Флот болгарии в первой мировой войне. Вооруженные силы болгарии

День военно-морских сил Болгарии ежегодно отмечается во второе воскресенье августа и поводом дл этого послужило событие 12 августа 1879 года, когда на четырех российских военных кораблях «Опыт », «Взрыв », «Пордим » и «Горний Студен », пришвартованных в порту Руссе, под государственный гимн, был поднят болгарский флаг. Этот торжественный акт ознаменовал рождение болгарского военного флота.

Как правило, второе воскресенье августа это лишь кульминация празднования Дня флота Болгарии. По существу, вся неделя, предшествующая празднику, исполнена событиями, так или иначе связанными с морем и морским флотом. Поэтому в Болгарии люди давно называют эту неделю «Праздник моря». В это время в стране проводятся смотры военных кораблей, проводятся различные выставки, а армейские оркестры дают концерты.

Праздник моря отмечают как в Варне, Бургасе, так и в придунайских городах - Руссе, Видин и Силистра. Традиционно праздничные мероприятия начинаются в городе Руссе с возложения венков к могиле моряка, а заканчиваются в городе Варне, где проводится военный ритуал торжественного поднятия флагов на кораблях военно-морских сил на территории Морского порта. В рамках чествований проводится ритуал военной присяги молодого призыва, а выпускники Морского училища получают свое первое офицерское звание.

Учитывая, что большинство стран черноморского бассейна, в определенной мере, уже прошли кризисный период и приступили к строительству современных флотов, некоторым морским державам еще можно порекомендовать посмотреть на опыт развития болгарского флота.

состав военно-морских сил Болгарии

Боевой состав ВМС Болгарии подводная лодка «Слава » проект 633, фрегат «Дръзки » класса «Wielingen », корвет «Смели » проекта 1159, корветы «Летящи », «Бдительни », «Бесстрашни », «Храбри » проекта 204, корветы «Решителни », «Бодри » проекта 1241.2, средние «Сириус » и «Антарес » проект 770, семь малых десантных кораблей проекта 106К, базовые тральщики «Бриз », «Шквал », «Прибой », «Шторм » проекта 1265Э, рейдовые проекта 257Д «Искар », «Зибар », «Добротич », «Евстати Винаров », четыре рейдовых тральщика проекта 1258, шесть рейдовых тральщиков проекта 1259, два катера-тральщика проекта 501, проекта 1241.1Т «Молния», ракетные катера проекта 205Э «Урагон », «Гръм », «Светкавица », «Смерч », «Буря », «Тайфун ».

корвет «Решителни»

подводная лодка «Слава» проекта 633

корвет «Смели» проекта 1159

Военно-морские силы Болгарии организационно включают две военно-морские базы, пункт базирования и другие части и подразделения. В военно-морской базе Атия (п. Бургас) дислоцируются дивизионы патрульных кораблей, тральщиков и вспомогательных судов, а в Варне базируются дивизионы подводных лодок, патрульных кораблей, тральщиков и вспомогательных судов. Легкие силы военного флота Болгарии, состоящие из двух дивизионов ракетных катеров, базируются в порту Созопол.

Сегодня строительство военно-морских сил Болгарии осуществляется в соответствии с «Планом модернизации и принятия на вооружение новых систем вооружения и военной техники на период до 2015 года » утвержденным правительством Болгарии в мае 2004 года. В военно-морской базе Зее-Бюрге 21 октября 2005 года национальный военно-морской флаг был поднят на фрегате «Дръзки ». Пополнение корабельного состава осуществляется не только за счет иностранной военно-технической помощи. На верфи в Варне для национального флота строится четыре новых корвета. В ближайшее время военный флот Болгарии пополнится и другими современными видами вооружений: достигнута договоренность с французской компанией «Eurocopter » о закупке шести новых вертолетов корабельного базирования; на вооружение ВМС поступят также автомобильная техника, комплексы радиационной и химической защиты, системы наблюдения за надводной и воздушной обстановкой. Среди одиннадцати приоритетных проектов, предусмотренных планом перевооружения и модернизации национальных вооруженных сил, является закупка и строительство малых военных кораблей класса « ».

К середине 1980-х годов военно-морские силы Болгарии строились как элемент системы безопасности организации Варшавского договора по советскому образцу. Поэтому, достаточно гармоничный на первый взгляд состав ВМС Болгарии имеет существенный недостаток: большинство универсальных кораблей дальней и ближней морской зоны не являются такими по составу вооружения. «Корветы» проектов 204, 1159, 1241.2 ВМС Болгарии являются ни чем иным как малыми противолодочными кораблями советской постройки. Выражаясь техническим языком на вооружении этих кораблей нет ударного ракетного комплекса, что суживает их функциональность, и делает невозможным выполнение значительной группы заданий возлагающихся на корабли данного типа.

Совокупность всех войск Республики Болгария, предназначенных для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства, образует Вооруженные силы Болгарии.

Вооруженные силы Болгарии состоят из Сухопутных войск, Военно-морских сил, Военно-воздушных сил, военной полиции, службы военной информации, службы военной топографии, службы связи и коммуникации, военно-учебных заведений, Национальной гвардейской части и резерва вооруженных сил.

По указу Совета министров № 333 от 29 декабря 2010-го принят план развития Вооруженных Сил Республики Болгария, по которому численность ВС после 2014 года составляет не менее 37 100 человек. Кроме того, в стране около 300 тыс. резервистов. Комплектование вооруженных сил производилось по призыву. Болгария — член НАТО с 2004 года.

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА БОЛГАРИИ

Сухопутные войска (СВ) Болгарии — основной компонент Вооруженных сил. После реорганизации 2015 года СВ Болгарии имеют следующий состав: Командование СВ, две механизированные бригады (одна из трех, другая из двух батальонов), логистический полк, артиллерийский полк, инженерный полк, полк спецназа, разведывательный батальон, отдельный механизированный батальон, батальон ЯХБЗ (ядерной, химической, биологической защиты), батальон гражданско-военного сотрудничество CIMIC, географического обеспечения и психологических операций, учебный полигон «Корен». Списочная численность Сухопутных войск составляет не менее 26100 человек.

На вооружении СВ стоит в основном старая советская техника. В качестве стрелкового оружия используются автоматы AK-47/AR-M1 болгарского производства. Имеется множество переносных противотанковых и зенитно-ракетных комплексов.

В отличие от стран Балтии, у Болгарии есть тяжелая бронетехника и даже тактические ракеты ОТР-21 «Точка» (18 единиц). Танки представлены различными модификациями Т-72 (80 единиц, еще около 200 находятся на консервации). В резерве имеется 400 совсем «древних» Т-55АМ2 (состояние неизвестно). Большое разнообразие бронированных транспортных средств: по 150 единиц БТР-60ПБ-МД1 и МТ-ЛБ, около 130 единиц БМП-23 и БМП-1. Есть 12 машин разведки БРДМ-2 и 24 самоходных противотанковых комплекса «Конкурс» на той же базе.

По поставкам НАТО СВ Болгарии получили 900 внедорожников «Мерседес-Бенц» G-класса. 52 «Хаммера», 25 бронированных внедорожников «Сэнд Кэт» и четыре бронированных грузовика высокой проходимости «МаксПро».

На вооружении артиллерии стоит: более пятисот 122-мм самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика», около ста установок залпового огня БМ-21 «Град». Около двухсот 152-мм пушек Д-20 и более ста 100-мм противотанковых пушек МТ-12. В наличии более двухсот болгарских самоходных 120-мм минометов «Тунджа-Сани». Болгария имеет сильную, хотя и устаревшую наземную ПВО. В ее составе: ЗРС С-75 (18 пусковых установок), С-125 (30), С-200 (10), С-300ПС (10). Войсковая ПВО включает не менее 20 ПУ ЗРК «Квадрат», 30 «Круг», 24 «Оса», 20 «Стрела-10»; также 50 ЗРК «Стрела-1» находятся на хранении. Зенитная артиллерия — 27 ЗСУ-23-4 «Шилка», 100 ЗСУ-57-2, 300 ЗУ-23, 16С-60.

ВОЕННО-МОРСКИЕ СИЛЫ

Военно-морской флот Болгарии — род вооруженных сил. Основная цель ВМФ заключается в обеспечении неприкосновенности морских границ и сохранении суверенитета морской зоны. ВМС Болгарии преимущественно состоят из судов второго и третьего ранга, предназначенных для береговой охраны и патрулирования.

Структура ВМС следующая: штаб-квартира флота (г. Варна), военно-морские базы Варна и Атия (в Бургасе), три отдельные подразделения (подводных лодок, морских вертолетов военно-воздушной и морских пехотинцев), подразделения для обеспечения соединений, подразделения для материально-технического обеспечения; военно-морская академия; морской учебный центр.

В соответствии с требованиями разумной достаточности и оборонительной военной доктрины Болгария имеют небольшой, но современный и сбалансированный флот численностью около 3500 человек, включая 260 человек в морской авиации.

ВМС имеют в своем составе три фрегата типа «Вилинген» производства Бельгии, один фрегат пр. 1159, два корвета пр. 1241П советской постройки, один советский ракетный катер пр. 1241 и четыре пр. 205, один бельгийский тральщик типа «Трипартит», шесть советских тральщиков пр. 1259.2, три пр. 1265, четыре пр. 1258 и четыре пр. 257, один десантный корабль польской постройки пр. 773. Морская авиация включает три французских вертолета AS.565. Шесть советских вертолетов-амфибий Ми-14 находятся в резерве.

В начале августа 1879 года Российская империя передала Болгарии штаб и плавсредства русской Дунайской флотилии, ещё три катера болгарской стороне передало инженерное ведомство. В результате, 12 августа 1879 года в городе Русе была создана болгарская Дунайская военная флотилия численностью 9 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов, в состав которой вошли пароходы «Опыт», «Горный Студенъ», «Пордим» и «Взрыв», шхуна «Келасура», катера «Птичка», «Олафчик», «Варна», «Ракета», «Мотала», «Фардинг» и «Бавария» .

В январе 1881 года в Русе было открыто Морское училище (ставшее первым техническим учебным заведением в стране), в котором началась подготовка кадров для военно-морских сил .

В 1882 году в состав флота была передана яхта «Александр I» французской постройки .

В 1883 году в Русе при Морской части были созданы библиотека и музей флота .

В 1884 году на вооружение Дунайской флотилии были приняты построенные в 1877 году в Санкт-Петербурге на заводе Д. Ф. Берда 16-тонные миноноски «Бычок» и «Черепаха», которые использовались в качестве патрульных катеров до середины 1930-х годов.

В 1892 году правительством Болгарии было создано государственное торговое пароходство ("Болгарское торговое пароходное дружество"). Первые два корабля для пароходства (пароходы "Болгария" и "Борис") были построены в Англии под военным наблюдением (что свидетельствовало о намерении при необходимости использовать их в военных целях) .

По состоянию на начало 1895 года военно-морские силы страны насчитывали 443 человека (17 офицеров, 8 мичманов, 8 инженеров и техников и 408 человек нижних чинов), три 550-тонных канонерки, две миноноски , 800-тонную княжескую яхту "Асен", 5 транспортных катеров и 5 иных вспомогательных судов .

В 1896 году началось сближение Болгарии и Франции, в Болгарию был направлен первый французский специалист Поль Морон, который имел задачу подготовить условия для создания болгарского военно-морского флота. Французская военно-морская миссия действовала в Болгарии с 1897 по 1908 год, её возглавил офицер Поль Пишон, дослужившийся до чина капитана І ранга в болгарском флоте, он же был и его командующим .

В 1897 году в Варне были созданы морская часть и флотский арсенал.

В 1900 году в Варну было переведено Морское училище .

В период до 1902 года на обучение в мореходные классы Российской империи были направлены 29 болгар, 13 из них после завершения обучения стали офицерами болгарского военно-морского флота .

В 1911 году флот Болгарии состоял из Дунайской флотилии (управление в Рущуке, 2 старых миноносца, 4 паровых катера, 2 транспорта, 1 яхта, 1 парусный корабль, 4 баржи и 14 понтонов) и Черноморской флотилии (управление в Варне, крейсер «Надежда», шесть 97-тонных миноносцев, 1 электрический катер, 6 паровых катеров, 1 паровая яхта, 1 парусная яхта и 3 понтона для установки мин) ; береговая оборона состояла из 4 батарей с 8 орудиями. Непосредственно перед Балканской войной 1912 года началась модернизация флота, на крейсере «Надежда» была установлена мощная радиостанция, которая во время боевых действий глушила радиосвязь осажденной турецкой Адрианопольской крепости с главным командованием в Константинополе. После начала войны береговая оборона была усилена за счёт 13 батарей полевой артиллерии из состава Видинского и Шуменского крепостного батальона. Кроме того, было произведено минирование Варненского залива, здесь было устроено минное заграждение из 214 морских мин .

8 октября 1912 года болгарская батарея береговой обороны (два 240-мм орудия «Шнайдер» обр. 1907 г. французского производства), установленная для защиты порта Варна, открыла огонь по приближавшемуся к порту турецкому крейсеру «Месидийе», вынудив его отступить .

21 ноября 1912 года отряд из четырёх миноносцев ВМФ Болгарии одержал первую морскую победу - миноносец «Дръзки » нанёс серьёзные повреждения турецкому крейсеру «Хамидие » .

Корабли болгарского торгового пароходства в ходе первой Балканской войны использовались для снабжения болгарских войск в Восточной Фракии продовольствием, фуражом, горючим и боеприпасами. Наиболее значимым был вклад парохода "Варна" (капитан В. Филев), который доставлял продовольствие и фураж в порт Деде-Агач , чем способствовал успеху действий 4-й болгарской армии на Галлиполийском полуострове .

В межвоенный период (после окончания второй Балканской войны в 1913 году и до вступления Болгарии в Первую мировую войну в 1915 году) военно-морские силы Болгарии несколько раз выполняли траление морских мин

По состоянию на начало 1915 года военно-морские силы Болгарии состояли из одного дивизиона малых миноносцев (шесть малых миноносцев типа «Дерзкий») и одного учебного судна .

25 мая 1915 года в строй вступила первая подводная лодка немецкой постройки - UB-18 («Подводник № 18 »).

4 октября 1915 года болгарские пограничники захватили 450-тонный русский колёсный пароход «Белград», перевозивший продовольствие в Сербию. В дальнейшем, пароход был вооружён 37-мм пушкой и включён в состав болгарского флота под названием «Варна». В дальнейшем, этот пароход выполнил 800 транспортных рейсов по Дунаю .

15 октября 1915 года Болгария вступила в первую мировую войну на стороне блока Центральных держав , после этого в портах Болгарии начали базироваться корабли немецкого военно-морского флота , действовавшие в Чёрном море (в том числе, подводные лодки) .

В качестве военной помощи, немцы передали Болгарии 560 морских мин, которые были выставлены в Варненском заливе и в Бургасском заливе .

Также, после того, как Болгария вступила в войну, пароход торгового пароходства "Борис" был передан в состав военно-морского флота и переоборудован в минный заградитель .

11 ноября 1916 года в районе Варны подорвался на морской мине и затонул болгарский эсминец « Шумни » .

4 мая 1917 года на минном заграждении, установленном болгарскими кораблями в Эгейском море подорвался и затонул корабль HMT « Lord Salisbury » военно-морского флота Великобритании .

После того, как 29 сентября 1918 года в городе Салоники был подписан мирный договор и Болгария капитулировала, по требованию Антанты в составе военно-морского флота Болгарии были оставлены четыре миноносца и шесть катеров, лишённых торпедного вооружения; остальные корабли должны были быть переданы странам Антанты либо уничтожены ; подводная лодка была выведена из состава флота и уничтожена.

1919-1944

В 1920 году Морское училище было выведено из подчинения военного министерства и переименовано в Морское машинное училище. В этот период в составе преподавателей училища появляются русские белоэмигранты .

1 июля 1920 года в Варне под руководством офицеров флота была создана общественная организация "Български народен морски сговор", занимавшаяся развитием плавания и гребного спорта.

24 октября 1921 года для военно-морских сил Болгарии были закуплены два патрульных катера американской постройки, которые вошли в состав болгарского военно-морского флота под наименованием «Черноморец» и «Беломорец».

По состоянию на 1925 год, в составе военно-морских сил Болгарии насчитывалось 4 малых миноносца и шесть моторных катеров .

В 1936 году был выведен из состава флота и сдан на слом патрульный катер «Христо Ботев» (бывший «Бычок»), в 1938 году - патрульный катер «Васил Левский» (бывшая «Черепаха»).

В сентябре 1937 года Болгария участвовала в работе конференции по проблемам Средиземноморья, проходившей в швейцарском городе Нион и 14 сентября 1937 года подписала соглашение о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок .

В начале июня 1938 года правительство Великобритании официально согласилось продать Болгарии несколько торпедных катеров английской постройки .

31 августа - 1 сентября 1938 года болгарский военно-морской флот провёл первые учения по высадке морского десанта (в ходе которых мобилизованный в состав флота пароход "Княгиня Мария-Луиза" Болгарского торгового пароходства выгрузил на черноморское побережье солдат 24-го пехотного полка с батареей 75-мм орудий и 30 лошадьми) .

В 1938 году было подписано соглашение о строительстве в Германии трёх 56-тонных торпедных катеров:

  • в 1938 году на немецкой верфи «Fr. Lürssen Jacht-und Bootswerft m.b.H.» в Бремен-Вегезаке были заказаны и в 1939 году - построены и переданы Болгарии два торпедных катера типа «Люрсен» (S-2 «Lürssen»), которые были введены в строй военно-морских сил Болгарии под наименованием «Торпеден катер № 1 » и «Торпеден катер № 2 ».
  • в 1939 году на немецкой верфи «Fr. Lürssen Jacht-und Bootswerft m.b.H.» в Бремен-Вегезаке был построен торпедный катер № 12740 типа «Люрсен», который 17 августа 1939 года был передан Болгарии. В связи с началом Второй мировой войны, доставка катера из Германии в Болгарию была затруднена, поэтому только в июле 1941 года катер, прибывший в порт Варна был официально введен в строй военно-морских сил Болгарии под наименованием «Торпеден катер № 3 ».

В 1940 году немцы начали переоборудование портов Варна и Бургас для размещения боевых кораблей .

В этот период в составе военно-морского флота Болгарии имелось 4 эсминца типа «Дерзкий», 5 торпедных катеров и 6 речных судов; кроме того, была предусмотрена возможность мобилизации 14 торговых судов .

24 апреля 1941 года министр иностранных дел Болгарии Иван Попов и немецкий дипломат Карл Клодиус подписали секретное соглашение между Германией и Болгарией («договор Клодиус - Попов»), в соответствии с которым Болгария обязалась взять на себя расходы по содержанию немецких войск в Болгарии.

Кроме того, в период с начала войны до августа 1944 года в Болгарии были построены и введены в состав флота шесть 25-тонных катеров-тральщиков типа МЧК .

26 августа 1944 года командование немецких войск в Болгарии отдало приказ о создании из немецких воинских частей в Варне и Русе двух боевых групп и приведении их в боевую готовность «на случай антинемецких выступлений в Болгарии» .

К началу сентября 1944 года в составе военно-морских сил Болгарии насчитывалось 80 боевых и вспомогательных судов .

2 сентября 1944 года Военный совет Черноморского флота утвердил план действий против немецких сил в портах Варна и Бургас, в соответствии с которым подводные лодки, торпедные катера и авиация флота должна была блокировать находившиеся в портах немецкие корабли в Варне и Бургасе, и при поддержке огня корабельной артиллерии высадить в порты десант морской пехоты. Но проведения операции не потребовалось в связи с выходом Болгарии из войны (в портах были высажены только небольшие десантные партии с самолётов «каталина » 18-й отдельной авиаэскадрильи морской авиации Черноморского флота, которые не встретили сопротивления) .

После присоединения Болгарии к антигитлеровской коалиции в сентябре 1944 года, болгарская военная флотилия в Русе обеспечила транспортировку по Дунаю танков советского танкового корпуса (для транспортировки использовали портовые буксиры и 18 барж с настилом из брёвен) ; корабли минно-тральной группы болгарского военно-морского флота (три тральщика типа «Емока», три МЧК, учебный корабль «Асен» и мобилизованные парусники «Царь Борис» и «Устрем») участвовали в разминировании русла реки Дунай и акватории Чёрного моря (разминирование было завершено в 1948 году) . При проведении разминирования болгарские корабли протралили 34670 км и уничтожили 94 морские мины, потери военно-морских сил Болгарии составили три моряка погибшими .

1945-1990

В 1946-1947 гг. СССР передал Болгарии один эсминец «Железняков » , два больших охотника проекта 122а , шесть морских охотников ОД-200 и три малые подводные лодки типа «М» , в СССР началась подготовка кадров для болгарского флота .

В 1947 году началось издание военно-морского журнала «Морски преглед» .

В феврале 1947 года был подписан Парижский мирный договор , в соответствии с которым численность ВМС Болгарии была ограничена 3500 человек, а тоннаж - водоизмещением 7250 тонн. Строительство или покупка торпедных катеров и подводных лодок, а также производство контактных морских мин и торпед были запрещены.

В 1948 году в состав военно-морского флота была включена гидрографическая служба.

Весной 1950 года СССР передал в состав болгарского флота эсминец «Георгий Димитров » .

В 1951 году по просьбе правительства Болгарии траление территориальных вод Болгарии провели четыре тральщика 1-го Бургасского дивизиона сторожевых кораблей и тральщиков ЧФ СССР (в составе команд которых находились болгарские военные моряки: штурман лейтенант Дмитрий Димов и минёр Атанас Атанасов), в ходе траления были вытралены 9 болгарских морских мин Второй мировой войны (две из которых были деактивированы и переданы в музей ВМФ Болгарии, а остальные - уничтожены) .

В 1957 году из СССР были получены восемь торпедных катеров проекта 123К (которые оставались на вооружении до 1985 года) .

Также, в 1957 году болгарский эсминец «Георгий Димитров» совершил поход в Албанию, став первым в истории боевым кораблем болгарского флота, прошедшим через черноморские проливы и Мраморное море .

10-15 мая 1969 года отряд кораблей болгарских ВМС (сторожевые корабли «Дръзки» и «Смели», а также минные тральщики № 21 и № 22) вышел в Средиземное море.

С начала 1987 года НРБ расширила границы своей исключительной экономической зоны в Чёрном море до 200 морских миль .

В 1989 г. СССР передал Болгарии , который получил название «Смелый» и стал флагманом болгарских ВМС.

После 1990 года

По состоянию на 2004 год, военно-морские силы Болгарии насчитывали 5 тыс. военнослужащих, 24 боевых корабля, 8 катеров, 7 вертолётов и батареи береговой обороны .

29 марта 2004 года Болгария вступила в блок НАТО .

В период с 10 октября до 15 декабря 2006 болгарский фрегат «Дръзки» находился в составе сил ООН и участвовал в операции «UNIFIL MAROPS» в Средиземном море.

По состоянию на 2011 год, военно-морские силы Болгарии насчитывали 3471 военнослужащих .

В ноябре 2011 года подводная лодка «Слава» была выведена из состава флота и превращена в военный музей .

3 августа 2018 года США передали по программе военной помощи четыре надувные моторные лодки (три 7-метровых RHIB и одну 10-метровую FPB-M ) .

Организационная структура

В мирное время ВМС Болгарии организационно включают в себя Главный штаб ВМС, и непосредственно подчинённые ему части и подразделения, и три соединения.

Главный штаб ВМС Болгарии (болг. Главен щаб на ВМС )

  • ВМБ Варна (болг. ВМБ Варна )
    • Командование ВМБ Варна
    • 1-й дивизион патрульных кораблей (болг. 1 Дивизион патрулни кораби )
    • 2-й Береговой ракетный дивизион (болг. 2 брегови ракетен дивизион )
    • 3-й дивизион минно-тральных кораблей (болг. 3 Дивизион минно-трални кораби )
    • 18-й дивизион вспомогательных кораблей (болг. 18 Дивизион спомагателни кораби )
    • Части поддержки
    • Склад
  • ВМБ Бургас (болг. ВМБ Бургас )
    • Командование ВМБ Бургас
    • 4-й дивизион патрульных кораблей (болг. 4 Дивизион патрулни кораби )
    • 6-й дивизион минно-тральных кораблей (болг. 6 Дивизион минно-трални кораби )
    • 96-й дивизион вспомогательных кораблей (болг. 96 Дивизион спомагателни кораби )
    • Части поддержки
    • Склад
  • Отдельная морская вертолётная авиабаза «Чайка» (болг. Отделна морска вертолетнa авиобаза «Чайка» )
  • Отдельная морская вертолётная эскадрилья (болг. Отделна морска вертолетна ескадрила )
  • 63-й морской специальный разведывательный отряд «Черноморские акулы» (болг. 63ти Морски специален разузнавателен отряд «Черноморски акули» )

  • Береговой дивизион противокорабельных ракет (болг. Брегови дивизион противокорабни ракети )
  • Береговая артиллерийская батарея (болг. Брегова артилерийска батарея )
  • Инженерно-сапёрный батальон (болг. Инженерно-сапьорен батальон )
  • Узел радиосвязи (болг. Радиокомуникационен възел )
  • Главный склад ВМС Болгарии (болг. Складове на ВМС )
  • Склад боеприпасов ВМС Болгарии (болг. Складове за боеприпаси на ВМС )
  • Гидрографическая и маяковая служба (болг. Хидрографска и фарова служба )
  • Высшее военно-морское училище имени Николы Вапцарова (болг. Висше военно-морско училище «Никола Йонков Вапцаров» )

Пункты базирования

Боевой состав

Флот

Фрегат «Дръзки»

Фрегат «Верни»

Корвет «Бодри»

Корвет «Бодри»

Тип Борт. № Наименование В составе флота Состояние Примечания
Фрегаты
фрегат типа «Вилинген» 41 «Дръзки» с 02.11 . в строю бывший «Ванделаар» (F912)
фрегат типа «Вилинген» 43 «Горди» с 04.02 . в строю бывший «Вестдип» (F911)
фрегат типа «Вилинген» 42 «Верни» с 12.02 . в строю бывший «Вилинген» (F910)
сторожевой корабль проекта 1159 11 «Смели» с 22.12 . в строю бывший СКР «Дельфин» (696)
Корветы
13 «Решителни» с 01.03 . в строю бывший МПК-46
малый противолодочный корабль проекта 12412 14 «Бодри» с 04.02 . в строю бывший МПК-124
Ракетные катера
ракетный катер проекта 1241.1Т 101 «Мълния» с 15.12 . в строю бывший Р-256
ракетный катер проекта 205 102 «Ураган» с 07.02 . в строю бывший Р-169
ракетный катер проекта 205 104 «Светкавица» с 25.01 . в строю бывший Р-496
Тральщики
базовый тральщик проекта 1265 61 «Бриз» с 14.12 . в строю бывший БТ-45
базовый тральщик проекта 1265 62 «Шквал» с 07.12 . в строю бывший БТ-1064
базовый тральщик проекта 1265 63 «Прибой» с 07.12 . в строю бывший БТ-99
минный тральщик типа «Трипартит» (англ.) русск. 32 «Цибър» с 02.03 . в строю бывший «Мйозотис» (M922)
Вспомогательные корабли
учебный корабль 421 нет с 03.04 . в строю бывший «Димитър Благоев»
танкер-бункеровщик проекта 650 203 «Балчик» с 13.09 . в строю
танкер-бункеровщик проекта 650 303 «Акин» с 18.05 . в строю
противопожарный корабль проекта 250 224 «Ахелой» с 02.05 . в строю
спасательный корабль 224 «Протео» с 09.06 . в строю бывший «Протео» (А 5310)
буксир 211 нет в строю
буксир 410 нет в строю

Флаги кораблей и судов

Флаг Гюйс Вымпел боевых кораблей


нет данных

Флаги должностных лиц

Знаки различия

Адмиралы и офицеры

Категории Адмиралы Старшие офицеры Младшие офицеры
30px 30px 30px 30px 30px 30px 30px 30px 30px
Болгарское звание вицеадмирал контраадмирал комодор капитан 1-ви ранг кап 2-ри ранг кап 3-ти ранг кап. лейт. ст. лейт лейтенант
Российское
соответствие
Вице-адмирал Контр-адмирал нет Капитан 1-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 3-го ранга Капитан-лейтенант Старший лейтенант Лейтенант

История болгарского военного флота началась еще во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. С тех пор болгарский флот никогда не хватал звезд с неба. Как то незаметно получилось так, что его современный боевой потенциал будет даже немного больше, чем у ВМС Украины – при том, что население и экономические возможности Болгарии намного меньше, чем в нашей стране.

Паровой катер «Птичка»
Фото: vimpel.boinaslava.net

Начало – с русской помощью
Болгария получила свои первые военные корабли сразу после русско-турецкой войны и обретения независимости. По представлению командующего русскими войсками в Болгарии князя Дондукова-Корсакова, Княжеству Болгария передали несколько русских пароходов и катеров. В июле 1879 г. князь Александр подписал указ о создании Военного министерства, в структуре которого было и морское управление.

31 июля 1879 г. (по старому стилю) в городе Русе (тогда Рущук) на пароходах «Горни Студень», «Породим», «Опыт», «Взрыв» и катерах «Мотала», «Ракета», «Олафчик», «Фардинг», «Бавария» торжественно подняли болграские флаги. Для портового управления в Варне Россия передала шхуну «Келасуры», катера «Варна» и «Птичка». Так начала свою историю болгарская Дунайская флотилия. Все ее корабли были небольшими торговыми пароходами, мобилизованными Россией для войны с Турцией. Катера ранее принадлежали Балтийскому флоту России и на время войны были перевезены на Дунай по железной дороги. Катер «Птичка» изначально принадлежал мощнейшему русскому броненосцу «Петр Великий».

Человеческим ядром молодой болгарской флотилии на Дунае стали русские добровольцы – 7 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов. Их служба в Болгарии была одобрена лично императором Александром II.

Первым командиром флотилии стал капитан-лейтенант русского флота Александр Конкеевич. Организовав флот и систему службы, он также открыл в Русе Машинную школу – первый технический ВУЗ в Болгарии. В 1883 году Конкеевич также заказал во Франции княжескую яхту «Александр I». В том же 1883 году Конкеевича в звании капитана 2-го ранга уволили со службы под предлогом злоупотреблений, а на самом деле – за ряд критических статей в газетах о ходе русско-турецкой войны.

Княжеская яхта «Александр I», 1890 г.
Фото: vimpel.boinaslava.net

После недолгого (всего месяц) периода, когда флотилией командовал русский лейтенант М.Я. Бал, следующим «главкомом», совмещавшим должности командира флотилии и княжеской яхты, стал печально известный в истории русского флота по Цусимскому разгрому Зиновий Петрович Рожественский. Но тогда это был молодой офицер, полный энтузиазма и хлебнувший боевого опыта – на вооруженном пароходе «Веста». При Рожественском болгарской флотилии передали из русского флота две миноноски «Черепаха» и «Бычок», велись переговоры и о передаче более крупных боевых кораблей для службы на Черном море. Кроме того, Зиновий Рожественский создал военно-морские регламенты и уставы, основал военно-морской музей и библиотеку.

Зиновий Рожественский в звании лейтенанта
Фото: tsushima.su

Сербо-болгарский конфликт – начало самостоятельности флота Болгарии
После того, как 6 сентября 1885 года Болгария и автономная турецкая провинция Восточная Румелия объединились. Этот акт вызвал резкий протест Австро-Венгрии и осложнения в отношениях Болгарии и России, которые с тех пор все время оставались достаточно холодными. Россия отозвала всех своих военнослужащих, в результате чего в армии Болгарии и на флоте не оказалось ни одного офицера по званию выше капитана.

Итогом кризиса стала кратковременная война Болгарии с Сербией (боевые действия продолжались с 14 по 28 ноября 1885 г.), поводом к которой стал пограничный спор о землях вдоль реки Тимок. В двух сражениях болгарская армия перенесла операции на территорию Сербии. Но при этом сербы трижды пытались штурмовать город Видин, защищаемый слабым болгарским гарнизоном.

Миноноска «Бычок», впоследствии переименованная в «Христо Ботев» на Дунае
Фото: vimpel.boinaslava.net

На Дунае болгарский катер «Мотала» захватил два сербских торговых судна. Флотилия помогла отстоять Видин, доставив в осажденный город боеприпасы и продовольствие.

Паровой катер «Мотала», переименованный в «Стефан Караджа»
Фото: vimpel.boinaslava.net

После угроз Австро-Венгрии о ее вмешательстве, если болгарская армия не отступит, в дело вмешалась и Россия. Несмотря на охлаждение отношений с Болгарией, Россия не была заинтересована в ее ослаблении – и пригрозила серьезными последствиями уже Двуединой монархии. Конечным итогом войны, в которой с двух сторон погибло меньше полутора тысяч человек, стало международное признание объединения Болгарии и Восточной Румелии. А в более глобальном плане сербо-болгарский конфликт развалил Союз трех императоров, чем положил начало длительному противостоянию России против Австро-Венгрии и Германии, завершившемуся Первой мировой войной.

Строительство флота – политика и коррупция
В дальнейшем болгарская флотилия понемногу пополнялась небольшими пароходами и катерами. В 1897 году началось создание морских сил Болгарии на Черном море – в Варне организовали Морскую часть и флотский арсенал. В 1899 году флотилию на Дунае и Морскую часть объединили в Военно-морской флот со штабом в Варне.

Первым крупным болгарским кораблем стала построенная во Франции в 1897-98 гг. торпедная канонерская лодка «Надежда», водоизмещением в 717 тонн, вооруженная двумя 100-мм орудиями, двумя 380-мм торпедными аппаратами и четырьмя малокалиберными пушками. Относительно масштабов болгарского флота эта канонерка числилась в ранге крейсера.

Канонерская лодка – «крейсер» «Надежда»
Фото: tsushima.su

В 1906 году для болгарского флота закупили французскую яхту «Де Ромас» 1883 года постройки, переименованную в «Камчия». Небольшое судно водоизмещением 105 тонн в 1911 году переоборудовали в минный заградитель, который мог поставить 12 мин.

Минный заградитель «Камчия»
Фото: tsushima.su

Следующим серьезным пополнением флота стали шесть миноносцев стандартного «38-метрового» типа, также построенных во Франции в 1907-1908 гг., но собранных в Варне При водоизмещении 97 тонн они могли развивать скорость до 26 узлов и были вооружены двумя 47-мм пушками и тремя 450-мм торпедными аппаратами. Миноносцы получили названия «Дерзкий», «Смелый», «Храбрый», «Строгий», «Летящий», «Шумный». Впрочем, несмотря на достигнутую штатную скорость, на практике оказалось, что миноносцы в реальных условиях давали скорость всего в 22 узла, чего было недостаточно для торпедной атаки крупных кораблей.

Миноносцы типа «Дерзкий»

В 1912 году Болгария стала чуть ли не единственной страной в мире, создавшей боевой катамаран. Из двух старых катеров «Ракета» и «Амалия» соорудили двухкорпусный минный транспорт. Кроме того, в 1907 году для защиты Варны во Франции построили три 17-тонных понтона, на каждом из которых имелся торпедный аппарат. Основой береговой артиллерии являлась батарея из двух 240-мм орудий у Варны.

Паровой катер «Амалия»
Фото: vimpel.boinaslava.net

План системы береговой обороны Варны перед Первой Балканской войной с указанием секторов обстрела береговой артиллерии
Фото: tsushima.su

Уклон болгарского флота в сторону Франции объясняется просто. Флотом командовал француз Поль Пишон, лоббировавший интересы своей страны. Все финансирование велось за счет кредитов из Франции, поэтому ряд выгодных предложений о покупке подержанных боевых кораблей в Англии и Германии или даже бесплатной передачи старых русских кораблей не осуществились. Военно-морские силы не пользовались поддержкой общественного мнения. Так, в декабре 1908 года за предложение вообще ликвидировать военный флот проголосовал 51 депутат Национального Собрания.

Офицеры самого первого экипажа крейсера «Надежда», в центре сидит будущий командующий флотом Поль Пишон, Бордо, 1896 г

В самой Болгарии существовало несколько течений. Условные «русофобы» считали, что болгарскому флоту не нужны устаревшие русские корабли. Они же надеялись, что в случае конфликта с Турцией в дело вмешается русский флот, а при войне с Россией болгарский флот в любом виде окажется немедленно уничтоженным. «Французская» партия под руководством Пишона препятствовала всем попытками пополнения флота подержанными кораблями, так как иначе болгары не стали бы заказывать корабли на французских верфях. Кроме того, при постройке кораблей во Франции вскрылось множество коррупционных скандалов, а планы сотрудничества с Россией натыкалась на неиллюзорную возможность создания русской военно-морской базы в Варне или Бургасе, на что болгарская сторона пойти не могла.

Миноносец «Смелый», снимок до Первой мировой войны
Фото: tsushima.su

Сборка в Варне одного из миноносцев типа «Дерзкий»
Фото: tsushima.su

Единственным человеком в болгарском флоте, имевшим реальный боевой опыт, был Димитр Добрев. В 1904 г. он отправился в Кронштадт на обучение в артиллерийских классах. Но во время русско-японской войны Добрев по собственной инициативе смог стать артиллерийским офицером на крейсере «Дмитрий Донской», прошел на нем весь путь 2-й Тихоокеанской эскадры, Цусимское сражение (под началом бывшего командующего болгарским флотом) и гибель корабля в последнем бою с японскими крейсерами у острова Дажелет.

Крейсер «Дмитрий Донской», из сборника открыток о 2-й Тихоокеанской эскадре
Фото: tsushima.su

Капитан Димитр Добрев
Фото: roguewarriorbg.com

Александр Вельможко