Фет весна как будто неземной анализ. Список использованной литературы. Картинка к сочинению анализ стихотворения Весенние мысли

1.1.3. Сопоставьте фрагмент рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» с приведенным фрагментом повести Н. В. Гоголя «Шинель». К каким выводам привело вас это сопоставление?

1.2.3. Сопоставьте стихотворения А. А. Фета «В дымке-невидимке...» и «Еще весна, - как будто неземной...». К каким выводам привело вас это сопоставление?


Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.

Брат Николай через комиссионера, с переводом долга, купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую - костопальный. Но мой Николай Иваныч мало печалился; он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком.

В прошлом году я поехал к нему проведать. Поеду, думаю, посмотрю, как и что там. В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня. Было жарко. Возле канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами елки, - и не знаешь, как проехать во двор, куда поставить лошадь. Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди, хрюкнет в одеяло.

Мы обнялись и всплакнули от радости и от грустной мысли, что когда-то были молоды, а теперь оба седы, и умирать пора. Он оделся и повел меня показывать свое имение.

Ну, как ты тут поживаешь? - спросил я.

Да, ничего, слава богу, живу хорошо.

Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошел во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие». И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно. Ах, эти ужасные полведра! Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику за потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат «ура», и пьяные кланяются ему в ноги. Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое. Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы».

Я знаю народ и умею с ним обращаться, - говорил он. - Меня народ любит. Стоит мне только пальцем шевельнуть, и для меня народ сделает все, что захочу.

И все это, заметьте, говорилось с умной, доброю улыбкой. Он раз двадцать повторил: «мы дворяне», «я как дворянин»; очевидно, уже не помнил, что дед наш был мужик, а отец - солдат. Даже наша фамилия Чимша-Гималайский, в сущности несообразная, казалась ему теперь звучной, знатной и очень приятной.

Но дело не в нем, а во мне самом. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, - он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

Как вкусно!

И он с жадностью ел и все повторял:

Ах, как вкусно! Ты попробуй!

Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своей судьбой, самим собой.

А. Л. Чехов «Крыжовник»

*************************************

Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими, еще значительнейшими. Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное. Впрочем, он старался усилить значительность многими другими средствами, именно: завел, чтобы низшие чиновники встречали его еще на лестнице, когда он приходил в должность; чтобы к нему являться прямо никто не смел, а чтоб шло все порядком строжайшим: коллежский регистратор докладывал бы губернскому секретарю, губернский секретарь - титулярному или какому приходилось другому, и чтобы уже, таким образом, доходило дело до него. Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника. Говорят даже, какой-то титулярный советник, когда сделали его правителем какой-то отдельной небольшой канцелярии, тотчас же отгородил себе особенную комнату, назвавши ее «комнатой присутствия», и поставил у дверей каких-то капельдинеров с красными воротниками, в галунах, которые брались за ручку дверей и отворяли ее всякому приходившему, хотя в «комнате присутствия» насилу мог уставиться обыкновенный письменный стол. Приемы и обычаи значительного лица были солидны и величественны, но не многосложны. Главным основанием его системы была строгость. «Строгость, строгость и - строгость», - говаривал он обыкновенно и при последнем слове обыкновенно смотрел очень значительно в лицо тому, которому говорил. Хотя, впрочем, этому и не было никакой причины, потому что десяток чиновников, составлявших весь правительственный механизм канцелярии, и без того был в надлежащем страхе; завидя его издали, оставлял уже дело и ожидал стоя ввытяжку, пока начальник пройдет через комнату. Обыкновенный разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: «Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?» Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку. Получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть. Если ему случалось быть с ровными себе, он был еще человек как следует, человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый человек; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть из рук вон: молчал, и положение его возбуждало жалость, тем более что он сам даже чувствовал, что мог бы провести время несравненно лучше. В глазах его иногда видно было сильное желание присоединиться к какому-нибудь интересному разговору и кружку, но останавливала его мысль: не будет ли это уж очень много с его стороны, не будет ли фамильярно, и не уронит ли он чрез то своего значения? И вследствие таких рассуждений он оставался вечно в одном и том же молчаливом состоянии, произнося только изредка какие-то односложные звуки, и приобрел таким образом титул скучнейшего человека.

Н. В. Гоголь «Шинель»

Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 1.2.3.

***

В дымке-невидимке

Выплыл месяц вешний,

Цвет садовый дышит

Яблонью, черешней.

Так и льнет, целуя

Тайно и нескромно.

И тебе не грустно?

И тебе не томно?

Истерзался песней

Соловей без розы.

Плачет старый камень,

В пруд роняя слезы.

Уронила косы

Голова невольно.

И тебе не томно?

И тебе не больно?

А. А. Фет

***

Еще весна, - как будто неземной

Какой-то дух ночным владеет садом.

Иду я молча, - медленно и рядом

Мой темный профиль движется со мной.

Еще аллей не сумрачен приют,

Между ветвей небесный свод синеет,

А я иду - душистый холод веет

В лицо - иду - и соловьи поют.

Несбыточное грезится опять,

Несбыточное в нашем бедном мире,

И грудь вздыхает радостней и шире,

И вновь кого-то хочется обнять.

Придет пора - и скоро, может быть, -

Опять земля взалкает обновиться,

Но это сердце перестанет биться

И ничего не будет уж любить.

А. А. Фет

Пояснение.

1.1.3. Нетрудно уловить связь между героями двух рассказов. Николай Иваныч, герой чеховского рассказа, был некогда «робкий бедняга-чиновник». «Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое. Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр…», -рассказывает о нем Чехов. В рассказе Гоголя так же изменился человек, сделавшись лицом «значительным»: «Получивши генеральский чин, он как-то спутался, сбился с пути и совершенно не знал, как ему быть. Если ему случалось быть с ровными себе, он был еще человек как следует, человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый человек; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть из рук вон: молчал, и положение его возбуждало жалость, тем более что он сам даже чувствовал, что мог бы провести время несравненно лучше». Оба героя вследствие изменения своего положения в обществе постепенно теряют свои лучшие качества, становятся похожи, скорее, на животных, чем на людей. Чеховский герой становится похожим на свинью. Гоголевское «значительное лицо» «оставался вечно в одном и том же молчаливом состоянии, произнося только изредка какие-то односложные звуки».

1.2.3. В обоих стихотворениях внутренние переживания лирического героя передаются через описания природы. Гармония природы, которая живет в стихотворении своей полнокровной жизнью, помогает острее почувствовать неудовлетворенность в душе героя. Так, в стихотворении «В дымке-невидимке…» с помощью олицетворения создается одухотворенный, очеловеченный образ природы: камень «плачет», а

Цвет садовый дышит

Яблонью, черешней.

Так и льнет, целуя…

Образ земли в стихотворении «Еще весна, - как будто неземной…» тоже похож на человека: «земля взалкает обновиться». Желания земли перекликаются с желаниями лирического героя: «и вновь кого-то хочется обнять».

«Весенние мысли» Афанасий Фет

Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Но сойдемся ли снова так близко
Средь природы разнеженной мы,
Как видало ходившее низко
Нас холодное солнце зимы?

Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли»

Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – «Уж верба вся пушистая…», «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш», «Глубь небес опять ясна…», «Еще весна, — как будто неземной…», «Еще майская ночь», «Что за вечер! А ручей…». Большинство из них проникнуто восторгом, связанным с приходом весны. Лирический герой, как и окружающая его природа, приветствует происходящие перемены. Возможно, он не до конца осознает, почему весна рождает в его душе подобные эмоции, что не мешает отдаваться им полностью.

Стихотворение «Весенние мысли» начинается с позитивной ноты. Герой склонен воспринимать весну как время надежд, любви. Первые четыре строки произведения посвящены описанию пейзажа. Поэт рассказывает о летящих издалека птицах, расторгающих лед берегах, теплом солнце, ожидающем, когда расцветет душистый ландыш. Во второй строфе нашли отражение душевные переживания лирического героя. Пейзаж, который он наблюдает, рождает светлые чувства и эмоции. Волнуется его сердце, кровь приливает к щекам. Кажется, бесконечная как мир любовь совсем близко, вот-вот придет и затянет в свой водоворот. Настроение третьего четверостишия несколько отличается от настроения, царившего в первых двух. Из финальной строфы становится понятно, что зимой у лирического героя были близкие отношения с некой женщиной. Скорей всего, между ними произошел разлад. Теперь мужчина не уверен, что весной, средь природы разнеженной они вновь станут близки. Тем не менее, его не оставляет надежда на грядущее счастье.

Во всех трех строфах Афанасий Афанасиевич повторяет слово «снова». Благодаря этому у читателя появляется ощущение круговорота жизни, постоянной повторяемости вещей и явлений. Каждый год приходит весна, тает снег и тянутся к теплому солнцу растения, каждый год люди влюбляются и расстаются. Мир существует по законам, действующим сотни лет. Меняются незначительные детали, первоосновы остаются незыблемыми. Лирический герой – лишь песчинка в огромной вселенной, малая часть вечного круговорота. Впрочем, и он имеет право на счастье, на любовь, на радость, пробужденную весной.

Пономаренко Антонина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Покровская СОШ №2

с. Покровского Неклиновского района Ростовской области

«Своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты весенней природы»

Эта небольшая работа адресована прежде всего молодым учителям, так как содержит систематизированный материал по анализу стихотворений Фета. Может быть использована при подготовке учащихся к олимпиадам или при проведении факультативных занятий.

Весна – это необыкновенное время года, которое вдохновляет и вдохновляло многих писателей и поэтов, художников и композиторов.

О весне Афанасий Фет писал очень много, всю свою жизнь. У него есть даже цикл стихотворений под названием «Весна», а вот исследовательских работ, в которых бы показывалось своеобразие лирики Фета в изображении красоты весенней природы, как таковых, нет.

Цель данной работы – на основе систематизации различного материала, его обобщения попытаться выявить своеобразие лирики Фета, выявить, какие средства и приемы использовал поэт, позволившие ему выделиться из ряда крупнейших поэтов, писавших о весне.

Фета большим поэтом сделала прежде всего любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. «Мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний», — отмечает в одной из своих работ критик Н. Любимов 1

Человека можно рассматривать как частичку природы, который подчинен ее законам, зависим от нее. В стихах Фета В. Брюсов «вычитывал» человеческие переживания, изменения, происходящие в душе человека под влиянием природы. Фет, как тонкий психолог, показывает нам, как с приходом весны меняется настроение, психологическое состояние человека, показал всю его сложность. До Фета этого в русской литературе не было. Его лирический герой испытывает томление и счастье, радость и грусть, сердечную и головную боль, тревогу одновременно. У других поэтов – Баратынского, Пушкина, Майкова этого нет.

Майков – крупный лирик, современник Фета, часто пишет о весне, но в его стихотворениях нет такой диалектики, сложности. Читаем в стихотворении «Весна! Выставляйся первая рама…»:

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон даль голубая видна…

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Мы видим, что лирический герой радуется приходу весны, стремится в широкое поле, душа его испытывает порыв, полет, чтобы глубже насладиться приходом весны.

В стихотворении «Весна»:

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином…

Тоже поэт показывает одно чувство героя – чувство бесконечной радости; исчезают слезы и горе и тут же появляются первые грезы о счастье. То есть, в стихотворениях Майкова не видно выражения человеческих чувств, переживаний, а только односторонне показывается восприятие весны человеком, влияние весны на человека.

1 –Любимов Н. «Лирика Фета», ж-л «Новый мир»,1970,№12

У Фета же все гораздо сложнее. Поэт считает, что на фоне природы

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.

(«Пришла, — и тает все в округ»)

Радость обновления природы передается и человеку при виде первых журавлей:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях

(«Еще весны душистой нега»)

… окно я растворила,

В степи кричали журавли.

(« Всю ночь гремел овраг»)

Цветущих первоцветов:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей…

(«Первый ландыш»)

и хочется верить в несбыточное,

Несбыточное грезится опять,

Несбыточное в нашем бедном мире,

И грудь вздыхает радостней и шире…

(«Еще весна, — как будто»)

и хочется верить, что ты любим, и

…что, как мир, бесконечна любовь…

(«Весенние мысли»)

Интересно стихотворение «Всю ночь гремел овраг соседний». Развитие темы идет по принципу эмоционального воздействия. Фет предоставляет нам, читателям, уловить душевное состояние лирического героя в подтексте, а не в самом тексте, где оно никак не определено и не названо. Все дело в идее-чувстве этого стихотворения, в пронизывающем стремлении вдаль:

И сила думы унесла

За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью

Через леса, через поля,-

А подо мной весенней дрожью

Ходила гулкая земля.

Устремленность героини вдаль, полет ее мыслей, порывы в духе Майкова сменяются противоположным настроением – героиня неизменно возвращается на землю, помня о глубокой связи с ней, помня, что здесь близкий ей человек

… ты здесь, мой добрый гений,

Бедами искушенный друг.

Сложность эту талант Фета выражает очень ярко, музыкально. В строфе «Лететь к безбрежью, бездорожью…» поэт дорисовывает подбором гласных звуков и то учащенными, то замедленными взмахами ритма беспредельность пространств, быстроту полета, дает возможность явственно различить гул весенней, набухающей соком земли.

Для Фета связь между тем, что происходит во внутреннем мире человека, и явлениями внешнего мира несомненна, и эту связь он не устает подчеркивать.

В стихотворении «На заре ты ее не буди» чувствуется повышенная эмоциональность героини. Девушка радуется, мечтает, даже яркий румянец у нее на щеках лежит, говоря о приливе жизненных сил:

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит…

…на ланитах так утро горит…

Повторяясь, поэт как бы заостряет на этом внимание. Сердце девушки тоскует по любви, томительно ожидает это чувство. Она мечтает о чем-то радостном, но еще не ясном, тревожном, поэтому

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней,

Поэтому и сон ее беспокойный:

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон…

Поэт подбирает редкий эпитет, характеризующий сон — «утомительный».

Утомлять – это значит привести в состояние усталости, ослабления сил.

Необычность, неожиданность этого эпитета в том, что, как правило, тяжелая продолжительная работа приводит к состоянию усталости, ослабления сил. А сон обычно бодрит человека, придает ему новые силы. Это своеобразная находка, редкость. Только талантливый поэт может найти такой яркий и необычный эпитет. В этих переживаниях героини чувствуется музыка жизни, поэтому это стихотворение стало романсом.

Музыкальность этого стихотворения создается повтором слов (анафора), повторам звуков, полнозвучной точной рифмой. Мелодичности способствует и дополнительно звучащий образ – образ громко свищущего соловья.

В стихотворении «Еще майская ночь» мы встречаем опять соединение противоположностей. Стихотворение овеяно предчувствием чего-то трагического. Вот на что идет Фет, соединяя радость от прихода весны, восторга с чувством тревоги, опасением смерти. Даже в песнях соловья чувствуется тревога и любовь:

… И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

В 1-2 –й строфе –противопоставление зимы и весны:

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Перед нами два полюса, на одном из которых – тепло и кротость, а на другом – «тревога и любовь», что создает впечатление напряженности. Слово «тревога» выражает состояние, исполненное беспокойства, неясных предчувствий, ожидания. В 3 –й строфе напряжение усиливается:

Березы ждут….

Они дрожат…

Фет использует здесь простые нераспространенные предложения, как бы подчеркивая нарастающее напряжение; подобранные глаголы очень хорошо передают это чувство напряженности. Как человек в ожидании чего – то испытывает нервную дрожь, так, возможно, и березы дрожат в ожидании, напрягшись.

(характерное для Фета) весеннего обновления. Поэтом создается многогранный образ новобрачной девы:

Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор

И между строк тут же чувствуется таящаяся печаль от возможности «последней песни»:

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной и последней, может быть,…

то есть поэт делает возможным соединение возрождения со смертью.

Итак, если перечесть стихотворение от 1-й строфы до последней, то можно увидеть все более усиливающийся контраст – прием градации.

Мотивы смерти, возникающие в некоторых весенних стихотворениях Фета, кажутся неожиданными у этого поэта, признанного певца весенней безмятежности:

Но это сердце перестанет биться

И ничего не будет уж любить

(« Еще весна, как будто…»)

А вот в стихотворении «Весна на дворе» поэт пишет:

«Еще весну переживешь!»

Такое борение смерти с рождением, бренного с вечным, конечного с бесконечным неизбежно оканчивается победой новой весны:

…И бессознательная сила

Свое ликует торжество.

(«Я ждал. Невестою – царицей…»)

Эта интересная ситуация находит объяснение в высказывании самого поэта в письме к Л. Н. Толстому от 3 февраля 1879 года: «Каждый раз, когда напишу стихотворение, мне кажется, что это гробовая доска музы. Глядь, опять из могилы пахнет огонек, и напишешь. Я даже этого не ищу, а помню чувство и время, что стихам не может быть конца, стоит только поболтать бутылку – и она взорвет пробку».

В стихотворении «Я рад, когда с земного лона» Фет передает радость приобщения к жизни природы весной, в дни «весенней жажды». Герой радуется ползущему по каменной ограде балкона плющу, с радостью наблюдает за семьей пичужек, где

заботливая мать кормит малышей. Но эта радость, граничащая с завистью

Уж не завидую ль тебе?..

связана с признанием жизни природы как более мудрой и величественной, в отличие от жизни человека.

Эта сложность человеческих характеров во взаимодействии с природой вызывает впечатление действия каких – то таинственных сил. Фет часто выражал мысль о том, что обычная, повседневная жизнь низменна, бессмысленна, скучна; что основное содержание человеческой жизни – страдание. Есть только одна таинственная, раскрывающаяся перед избранными, сфере подлинной, чистой радости – это сфера красоты, ее особый мир. Это красота любви и красота природы, особенно весной. «Фет в своей сфере – поэт редкой эмоциональности, силы заражающего чувства, при этом чувство светлого, жизнеутверждающего» 1 – отмечал Бухштаб в одной из своих работ.

Приход весны – это всегда у Фета что – то таинственное для человека, загадочное, непостижимое, придающее как некое божество человеку новые силы. Но это не может быть мистикой, так как Фет был материалистом и доказывает это детализация, конкретные образы, присутствующие в его лирике. Поэт любуется кочками, оврагами, ручьями – в этом его реализм. Для него важны эти журавли, ручьи, плаксивый чибис. Но все это сопровождается тайной. В стихотворении «Уж верба вся пушистая» есть некоторая тайна, неясность, намек на пробуждение жизненных сил:

Какой –то тайной жаждою

Мечта распалена…

А в первоначальном варианте у Фета было:

…Что жизни тайной жаждою

Мечта распалена…

т.е. загадочность не разъясняется, а еще более усиливается. Радость обновления передается и человеку, он радуется, подчас сам не зная чему:

1 –Бухштаб «Русские поэты», Худ. лит – ра, Л.,1970, с.104

Шумит толпою праздною,

Народ, чему –то рад..

Весна для Фета является чем –то неземным, своеобразным божеством:

Еще весна, — как будто неземной

Какой –то дух ночным владеет садом…

При этом поэт показывает «наш бедный мир» с садом, с синевой небес, с аллеей, в которой слышны трели соловьев. Но все же сила весны, так вдохновляющее действующая на человека, остается для Фета вечной тайной.

Фет сознательно не проясняет эту тайну в своих стихотворениях: для него главное показать настроение, в этом импрессионизм поэта. Он старается выразить свое впечатление от весны, поэтому тайна и не раскрывается, а это делает еще более привлекательной лирику Фета.

Эта таинственная сила освежает, обновляет человека, обновляет его силы, приносит ему радостное ощущение:

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно – радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!

(«Сад весь в цвету»)

Здесь мы встречаем взаимоисключение – это очень характерно для лирики Фета. Он смело идет навстречу этому алогизму, этому оксюморону,- сочетанию противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое качество, всегда содержит элемент неожиданности. Возможно, поэт считает весну в широком смысле непостижной – человеку не дано понять той силы весны, того механизма воздействия на человека, почему именно весной у людей ярче проявляются чувства? А ясна она может быть как явление природы.

В связи с тем, что в природе так много противоречивого и так противоречиво воздействие природы на человека, возникает проблема весеннего разнообразия и переменчивости весной, особенно в апреле.

В стихотворениях Фета нет устойчивости, постоянства, он любит показать переходность, зыбкость окружающего. Не случайно в своих стихотворениях поэт изображает весну как плавный переход от зимы к лету.

Для Фета характерно любовное отношение к каждому глухому уголку природы, умение найти необычное, поэтичное там, где многие увидели бы серую будничность и повседневность. Фет стремится зафиксировать любые изменения в природе. Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ…

Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то он сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декорации. Для Фета природа – это не «бездушный лик», это существо мыслящее, одушевленное, одухотворенное.

Фет самобытен и смел во всем, смел даже до дерзости в своих эпитетах, метафорах и сравнениях. Метафоры у него точны, выразительны, свежи. Мы встретим в его стихотворениях и «рой облаков», «дым туч», «деревьев хоровод»…

Фету достаточно одной четкой детали, чтобы изобразить раннюю весну с ее утренними заморозками:

…Еще зарей гремит телега

На замороженном пути…

Фету свойственна чрезвычайная лаконичность. Он обходится без придаточных и вводных

предложений – он наделяет основной цвет эпитетом, определяющим его оттенок, и тем достигается предельная уплотненность:

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках….

(«Еще весны душистой нега»)

Для Фета в поэзии особую ценность имело все то, что близко средствам музыкального воздействия: ритм, подбор звуков, мелодия стиха. Огромная масса его стихов не знает строфических стандартов – сочетает строки, различные не только по количеству стоп, но и по их роду. Например, соединяет ямб с амфибрахием, что недопустимо было в классическом стихосложении.

Проанализированные стихотворения позволяют выявить ряд особенностей лирики А.Фета, его художественного метода:

А) характерны черты импрессионистического стиля (импрессионист. лаконизм),

Б) эффективность мимолетных впечатлений,

В) прием неожиданных ракурсов,

Г) непроясненность неуловимых моментов

Д) музыкальность

Е) принцип внутреннего порядка внешне беспорядочных мазков

Кроме того, в лирике Фета можно выделить 3 основные черты:

1 – проблема « человек и весна»

2 – проблема « таинственное и реальное в природе»

3 – проблема легкости, зыбкости весеннего мира, рождающая разнообразную форму

Эти 3 черты тесно переплетаются и составляют своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты природы весной.

Список использованной литературы:

1. Н. Любимов. Ж –л «Русская речь», 1978, №1

Ж — л «Новый мир», 1970, № 12

3. Л. Озеров «А.А. Фет» (о мастерстве поэта) Знание. М., 1970

4. Н. Сухова « Лирическая поэтика Фета» Л. Наука.1994

5. Афанасий Фет. Стихотворения Эксмо, 2005 год

Благодаря тому, что Фет много лет прожил в деревне, он любил и тонко понимал природу. Поэтому более поло­вины его произведений полны описаний лесов, лугов, полей и других великолепных пейзажей, окружавших Афа­насия Афанасьевича в детстве. Эти стихотворения живопи­сали красочные, натуралистические, насыщенные конкрет­ными приметами картины родной природы.

В мельчайших деталях прекрасных сельских ландшаф­тов находили отражение мимолетные настроения, оттенки человеческих чувств: “и темный бред души, и трав неясный запах” гармонично сливались для поэта в нечто целое. Му­зыкальность поэтического языка позволяла верно передать внутреннее состояние автора – восторг, умиротворенность, изумление и т. д.

Человек в стихах Фета живет в одном ритме с природой: пробуждается и ликует (“Я пришел к тебе с приветом…”, 1843), мечтает и фантазирует (“Уж верба вся пушистая…”, 1844), погружается в думы и грезы (“Еще весна – как буд­то неземной…”, 1847), открывает нежность любви (“Шепот, робкое дыханье…”, 1850). Психологизм в творчестве Афана­сия Афанасьевича

совмещался с утонченным лиризмом и со­ставлял ключевую тему всей литературной деятельности.

Поэт никогда не обращался к животрепещущим соци­альным вопросам: он не критиковал власть, не взывал к борь­бе за народное счастье. Тайны бытия природы и внутреннего мира человека полностью поглотили внимание Фета, вытес­нив из его сердца политические и общественные проблемы.

Многие современники критиковали Афанасия Афа­насьевича за такое “равнодушие” и называли его “певцом соловья и розы”, не осознавая, насколько важно познать и понять разные грани человеческого Я, чтобы приступить к борьбе за преобразование общества. Ведь такая борьба не­изменно сводится к ломке личностей. Например, в стихот­ворении “Вдали огонек за рекою…” (1842) поэт вскрывает глубинные мотивы, вынуждающие человека среди тиши и благодати пускаться в путь. Это неутолимая жажда дви­жения к мечте, предстающей в виде манящего огонька:

Да что же? Зачем бы не ехать?

Дождешься ль вечерней порой

Опять и желанья, и лодки,

Весла, и огня за рекой?

Фет, таким образом, оказался глубже и выше своих не­дальновидных критиков, а потому с полным правом занял видное место среди плеяды великих русских поэтов.

Глоссарий:

  • анализ лирики фета
  • Анализ стихотворения Фета уж верба вся пушистая
  • анализ стихотворения фета ещё весна как будто неземной
  • анализ стихотворения фета деревня
  • лирика фета анализ

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Немало стихотворений Фет посвятил приходу весны. Одно из них – “Уж верба вся пушистая…”. Нередко в искусстве зима связывается со сном природы. Весна же олицетворяет...
  2. Моим любимым стихотворением великого русского поэта является его произведение “Я пришёл к тебе с приветом…”. Считается, что из всех поэтов России, изучать Фета наиболее сложнее...
  3. Стихотворение А. А. Фета “Какая грусть! Конец аллеи…” рисует зимний пейзаж. Он метафоричен (“Опять серебряные змеи Через сугробы поползли”), овеян авторской фантазией. Взгляд лирического героя...

Наталия Искусственный Интеллект (368007) 1 год назад

Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.


До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,


Средь природы разнеженной мы,
Как видало ходившее низко
Нас холодное солнце зимы?

Среди тех оценок и отзывов, из которых складывалась в эти годы столь высокая поэтическая репутация Фета, есть один, который можно назвать венцом его поэтической славы,- это краткое, но «дорогого стоющее» выражение Льва Толстого: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» Ценность этого отзыва тем более велика, что его вызвало одно из тех стихотворений, которые составляют самую сердцевину фетовского творчества - его «весенние песни».

Торжество весны» неотделимо у Фета от веры, что «как мир бесконечна любовь»; а «любовь» и «кровь» - вечная пара, и поэт не смущается «банальностью» рифмы, ибо чувствует это сердцем:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь.

Фетовские весенние стихотворения поражали читателя стихийной силой любовного влечения: «Смело можно сказать, что на русском языке еще не бывало подобного изображения весенней неги, доходящей до болезненности».

Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли»

Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее.

Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – «Уж верба вся пушистая», «Еще весны душистой нега», «Я пришел к тебе с приветом», «Первый ландыш», «Глубь небес опять ясна», «Еще весна, - как будто неземной», «Еще майская ночь», «Что за вечер! А ручей». Большинство из них проникнуто восторгом, связанным с приходом весны. Лирический герой, как и окружающая его природа, приветствует происходящие перемены. Возможно, он не до конца осознает, почему весна рождает в его душе подобные эмоции, что не мешает отдаваться им полностью.

Стихотворение «Весенние мысли» начинается с позитивной ноты. Герой склонен воспринимать весну как время надежд, любви. Первые четыре строки произведения посвящены описанию пейзажа. Поэт рассказывает о летящих издалека птицах, расторгающих лед берегах, теплом солнце, ожидающем, когда расцветет душистый ландыш. Во второй строфе нашли отражение душевные переживания лирического героя. Пейзаж, который он наблюдает, рождает светлые чувства и эмоции.

Волнуется его сердце, кровь приливает к щекам. Кажется, бесконечная как мир любовь совсем близко, вот-вот придет и затянет в свой водоворот. Настроение третьего четверостишия несколько отличается от настроения, царившего в первых двух. Из финальной строфы становится понятно, что зимой у лирического героя были близкие отношения с некой женщиной. Скорей всего, между ними произошел разлад. Теперь мужчина не уверен, что весной, средь природы разнеженной они вновь станут близки. Тем не менее, его не оставляет надежда на грядущее счастье.

«Весенние мысли» А.Фет

«Весенние мысли» Афанасий Фет

Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет.

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.

Но сойдемся ли снова так близко
Средь природы разнеженной мы,
Как видало ходившее низко
Нас холодное солнце зимы?

Анализ стихотворения Фета «Весенние мысли»

Зачастую весна в лирике выступает в качестве олицетворения возрождения, пробуждения, символа появления на свет новой жизни. Это время года приносит с собой радость и необыкновенный душевный подъем, дарит надежду на лучшее будущее. Множество стихотворений посвятил весне Фет. В их числе – «Уж верба вся пушистая…», «Еще весны душистой нега…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Первый ландыш», «Глубь небес опять ясна…», «Еще весна, — как будто неземной…», «Еще майская ночь», «Что за вечер! А ручей…». Большинство из них проникнуто восторгом, связанным с приходом весны. Лирический герой, как и окружающая его природа, приветствует происходящие перемены. Возможно, он не до конца осознает, почему весна рождает в его душе подобные эмоции, что не мешает отдаваться им полностью.

Стихотворение «Весенние мысли» начинается с позитивной ноты. Герой склонен воспринимать весну как время надежд, любви. Первые четыре строки произведения посвящены описанию пейзажа. Поэт рассказывает о летящих издалека птицах, расторгающих лед берегах, теплом солнце, ожидающем, когда расцветет душистый ландыш. Во второй строфе нашли отражение душевные переживания лирического героя. Пейзаж, который он наблюдает, рождает светлые чувства и эмоции. Волнуется его сердце, кровь приливает к щекам. Кажется, бесконечная как мир любовь совсем близко, вот-вот придет и затянет в свой водоворот. Настроение третьего четверостишия несколько отличается от настроения, царившего в первых двух. Из финальной строфы становится понятно, что зимой у лирического героя были близкие отношения с некой женщиной. Скорей всего, между ними произошел разлад. Теперь мужчина не уверен, что весной, средь природы разнеженной они вновь станут близки. Тем не менее, его не оставляет надежда на грядущее счастье.

Во всех трех строфах Афанасий Афанасиевич повторяет слово «снова». Благодаря этому у читателя появляется ощущение круговорота жизни, постоянной повторяемости вещей и явлений. Каждый год приходит весна, тает снег и тянутся к теплому солнцу растения, каждый год люди влюбляются и расстаются. Мир существует по законам, действующим сотни лет. Меняются незначительные детали, первоосновы остаются незыблемыми. Лирический герой – лишь песчинка в огромной вселенной, малая часть вечного круговорота. Впрочем, и он имеет право на счастье, на любовь, на радость, пробужденную весной.

Сравнительный анализ стихов Фета и Тютчева

Стихотворение Афанасия Фета "Весенние мысли" пропитано надеждой, предвкушением весны, ожиданием любви. И если в этом стихотворении весна представлена простым, но прекрасным явлением, то "Весна" Федора Тютчева -

Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам.

Тютчев создал некий возвышенный образ, перед которым никому не устоять.

Но если искать сходства в этих стихотворениях, то можно увидеть, что и Фет, и Тютчев прославляют весну. Только делают это по-разному.

У Фета весна приносит с собою любовь, тепло и мир. У людей "Восходит" кровь, человек начинает верить в любовь. При этом у Фета весна может причинить невольную боль "бесконечной любовью".

У Тютчева весна бессмертна. Она подчиняется лишь своим законам и правилам. Но, хоть она в некоторой степени равнодушна, весна Тютчева помогает людям:

Приди, струей его эфирной
Омой страдальческую грудь.

Эпитеты к стихотворению Фета "Весенние мысли": к берегам, расторгающим лед; солнце теплое; душистого ландыша; восходящую кровь; душою подкупленной; бесконечна любовь; средь природы разнеженной; холодное солнце. Сравнения: как мир, бесконечна любовь.

Эпитеты к стихотворению Тютчева "Весна": строгим испытаньям; светла, блаженно-равнодушна; отцветших весен; благоухающие слезы; океан безбрежный; бодрый, самовластный, животворный океан; струей эфирной; страдальческую грудь; жизни божеско-всемирной. Сравнения: свежа, как первая весна; жизнь, как океан. Метафоры: гнетет рука судьбины; томит обман; браздят чело морщины; взор сияет; много облак бродит; весен бытия; вздыхают розы(олиц.); соловей поет(олиц.); жизнь разлита; игра и жертва жизни.

В стихотворении Фета "Весенние мысли" есть вопросительное предложение (последняя строфа стихотворения). Нет ни многоточия, ни восклицательных предложений. Стих плавно льется. В стихотворении много звуков [л], [л], [р].

В стихотворении Тютчева "Весна" есть несколько восклицательных предложений, много точек с запятой, одно многоточие в самом начале второй строфы. "Весна. " Автор дает нам возможность подумать, представить ее. Также есть несколько тире. В стихотворении преобладают твердые согласные [д], [р] и шипящие [ш], [щ], [ж].

И то, и другое стихотворение мне очень понравилось. Каждое имеет свою прелесть. Хотя все же мне ближе стихотворение Фета "Весенние мысли". Уж слишком холодна и равнодушна весна у Тютчева. Читая стихотворение Фета, я представила себе русскую девушку, простую, но все же прекрасную и дарящую любовь и теплоту.

Мария 7. 2011
211122001174

Послушать стихотворение Фета Весенние мысли

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весенние мысли