Философские мотивы в лирике есенина. Сочинение «Философские мотивы лирики С. Есенина. С.А. Биография. Историческая эпоха

Базаров Василий Иванович - отец Евгения, представитель уходящего в прошлое патриархального мира, напоминанием о котором Тургенев заставляет почувствовать движение истории и более всего - драматизм этого движения. Василий Иванович отставной штаб-лекарь, разночинец по происхождению, именующий себя "плебеем". В отличие от своей жены, чья психология сближает ее со "старомосковскими" (т. е. допетровскими) временами, он строит свою жизнь в духе просветительских идеалов - живет независимо и бескорыстно, трудится, пытается следовать за научным и общественным прогрессом. Но стремительность и "разрывчатость" происходящих перемен таковы, что Василий Иванович отделен непреодолимой пропастью от ближайшего следующего поколения, к которому принадлежит его сын. Это вносит в его жизнь глубокую драму. Безмерная отцовская любовь не встречает необходимого отклика и становится источником страданий. Смерть сына приводит Василия Ивановича на грань богоборческого бунта. Но, подобно Иову (библейские ассоциации здесь очевидны), герой смиряется.

    Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою...

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

    Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» как нельзя лучше раскрывает умение писателя угадывать «новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание». Носителем этих идей в романе выступает демократ-разночинец Евгений Базаров. Оппонентом героя...

  1. Новое!

    Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод Слетами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался, Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто...

  2. Центральное место в романе Тургенева “Отцы и дети” занимает Евгений Васильевич Базаров. На нем сосредоточено все внимание романа. Базаров - сын уездного лекаря, нигилист, изучавший точные науки и медицину. Отец не мог полностью обеспечить сына,...

В романе Тургенева «Отцы и дети» в одном ряду с героями переднего плана показаны и родителя Базарова. И если о матери Евгения автор упоминает не так много сведений, то образ отца Базарова дан развернуто, что во многом помогает понять сюжетную линию произведения.

Василий Базаров

В молодости Василий служил военным фельдшером. Женился на тихой и скромной девушке, которой принадлежала деревушка, где они прожили всю жизнь. После ухода со службы, Василий Базаров медицину не бросил, стал уездным лекарем и лечил крестьян в округе. Его суетливость говорит о желании быть полезным. Он верит в Бога, но не так явно, как жена. Он скрывает от нее свою веру, может быть потому, что стремиться быть мужчиной в семье. А настоящим мужчинам не положено быть верующим и сентиментальным.

Он очень добрый и милый пожилой человек, старающийся казаться современным. Но все нововведения для него в тягость и прекрасно видно, что это человек старой закалки, в большей степени консерватор, чем либерал. Старается поддержать разговор с Аркадием и Евгением, но быстро понимает бесполезность этих усилий.

Зная нелюбовь сына к проявлению чувств, отец Базарова стремится быть с ним суровее. Он пытается показать свою смелость и выдержанность, прикрикивая на Арину Власьевну. И только в разговорах с Аркадием, Базаров старший может позволить себе проявлять гордость за сына. Похвала в адрес Евгения, прозвучавшая из уст Кирсанова, настоящая радость, которая тешит его родительское тщеславие.

Отец Базарова, характеристика которого помогает понять всю ничтожность нигилистических взглядов его сна, до конца верит, что сын изменится. А когда он понимает, что все уже поздно, он старается всячески облегчить последние минуты умирающего. С женой он с восхищением и надеждой встречает Одинцову, надеясь на чудо, которого не произошло.

Смерть единственного и обожаемого сына надломила отца Базарова, но он сумел пережить. И помогло ему чувство любви, которое так отрицал его сын. Автор сумел раскрыть сильный образ мужественного пожилого человека – отца Базарова «Отцы и дети» как роман – яркое тому подтверждение.

Тест по произведению

И.С.Тургенев обладал удивительной интуицией. Гениальность писателя заключается в том, что он умел чутко вслушиваться в российскую жизнь и находить в ней ростки нового, самого актуального. Так в конце 50 — начале 60 годов он увидел в России новый тип героя, который приходил на смену герою-дворянину.

Образ Базарова — новый герой русской литературы

Первый героем в галерее таких образов в творчестве писателя стал Евгений Базаров.

На смену герою-дворяниу приходит герой-разночинец

И.С.Тургенев писал в статье «По поводу «Отцов и детей»:

В этом замечательном человеке (прототипе Базарова) воплотилось… едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно.

Детство Базарова

О детстве героя мы знаем очень мало. Мы узнаем, что его дед был крепостным

«Мой дед землю пахал»,

с гордостью заявляет герой.

Брак родителей его был основан не на любви. Но, вчитываясь в портреты Арины Власьевны и Василия Ивановича, мы понимаем, что они уважают друг друга, безумно любят своего Евгения, потому можно предположить, что все, что было необходимо, чтобы дать сыну образование, воспитать его, родители Базарова сделали.

Отец героя — бывший полковой лекарь. Евгений занимается в университете медициной, значит, какое-то влияние на это оказал и Василий Иванович. Вообще о прошлом других героев Тургенев говорит много и охотно, но прошлом этого персонажа мы знаем мало. Может быть, потому, что не прошлое определяет суть героя, а настоящее. Мы знаем, что он учится в университете, но все персонажи романа, даже противники героя, сознают, что не медицина станет предметом его будущей выдающейся деятельности.

Базаров — разночинец

И этим, пожалуй, все сказано. Он человек, который сам себя сделал. Он человек дела. Недаром же Тургенев пишет о времяпровождении в Марьино:

«Аркадий сибаритствовал, Базаров работал».

Евгений прежде всего очень сильный человек. Эту новую силу чувствуют все герои романа. Его сила проявляется во всех его поступках: в несчастной любви, в категоричности утверждений, в отношении к другим людям и, конечно же, в смерти. Недаром писал:

«Умереть так, как умер Базаров, значит совершить великий подвиг».

Образ Евгений Базарова как человека дела

Он по-своему добр. Вспомним хотя бы сцену первой встречи героя и Аркадия с Фенечкой. Она, мать, прежде всего отмечает, как спокойно пошел ребенок на руки к Евгению. Дети ведь очень чувствуют суть человека. Он — врач. И эта суть врача проявляется во в его образе всем:

  • в отношении к обитателям Марьина,
  • в том, как он помогает раненному на дуэли Павлу Петровичу,
  • в том, что и умирает он, заразившись при вскрытии тифозного трупа.

Евгений горд. Его отношения с Одинцовой после объяснения вызывают к нему уважение. Он может быть трогателен с родителями, именно о них он думает перед смертью (уважая их отношение к религии, он просит Одинцову утешить Арину Власьевну). Он, отвергающий всякие чувства способен на большую любовь. Он, отвергающий всякие нравственные нормы, в сущности, живет по высоким нравственным законам. Но во всем, где и как проявляет себя герой, отражается его приверженность теории нигилизма.

Базаров — нигилист

Поэтому Тургенева чрезвычайно интересуют те идеи, которые проповедует его персонаж. Базаров называет себя нигилистом, то есть человеком, который ничего не признает. В романе он проповедует идеи позитивистов середины ХIХ века, провозгласивших примат практики над умозрительностью. Чувствуется в отношении Евгения к искусству и влияние эстетической концепции

(«Прекрасно то, что полезно»).

Герой отвергает прежде всего то, что не поддается опытному исследованию.

Чувств нет, есть физиология. Нет любви, а есть физическое влечение. Нет «загадочного взгляда», есть хрусталик, роговица, преломление света… и только.

Для Базарова — практика есть критерий истины

Практика является для него критерием истины. Эксперимент — единственный способ изучения природы. При этом искусство и красота оказываются понятиями ненужными. Практицизм позиции в образе Базарове выражен в его словах:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Евгений Базаров как человек идеи

Этим он интересен и писателю, и читателю. Но его идеи бесплодны, в основе их разрушение, именно в этом видит герой свое назначение («место расчистить», что напоминает слова русского перевода «Интернационала» — «до основанья»). Позиция главного персонажа романа неприемлема для Тургенева.

Сила характера Базарова проявляется в сценах смерти

Сила характера Базарова-человека проявляется в сценах смерти. Во-первых, смерть — это то, что нельзя отрицать. Так вечная природа спорит с человеческими теориями. Во-вторых, в смерти Евгений и становится человеком, чутким, нежным, поэтичным, мужественным. Примечательна фраза, сказанная им перед смертью:

«Я нужен России… Нет видно, не нужен.»

Так сам герой отвечает на вечный вопрос русской действительности и русской литературе — вопрос о герое времени. В эпилоге романе Тургенев, описывая могилу Базарова, говорит о вечности природы и суетности человеческой жизни.

Наша презентация

Феномен поэзии С.А.Есенина состоит прежде всего в том, что он соединил, по мысли Георгия Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего». Лирический герой Есенина философски размышляет над происходящим в России, пытается определить место человека, его духовные и нравственные ориентиры в cложное для Родины время, обращаясь то к временному, то к вечному. С удивительной искренностью и исповедальностью поэт покаянно выносит на суд читателя свою духовную борьбу, свои заблуждения. В этом можно разглядеть духовное мужество Есенина, ставящего важнейшие вопросы человеческого бытия в предельной откровенности. Особенностью философской лирики поэта является и то, что она запечатлевает духовный путь поэта с ошибками и прозрениями, характерными для человека его поколения. Поэт философски осмысляет путь человека только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.

Лирический герой поэзии С.А.Есенина проходит путь трудной духовной эволюции, которую мы будем рассматривать в логике условного разделения его творчества на этапы: 1)дооктябрьская лирика(до 1917),2) послеоктябрьская лирика (1 ступень (1918-1919,2 ступень (1920-1921,3 ступень(1922-1925)). Вопросы, которые решает в своем творчестве поэт, разнообразны:

роль поэта и назначение искусства,

жизнь и смерть,

любовь и дружба,

проблема духовного выбора,

Но главной для него все же остается

задача отношений человека и Бога, то есть вопрос веры.

Ранняя лирика Есенина собрана в сборнике «Радуница», что означает день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так величали на Руси и первые весенние дни. В самом названии мы видим метафору: вера в вечное воскресение всего живого, ассоциация с весной, порой любви и цветения. В творчестве данного периода широко представлена христианская символика(березы – «большие свечки», ели – монашки, ветер – схимник) и связь с фольклором. В сборнике стихотворений «Радуница» поэт размышляет о красоте родного края, о гармонии, царящей в природе (Стихи: «Гой, ты, Русь моя родная…», «Край любимый. Сердцу снятся…», «Сыплет черемуха снегом…»). Читая эти стихи, мы видим, что поэта привлекают темы и образы, связанные с христианским бытом. Есенин передает в художественном образе главную составлюющую русской ментальности – соборность. Весь тварный мир у Есенина - храм, как и сама природа. Все это создание Господа:

Земля моя златая // осенний светлый ХРАМ…

Тихой и светлой радостью проникнуты ранние стихи, кротость и смирение лирического героя перед красотой Божьего мира пронизывает его мироощущение.

В стихотворении «Бегство» (1915) мы наблюдаем мотив духовного соблазна, с которым борется лирический герой:

Храня завет родных поверий –

Питать к греху стыдливый страх,

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

…Как об ножи стальной дорогой

Рвались на камнях сапоги,

И я услышал зык от Бога:

«Забудь, что видел, и беги!»

Приезд в Петербург стал для молодого Есенина духовным распутьем.В петербургский период жизни молодого поэта, попавшего в гущу событий Серебряного века, соблазн религиозной мистики в духе символистов Мережковского, Гиппиус, А.Белого был достаточно серьезным искушением. Неохристианские идеи пронизывали сознание творческой интеллигенции, в общение с которой вступает поэт.В стихотворении «Бегство» показано зыбкое состояние лирического героя, которому необходимо сделать правильный выбор. Лирический герой принимает решение быть с Богом. Влияние православия на ранний период творчества Есенина неоспоримо, как и неоспорима светлая позитивная энергетика его поэзии этого периода:

Чую радуницу Божью –

Не напрасно я живу,

Поклоняюсь придорожью,

Припадаю на траву.

Между сосен. Между елок,

Меж берез кудрявых бус,

Под венком в кольце иголок

Мне мерещится Исус.

В преддверии революции мироощущение поэта связано с православием.
Следующий этап в лирике Есенина наглядно демонстрирует нам духовный раскол и пути его преодоления поэтом и его лирическим героем.

2. Послеоктябрьская лирика.

Законы духовной жизни, направляющие судьбу каждого человека, создают решение многих философских проблем и определяют основные мотивы его творчества. В 1917 году происходит духовный переворот в сознании поэта, который

«с крестьянским уклоном принимает революцию». Россию охватывает духовное помрачение, которое монахи Оптиной Пустыни определили как массовое беснование. Духовное помрачение входит и в сознание поэта, отражаясь на его творчестве. В стихотворении «Инония», например, поэт пишет шокирующие нас строки: « Тело, Христово тело // выплевываю изо рта». Кощунство этой фразы бесспорно, но что так резко меняет мироощущение лирического героя? В чем причина такой метаморфозы в его сознании? Круговорот событий, духовное помрачение, охватившее страну, вирусом проникают в душу поэта, рождая в его сердце сомнение.Но сомнение нередко посещает даже верующих людей, а мировоззрение человека часто укрепляется в процессе духовных мук. Однако сомнение не всегда приводит к истине. Эти духовные борения мы и наблюдаем в поэзии Есенина данного периода. Его лирический герой впитывает богоборческие мотивы, характерные для живой действительности, расколовшей общество после революции 1917 года. С имажинистами (имажинизм рождается в 1919г, Есенин становится членом данного модернистского течения в литературе Серебряного века) связывают такой скандальный поступок Есенина, как роспись наружной стены Страстного монастыря строчкой из своей поэмы «Преображение»: «Господи, отелись!» Эту строчку восприняли как богохульство, однако поэт вкладывал в нее совсем иной смысл, нежели чем тот, который воспринимался буквально. Словом «отелись» Есенин призывал Господа «войти в тело», то есть воплотиться. Именно так сам поэт трактовал эту строчку своему другу поэту Орешину. И, тем не менее, данная ситуация не может восприниматься позитивно, так как любого содержания строки на стене монастыря – богохульство. Лирический герой вступает в пору духовного раскола. Наиболее глубоким кризисом можно отметить стихотворения 1920 – 1921 гг «Исповедь хулигана», цикл «Москва кабацкая» и др. стихи 1920-х гг. говорят о мучительном духовном надломе, который произошел тогда с Есениным. В лирике этого периода начинают звучать мотивы прощания с молодостью, предощущения гибели, душевной усталости и рока («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «куда несет нас рок событий», «трубит, трубит погибельный рог»). Но с 1922 года в творчестве Есенина появляется мотив покаяния. Совесть побуждала поэта к исповеди за ошибки прежних лет, в чем он сам признавался поэту Всеволоду Рождественскому: « Пишу не для того, чтобы что-то выдумать. А потому, что душа просит. Никого ничему не учу, а просто исповедуюсь перед всем миром, в чем прав и в чем виноват».

Раздумья о собственном несовершенстве,чувство вины, раскаяние в слишком легком отношении к жизни и к своей миссии на земле – мотивы, которые составляют стержень философской лирики Сергея Есенина 1922-1925гг. Его лирический герой подходит к зрелому осмыслению своего духовного пути. Это находит отражаение в его стихах: « Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Не жалею, не зову, не плачу», «Гори, звезда моя. Не падай», «Мы теперь уходим понемногу». Настроение лирического героя того периода хорошо передают строки из стихотворения «Жизнь – обман с чарующей тоскою..»:

Жизнь – обман с чарующей тоскою.

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена….

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

В 1923 году в письме к поэту Кусикову Сергей Александрович напишет: «Перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской…» Осмысление исторических реалий выливается в поэму «Страна негодяев», привезенную Есениным из-за границы. Гражданское и духовное мужество в стране большого террора – понимать смысл происходящего. Строчка: «Друг мой. Друг мой, прозревшие вежды // закрывает одна лишь смерть» - становится пророческой в судьбе поэта.

Особое место в философской лирике Есенина занимает поэма «Черный человек», где доминирует мотив смерти. Разговор с черным человеком – диалог с собой, со своим отражением в зеркале. Черный человек – реминисценция из пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери». Традиционно данный образ воспринимается как предвестник гибели. Обреченность и ощущение страха лирического героя в поэме вполне оправданы, так как Россия 20-х гг. ХХ века охвачена волной «большого террора». В стихотворении Мандельштама о более позднем историческом периоде в жизни страны будет сказано: «…жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных». Черный гость – это художественный образ, который соединяет в себе как внутренний раскол героя, так и обстоятельтва(страна охвачена арестами, массовым террором), позволяющие герою ощущать возможность вторжения в свою жизнь извне. Состояние героя выходит за рамки душевного равновесия. Он испытывает страх и раздражение одновременно. Исповедальность поэмы налицо: построенное в форме диалога, произведение воссоздает сложность духовных прозрений и глубину страдания лирического героя при осознании им ошибок своей жизни и истинного значения судьбы на фоне трагической истории Родины. Предъявляя жестокий счет за прожитую жизнь, черный человек иронизирует, о он мешает истинному покаянию героя, приводит его к бешенству, отчего трость летит в зеркало и разбивает его.В финале поэмы мираж рассеивается, уходят страх и раздражение, но одиночество берет верх: « Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало… ». К каким философским выводам приводит нас Есенин в поэме «Черный человек»?

Немаловажным будет напомнить, что первый вариант поэмы Есенин читал свои друзьям уже в 1923 году по возвращении из-за границы, где его поразил цинизм и духовная опустошенность людей. Поэт приодит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе, так и вовне при его богооставленности. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.

Мы проследили эволюцию лирического героя поэзии Есенина в решении сложных философских вопросов. Нет необходимости говорить о жизни поэта со страстями, ошибками, грехами, падениями, заблуждениями. В горниле сомнений росла философская зрелость Есенина. Но можно сделать главный вывод о поэте. Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное и могущественное в его творчестве.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Осознание человеком своего места в мире, уход от суетного к вечным истинам – вот путь лирического героя Есенина, так точно обозначенный в последней цитате из стихотворения «Не жалею, не зову. Не плачу..».


Для многих из нас Сергей Есенин — певец русской природы, мастер любовной лирики, автор стихов о бесшабашной юности. Однако при более внимательном прочтении в простых, а порой и наивных, как кажется, есенинских образах открывается более глубокий смысл.

Уже в самых ранних стихах Есенина чувствуется особое понимание поэтом природы. Она предстаёт не как статичный фон, но как живой мир, в котором каждая травинка и каждый лепесток способны грустить и радоваться, мыслить и любить. Это зелёный храм, в котором ивы («кроткие монашки») молитвенно перебирают чётки, а берёзы стоят, «как большие свечки». В образах природы поэт нередко видит своё отражение. Его душа — цветущая яблоня, любовь — душистая липа, разлука — алая и горькая рябина. В одном из более поздних стихотворений поэт уподобляет себя дереву: так же, как и «старый клён на одной ноге», он оберегает от лиха дорогую ему «голубую Русь», охраняет сё чистоту.

Образ дерева занимает важное место в лирике поэта. Философское восприятие природы раскрывается и в прозаическом произведении Сергея Есенина «Ключи Марии», где возникает мифический образ мирового дерева, на котором «растут» Луна, Солнце, звёзды и планеты. Это дерево, в истолковании автора, есть источник силы и начало жизни.

Для зрелых стихов Есенина характерен оттенок тоски. Рисуя осенние хмурые пейзажи, когда природа уже утратила яркость и свежесть и готовится к долгому сну, поэт размышляет о родине, о её судьбе и о собственном пути. Он чувствует, что прежняя жизнь, которая была ему так мила, уходит бесследно. В стихотворении «Я последний поэт деревни» слышится уже почти безысходный трагизм. Здесь образы природы предстают предвестниками неминуемой беды. Берёзы, кадящие листвой, справляют прощальную панихиду; «луны часы деревянные» отстукивают последние минуты; ветер отплясывает прощальный танец. Поэту горько сознавать, что «злак овсяный, зарёю пролитый», будет собирать чёрная горсть железного гостя, но он не отделяет своей судьбы от судьбы родины, ожидая, что вскоре прогремит и его «двенадцатый час».

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» звучит мотив грусти об ушедшей молодости. Поэт понимает, что он «увяданья золотом охваченный»; прежние бесхитростные радости утрачены. Подводя итог своим размышлениям, он говорит:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с яблонь листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло отцвесть и умереть.

Таким образом, концовка стихотворения получает философское звучание: в словах поэта нет ни обиды, ни горького пессимизма. Он благословляет естественный ход бытия, никого ни в чём не обвиняя. Тема смирения перед непреложным законом жизни стала лейтмотивом зрелой есенинской лирики:

Вот так же отцветём и мы

И отшумим, как гости сада:

Коль нет цветов среди зимы,

Так и грустить о них не надо.

Или:

Мир тебе, отшумевшая жизнь,

Мир тебе, голубая прохлада.

Философским звучанием наполнена и любовная лирика Сергея Есенина. Переосмысливая свою жизнь, поэт понимает: то, что по-настоящему нужно ему, — это светлая и искренняя любовь.

«Мне бы только смотреть на тебя, видеть глаз злато-карий омут», — говорит он, признаваясь, что впервые за долгое время «запел про любовь» и «отрёкся скандалить». В другом стихотворении поэт грустит о том, что не сберёг себя «для тихой жизни, для улыбок».

В более поздних произведениях Есенина чувствуется мотив утраты настоящей любви и разочарования в том чувстве, которое выдаётся и принимается за неё, которое — лишь «снег» да «иней» вместо белого липового цвета.

В поэме «Цветы» философский настрой поэта проявляется в образах самих цветов — в каждом из них раскрывается какое-то чувство или черта характера. Цветы — это люди, которые «и в солнь, и в стыть способны ползать и ходить».

На протяжении всей своей творческой жизни Есенин пытался осмыслить соотношение вечного и преходящего, повторяющегося и неповторимого. Каждое новое поколение, вступая в мир, задаётся этими вопросами. Поэтому стихи Есенина, исполненные самых разных чувств, не перестают волновать нас.