Графика Доменико Жилярди: общественные здания, жилые дома, малые формы

Дементий Иванович (Доменико) Жилярди принадлежит к числу ведущих архитекторов Москвы первой трети XIX столетия. Швейцарец по месту рождения, итальянец по национальности, он всю свою насыщенную, но короткую творческую жизнь был связан с Россией, отдал много сил и таланта возрождению Москвы после пожара 1812 г.

Д. И. Жилярди родился в 1785 г. в Монтаньоле близ Лугано - небольшом местечке Тессинского кантона на юге Швейцарии. Тессинский кантон был издавна известен как родина многих работавших в России архитекторов, художников, каменных дел мастеров. Не имея возможности применить свои творческие силы в небольшой Швейцарии, они уезжали в поисках работы в чужие края. Широкий размах строительных работ, рост значения русской архитектуры привлекали к России внимание архитекторов разных стран, в том числе и Швейцарии, на протяжении всего XVIII и первой треть XIX века. Род Жилярди был связан с Россией, и в частности с Москвой, в течение многих десятилетий.

С 1787 г. в России работали три брата Жилярди, два из которых - Иван и Осип - были архитекторами московского Воспитательного дома. Наиболее известным из братьев был старший - Иван Дементьевич, который вел строительство крупнейших зданий Москвы: Мариинской больницы для бедных на Новой Божедомке (ныне Московский НИИ туберкулеза на улице Достоевского); Странноприимного дома Н. П. Шереметева по проекту Е. С. Назарова и Дж. Кваренги (ныне Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского), Павловской (ныне 4-й Градской) больницы по проекту М. Ф. Казакова и др. Значительным сооружением, построенным И. Д. Жилярди по собственному проекту, был Александровский институт на Новой Божедомке (ныне Московский областной туберкулезный институт), в котором он использовал композиционные приемы русской классической архитектуры.

В 1796 г. к Ивану Жилярди приезжает из Монтаньолы его старший сын, Доменико, впоследствии самый знаменитый из рода Жилярди. В то время ему было одиннадцать лет. Архитектура не сразу привлекла его, сначала он мечтал стать живописцем. Заметив склонности сына, отец посылает четырнадцатилетнего Доменико учиться в Петербург живописи, где он занимается у известного художника-монументалиста Карло Скотти; в 1803 г. Доменико уезжает в Италию для продолжения занятиями живописью в Миланской академии искусств.

Посещая в академии натурный класс, занимаясь перспективой, он пришел к убеждению, что ему ближе не живопись, а архитектура. Это мнение молодого человека поддержали профессора академии. Однако годы, посвященные занятиям живописью, не прошли напрасно для Жилярди. Они оставили неизгладимый след в его творчестве, заставили с вниманием относиться и окружающему ландшафту, к сочетанию архитектуры с особенностями городского или сельского пейзажа. Увлечение не только пейзажной, но и монументально-декоративной живописью помогли ему при создании интерьеров, где такую важную роль играет сочетание архитектурных форм, живописи и скульптуры.

В 1806 г. Жилярди окончил Миланскую академию и еще около четырех лет продолжал изучение памятников архитектуры и искусства других городов Италии - Рима, Флоренции, Венеции. В 1810 г. он вернулся в Россию и с января следующего года был определен помощником отца в ведомство московского Воспитательного дома, с которым и был связан все годы своей архитектурной практики.

Возможно, увлечение ландшафтными композициями побудило Д. Жилярди создать первое после возвращения в Россию произведение - проект парка для Павловска, который он мечтал сам осуществить. Сохранился лишь проект павильона, выполненный в тончайшей графической манере с подцветкой акварелью. К разработке павильона в виде полуоткрытой беседки, с куполом и арочными проемами боковых стен Жилярди будет не раз прибегать в своих последующих работах.

Деятельность Д. Жилярди развернулась после окончания Отечественной войны 1812 г. и главным образом была связана с Москвой.

В августе 1812 г., когда войска Наполеона подходили к Москве, Жилярди вместе с другим помощником архитектора Воспитательного дома Афанасием Григорьевичем Григорьевым, старшими детьми и служащими дома выезжает в Казань. Осенью того же года они возвращаются в Москву. Сразу же после ухода неприятеля началась огромная работа по восстановлению и застройке пострадавшего города.

В это же время был объявлен конкурс на проект памятника для Москвы в честь победы в Отечественной войне 1812 г., в котором Жилярди принял участие. В отличие от большинства других участников он предложил соорудить памятник не в виде храма, а в виде триумфальной колонны, увенчанной земным шаром со статуей крылатой Победы, или России, дарующей мир Европе.

Работа над проектом памятника, которая падает на 1813 - 1814 гг.- время победоносного шествия русских войск по Европе, сочетается у Жилярди с каждодневной практической деятельностью по приведению в порядок пострадавших во время пожара построек Воспитательного дома, проектированию (вместе с отцом) новых зданий аптеки и лаборатории, с работой в Экспедиции Кремлевского строения по восстановлению сооружений Кремля.

Первой крупной работой, принесшей славу молодому зодчему, было восстановление здания Московского университета. Это здание - крупнейший центр русского просвещения - сильно пострадало во время пожара: сгорели все перекрытия, деревянные лестницы, были уничтожены актовый зал, библиотека и музей. Пять лет обгорелый остов стоял в центре Москвы, и только в 1817 г. было принято решение об отпуске средств на его восстановление. Тогда же Д. И. Жилярди был назначен архитектором университета.

По проекту организованной в 1813 г. в Москве Комиссии для строения университет, как и другие монументальные здания, расположенные вокруг Кремля, должен был войти в парадную застройку центра Москвы.

Под руководством Д. И. Жилярди были проведены большие строительные работы; без изменений остались лишь объем здания, планировка основных залов и обработка стены дворового фасада. Учитывая градостроительную роль университета, Жилярди внес значительные изменения в решение главного фасада - он придал ему более торжественный, полный героического пафоса облик. Жилярди пошел по пути укрупнения масштаба основных членений и деталей здания. Вместо характерной для классицизма конца XVIII века обработки стен лопатками или пилястрами, он подчеркнул гладь стены, значительно усилил монументальность форм и пластику портика, применив дорический ордер с мощными каннелированными стволами колонн, массивным фронтоном и антаблементом. В обновленном облике сооружения зодчий стремился подчеркнуть идею торжества наук и искусств, достигнуть органического сочетания архитектуры, скульптуры и живописи.

Теме искусства посвящен прекрасный барельеф фасада, изображающий девять муз,- работа скульптора Г. Т. Замараева, выполненная им в содружестве с Д. Жилярди (как и остальные скульптурные и живописные работы).

С исключительным мастерством перестроил зодчий актовый зал, поражающий необычной формой грандиозной конхи. Полукольцо ионической колоннады зала поддерживает хоры выделяясь на фоне росписи стен и потолка, исполненных художником Ульделли по рисункам Жилярди. Привлекает внимание развернутый под хорами фриз с обобщенным изображением деятелей науки, а завершает всю композицию росписи потолка группа Аполлона и муз над окнами.

5 июля 1819 года в актовом зале состоялось торжественное открытие обновленного здания университета. В речах профессоров, в стихах звучали слова гордости и радости за успехи быстрого возрождения города, хвала возобновленному "Минервину храму".

В 1817 г. старший Жилярди, Иван Дементьевич, проработавший в России двадцать восемь лет, уехал лечиться на родину, а вскоре, в 1818 г., из-за старости и плохого здоровья был отчислен совсем. После его отъезда на должность архитектора Воспитательного дома был назначен его сын, Дементий Иванович Жилярди. Наряду с работой по восстановлению университета и текущими строительно-монтажными и ремонтными работами по дому Жилярди привлекается и выполнению более значительных заданий.

В 1818 г. ему поручают перестройку Вдовьего дома в Кудрине и здания Екатерининского училища на Екатерининской площади. Над приспособлением этих зданий для указанных учреждений до Д. И. Жилярди работал его отец, но он не внес, однако, в них существенных изменений. Перед Д. И. Жилярди встала задача увеличить объем зданий и придать им представительный вид, отвечающий архитектуре новых общественных сооружений Москвы.

Вдовий (бывш. Инвалидный) дом сгорел в 1812 г. При перестройке Жилярди включил старый дом в состав правого крыла нового здания. (Очертания старого дома с двумя выступами видны со стороны двора.) Разновременность правой и левой частей здания скрывает сделанная Жилярди надстройка третьего этажа и объединивший два крыла мощный портик-лоджия. Его глубокая светотень, усиленная контрастом с плоскостью боковых стен, выразительная пластика гладких стволов большого дорического ордера "держат" композицию протяженного здания. Строительство Вдовьего дома было закончено в 1823 г.

Перестраивая здание Екатерининского училища (ныне ЦДСА), расположенного в глубине участка, Жилярди "прикрыл" его измельченный фасад монументальным десятиколонным портиком, поднятым на высокую аркаду нижнего этажа. При капитальной перестройке и расширении здания, осуществленными Жилярди в 1826 - 1827 гг., были пристроены сильно вынесенные вперед крылья, образовавшие глубокий парадный двор.

На 1820-е годы приходится работа Д. Жилярди над созданием крупного здания Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке, строительство которого, начатое в 1821 г., было закопчено в 1826 г.

Работы по перестройке Вдовьего дома, Екатерининского училища и сооружений Опекунского совета осуществлялись при неизменном участи помощника Д. И. Жилярди А. Г. Григорьева.

Зданию Опекунского совета Жилярди придал образ монументального общественного сооружения. Ансамбль, состоящий из центрального, покрытого куполом объема, соединенного каменной оградой с двумя флигелями, занимает по фронту улицы более чем 100 метров. Центр фасада главного здания украшает легкая ионическая колоннада, поднятая на высокий подиум с аркадами, широкой лестницей и пандусом. Колоннада кажется особенно воздушной на фоне гладкой поверхности боковых стен фасада, лишенных оконных и дверных проемов.

Через двадцать лет, в 1847 г., академик М. Д. Быковский перестроил здание Опекунского совета, оставив без изменения лишь его центральную часть с колоннадой, куполом и многофигурным барельефом работы И. П. Витали. Почти без изменений сохранились и великолепные интерьеры дома.

Предназначенные для приема посетителей и проведения денежных операций центральные залы Опекунского совета Жилярди объединяет в единое пространство при помощи ритмически повторяющихся арок, заменивших продольные и поперечные стены. Общее впечатление свободного пространства интерьеров усиливает различная высота очертаний сводов. Наиболее параден расположенный в глубине здания главный зал заседаний Присутствия совета - с высоким полуциркульным сводом, расписанным гризайлью, и величественными арками на торцах.

Тематика живописной и скульптурной отделки интерьера символизирует назначение здания Опекунского совета Воспитательного дома - попечение о незаконнорожденных детях и сиротах. Скульптуры были выполнены скульпторами И. П. Витали и С.-И. Кампиони, роспись - художником П. Руджио. Аллегориям "Милосердие" и "Воспитание" посвящены и скульптурные группы на сделанных по проекту Жилярди каменных воротах при въезде в Воспитательный дом с Солянки.

Одновременно с постройкой здания Опекунского совета Жилярди создает одно из самых совершенных своих произведений - дом князя С. С. Гагарина на Поварской (ныне Институт мировой литературы и Музей А. М. Горького).

Особенностью внешнего облика этого здания является то, что ведущим художественным приемом в решении фасада Жилярди делает не традиционный колонный портик, а арочное окно с широким архивольтом и двухколонной вставкой, несущей антаблемент. Три таких окна занимают все пространство центрального выступа главного фасада. Арки заглублены в стену, что, усиливая игру светотени, способствует выявлению архитектурных и скульптурных элементов композиции.

Здание расположено с отступом от красной линии, перед небольшим парадным двором, что выделяет его в ряду застройки улицы. В организации внутреннего пространства здания Жилярди обращается к контрастным приемам: из низкого вестибюля с четырьмя парными дорическими колоннами, несущими балки перекрытия, неширокая, расходящаяся по двум сторонам лестница ведет в торжественную обходную галерею, перекрытую, подобно Опекунскому совету, высокими парусными сводами со световым фонариком в центре. Великолепно разработанные арки со скульптурной группой Аполлона и муз на антаблементе занимают стены с четырех сторон галереи. Отсюда открываются три двери в парадные помещения дома. Одна из них ведет в расположенные вдоль главного фасада так называемые "открытые" гостиные, с левой стороны - в танцевальный зал, справа - в анфиладу комнат, завершенных просторным "большим кабинетом" - световым фонариком, отделением парными ионическими колоннами.

Интерьеры Опекунского совета и дома Гагарина - одни из лучших в творчестве Жилярди - имеют много общего в планировке, в приемах выявления внутреннего пространства, достигнутого разной высотой и очертаниям сводов и потолков, в мастерском включении ордера, в роли скульптурного и живописного декора (сохранился лишь частично). В создании ансамбля парадных помещений Жилярди следовал достижениям русской классической архитектуры.

Одной из значительных работ Жилярди, осуществленной им в 1814 - 1822 гг., была перестройка усадьбы П. М. Лунина у Никитских ворот (ныне Музей культуры народов Востока на Суворовском бульваре).

Купленная в начале века усадьба сгорела во время пожара 1812 г., кроме того, ее облик уже не отвечал характеру застройки послепожарной Москвы. Перед Жилярди стояла задача, использовав старые здания в новом ансамбле, реконструировать усадьбу так, чтобы главные постройки, расположенные раньше внутри двора, вышли бы на создаваемую магистраль бульваров. К торцу старого дома Жилярди пристроил новый корпус, расположив его параллельно Никитскому бульвару. Он надстроил, расширил и пристроил ионический портик к флигелю, расположенному справа от нового корпуса, усилив тем самым его значение в ансамбле, удлинил флигель с другой стороны главного корпуса и изменил архитектурную обработку его фасада.

Дом Луниных, состоящий из комплекса трех зданий, образует асимметричную композицию, рассчитанную на восприятие ее по направлению от Арбатской площади к Никитским воротам. При следовании бульваром по мере приближения к дому постоянно меняется его ракурс. Первым виден двухэтажный флигель с портиком ионического ордера, поднятым на высокий белокаменный цоколь. Колонны портика расставлены неравномерно: они спарены по углам, сильно раздвинуты в центре, что нарушало строгость сооружения и вносило черты простоты и непринужденности, характерные для архитектуры Москвы того времени.

В отличие от пространственной композиции флигеля главный корпус воспринимается как цельный объем с подчеркнутой плоскостью главного фасада. Торжественная колоннада коринфского ордера объединяет два верхних этажа дома и придает ему крупный масштаб. Вместе с тем колоннада спрятана в неглубокую лоджию так, что колонны не выходят за плоскость фасада и не нарушают монолитность здания. Богато орнаментированный фриз, опоясывающий дом, придает завершенность композиции.

Интерьеры дома Луниных характерны для жилых домов дворцового типа: с анфиладой парадных комнат в бельэтаже, подсобными помещениями в первом этаже и жилыми комнатами - в верхнем.

Парадные гостиные отличались большим разнообразием и создавали по мере движения впечатление постоянно меняющегося пространства. Различные очертания перекрытий залов, арки и порталы переходов, колонны, лепные карнизы и зеркала, камины - все эти элементы с топким профессиональным вкусом были введены в отделку помещений.

Строительство флигеля было закончено в 1818 г., главного корпуса - на пять лет позже, в 1823 г. Вскоре дом был продан под контору Коммерческого банка.

Жилярди строит не только в Москве, но и в Подмосковье - Гребневе, Поречье, Котельниках, а также в других местах. Наиболее значительные его работы были осуществлены в Кузьминках, или Влахернском,- подмосковной усадьбе Голицыных.

Усилиями известных московских архитекторов XVIII века Н. П. Жеребцова, Р. Р. Казакова, И. Е. Еготова и других Кузьминки к 20-м годам XIX века - времени работы там Жилярди - превратились в настоящую загородную усадьбу - с барским домом, парадным двором и садом, хозяйственными и парковыми постройками, раскинувшимися среди зелени по берегам проточных прудов. Но многие постройки обветшали, да и сама усадьба пострадала во время постоя в ней наполеоновских войск. Д. И. Жилярди работал в Кузьминках до 1832 г.- времени отъезда его из России. Все дела по селу Влахернскому Жилярди передал работавшему там вместе с ним двоюродному брату - Александру Осиповичу Жилярди.

В Кузьминках ярко проявились такие черты творчества Жилярди, как чувство окружающей природы, понимание особенностей русской классической архитектуры, которые помогли ему развить начатое здесь его предшественниками. Жилярди перестраивает флигеля барского дома и примыкающие к нему постройки - кухонный корпус (так называемый Египетский павильон) и здание Померанцевой оранжереи. Фасад кухни и парадный зал оранжереи Жилярди обрабатывает в стилизованных формах Древнего Египта.

Большое внимание Жилярди уделил созданию парадного въезда в усадьбу: подъездную дорогу он превращает в широкий проспект, а у въезда устанавливает чугунные триумфальные ворота в виде двойной дорической колоннады, увенчанной гербом Голицыных,- копию Триумфальных ворот К. И. Росси в Павловске; более торжественным становится и парадный, так называемый Красный, двор.

Близ церкви (постройка Р. Р. Казакова и И. В. Еготова), стоящей перед въездом на парадный двор, Жилярди строит небольшое сооружение - ризницу. Эта круглая в плане постройка со скошенными кверху стенами повторяет здание кладовой Павловской больницы, проект которой был сделан А. Г. Григорьевым и Д. И. Жилярди.

Жилярди обновляет парковые постройки за домом, закрепляющие основную ось композиции усадьбы: въезд - дворец. Это пристань у пруда и стоящая за ним беседка в виде колоннады - так называемые пропилеи. С этих точек открывается прекрасный вид на пруд и расположенные среди зелени парка павильоны.

Реконструируя пристань, построенную Еготовым, Жилярди придает ее очертаниям спокойный и величественный вид. Скульптурные изваяния львов гармонично вписались в архитектуру пристани, органично слитую с окружающей природой. Пропилеи решены в массивных и лаконичных формах дорики.

В парке Жилярди перестраивает целый ряд павильонов, создает тонко продуманное композиционное единство парковых сооружений.

Главным среди них является Музыкальный павильон Конного двора, построенный Жилярди в 1820 - 1823 гг.,- одно из самых совершенных произведений мастера. Простейшими средствами зодчий достиг здесь гармонии и выразительности архитектурных форм. Монументальность общего облика и масштабная соразмерность человеку, контраст плоскости гладкой стены и глубины ниши служили основой художественной выразительности сооружения.

Музыкальный павильон и жилые флигеля, функционально не связанные с расположенными за ними постройками собственного Конного двора, воспринимались издали как декорация.

Отметим, что Д. И. Жилярди приписывается также знаменитый Конный двор в Хреновом - бывш. воронежской усадьбе графа А. Г. Орлова-Чесменского, сохранивший до сих пор назначение конного завода.

В конце 1826 г. Жилярди приступает к одной из крупнейших своих работ - перестройке Слободского дворца в Лефортове для размещения в нем Ремесленного заведения и богадельни Воспитательного дома. Перед зодчим стояла сложная задача придать новое общественное звучание дворцовому зданию и выполнить это, следуя требованиям своей эпохи.

Слободской дворец к моменту его перестройки был почти полностью разрушен. От центральной часть остались лишь наружные стены, сгорели деревянные галереи, флигеля были разрушены до основания. Окончательный проект Жилярди, который значительно отличался от предыдущих, был утвержден в 1827 г. Строительство здания продолжалось пять лет и было закончено в 1832 г. Д. Жилярди и его постоянный помощник А. Г. Григорьев руководили всеми строительными работами.

Здание Ремесленного заведения получило монументальность и строгость, соответствующие его назначению и отвечающие масштабу застройки дворцового района Лефортова. Облик его достаточно скромен: в нем преобладают большие гладкие плоскости стен, прорезанные равномерным рядом оконных проемов. Благодаря четко выявленным объемам (центральный и боковые корпуса высотой в три этажа, соединенные двухэтажными галереями) протяженное здание не распадается на отдельные части. Большие арочные ниши в два этажа с трехчастными окнами и колонными вставками акцентируют каждую из основных частей здания.

Центр здания венчает многофигурная скульптурная группа, выполненная скульптором И. Витали. Она посвящена аллегории торжества разума и просвещения.

Белокаменные детали фасада четко выделялись на фоне красных неоштукатуренных стен и контрастировали с ее большими гладкими плоскостями.

В 60-х годах XIX века здание Ремесленного заведения было передано Московскому Техническому Училищу. Тогда же оно было перестроено и оштукатурено: надстроены соединительные галереи, произведена внутренняя перепланировка. Но и в современном здании Московского Государственного Технического Университета имени Н. Э. Баумана видны черты старой планировки, сохранились центральные залы - актовый на втором этаже и бывший церковный - на третьем.

Сохранив строгость и простоту, присущие всему облику здания, Жилярди придал этим залам парадность и торжественность мастерским включением в их композицию двойной колоннады: дорической в нижнем зале и ионической - в верхнем.

Одновременно с залами Ремесленного заведения Жилярди создает два больших двусветных зала в перестраиваемом им здании Екатерининского училища; и по общей композиции, и по архитектурному оформлению они были близки. И ныне эти залы ЦДСА с двухъярусными галереями, со стройными колоннадами производят впечатление исключительной парадности.

Последняя крупная работа Жилярди в Москве, осуществления им в 1829 - 1830 гг.,- усадьба Усачевых (позже Найденовых) на Земляном валу близ Яузы (теперь лечебно-физкультурный диспансер на улице Чкалова). В строительстве этой усадьбы проявились особенности дарования зодчего, накопленный им опыт предшествующей работы.

Как опытный градостроитель, Жилярди связал композицию усадьбы с новой планировкой района Земляного вала, осуществленной Комиссией для строения. Он проявил себя тонким мастером ландшафтных построений: природные данные участка - сложный рельеф, близость реки Яузы, широта открывающихся далей - все это усиливает впечатление от ансамбля, подчеркивает его особенности.

Главное здание с традиционным ионическим портиком в центре поставлено вдоль линии улицы и вместе с подпорной стеной пандуса оформляет значительный отрезок Земляного вала. Вместе с тем оно замыкает перспективу ориентированного на него переулка.

Композиция парка была построена на сочетании регулярной и пейзажной планировки, на тесной связи с архитектурой садового фасада дома и идущего от него пандуса, а также с павильонами, беседками. Лаконизм и монументальность садового фасада дома с декоративной аркой в центре, гладью стен, оттененной орнаментальными вставками, были рассчитаны не только на восприятие его как декоративного элемента парка, но и на обозрение с дальних точек города.

Павильоны парка также имели двоякое назначение: они были элементами парка, завершающими перспективу аллей, и одновременно местами, откуда раскрывались панорамы города.

Сохранившиеся чертежи ансамбля, выполненные в самом начале его строительства, дают представление об утраченных элементах этого парка.

К 1832 г. относится проект последнего сооружения Жилярди в России - мавзолея в Отраде, подмосковной усадьбе графа В. Г. Орлова. Строительство усыпальницы было предпринято в связи со смертью в 1831 г. хозяина усадьбы, последнего представителя знаменитого рода графов Орловых - В. Г. Орлова, прожившего в Отраде более пятидесяти лет.

Использовав типичную композиционную схему храма-ротонды (основной массив здания с барабаном и куполом, главный вход отмечен портиком), Жилярди создал сооружение, отличающееся конструктивной ясностью и гармонией форм.

Подлинный мастер русского классицизма, Жилярди стремился придать торжественный облик зданию, которое он трактовал как памятник героической эпохе в истории России, именно на это время приходился расцвет творчества зодчего. Поэтому мы видим в проекте фигуры летящих "Слав" и другие пластические элементы, которые должны были украсить входную часть храма, но не получили своего осуществления.

Впечатление интимности и торжественности производит внутреннее пространство мавзолея, построенное на контрастном сочетании устремленной ввысь центральной подкупольной части и низких галерей кольцевого обхода.

Как и другие постройки этой усадьбы, мавзолей не был оштукатурен. Строительство мавзолея затянулось на несколько лет и было закончено А. О. Жилярди в 1835 г., уже после отъезда Д. И. Жилярди на родину. Сооружения Дементия Ивановича Жилярди являются прекрасным памятником зодчему на его второй родине, которая дала ему возможность раскрыть свое дарование.

В Швейцарии, куда вернулся больной Д. И. Жилярди в надежде поправить свое здоровье, он не создал ни одного сколько-нибудь значительного произведения. Умер Д. И. Жилярди в 1845 г. в Милане и похоронен на кладбище Сан-Аббондио близ Монтаньолы.

Краткая биография

Доменико Жилярди (1785 – 1845) – швейцарский архитектор, работавший в Москве. Лично и в соавторстве с русским архитектором А. Г. Григорьевым он занимался восстановлением общественных сооружений в Москве после пожара 1812 года. Под его руководством были реконструированы такие здания, как:

  • Императорский Московский Университет;
  • Слободской дворец;
  • Екатерининский институт.

Замечание 1

На русский манер имя Доменико Жилярди интерпретировали как Дементий Иванович Жилярди.

Семья Жилярди поселилась в Москве в конце XVIII века. Отец – Джованни Жилярди был штатным архитектором в Москве в Воспитательном доме. Доменико Жилярди был рожден в Швейцарии и в возрасте 11 лет переехал с семьей в Москву. Азам архитектурного ремесла Жилярди учился у художника Феррари. С 1803 года продолжил обучение в Европе, учился в Академии живописи Брера в Милане. После возвращения в Россию в 1810 году работал в «семейной фирме» Воспитательного дома.

Московский пожар 1812 года для архитекторов оказался золотой жилой. Тысячи разоренных семей нуждались в новом жилье. В 1813 году Доменико Жилярди вступил в государственную организацию кремлевского строения и начал работать над Колокольней Ивана Великого и некоторыми другими постройками Кремля. В 1817 году состарившийся отец отправился в Швейцарию и Доменико Жилярди занял его должность в Воспитательном доме. С этого момента Жилярди начал работу по восстановлению здания Московского Университета на Моховой улице. Через год Жилярди получает несколько проектов по восстановлению разрушенных зданий, среди них - Екатерининский институт и Вдовий дом на Кудринской площади. К 1832 году Жилярди заканчивает восстановление Слободского дворца на Лефортовской площади.

Замечание 2

Одной из крупнейших работ Доменико Жилярди в строительстве является здание Опекунского совета на территории, принадлежащей Воспитательному дому. Данное сооружение примечательно тем, что являлось единственной постройкой Жилярди «с нуля», без использования старых фундаментов.

Известные сооружения Жилярди

В Москве Доменико Жилярди занимался строительством таких зданий, как:

  • Усадьба Гагариных на Поварской улице. Это здание Жилярди запроектировал в стиле ампир, строительство было завершено в 1829 году. Заказчиком усадьбы был князь и заведующий императорскими театрами Сергей Гагарин. Позднее, в 1843 году сооружение перешло к государственному коннозаводству. Данное строение было возведено на месте сгоревшего дома. Примечательно, что из-за располагающихся более ранних сооружений на прилегающих участках усадьбу выстроили на удалении от красной линии, это позволило создать симметричную архитектурную композицию, которая отлично просматривается с улицы.
  • Дом Лунина на Никитском бульваре. Строительство этого комплекса сооружений было завершено Жилярди в 1818 году для дворянской семьи Луниных. Главное здание комплекса представляет собой трехэтажный дом, украшенный портиками и лепниной. Двухэтажные флигели соединялись с основным зданием парадными коридорами, образуя закрытые дворы. В 1821 году дворянская семья была вынуждена продать особняк Коммерческому банку из-за тяжелого материального положения;
  • Усадьба Усачевых-Найденовых на Земляном Валу. Изначально усадьба включала в себя два участка, на одном из которых был расположен двор купца Невежина. Возведенное строение было построено по заказу купцов Усачевых в 1831 году. Проект данной усадьбы был одним из последних для Жилярди в России. Основное здание усадьбы расположено на вершине холма. Примечательно, что на данный момент оно стоит на красной линии улицы, хотя первоначально перед домом располагался палисадник, характерный для домов Садового кольца. Вдоль улицы простирается широкий пандус, поднимающийся до уровня парадного этажа главного здания, имеющего высокий цокольный этаж;
  • Усадьба «Студенец» на Пресне. Данное сооружение представляло собой дачу для будущего генерал-губернатора Москвы.
  • Музыкальный павильон Конного двора. Сооружение было построено в 1823 году. Конный двор располагался на противоположном берегу верхнего пруда и прекрасно виден с дальних и ближних точек зрения. Совокупность сооружений, из который состоит Конный двор образует в плане замкнутое каре. Главный фасад расположен вдоль пруда и состоит из двух флигелей, объединенных каменной оградой, Музыкальный павильон был расположен в центре. За ним был выстроен сам Конный двор, включающий здание конюшни и ряд хозяйственных строений. Основные несущие конструкции Музыкального павильона были намеренно сделаны из дерева, это придавало хорошие акустические характеристики помещениям. Монументальность здания в целом была декоративной. Такой декор является одной из особенностей развития архитектуры позднего классицизма в России.

Примечательно, что все вышеперечисленные работы были построены Жилярди совместно с Григорьевым. Собственный архитектурный стиль Жилярди был основан на европейском ампире и творчестве некоторых итальянских архитекторов, с работами которых Жилярди мог ознакомиться, путешествуя по Европе в начале XIX века.

Конец карьеры

Отступление Доменико Жилярди от архитектурной деятельности было отмечено довольно четко. Оно совпало с вступлением на престол Николая I, который принес другие идеалы в области архитектуры. В последние годы жизни Жилярди испытывал определенные проблемы со здоровьем, об этом свидетельствуют некоторые найденные письма архитектора. Весьма угнетенное состояние вкупе с плохим здоровьем натолкнули Жилярди на решение об отъезде.

Известно, что Жилярди в 1832 году отправился в Швейцарию. Единственным сооружением, построенным на родине, стала придорожная часовня недалеко от Монтаньолы. Доменико Жилярди внес вклад в образование таких специалистов, как Алессандро Жилярди, Е. Д. Тюрин, М. Д. Быковский, которые продолжили свою деятельность после отъезда Жилярди в Швейцарию.

Дата рождения: 4 июня 1785
Дата смерти: 26 февраля 1845
Место рождения: Монтаньола, Швейцария

Доменико Жилярди - потомственный архитектор.

В Россию приезжали многие видные творческие личности в поисках заработка, и бывало так, что именно эта страна становилась для них родной.
Семья Жилярди была именно из тех семей, которые приехала из Швейцарии в Россию в поисках лучшей доли. С 1780 годов в России работало восемь мастеров сразу трех поколений династии Жилярди.

Первыми ласточками стали три брата этой прославленной семьи. Осип и Иван поступили на работу при ведомстве Московского воспитательного дома, рассчитанного на незаконнорожденных детей, а также детей-сирот.

Один из братьев Иван отработал в России двадцать восемь лет, второй Осип ─ тридцать три года. После этого они вернулись к себе домой. И их действия переняли уже их дети. В четырнадцать лет приехал в России приехал сын Осипа ─ Александр. Здания, построенные под руководством Александра Жилярди отличались величием.

Стоит упомянуть несколько католических костелов в Москве (на Малой Лубянке и в районе Милютинского переулка). Позднее Александр Жилярди вошел в комиссию, которая занималась строительством храма Христа Спасителя.

В одиннадцать лет приехал покорять Россию один из сыновей Ивана Жилярди ─ Доменико, которого здесь прозвали Дементием. Он прославился, как архитектор, работающий в жанре классицизм.

Дементий Иванович Жилярди ─ сын известного архитектора Джованни Жилярди, родился в Швейцарии в 1785 году. В возрасте одиннадцати лет он, вместе со своей матерью, приехал к отцу в Россию. Их поездка была очень трудной и утомительной. На лошадях они уже уставшие и измученные добирались из Петербурга в Москву.

В детстве Доминико не думал о карьере архитектора, он интересовался живописью и планировал стать художником. Даже учился в Петербурге у известного художника Феррари живописи. Мальчик получал стипендию, благодаря стараниям императрицы Марии Федоровны.

Свои рисунки он отправлял отцу, который всегда был в курсе того, чем занимается сын. Далее была поездка в Италию в качестве стипендиата, но критически оценив свои возможности, Доминико пришел к выводу, что архитектура для него более значима, чем живопись.

Доминико Жилярди закончил академию в Милане, изучал архитектуру Флоренции, Рима и Венеции. В 1810 году он приезжает в Москву и в знак благодарности императрицы Марии Федоровны за стипендию и возможность учиться в Италии, создает свой первый масштабный проект красивейшего парка. К сожалению, этот проект не был сохранен.

Памятник в честь победы России в1812 году ─ стал самым значимым проектом Дементия, показавшие его патриотическое отношение к свой второй родине. Он так же участвовал в конкурсе на проект Большого театра, в восстановлении разрушенного во время пожара, здания Московского университета.

Московский университет восстанавливало огромное количество людей, а весной 1819 года комиссия, принимавшая работу, сделала заключение, что здание отстроено надежно и прочно.

Во время пожара 1812 года частично сгорел и Вдовий дом, в тот день вместе со здание сгорело семьсот воинов, находящихся внутри. Здание отремонтировали, чтобы оно было годным для эксплуатации, а в 1818 году Дементию Жилярди доверили составление проекта для полной перестройки Вдовьего дома.

Современное здание театра Российской Армии было также переделано при участии Жилярди. Строения Академии медицинских наук, имение Голицыных, Московский технический университет Баумана строились под руководством и при активном участии Дементия.

Мавзолей в Отраде стал последней работой великого архитектора перед его возвращением на родину. Связано это было с ухудшением здоровья, подавленным состоянием, тем более жена его умерла, а в Швейцарии жила его дочь. Вернувшись домой Дементий Жилярди построил всего одно здание ─ часовню.

Достижения Доменико Жилярди:

Восстановил в Москве разрушенные при пожаре 1812 года здания.
Автор многих архитектурных проектов.
Лучший архитектор Москвы.

Даты из биографии Доменико Жилярди:

1785 ─ появился на свет;
1799 ─ 1833 ─ учеба в Петербурге;
1803 ─ 1810 ─ учеба в Европе;
1813 ─ приступил к работе по восстановлению разрушенных пожаром зданий Москвы;
1832 ─ вернулся в Швейцарию;
1845 ─ умер.

Интересные факты Доменико Жилярди:

После возвращения Жилярди в Швейцарию в Москве у него остались ученики, которые продолжали работать.
Первая самостоятельная работа архитектора ─ восстановление университета Москвы.

(1785-1845) российский архитектор

В историю русского искусства и культуры вписано немало имен иностранных мастеров, которые приезжали в Россию в поисках работы и счастья, и Россия нередко становилась для них второй родиной. Здесь они получали условия для творческой работы и обретали безбедное существование.

Много мастеров приезжало в Россию и из Швейцарии. Среди них особенно ценились строители и архитекторы. Благополучная Швейцария уже не нуждалась в их услугах, и они уезжали в другие страны, где могли применить свои способности. То же самое произошло и с родом архитекторов Жилярди. Их семья жила близ швейцарского города Лугано, откуда в поисках лучшей доли отправилась в Россию.

Начиная с 1780-х годов в России работало восемь архитекторов и каменных дел мастеров двух, а возможно, и трех поколений Жилярди. Первыми приехали в Россию в 1787 году три брата Жилярди. Иван и Осип были приняты на государственную службу в ведомство Московского Воспитательного дома, которое ведало домами для незаконнорожденных детей и сирот, казенными учебными заведениями и больницами. Иван проработал в России 28 лет и уехал на родину в 1817 году. Осип оставался здесь 33 года и уехал домой в 1822 году. С самого раннего возраста обучались архитектуре и работали в России представители следующего поколения семьи Жилярди. В возрасте четырнадцати лет приехал в Москву сын Осипа Жилярди Александр (1808-1871). Впоследствии под его руководством в Москве было выстроено несколько зданий, в том числе католические костелы на Малой Лубянке и в Милютинском переулке. С 1827 года Александр Жилярди становится архитектором ведомства Воспитательного дома, а в 1838-1845 годах входит в комиссию по строительству храма Христа Спасителя, который осуществлялся по проекту К.Тона.

С одиннадцатилетнего возраста был связан с Россией и ее культурой и сын Ивана Жилярди - Доменико, которого здесь звали Дементий, а потом и Дементий Иванович. Он стал одним из выдающихся архитекторов русского классицизма первой трети XIX века.

Доменико родился в швейцарском городке Монтаньоле. В 1796 году мальчик вместе с матерью впервые приехал к отцу в Россию. Это была длинная и трудная дорога - по воде и суше через Лугано, Инсбрук, Нюрнберг, по Эльбе до Любека, оттуда по Балтийскому морю до Петербурга и потом уже на лошадях до Москвы.

Несмотря на окружение, в котором рос Доменико, он не сразу увлекся архитектурой. Он мечтал стать художником, пейзажным живописцем. В 1799 году отец отправил его в Петербург к художнику Феррари учиться рисованию и живописи. При содействии вдовствующей императрицы Марии Федоровны мальчик получает государственную стипендию, с увлечением занимается искусством, иногда посылает свои рисунки отцу, который внимательно следит за успехами сына.

В конце 1803 года Доменико Жилярди направляют в качестве государственного стипендиата в Италию, где он должен был продолжать свои занятия живописью в Миланской Академии искусств. Но художником Доменико Жилярди все же не стал. Он критически оценил свои возможности и способности, подумал о своей будущей деятельности в России и решил заняться архитектурой, которая больше отвечала особенностям его дарования.

В1806 году Жилярди окончил Миланскую Академию, а потом еще в течение четырех лет совершенствовал свои знания, изучая искусство и архитектуру городов Италии - Рима, Флоренции и Венеции. В июне 1810 года он вернулся в Россию и 2 января 1811 года был определен помощником отца в ведомство Московского Воспитательного дома, с которым оказалась связана вся его последующая творческая судьба.

По возвращении в Россию Жилярди создал свой первый проект грандиозного парка и преподнес его императрице Марии Федоровне, очевидно, в знак признательности за стипендию, которая позволила ему учиться в Италии. Этот проект, который Жилярди рассчитывал осуществить сам, не сохранился или, может быть, до сих пор не опознан.

Одной из самых значительных работ Дементия, в которой проявилось его мастерство как архитектора и патриотическое отношение к своей новой родине, был памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Жилярди решил построить не храм, а триумфальную колонну, подобно памятникам в честь Чесменской и Полтавской побед. Патриотическим содержанием была наполнена тема этого памятника: «Россия, дарующая мир Европе».

Жилярди участвовал в конкурсе на проектирование Петровского (Большого) театра, который был объявлен в 1816 году. В следующем году началось восстановление здания Московского университета, пострадавшего от пожара 1812 года, и Жилярди тоже принял в нем участие.

Архитектор учел проекты реконструкции всего центра Москвы, которые он знал. Предполагалось создать совершенно новый облик центра, и работы по его реконструкции уже начались: заново была спланирована Красная площадь, перестроенные О.И.Бове Верхние торговые ряды с колоннадой и широким куполом усилили ее торжественный характер, разрабатывался ансамбль Театральной площади, где тогда только еще планировалось выстроить Большой театр; река Неглинка заключалась в подземную трубу, у Кремлевской стены должен был появиться Александровский сад, только что был построен Манеж.

Над восстановлением здания Московского университета трудилось множество людей - одних только каменщиков и плотников было около трехсот человек. В марте 1819 года работы были закончены, и комиссия нашла, что здание университета отстроено прочно и в надлежащей исправности.

В 1818 году Жилярди поручили составить проект кардинальной перестройки Вдовьего дома и здания Екатерининского училища. Во время пожара 1812 года Вдовий, бывший Инвалидный, дом горел, и в нем погибло до 700 тяжело раненных воинов. В 1813 году здание отремонтировали, чтобы его можно было как-то использовать. А здание Екатерининского училища, в котором теперь находится театр Российской Армии, было переделано почти полностью. Кроме того, Жилярди принимал участие в строительстве и проектировании частных домов: дома А.П.Хрущева, дома Луниных, где сейчас располагается Музей народов Востока.

Очень важным этапом в его творчестве стало строительство здания Опекунского совета Воспитательного дома (ныне это Академия медицинских наук). Опекунский совет - единственное крупное общественное сооружение в практике Жилярди. До сих пор он занимался тем, что перестраивал или восстанавливал старые постройки, а в этом проекте он сумел более полно осуществить задуманные идеи.

Одновременно с работами в Москве Жилярди строит и в Подмосковье. Самые известные его загородные постройки находятся в Кузьминках, подмосковном имении князей Голицыных. После этого ему поручили строительство здания для Ремесленного заведения Воспитательного дома, где сейчас находится Московский технический университет имени Баумана.

В 1832 году Жилярди создает проект своего последнего сооружения в России - мавзолея в Отраде, после чего уезжает к себе на родину, в Швейцарию. Причин, которые побудили архитектора покинуть Россию, было несколько. В последние годы он испытывал угнетенное состояние, у него ухудшилось здоровье, к тому же он давно уже был вдовцом, а единственная дочь воспитывалась в Швейцарии.

С отъездом из России творческая деятельность Жилярди тоже постепенно сошла на нет. На родине он построил только одну часовню, придав ей в память о Москве формы московского классицизма.

Остаток своей жизни Жилярди провел между своим поместьем в Швейцарии и Миланом, где он жил зимой и где умер в феврале 1845 года. Он не оставил прямого потомства. Франческа была единственной из его детей, достигших зрелого возраста. Род Жилярди продолжается по косвенной линии от вернувшихся в Швейцарию и также работавших в Москве его двоюродных братьев, потомки которых хранят оставшееся наследие зодчего.

Жилярди

Джилярди (Gilardi), семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич Жилярди (Джованни Баттиста) (1759-1819), представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817. Строил Вдовий дом (ныне Институт усовершенствования врачей; 1809-11), Екатерининский институт (ныне Центральный Дом Советской Армии; 1802) - оба перестраивались после пожара 1812; Мариинскую больницу для бедных (ныне больница имени Ф. М. Достоевского; 1804-07), Александровский институт (ныне НИИ туберкулёза, 1809-11). Дементий Иванович Жилярди (Доменико) (1785-1845). Сын И. Д. Жилярди. Учился у отца, затем в миланской Академии художеств (1804-06). До 1810 изучал архитектуру Италии. В 1810-32 работал в Москве. Активно участвовал в застройке Москвы после пожара 1812, создал ряд монументальных, парадно-торжественных общественных зданий в стиле московского ампира, сыгравших большую роль в формировании архитектурного облика города, - восстановление здания университета (1817-19), перестройка Вдовьего дома (1821-23) и Екатерининского института (после 1818 и в 1826-27), Слободского дворца (ныне Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана; 1827-32). Построил Опекунский совет (ныне здание АМН СССР; 1823-26, при участии А. Г. Григорьева), жилые дома - Луниных (1818-23; ныне МИНВ), С. С. Гагарина (позже Дом коннозаводства, ныне Институт мировой литературы имени А. М. Горького; 1820-е гг.), ансамбль усадьбы Усачёвых-Найдёновых (ныне больница; 1829-31) и усадьбы Кузьминки.


Литература: Е. А. Белецкая, З. К. Покровская, Д. И. Жилярди, М., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Жиля́рди

Дементий (Доменико) Иванович (1785, Монтаньола, близ Лугано – 1845, там же), русский архитектор, итальянец по происхождению; представитель стиля ампир . Сын архитектора Джованни Баттиста Жилярди, работавшего в Москве. Обучался в Петербургской академии художеств (с 1796 г.) и в Академии искусств в Милане (1803-06). В 1810-32 гг. работал в России, став помощником отца в архитектурном ведомстве Московского воспитательного дома.

Внёс большой вклад в восстановление Москвы после пожара 1812 г. При перестройке созданного М. Ф. Казаковым здания Московского университета (1817-19) сохранил его конструкцию и основной объём, но дополнил декор деталями, отражавшими героику победы (лепные орнаменты в виде львиных масок, венков и факелов; выполнены скульптором Г. Т. Замараевым по эскизам Жилярди). Лёгкий ионический портик Казакова был заменён массивным дорическим, увеличился размер купола, была возведена грандиозная полуротонда актового зала. За 20 лет работы в Москве построил и восстановил ряд зданий: Екатерининский институт (после 1812 г.; ныне Центральный дом Российской армии); Вдовий дом на Кудринской площади (1818; ныне Центральный институт усовершенствования врачей); Опекунский совет на Солянке (при участии А. Г. Григорьева; 1823-26; ныне Российская академия медицинских наук); Слободской дворец (1827-32; ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана); частные дома Луниных на Никитском бульваре (1818-23; ныне Музей народов Востока) и С. С. Гагарина на Поварской улице (1820; ныне Литературный институт им. А. М. Горького). Все постройки Жилярди отличаются монументальностью, их парадный облик подчёркнут мощными колоннадами, чёткой ритмикой скульптурного декора.

Жилярди проявил себя также блестящим мастером садово-парковой архитектуры . В усадьбе Голицыных Кузьминки (1820-23) перестроил флигеля барского дома, кухонный корпус (Египетский павильон), здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструировал пристань и парковые сооружения (среди них Музыкальный павильон Конного двора – одно из лучших творений архитектора). В парке усадьбы Усачёвых-Найдёновых на Земляном валу близ Яузы (1829-30) искусно совместил регулярную и пейзажную планировки.

ЗА́МОК европейский, укреплённое жилище феодала. Замки возводились в Европе с 10 в. Самые ранние не сохранились. Они строились из дерева и представляли собой окружённую бревенчатой оградой и рвом усадьбу, в центре которой высилась массивная башня – донжон. Позднее донжоны, а вслед за ними и другие замковые постройки и крепостные стены стали сооружать из камня. Донжон служил жилищем феодалу и его семье, а в случае осады был его последним оплотом, крепостью внутри крепости. Стены башни укреплялись контрфорсами; окна, напоминавшие узкие бойницы, защищались ставнями и решётками, поэтому в них проникало мало солнечного света. Замок был зримым воплощением власти феодала. Во времена частых в Средневековье войн и междоусобиц он становился убежищем также для живших около него горожан или крестьян.

Замковая архитектура переживает расцвет в романскую и готическую эпохи. Устройство замка должно было обеспечить его хозяевам прежде всего безопасность, защиту от врагов. Укреплённые жилища возводили в труднодоступных местах: на отвесных скалах (Монсегюр во Франции, 12 в.), в излучинах рек (Шато-Гайяр во Франции, 1196-98), на островах (Карнарвонский замок в Англии, 13 в.). Их окружали рвами, которые заполнялись водой; перебраться через них можно было только по деревянному подъёмному мосту или переносной лестнице. Ворота дополнялись опускной решёткой. Многие замки были окружены двойным кольцом стен. Внешние стены делали ниже внутренних: в случае штурма враги, взобравшиеся на первый пояс укреплений, попадали под стрелы лучников, стоявших на внутренних стенах. Внутренние и внешние стены завершали зубцы (в том числе в форме ласточкиного хвоста) и выступающие за их линию навесные бойницы – машикули (замок Ла Кока в Испании, 12–15 вв.). Стены дополнительно укреплялись башнями. На случай долгой осады замок был снабжён всем необходимым. На его территории находились не только жилища хозяев и прислуги, но и капелла (часовня) для молитв, колодец, амбары и погреба, сад с лекарственными растениями и т. п.

Быт в европейских замках долгое время был плохо обустроен. Донжон состоял из нескольких этажей. Друг над другом располагались просторные залы. Камины не в состоянии были протопить обширные помещения. Частные покои, столовая, отдельные комнаты для хозяина, хозяйки, детей, появились лишь в позднее Средневековье. В залах принимали гостей, устраивали пиры и танцы, решали вопросы войны и мира, вели повседневную семейную жизнь. Стены залов украшали росписями или коврами-шпалерами . Пол устилали душистыми травами. Массивные и добротные скамьи, сундуки, стулья, кресла стояли в основном вдоль стен. Кресла предназначались для хозяина и хозяйки; гостям предлагали сесть на подушки, положенные на пол, заменявшие мягкую мебель. Украшением интерьера являлись нарядные ткани. На шкафчиках-поставцах выставляли дорогую, редкую посуду. Пиршественные столы нередко были сборными, после окончания трапезы их убирали. Посуды, в том числе ложек, было немного; вилки были диковинкой даже в конце Средневековья, когда мода на них пришла из Византии. Знатные сеньоры употребляли в пищу прежде всего дичь, добытую на охоте. Фруктами лакомились прямо в саду. Для изготовления сладостей использовали мёд; сахар и пряности были редкостью, их привозили с Востока. Развлечениями обитателям замка служили охота, бывшая привилегией феодалов, рыцарские турниры, чтение богато иллюстрированных рукописных книг, а также шахматы и игра в мяч. В замках выступали странствующие жонглёры, показывавшие фокусы и акробатические трюки. Трубадуры под аккомпанемент струнных инструментов исполняли песни в честь прекрасных дам, повествовали о подвигах доблестных рыцарей Круглого стола и неистового Роланда, о любви Тристана и Изольды.

Развитие артиллерии сделало бесполезным возведение замков как оборонительных сооружений. На смену суровым крепостным зданиям пришли дворцы. Знаменитые комплексы в долине реки Луары во Франции (Шамбор, первая пол. 16 в.; Амбуаз, 1492-98, и др.), сочетают в себе черты замка и дворца.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

  • - архитектор, представитель московского ампира. В Москве с четырнадцатилетнего возраста. Учился у отца О.Д. Жилярди и двоюродного брата Д.И. Жилярди...

    Москва (энциклопедия)

  • - Д. И. Жилярди.Здание Московского университета. Жиля́рди Дементий Иванович, архитектор, предствитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии...

    Москва (энциклопедия)

  • - архитектор, выходец из итальянской части Швейцарии, отец Д.И. Жилярди. Работал в Москве с 1787 до 1817. Выстроил Екатерининский институт, Мариинскую больницу для бедных, Александровский институт и Вдовий дом...

    Москва (энциклопедия)

  • - Жиля́рди Иван Дементьевич, архитектор, выходец из итальянской части Швейцарии, отец Д.И. Жилярди. Работал в Москве с 1787 до 1817...

    Москва (энциклопедия)

  • - Джилярди, семья русских архитекторов. Итальянцы по происхождению. Иван Дементьевич, представитель ампира. Работал в Москве с 1787 или 1789 по 1817...

    Художественная энциклопедия

  • - российский архитектор, представитель ампира. По происхождению итальянец, в 1810-1832 работал в России. После пожара 1812 в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки...

    Архитектурный словарь

  • - Дементий Иванович, архитектор; представитель ампира. По происхождению итальянец. В 1810 - 32 работал в России...

    Современная энциклопедия

  • - Один из последних представителей московской архитектуры ампира, один из рода швейцарских архитекторов. В Москве с 14 лет. Учился у отца О. Д. Жилярди и двоюродного брата Д. И. Жилярди, крупнейшего...