Федор берг. Берг аксель иванович

Художественный стиль включает в себя тексты, содержащие лексику различных регистров. В художественных текстах встречаются образные выражения и слова, слова с переносными значениями, высокая, нейтральная и просторечная лексика. Допустимы термины и речевые штампы, но в особом образном воплощении.

Рассмотрим первый пример художественного текста:

Местность показалась мне теперь ещё угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу всё ещё стояли холодные сумерки. Ленские струи, ещё не замёрзшие, но уже тяжёлые и тёмные, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвётся, стараясь пробиться на волю из мрачной щели… Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше. (По В.Короленко).

В данном тексте больше всего слов нейтральных (показалась, мне, ещё, угрюмый, окно, вверху, туман, рассеялся, вершина, гора, тёмный, фон, проноситься, горизонтальный, внизу, сумерки, струя, замерзший, тяжёлый, темный, сталкиваться, русло, тесный, воронки, омуты, казалось, стараться, холодный, предутренний, ветер, прогонять, остатки, ночной, туман, одежда). Очень много образных слов и выражений, в том числе слов с переносными значениями (вершины рисовались, угрюмая местность, клочья тумана, стояли холодные сумерки, Ленские струи, заворачиваться воронками и омутами, немое отчаяние, река кипит и рвётся, пробиться на волю, мрачная щель, холодный ветер трепал одежду и сердито мчался дальше). Незначительное число слов высокой лексики (местность, отчетливо). Просторечия отсутствуют. В целом, автор создаёт картину грозной и могучей реки, вырывающейся из тесного плена.

Следующий художественный текст принадлежит иному типу – он окрашен лёгким юмором:

В это благословенное время от двух до трёх часов пополудни, которое может назваться движущеюся столицею Невского проспекта, происходит главная выставка всех лучших произведений человека. Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой – греческий прекрасный нос, третий несёт превосходные бакенбарды, четвёртая – пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый – перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая – ножку в очаровательном башмачке, седьмой – галстук, возбуждающий удивление, осьмой – усы, повергающие в изумление. Но бьёт три часа, и выставка оканчивается, толпа редеет. (По Н. Гоголю).

В данном тексте большая часть лексики нейтральная (это, время, от двух до трёх часов, которое, может, проспект, происходит, главная, выставка, человек, один, показывать, лучший, другой, нос, третий, бакенбарды, четвёртая, пара, удивительный, шляпка, пятый, перстень, мизинец, шестая, седьмой, галстук, возбуждающий, удивление, усы, толпа, редеет), затем следуют образные выражения (движущеюся столицею, выставка лучших произведений человека, с лучшим бобром, греческий прекрасный нос, несёт превосходные бакенбарды, перстень с талисманом, щегольской мизинец, галстук, возбуждающий удивление, усы, повергающие в изумлений, выставка).

Есть в тексте слова высокого стиля (благословенный, превосходный, очаровательный, повергающий, изумление), просторечные (пополудни, хорошенький, глазки, ножка, башмачок), устаревшие (щегольской, сюртук, осьмой). Завершается парад слов фразеологизмом (бьёт три часа), как восклицательным знаком в конце текста.

Своеобразием отличаются стихотворные художественные тексты. Вот один из таких примеров

«Кувшинка»

Цвела кувшинка на Руси…

В пруду, где дремлют караси,

Купался ты. И вдруг она

Всплыла, как будто бы со дна.

И ты спросил её во тьме:

Цветок! В своём ли ты уме?

А если я тебя сорву?

Сорви! Не бойся. Оживу!

…Кувшинкам трудно – до вершин.

Кувшинкам хочется в кувшин,

Хотя бы очень небольшой,

Но с человеческой душой.

(Л.Мартынов.)

Почти всё стихотворение состоит из нейтральных слов (кувшинка, цвести, пруд, дремать, караси, купаться, ты, вдруг, она, дно, спросить, её, цветок, сорвать, если, не бойся, трудно, кувшин, хотеть, хотя бы, очень, небольшой), имеются единичные примеры образных выражений (кувшинкам хочется в кувшин, человеческая душа), просторечие (в своём ли ты уме), высокой лексики (Русь, всплыть, тьма, ожить, вершина, душа). Образность стихотворения скрывается во внутреннем смысловом содержании: олицетворение природы и одухотворение взаимодействия человека и природы.

Рекламный стиль представлен текстами, которые содержат в себе какие-то интертексты, образующие пресуппозицию рекламы. Текст современной рекламы, как правило, не расхваливает продаваемый товар, он пытается завлечь покупателя словесной виртуозностью. Предлагается купить товар не за его качество, а за привлекательное словесное свойство рекламодателя. Вот одна из старых реклам:

Лучших сосок не было и нет,

готов сосать их до старости лет. (Маяковский)

Конечно, никто из покупателей не собирается сосать соску до старости лет, но предложение необычно и заманчиво.

Купить нельзя копить.

Реклама двусмысленна: Купить – нельзя копить или Купить нельзя – копить. Явно внутри скрывается старый интертекст: Казнить нельзя помиловать. Воспринимающий неожиданно обнаруживает второй смысл, и за эту неожиданность он готов приобрести товар.

Банковские депозиты – самый простой инструмент для вложений денежных средств. Самый классический из всех предлагаемых банками продуктов – это вклад. Причём срочный, поскольку в противном случае, ставка по нему будет минимальной, и об увеличении доверенной банку суммы говорить нет смысла.


Короленко Владимир Галактионович

Последний луч

Владимир Галактионович Короленко

Последний луч

Нюйский станок расположен на небольшой полянке, на берегу Лены. Несколько убогих избушек задами прижимаются к отвесным скалам, как бы пятясь от сердитой реки. Лена в этом месте узка, необыкновенно быстра и очень угрюма. Подошвы гор противоположного берега стоят в воде, и здесь больше, чем где-либо, Лена заслуживает свое название "Проклятой щели". Действительно, это как будто гигантская трещина, по дну которой клубится темная река, обставленная угрюмыми скалами, обрывами, ущельями. В ней надолго останавливаются туманы, стоит холодная сырость и почти непрерывные сумерки. Население этого станка даже среди остальных приленских жителей поражает своею вялостью, худосочием и безнадежной апатией. Унылый гул лиственниц на горных хребтах составляет вечный аккомпанемент к этому печальному существованию...

Приехав на этот станок ночью, усталый и озябший, я проснулся утром, по-видимому, довольно рано.

Было тихо. В окна глядел не то тусклый рассвет, не то поздний вечер, что-то заполненное бесформенной и сумеречной мглой. Ветер дул в "щели", как в трубе, и гнал по ней ночные туманы. Взглянув из окна кверху, я мог видеть клочки ясного неба. Значит, на всем свете зарождалось уже яркое солнечное утро. А мимо станка все продолжала нестись, клубами, холодная мгла... Было сумрачно, тихо, серо и печально.

В избушке, где я ночевал, на столе горела еще простая керосиновая лампочка, примешивая к сумеркам комнаты свой убогий желтоватый свет. Комната была довольно чистая, деревянные перегородки, отделявшие спальню, были оклеены газетной бумагой. В переднем углу, около божницы, густо пестрели картинки из иллюстраций, - главным образом портреты генералов. Один из них был Муравьев-Амурский, большой и в регалиях, а рядом еще вчера я разглядел два небольших, скромных портрета декабристов.

Лежа на своей постели, я мог видеть из-за перегородки стол с лампой у противоположной стены. За столом сидел старик с довольно красивым, но бледным лицом. Борода у него была серая, с ровной густой сединой, высокий обнаженный лоб отливал желтизной воска, редкие на темени волосы - сзади были длинны и слегка волнисты. В общем фигура напоминала духовного, даже, пожалуй, одного из евангелистов, но цвет лица был неприятно бледный и нездоровый, глаза мне казались тусклыми. На шее виднелись, как опухоль, признаки зоба, - болезнь, очень распространенная на Лене, которую приписывают ленской воде.

Рядом с ним сидел мальчик лет около восьми. Мне была видна только его наклоненная голова, с тонкими, как лен, белокурыми волосами. Старик, щуря сквозь очки свои подслеповатые глаза, водил указкой по странице лежавшей на столе книги, а мальчик с напряженным вниманием читал по складам. Когда ему не удавалось, старик поправлял его с ласковым терпением.

Люди-он... ло... веди-есть, и краткое...

Мальчик остановился. Незнакомое слово, очевидно, не давалось... Старик сощурился и помог:

Соловей, - прочел он.

Соловей, - добросовестно повторил ученик и, подняв недоумевающие глаза на учителя, спросил: - Со-ло-вей... Что такое?

Птица, - сказал старик.

Птица... - И он продолжал чтение. - "Слово-иже, си, добро-ять-люди, дел... Соловей си-дел... на че... на че-ре... на че-ре-му-хе..."

Что такое? - опять вопросительно прозвучал, как будто деревянный, безучастный голос ребенка.

На черемухе. Черемуха, стало быть, дерево. Он и сидел.

Сидел... Зачем сидел?.. Большая птица?

Махонькая, поет хорошо.

Поет хорошо...

Мальчик перестал читать и задумался. В избушке стало совсем тихо. Стучал маятник, за окном плыли туманы... Клок неба вверху приводил на память яркий день где-то в других местах, где весной поют соловьи на черемухах... "Что это за жалкое детство! - думал я невольно под однотонные звуки этого детского голоска. - Без соловьев, без цветущей весны... Только вода да камень, заграждающий взгляду простор божьего мира. Из птиц - чуть ли не одна ворона, по склонам - скучная лиственница да изредка сосна..."

Мальчик прочел еще какую-то фразу все тем же тусклым, непонимающим голосом и вдруг остановился.

А что, дед, - спросил он, - нам не пора ли, гляди?.. - На этот раз в его голосе слышались уже живые, взволнованные ноты, и светлые глаза, освещенные огнем лампы, с видимым любопытством обратились на деда.

Тот посмотрел на часы, равнодушно тикавшие маятником, потом на окно с клубившеюся за стеклами мглою и ответил спокойно:

Рано еще. Только половина!..

Может, дедушка, часы-то испортились.

Ну, ну... темно еще... Да оно, глупый, нам же лучше. Вишь, ветер... Может, мороки-те прогонит, а то ничего и не увидишь, как третьеводни.

Лучше, - повторил мальчик своим прежним, покорным голосом, и чтение продолжалось.

Прошло минут двадцать. Старик взглянул на часы, потом в окно и задул лампочку. В комнате разлился голубоватый полусвет.

Одевайся, - сказал старик и прибавил: - Тихонько, чтоб Таня не услыхала.

Мальчик живо соскочил со стула.

А ее не возьмем? - спросил он шепотом.

Не... куда ей... И то кашляет... Пусть спит.

Мальчик принялся одеваться с осторожной торопливостью, и вскоре обе фигуры - деда и внука - промелькнули в сумерках комнаты. На мальчике было надето что-то вроде пальто городского покроя, на ногах большие валенки, шея закутана женским шарфом. Дед был в полушубке. Дверь скрипнула, и оба вышли наружу.

Я остался один. За перегородкой слышалось тихое дыхание спящей девочки и хриплое постукивание маятника. Движение за окном все усиливалось, туманы проносились все быстрее, разрывались чаще, и в промежутках все шире проглядывали суровые пятна темных скал и ущелий. Комната то светлела, то опять погружалась в сумрак.

Мой сон прошел. Молчаливая печаль этого места начинала захватывать меня, и я ждал почти с нетерпением, когда скрипнет дверь и старик с мальчиком вернутся. Но их все не было...

Тогда я решил посмотреть, что это их выманило из избы в туман и холод. Спал я одетый, поэтому мне не нужно было много времени, чтобы натянуть сапоги и пальто и выйти...

Оба - старик и мальчик - стояли на крыльце, заложив руки в рукава и как будто чего-то ожидая.

Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на посветлевшем небе. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. Ленские струи, еще не замерзшие, но уже тяжелые и темные, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели... Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше...

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


Клок неба вверху приводил на память яркий день где-то в других местах, где весной поют соловьи на черемухах... "Что это за жалкое детство! - думал я невольно под однотонные звуки этого детского голоска. - Без соловьев, без цветущей весны... Только вода да камень, заграждающий взгляду простор божьего мира. Из птиц - чуть ли не одна ворона, по склонам - скучная лиственница да изредка сосна..."

Мальчик прочел еще какую-то фразу все тем же тусклым, непонимающим голосом и вдруг остановился.

А что, дед, - спросил он, - нам не пора ли, гляди?.. - На этот раз в его голосе слышались уже живые, взволнованные ноты, и светлые глаза, освещенные огнем лампы, с видимым любопытством обратились на деда.

Тот посмотрел на часы, равнодушно тикавшие маятником, потом на окно с клубившеюся за стеклами мглою и ответил спокойно:

Рано еще. Только половина!..

Может, дедушка, часы-то испортились.

Ну, ну... темно еще... Да оно, глупый, нам же лучше. Вишь, ветер... Может, мороки-те прогонит, а то ничего и не увидишь, как третьеводни.

Лучше, - повторил мальчик своим прежним, покорным голосом, и чтение продолжалось.

Прошло минут двадцать. Старик взглянул на часы, потом в окно и задул лампочку. В комнате разлился голубоватый полусвет.

Одевайся, - сказал старик и прибавил: - Тихонько, чтоб Таня не услыхала.

Мальчик живо соскочил со стула.

А ее не возьмем? - спросил он шепотом.

Не... куда ей... И то кашляет... Пусть спит.

Мальчик принялся одеваться с осторожной торопливостью, и вскоре обе фигуры - деда и внука - промелькнули в сумерках комнаты. На мальчике было надето что-то вроде пальто городского покроя, на ногах большие валенки, шея закутана женским шарфом. Дед был в полушубке. Дверь скрипнула, и оба вышли наружу.

Я остался один. За перегородкой слышалось тихое дыхание спящей девочки и хриплое постукивание маятника. Движение за окном все усиливалось, туманы проносились все быстрее, разрывались чаще, и в промежутках все шире проглядывали суровые пятна темных скал и ущелий. Комната то светлела, то опять погружалась в сумрак.

Мой сон прошел. Молчаливая печаль этого места начинала захватывать меня, и я ждал почти с нетерпением, когда скрипнет дверь и старик с мальчиком вернутся. Но их все не было...

Тогда я решил посмотреть, что это их выманило из избы в туман и холод. Спал я одетый, поэтому мне не нужно было много времени, чтобы натянуть сапоги и пальто и выйти...

Оба - старик и мальчик - стояли на крыльце, заложив руки в рукава и как будто чего-то ожидая.

Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на посветлевшем небе. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. Ленские струи, еще не замерзшие, но уже тяжелые и темные, сталкивались в тесном русле, заворачивались воронками и омутами. Казалось, река в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели... Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше...

Дома станка, неопределенными кучками раскиданные по каменной площадке, начинали просыпаться. Кое-где тянулся дымок, кое-где мерцали окна; высокий худой ямщик в рваном полушубке, зевая, провел в поводу пару лошадей к водопою и скоро стушевался в тени берегового спуска. Все было буднично и уныло.

Что это вы ждете? - спросил я у старика.

Да вот, внучку охота солнушко посмотреть, - ответил он и спросил в свою очередь: - Вы чьи? Российские?

Чернышовых там не знавали?

Каких Чернышовых? Нет, не знавал.

Где, поди, знать. Россия велика... Сказывают, генерал был...

Анна Архипова
Урок-практикум по русскому языку в 10 классе

Тема :

Комплексный анализ текста и повторение орфографических и пунктуационных правил

Цель урока :

Стили речи и типы речи;

Тема идея текста;

Орфографические и пунктуационные правила;

Лексика;

Словообразование;

Морфемика;

Морфология;

Комплексно работать с текстом;

Определять виды и типы орфограмм;

Находить в тексте заданные слова;

Тексты подобраны в соответствии с требованиями программы по русскому языку и Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Работа проводится самостоятельно в тетрадях.

ТЕКСТЫ ДЛЯ УРОКА – ПРАКТИКУМА В 10 КЛАССЕ

ТЕКСТ № 1

1. Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок подёрнувшей воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли.

2. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой березы, и на обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная облетавшаяся пчела. 3. Залились невидимые жаворонки над бархатом зеленей и обледеневшим жнивьём, заплакали чибисы над налившимися бурою не убравшуюся водой низами и болотами, и высоко пролетали с гоготаньем журавли и гуси.

4. Пришла настоящая весна.

(По Л. Толстому)

Задания :

3. Какой тип речи в этом тексте?

4. Подберите к слову «тонкий» синонимы и антонимы. Составьте словосочетания с ними.

5. Выпишите из текста причастия, определите их функции в предложении.

6. Найдите в тексте причастия с НЕ-. Объясните их правописание.

7. Из предложения № 3 выпишите слово, соответствующее данной схеме

8. Объясните значение слова «зеленей» .

9. Составьте схему первого предложения.

10. Какие орфографические и пунктуационные правила можно

проиллюстрировать примерами из текста (не забудьте привести примеры)

1. Что за жизнь-раздолице на тихом Дону! 2. Что за волюшка-свободушка в казацких юртах, на станичных лугах, на донских степях! 3. Разливался – расплескался Дон Иванович со полуночной страны к полуденной,заливал он, затоплял он, Дон Иванович, круты красны берега и зелёные луга, поразмыл он, поразмывал он рудо-жёлтые пески. 4. День иночь идёт Дон Иванович- не умается, со станицами видается, со станицами прощается : что привет тебе, станица Казанская, что поклон тебе, станица Хоперская, от Хоперской поклон Усть-Медведицкой, от Медведицкой привет станице Качалинской.

(По Л. Д. Мордовцеву)

Задания :

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль речи. Докажите своё мнение.

4. Объясните роль восклицательных предложений.

5. Выпишите ключевые слова из текста.

6. Из предложения №3 выпишите слова, соответствующие модели

7. Какой смысл вложен писателем в сочетание слов «Дон Иванович»

8. Объясните правописание слова «рудо- жёлтые пески» .

9. Дайте характеристику 4-му предложению.

10. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

1. Местность показалась мне теперь еще угрюмее, чем из окна.

2. Вверху туман рассеялся, и вершины гор рисовались отчетливо и сурово на просветлевшем небе. 3. На темном фоне гор проносились только отдельные горизонтальные клочья тумана, но внизу все еще стояли холодные сумерки. 4. Казалось, река ив в немом отчаянии кипит и рвется, стараясь пробиться на волю из мрачной щели. 5. Холодный предутренний ветер, прогонявший остатки ночного тумана, трепал нашу одежду и сердито мчался дальше…

(По В. Короленко)

Задания :

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль данного текста. Докажите своё мнение.

3. К какому типу речи принадлежит текст?

4. Сформулируйте идею данного текста.

5. Определите время глаголов и их роль в тексте.

6. Начертите схему 3-его предложения.

7. Подберите синонимы и антонимы к слову «холодные» .

8. Объясните все случаи постановки запятой.

9. Какие выразительные средства языка использует автор ?

10. Подберите примеры из текста, иллюстрирующие правила написания корней слов.

1. Я ехал с охоты вечером один на беговых дорожках. 2. До дому еще было верст восемь, моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами, усталая моя собака, словно привязанная,ни на шаг не отставала от задних колес. 3. Гроза надвигалась, я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг, перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и въехал в лес.

(По И. Тургеневу)

Задания :

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

4. Выпишите ключевые слова из текста.

5. В каком значении употребляется в тексте словосочетание «добрая рысистая кобыла» ?

6. Охарактеризуйте 3-е предложение

7. Из 2-го предложения выпишите слово соответствующей модели

8. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

9. Запишите синонимы и антонимы к слову «спустился»

10. Приведите из текста примеры имён существительных разных склонений.

ТЕКСТ № 5

1. Начался листопад. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. 4. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 5. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул на одно мгновение, остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь …

(По К. Паустовскому)

Задание :

1. Выразительно прочитайте текст.

2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

4. Определите тему и идею данного текста

5. Из 5-го предложения выпишите глаголы и определите их функциональную роль.

6. Объясните знаки препинания в 5-м предложении.

7. Подберите из текста примеры слов соответствующей модели

8. Определите основу 3-го предложения.

9. Подберите синонимы и антонимы к слову «остановился» .

10. Какие орфографические правила можно подтвердить примерами из текста?

Публикации по теме:

Программа по русскому языку в четвёртом классе 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Данная программа обеспечивает достижение учениками четвёртого класса следующих личностных,.

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе