Феофан прокопович вклад в развитие государства. Смотреть что такое "Феофан Прокопович" в других словарях. Возвращение на Родину и принятие Православия

Введение

1.Жизнь и личность Феофан Прокоповича. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I

1.1 Жизнь и личность Феофан Прокоповича

1.2. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I

2.Феофан Прокопович как поэт-панегирист и как лирик. Феофан Прокопович - патриот России

2.1. Феофан Прокопович как поэт-панегирист и как лирик

2.2. Феофан Прокопович - патриот России

3.2. Феофан Прокопович как теоретик ораторского искусства

4. Трактат «De arte poetica»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Феофан Прокопович (1681-1736). – один из замечательных политических и литературных деятелей петровской эпохи, горячий защитник новой культуры. Он был верным помощником Петра в осуществлении реформ и как ученый, публицист, писатель, оказал большое влияние на современников. Сын киевского мелкого лавочника, Ф.Прокопович окончил Киево - Могилянскую академию (так называлось высшее духовное учебное заведение в Киеве), а затем продолжал свое образование в Польше и в Риме. Это один из самых образованных людей петровской эпохи, глубоко изучивший не только историю и литературу, но и математику, физику и другие естественные науки. Петр встретился с ним в Киеве в 1709 году. В 1716 года Ф.Прокопович – в Петербурге. Он выступает с горячими проповедями, пишет ряд публицистических сочинений, предисловие к «Морскому уставу»; книгу, в которой определяются основы церковной организации в России («Духовный регламент»). Его проповеди – образец красноречия того времени. Каждый его труд – это развитие идей Петра, доказательство необходимости петровских реформ. Сын купца. Окончил Киево-Могилянский коллегиум (1698). Переехав в Польшу, принял униатство и отправился для продолжения образования в Рим, где изучал римских и греческих классиков, философскую и богословскую литературу. В Киеве в 1704 году возвратился в православие. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, П. сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Сопровождал Петра в Прутском походе (1711); по возвращении в Киев - ректор академии; преподавал пиитику и риторику. В 1715 году был вызван в Петербург, где стал помощником Петра по управлению церковью (уничтожение патриаршества и учреждение Синода, вице-президентом которого Прокопович был назначен в 1721 году). Литературно-публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове о власти и чести царской" (1718) защищал неограниченную самодержавную власть и правомерность суда над царевичем Алексеем; в предисловии к "Морскому уставу" (1719) и в "Слове похвальном о флоте российском" (1720) прославлял создание сильного военно-морского флота. В "Духовном регламенте" (1721) обосновал новую систему управления церковью во главе с Синодом вместо патриарха. Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди - яркий образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал исполнять долг гражданский, служить государству, а не церкви. В своих проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и риторических фигур, но окончательно с этой традицией не порвал. М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков создавали свои оды под сильным идейно-тематическим влиянием ораторской прозы Прокоповича.

Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Возглавлял т. н. учёную дружину, в которую входили А. Д. Кантемир, В. Н. Татищев и др. Оставил ряд исторических сочинений: "Историю императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии" (около 1713), "Краткую повесть о смерти Петра Великого, императора Российского" (1726), "Историю об избрании и восшествии на престол государыни Анны Иоанновны" (1730) и др. В этих сочинениях идеализировал Петра I и его деятельность.

  1. Жизнь и личность Феофан Прокоповича. Феофан как публицист, пропагандирующий и защищающий реформы Петра I.

    1. 1.1. Жизнь и личность Феофан Прокоповича.

Феофан Прокопович (1681-1736) - крупнейший общественный и политический деятель первой трети XVIII столетия, талантливейший проповедник - оратор, публицист, писатель, страстный защитник петровских преобразований. Феофан Прокопович вырос в относительно демократической среде. Он был сыном мелкого киевского торговца. Рано лишился отца. Жил с матерью в крайней нищете. Свой второй удар судьба нанесла, когда ему (Елеазару - имя от рождения) исполнилось семь лет. Измучившись в постоянной борьбе с нищетой, мать заболела и умерла, оставив сына без средств к существованию. «Но, словно устыдясь собственной жестокости, - пишет один из биографов, - судьба послала Елеазару доброго ангела в лице дяди.

Звали дядю Феофан Прокопович, и годы спустя Елеазар возьмет себе это имя в память о человеке, которому он был столько обязан. Дядя был известным и уважаемым в Киеве человеком. Он много лет преподавал в духовной коллегии, славился образованностью и красноречием, в конце карьеры был избран ректором коллегии, но, тяготясь должностью, удалился в келейную тишь Киево-Печерской лавры. К себе в Лавру он и увел осиротевшего племянника. Так Елеазар перешел в духовное сословие, что давало ему шанс подняться по общественной лестнице. Иной путь наверх безродному сироте был заказан...».

Феофан Прокопович учился в Киево-Могилянской академии, где получил характерное схоластическое образование. Не ограничившись этим, он отправился совершенствоваться в науках "в чужие края". Учился в польских школах (для чего даже принял униатство). Затем - в коллегиуме святого Афанасия в Риме, специально созданном для учеников - греков и славян - с целью воспитывать из них проповедников католицизма.

«Папежским духом» (так впоследствии Феофан называл католические пристрастия, которыми грешили многие представители южнорусской образованности) он никак не заразился. Напротив, оказавшись в самом центре католического мира, он вынес из него идеи Возрождения и Реформации, а также неистребимую на всю свою жизнь ненависть ко всякого рода мракобесию и изуверству.

Около 1704 г. Феофан Прокопович возвратился в Киев, снова принял православие. Он постригся в монахи и стал преподавателем пиитики и риторики в Киево-Могилянской академии.

1706 год оказался заметной вехой в его жизненной судьбе. Феофан произнес приветственную проповедь в честь приехавшего в Киев Петра. В 1709 г., вскоре после Полтавской битвы, Феофан вновь выступает с речью, в присутствии Петра. То был «Панегирикос» или «Слово похвальное о преславной над войсками шведскими победе».

С этой поры начинается сближение Феофана с царем. В 1711 году он находится при Петре в турецком походе, затем назначается ректором академии. В 1716 году по вызову Петра переезжает в Петербург. Пройдет немного времени, и он будет возведен в сан епископа, затем архиепископа и первенствующего члена Синода. Феофан Прокопович становится одним из ближайших пособников Петра. Он его правая рука по делам церкви.

В своих многочисленных проповедях и приветственных словах царю Феофан поддерживает все его начинания. Он доказывает текстами священного писания важность просвещения, необходимость укрепления военной мощи России, в частности, её морского флота. Феофан пишет предисловие к морскому уставу. Это предисловие было развернуто в великолепное «Слово похвальное о флоте Российском».

Сам Бог определил снабдить Россию флотом, - говорил Феофан, - сам Бог возбудил в монаршем сердце охоту к плаванию. Не сыщем ни единой деревни, которая, над рекой расположена, не имела бы лодок, а столь славной и сильной монархии не иметь кораблей бесчестно и укорительно. Стоим над водой и смотрим, как гости к нам приходят и отходят, а сами того не умеем. Как жить и от нежданного неприятеля обороняться? Видишь, о Россия, пользу флота своего!

В слове своем Феофан рассказал о первых победах русского флота. Говорил проповедник искренне, с глубоким чувством и патриотизмом. Феофан напоминал своим коллегам о пастырском долге - «изъяснять народу, что мы были прежде и что есть ныне, какова была Россия и какова есть уже».

Своим словом о флоте Феофан окончательно покорил Петра. Царь был самозабвенно влюблен в море и корабли. Эту любовь он привил и Феофану. «Петербуржцы только крестились, когда мимо них, лихо кренясь, пролетал под парусами буер, управляемый шкипером в рясе с развевающейся на ветру смоляной бородой».

В 1720 г. Феофаном был составлен «Духовный регламент», который и был положен в основу церковного устройства. Патриаршество было ликвидировано. Церковь получила коллегиальное управление под главенством самого царя. Это вызвало ненависть к Феофану со стороны значительной части духовенства.

Политическая дальнозоркость Феофана обусловливалась не только влиянием Петра.

– знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св. Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древнеклассической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 году возвратился в Киев. Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приемов. Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьной сцены, Феофан Прокопович написал "трагедокомедию" "Владимир", в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы со старыми русскими предрассудками. Восторженным панегиристом преобразовательных начинаний государя явился Феофан Прокопович также и в своих проповедях, одна из них - по случаю Полтавской победы 1709 г. - была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 г. Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором академии. Продолжая свою преподавательскую деятельность, он издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Бэконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. С такими взглядами на значение и положение духовенства в государстве Феофан Прокопович естественно должен был сделаться сторонником сильной светской власти в ее стремлении к реформам церковным и государственным. Петр Великий, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 г. вызвал его в Петербург. Здесь Феофан Прокопович сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая ее противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и "слово о власти и чести царской" (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на "богословов", полагавших, что власть духовная выше светской. В 1718 г. Феофан Прокопович сделан епископом псковским и с этого же времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются или, по крайней мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и проч. Им составлен "Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и "слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, "Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, "Первое учение отроком", рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к "Уставу о престолонаследии", - под заглавием: "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей" и мн. др. С 1720 г. Феофан Прокопович был архиепископом новгородским и вскоре затем сделался первенствующим членом св. синода. В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархи из киевских ученых, руководителем которых был Стефан Яворский (см.), в своих воззрениях на отношения светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, Феофан стоял на точке зрения близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей. Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием и выступая, притом, во всеоружии огромной эрудиции, он являлся в своей полемике очень опасным противником, - тем более, что его политические убеждения, основой которых была теория так называемого "просвещенного деспотизма", всецело разделялись государем. При таком положении дела многочисленные враги Феофана Прокоповича не имели возможности ему вредить. После смерти Петра Великого обстоятельства изменились. Староцерковная партия подняла голову и направила свои удары на Феофана. Ему пришлось выдержать ожесточенную и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Эта борьба могла бы кончиться для него неблагополучно, если бы ему не удалось искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии "среднего чина людей", которые разрушили замыслы "верховников" подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия. Благодаря своему деятельному участию в этом событии, Феофан Прокопович вновь приобрел прочное положение при дворе и в синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегиристом, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу. Впрочем, и в эту тяжелую для него пору Феофан Прокопович все-таки оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшим науку и просвещение. В лучших своих произведениях Феофан является представителем критически-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым формам нашей церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдоучености, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещенного человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым русским сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы. Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана Прокоповича, было чрезвычайно сильно; не подлежит также сомнению и влияние его на В. Н. Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана. Феофан Прокопович умер 8 сентября 1736 г. Его соч. на латинском языке изданы в XVIII в. в Кенигсберге и Лейпциге Дамаскиным Семеновым-Рудневым, Иакинфом Карпинским, Давидом Нащинским и Самуилом Миславским; некоторые переводились на русский язык. "Слова и Речи" изданы в 3-х частях (СПб., 1765). См. Ю. Ф. Самарин, "Стефан Яворский и Феофан Прокопович, как проповедники" (М. 1844, и "Соч." Самарина, т. V, М., 1880), И. А. Чистович, "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868); П. О. Морозов. "Феофан Прокопович как писатель" (СПб., 1880).

Феофан Прокопович Архиепископ Феофан (в миру Елеазар Прокопович; 8 (18) июня 1681, Киев 8 (19) сентября 1736, Санкт Петербург) епископ Православной Российской Церкви; с 25 июня 1725 года архиепископ Новгородский. Фактически руководитель… … Википедия

Феофан (Прокопович) знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в православную тогда… … Биографический словарь

Один из замечательнейших иерархов русской церкви XVIII века, сотрудник Петра Великого, писатель и проповедник.Феофан Прокопович по происхождению своему был сын киевского купца и родился в Киеве 8 го июня 1681 г. (хотя биографы определяют год и… … Большая биографическая энциклопедия

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ русский церковный деятель, богослов, писатель. Родился в купеческой семье. Учился в Киево Могилянской академии. После завершения философского курса, приняв униатство,… … Философская энциклопедия

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ - (8(18)06.1681, Киев 8(19).09.1736, Петербург) политический и церковный деятель, богослов. Философские взгляды Ф. П. складывались под влиянием таких ценностей европейской культуры, как рационализм, просветительство и секуляризация, к рые были… … Русская Философия. Энциклопедия

- (1681 1736), государственный и церковный деятель, писатель. Епископ Псковский с 1718, архиепископ Новгородский с 1724. Сподвижник Петра I, глава Учёной дружины. Ректор Киево Могилянской академии (1711 16). В 1720 составил «Духовный регламент», на … Энциклопедический словарь

Феофан (Прокопович) - (Прокопович) – известный проповедник и государственный деятель Петровской эпохи. Родился он в 1681 г. в Киеве, образование получил в киево могилевской академии, потом уехал в Рим, где слушал лекции в Иезуитской коллегии св. Афанасия –… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в прославленную тогда иезуитскую коллегию св.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ФЕОФАН Прокопович - (Елисей Прокопович), архиеп. (1681–1736), рус. правосл. церк. деятель и богослов, сподвижник Петра I. Род. в Киеве в семье небогатого купца (возможно, наст. его фамилия была Церейский; Прокопович девичья фамилия его матери). Учился в… … Библиологический словарь

- (1681–1736) русский и украинский церковный и общественный деятель и писатель 1 й трети 18 в. См. Прокопович Феофан … Большая советская энциклопедия

Книги

  • , Морозов П.О.. Феофан Прокопович как писатель: Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования Петра Морозова. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1880 года…
  • Феофан Прокопович как писатель , Морозов П.О.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Феофан Прокопович как писатель: Очерк из истории русской литературы в эпоху преобразования Петра…

Прокопович Феофан (1681-1736) - русский богослов, церковный и государственный деятель, писатель и учёный. Он имеет украинское происхождение, родился 18 июня 1681 года в Киеве. При рождении учёного назвали Елеазаром. Всю жизнь он потратил на борьбу с предрассудками и невежеством. Прокопович написал несколько трактатов на тему ораторского искусства и философии, он отлично владел латынью, греческим и польским языками.

Образование богослова

Будущий церковный деятель воспитывался в купеческой семье. Он рано остался без родителей, поэтому воспитанием мальчика занимался дядя, ректор Киево-Могилянской коллегии. Именно там Елеазар получил начальное образование, он изучал греческий язык и латынь. После этого юноша отправился в польскую иезуитскую школу, для этого ему пришлось принять униатство.

Окончив школу в Польше, Прокопович перебрался в Рим. Там он продолжил обучение в коллегии Святого Афанасия. Студент увлекался произведениями римских и греческих классиков, читал философскую и богословскую литературу. Учёба давалась ему легко, вскоре Папа Римский обратил внимание на талантливого юношу. Он предложил ему остаться в Италии, однако Елеазар предпочёл вернуться в Киев.

Преподавание и первые труды

В 1704 г. Прокопович снова приехал в Киев, там он стал преподавателем Киево-Могилянской академии. Педагог обучал студентов поэтике, философии и риторике. Также он составил подробное руководство по богословию. Оно отличалось от предыдущих ясностью изложения и минимумом приёмов схоластики. Благодаря своим способностям вскоре Елеазар стал ректором академии.

Во время работы в учебном заведении Прокопович написал трагикомедию «Владимир», в которой описывалась победа христианства над язычеством. Также он неоднократно сочинял стихи на русском, польском и латыни. На трёх языках было выпущено произведение «Епиникион», приуроченное к Полтавской победе в 1709 году.

Учёный был самым известным теоретиком литературы и ораторского искусства. Даже сейчас критики высоко оценивают его сочинения «Поэтика» и «Риторика». Первое из них было напечатано посмертно в 1786 году. Произведение «Риторика» издали только в 1982 году, до этого читатели могли знакомиться лишь с выдержками из текста. Обе работы были написаны на латыни, они включали в себя лекции Прокоповича из Киево-Могилянской академии.

Сотрудничество с Петром

В 1711 г. Пётр I назначил талантливого писателя игуменом Братского монастыря в Киеве. Елеазар продолжил свою деятельность, издавая статьи и рассуждения на различные темы. Все его произведения отличались живым языком, остроумием и стремлением критически анализировать ситуацию с разных сторон. Прокопович был противником схоластических методов и католицизма, он отдавал предпочтение европейским взглядам. Особое уважение учёный испытывал к теориям Френсиса Бейкона и Рене Декарта.

В 1716 г. Пётр вызвал Феофана в Петербург. Изначально тот стал советником правителя, писал переводы и толкования различных иностранных книг. Также он составил «Духовный регламент», издал несколько правительственных документов, написал предисловие к «Морскому уставу». За свои заслуги в 1720 г. Прокопович получил сан архиепископа. В следующем году его избрали первым вице-президентом Святейшего Синода. Благодаря привязанности Петра писатель регулярно получал дорогие подарки, деньги и хозяйство.

Смерть деятеля

В конце января 1725 г. Пётр умер, после этого Феофан примкнул к партии Екатерины. Он всячески поддерживал императрицу, поэтому уже через несколько месяцев был возведён в сан Новгородского архиепископа. Параллельно с этим Прокоповичу приходилось бороться с противниками его политических убеждений. Многие обвиняли его в неискренности и даже боялись.

Постоянное давление заставило учёного пересмотреть свои взгляды. Он оставался приверженцем науки и просвещения, но уже не так яростно спорил с несогласными. Феофан стал панегиристом, оправдывавшим существующий порядок, независимо от собственных идеалов. Он оказал влияние на Татищева, Кантемира и других учёных. Восьмого сентября 1736 года Феофан Прокопович умер в Санкт-Петербурге, там его и похоронили.

Значение ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ

Феофан (Прокопович) - знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим, где, чтобы поступить в православную тогда иезуитскую коллегию святого Афанасия, должен был перейти в католицизм. Прослушав в этой коллегии полный курс, Феофан приобрел громадную начитанность в сочинениях богословских и философских, а также в древне-классической литературе и своими выдающимися дарованиями обратил на себя внимание папы, но не пожелал остаться в Риме и в 1704 г. возвратился в Киев. Здесь, снова обратившись в православие, он стал преподавать в академии сначала пиитику, потом риторику, философию и, наконец, богословие, и по всем этим предметам составил руководства, очень замечательные для своего времени ясностью изложения и отсутствием схоластических приемов. Будучи преподавателем пиитики и удовлетворяя обычаю, требовавшему сочинения драматических представлений для школьников сцены, Феофан написал "трагедокомедию": "Владимир", в которой, изображая победу христианства над язычеством и осмеивая жрецов, как поборников суеверия и невежества, выступил горячим защитником просвещения и сторонником начатой уже Петром Великим решительной борьбы с старыми русскими предрассудками. Восторженным панегириком преобразовательных начинаний государя явился Феофан также и в своих проповедях, одна из них - по случаю Полтавской победы 1709 г. - была, по приказанию Петра, переведена на латинский язык самим автором. В 1711 г. Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря и ректором академии. Продолжая свою преподавательскую деятель, он издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан является заклятым противником всего католического в науке и жизни и поклонником новой европейской науки, созданной Баконом и Декартом; он решительно выступает с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия, требуя свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами. С такими взглядами на значение и положение духовенства в государстве, Феофан естественно должен был сделаться сторонником сильной светской власти в ее стремлении к реформам церковным и государственным. Петр Великий, узнав образ мыслей Феофана и убедившись в его выдающихся способностях, в 1716 г. вызвал его в Петербург, Здесь Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, а также осмеивая и сатирически обличая ее противников. Из этих проповедей особенно замечательны слово о царском путешествии за границу и "слово о власти и чести царской" (1718), посвященное доказательству необходимости для России неограниченного самодержавия, причем проповедник особенно вооружался на "богословов", полагавших, что власть духовная выше светской. В 1718 г. Феофан сделан епископом псковским и с этого же времени становится главным помощником Петра Великого в делах духовного управления. Через его руки проходят, им составляются, или, по крайне мере, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет, по поручению царя, предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и прочее. Им составлен "Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и "слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, "Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, "Первое учение отрокам", рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к "Уставу о престолонаследии", - под заглавием: "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей" и многое другое. С 1720 г. Феофан был архиепископом новгородским и вскоре затем сделался первенствующим членом Святейшего Синода. В то время, как представители великорусской церковной партии и старшие иерархии из киевских ученых, руководителем которых был Стефан Яворский (см.), в своих воззрениях на отношение светской власти к духовной, а также и в некоторых богословских вопросах, склонялись к католическому учению, Феофан стоял на точке зрения близкой к убеждениям протестантских богословов, среди которых он имел немало друзей и почитателей. Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием и выступая, притом, во всеоружии огромной эрудиции, он являлся в своей полемике очень опасным противником, - тем более, что его политические убеждения, основой которых была теория так называемая "просвещенного деспотизма", всецело разделялись государем. При таком положении дела многочисленные враги Феофана не имели возможности ему вредить. После смерти Петра Великого обстоятельства изменились. Староцерковная партия подняла голову и направила свои удары на Феофана. Ему пришлось выдержать ожесточенную и опасную борьбу, отражая обвинения уже не столько богословского, сколько политического характера. Эта борьба могла бы кончиться для него неблагополучно, если бы ему не удалось искусно воспользоваться обстоятельствами вступления на престол императрицы Анны и стать во главе той партии "среднего чина людей", которые разрушили замыслы "верховников" подачей государыне известной челобитной о восстановлении самодержавия. Благодаря своему деятельному участию в этом событии, Феофан вновь приобрел прочное положение при дворе и в Синоде - и обрушился на своих старых врагов, полемику с которыми на этот раз повел уже не столько в литературе, сколько в застенках тайной канцелярии. Прежний горячий защитник реформы, действовавший во имя интересов просвещения, в котором он видел единственный залог блага России, теперь, при изменившихся условиях русской жизни, хотя и старается ограждать результаты реформы от посягательств реакции, но по существу своей роли официального проповедника-публициста обращается из деятеля прогрессивного в строгого консерватора и становится панегириком, оправдывающим существующий порядок даже и в тех случаях, когда он противоречил его собственному идеалу. Впрочем, и в эту тяжелую для него пору Феофан все-таки оставался человеком, высоко ценившим и, по возможности, отстаивавшем науку и просвещение. В лучших своих произведениях Феофан является представителем критическо-обличительного направления. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым формам нашей церковной и общественной жизни, которые считает особенно благоприятствующими процветанию невежества или показной псевдоучености, ханжества и суеверия; во имя выставленного им идеала просвещенного человека и сильного своим просвещением государства, он сатирически изображает современную ему русскую жизнь и в этом смысле может быть назван первым сатириком, первым представителем того направления, к которому впоследствии примкнули наши лучшие литературные силы. Его влияние на Кантемира, сатиры которого нередко являются только перифразом проповедей Феофана, было чрезвычайно сильно; не подлежат также сомнению и влияние его на В.Н. Татищева, взгляды которого на русскую историю и современность вырабатывались, можно сказать, в школе Феофана. Феофан умер 8 сентября 1736 г. Его сочинения на латинском языке изданы в XVIII веке в Кенигсберге и Лейпциге Дамаскиным Семеновым-Рудневым, Иакинфом Карпинским, Давидом Миславским; некоторые переводились на русский язык. "Слова и Речи" изданы в 3-х частях (СПб., 1765). См. Ю.Ф. Самарин "Ст. Яворский и Феофан Прокопович как проповедники" (М., 1844, и "Сочинения" Самарина, том V, М., 1880); И.А. Чистович "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868); П.О. Морозов "Феофан Прокопович как писатель" (СПб., 1880). П. М.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ)
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Прокопович) (1681 - 1736), архиепископ Новгородский. В миру Прокопович Елеазар. Родился 8 июня …
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
    Прокопович (1681v1736), русский и украинский церковный и общественный деятель и писатель 1-й трети 18 в. См. Прокопович …
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; по …
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? знаменитый проповедник и государственный деятель. Род. в 1681 г. в Киеве, в купеческой семье; образование получил в киево-могилянской академии; …
  • ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
    (Элеазар) (1681-1736), церковный и общественный деятель, учёный, писатель, педагог. С 1705 преподаватель, с 1711 ректор Киево-Могилянской академии. С 1718 епископ …
  • ПРОКОПОВИЧ в 1000 биографий знаменитых людей:
    С. И. (1871-1945) - экономист, публицист, политический деятель. С 1899 г. - член Союза русских социал-демократов за границей. В 90-х …
  • ПРОКОПОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Феофан, см. Феофан …
  • ФЕОФАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 760-818) византийский хронист, автор "Хронографии", охватывающей период 3-9 …
  • ФЕОФАН
    ФЕОФ́АН ПРОКОПОВИЧ (1681-1736), гос. и церк. деятель, писатель. Епископ Псковский с 1718, архиепископ Новгородский с 1724. Сподвижник Петра I, глава …
  • ФЕОФАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОФ́АН ЗАТВОРНИК (в миру Георг. Вас. Говоров) (1815-94), церк. деятель, богослов, публицист-проповедник. Епископ Тамбовский и Шацкий с 1859, Владимирский с …
  • ФЕОФАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЕОФ́АН ГРЕК (ок. 1340 - после 1405), живописец, родом из Византии. Работал на Руси во 2-й пол. 14 - нач. …
  • ПРОКОПОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОКОП́ОВИЧ Феофан (Элеазар), см. Феофан Прокопович …
  • ПРОКОПОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПРОКОП́ОВИЧ Сер. Ник. (1871-1955), полит. деятель, идеолог "экономизма", деятель "Союза освобождения", в 1905 чл. ЦК партии кадетов, позднее деятель кооперации. …
  • ФЕОФАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕОФАН в словаре Синонимов русского языка.
  • ФЕОФАН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Феофан, (Феофанович, …
  • ФЕОФАН
    (ок. 760-818), византийский хронист, автор «Хронографии», охватывающей период 3-9 вв. - Исповедник (ум. ок. 300), постник, преподобный, подвизавшийся на горе …
  • ПРОКОПОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Петр Иванович (1775-1850) , российский пчеловод. Изобрел (1814) разборный рамочный («втулочный») улей для получения чистого сотового меда. Претерпев ряд усовершенствований, …
  • ФЕОФАН СИГРИАНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Сигрианский (ок. 760 - 818), преподобный, исповедник. Память 12 марта. Родился …
  • ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Исповедник (ок. 300), преподобный. Память 9 сентября. Преподобный Феофан, исповедник и …
  • ФЕОФАН ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Затворник Вышенский (1815 - 1894), епископ, затворник, святитель. Память 10 …
  • ФЕОФАН АНТИОХИЙСКИЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ в Православной энциклопедии Древо.
  • ФЕОФАН (ТУЛЯКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Туляков) (1864 - 1937), митрополит Горьковский. В миру Туляков Василий Степанович, родился …
  • ФЕОФАН (САВУ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Саву) (род. 1959), архиепископ Ясский, митрополит Молдавский и Буковинский. В миру Димитрий …
  • ФЕОФАН (РПИНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Рпинский) (+ 1588), архиепископ Полоцкий, Витебский и Мстиславский. В миру Рыпинский Богдан, происходил …
  • ФЕОФАН (КРИСТЯ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Кристя) (1812 - 1884), схиигумен, управляющий Ново-Нямецким монастырем. В миру Феодор …
  • ФЕОФАН (ИЛЬМЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Ильменский) (1867 - 1918), епископ Соликамский, священномученик. В миру Ильменский Сергей …
  • ФЕОФАН (БЫСТРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Быстров) (1873 - 1940), архиепископ, б. Полтавский и Переяславский. В миру …
  • ФЕОФАН (АЛЕКСАНДРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан (Александров) (1785 - 1852), архимандрит, церковный композитор. Создал много прекрасных сочинений, одно из …
  • ЗОСИМА (ПРОКОПОВИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зосима (Прокопович) (+ 1656), епископ Черниговский и Новгородский. В 1631 г. упоминается иеромонахом Киевского …
  • ФЕОФАН (СВЯТЫЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)
    Феофан - святые православной церкви: 1) преподобный, происходил из Антиохии от родителей-язычников. Приняв после смерти жены крещение с именем Феофана, …
  • ПРОКОПОВИЧ ПЕТР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Прокопович (Петр Иванович, 1775 - 1850) - устроитель первой в России школы пчеловодства. По окончании курса в Киевской духовной академии …
  • ПРОКОПОВИЧ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Прокопович (Николай Яковлевич, 1810 - 1857) - поэт, друг Н.В. Гоголя, с которым воспитывался в гимназии высших наук князя …
  • ПРОКОПОВИЧ АНДРЕЙ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Прокопович (Андрей Семенович, умер в 1826 г.) - писатель, воспитанник, позже ректор Харьковского коллегиума, протоиерей. Сочинения его: "Слова и речи …
  • ПРОКОПОВИЧ-АНТОНСКИЙ АНТОН АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Прокопович-Антонский (Антон Антонович, 1762 [год рождения Прокоповича-Антонского точно не установлен: указывают еще 1753 и 1771 годы, но последний следует признать …
  • АНТОНСКИЙ-ПРОКОПОВИЧ АНТОН АНТОНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Антонский-Прокопович (Антон Антонович) - заслуженный профессор и бывший ректор Московского университета, член многих ученых обществ, родился в Малороссии; сын священника, …
  • ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Феофан (Элеазар) , церковный и общественный деятель, украинский и русский писатель, епископ (1718), архиепископ (1724). Сподвижник …
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сретение Господне , праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым. Празднуется 2 февраля. В …
  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Санкт-Петербургская православная духовная академия, высшее духовно-учебное заведение Русской Православной Церкви. Адрес: Россия, 193167, …
  • ПЛАТОН (МАЛИНОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Платон (Малиновский) (+ 1754), архиепископ Московский и Севский. В миру Малиновский Павел. Образование получил …
  • НОВГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Новгородская и Старорусская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: Россия, 173000, Великий Новгород, …