Футурошок краткое содержание. Анализ произведения Э. Тоффлера "Шок будущего". Распространение фабричного производства, высокая стоимость машин и механизмов и тесная взаимозависимость элементов трудового процесса требовали более четкой и точной синхронизац

Элвин (Олвин) Тоффлер (англ. Alvin Toffler; родился 3 октября 1928) — американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «сверхиндустриальной цивилизации».

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

Тоффлер предупреждает о новых сложностях, социальных конфликтах и глобальных проблемах, с которыми столкнётся человечество на стыке XX и XXI вв.

Элвин Тоффлер - один из крупнейших американских писателей и футурологов, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте. Был редактором популярного журнала Fortune и его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество.

Затем он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения.

В ранние годы оба супруга Тоффлер около пяти лет работали в тяжёлой промышленности, позже применив свой практический опыт в описании природы труда и различиях между физическим и интеллектуальным трудом.

Впоследствии Э. Тоффлер был приглашенным профессором Корнелльского университета (Cornell University), членом Новой школы социальных исследований (New School for Social Research), корреспондентом в Белом доме и бизнес-консультантом.

В настоящее время - почётный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и член Американской ассоциации развития науки.

Книги (6)

Война и антивойна

Новая книга Элвина и Хейди Тоффлер посвящена проблеме войны, которая рассматривается с точки зрения концепции волн социального развития. Это книга о будущих войнах и борьбе с ними. О мире - и о войне в тех условиях XXI века, которые мы сами создаем в совместной гонке к враждебному будущему...

Метаморфозы власти

Перед вами - одна из самых влиятельных работ в жанре так называемой социальной философии - "Метаморфозы власти" Элвина Тоффлера. Книга, в которой развитие его оригинальных, ярких идей достигает уже кульминационной точки.

Итак, происходят ли "метаморфозы власти" лишь на глобальном уровне - или, незаметные для нас, давно уже стали частью нашей повседневной, обыденной жизни? И что принесет нам это в грядущем - новые информационные войны и новый политический антагонизм, противостояние уже не между социальными, но между информационными системами?

Двадцать первый век уже настал. Будущее уже наступило. Каким же будет новый облик нашей стремительно - возможно, слишком стремительно, - развивающейся цивилизации?..

Революционное богатство

Элвин Тоффлер - известный американский философ, автор книг «Метаморфозы власти», «Шок будущего», «Третья волна».

Новая книга Элвина и Хейди Тоффлер - о том, каким будет наш мир завтра. Кто обретет богатство, как это произойдет и что это значит для всех нас. Какие новые возможности откроет нам экономика будущего в столь различных областях, как здравоохранение, энергетика, мировые коммуникации, промышленность, сельское хозяйство.

Третья волна

Один из провозвестников «постиндустриального общества» Элвин Тоффлер, предсказавший многие черты современного общества еще в начале 80-х гг. прошлого века, в своем классическом труде раскладывает историю человечества на «технологические волны» (сравните с классиками политэкономии!).

Одна технологическая волна сменяет другую, за сменой технологий происходит смена общественных формаций. По Тоффлеру, между социализмом в СССР и империализмом середины XX века в США особой разницы нет - и там, и здесь легко обнаружить черты индустриальной эпохи: централизованное жесткое управление и контроль и подавление социальной инициативы.

У каждой технологический волны есть свой ключевой продукт, и могущество стран и общественных объединений зависит от обладания и контроля над ним. В древнем обществе и средних веках таким продуктом была земля, в индустриальную эпоху - товарные рынки сбыта и сырье. В постиндустриальном обществе, в фазе Третьей технологической волны ключевым продуктом становится информация.

Футурошок

Книга известного американского футуролога, лауреата Нобелевской премии, Алвина Тоффлера «Футурошок» представляет собой первую книгу трилогии об изменениях, которые происходят и будут происходить в обществе. Данная книга развивает тему технологического и психологического состояния современного общества и происходящих в нем перемен.

Автор опирается на обширный материал, взятый как из известных и значимых работ по медицине, психологии, социологии, так и из интервью с различными людьми, а также интерпретирует данные социологических отчетов. Книга представляет интерес для различных категорий читателей, - от домохозяек до научных работников.

Шок будущего

Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера «Шок будущего», несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений.

Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество.

Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего

Комментарии читателей

Любовь / 10.06.2018 Помогите найти книгу "Преобразованная сила" Тоффлера. Спасибо

Олег / 2.11.2017 Александру Воскресшему
Поменьше лазьте по сайтам про Оральное, тогда название моря, хоть и высохшего, напишете правильно.

Виктор / 27.10.2017 Большое спасибо людям создавшим и поддерживающим этот ресурс - вы делаете важнейшее дело!!!

ikozlovskiy / 24.10.2017 В И-нете есть цитата: "Безграмотными 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться" (Элвин Тоффлер). Теперь посмотрим на наше образование. Оно уже не сгнило, а сдохло. См. моя статья "Учительская газета Нет у нас такой профессии" и др. по запросу "не адаптивная она". Это частный случай. На самом деле, всё ещё хуже. Почитайте Закон об образовании. Это безграмотная писанина. "Знания, умения, навыки и компетенции". Это перечисление встречается 7 раз. Что в нем значит слово "компетенции"? Опять "знания, умения, навыки"? Не правомочности же? Никто этого не замечает, включая новую министершу образования? Никому до образования вообще дела нет? Будущего у такой страны нет. Будет только хуже и хуже. Неучи и бездари уже вступили во взрослую жизнь. Они ненавидят знания и их носителей. Если мы это понимаем, мы сами должны развиваться, помогать развиваться детям, учить их учиться, критически мыслить, не дать делать из себя идиотов.

Михаил Градов / 19.12.2016 Самая опасная угроза - отсутствие нового знания. Знание, которое мы имеем, привело к тому что происходит вокруг. Смотрите -Субстанциолизм, Глеб Павлович Афанасьев.

Михаил Градов

Михаил Градов / 18.12.2016 Самая опасная угроза - отсутствие нового знания. Знание, которое мы имеем, привело к тому что происходит вокруг. Смотрите -Субстанциолизм, Глеб Павлович Афанасьев.

Гелена / 18.07.2016 Очень интересно и важно для развития гражданского общества

Александр Воскресший / 6.02.2016 Очередные пугалки! Т.е. Бог хуже Тоффлера знает как следует развиваться цивилизации? Меньше бы вмешивались в природу и естественные процессы - и Оральское море не высохло бы... и воробьи в Китае... и кролики в Австралии...

Людмила / 5.09.2011 Это надо читать. Но не всем. А тем, кто может думать, планировать.

Ол-ля-ля / 25.09.2010 Не могу сказать, что во всем согласна с ним, вернее более правильно будет сказать: разделяю его взгляды, однако во многом моя "картинка" окружающего мира, его понимание совпадает с описаным Элвином Тоффлером.

13
НЕПОДГОТОВЛЕННЫЙ ПОСЕТИТЕЛЬ 14
РАЗРЫВ С ПРОШЛЫМ 15
Глава 2. СИЛА УСКОРЕНИЯ 18
ВРЕМЯ И ПЕРЕМЕНЫ 19
ПОДЗЕМНЫЕ ГОРОДА 20
ЗНАНИЕ КАК ТОПЛИВО 23
ПОТОК СИТУАЦИЙ 24
Глава 3. ТЕМП ЖИЗНИ 26
ЛЮДИ БУДУЩЕГО 26
ОЖИДАЕМАЯ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ 29
КОНЦЕПЦИЯ ВРЕМЕННОСТИ 30
ЧАСТЬ 2. НЕДОЛГОВЕЧНОСТЬ 31
Глава 4. ВЕЩИ: ПРИНЦИП ОДНОРАЗОВОСТИ 31
БУМАЖНОЕ СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ 32
ОТСУТСТВУЮЩИЙ СУПЕРМАРКЕТ 33
ЭКОНОМИКА НЕУСТОЙЧИВОСТИ 34
РАЗБОРНЫЕ ИГРОВЫЕ ПЛОЩАДКИ 35
ПРОКАТНЫЙ ПЕРЕВОРОТ 37
ПРОИЗВОДСТВО МОДНЫХ ПРИЧУД 41
Глава 5. ЖИЛИЩЕ: НОВЫЕ КОЧЕВНИКИ 44
КЛУБ ДЛЯ ПРОДЕЛАВШИХ ТРИ МИЛЛИОНА МИЛЬ 44
МИГРАЦИЯ В БУДУЩЕЕ 46
САМОУБИЙЦЫ И ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ АВТОСТОПОМ 48
ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКАЯ ТОСКА 50
ИНСТИНКТ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ 51
КОНЧИНА ГЕОГРАФИИ 52
Глава 6. ЛЮДИ: МОДУЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК 54
ЦЕНА ДРУЖЕСКОЙ "ВОВЛЕЧЕННОСТИ" 54
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 56
ГОСТЕПРИИМСТВО В СПЕШКЕ 57
ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В БУДУЩЕМ 60
ДРУЗЬЯ ОТ ПОНЕДЕЛЬНИКА ДО ПЯТНИЦЫ 61
ЧЕЛОВЕК НАПРОКАТ 64
КАК ТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ... 65
СКОЛЬКО НУЖНО ИМЕТЬ ДРУЗЕЙ? 66
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ВЫСОКИМ ТЕМПАМ ИЗМЕНЕНИЙ 67
Глава 7. ОРГАНИЗАЦИИ: ГРЯДУЩАЯ АДХОКРАТИЯ* 69
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРЕВОРОТ 71
НОВАЯ АДХОКРАТИЯ 73
КРУШЕНИЕ ИЕРАРХИИ 76
ПОСЛЕ БЮРОКРАТИИ 79
Глава 8. ИНФОРМАЦИЯ: КИНЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ 84
ТВИГГИ и К-МЕЗОНЫ 85
ВОЛНА ФРЕЙДИЗМА 87
УРАГАН БЕСТСЕЛЛЕРОВ 88
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ 89
УСКОРЕННЫЙ МОЦАРТ 90
ПОЛУГРАМОТНЫЙ ШЕКСПИР 92
ИСКУССТВО: КУБИЗМ И КИНЕТИЗМ 93
ВКЛАД СО СТОРОНЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 95
ЧАСТЬ 3. НОВИЗНА 98
Глава 9. НАУЧНЫМИ ПУТЯМИ 98
НОВАЯ АТЛАНТИДА 99
ГОЛОС ДЕЛЬФИНА 102
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАБРИКИ 102
ДОПРОЕКТНОЕ ТЕЛО 103
ИЗМЕНЯЕМЫЕ ОРГАНЫ 107
КИБОРГИ СРЕДИ НАС 109
ОТКАЗ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ 112
Глава 10. ТВОРЦЫ ОЩУЩЕНИЙ 114
ПОЛУФАБРИКАТЫ ДЛЯ ДУШИ 115
"СЛУЖАНКИ" В НЕБЕСАХ 117
ИНДУСТРИЯ ОЩУЩЕНИЙ 118
ИМИТАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 118
ЖИВОЕ ОКРУЖЕНИЕ 120
ЭКОНОМИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА 122
Глава 11. СЛОМАННАЯ СЕМЬЯ 123
ТАИНСТВО МАТЕРИНСТВА 124
УПРОЩЕННАЯ СЕМЬЯ 125
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РОДИТЕЛИ И РОДИТЕЛИ-ПРОФИ 125
КОММУНЫ И ГОМОСЕКСУАЛЬНЫЕ ПАПАШИ 126
У ЛЮБВИ МАЛО ШАНСОВ 128
ВРЕМЕННЫЙ БРАК 129
ТРАЕКТОРИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ 130
ПЛАТА ЗА СВОБОДУ 132
ЧАСТЬ 4. МНОГООБРАЗИЕ 133
Глава 12. ИСТОКИ СВЕРХВЫБОРА 133
СКОНСТРУИРУЙТЕ "МУСТАНГ" САМИ 134
КОМПЬЮТЕРЫ И КЛАССНЫЕ КОМНАТЫ 137
ФИЛЬМЫ О ГОМОСЕКСУАЛИСТАХ-ТРАНСВЕСТИТАХ 140
Глава 13. ОБИЛИЕ СУБКУЛЬТУР 143
МАСТЕРА РАЗВЛЕЧЕНИЙ 145
МОЛОДЕЖНОЕ ГЕТТО 147
БРАЧНЫЕ КЛАНЫ 148
КОРПОРАЦИЯ ХИППИ 148
ТЕКУЧЕСТЬ КЛАНОВ 149
НИЗКИЙ ДИКАРЬ 151
Глава 14. РАЗЛИЧИЕ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ 153
МОТОЦИКЛИСТЫ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ 154
ЗАКОНОДАТЕЛИ СТИЛЯ И МИНИ-ГЕРОИ 155
ФАБРИКИ СТИЛЕЙ ЖИЗНИ 156
ВЛАСТЬ СТИЛЯ 157
СВЕРХИЗОБИЛИЕ "Я" 159
СВОБОДНОЕ ОБЩЕСТВО 161
ЧАСТЬ 5. ПРЕДЕЛЫ АДАПТАЦИИ 162
Глава 15. ШОК БУДУЩЕГО: ФИЗИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 162
СМЕНА ОБРАЗА ЖИЗНИ И БОЛЕЗНЬ 163
РЕАКЦИЯ НА НОВОЕ 166
АДАПТИВНАЯ РЕАКЦИЯ 169
Глава 16. ШОК БУДУЩЕГО: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 172
ПЕРЕВОЗБУЖДЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ 173
БОМБАРДИРОВКА СОЗНАНИЯ 175
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕГРУЗКА 176
СТРЕСС РЕШЕНИЙ 179
ЖЕРТВЫ ШОКА БУДУЩЕГО 180
ОБЩЕСТВО, ПОРАЖЕННОЕ ШОКОМ БУДУЩЕГО 183
ЧАСТЬ 6. СТРАТЕГИИ ВЫЖИВАНИЯ 185
Глава 17. КАК СПРАВИТЬСЯ С ЗАВТРА 185
СПОСОБНОСТЬ СПРАВЛЯТЬСЯ НАПРЯМУЮ 187
ЗОНЫ ЛИЧНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ 188
СИТУАТИВНОЕ ГРУППИРОВАНИЕ 191
КРИЗИСНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 192
ДОМА НА ПОЛПУТИ 194
АНКЛАВЫ ПРОШЛОГО 194
АНКЛАВЫ БУДУЩЕГО 195
ГЛОБАЛЬНЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ КАРНАВАЛЫ 196
Глава 18. ОБРАЗОВАНИЕ В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ 198
ШКОЛА ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭРЫ 199
НОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 200
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ АТАКА 202
ВЧЕРАШНИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - СЕГОДНЯ 204
РАЗНООБРАЗИЕ ДАННЫХ 206
СИСТЕМА НАВЫКОВ И УМЕНИЙ 207
СТРАТЕГИЯ БУДУЩНОСТИ 209
Глава 19. УКРОЩЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ 215
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ НЕБЛАГОПРИЯТНАЯ РЕАКЦИЯ 216
ОТБОР КУЛЬТУРНЫХ СТИЛЕЙ 217
ТРАНЗИСТОРЫ И СЕКС 219
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОМБУДСМЕН* 221
ПРОВЕРКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ 222
Глава 20. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФУТУРИЗМА 224
СМЕРТЬ ТЕХНОКРАТИИ 225
ГУМАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 227
ВРЕМЕННЫЕ ГОРИЗОНТЫ 230
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ 236
ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ 244
ОБ АВТОРЕ 246
БИБЛИОГРАФИЯ 246
АДАПТАЦИЯ 246
АВТОМАТИЗАЦИЯ 248
БИЗНЕС. ЭКОНОМИКА. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СТАНДАРТЫ 248
ОБРАЗОВАНИЕ. МОЛОДЕЖЬ 249
СЕМЬЯ. СЕКС 249
ПЕРСПЕКТИВЫ 249
ИНДИВИДУАЛИЗМ 251
ИНФОРМАЦИЯ. ЗНАНИЯ 251
ОБРАЗ ЖИЗНИ. СУБКУЛЬТУРА. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 251
МОБИЛЬНОСТЬ 252
ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 252
СТАБИЛЬНОСТЬ. ПЕРЕМЕНЫ 253
НАУКА. ТЕХНОЛОГИЯ 253
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ПЛАНИРОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА 254
ВРЕМЯ 255
ОБЩИЕ РАБОТЫ 255

Книга американского футуролога и публициста Э. Тоффлера "Шок будущего", несомненно, бестселлер последних десятилетий. Автор обращает внимание на неслыханный темп, который характерен для современных культурных, политических изменений. Человечество может погибнуть не из-за экологической катастрофы, ядерной реакции или истощения ресурсов. Шок, который испытывают люди, приводит к психологическому онемению, к самой реальной опасности, которая подстерегает человечество. Это главная угроза. Надо осознать ее и по возможности устранить. Автор надеется, что предложенные им меры смогут помочь человеку выжить в новой реальности и предотвратить шок будущего.

АСТ ИЗДАТЕЛЬСТВО Москва 2002 УДК 821.111(73) ББК 84 (7США) Т50 Alvin Toffler FUTURE SHOCK 1970 Серийное оформление и компьютерный дизайн А.А. Кудрявцева Перевод с английского: Е. Руднева (введение, гл. 1-3); Л. Бурмистрова (гл. 4-5); К. Бурмистров (гл. 6-7); И. Москвина-Тарханова (гл. 8); А. Микиша (гл. 9, 15, 16); А. Мирер (гл. 10, 11): В. Кулагина-Ярцева (гл. 12-14); Н. Хмелик (гл. 17, 19, 20); Е. Комарова (гл. 18). Научный редактор, автор предисловия - д.ф.н., проф. П.С. Гуревич Печатается с разрешения автора и литературных агентств Curtis Brown, Ltd. и "Мэтлок". Подписано в печать 06.02.02. Формат 84x108 1/32. Усл. печ. л. 29,40. Тираж 1 500 экз. Заказ №154. Тоффлер Э. Т50 Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО "Издательство ACT", 2002. -557, с. - (Philosophy). ISBN 5-17-010706-4
УДК 821.111(73) ББК 84 (7 США)


Обратно в раздел

Министерство Высшего и среднего

специального образования

Национальный Университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека

На тему: « Элвин Тоффлер и его произведение «Шок будущего».

Ташкент 2011 г.

План.

1. Введение

2. Биография и предпосылки к написанию книги «Шок будущего»

3. Основные идеи

4. Заключение

5. Список используемой литературы

Введение.

Взгляните на нас. Мы спешим, торопимся. Каждый наш день расписан по секундам. Мы теряемся в потоке хаотичной информации, забывая порой о простых вещах. Мы- информационное общество.

Но так ли это страшно, как это звучит в данном термине? Являемся ли мы рабами современных технологий? Или это неоъемлемый процесс и закономерное развитие общества? Что нас ждет в будущем? Бояться ли нам грядущих изменений или мы можем даже не заметить их наступления?

Вопросы о стремительном развитии социума, об их неизбежности и влиянии на нашу жизнь были подняты еще в 70-х годах прошлого века писателем, социологом и футурологом Элвином Тоффлером в его первом труде «Шок будущего», который стал мировым бестселлером. Связана ли популярность книги с новизной и актуальностью выдвинутыми в ней концепциями и можно ли уже спустя несколько десятилетий возводить данное произведение в ряд пророческим я попытаюсь разобраться далее.

Биография и предпосылки к написанию книги «Шок будущего»

Элвин Тоффлер является одним из наиболее популярных писателей и футурологов в современном мире. Он совместно с женой Хейди написал несколько произведений, посвященных происходящим в современном обществе изменениям. Его трилогия стала широко известной во всем мире благодаря своей актуальности и новизне выдвинутых в ней концепций.

Элвин Тоффлер родился 3 октября 1928 года накануне эпохи Великой депрессии. События, происходившие в этот период, в том числе экономические и социальные изменения сильно повлияли на взгляды и мировоззрения Тоффлера. После окончания университета Тоффлер вместе со своей женой работали в тяжелой промышленности около пяти лет. Позднее Тоффлер применил полученный опыт в своих работах, описывая природу труда и разницу между физическим и интеллектуальным трудом.

После периода работы в промышленности Тоффлер переводит свою деятельность на журналистику. С конца 50-х годов он работает корреспондентом в нескольких газетах, а в дальнейшем его назначают на пост заместителя редактора журнала «Fortune».

После занятий журналистикой Тоффлер посвящает себя научной деятельности и работает преподавателем в различных университета, а в дальнейшем получает звание профессора в Корнелльском Университете. В настоящее время Элвин Тоффлер является заслуженным деятелем в области литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и Американской ассоциации развития науки.

В конце 60-х годов компания IBM поручила Тоффлеру провести исследования о социальных последствиях, связанных с внедрением копьютерных технологий. В этот период и зарождаются основные идеи автора, которые впервые были высказаны в статье «Будущее как образ жизни». В этой статье говорится о скорости будущих изменений, касающихся информационного прогресса общества. Идеи убыстрения скорости информационного прогресса в дальнейшем были разработаны в первом труде автора под названием «Шок будущего», в котором он вводит доселе неприменяемые термины и привносит новые идеи. Книга становится бестселлером и завоевывает популярность во многих странах мира.

На мой взгляд популярность книги в первую очередь была связана с ее актуальность. Выдвинутые Тоффлером идеи, которые будут рассмотрены далее, является на сегодняшний момент наиболее адекватными существующему развитию социума. Во многом благодаря работе Тоффлера на промышленных предприятиях и его изучениям развития копьютеризации в обществе, он смог четко сформулировать и популяризировано донести свои идеи до масс.

На сегодняшний день Тоффлера можно назвать одним из самых популярных футурологов в мире. Читая рецензии читателей на его книгу, я земетила, что мнения людей сходятся в том, что написанное Тоффлером 40 лет назад, является в нынешнее время окружающей нас действительностью.

Основные идеи

Начиная читать книгу «Шок будущего», я поначалу была приятно удивлена простотой используемого в ней языка и приведением примеров, которые упрощали понимание той или иной мысли, но в дальнейшем мое мнение немного поменялось. Складывалось ощущение, что автор в некотором плане плане пытается настолько четко донести идеи до читателей, что в какой-то момент начинаешь ждать после нескончаемого потока примеров и аналогий конечного вывода, но он начинает от тебя ускользать под лавиной популяризации и упрощения.

Но высказанная в книге «Шок будущего» концепция несет в себе главную мысль об убыстрении и неизбежности будущего и связанного с ним коллосальными изменениями. В самом начале книги Тоффлер вводит понятие «шок будущего»: «…шок будущего - не отдаленная потенциальная опасность, а реальная болезнь, от которой уже страдает все возрастающее число людей. Это психобиологическое состояние можно описать в медицинских и психиатрических терминах. Это - болезнь перемен.»

Шок будущего- это психологическая реакция человека или общества на стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса. Некоторые ченые все же полагают, что на самом деле шок будущего на данный момент следует называть шоком настоящего,поскольку шок вызван столкновением человека с изменениями, уже произошедшими в окружающей среде.

В первой части книги Тоффлер рассматривает развитие человечества с 800-м отрезком. Тоффлер пишет: «…было замечено, что если последние 50 000 лет существования человека разделить на отрезки жизни приблизительно в 62 года каждый, то окажется около 800 таких отрезков жизни. Из этих 800 полных 650 прошли в пещерах. Только за последние 70 таких отрезков жизни стало возможным эффективно передавать информацию от одного поколения к другому благодаря письменности. Только в последние шесть отрезков жизни массы людей увидели печатное слово. Только за последние четыре стало возможным измерить время с любой степенью точности. Только в последние два кто-то где-то использовал электрический двигатель. И подавляющее большинство всех материальных благ, которыми мы пользуемся в повседневной жизни в настоящее время, были придуманы в течение настоящего, 800-го отрезка жизни».

И слова Тоффлера, написанные несколько десятилетий назад имеют дейстивительной отражение в современном обществе. Вспомните, ведь десятилетие назад мы и не понятие не имели, например, о DVD проигрывателях, а сегодняшнее наше существование мы и представить не можем без настолько необходимых нам бытовых вещей. И таких примеров в нашей жизни может быть множество.

Также в этом произведении Тоффлер впервые вводит концепции меняющих друг друга волн-типов общества.Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Третью волну иначе можно назвать термином, который сейчас используется довольно часто уже в обиходном языке- «информационное общество».

Мы стали зависимы от информации как от чего-то необходимого нам ежедневно. Необходимостью стали газеты, журналы и конечно же интернет, который стал второй реальностью, заменяя многим их реальную жизнь. При этом мы можем наблюдать уменьшение, а иногда и полное отсутствие барьеров фильтрации при получении той или иной информации. Сами того не задумываясь, мы начинаем принимать на веру все, что слышим и видим на экранах компьютеров и телевизоров. Наше общество стало заложником той информации, которую оно получает. Человеку не важно, какую он получает информацию, а важно, чтобы он ее получал без перерывов, будь то известие о личной жизни какого-либо деятеля, либо новость о начале военных действий в какой-нибудь отдаленной африканской стране.

В произведении «Шок будущего» главным недостатком я считаю приведение настолько различных частей жизнедеятельности социума, что сведение таких явлений как смена систем образования, распад семьи, децентрализация политической власти, изменений стилей жизни, изобилие субкультур- невозможно свести к одному процессу. На мой взгляд причин может быть большее количество и они все не могут быть результатом одного и то же процесса. Возникает ощущение, что любое трудно объяснимое явление Тоффлер связывает с его новизной в обществе, а не естественной закономерностью. Но при этом нельзя не отметить заслуги Элвина Тоффлера в высказанных им идей и концепций.

Заключение.

Изменения, происходящие в нашем обществе, являются его неотъемлемой частью и закономерным процессом. Тоффлер говорит о неизбежности футурошока, но тем не менее на мой взгляд он преувеличивает его значимость. Да, обществу на определенном этапе пришлось столкнуться с неизбежностью изменений. Но поколения сменили друг друга и на сегодняшний день мы видим другое поколение любдей, адаптировавшихся к существующим реалиям. Ребенок четырех лет воспринимает копьютерные технологии не как нечто неведомое, а как обиходную вещь не придавая ей такого значения как несколько десятилетий назад.

Прогнозы Тоффлера оказались во многом правыми, но он не учел того, что с какими бы технологиями не столкнулся человек, в его жизни всегда будут существовать такие вещи как любовь, честь, жадность, надежда. Времена меняются, технологии совершенствуются, темп жизни ускоряется, но стремление человека жить и умение приспосабливаться всегда будут принимать изменения как нечто естественное и закономерное.

Список используемой литературы.

1. Тоффлер, Элвин. Шок будущего. М.: АСТ, 2001. - 560 c

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Тоффлер,_Элвин

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Футурошок

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Постиндустриальное_общество


Шок будущего

БОГ ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЖЕНИЙ

Вы просыпаетесь утром и обнаруживаете, что мир, который долгие годы воспринимался как фон вашей жизни, переменился. Все, к чему вы привыкли, становится совсем иным. Причем в рекордные сроки, буквально ежесекундно. Скажем, еще в прошлом году этот день считался великим праздником. Вы сидели у экрана и смотрели демонстрацию. Вам звонили друзья, почтальоны приносили открытки. Этот день все еще считается праздником. Однако никто не звонит, не поздравляет. Осталась одна проформа. Зачем она? Вы идете в магазин и поражаетесь, как выросли цены.

Нет, можно привыкнуть, что этот день совсем не праздник, но такие цены… Кто мог предвидеть, что пучок лука… Или, допустим, баночка с вазелином… Пора бы, наверное, смириться, ведь впереди еще множество испытаний. Но душа не поспевает за переменами. Мир кажется враждебным и страшит непостижимым.

Звонит знакомая и рассказывает, что пигалица из их класса стала валютной проституткой. Вы долго обсуждаете этот вопрос и даже успеваете поинтересоваться, как здоровье ее такой благовоспитанной мамы. А тот, кто сидел с пигалицей за одной партой и мечтал стать академиком, теперь, оказывается, ходит в роскошной кожаной куртке. Он подрабатывает дворником…

Сместились все представления. Знакомая назвала дурой приятельницу, которая поступила в аспирантуру. Подземный переход оглушает вас звуками аккордеона. Вы замедляете шаг. Несколько месяцев назад вы видели этого музыканта на обложке модного иллюстрированного журнала… Вечером на экране появляется телевизионный ведущий и комментирует обвальное крушение рубля. Шахтеры перекрывают железнодорожные магистрали. Учителя и профессора ищут работу в коммерческих ларьках. Говорят, что волка может поразить инфаркт, если пространство, на котором он обитает, вдруг окажется обуженным. А что происходит с человеком, который вдруг узнает, что не может показаться в другом районе, где живут люди иной национальности? Разом изменились все ценности. Учитель подчас не знает, что он должен теперь рассказывать детям - времена изменились. Ученый поражен тем, что утратил общественный статус. Рабочий еще недавно перспективного предприятия неожиданно оказался безработным. Красный директор, трижды орденоносный, все еще надеется, что все вернется на прежний курс. Однако надежды становится все меньше…

Стремительно рушится привычный уклад жизни, уходит в прошлое то, что еще недавно составляло смысл нашего бытия. Меняются ориентации. Специалист по атеизму носит православную бородку. Преподаватель научного коммунизма руководит кооперативом. Низвергаются святыни. Девушка, поступившая на работу в фирму, неожиданно получает приглашение переспать с шефом. «С какой стати?» - спрашивает она. Ей отвечают: «Ты что, психованная?» Политические домашние распри оборачиваются кровавыми расправами. Человек остается одиноким перед надвигающейся неизвестностью.

Когда в начале 70–х годов в наших журналах появились отдельные отрывки из книги Элвина Тоффлера «Шок будущего», мы читали эти страницы как некий фантастический роман. Нам, живущим в ритме застоя, в архаических социальных структурах, все это казалось далеким, хотя и заставляющим отдаться волнам воображения. Почти тридцать лет прошло с тех пор, как вышла книга американского журналиста и социолога.

Нужна ли она нам сегодня, на пороге нового тысячелетия? Найдет ли она отклик в сердцах россиян? Наконец, сбылись ли прогнозы модного предсказателя? Ведь сам автор признавал, что его работа в потоке стремительных преображений тоже окажется устаревшей. Книга Тоффлера - продукт яркого социального воображения. Хотя автор постоянно ссылается на научные публикации, статистику, бытовые примеры, его работа раскрывает во многом мир фантазии, продуктивного заглядывания в будущее.

Тоффлер написал о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. Есть у этой болезни и свое название «футурошок» - «шок будущего». Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из–под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из–за того, что не выдержат психологических нагрузок.

Футурошок характеризуется внезапной, ошеломляющей утратой чувства реальности, умения ориентироваться в жизни, вызванной страхом перед близким грядущим. Еще до начала XXI в. миллионы обычных физически здоровых и психически нормальных людей внезапно столкнутся лицом к Лицу с будущим. Смогут ли они приспособиться ко все более усиливающемуся давлению событий, знаний, науки, техники, различного рода информации? Не приведет ли это к серьезным социальным и психологическим последствиям? Неужели человечество только теперь столкнулось с этими проблемами? Разве только в нашей стране человек вытолкнут из привычной ниши? Средневековому человеку будущее виделось как таинственная и темная сила. Даже радостный день он воспринимал с тревогой: а вдруг эти утехи обернутся казнями на Страшном суде. Войны, эпидемии, голод воспринимались как признаки надвигающегося конца света. Фрески храмов, изображающие эпизоды Страшного суда, заставляли трепетать сердца верующих при одной мысли о том, что ждет их по ту сторону бытия, в загробном мире.

Анализ произведения Э. Тоффлера «Шок будущего»

книга литература адаптация

Любовь, печали, страданье и страх.

Все в этом мире у нас ненадолго,

Луч тихой радости тоже погас.

Не будем строги к судьбе-плутовке,

Раз выпал жребий - бери, не трусь,

Наивно смотрится фетиш подковки,

Смешно и грустно мне. Да! Смех и грусть.

Все в этом мире у нас ненадолго…

М. Мон

Автор описывает работу над книгой, как некий прогноз на будущее, говорит о том, как меняется человеческая жизнь и её ценности. О том, как перемены в человеческой, социальной жизни играет большую роль, и, если человек не сможет адаптироваться в этом скоростном, стихийном изменении, то все человечество обречено на массовый адаптационный срыв. Тоффлер описывает время, в котором живет, и, основываясь на происходящем, рассуждает следующим образом: «Через три коротких десятилетия, отделяющих сегодняшний день от 21 века миллионы простых, психологически нормальных людей окажутся в резком конфликте с будущим». Т.е. в любом случае, рано или поздно человечество окажется на грани того, что все его окружающее пространство будет вводить индивида в некую болезненную форму существования. Это можно сравнить с организмом: при попадании в иную среду (из тепла в холод, из спокойного состояния в неспокойное), или при любых обстоятельствах, которые не привычны организму и воспринимаются как угроза, наступает вегетососудистый криз. Он проявляется в том, что сосуды сужаются, возникает приступ необъяснимой паники, тяжело дышать, начинаются обильное потоотделение и т.д. в таком состоянии человек чувствует большую усталость и слабость, организм испытывает шок от происходящих изменений, к которому он был просто не готов находясь в «уютном гнездышке». В любом случае, этот шок будущего произойдет с каждым, с кем-то в большей степени, с кем-то в меньшей, один его и не заметит, а второй очень тяжело будет переживать, поэтому, лучше заранее себя подготовить и попытаться пережить, ведь все же знают: «Предупрежден, значит вооружен».

Прочитав работу американского философа, социолога и футуролога Элвина Тоффлера «Шок будущего», я начала задумываться о том, что все происходящее вокруг меня, моей семьи и остального моего окружения с точностью описаны в книге. Вроде живешь и не замечаешь всего этого, как, раз, и наступает момент осмысливания всего пережитого. Читая «Шок будущего» я погружаюсь в множество интересных фактов и событий, которые, как оказывается, происходят вокруг меня ежедневно.

Автор полностью раскрывает проблему одноразовости и однодневности, будь то вещи, люди, отношения или что иное. На примере бумажного свадебного платья мы видим эту проблему ясно. Если раньше невеста очень долго и тщательно подбирала наряд для церемонии свадьбы, потом хранила этот наряд и, даже, передавала своей дочери для замужества, то сейчас современным красавицам предлагают бумажное свадебное платье. Как говорится, спрос рождает предложение, значит такие платья сейчас актуальны, такие платья стоят не дорого, в придачу, продавец предлагает в дальнейшем из шлейфа сделать кухонные занавески, это очень удобно. Но с другой стороны, платье уже не ценится так как раньше, нет привязанности к этой вещи и передавать уже младшему поколению, к сожалению нечего.

Проблема одноразовости сопровождает нас по всем страницам произведения. Еще одним минусом можно считать потерю ценности к своему дому, к своей родине. Современный мир предлагает нам множество услуг, мы можем в течении суток оказаться на другом конце планеты, с помощью интернета мы утратили то чувство, которое ощущаешь, когда ждешь письма от близкого тебе человека, но самое ужасное, мы потеряли дом. Множество людей переезжает с места на место, меняют квартиры на дом, дома на квартиры и утрачивают ту любовь к своему жилищу, конечно не все, но рано или поздно, мне кажется, это станет нормальным для всех. Мне очень жаль этих людей. У них, конечно есть крыша над головой, есть где переночевать или где провести выходные, но у них нет уже того тёплого и уютного очага что может согреть их в лютую зиму, нет того тёплого и уютного уголка, который будет им каменной стеной. Свой дом, свою крепость хозяйки пытаются превратить в прекрасный сказочный и уютный замок. Ведь, когда мы делаем ремонт в своем доме мы пытаемся все сделать с большой аккуратностью, потому что здесь предстоит жить именно нам, в украшения комнат мы вкладываем столько нежности и любви, мы создаем такую «погоду» чтобы нам здесь всегда нравилось, и мы здесь отдыхали. Создаем уют и тепло родного дома. Автор описывает одну такую хозяйку, которая из-за частых переездов и частой смены работы мужа уже перестала украшать дом, она начала украшать свою машину. В данном случае, машина является чем-то постоянным, прижившимся и не меняющимся.

До недавнего времени, как отмечает автор, темп жизни изобразили в виде человека с ключом сзади, человека, который постоянно заведен, постоянно занят. Множество людей сейчас себя чувствуют этим персонажем. Простые же люди, которые мало обращают внимания на технологические инновации все равно ощущают темп жизни, изменений в ней. В настоящее время все человечество на земле можно разделить на три группы: первые - люди прошлого, которые живут охотой и собирательством, живут так, как когда-то жили наши предки, они составляют 70% населения. Вторые - люди настоящего, живущие современной жизнью, более 25% населения. И третьи - люди будущего, которые уже сейчас живут в будущем. Их считают первопроходцами, они живут так, как многие другие будут жить только завтра. Эти люди богаче, более приспособлены к изменениям и более образованы.

Каждый человек и каждая социальная группа имеет свое собственное понимания длительности действий. Т.е., если вдруг, действие прекращается раньше, чем оно должно закончится, срабатывает небольшой «звоночек», т.к. мы не привыкли к этому, для нас это уже нестандартная ситуация. В связи с тем, что психология и образование не могут понять этот принцип и подготовить общество к скоростным изменениям, начинают возникать проблемы. Только понимающий и замечающий эту проблему человек может предвидеть любые последствия и сделать все возможное, чтобы смягчить «падение». Люди настоящего и прошлого живут медленной временностью, как отмечает автор, их отношения длятся долго, а вот люди будущего живут уже большой временностью. Люди, вещи, ситуации просто проносятся мимо, и, в таком случае, создается опасность шока будущего

При взаимодействии между людьми возникает множество форм общения, автор отмечает, что влияние технологии на занятия людей позволяет предполагать, что тенденция к временным связям сохранится в дальнейшем. Норман Энон отмечает, что в некоторых случаях возникает такая проблема, когда какая-либо специальность возникает только на определенное время, потом же её необходимость утрачивается. Так же возникают такие ситуации, когда работу одного человека уже начинает выполнять группа специалистов. В цивилизованном мире возникла тенденция «человека напрокат» как необходимая составляющая. Если организации необходимо собрать крупный штат работников для временной занятости в кротчайшие сроки в этом ей поможет определенные фирмы, которые работают в этой отрасли. Некоторым ведь на самом деле для одноразовой работы нет необходимости искать специалиста долгое время и нанимать его на постоянную работу.

В связи с тем, что люди имеют свойство заменяться друг другом человек адаптируется к новым связям, но, помимо этого человек может без каких-либо потерь и отказаться от другого, который ему не важен, не интересен или просто не нужен. В таком случае, можно с точностью быть уверенным, что в дальнейшем все ценности людей друг в друге просто перестанут существовать. Некоторые люди, для создания новых связей прибегают к таким мерам, как поиск нового места работы. «На самом деле большую часть социальной активности индивидов можно описать сегодня как поисковое поведение - неустанный процесс социального поиска, в ходе которого человек ищет новых друзей, чтобы заменить тех, кого уже нет, или тех, с кем утрачены общие интересы.» При изменении окружения взрослого человека, затрагивается так же окружение и ребенка, со временем он к этому привыкает, и для него это является совершенно нормальным. Возникают такие ситуации, когда преподаватель не получает необходимого удовлетворения от преподавания в связи с тем, что он утрачивает способность наблюдать за развитием ребенка, которого он обучал. Так же возникает и такая проблема, когда ребенка обучают одному и тому же предмету совершенно разные преподаватели, естественно, от таких перемен может произойти какой-либо сбой в понимании темы или же и вовсе сбой в развитии.

Очень многие люди говорят о том, что сейчас производятся некачественные вещи, которые не проживут долго. Оно и понятно, заводам выгоднее делать недолговечные изделия, ведь им через 2 года или через 10 лет необходимо будет так же зарабатывать и иметь прибыль, а если люди купят их товар, и он будет долговечен, то потом продаж будет намного меньше. Да возьмем, к примеру, автомобили. Сейчас, при покупке подержанного иностранного автомобиля многие смотрят не на год его выпуска, а на двигатель и его характеристики. В настоящее время автомобили выпускаются с двигателями которые могут отъездить 600 000 км (шестисотники), раньше же выпускали так называемые миллионники, эти двигатели ценятся намного больше, т.к. качество производства в года его выпуска было намного больше.

Когда я начала анализировать прочитанное я немного опечалилась, наше общество просто начало деградировать, я понимаю, что у моих детей будут уже совсем другие ценности и интересы, но все же, я попытаюсь привить им такие качества как ценность дома, людей, вещей, отношений, постараюсь научить их ценить все вокруг и надеюсь, что у меня это получится. Конечно, в мире современных технологий все что нас окружает пытается сделать нашу жизнь легче и интереснее, но все же я из тех людей, которым приятно съездить на рыбалку и с некоторыми усилиями получить ту небольшую рыбёшку на ужин и радоваться своим небольшим успехам. К сожалению, нам всем придется смириться с тем, что мир развивается быстрее нас, и в какой-то степени это очень даже хорошо. Если современная медицина найдет лекарство от многих смертельных болезней, то весь мир вздохнет с облегчением. Можно жить и принимать мир такой, какой он есть, можно идти в ногу с трендом, успевать за новыми технологиями, но всегда стоит оставаться человеком. Человеком с большой буквы, с душой и ценностями.