Генри стэнли открытия. Исследователи африки и их открытия. Последние годы жизни

Лессинг Готхольд-Эфраим

Эмилия Галотти

Готхольд-Эфраим Лессинг

Эмилия Галотти

Трагедия в пяти действиях

Действующие лица

Эмилия Галотти.

Одоардо Галотти |

} родители Эмилии.

Клаудия Галотти |

Хетторе Гонзага, принц Гвасталлы.

Маринелли, камергер принца.

Камилло Рота, один из советников принца.

Конти, художник.

Граф Аппиани.

Графиня Орсина.

Анжело и несколько слуг.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Действие происходит в кабинете принца.

Явление первое

Принц, Камердинер принца.

Принц (за рабочим столом с грудой писем и бумаг, некоторые из них он просматривает). Жалобы, одни только жалобы! Просьбы! Одни только просьбы!.. Печальные дела! И нам еще завидуют! Я думаю, если бы мы могли всем помогать, вот тогда нам можно было бы завидовать... Эмилия? (Вскрывает одну из просьб и смотрит на подпись.) Эмилия?.. Но это какая-то Эмилия Брунески... не Галотти. Не Эмилия Галотти!.. Чего же хочет эта Эмилия Брунески? (Читает.) Большие претензии, очень большие... Но ее зовут Эмилией. Согласен. (Подписывает и звонит.)

Входит Камердинер.

В приемной нет еще никого из советников?

Камердинер. Нет.

Принц. Я слишком рано начал свой день... Утро так хорошо... Я хочу покататься. Пусть маркиз Маринелли едет со мной. Позвать его.

Камердинер уходит.

Не могу больше заниматься. Я был так спокоен, воображал, что спокоен... Вдруг оказалось, что какую-то несчастную Брунески зовут Эмилией, и мое спокойствие исчезло!..

Камердинер (снова входит). За маркизом послано. Вот письмо от графини Орсина.

Принц. Орсина? Положите его сюда.

Камердинер. Ее скороход ждет ответа.

Принц. Я пришлю ответ, если это потребуется. Где она? В городе или на своей вилле?

Камердинер. Она вчера приехала в город.

Принц. Тем хуже... Тем лучше, хотел я сказать. Тем меньше придется ждать скороходу.

Камердинер уходит.

Моя дорогая графиня! (С горечью, взяв письмо в руки.) Словно уже прочитал. {Снова отбрасывает письмо.) Да, я раньше думал, что люблю ее! Чего мы только не думаем. Может быть, я и на самом деле любил ее. Но любил, а не люблю.

Камердинер (снова входит). Художник Конти хотел бы получить соизволение...

Принц. Конти? Хорошо. Впустите его... Это рассеет меня. (Встает.)

Явление второе

Конти, Принц.

Принц. С добрым утром, Конти! Как живете? Что поделывает искусство?

Конти. Принц, искусство ищет хлеба.

Принц. Этого ему не следует делать, этого оно не должно делать, по крайней мере в моих маленьких владениях... Но художник должен все же иметь охоту к труду.

Конти. Трудиться? Это его наслаждение. Но если он вынужден слишком много трудиться, он может лишиться имени художника.

Принц. Я разумею не многое, но много: малость, но исполненную с рвением... Вы пришли ведь не с пустыми руками, Конти?

Конти. Я принес портрет, который вы мне заказали, ваша светлость. И принес еще и другой, которого вы мне не заказывали, но он заслуживает вашего внимания...

Принц. Какой же я вам заказывал?.. Никак не могу припомнить...

Конти. Графини Орсина.

Принц. В самом деле!.. Только заказан он был давно.

Конти. Наши прекрасные дамы не каждый день расположены позировать. Графиня за три месяца только раз смогла решиться немного посидеть.

Принц. Где портреты?

Конти. В приемной. Сейчас принесу.

Явление третье

Принц. Ее портрет!.. Пускай... Ее портрет все же не сама она... И, может быть, я снова найду в портрете то, чего я уже не замечаю в оригинале. Но я не хочу этого. Несносный художник! Я думаю даже, что она его подкупила. А хоть бы и так! Если некий другой портрет, писанный другими красками и на другом фоне, снова уступит ей место в моем сердце... Право, мне кажется, я был бы доволен. Когда я любил ее, мне было всегда так легко, так радостно, так весело... Теперь же все иначе. Но нет, нет, нет! Приятнее или неприятнее мне теперь, но так для меня лучше.

Явление четвертое

Принц, Конти с портретами; один из них он ставит лицом к стулу.

Конти (ставя другой перед принцем). Прошу вас, принц, принять во внимание границы нашего искусства. Многие из самых привлекательных свойств красоты лежат за его пределами... Станьте вон там.

Принц (бросив взгляд на портрет.) Превосходно, Конти... Превосходно! Достойно вашего мастерства, вашей кисти. Но вы польстили, Конти, безгранично польстили!

Конти. Оригинал как будто был другого мнения. Да и на самом деле я польстил не больше, чем требует искусство. Искусство должно изображать так, как замыслила образец пластическая природа, - если только она существует, без увядания, неизбежного при сопротивлении материи, без разрушений, наносимых временем.

Принц. Мыслящий художник удваивает ценность своего труда. Но оригинал, сказали вы, несмотря на это, нашел...

Конти. Простите, принц. Оригинал - особа, требующая моего уважения. Я не хотел сказать ничего для нее невыгодного.

Принц. Как вам угодно... Что же сказал оригинал?

Конти. "Я довольна, - сказала графиня, - если кажусь не хуже".

Принц. Не хуже? Она - поистине оригинал!

Конти. И при этом у нее было такое выражение лица, следа которого, разумеется, на портрете не найти.

Принц. Это-то я и имел в виду. В этом-то я и усматриваю безграничную лесть... О, как я знаю это гордое, насмешливое выражение, способное обезобразить лицо самой Грации!.. Не отрицаю, что прекрасные уста нередко становятся еще прелестней, если они немножко скривятся от насмешки. Но прошу заметить! - только немножко. Это не должно превращаться в гримасу, как у графини. А глаза должны сдерживать резвого насмешника... Но таких глаз мы и не видим у нашей доброй графини. Нет их и на этом портрете.

Конти. Ваша светлость, я крайне изумлен...

Принц. Чем? Все, что искусство может сделать хорошего из больших, выпученных, неподвижных медузиных глаз графини, вы, Конти, добросовестно сделали. Добросовестно, сказал я?.. Меньшая добросовестность была бы добросовестней. Ну, скажите сами, Конти, разве можно по этому портрету заключить о характере графини? А следовало бы. Вы преобразили гордыню в достоинство, насмешку - в улыбку, склонность к мрачному сумасбродству - в кроткую задумчивость.

Конти (слегка раздосадованный). Ах, принц, мы, художники, рассчитываем на то, что готовый портрет встретит любовника столь же страстного, каким! он был, делая заказ. Мы пишем глазами любви, и только глаза любви должны бы быть нашими судьями.

Принц. Хорошо, Конти. Почему же вы не принесли его месяцем раньше? Уберите его... Ну, а здесь что?

Конти (достает второй портрет, но держит его лицом к себе). Тоже женский портрет.

Принц. В таком случае я предпочел бы сейчас вовсе не видеть его. Ведь с идеалом, который живет здесь (указывает пальцем на лоб), или, вернее, здесь (указывает на сердце), ему все равно не сравниться. Я хотел бы, Конти, восхищаться вашим искусством в творениях другого рода.

Принц Гонзага, правитель итальянской провинции Гвастеллы, рассматривает портрет графини Орсина, женщины, которую он любил ещё совсем недавно. Ему всегда было с ней легко, радостно и весело. Теперь он чувствует себя иначе. Принц смотрит на портрет и надеется снова найти в нем то, чего уже не замечает в оригинале. Принцу кажется, что художник Конти, выполнивший его давний заказ, слишком польстил графине.

Конти размышляет о законах искусства, он доволен своим произведением, но раздосадован, что принц судит о нем уже не «глазами любви». Художник показывает принцу другой портрет, говоря, что нет оригинала, более достойного восхищения, чем этот. Принц видит на холсте Эмилию Галотти, ту, о которой беспрестанно думает последние недели. Он с деланной небрежностью замечает художнику, что немного знает эту девушку, однажды он встретил её с матерью в одном обществе и беседовал с ней. С отцом Эмилии, старым воином, честным и принципиальным человеком, принц в плохих отношениях. Конти оставляет принцу портрет Эмилии, и принц изливает перед холстом свои чувства.

Камергер Маринелли сообщает о приезде в город графини Орсина. У принца лежит только что полученное письмо графини, которое ему не хочется читать. Маринелли выражает сочувствие женщине, «вздумавшей» серьезно полюбить принца. Близится бракосочетание принца с принцессой Массанской, но не это тревожит графиню, которая согласна и на роль фаворитки. Проницательная Орсина боится, что у принца появилась новая возлюбленная. Графиня ищет утешения в книгах, и Маринелли допускает, что они её «совсем доконают». Принц рассудительно замечает, что если графиня сходит с ума от любви, то рано или поздно это случилось бы с ней и без любви.

Маринелли сообщает принцу о предстоящем в этот день венчании графа Аппиани, до сих пор планы графа хранились в строжайшей тайне. Знатный граф женится на девушке без состояния и положения. Для Маринелли такая женитьба - «злая шутка» в судьбе графа, но принц завидует тому, кто способен целиком отдаться «обаянию невинности и красоты». Когда же принц узнает, что избранница графа - Эмилия Галотти, он приходит в отчаяние и признается камергеру, что любит Эмилию, «молится на нее». Принц ищет сочувствия и помощи у Маринелли. Тот цинично успокаивает принца, ему будет проще добиться любви Эмилии, когда та станет графиней Аппиани, то есть «товаром», приобретаемым из вторых рук. Но затем Маринелли вспоминает, что Аппиани не намерен искать счастья при дворе, он хочет удалиться с женой в свои пьемонтские владения в Альпах. Маринелли согласен помочь принцу при условии предоставления ему полной свободы действий, на что принц сразу же соглашается. Маринелли предлагает принцу в этот же день спешно отправить графа посланником к герцогу Массанскому, отцу невесты принца, тем самым свадьбу графа придется отменить.

В доме Галотти родители Эмилии ждут дочь из церкви. Её отец Одоардо беспокоится, что из-за него, кого принц ненавидит за несговорчивость, у графа окончательно испортятся отношения с принцем.

Брошенный матерью, был передан родственникам, которые заботились о нем до шестилетнего возраста, а затем отправили в школу при работном доме. В 15 лет он избил воспитателя и сбежал из школы. Став моряком, добрался до Нового Орлеана, где дезертировал с судна.


Родился в Денби (Уэльс) 28 января 1841. Брошенный матерью, был передан родственникам, которые заботились о нем до шестилетнего возраста, а затем отправили в школу при работном доме. В 15 лет он избил воспитателя и сбежал из школы. Став моряком, добрался до Нового Орлеана, где дезертировал с судна.

Когда в США разразилась Гражданская война, Стэнли служил клерком в сельском магазине в Арканзасе. Он вступил в армию южан, попал в плен во время сражения при Шайло и был посажен в тюрьму в Чикаго. Записался в армию северян, вскоре по состоянию здоровья был освобожден от воинской службы. Поступив моряком в торговый флот, попал в кораблекрушение у берегов Испании. Затем оказался на военном судне северян, но незадолго до окончания войны дезертировал и подался на Запад, где писал для разных газет репортажи о кампаниях против индейцев.

В 1867–1868 Стэнли как корреспондент «Нью-Йорк геральд» освещал события развязанной англичанами войны в Абиссинии. Затем получил задание разыскать пропавшего миссионера и исследователя Африки Давида Ливингстона. Путь в Африку пролегал через страны Востока, и в начале 1871 Стэнли переправился с о.Занзибар на материк, чтобы приступить к поискам Ливингстона. Обнаружив больного путешественника 3 ноября в деревне Уджиджи на берегу оз. Танганьика, ухаживал за ним, пока тот не поправился. Затем Стэнли вместе с Ливингстоном занялись исследованием оз.Танганьика.

В качестве корреспондента Стэнли участвовал в компании английской армии против государства Ашанти (Гана). В августе 1874 он отправился из Англии во вторую африканскую экспедицию, проплыл вдоль берегов озер Виктория и Танганьика и, забравшись в глубь материка, отправился в плавание вниз по р.Конго до Атлантического океана. Экспедиция продолжалась 999 дней.

В 1879–1884 Стэнли занимался освоением открытых им земель. Он принял предложение бельгийского короля Леопольда II об экспедиции в бассейн Конго и активно участвовал в создании Свободного государства Конго (впоследствии – Бельгийского Конго).

В 1887 Стэнли отправился в последнее путешествие в Африку. Перед экспедицией стояла задача помочь Эмин-паше, губернатору Экваториальной провинции египетского Судана, отрезанному от внешнего мира из-за восстания Махди. Из 708 участников этой экспедиции уцелели лишь 196. По иронии судьбы сам Эмин-паша в конце концов не захотел, чтобы его спасли.

Вернувшись на родину как британский подданный в 1892, Стэнли в том же году безуспешно баллотировался на выборах в парламент, однако в 1895 все же стал членом палаты общин. В 1899 был удостоен рыцарского звания и награжден орденом Бани. Умер Стэнли в Лондоне 10 мая 1904.

Гражданство: Дата смерти: Отец:

Джон Роулендс

Мать:

Бетси Пэрри

Супруга:

Дороти Теннант

Биография

Генри Мортон Стэнли - родился в городке Денбиг в Уэльсе . Он был незаконнорожденным ребенком 18-летней дочери бедного фермера Бетси Пэрри и Джона Роулендса, сына богатого фермера, жившего по соседству. Чтобы поступить на работу, матери Генри пришлось отдать сына на воспитание в семью соседнего фермера Прайса, где маленький Джон прожил несколько лет. В детстве ему дали имя Джон Бэч. В дальнейшем он сменил свою фамилию на Роулендс. Когда Бэтси не могла больше выплачивать деньги за воспитание сына, Джона отдали в рабочий дом в Сент-Азафе, где ребенок остался на общественном попечении. Здесь царила тюремная дисциплина. Свободолюбивый Генри не один раз попадал в конфликтные ситуации. В рабочем доме Джон пробыл до пятнадцати лет. В 1856 году его взяла к себе тетка и поручила пасти своих овец. Но Джон уже грезил Америкой, где он мог сделать карьеру, разбогатеть и вырваться из нищеты.

В 17 лет Г. Стенли поступил юнгой на корабль и попал в Новый Орлеан . В Новом Орлеане юноша нашёл место в одном из торговых предприятий Генри Стэнли, купца с «мягким сердцем и твердым черепом», который отнесся к нему как к сыну. Почерк Джона понравился купцу, и он принял его в свою лавку. У Стэнли Джон прослужил три года. За это время он так понравился хозяину своей расторопностью, сообразительностью и трудолюбием, что тот произвел его из «мальчиков» в старшие приказчики, а затем и усыновил его, благодаря чему Джон превратился в Генри Мортона Стэнли. В период гражданской войны в США он записался волонтером в армию Южных штатов, что положило конец его мечтам о свободе и достоинстве. Генри М. Стенли участвовал во всех походах армии генерала Эдварда Джонсона . В сражении под Геттисбергом он попал в плен, но ему удалось бежать.

После плена Стэнли поступил простым матросом на один из кораблей, действовавших тогда против Юга. На морской службе Стэнли пробыл три года, с 1863 по 1866 год. Штатным корреспондентом Генри Стенли стал в 1867 году При выполнении первого большого задания - серии репортажей об «умиротворении» индейцев в западных прериях - он получил уроки обхождения с «примитивными» народами. Стэнли пришёл к выводу, что «истребление индейцев - это в первую очередь не вина белых, а в основном следствие неукротимой дикости самих красных племен». В своих очерках Стэнли демонстрировал сдержанную симпатию к мужественному врагу, изображал события захватывающе, сентиментально и в то же время поверхностно - как истинный военный журналист. Стэнли в качестве газетного корреспондента объездил Европейскую Турцию и Малую Азию. В 1868 году Генри Мортон Стенли поступил на службу к Джеймсу Гордону Беннету, издателю газеты «Нью-Йорк Геральд» («New York Herald»), имевшей самый большой в Америке тираж. Корреспондентом этой газеты он впервые попал в Африку - в качестве свидетеля колониальной войны.

Арена действий - Эфиопия, которая в отличие от Египта и Судана все ещё отстаивала свою независимость. А с предстоящим открытием Суэцкого канала страна приобретала особое значение. Великобритания в 1867 году отправила в Эфиопию экспедиционный корпус, который уже через год вырос до 40 000 солдат. Эфиопская авантюра стоила не менее девяти миллионов фунтов и завершилась тем, что эфиопский император покончил жизнь самоубийством в крепости Мэкдэла. Было убито семьсот и ранено тысяча пятьсот эфиопов; с британской стороны было двое убитых и несколько раненых. Об этом победоносном походе и сообщил Стэнли, да так захватывающе, что взбудоражил американских читателей. Он давал такую оперативную информацию, что сообщение о взятии Магдалы появилось в «Геральд», когда британское правительство ещё ничего об этом не знало Ловкий журналист подкупил в Суэце телеграфиста, чтобы тот передал его телеграмму первой. B 1871 году Стэнли отправился по поручению издателя «Нью-Йорк Геральд» разыскивать в Центральной Африке Ливингстона , от которого с 1869 года не было известий.

Исследователь и колонизатор Африки

Отправившись в январе месяце 1871 года из Занзибара в сопровождении большого отряда из туземцев, Стэнли преодолел чрезвычайные препятствия на пути, на котором ещё не ступала нога европейца, и достиг 3 ноября Уджиджи на озере Танганьика , где нашёл Ливингстона. Вместе с последним Стэнли обошёл северную часть этого озера и в феврале 1872 года пришёл в Уньяньембе. Оставив здесь Ливингстона, Стэнли вернулся в Занзибар . Свое путешествие он описал в привлекшей всеобщее внимание книге «How I found Livingstone» (переведена на русский и многие иностранные языки).

Путешествие по Африке (XIX в.)

Great African Travellers

Оригинал издан:

В 1887 года Стэнли на средства египетского правительства предпринял путешествие для освобождения Эмина-паши . 30 апреля 1887 года в сопровождении отряда туземцев в тысячу c лишним человек он отправился из Стэнлипуля по реке Конго до впадения в неё Арувими , а оттуда сначала по последней, затем через первобытный лес; после полного опасностей пути достиг Кавалли, на берегу озера Альберт . Лишь 29 апреля 1888 года Стэнли встретился с Эмином-пашой. Поскольку отряд его сильно уменьшился, Стэнли решился вернуться назад до Баналья на реке Арувими, где им оставлен был арьергард ; но в его отсутствие начальник арьергарда, майор Бартло, был убит взбунтовавшимися туземцами, и Стэнли нашёл остатки отряда в очень бедственном положении. Тогда он направился вновь к озеру Альберт-Ньянза, оттуда к озеру Альберт-Эдуард и, наконец, через Карагве и Уньямвези достиг Багамойо (5 декабря 1889 года), где был встречен майором Висманом. Это третье путешествие Стэнли описал в книге «In darkest Afrika» (переведена на русский язык).

Главные результаты трех путешествий Стэнли

Главные результаты трех путешествий Стэнли по Центральной Африке заключаются в следующем:

  • в первом путешествии им установлено, что озеро Танганьика не принадлежит к системе Нила ;
  • во втором путешествии определены очертания озера Укереве, открыто озеро Альберт-Эдуард и верхнее течение реки Конго, что впервые дало верное представление о географическом характере этой части Центральной Африки;
  • в третьем путешествии исследовано течение реки Арувими и установлена связь озёр Альберт Ньянза с Альберт-Эдуард через реку Землика.

Сочинения

  • How I found Livingstone (L., 1872)
  • Through the Dark Continent (1878)
  • The Congo and the founding of its free state (1885)
  • In darkest Afrika (1890)
  • Му dark companions and their strange stones (L., 1893)
  • Му early travels and adventures in America and Asia (L., 1895)

См. также

Литература

  • Карпов Г. В. Генри Стэнли. - М.: Географгиз, 1958. (Замечательные географы и путешественники).
  • В царстве чёрных (сцены из жизни и природы Средней Африки) . Санкт-Петербург, 12 сентября, 1905 г. Перевод с английского М.Гранстрем

Ссылки

  • Генри Мортон Стэнли в энциклопедии «Кругосвет» .
  • OUTDOORS.RU - Г. Стенли. В дебрях Африки (сокращенный перевод И. И. Потехина)
  • Российская Государственная Библиотека - Генри М. Стэнли. В дебрях Африки: История поисков, освобождения и отступления Эмина Паши правителя Экватории (перевод Е. Г. Бекетовой)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 января
  • Родившиеся в 1841 году
  • Родившиеся в Уэльсе
  • Умершие 10 мая
  • Умершие в 1904 году
  • Умершие в Лондоне
  • Книги по алфавиту
  • Путешественники
  • Путешественники Великобритании
  • Путешественники Уэльса
  • Географы Уэльса
  • Персоналии на монетах
  • Исследователи Африки
  • Рыцари Большого креста ордена Бани

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Генри Мортон Стэнли" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Стэнли. Генри Мортон Стэнли Henry Morton Stanley … Википедия

    - (Stanley, Henry Morton) ГЕНРИ МОРТОН СТЭНЛИ настоящее имя Джон Роулендс (1841 1904), исследователь Африки. Родился в Денби (Уэльс) 28 января 1841. Брошенный матерью, был передан родственникам, которые заботились о нем до шестилетнего возраста, а… … Энциклопедия Кольера

    Стэнли, сэр Генри Мортон - (настоящее имя Джон Роулендс) (Stanley, (Sir) Henry Morton) (1841 1904), исследователь и журналист. Незаконнорожденный ребенок, оставшийся без родителей, воспитывался в уэль ском работном доме; в 1859 г. бежал в США. Был усыновлен торговцем из… … Всемирная история

    - (наст. имя и фам. Джон Роулендс Rowlands) (1841 1904), журналист, исследователь Африки. В 1871 72 как корреспондент газеты Нью Йорк геральд участвовал в поисках Д. Ливингстона; вместе с ним исследовал оз. Танганьика. Дважды пересек Африку: в 1874 … Большой Энциклопедический словарь