Где выступал ленин на броневике. Ленин на броневике: памятник фальсификации истории. Rolls-Royce Silver Ghost (Фото компании Rolls-Royce)

В этот день, …лет назад

Шестнадцатого апреля 1917 года Ленин прибыл из эмиграции на Финляндский вокзал Петрограда. Ильича встречали организованно и торжественно. На перроне стоял почетный караул. На вокзальной площади и прилегающих улицах собрались десятки тысяч рабочих.

Но вот тут надо сделать небольшую поправку в трудах советских патентованных историков. Большинство этих рабочих пришли вовсе не для того, чтобы не встречать будущего вождя мирового пролетариата. Они вышли на демонстрацию против Временного правительства. Но умелые большевистские лидеры блестяще сумели воспользоваться моментом - они увлекли демонстрантов на встречу с Лениным.

И еще одна ремарка: до 1917 года Ильича мало знали в народе, да и сам он особо не "светился", чтобы лишний раз не напоминать о себе Охранному отделению.

Далее. Никакой кепки на Ленине, ставшей впоследствии знаменитой, не было. Он был в котелке. Когда вождь выходил из вагона, грянула "Марсельеза", а вовсе не "Интернационал", как потом вспоминали некоторые забывчивые товарищи. Командир караула - балтийский моряк - отсалютовал Ленину, а Ильич по рассеянности в ответ приложил ладонь к котелку. Впрочем, он был человек сугубо гражданский… Позднее вождь такое проделывал неоднократно уже будучи в кепке.

На выходе из вокзала рабочие помогли Ленину взобраться на двухбашенный броневик "Остин-Путиловец". Полный текст речи, произнесенной с броневика, не сохранился, но общий смысл таков: "Да здравствует мировая социалистическая революция!"

Гремел оркестр. Вокруг, как вспоминают свидетели, "море штыков и красно-золотых знамен и лозунгов". Причем, подозреваю, что не все собравшиеся верно понимали смысл происходящего. Ну, как в "Золотом теленке":

"Деревня встретила головную машину приветливо. Но обычное гостеприимство носило довольно странный характер. Видимо, деревенская общественность была извещена о том, что кто-то проедет, но кто проедет и с какой целью - не знала. Поэтому на всякий случай были извлечены все изречения и девизы, изготовленные за последние несколько лет. Вдоль улицы стояли школьники с разнокалиберными старомодными плакатами: "Привет Лиге Времени и ее основателю дорогому товарищу Керженцеву", "Не боимся буржуазного звона, ответим на ультиматум Керзона", "Чтоб дети ваши не угасли, пожалуйста, организуйте ясли". Кроме того, было множество плакатов, исполненных преимущественно церковнославянским шрифтом с одним и тем же приветствием: "Добро пожаловать!""…

После митинга броневик с Лениным поехал к Матильде Кшесинской. Нет, не к балерине, а к ее особняку - великокняжеская любовница съехала из него после Февральской революции. Позднее перебралась из города на юг, а потом и вовсе за рубеж. А в ее особняке расположилась штаб-квартира большевиков.

Всех, конечно, страшно интересует: когда же Ильич слез все-таки с крыши броневика? Хочется сказать - никогда. Памятник "Ленин и броневик" и по сей день стоит у Финляндского вокзала. А живой Ильич, видимо, вскоре после начала поездки перебрался в кабину броневика, продолжив триумфальное шествие к особняку Кшесинской.

Кстати, в этот же день, 16 апреля, в 1859 году скончался французский историк Алексис де Токвиль. Я недаром вспомнил о нем. Он - автор знаменитой книги "Старый порядок и революция". В ней Токвиль, в частности, пришел к выводу, что Французская революция произошла из-за того, что с середины XVIII века главными политическими деятелями в обществе и "властителями дум" стали… литераторы, энциклопедисты и философы. Казалось бы, парадоксально. Впрочем, умные люди это заметили тогда же. Екатерина II после начала Великой французской революции приостановила печатание собрания сочинений Вольтера, а уже напечатанные тома распорядилась сжечь. Умная женщина! Хоть и с опозданием, но она сумела связать причины со следствиями. Кровавыми последствиями…

Почему в России в 1917 году таких умных людей оказалось мало? Ну как же! Задумали революцию в белых перчатках… Прекраснодушие удивительное! Чеховские обыватели в квадрате, которые были убеждены, что свежее молоко раздается стаканами всегда по утрам, несмотря ни на что. А ведь рядом, совсем неподалеку, жил-был человек, тоже писатель, который был убежден, что "если враг не сдается, его уничтожают".

Насчет литераторов. Утверждение об их тотальном влиянии применимо и к нашей истории. Кто был у нас властителями дум лет эдак за пятьдесят до 1917 года? Писатели и литературные критики. А как мы изучали, скажем, историю России XIX века? По Гоголю, Пушкину и Тургеневу. А еще стоит добавить Белинского, Писарева и Венгерова. Странно, конечно. Какую такую империю на одну шестую часть света могли построить ноздревы и маниловы? Максимум - среднестатистическое европейское захолустье типа Курляндии.

Подумайте: а почему никто и никогда не изучал британскую историю по Шекспиру и Диккенсу или американскую по Эдгару По? Скажем, по "Королю Лиру" или "Гамлету"? Но в случае с Британией все почему-то хорошо понимают, что Лир, Офелия и Джульетта - это литературные персонажи, не более, а Британская империя - это Генрих VIII, Веллингтон, Дизраэли, Елизавета…

А у нас "Мертвые души" - по своей сути, анекдот, рассказанный Гоголю великим Пушкиным - возведен в ранг документального исторического свидетельства. И по этой поэме мы поколениями изучали историю России первой половины XIX века. Это то же самое, как познавать вкус блюд по картинкам, а любовь - по книге Дарвина "Происхождение видов"…

У радио Sputnik отличные паблики

«В этой истории до сих пор немало загадок, - пояснил директор Санкт-Петербургского института истории РАН Николай Смирнов . - Несомненно одно: в ночь с 3-го на 4-е апреля вождь мирового пролетариата после эмиграции приехал в Петроград. Согласно общепринятой версии, соратники собрались встречать его так, чтобы продемонстрировать силу набирающих популярность большевиков. Было решено, что Ленин выступит с речью на настоящем боевом броневике. Далее детали расходятся».

Найти такой оказалось проблемой, тогда взяли учебный из дивизиона Михайловского манежа. В запасной роте он числился под № 2. По словам одних очевидцев, Ленина на руках внесли на крышу машины. По воспоминаниям других - он туда забрался сам, а после выступления на этой же технике отправился в особняк Кшесинской, где находился штаб партии.

Много вопросов вызывает и сама речь. В официальной истории о ней говорится, как о «знаменитой». Но вот воспоминания революционера Константина Еремеева: «Я стоял у самого броневика. Хорошо видел и слышал оратора, но в памяти у меня нет его слов. Много из позднейших речей Ильича я помню дословно. Но этой первой не помню - думаю, что и никто не помнит».

Есть и ещё одна точка зрения - что никакой встречи на самом деле не было. Просто возвращаясь из эмиграции в столицу, на Финляндском Ленин столкнулся с протестующей толпой и решил воспользоваться случаем. Поднялся на один из бронеавтомобилей, которые тогда стояли на вокзале, и сказал несколько зажигательных фраз. В том числе - «Да здравствует социалистическая революция!», впоследствии ставшую одним из лозунгов восстания. А уже государственная пропаганда сделала эту «речь» исторической.

Легенда пошла по миру

Загадочна и судьба броневика. Известно, что его назвали «Враг капитала», что он участвовал в боях под Пулково, Ямбургом и Красным Селом. В 1927 году к десятилетию Октября машину решили сделать одним из знаков нового времени, но она… пропала. В поисках участвовали сотрудники музеев, архивов, ветераны - тщетно. Лишь в 1939-м на заброшенной базе в Сосновке удалось найти похожий экземпляр. Началось опознание, которое подтвердило: это тот самый, ленинский. Криминалисты под слоем грязи и краски даже обнаружили № 2.

Правда, другие эксперты представили иные факты: они точно определили, что машина принадлежит Путиловскому заводу и выпущена в 1919 г. А значит, Ленин на ней выступать не мог. Но эти доводы уже никто не слушал. В том же 1927-м Эйзенштейн снял яркий фильм «Октябрь», где тоже задействовал найденный на складе артефакт. Картину показали в США, где её восприняли как документальную. Так легенда вышла на международный уровень.

Сейчас этот неоднозначный памятник находится в Военном музее артиллерии и инженерных войск Санкт-Петербурга.

В ночь с 3 на 4 апреля 1917г. в Россию из Финляндии вернулся из эмиграции Владимир Ленин. Ленин на броневике - символ большевистской революции. В истории создания этого памятника и мифологии, развёрнутой пропагандой советских времён, как в капле воды отражается мутный океан страстей человеческих, смута душ, отрекшихся от Бога.

Как известно, Ленин «проспал» революцию. Или, точнее, то, что потом выдали за революцию. Беснующиеся толпы дезертиров при поддержке думских изменников и прямых агентов иностранных спецслужб и тайных обществ создали иллюзию революции. После чего страну ожидали крах и братоубийственная резня.

А в апреле в Петрограде царила эйфория. Ленин, заторопившийся в русскую столицу, обнаружил на вокзале толпу с транспарантами и оркестром. Которая, конечно же, никого не встречала. Просто соратники Ленина, доставленные в «пломбированном вагоне» с территории врага и назначенные на роль ниспровергателей российской государственности и организаторов военного поражения России, использовали случай. Ленина через толпу потащили к угнанному английскому броневику и заставили выступать. Он сказал несколько бессвязных фраз и выкрикнул лозунг: «Да здравствует социалистическая революция!» А потом поехал во дворец Кшесинской, захваченный большевиками, где изложил свои «Апрельские тезисы», которые Плеханов охарактеризовал как «бред». В отличие от Ленина Плеханов редко бросался подобного рода характеристиками. И Плеханов не был врагом своего Отечества. В отличие от Ленина.

Черчилль позднее писал, что Ленин был ввезён в Россию, «как чумная бацилла».

Предложенное Лениным в тезисах действительно было бредом человека, охваченного маниакальной страстью к разрушению. В условиях войны он требовал отказаться от какой-либо поддержки воюющей страны («революционного оборончества») и организации революционной войны после захвата власти. Он говорил, что кончить войну без свершения капитализма нельзя. Ленин требовал выдвигать лозунг перехода всей власти Советам рабочих депутатов. (От этого лозунга уже летом большевики отказались, поскольку были в них в безнадёжном меньшинстве.) Советы самоорганизовали народ после февральского мятежа, развалившего всю систему управления страной, и Ленин требовал от своих однопартийцев захвата власти в Советах - любой ценой и любыми способами. При этом он также декларировал всеобщий развал управления: необходимость «устранения» полиции, армии и чиновничества. На селе Ленин предлагал делать ставку на Советы батрацких депутатов - группы отщепенцев, обособившихся от трудового крестьянства, которые потом превратились в вооружённые банды. На промышленных предприятиях Ленин предлагал захватить контроль за производством и распределением. То есть фактически ограбить не только собственников, но и работников. Это и было в понимании Ленина «государством-коммуной». Такой термин он требовал включить в обновлённую программу своей партии, которую теперь хотел именовать «коммунистической».

Не имея своей истории, победившие в живодёрской гражданской войне большевики начали судорожно фабриковать для себя героическое прошлое. Они придумывали себе предтеч, находили «вестников революции» в заметных фигурах прошлого, а всё, что не вписывалось в их понимание, стремились «сбросить с корабля истории». После смерти Ленина история о броневике стала легендой, и в 1926 году близ Финляндского вокзала появился громадный памятник, где многометровый Ленин размещён на башне бронированной машины и воздевает указующую руку. Чтобы придать истории достоверность, начались поиски знаменитого броневика. Поиски велись много лет. О том, что броневик найден, было объявлено только в 1939 году. Правда, это был не тот броневик. Любители мемуаров из числа тех, кто хотел приобщиться к истории большевизма, точно не могли сказать, с какого же броневика выступал «вождь мирового пролетариата». В конце концов решили поставить в музей образец, идентичный тому, который использовал в своём фильме «Октябрь» Эйзенштейн. Так кино, которое Ленин считал важнейшим средством пропаганды, подменило реальность. Всё было не так: броневик не тот, Ленин не забирался на его башню, и был он тогда без усов и бороды. Некоторые участники событий тех лет и вовсе говорят, что никакого броневика не было, а выступление Ленина состоялось с подножки поезда. Но всё это не важно. Имитация исторической правды предусматривалась как одно из средств удержания власти. И по сию пору многие наши сограждане считают художественные съёмки тех лет документальными. В этом их мало кто старается разубедить.

Личность Ленина была мумифицирована, как и его тело. Она превратилась в ходульный образ, который непредвзятый наблюдатель мог принять за карикатуру. Поэтому в советский период в массовом порядке ходили анекдоты о Ленине, обыгрывающие его нелепую, лишённую какой бы то ни было вдохновенности и героизма внешность. Народ расстался с мифами о Ленине гораздо раньше, чем власть, ведущая своё происхождение из кровавых событий гражданской войны.

Постфактум все действия и все сочинения Ленина, вплоть до бытовых записок, которые каким-то чудесным образом были сохранены в неспокойной жизни в эмиграции, бурных событиях революции и гражданской войны, были определены как нечто гениальное.

А в реальности личность Ленина не могла вызывать у современников особого уважения. Он не получил достаточного образования и практически не имел никакого опыта работы по профессии. Как философ он не состоялся. Считаные его теоретические работы не представляют серьёзного интереса. Как публицист он был весьма посредственным автором. Его статьи пересыпаны бранью. Как оратор он был человеком вздорным, допускающим в речи сквернословие, оскорбления, пошлости. Как профессиональный революционер он был труслив, крайне неуживчив и груб с товарищами.

Фантазии о виртуозной конспирации Ленина - результат «мумификации» его биографии. Наличие у него более 150 псевдонимов скорее говорит о болезненной мнительности. Ульянов-Ленин был труслив. Немногие свидетельства на этот счёт затушёваны мифологическими интерпретациями различных эпизодов его биографии.
По одному из воспоминаний, в 1906 году на митинге при крике «Казаки!» Ленин первый бросился бежать, тогда как другие вступили с казаками в переговоры. О трусости Ленина свидетельствует и тот факт, что он не сделал попытки бежать из ссылки, как это делали другие ссыльные.

Ленин был завистлив, злобен и мстителен. Он расценивал как врага даже того, кто выигрывал у него в шахматы. Он был чудовищно жесток. Его распоряжения о взятии заложников и массовых расстрелах - прямое свидетельство о причастности к преступлениям, которые не могут быть забыты и прощены русским народом.

Массовые убийства предусматривались Лениным даже за отказ крестьян участвовать в расчистке снега на рельсовых путях.

Изобильное эпистолярное наследие Ленина говорит о его двуличии. Он мог писать третьему лицу гадости про одного из своих близких товарищей и тут же публично хвалить его на все лады. «Навозные кучи», «подлецы», «иудушки», «мерзавцы», «свиньи», «тупицы», «проститутки», «идиоты», «дурачки» - так характеризует он своих соратников. Словарь ругательств Ленина - это сотни слов, записанных в его письмах, статьях, стенограммах выступлений. Ленин вёл аморальный образ жизни, почти не скрывая свою связь с Инессой Арманд. Он не стеснялся устраивать на руководящие должности своих родственников.

Вслед за Марксом и Энгельсом Ленин демонстрировал ненависть к русскому народу, вслед за Герценом - пренебрежение к другим европейским народам. Применённый им термин «великорусский шовинизм» на долгие годы исключил из словоупотребления слово «великоросс», а его обличения в адрес русского народа, якобы эксплуатирующего другие народы России, стали основой национальной политики правящей компартии, которая до сих пор не изжита, и служат руководством к действию русофобствующей власти. Ленин продвигал на руководящие посты еврейскую интеллигенцию - наиболее нигилистически настроенную по отношению к русским традициям. Зная о своих «еврейских кровях», Ленин в письме Горькому утверждал: «Русский умник всегда еврей или человек с примесью еврейской крови».

Из действующих сегодня политиков Ленин более всего похож на Жириновского.

Несмотря на смену власти и разоблачение мистификаций советского периода, новая власть всячески оберегает символы большевизма. Она не провела и не собирается проводить расчистку страны от фальсификаций истории и идеологических истуканов. Она лишь будоражит общественность вопросом о необходимости освободить Красную площадь от большевистского кладбища и капища с мумией вождя. Но не предпринимает ничего, чтобы восстановить правду истории и справедливо оценить героев и предателей, преступников и мучеников.

1 апреля 2009 года десятиметровая бронзовая фигура Ленина на Финляндском вокзале в Петербурге была взорвана. Власти тщательно её отреставрировали и вновь водрузили на постамент.

Фальсификация истории продолжается, в сознание народа подмешивается сомнение, которое расцветает ядовитыми всходами: вся история Отечества становится цепью зверств и позора. И только на этом фоне истинные враги наши превращаются в гениев и благодетелей.

Финляндский вокзал

К появлению Ленина в Петрограде тщательно готовились. На перроне Финляндского вокзала его ожидали солдаты и матросы Балтийского флота. За ними стояли рабочие со знаменами. На вокзальной площади не было пустого места. Оркестр, затянувший «Марсельезу», заглушил первые слова, которые произнес политик, увидев перед собой эту удивительную картину.

Одним из организаторов встречи Ленина был офицер Максимов, командовавший отрядом балтийских моряков. Он первым поприветствовал гостя в Петрограде. Офицер не знал всех обстоятельств приезда долгожданного путника. Когда на следующий день до него дошли слухи о том, что Ленин прибыл в Россию на германские деньги и в германском вагоне, Максимов вместе с другими матросами выпустил резолюцию:

«Узнав, что товарищ Ленин вернулся в Россию с согласия германского кайзера, выражаем глубокое сожаление по поводу его встречи в Питере. Если бы мы знали, то вместо криков «Ура», мы бы сказали: «Вон отсюда, возвращайтесь в ту страну, через которую Вы к нам ехали».

На всех предыдущих станциях Ленин выходил в котелке. В Петрограде он впервые появился в своем главном атрибуте — кепке. В ней лидер большевиков добрался до императорского зала ожидания вокзала. Там эмигранта ждал Николай Чхеидзе — председатель Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Этот эпизод подробно описал Суханов — один из талантливейших журналистов своего времени, также присутствовавший при встрече.

Троцкий: «Чхеидзе побаивался Ленина»

Чхеидзе с угрюмым видом поднялся и вышел на середину зала. Во главе небольшой группы людей вошел Ленин. Чхеидзе по-менторски поприветствовал обладателя шикарного букета цветов, призвав того отказаться от нападок на оппонентов и к «сплочению демократических сил». Ленин, кажется, был готов к этой встрече заранее. Он отвернулся от мрачного меньшевика, по совпадению накануне похоронившего своего сына, и провокационно ответил прямо в окружавшую его толпу:

«Дорогие товарищи солдаты, матросы и рабочие. Империалистическая война даст начало гражданской войне по всей Европе. Да здравствует мировая социалистическая революция!»

Спич на броневике

Только Ленин «ответил» Чхеидзе, как в зал ворвались новые солдаты и матросы. Они распахнули стеклянные двери и понесли вождя большевиков на залитую светом прожекторов привокзальную площадь. Внезапно оратор возник на башне броневика. Инициатором этого выступления был все тот же Максимов, на следующий день разочаровавшийся в Ленине. Выждав минуты, чтобы успокоилась толпа, тот, уже с непокрытой головой, стал выкрикивать приветствия революционному пролетариату: солдатам и рабочим, избавившим Россию от царского деспотизма.


Бронеавтомобиль марки «Остин», на котором выступал Ленин, приехал к Финляндскому вокзалу от особняка балерины Матильды Кшесинской. Здание реквизировали большевики. Еще один броневик (несмотря на строжайший запрет) они вывезли из ремонтной мастерской в Петроградском гарнизоне, правда он так и не понадобился.

Балкон Кшесинской

После пламенной речи на броневике Ленин сел в автомобиль и укатил в особняк Кшесинской. Здесь тоже было битком: солдаты и матросы весь день ждали Ленина, их нетерпение пытались сгладить Каменев и Зиновьев (последний также приехал в Россию в пломбированном вагоне). Каменев же, после амнистии, вернулся вместе со Сталиным из ссылки и стал писать в «Правде».

Радикальные взгляды, которые Ленин, не стесняясь, демонстрировал уже в первый день в Петрограде, смущали даже его сторонников. Все еще шла Первая мировая война, даже опытные революционеры хотели примирения многочисленных партий и фракций ради защиты демократии. Ленин считал ровно наоборот. Его радикальные «Письма издалека», в которых он призывал к свержению Временного правительства попали в «Правду» в обрезанном виде. Самые смелые формулировки были подвергнуты цензуре Каменевым и (что еще важнее) Сталиным.

Причастность Сталина к событиям вокруг приезда Ленина неизбежно обзавелась множеством мифов. Уже добившись единоличной власти, вождь народов любил рассказывать, что он встречал Ильича не в Петрограде, а раньше — на станции Белоостров, пограничном пункте между Финляндией и Россией. Разумеется, этот «альтернативный факт» на некоторое время стал официальной исторической доктриной. А вот что правда, так это то, что в Белоострове Ленин все еще боялся ареста.

Встреча Ленина и Сталина в Белоострове — сталинский миф

Наконец Ленин приехал в особняк балерины Кшесинской. Там он коротко выступил с балкона. Большевик повторил свои основные идеи: перерастание империалистической войны в революцию, отказ от сотрудничества с Временным правительством, необходимость сделать Петроградский Совет пролетарским. Эта программа коротко описывала суть апрельских тезисов, которые были изданы в «Правде» 7 (20) апреля. «Вся власть советам!», «Есть такая партия!» — обо всем этом, правда иными словами, лидер большевиков говорил и на вокзале, и в особняке Кшесинской.


Особняк Кшесинской

В первый же свой день в Петрограде Ленин продемонстрировал, что не собирается идти даже на малейшие компромиссы со своими оппонентами. Много лет проживший за границей, он отказывался принимать какие-либо реалии своей страны, о которых ему говорили все, в том числе и соратники. Ленин был радикален, он многими считался опасным фанатиком. Правда его поддержал Троцкий, также вернувшийся из эмиграции и призвавший к скорому восстанию пролетариата. Именно эти двое сделали все, чтобы в Петрограде грянул сигнальный залп «Авроры».

В отечественной истории эти боевые машины запомнились нам прежде всего как один из символов смутного революционного времени. Палящий по Зимнему крейсер «Аврора» , стремительно летящая по степи тачанка — и броневик, c которого воспламенял народ речью Ульянов (Ленин) .

Действительно, среднее и старшее поколение хорошо помнит эту официальную легенду, обязательную к изучению в советские времена. В ночь с 3 на 4 апреля в Россию из Финляндии вернулся из эмиграции Владимир Ленин, и прямо у вокзала, где его встречали товарищи по партии, решил продвинуть в массы свои «Апрельские тезисы». Но подходящей трибуны не нашлось, и тогда Ильич влез на башню оказавшегося поблизости броневика. Чем и положил начало оригинальной традиции: призывать к революции, стоя на какой-нибудь бронетехнике…

По легенде, шанс войти в историю как «стальная трибуна вождя» получил броневик «Остин-Путиловец», который затем отправили в музей, благодаря чему этот уникальный экспонат истории бронетехники сохранился до наших дней. Однако на сей счет имеются изрядные сомнения, поскольку именно эта модель в апреле 1917 года только находилась в проекте. Впрочем, начнем по порядку — с самого появления в России этих машин.

Бронеавтомобиль (броневик) можно назвать старшим братом танка и бронетранспортера, поскольку он появился раньше их и раньше принял участие в боевых действиях. Однако первые прототипы этих машин мало чем отличались друг от друга, представляя собою защищенные боевые повозки, неуклюжие и медлительные — наподобие паровой «черепахи» английского инженера Джеймса Коуэна (James Cowan).

Их функции были смешанными: их делали как почти универсальные крепости на колесах, но в основном для атаки на вражеские порядки. Правда, почти все они закончили свою карьеру в виде единичных опытных образов. Исключением стали «боевые трактора» британской армии, использованные ею в англо-бурской войне. Это были медлительные паровые гусеничные машины, обшитые листами брони, тянувшие за собою бронированные же прицепы. Тут уже наблюдалась некоторая универсальность функций.

Это уже потом боевые машины начали получать более узкую специализацию: танк — как машина для штурма укрепленных полевых позиций, бронетранспортер — для передвижения под защитой брони пехоты, расчетов, радиостанций, технических команд, командиров.

Бронеавтомобиль, представляющий собою обшитый стальными листами автомобиль (отсюда и название), вооруженный пулеметами и (на ряде моделей) пушкой калибра 37-76 мм, не мог преодолеть укрепления. Ну разве что снести пару деревянных «рогаток»! Он с трудом передвигался вне дороги, и любое бревно или траншея становились ему непреодолимым препятствием. Он не мог принять больше 2-3 десантников — но и они уже создавали экипажу тесноту.

Но зато бронеавтомобиль стал эффективной передвижной огневой точкой. Защищенной от пуль противника, способной ехать быстрее и дальше любого кавалерийского отряда. Это делало его просто незаменимым в целом ряде военных операций. К примеру, представьте себе такую боевую ситуацию конца XIX — начала XX века: нужно срочно выбить противника, захватившего поселок или станцию, расположенную в нескольких километрах. Пока он там окончательно не укрепился, нарыв окопов и ДОТов, или не начал там концентрировать прочие свои силы. Сделать это внезапно с помощью пехоты будет очень трудно. Поэтому обычно в таких ситуациях посылали подразделение кавалерии. Однако даже захваченный врасплох противник будет обороняться — и он наверняка заранее расставил свои пулеметные точки, с которых будет поливать свинцом все важнейшие подходы и проходы. Так что ваша удалая атака (со свистом и размахиванием шашками) если и не захлебнется, то уж точно уполовинит ваш эскадрон. Вот тут как раз и пригодится бронеавтомобиль, который, не боясь пуль противника, сможет возглавить или прикрыть атаку.

Вместе с пехотой броневик мог принять участие в уличных боях, а также в наступлении на полевые позиции — если это позволяли условия (отсутствие непроходимых препятствий и прямого артиллерийского огня). Он мог провести быструю разведку, возглавить авангард или прикрывать подразделение на марше в арьергарде.

Впрочем, в далеком 1900 году полезность такой машины понимали единицы. Тогда даже пулеметы все еще вызывали скепсис у престарелых генералов, делавших ставку на штыки и шашки. Поэтому когда русский изобретатель Борис Григорьевич Луцкой (1865-1926), автор первых русских грузовых автомобилей, предложил Артиллерийскому комитету проект первого в мире бронеавтомобиля, он был отвергнут.

Тем временем идея активно развивалась на Западе. В 1902 г. англичанин Фредерик Роберт Симс построил броневик, представляющий собою обшитый листами брони грузовик с открытым верхом и вооруженный двумя пулеметами. Причем Симс снабдил свою машину перископом, с помощью которого экипаж мог бы наблюдать за полем боя. Это была очень полезная и передовая мысль. Тогда же частично защищенный бронеавтомобиль построила французкая фирма «Шарон, Жирардо и Вуа», а в 1903 году американец Эдвин Дайтон собрал первый тяжелый броневик. Впрочем, этот «форт на колесах» оказался слишком тяжелым.

Наконец, на бронеавтомобиль устанавливают башню, и он приобретает знакомые нам очертания. Увы, в этом нас на несколько месяцев обогнали австрийцы, построившие в 1904 году свой «Аустро-Даймлер». Эта трехтонная машина вооружалась одним пулеметом Максима во вращающейся полусферической башне и развивала около 25 км/ч. Однако у властей Австро-Венгрии он интереса не вызвал даже после модернизации (появился второй пулемет и более мощный двигатель).

Лучшая судьба оказалась у бронеавтомобиля, разработанного подъесаулом Сибирского казачьего полка М. А. Накашидзе. Подъесаул был очень талантливым, увлекающимся техникой человеком и ратовал за повсеместное внедрение автомобилей в армию. В начале русско-японской войны Накашизде служил в Маньчжурской армии, где задумался о создании боевой машины на автомобильной базе. Уже в конце 1904 года он предложил свой проект. Его броневик был защищен хромоникелевой 4,5-мм броней, вооружался 8-мм пулеметом системы Гочкиса и имел ряд интересных особенностей. Так, его люки (водителя и командирский) могли приподниматься в горизонтальной плоскости, образуя защитную крышу, из-под которой члены экипажа осматривали окрестности. Помимо люков, машина была оборудована и перископом. Спицы колес защищались стальными колпаками и имели цельнолитые шины. Для преодоления канав, траншей и прочих подобных препятствий броневик был снабжен двумя переносными мостиками; во время движения их прикрепляли к борту.

Неудачно идущая война, видимо, несколько протрезвила русское военное руководство. Оно положительно оценило бронеавтомобиль. Постройку машины поручили вышеупомянутой французской фирме «Шарон, Жирардо и Вуа». В 1905 году броневик прибыл в Россию и начал проходить испытания: стрельбы, маневры, пробеги. Спустя еще три года восемь бронеавтомобилей Накашидзе поступили в войска.

К сожалению, на этом вооружение русской армии бронетехникой и закончилось. Когда же грянула Первая мировая , пришлось срочно импровизировать. Например, устанавливать на обычном грузовике орудийные щиты. Всего за несколько недель на Ижорском заводе были собраны «Руссо-Балт» — первые бронеавтомобили полностью отечественного производства. В качестве базы для них использовали одноименные грузовики Рижского завода. Машины имели простейшую конструкцию, у них даже не было башни, а вооружение расставили так: в боковых амбразурах по пулемету, в передней — третий пулемет или пушка.

19 октября 1914 года сформированное из них подразделение под названием «1-я пулеметная автомобильная рота» отправилось на фронт, где они могли встретиться со своими немецкими «сородичами». Правда, те германские бронеавтомобили во многом уступали даже «Руссо-Балтам», поскольку представляли собой, скорее, частично бронированные самоходные пушки на базе грузовика.

У западных союзников России ситуация с бронетехникой была ненамного лучше — полноценных броневиков (британский «Ланчестер», французский «Пежо») было крайне мало. Поэтому осенью 1914 года там тоже импровизировали — наспех крепили к бортам грузовиков стальные листы, ставили в кузове пулеметы или малокалиберные пушки.

Однако инженеры и рабочие трудились не покладая рук — и уже в 1915 году появляется множество новых моделей бронеавтомобилей. Это было начало их недолгого звездного часа как самых грозных сухопутных машин.

Тем временем Россия отправила в Британию комиссию Главного военно-технического управления для закупки лучших моделей бронетехники. Требования к ней были жесткие: полное бронирование (в том числе крыши), наличие двух пулеметных башен. Так как ничего подобного англичане пока не имели, то компания «Austin Motor Co. Ltd» решила воспользоваться случаем заработать и взялась за проектирование новой боевой машины, предназначенной для русских союзников. Так осенью 1914 года появился бронеавтомобиль «Остин».

Машина была довольно скверная, поскольку базой для нее послужил далеко не самый подходящий легковой автомобиль — со всеми вытекающими последствиями. Во-первых, слабый двигатель — всего 30 л.с. Во-вторых, слабое шасси. В третьих, первые две причины не позволили установить на машине нормальное бронирование, поэтому пришлось ограничиться 3,5-4 мм листами. Как говорили впоследствии, это был прекрасный броневик для… борьбы с зулусами. Но для фронта он явно не годился.

Тем не менее 48 броневиков «Остин» (по цене 1150 фунтов стерлингов за каждый) в конце декабря 1914 года прибыли в Россию, где из них сформировали несколько взводов. В составе каждого были три «Остина», 4 легковых автомобиля, 4 мотоцикла без коляски и один с коляской, грузовик, автомастерская и автоцистерна. Бои тут же показали недостатки машин — и несколько их них переделали, покрыв 7-мм броней. А британцам поручили усовершенствовать «Остины», обратив внимание на остальные недостатки конструкции.

«Остины» второй модификации оснащались более мощным 50-сильным двигателем, шасси 1,5-тонного грузовика, усиленной рамой, броней 4-5 мм. Изменили форму корпуса. Все это увеличило маневренность и скорость броневика, который уже развивал по шоссе 50 км/ч и не боялся ухабов, ломавших ходовую часть предыдущей модели. В 1915 году эти машины поступили в Россию. Еще через год прибыли «Остины» третьей модификации, имевшие бронестекла и кормовой пост управления. Такая схема позволяла броневикам уверенно давать задний ход, что очень облегчало маневрирование или экстренное отступление.

Всего же с 1915 по 1919 год (учитывая поставки для Белой Армии) в Британии было куплено 240 «Остинов». Тем не менее, они не полностью отвечали всем требованиям фронта. К тому же машина российского ВПК медленно, но уверенно раскручивалась — и бронемашины начали делать сами, в крайнем случае закупая за границей только шасси и двигатели. Нужно отметить, что в эти годы в России было очень много проектов бронетехники — их создавали инженеры, механики, военные, просто сколь-либо разбирающиеся в технике люди. И их уже не клали под сукно, а отбирали лучшие.

Так были созданы бронеавтомобили Мгеброва (на базе «Рено», имевшие очень скошенное бронирование), тяжелый «Путилов-Гарфорд», вооруженный 76-мм орудием. Интересен был броневик конструкции штабс-капитана Поплавко, который был сконструирован для разрушения полевых проволочных заграждений и таким образом мог выполнять функцию танка. А пушечно-пулеметные броневики штабс-капитана Некрасова были приспособлены для движения по железным дорогам, быстро превращаясь в бронедрезину.

Поэтому на Путиловском заводе решили начать модернизацию «Остинов». Выехавшие из ворот завода броневики получали 7,5-мм броню, кормовой пост управления (машины 2-й модификации) и специальные колеса, с установленными на них не проблемными пневматическими шинами, а «гуссматиками», в которых воздушная камера была заменена эластичным пористым наполнителем.

Было также намечено начать собственную сборку на базе британских шасси. Последних заказали 2 000 единиц, но столь грандиозному размаху помешала революция. В итоге первый «Остин» российской сборки, получивший название «Остин-Путиловец», увидел свет только в конце лета 1917 года. Его отличительная черта — пулеметные башни установлены не в ряд (две рядышком), а по диагонали (правая в передней части корпуса, левая в задней). Именно такая машина и стоит в ленинском музее.

Но тогда получается, что Ленин, произнесший историческую речь в апреле месяце того года, никак не мог делать это с башни «Остина-Путиловца», как утверждала официальная легенда, а выступал с британского «Остина». Зачем же было тогда фальсифицировать историю? Тут есть две версии. Во-первых, когда появилась идея поставить в музей броневик «вождя пролетариата» (в 1939 году), оригинальной машины могли просто не найти. Была найдена похожая — а спустя 22 года мало кто помнил, что «Остин-Путиловцев» в апреле 1917-го еще не было в природе. А может, и помнили, но не придали особого значения. Во-вторых, что тоже не исключено, броневик отечественного производства более вписывался в легенду, чем заморская «аглицкая» машина. Кто знает! Но это внесло в историю отечественного бронеавтомобиля большую неразбериху. Чтобы как-то сгладить неточности, авторы статей начали путать модернизированные «Остины» с «Остинами-Путиловцами», хотя отличить их нетрудно сразу же — по внешнему виду. И не только по башням, но и по очертаниям корпуса в районе переднего и заднего постов управления.

Впрочем, вернемся к реальной истории российской бронетехники. Во время Гражданской войны «Остины» и «Остин-Путиловцы» состояли на вооружении армий и отрядов белых, красных, зеленых, интервентов и бесчисленного множества самостийных республик. При этом бывшие боевые товарищи русской армии теперь носили на себе имена «Самсон» (белые), «За вильну Украину» (петлюровцы), «Смерть капиталу» (красные) — и могли встретиться в бою друг с другом.

В СССР они продержались на вооружении довольно долго — до 1931 года, пока не были полностью заменены новыми бронеавтомобилями, массово поступавшими в войска. Это были БА-27, созданные в 1927 году на базе грузовика АМО Ф15. Нельзя сказать, что он был намного лучше «Остинов» — мотор в 35 л.с. едва тянул 4-х тонную машину, хотя ее вооружение — одна 37-мм пушка, один пулемет — было чуть посолидней. Однако замена требовалась главным образом потому, что к броневикам времен Первой мировой и Гражданской войн, большая часть которых производились на базе западных автомобилей, уже просто не было запчастей.

Впрочем, в 30-е годы перевооружение Красной Армии уже шло семимильными шагами, и появились такие весьма совершенные машины, как БА-10, БА-И, БА-6, БА-11 и другие. Но почему же в 1941 году подавляющее большинство их закончило боевой путь в придорожных канавах или разбитыми на полях сражений? Дело в том, что золотой век бронеавтомобилей был недолог. Уже в 1915 году, с превращением войны из маневренной в позиционную, броневики столкнулись с непреодолимыми трудностями в виде бесконечных, ощетинившихся кольями и проволокой, траншей. А вот маневренная Гражданская, напротив, нуждалась в броневиках, они были там ферзями поля боя — и именно поэтому стали одним из символов того времени.

В 1916-м на поля сражений медленно вполз танк , который мог спокойно преодолевать траншеи, воронки, а главное — делать проходы в заграждениях. Но пока танки ездили со скоростью 5-10 км/ч и не могли проехать более 40-50 км, броневики оставались единственной быстроходной боевой машиной. И их создавали во всех промышленно развитых странах мира, в расчете на будущую маневренную «войну моторов».

Однако с появлением быстроходных танков (получивших прозвище «крейсерских»), способных проводить молниеносные рейды, наступать вдоль трасс и выполнять другие функции, прежде принадлежащие исключительно броневикам, последним пришлось уступить свое место. Танк был лучше защищен, обладал большей проходимостью и был лучше вооружен — хотя советские тяжелые броневики превосходили в этом немецкие легкие танки (45-мм пушки против 20-мм и 37-мм).

Впрочем, те же проблемы были у немецких, французских и британских броневиков. Поэтому во Второй мировой они были окончательно вытеснены в разряд техники для вспомогательных операций и функций. Например, разведки. Кстати, последние советские броневики и были специальными разведывательными машинами — речь идет о знаменитых БРДМ.

Пожалуй, лишь в одном бронеавтомобили остаются незаменимыми — в борьбе с партизанами. Как уже говорилось выше, первые английские «Остины» были наиболее пригодны для усмирения зулусов. А современные броневики — американские бронированные «Хаммеры» — нашли свое призвание в борьбе с иракскими повстанцами...