно милостивый и благосклонный к Э., государь неоднократно посещал его дом. Э. же, в свою очередь, любил его почти до обожания. После коронации Александра І в 1801 г. Э. был назначен помощником статс-секретаря в Государственный Совет, откуда в 1811 г., по особой склонности к занятиям воспитательной частью, был переведен в Педагогический институт, причем ему сохранено было все содержание по званию помощника статс-секретаря, хотя дела Совета до него уже не касались; это продолжалось и во все время службы Э. при лицее. Э. с молодых лет чувствовал влечение и даже призвание к педагогическим занятиям. Тогда уже он читал предпочтительно сочинения, в которых развивались лучшие методы воспитания юношества и постоянно имел желание быть во главе воспитательного заведения. Желаниям его суждено было осуществиться, и он на практике мог изучить все, что до сих пор лишь изучал в теории. Не известно по каким соображениям во время нашествия Наполеона министр народного просвещения гр. Разумовский приказал Э. отправился с Педагогическим институтом и гимназией в Петрозаводск. Во время этой тяжелой поездки Э. имел возможность коротко познакомиться со студентами, из которых наиболее талантливых он определил впоследствии преподавателями в Царскосельский лицей и пансион. Во время его управления институтом выпущено было около 100 студентов, из которых большая часть заявила себя впоследствии отличными преподавателями наук и словесности, а некоторые из них отличились на государственной службе как по юридической части, так и по другим служебным отраслям.

В 1816 г., вследствие усилившихся беспорядков в Царскосельском лицее, особенно же в пансионе при лицее, Э. был назначен на место директора Малиновского, кратковременное управление которого зачастую забывается лицеистами, привыкшими считать Э. первым и старейшим своим директором. Собственно говоря, это имеет и свое основание, так как по ходу развития лицея время директорства Э. существенно отличается от остальных годов лицейского существования. При нем постепенно слагается и наконец довершается полный состав лицея и вместе с тем учреждение приобретает организацию, которую и усваивает себе на все остальное время. Кроме того, самое управление лицеем носило особый оригинальный характер, совершенно чуждый формализму и официальности. Благодаря тому что он пользовался особым благорасположением государя, Э. зачастую обращался к нему лично по делам заведения и тут же получал Высочайшие повеления, которые и приводил в исполнение, давая лишь знать о том министру. В назначении своем в лицей Э. видел осуществление своих юношеских мечтаний, здесь он считал себя более всего на месте. И в самом деле, его правильное понимание целей воспитания, замечательный ум, обширное и многостороннее образование, совершенная преданность делу, которому он вполне сочувствовал, посвятив себя всего на служение ему, - все как нельзя более благоприятствовало, особенно в первое время, и заведению, и представителю его. Сверх того, опытность, которую Э. приобрел за четыре года при Педагогическом институте, помогла ему видеть дело в надлежащем свете, а мнения его получали авторитет. Э. был не только деятельным добросовестным начальником, но истинным отцом, другом своих воспитанников, которые, со своей стороны, награждали его чистейшей любовью и полной доверенностью. Заняв место директора, Э. обратил внимание на большие беспорядки по хозяйственной части. Приписывая это главным образом недостатку сосредоточенности в управлении хозяйственной частью, Э. представил министру проект изменений некоторых положений лицея и пансиона: об уничтожении хозяйственного комитета пансиона, с упразднением должности смотрителя по хозяйственной части и заменой его экономом, и об учреждении должности инспектора в том и другом заведении как помощника директора по части нравственной и хозяйственной. Кроме того, усматривая за пансионом долг, он испросил у государя денежное пособие в 100000 руб.

Главная забота Э. как директора была направлена на нравственное образование и воспитание сердец молодых людей, вверенных его попечениям. Он говорил, "что добродетель, кротость, нравственность составляют истинную цену человека и гражданина, и что без них и самое просвещение и ученость теряют цену свою; что главнейшая цель всякого воспитания есть нравственное образование воспитанников, а потому при каждой оценке оной должно поступать по совести с величайшей осторожностью и возможной справедливостью, следуя в том не только букве закона, но вникая в самый благодетельный смысл его, дабы вернее достигнуть предполагаемой высокой цели законодателя". Преобладающим направлением в характере Э. было предпочтение сущности дела форме, оттого и в быту воспитанников господствовала семейная непринужденность. Посвятив себя всецело любимому делу воспитания, Э. и в свободное время не оставлял забот о вверенных ему молодых людях; он приглашал их к себе домой, твердо веруя, что домашнее обращение, разговор и привычка находиться в его семье принесут огромную пользу его питомцам, оторванным от внешнего мира, особенно в каникулярное время (воспитанники первое время не пользовались отпусками). С целью занять лицеистов во внеклассное время, Э. ввел у себя еженедельные вечерние собрания, где воспитанники по очереди читали свои сочинения, рассуждали и делали взаимные замечания. По его инициативе устроилось общество под названием "Лицейские друзья полезного", участники которого занимались чтением своих сочинений в присутствии товарищей, профессоров и посторонних посетителей, а не только между собой. По мнению Э., это было полезно в том отношении, что могло приучить воспитанников 1) к общему порядку делопроизводства в присутственных местах и 2) к необходимой способности объясняться и выражать свои мысли без робости перед посторонней публикой. Зимой Э. устраивал в лицее домашние спектакли, шарады и живые картины. Э. сам сочинял или переделывал пьесы для этих спектаклей и тщательно следил за репетициями. Он был педагог, преподаватель, писатель, архитектор, садовник и даже был весьма искусен в футлярном мастерстве. Он свободно изъяснялся и писал на шести языках. Летом Э. занимался с воспитанниками садоводством и в каникулярное время предпринимал пешеходные прогулки по окрестностям Царского Села, продолжавшиеся 2-3 дня. Для развития нравственной стороны воспитанников евангелическо-лютеранского исповедания и для укоренения в них религиозности Э. устроил лютеранскую церковь в Царском Селе, пастор которой сделался в 1818 г. их законоучителем. Личное расположение государя к Э. дало ему возможность исходатайствовать у государя весьма существенное преимущество для своих воспитанников при выходе из лицея: государь назначил сумму для экипирования молодых людей при вступлении их в свет и приказал определять воспитанников лицея на службу с назначением им особого жалованья, которым они пользовались до получения штатного места с высшим окладом. Э. заботился не только о воспитанниках, но забота его распространялась и на гувернеров, так как, по мнению его, не существует более трудной и почтенной должности, как должность гувернера. Исполняющий ее добросовестно должен посвятить ей все свое время, все свои силы, всю свою душу. Нет жалованья, которое могло бы оплатить все то, что приносит в жертву настоящий гувернер. Держась подобных убеждений, Э. ходатайствовал перед министром, чтобы гувернеры, добросовестно выполняющие свои обязанности, были бы награждаемы ежегодной прибавкой содержания в размере четвертного своего жалованья. Вместе с тем, считая единство в началах за главное основание хорошего воспитания, Э. стремился ограничить число лиц, которым вверялся надзор за воспитанием. Вместо шести положенных по штату гувернеров он держал четырех. Оценивая нравственное значение инспектора, Э., по удалении инспектора Фролова, просил министра не торопиться с выбором нового инспектора и в течение шести лет, до 1823 г., сам исполнял его обязанности. Э. очень заботился об обогащении библиотеки и кабинетов лицея. При нем число книг превышало 7000 томов и кабинет естественных наук имел свыше 2000 томов. Все проекты по делам лицея составляемы были лично Э.; сверх того, им же самим велась и переписка по лицею, сколько-нибудь выходящая из круга обычного течения дел. В марте 1822 г. лицей и благородный пансион поступили под главное начальство вел. кн. Константина Павловича. Вследствие сего бывший в то время начальник пажеского и кадетских корпусов генерал-адъютант граф Коновницын вступил в заведование лицеем. Взгляд военного начальства вовсе не согласовался с педагогическими приемами Э. Лицей, как высшее учебное заведение, основанное на чисто гражданских гуманных началах, не мог без значительного ущерба своих прав вступить в узкую колею военной дисциплины; а потому Э., отстаивая права лицея, был поставлен в весьма неприятные отношения к военному начальству. В 1822 г. в день лицейского праздника, совпадавшим с днем рождения государя (12-го декабря 1822 г.), возникла целая переписка с управлением главного директора пажеского и кадетского корпусов, поставившая Э. в необходимость изъяснять и защищать свои права и вынудившая его просить увольнения от занимаемой им должности. Несмотря на это, милостивое благоволение государя к Э. нисколько не изменилось. 23-го октября 1823 г. Э. был уволен с пенсией в 3000 руб., выше положенной по штату.

Управление Э. лицеем, продолжавшееся 7 лет и 9 месяцев, замечательно во многом для лицея; в это время и вполне сложился характер заведения: молодые люди первых выпусков лицея успели уже заявить себя и в обществе, и на службе развитыми, прекрасно образованными, способными и полезными деятелями; среди воспитанников образовалось товарищество, члены которого на всю жизнь не забывали друг друга, и для самого Э. деятельность его была приятнейшим явлением в его жизни общественной, навсегда оставившей живое и отрадное воспоминание. Э. сумел внушать к себе такую любовь и уважение воспитанников, что имя его сделалось навсегда дорого лицею, и вокруг этого имени впоследствии сгруппировались все самые светлые воспоминания лицеистов. Хотя в действиях Э. и было некоторое суетное стремление к эффекту, хотя в нем и можно было указать на кое-какие промахи и увлечения, а иногда и ошибки в частных отношениях к тому или другому воспитаннику (например, к Пушкину, которого он не понимал и который ему не сочувствовал, хотя спасением своим от соловецкой ссылки Пушкин обязан деятельному заступничеству Э. перед государем), все же нельзя отказать Э. в верном понимании молодежи и умении вести ее.

Оставив директорство и посвятив себя всецело литературным занятиям, Э. не порывал своих сношений с лицеистами. Заветный день 19-го октября ежегодно собирал около него кружок преданных ему воспитанников и старых сослуживцев. Ни почести, ни суета мирская, ни даже ссылка не могли прервать той сердечной связи, основанной на любви, уважении и полной преданности, которая соединяла старого директора с его прежними питомцами, с большинством которых Э. сохранил до конца жизни самые добрые отношения. Когда Пущин и Кюхельбекер были сосланы в Сибирь, Э. все время поддерживал с ними переписку. Прикосновенность к делу декабристов этих двух воспитанников вызвало в иностранной печати злостные клеветы на лицей, в защиту которого Э. написал ряд возражений и убедительных протестов, помещенных в некоторых иностранных и остзейских газетах. Вскоре после своего увольнения Э. совершил несколько путешествий по России, давших ему материал для изданных им: "Russische Miszellen zur genauen Kenntniss Russlands und seiner Bewohner" в 4 частях. В Германии книга эта имела большой успех.

В 1834 г. графом Канкриным было предложено Э. принять должность директора редакции "Земледельческой Газеты". Э. принял это предложение и издавал газету в течение 19 лет, и как видно, с действительной пользой, потому что в числе его корреспондентов было немало крестьян, которые ему сообщали о результатах их практических опытов по сельскому хозяйству. Для тридцатых годов факт этот весьма немаловажный. В 1838 г. редакция газеты передана была из ведомства министерства Финансов в министерство Государственных Имуществ, а с 1852 г. была упразднена и должность директора ее, причем Э., в уважение к долговременной и полезной службе и во внимание к опытности, назначен был членом-корреспондентом ученого комитета министерства Государственных Имуществ. Э. состоял членом многих обществ: поощрения лесного хозяйства, Вольно-экономического, Русского географического, Императорского человеколюбивого, Минералогического, учреждения училищ для взаимного обучения (Беля и Ланкастера) и Курляндского общества литературы и искусств. Кроме того, Э. был некоторое время старшиной реформатской церкви в С.-Петербурге, в каковой должности много содействовал учреждению и самому устройству сиротского церковного дома и школы, имел то же звание от церковного и учебного совета лютеранской церкви св. Петра. - Скончался Э. на 87-м году жизни 15 января 1862 г. и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

Селезнев, "Исторический очерк Императорского лицея, 1811-1861 гг.", СПб., 1861 г. - "Русский Архив", 1868 г., стр., 873, 874; 1872 г., № 7-8, стр. 1462-1491. - "Исторический Вестник", 1905 г., июль, стр. 79-93. - "Вестник Всемирной Истории", 1899 г., № 1, стр. 90-104. - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 80, СПб., 1904 г., стр. 795. - "Русская Старина", 1875 г., т. XIII, № 7, стр. 333-378.

И. Артамонова.

Энгельгардт, Егор Антонович

Егор Антонович Энгельгардт
Georg Rheingold von Engelhardt
Имя при рождении:

Георг Рейнгольд Густав фон Энгельгардт

Род деятельности:

писатель и педагог, директор Царскосельского лицея

Дата рождения:
Подданство:

Российская империя

Дата смерти:
Отец:

Антон Владимирович фон Энгельгардт

Мать:

Христина ди Приадда

Его́р Анто́нович Энгельга́рдт (при рождении Гео́рг Рейнго́льд Гу́став фон Энгельгардт , нем. Georg Rheingold Gustav von Engelhardt ; 12 августа , Рига - 15 января ) - русский писатель и педагог из рода Энгельгардтов .

Биография

Сын Антона-Иоанна Владимировича фон Энгельгардт и Христины-Беаты ди Приадда (ди Приауда), происходившей из семьи венецианских патрициев . В 1780 году был записан в лейб-гвардии Преображенский полк .

Воспитанием Энгельгардта занималась его умная и высокообразованная мать. Лет восьми был отдан в славившийся в то время в Петербурге пансион девиц Бардевик, где обучались мальчики и девочки. В числе учителей его были А. Шторх и Л. Крафт (академики), Буссе и другие, приобретшие известность в учёном мире. Энгельгардт весьма рано выказал редкие способности к изучению языков. Свои познания, приобретённые в пансионе, он дополнял потом частными на дому уроками латинского языка и математики; но всеми многосторонними сведениями своими, которые впоследствии доставили ему звание члена разных учебных обществ, он обязан самому себе.

По достижении 16-летнего возраста поступил на действительную службу сержантом в Преображенский полк. В течение одного года он находился ординарцем при князе Потёмкине и участвовал в устройстве известного праздника, данного князем императрице. В 1793 году Энгельгардт был послан курьером в Вену . Через два года был переведён в Смоленский драгунский полк и в чине капитана прикомандирован к канцелярии князя Зубова . Вскоре после того, в 1796 году , Энгельгардт перешёл в коллегию Иностранных дел, в канцелярию вице-канцлера князя Куракина , особое доверие, внимание и расположение которого он сумел быстро приобрести.

Скончался 15 января 1862 года и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище .

Писал по экономическим и сельскохозяйственным вопросам. Ряд его статей напечатан в издании А. К. Шторха «Russland unter Alexander I» (27 вып., Санкт-Петербург и Лейпциг , -). В -52 годах под его редакцией выходила газета «Russische Landwirtschaftliche Zeitung». Издал по рукописным дневникам Ф. П. Врангеля описание его путешествия по Сибири под заглавием: «Reise längs der Nordküste von Sibirien und auf dem Eismeer in den Jähren - » (Берлин , ).

Семья

Был женат на Марии Яковлевне (Августе Марии) Уайтекер (1778-1858), она родилась в Ревеле в семье англичанина Джеймса Уайтекера и баронессы Анны фон дер Пален . Имя Марии Яковлевны часто упоминается в письмах и воспоминаниях лицеистов, однокашников А. С. Пушкина . Умерла в Санкт-Петербурге и была похоронена на Смоленском лютеранском кладбище. В браке имела семерых детей:

  • Александр Егорович (1801-1844)
  • Максим Егорович (1803-1858)
  • Анна (Августа) Егоровна (1804-1831)
  • Елизавета Егоровна (1805-1873), была замужем за Р. Ф. Остен-Сакеном .
  • Наталья (Луиза) Егоровна (1806-1845), была замужем за А. Ф. Остен-Сакеном.
  • Владимир Егорович (1808-18..), автор воспоминаний об отце.
  • Ольга Егоровна (1812-18..).

Литература

// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 12 августа
  • Родившиеся в 1775 году
  • Родившиеся в Риге
  • Умершие 15 января
  • Умершие в 1862 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Энгельгардты
  • Царскосельский лицей
  • Похороненные на Смоленском лютеранском кладбище

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Энгельгардт, Егор Антонович" в других словарях:

    Директор Царскосельского лицея; родился 12 го августа 1775 г. в Риге. Отец его, Антон Владимирович, был женат на Христине ди Приадда (nobile di Venezia). Ha пятом году жизни Э. семейство его переехало в Петербург, куда отец Э. был приглашен… …

    - (Георг Рейнгольд; 1770 1862) писатель и педагог, уроженец города Риги. Сперва служил на военной службе, в 1796 г. перешел в коллегию иностранных дел. С учреждением государственного совета Э. был назначен помощником статс секретаря. В 1811 г. Э.… …

    Энгельгардт, Егор Антонович - (1775 1862) писатель и педагог. С 1796 служил в Коллегии иностранных дел. С учреждением Государственного совета Э. был назначен помощником статс секретаря. В 1811 стал директором Петербургского педагогического института. С 1816 по 1823… … Педагогический терминологический словарь

    Энгельгардт (Георг Рейнгольд, Егор Антонович) писатель и педагог (1775 1862), уроженец города Риги. Сперва служил на военной службе, в 1796 г. перешел в коллегию иностранных дел. С учреждением государственного совета Э. был назначен помощником… … Биографический словарь

    - (Георг Рейнгольд; 1770 1862) писатель и педагог, уроженец гор. Риги. Сперва служил на военной службе, в 1796 г. перешел в коллегию иностранных дел. С учреждением государственного совета Э. был назначен помощником статс секретаря. В 1811 г. Э.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (1770 1862) писатель и педагог, уроженец города Риги. Сперва служил на военной службе, в 1796 г. перешел в коллегию иностранных дел. С учреждением государственного совета Э. был назначен помощником статс секретаря. В 1811 г. Э. назначен… … Большая биографическая энциклопедия

    Персоналии: Энгельгардт, Александр Богданович (1795 1859) генерал лейтенант, главный начальник южных военных поселений. Энгельгардт, Александр Николаевич (1832 1893) русский публицист народник, агрохимик. Энгельгардт, Александр… … Википедия

    Фамилия немецкая, даже не русифицированная (прямой перевод – ‘сад ангелов’). Но весьма распространенная и достаточно прославленная в России, начиная с XVIII в. Например, свидетельство об окончании Царскосельского лицея А.С. Пушкину подписывал его … Русские фамилии

    У этого термина существуют и другие значения, см. Смоленское кладбище. Смоленское лютеранское кладбище Немецкое кладбище Эмблема … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «Э» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

В январе 1816 года Георг Рейнгольд (Егор Антонович) Энгельгардт был назначен директором Царскосельского лицея после длительного безвластия, связанного со смертью... первого директора Ф.М.Малиновского (1765-1814).

Свои педагогические принципы новый директор выразил следующим образом:
«Только путем сердечного участия в радостях и огорчениях питомца можно завоевать его любовь, хотя и бессознательную. Надо помнить, что доверие юношей завоевывается только поступками, ибо сердцу говорят не слова, а чувства, воплощенные в поступках».

Однако педагогические усилия Энгельгардта относительно Пушкина не принесли ожидаемых результатов. Поэт чуждался нового директора и до конца учебы таил к нему недобрые чувства, причину которых он не открыл даже ближайшим друзьям.

Георг Рейнгольд (Егор Антонович) Энгельгардт родился в 1775 году в городе Риге – центре немецкой культуры тогдашней Риги. Отец – Антон Владимирович Энгельгардт (1729 – 1808), действительный статский советник. Мать - Христина-Беата была итальянкой, происходившей из семьи венецианских патрициев ди Приадда (ди Приауда).
Воспитанием Энгельгардта занималась его умная и высокообразованная мать. Лет восьми был отдан в славившийся в то время в Петербурге пансион девиц Бардевик, где обучались мальчики и девочки.

По достижении 16-летнего возраста поступил на действительную службу сержантом в Преображенский полк. В течение одного года он находился ординарцем при князе Потёмкине.
В 1811 году, по особой склонности к занятиям воспитательной частью, был назначен директором Петербургского Педагогического института.

Был женат на Марии Яковлевне (Августе Марии) Уайтекер (1778-1858), она родилась в Ревеле в семье англичанина Джеймса Уайтекера и баронессы Анны фон дер Пален.
В браке имели семерых детей.
Имя Марии Яковлевны часто упоминается в письмах и воспоминаниях лицеистов, однокашников
А. С. Пушкина.
В жизни лицеистов в 1816 году произошла большая перемена.
Энгельгардт стал внедрять свои принципы педагогики. Он считал, что в закрытом учебном заведении, где собраны однополые воспитанники, без права отлучаться к родителям, необходимо создавать семейную атмосферу общения. Исходя из этого, он начал менять жизнь лицея. Директор появлялся в лицее в свободное от занятий время и устраивал по вечерам открытое чтение книг, лично участвуя в этом мероприятии в роли чтеца. Воспитанники стали встречаться у него дома в присутствии дамского общества из числа его домашних и родственников.

Новый директор Энгельгард разрешил им ходить в гости. Кончилась их замкнутость, и сразу у лицеистов завелось много знакомых. Веселый, общительный Пушкин стал бывать у Карамзиных, у гусарских офицеров.

Над подъездом дома Энгельгардта висела специальная эмблема с обозначением трех символов: мудрости- сова, силы- ветвь дуба, искусства - лира. Атмосферу этих лет Пушкин отразил в стихотворении "Именины" (1817):

Умножайте шум и радость;
Пойте песни в добрый час:
Дружба, грация и младость
Именинницы у нас.
Между тем дитя крылато,
Вас приветствуя, друзья,
Втайне думает: когда-то
Именинник буду я!

Вначале Пушкин бывал на вечерах у Энгельгарда, у которого лицеисты собирались каждую субботу. Но Пушкин недолго был его гостем. Гаевский, лично знавший первокурсников, рассказывает, что в семье Энгельгарда жила молодая вдова, Мария Смит: «Весьма миловидная, любезная, остроумная, она умела оживлять и соединять собиравшееся у Энгельгарда общество. Пушкин, который немедленно начал ухаживать за нею, посвятил ей довольно нескромное послание «К молодой вдове» ((«наслажденьем утомленный… когда вкушаю быстрый обморок любви…»). Но вдова, не успевшая забыть мужа и готовившаяся быть матерью, обиделась, показала стихотворение своего вздыхателя Энгельгарду, и это обстоятельство было главною причиною неприязненных отношений между ними, продолжавшихся до конца курса».
Вероятно, вдове были посвящены и другие стихи Пушкина, например.
«Письмо к Лиде»:

По скорой поступи моей,
По сладострастному молчанью,
По смелым, трепетным рукам,
По воспаленному дыханью
И жарким, ласковым устам,
Узнай любовника…
(1817)

В один из визитов к вдове Пушкин оставил золотые часы, подаренные ему вдовствующей императрицей Марией Феодоровной за стихи, которые Пушкин написал к торжествам по поводу бракосочетания ее дочери. Как эти часы оказались у Энгельгардта, неизвестно, но он догадался, что принадлежат они Пушкину, поскольку сам вручал ему этот подарок.

На следующий день Энгельгардт принес часы в лицей, чтоб возвратить их владельцу. Встретившись с Пушкиным, директор с иронической репликой протянул ему часы.
Пушкин вспыхнул, сообразив, в какую постыдную историю он влип, выхватил часы, бросил их на пол и раздавил каблуком.

Рецензии

Пушкин дружил с Иваном Малиновским, старшим сыном первого директора Царскосельского Лицея Василия Федоровича Малиновского (1765-1814). Энгельгардт был вторым директором, и был иным... Иван Малиновский был одним из лучших, любимых друзей Пушкина.