Художественные характеры гобсека и плюшкина на уроке литературы - зарубежная литература - открытый урок - рефераты - тинейджеры. Лидия шахова, г. ульяновск Сближение отдалённых реальностей

Повесть «Гобсек», написанную в 1830 году, можно считать изначальным зерном, из которого вырастает вся гигантская «Человеческая комедия» Бальзака. Образ Гобсека - один из ярких человеческих типов, встречающихся не только в творчестве Бальзака, но и в современной жизни. Одно из убеждений Гобсека, хорошо познавшего в молодые годы жизнь и объездившего много стран, состоит в том, что «человек везде одинаков»: везде идет борьба между бедными и богатыми. И в этой борьбе «лучше самому давить, чем позволять, чтобы тебя давили». Через 170 лет после выхода повести можно добавить, что человек «одинаков» не только «везде», но и всегда, пока золото, деньги являются «духовной сущностью общества». Тщеславное стремление человека не отстать от других заставляет приносить в жертву «золотому истукану» многие ценности жизни. Гобсек - французский ростовщик, миллионер. Сын голландца и еврейки, он провел романтически бедную юность. «Морщины его желтоватого лба хранили тайну страшных испытаний, внезапных ужасных событий, неожиданных удач». О его авантюрной жизни мало кто знал. В начале повести Гобсек предстает перед нами в облике молчаливого, осторожного старичка, сухонького и незаметного. Он дает ссуды под проценты людям, попавшим в трудную ситуацию. В сделках с клиентами он честен, но неумолим. Ростовщик нажил огромное состояние - семьдесят миллионов франков. Но он не тратит своих богатств. Гобсек живет в небольшой квартире с нищенской обстановкой, питается дешевым супом, почти ни с кем не общается, кроме клиентов, нигде не бывает. Из всех радостей жизни он выбрал одну - власть над другими людьми, которую ему дают накопленное богатство и ремесло ростовщика. «Я владею миром, а мир не имеет власти надо мной», - произносит он в одном из своих монологов. И для него неважно, что мир для него давно сузился до размеров убогой квартиры, а сам «властелин» превратился в «бесполое существо», человека-векселя, в «золотого истукана». «Знает ли он, что в мире есть чувства, любовь, счастье?» - спрашивает Дервиль. Наверное, знает. Но ценность их для него померкла по сравнению с властью над людьми, которую дают деньги. В погоне за ними он иссушил свою душу, утратил свои способности, разочаровался во всем, кроме золота. Без сомненья, образ Гобсека имеет гротескный характер. Его черты: скупость, бесчувственность, страсть к накопительству - доведены до абсурда. Но они не исчезли со смертью Гобсека. Имя бальзаковского героя стало нарицательным в одном ряду с Плюшкиным, Скупым рыцарем. Философию Гобсека разделяют многие люди, другие же, без всякой «философии», повторяют его путь, посвятив свою жизнь накопительству, забывая не только о близких людях, но и о собственной жизни, где не осталось места ничему, кроме денег. Наши современники продолжают играть новые драматические роли в «Человеческой комедии» Бальзака. Одним достаточно превзойти в умении жить своего соседа, другим нужно перекраивать карты мира, убивать и грабить, чтобы удовлетворить свои тщеславные амбиции. И делают они это, как и Гобсек, с большим артистизмом. Сегодняшнего Гобсека можно встретить и в маске обывателя, и маске политика и дельца, и в маске нищего в переходе метро. Да и в мире нашем, как во времена Гобсека, уживаются и огромная энергия, могучий ум, вкус к жизни, и мертвенная холодность, бесчувственность, жестокость и мелочность. И он все больше становится похожим на мир Гобсека в старости.

На уроке-семинаре работа над образом скупца в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» проводится в группах, в 2 этапа с итоговым обобщением.

Примечание: организационный момент, целеполагание, домашнее задание здесь не прописываются, каждый учитель выберет подходящие формы этих этапов урока исходя из того, урок ли это, факультативное или внеклассное занятие, т.е. когда, в каком классе, с какой целью применяется данная разработка.

Ход урока-семинара

I этап.

Группа 1.

Объясните смысл названия. Согласны ли вы с ним (соответствуют ли оно содержанию?) Почему писатель не назвал повесть «Дервиль» или «Поверенный в делах», ведь он рисует нам историю жизни Гобсека, Максима де Трай, Дервиля... Последний, кстати, более достоин уважения: Гобсек умирает, а Дервиль заканчивает дела, играя уже ведущую роль, утверждая справедливость.

Ребята, работая с текстом, объясняют значение имени Гобсек и находят неоднократные подтверждения тому, что имя это «говорящее», обозначает оно Живоглот. (Проводят параллели с русской литературой (Гоголь, Салтыков-Щедрин), сравнивая цели, с которыми авторы их используют (здесь почти нет сатиры).)

Группа 2.

Дайте подробную характеристику персонажу папаши Гобсека.

С чего начинается портретное описание? Какое сравнение использует Бальзак? Почему? (Оно сразу предопределяет главную черту Гобсека – страсть к деньгам.) Найдите подобные сравнения, который автор использует для описания цвета лица скупца. (Сравнивает с бронзой, серебром.)

Речь. Какие средства усиливают, делают образ более выпуклым?

Круг общения Гобсека. Почему таков? Объясните.

Опишите его комнату. О чем это свидетельствует? Сравните с описанием дома Гобсека в конце жизни. Что изменилось в самом скупце?

Наконец, самое главное. Поступки. Почему образ усложняется? Что вызывает наше неприятие? Что – уважение?

Опишите отношение других персонажей к Гобсеку. Найдите подтверждение в тексте. Почему одни уважают его (Дервиль, слуга-инвалид), другие ненавидят (графиня де Ресто, ее сын, де Трай). Изменяется ли отношение со временем или в какие-то моменты жизни Гобсека, почему, как вы думаете?

Группа 3.

Учащиеся получают отрывок из текста со слов: «А у кого жизнь может быть такой блистательной, как у меня?» до слов «Словом, я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти». Сделайте вывод: в чем философия Гобсека? Можем мы сказать, что Гобсек – реалист? Докажите. Найдите еще цитаты, содержащие умозаключения Гобсека о жизни, о вреде добра, об удовольствии, которое он получает, заглядывая в глубины человеческих душ, о том, что имея достаточно денег, человек может купить «совесть человеческую». Что вас удивило в этом монологе? Нет ли тут парадокса? («Таких, как я, в Париже человек десять; мы властители ваших судеб – тихонькие, никому неведомые».) Какую оценку этой философии дает Дервиль? Согласны вы с ней, почему?

Группа 4.

В чем сложность, противоречивость Гобсека? Что ошеломляет даже Дервиля? Давайте сравним образ Гобсека с образом Плюшкина? Сначала внешность. (Цитаты – подсказки: «Иной раз, я даже спрашивал себя, какого он пола, если все ростовщики похожи на него, то они, верно, принадлежат к разряду бесполых », «О чем думает это существо?» и «Мужик, нет баба…»)

Теперь сравните, как они распоряжались своим богатством? («Деньги ради самого обладания властью и деньгами», а не для того, чтобы содержать хороший дом, приглашать друзей, путешествовать…)

Сравните отношение к наследникам. (Боялись оба.)

В чем проявилось высшее проявление скаредности на грани с безумием? (а) Как Плюшкин тащил в дом всякую брошенную бумажку, тряпицы, так и Гобсек принимал все, ничем не гнушался. Цитата «… Гобсек был ненасытным удавом…Все доставляли ему на дом, но ничего оттуда не выносили»; б) Как они приглашали редкого гостя к трапезе. в) Что хранилось в амбарах Плюшкина и в запертых комнатах дома Гобсека?)

Есть ли что-то общее с Коробочкой, с Чичиковым? Докажите.

Группа 5.

Опишите Максима де Трай. Есть что-нибудь общее у него и Гобсека? Почему Дервиль уважает его меньше, чем Гобсек, ведь он, вроде, безвредный, как мотылек, летает.

Образ графини де Ресто. Можно ли что- то сказать в ее защиту? Вспомните ужасную сцену, которую увидели Гобсек и Дервиль, войдя в комнату умершего графа. Зачитайте отрывок.

Группа 6.

Гобсек и Бальзак.

Можно ли сказать, что сам автор иногда проглядывает в речах ростовщика, то есть Гобсек выражает точку зрения автора на политику, государственное устройство, жизнь своих современников. Найдите эти строки. Когда Бальзак говорит устами Дервиля? (Описание холостяцкого ужина, отношение к ростовщику, наиболее полного раскрывшееся после его смерти.)

II этап.

Перед постановкой вопросов- заданий для групп стоит спросить, чем понравилась повесть, какие ассоциации, слова-настроения связаны у ребят теперь с произведением, с которым они познакомились. (Страшная история, правда жизни, власть денег, власть над людьми, скупость…)

Поиск в героях повести того, что привлекло к ним отечественную литературу; называние основных, ведущих свойств личности центральных (Гобсек, Дервиль) и второстепенных героев (Максим де Трай, графиня и граф де Ресто). Каждая группа обращается к своим пометкам, цитатам, выводам, но уже с общим для всех вопросом: чем интересен образ Гобсека русской литературе? Какое развитее образ скупца получил в русской культуре в целом?

Учащиеся получили предварительные задания-сообщения:

Образ главного героя в произведении «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина.

Повесть «Гобсек» и театр.

Эти ребята делают сообщения, остальные учащиеся в группах получают текст сообщений на руки.

Сочинение

Оноре де Бальзак вошел в мировую литературу как выдающийся писатель-реалист. Именно он задумал, чуть ли не самый большой в мире цикл романов о жизни всего общества, который назвал «Человеческая комедия». И в самом деле, комическими иногда кажутся человеческие усилия, израсходованные на мелочи, расточительство, злость, легкомысленность. Они выглядят комически, пока не начинают ломать чужую жизнь. Так, роман Анастази де Ресто со светским молодым человеком Максимом де Трай начинался, как легкий флирт, который никому не наносит беды. Но бесстыдный любовник нагло врывается в жизнь всей семьи, так как это разрешила ему сделать беспринципная госпожа де Ресто. И вот уже пренебрегается честь семьи, мужа. Даже о детях Анастази не думает. Бальзак будто наблюдает за этим глазами своего героя - ростовщика Гобсека. Это умный человек, образованный и даже мудрый.

По крайней мере, относительно жизни других людей. Во всем, что касается денег, ему нет равных. Но вот чудо: свою жизнь он прожил совсем не мудро. Гобсек и не заметил, как деньги, которые давали ему сначала свободу, а потом и власть над людьми, постепенно стали его целью, его кумиром, подчинили всю его жизнь накоплению, подменили собой всю жизнь. Он же понимал, что человеку нужно именно столько денег, чтобы о них не думать ежесекундно. Так вот таким количеством удовлетворяется Фанни Мальва, которая набирает взаймы у него деньги на полотно и нити, чтобы работать.

Но она набирает взаймы столько, сколько может отдать, в отличие от Анастази де Ресто, которая не знает цены деньгам, впрочем, как и всем другим ценностям. Писатель психологически точно изображает не только поступки героев, но и их мотивы. Бальзака справедливо считают знатоком человеческих душ, так как ему удалось передать тончайшие ноты души героев, заглянуть в самые потаенные уголки души своих современников, в конце концов, и всех людей. Читать его произведения очень интересно именно из-за того, что они жизненно правдивые и содержат мудрые наблюдения, ответы на многие вопросы, которые всегда будет ставить перед каждым жизнь.

Одним из самых важных моментов всего творчества выдающегося французского реалиста Оноре де Бальзака было стремление воссоздать целостную картину эпохи. Почти все его произведения, по замыслу писателя, были частями большой эпопеи “Человеческая комедия”, что должна была охватить все возможные явления тогдашней жизни. По плану этот эпический цикл должен был состоять из трех разделов: “Этюды об обычаях”, произведения в котором изображалась жизнь, быт и обычаи разных слоев французского общества, “Философские этюды”, что должен был обобщать художественные открытия Бальзака и его представление о закономерности жизнь, и, наконец, “Аналитические этюды”, в которых писатель старался сформулировать законы, которые руководят действительностью.

В первом разделе (”Этюды об обычаях”) Бальзак создал галерею наиболее типичных образов его современников, что имели разный социальный статус и разные профессии. Повесть “Гобсек” входит в его состав. Имя центрального персонажа этого произведения - ростовщика Гобсека - стало нарицательным. Тем не менее, именно в его образе А. Бальзак не только описал типичного ростовщика, а ярко воспроизвел особый психологический тип человека, что живет лишь одним чувством - корыстолюбием в чистом виде. Деньги - вот единственная цель, единственная любовь и призвание Гобсека.В художественной литературе немало образов корыстолюбцев и скряг, но они не одинаковы. Скупой рыцарь А. Пушкина действительно стремится к власти, деньги для него - лишь средство ее достижение, Итак он, скорее скрытый властолюбец, чем настоящий корыстолюбец. Плюшкин Г. Гоголя - мелочный скряга “бытового” типа. Не случайно “плюшкиными” называют людей, которые не желают выбрасывать вчерашнюю газету или что-то подобное: с Гобсеком их сравнивать не станет никто. В этом образе обобщены совершенно иные черты частнособственнической психологии, доведенные до логического завершения (хотя почти абсурдные с точки зрения нормального человека).

Вот жизненная философия Гобсека: “Что может удовлетворить наше” я “, наше тщеславие? Золото! Потоки золота. Чтобы удовлетворить наши прихоти нужно время, нужны материальные возможности и усилие, в золоте все это есть, и оно на самом деле дает все”. При этом Гобсек не старается воспользоваться упомянутыми им возможностями золота, ему достаточно его иметь. Не ради чего-то другого. Для Гобсека не существует никакого удовлетворения, кроме осознания наличия своего богатства.

Были ли у него другие черты? Через яркость главной характеристики, его жизненной сверхзадачи, их почти незаметно. “Это был человек-автомат, которого каждый день заводили”, - пишет о нем Бальзак. Даже человеку, которому он будто сочувствуют, Гобсек дает взаймы деньги лишь на немного смягченных условиях, чем другим, да еще и подводит своего рода “идеологическое основание” этому поступку, дескать, так будет полезнее для его характера. Вообще, к ростовщикам люди обращаются лишь в сложнейшие моменты жизни, в отчаянии, когда нет другого источника, чтобы получить деньги. Например, когда приближается банкротство, и банки отказывают в кредите. В самом ростовщичестве как явлении, первоначально заложено что-то жестокое, и Гобсек превосходит в этом даже своих “коллег”: наблюдение за людьми, которые попали в тупик, для него становится развлечением. О сочувствии вообще не речь идет.

Гобсек при всей ограниченности в целях, как не удивительно, не примитивный. Он способен делать выводы относительно природы общества, анализировать его разрушительные силы. Знает он и психологию людей. Чтобы сделать вывод о всевластии золота и создать собственную философию относительно этого, тоже надо уметь мыслить. Итак, он умный человек, но его страсть оказывается сильнее ума. Власть золота, в которое он так верил, делает своей жертвой самого Гобсека, он сам себе создает ловушку.

Что может быть абсурднее смерти от голода посреди огромного богатства? Гобсека убивает собственная же идея о всевластии золота и его безмерной ценности. Он настолько боялся потерять свое достояние, что незаметно для себя уничтожил их в физическом смысле: дорогие ткани, посуда, картины - все испортилось, все оказалось утраченным для мира. Если учесть наличие авторского замысла, этот умышленный внешний абсурд - естественное завершение подобного отношения к жизни.

“Есть ли в этом человеке Бог?” - риторически спрашивает другой герой произведения, Дервиль. Да, есть: это Мамона, иначе говоря, деньги. Служению этому идеалу подарил жизнь Гобсека. Сурово и безжалостно осуждает Бальзак жажду накопления и собственно процесс обогащения человека. Ни Гобсеку, ни другим не приносит золото счастья. И пусть образ Гобсека - единичный случай, он свидетельствует о том, к чему приводит путь корыстолюбия, а художественное мастерство писателя делает это предостережение еще убедительнее.

Другие сочинения по этому произведению

Образ главного героя в повести Бальзака «Гобсек» Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек» Трагедия Гобсека Роман Бальзака «Гобсек» Человеческая комедия характеристика образа Жана-Эстера ван Гобсека Неоднозначность образа Гобсека в одноименной повести Оноре Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги Оноре де Бальзак «Гобсек» Повесть (1830-1835) Реализм Бальзака оказался умнее самого Бальзака Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”)

Порой кажется, что Плюшкин давно выжил из ума при такой жизни, но он не хочет жить по-другому. Блестящей карьеры у Плюшкина не получилось, поэтому он живет как все: занимается финансовыми расчетами, копит деньги, любит золото и поесть. Он жаден даже для родных и близких. В русской традиции Плюшкин является мертвой душой этого безумного мира чиновников и аристократов. Он похож из-за любви...

Сравнить образы Гобсека ("Гобсек") , Гарпагоно ("Скупой") , Плюшкина ("Мертвые души") (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Плюшкин как зажиточный человек воспринимает гостя с предложением о покупке мертвых душ как сумасшедшего человека, который швыряется ассигнациями.

Плюшкин очень странен, выглядит на нем одежда поношенной. Он бережет все старое, древнее, чтит традиции накопительства. Плюшкин отрекся давно от мира нормальных человеческих отношений и живет определенными убеждениями в завтрашнем дне с деньгами. Он ведь без них не мыслит собственного существования. В доме у Плюшкина было слишком пыльно, и Чичиков даже расчихался, когда хозяин стал рыться в бумагах и искать записи о крепостных в своем имении.

Гоголь стремился показать читателю все пороки помещичьей России и сложность жизни простого народа. «Мертвые души» своего рода энциклопедия российской жизни. Пороки общества, дикость обращения с крестьянами до отмены крепостного права видна здесь невооруженным взглядом.

Порой кажется, что Плюшкин давно выжил из ума при такой жизни, но он не хочет жить по-другому. Блестящей карьеры у Плюшкина не получилось, поэтому он живет как все: занимается финансовыми расчетами, копит деньги, любит золото и поесть. Он жаден даже для родных и близких.

В русской традиции Плюшкин является мертвой душой этого безумного мира чиновников и аристократов. Он похож из-за любви к деньгам на Гобсека и Гарпагона.

1. Гоголь Н. В. Избранные сочинения. — М.: Худож. лит., 1986..

2. История зарубежной литературы XVI — XIX веков. — М.: Аспект-пресс, 2004. — 524 с.

3. Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Пер. с англ. Р. Зерновой. — 3-е изд. — Новосибирск: Изд-во Свиньин и сыновья, 2007. — 872 с.

История зарубежной литературы XVI — XIX веков. — М.: Аспект-пресс, 2004. — С. 112.

Там же. С. 114.

История зарубежной литературы XVI — XIX веков. — М.: Аспект-пресс, 2004. — С. 449.

Список литературы

  1. Гоголь Н. В. Избранные сочинения . - М.: Худож. лит., 1986. - 496 с.
Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

И если Добролюбов прежде всего увидел и точно показал неспособность Обломова к положительному добру, то Дружинин прежде всего увидел и верно оценил положительную неспособность Обломова к злу. «Русская обломовщина, так как уловлена она г. Гончаровым, во многом возбуждает наше негодование, но мы не признаем ее гнилости или распадения… Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня...

Елабуга середины ХIХ века была культурным центром Вятской губернии, жемчужиной купеческого градостроения с множеством учебных и благотворительных заведений, церквями и соборами необычайной красоты и величия. Здесь жили купцы-миллионеры. Со своими капиталами они везли в город всё прогрессивное. Здесь проводились литературные чтения, был свой городской театр. В настоящее время Елабужским...

Он руки свои простирал, Гвоздями пробитые руки, И лик его кроткий дышал Блаженством божественной муки. Ветвь мира для мира всего Держал он средь павшего стана, И в правом боку у него Сочилася новая рана. Близкая к Блоку поэтесса Кузьмина-Караваева в воспоминаниях о Блоке дает характеристику той среды, которая окружала Блока, от которой он шел к революции

Методичка

Является ли Гобсек чисто отрицательным героем? Согласны ли вы с его высказываниями о современном обществе? 22:30. Литература эпохи конца XIX - начала XX столетия обладает рядом существенных признаков. Наряду с реализмом - ведущим литературно-художественным методом происходит формирование нереалистических тенденций и широкое распространение декадентских течений. Понятие «декаданс» (фр. decadence -...

Коменский умер 15 ноября 1670 г. в Голландии, не переставая верить в обновление человечества на началах братства, мира и просвещения. Похоронен он в Наардене. В 1957 г. в этом старинном голландском городке, где Коменский когда-то прожил последние 14 лет своей жизни, ему воздвигли памятник. Бронзовая скульптура и постамент - дар Чехословакии Королевству Нидерландов в знак благодарности...

Пятидесятые годы были сложными в духовном состоянии Пастернака. Физически это вылилось в обширный инфаркт, врачи серьезно опасались за его жизнь. В его стихах этого периода звучит тоска и страх; иногда возникает сомнение в правильности пути, в письмах и разговорах прорывается трагизм одиночества, изолированности и двойственности положения в литературе. И снова на помощь приходит Байрон: Когда...

Курсовая

Петруша Гринев («Капитанская дочка») писал стихи. В литературе он считал себя учеником Сумарокова (не забудем, речь идет о 70-х годах XVIII века). Старушка («Домик в Коломне») читала Эмина2, что говорит о ее образованности и старомодности. Старая графиня («Пиковая дама») просила у Лизаветы Ивановны какой-либо новый роман, но «не из нынешних». Причем настаивала, чтобы герой романа «не давил...

Барт Р. Від твору до тексту // Антологія світової літературно-критичної думки ХХст. / за ред. М. Зубрицької - Львів, 1996. Барт Р. Текстуальний аналіз «Вальдемара» Едгара По // Антологія світової літературно-критичної думки ХХст. / за ред. М. Зубрицької - Львів, 1996.

Дипломная

Тот, кто ходит непорочно, Правду завсегда хранит И нелестным сердцем точно, Как устами, говорит. Однако у Ломоносова есть парафразы, которые до некоторой степени опровергают его же собственное изречение. На первый взгляд, мы можем поставить в ряд своих предыдущих примеров еще одно переложение: довольно близко к тексту переложен на стихи псалом 103. Однако здесь поэт дает уже большую волю своей...

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды. Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом....

Скупой – чрезмерно до жадности, бережливый, избегающий расходов, свидетельствующий о чрезмерной бережливости, жадности. Именно такое определение дает С. И. Ожегов в толковом словаре русского языка. В. И. Даль определяет скупого как скряжливого, неуместно и неумеренно бережливого человека.

В религиозно-нравственном контексте скупость рассматривается, как человеческий порок. Скупость это бунт против Бога, внутреннее или внешнее неповиновение Богу, которое неизбежно ведет к страданию.

Можно также сказать, что скупость выступает социальным ингибитором успешной социализации и адаптации личности .

На протяжении многих веков скупость как порок и страсть привлекала внимание писателей всех жанров. С одной стороны, в теме скупости отражалась всеобщая мечта о богатстве и изобилии , а с другой, скупость всегда демонстрировалась как нечто уродливое, отвратное явление человеческой природы.

Образ скупого известен мировой литературе с античности. Впервые он появляется в «Кубышке» у Плавта под именем Эвлигон. Последующие вариации образа скупого встречаются у Шекспира – Шейлок из «Венецианского купца», К. Марло – Варрава из «Мальтийского еврея», Ж. Б. Мольера – Гарпагон из пьесы «Скупой». В русской литературе «золотого века» модификация подобного персонажа в лице «Скупого рыцаря» найдена А. С. Пушкиным.

Скупость в произведении А.С. Пушкина преподнесена читателю как явление социальное и отчасти историческое

Бальзак раскрывает скупость своего героя – Гобсека – из одноименной повести с помощью портретных описаний. Внешность героя неприятная, отталкивающая: «черты лица неподвижные, бесстрастные, казались отлитыми из бронзы»: в его внешнем облике отмечен цвет денег – золота и серебра. Глаза у него были «маленькие, желтые, словно у хорька и почти без ресниц, не выносили яркого света» – хищный, стремительный хорек никогда не принадлежал к числу животных, вызывающих симпатию. Описывая голос ростовщика, Бальзак прибегает к оригинальному сравнению: «Писклявый, тихий голосок, очень похожий на звуки флейты в руках неумелого музыканта. При помощи носа напоминающего буравчик, герой проникает во все скрытые от других тайны: «Острый кончик длинного носа, изрытый длинными рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта и Метсу».

Гобсек – человек без возраста и пола – был похож на автомат, которого заводили ежедневно». Автор сравнивает своего героя с векселем, а его сердце с металлом: «К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди – человеческим сердцем».

Интерьер вполне соответствует внешности Гобсека: «В мрачном сыром доме нет двора, все окна выходят на улицу, а расположение комнат напоминает устройство монашеских келий». Характер героя автор уподобляет месту его обитания: «Все потерто и опрятно, начиная от зеленого сукна на письменном столе до коврика перед кроватью, – совсем как в обители одинокой старой девы, которая весь день наводит чистоту и натирает мебель воском».

Гоголь еще более детально описывает своего героя. В раскрытии образа Плюшкина можно выделить много общего с Гобсеком: «Маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом <…>.

С первого взгляда совершенно невозможно определить кто это: «баба или мужик», «платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот <…>, только один голос был несколько сиплым для женщины». Подробное описание одежды показывает насколько был скуп Плюшкин: «назади вместо двух болталось четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага». «На шее было повязано <…> чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук.

Окружающая обстановка повторяет своего хозяина: беспорядок в комнате, ненужные вещи, принесенные с улицы, были сложены в одну огромную кучу, а «что именно находилось в куче, решить было трудно».

Плюшкин был мудро бережлив в начале жизни, но погоня за деньгами привела его к скупости: страшная кучу бесполезных предметов в его доме и проросшая пшеница в его амбарах напоминают гниющие кладовые Гобсека.

Сходство усиливается еще и тем, что оба героя как бы не имеют пола: Чичиков называл Плюшкина «матушкой» приняв за ключницу, а Дервиль замечает о Гобсеке: «Если все ростовщики похожи на него, то они, верно, принадлежат к разряду бесполых».

Потеря пола характерна для Плюшкина и Гобсека, поскольку скупость затрагивает их души. Своеобразное уничтожение пола героев нужно авторам для того, чтобы подчеркнуть противоестественность их страсти, бессмысленность накопительства.

Пушкин не дает портретных зарисовок своего героя. Основную информацию читатель получает из диалогов действующих лиц: возраст Барона: он был другом деда Герцога (т.е. примерно равен ему по годам?), а сын Барона оказывается одного поколения с Герцогом-внуком. Так же остается неизвестной история богатства Барона его деньги не участвуют в обороте, он не дает их в долг, не ссужает, не ведет дела торговые, ясно только лишь, что полученные им деньги искалечили судьбы не одного человека.

Барон служит вопреки своему сословию – монете. Для Скупого рыцаря золото – это право на власть, на могущество, на наслаждение жизнью, и оно, это право, может быть оплачено лишь ценою лишений, ценой крови. Давняя вражда отца и сына приобретает новые условия, выходящие за рамки подвала с золотом. Поскольку Альбер отправляется к Герцогу искать рыцарского суда. Рыцарская честь Альбера и скупость барона находиться на одной чаше весов.

В адском обольщении пребывает Скупой рыцарь, создающий вавилонскую башню:

Так я, по горсти бедной принося

Привычну дань мою сюда в подвал,

Вознес мой холм – и с высоты его

Могу взирать на все, что мне подвластно

Монолог Скупого рыцаря является апофеозом безбожного возвеличивания личности, возжаждавшей не просто индивидуалистического проявления собственной неограниченной воли, но и замены собой Бога. Мечта о власти предстает в разгоряченном воображении Скупого в фантастическом образе. Это страшная пародия на богатство библейского царя Соломона, великое извращение одного из его богоугодных дел: строительства храма Иегове . Итог демонизма Барона – всемирный потоп, возникающий как перспектива наказания за грех:

Пушкин показал бездонную сложность скупости как романтической страсти. Название «Скупой рыцарь» указывает на барона как на главное действующее лицо. В его монологе содержится главный философский тезис этой трагедии. В «Скупом рыцаре» в центре внимания автора стоит вовсе не скупость в обыденном понимании этого слова. Пушкин разворачивает страшную картину власти золота, которой охвачены в разной степени почти все действующие лица.


Библиографический список
  1. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю.Толковый словарь русского языка. М.: 2001
  2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка том IV. М.: 1955
  3. Скрипкарь М.В. Понятие и классификация социальных регуляторов//Вопросы управления. 2011. № 16. С. 197-201.
  4. Скрипкарь М.В. Общественные мечты: от «золотого века» к «стране изобилия»//Социосфера. 2013. № 1. С. 128-130.
  5. Скрипкарь М.В. Мечты азиатских эскимосов как социальный феномен (на материале эскимосских народных сказок) // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 (22). С. 21.
  6. Бальзак О. Гобсек. М.: Азбука, 2013.
  7. Гоголь Н.В. Мертвые души. М.: Эксмо-Пресс, 2014.
  8. Пушкин А. С. Скупой рыцарь // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1978.