Инстинкт примеры. Виды и примеры инстинктов современного человека а также их отличие от животных. Мама-гепард обучает щенков

Читайте также:
  1. A) Совокупность программных средств, с помощью которых создается база данных и поддерживается в процессе эксплуатации
  2. CASE -технологии, как новые средства для проектирования ИС. CASE - пакет фирмы PLATINUM, его состав и назначение. Критерии оценки и выбора CASE - средств.
  3. Абсорбционный способ подготовки газа. Технологическая схема, назначение и устройство аппаратов. Параметры работы,
  4. Агропромышленная интеграция и кооперация в сельскохозяйственном производстве (значение, понятие, виды)
  5. Агропромышленный комплекс и его развитие в рыночных условиях Значение АПК

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК- это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специально направленного на них внимания.

Формирование одних двигательных навыков может оказывать опреде­ленное влияние на усвоение других навыков. Это явление получило назва­ние переноса навыков.

Выделяют несколько разновидностей переноса навыков. Прежде всего следует различать положительный и отрицательный перенос навыков.

Положительным переносом называется такое взаимодействие навы­ков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс фор­мирования последующего. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить метание копья.

Отрицательным переносом называется такое взаимодействие навы­ков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс форми­рования последующего. Например, навык «подъема завесом» на гимнасти­ческой перекладине может замедлить освоение «подъема верхом»; то же самое возможно при одновременном обучении сальто назад и перевороту назад.

Перенос навыка может иметь различный характер.

Односторонний перенос. Он возникает в тех случаях, когда формирова­ние одного навыка содействует образованию другого, а обратного влияния не обнаруживается.

Взаимный перенос. Это перенос навыков с одного двигательного дей­ствия на другие и обратно.

Прямой перенос. Он характеризуется тем, что формирование одного навыка сразу же влияет на создание другого в каком-либо упражнении.


Косвенный (опосредованный) перенос. Это такой вид переноса, при ко­тором ранее сформированный навык создает только благоприятные пред­посылки для приобретения нового. На явлениях косвенного переноса ос­новано использование средств общей физической подготовки в целях увеличения фонда неспецифических двигательных умений и навыков в из­бранном виде спорта.

Ограниченный (частичный) перенос. Он происходит в тех случаях, ког­да структура изучаемых действий имеет большое сходство. В этом случае перенос навыков осуществляется в весьма узком диапазоне (например, перенос навыков удара в теннисе и бадминтоне, метание гранаты и ко­пья). На принципе структурного сходства главных фаз осваиваемых дви­жений планируется последовательность и преемственность заданий и вся система так называемых подводящих упражнений.



Обобщенный перенос имеет место в тех случаях, когда ранее освоенный навык влияет на формирование целого ряда движений, которые могут и не иметь структурного сходства с ним. Например, трудно обнаружить какое-либо сходство в движениях велосипедиста и конькобежца и тем не менее перенос навыков в них осуществляется. Объединяет оба способа передви­жения общая задача - сохранить равновесие.

Перекрестный перенос - это перенос навыков на симметричные орга­ны тела, когда, например, движение, освоенное правой рукой или но­гой, без специальной подготовки может быть выполнено левой.

Изучение закономерностей переноса навыков представляет большой интерес как для теории, так и для практики физического воспитания и спорта. Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

при классификации физических упражнений;

при разработке программ по физическому воспитанию;

при планировании учебного процесса - в рамках одного и серии
занятий;

при подборе систем подводящих упражнений.

ВОПРОС



Общие физиологические закономерности роста и развития организма. Периодизация и гетерохронность развития организма. Сенситивные периоды развития различных двигательных качеств, их учет при построении тренировочного процесса в избранном виде спорта. Гигиенические требования к правильному росту и развитию организма.

Под развитием понимают 3 процесса: 1) рост - числа клеток и увеличение их размеров (в мышцах и нервной тканях) – количественный процесс 2) дифференцирование - органов и тканей 3) формообразование , т.е качественные изменения.

С учетом количественных и качественных изменений различают возрастные периоды : грудной возраст (10 дн.-год), раннее детство (1-3 года), первое детство (4-7 лет), второе детство (8-12 м, 8-11 д), подростки (13-16 м, 12-15 д), юношеский (17-21 ю, 16-20 д), первый зрелый (22-35лет), второй зрелый (35-60 м, 35-55 ж), пожилой (60-74), старческий (75-90), долгожители (90 и более).

Основные закономерности роста и развития – периодизация и гетерохронность (греч.- гетерос-другой, хронос- время), т.е неравномерность и разновременность роста и развития. Наиболее интенсивный рост длины тела-1 год жизни и половое созревание, речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5. смена молочных зубов в 6-7. основные позы тела осв до года. 6-12 лет достигается «мах» развитие иммунной ткани. После 14 лет возрастание массы тела и сердца.

Сенситивный период – период особой чувствительности к влияниям внешней среды, развертывание наследственных возможностей организма, характеризующийся переходом от одного качественного состояния к другому, оптимизацией перестроечных процессов в различных органах и системах организма, согласованием деятельности различных функциональных систем, адаптацией к физическим и умственным нагрузкам на новом уровне существования.

Критические периоды скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей, жестко контролируемые генетически.

Периоды интенсивного развития ф.качеств – абсолютная мышечная сила (14-17 лет, «мах» значение достигается к 18-20), быстрота и скоростно-силовые (11-14 лет, «мах» значение достигается к 15), общая выносливость (15-20, «мах» значение в 20-25), гибкость (с 3-4 до 15), ловкость (с 7-10 до 13-15). На протяжении сенситивного периода применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта.

ВОПРОС

Психологическая подготовка в избранном виде спорта: понятие, значение, виды,
содержание, связь с другими видами подготовки.

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность пси­холого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортив­ной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и уча­стия в соревнованиях.Психологическую подготовку принято делить на общую и специаль­ную. Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие и совершенствование у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных заня­тий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом выс­шего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обу­чение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения. Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе трени­ровок. Она проводится параллельно с технической, тактической подго­товкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности.

Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании. Психологическая готовность к соревнованиям характеризуется (по А.Ц. Пуни) уверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, опти­мальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью ус­тойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внут­ренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

Компонентами психологической подготовки являются: психические ка­чества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свой­ства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психичес­кие состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, НА Худатов).

Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качеств и структуре психологической подготовленности спортсмена

Так, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, неза­висимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для побе­ды. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремле­ние избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.

Для спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, ха­рактерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, уме­ние подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительнос­ти. Однако они нередко недостаточно уверены в собственных силах нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям/

Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единобор­ствах, сложнокоординационных видах спорта, отличают эффективное зри­тельное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оператив­ного мышления, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания, сообразительность, настойчивость, решитель­ность, смелость, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образования и перестройки двигательных навыков.

Перенос навыка

Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ракеткой, что помогает быстрее обучаться сходным играм, таким как сквош или бадминтон.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Перенос навыка" в других словарях:

    Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не … Большая психологическая энциклопедия

    ПЕРЕНОС - (навыка)влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием; обнаруживается в том, что овладение новым действием производит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм переноса заключается в выделении… …

    ПЕРЕНОС - ПЕРЕНОС. 1. Влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Перенос - – 1. общее значение – процесс, посредством которого опыт решения одной задачи оказывает некое влияние (позитивное либо негативное) на решение другой, отличной от первой задачи. Часто используют уточняющие слова, чтобы обозначить тип переноса; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    ПЕРЕНОС - влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении человеком (не … Педагогический словарь

    Тренинг социальных навыков (social skills training) - Забота о соц. компетенции долго оставалась на задворках других соц. и пед. перспектив. Молчаливо признавалось, что адекватные навыки межличностного поведения усваиваются «естественным образом», благодаря традиционным социализирующим общественным… … Психологическая энциклопедия

    Might and Magic IX: Writ of Fate - Разработчик New World Computing Издатель The 3DO Company Создатели Геймдизайнер Timothy Lang … Википедия

    ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ - 1) закон эффекта: для развития навыка необходимо знать результат каждого повторения и иметь желание при следующем повторении его улучшить; 2) закон изменения скорости усвоения навыка: быстрое при первых повторениях улучшение продуктивности навыка … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

    НАУЧЕНИЕ - изменение поведения, происходящее в результате приобретения опыта. В том частном случае, когда приобретение опыта знаний, навыков, умений определяется познавательными мотивами и целями, говорят об учении (и соответственно об обучении как процессе … Энциклопедия Кольера

Взаимодействие навыков

Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрица­тельное влияние на формирование нового навыка.

Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется переносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научив­шись писать левой рукой, без длительных упражнений может писать и правой. Эта особенность моторных навыков использу­ется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выпол­нять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык ана­лиза литературного текста переносится на другие учебные тексты,

Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерфе­ренция - такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.

Исследования Б. Ф. Ломова показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на на­вык начертания букв стандартным чертежным шрифтом (рис. 6).

Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается различно. По-русски это тридцать два (30+2) , по-немецки dreibig (2+30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски на уроках математики. Вместо 32 они считывают 23, переставляя цифры в числе.

Навык беглого чтения мешает учителю русского языка ви­деть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.

Явление интерференции навыков связано с иррадиацией воз­буждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нерв­ной системе.

Зная, что при выработке новых навыков происходит их пе­ренос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупрежда­ет интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: “А теперь решите самостоятельно следующую задачу. Она решается так же, как только что разобранная”. Так учащиеся упражняются в созна­тельном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учи­тель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    1. Задачи являются разными по своей структуре. В этом случае перенос навыка будет ухудшать выполнение деятельности, мешать образованию нового навыка. Такое явление называется отрицательным переносом или интерференцией навыков . (беглое чтение мешает проверять ошибки)

    2. Ранее приобретенный навык облегчает приобретение нового, наблюдается положительный перенос или индукция навыков .
Следовательно, перенос навыков всегда подразумевает осуществление интеллектуальной деятельности человека по оценке структуры задач, стоящих перед ним, и выбор адекватных способов действия. Способы успешного выполнения действия , адекватные целям и условиям деятельности называются умениями. Формирование умений представляет собой овладение всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, полученной от предмета, операций по выявлению этой информации, её сопоставлению и соотнесению с действиями, другими словами, умения всегда опираются на знания.

Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности . Они могут быть разделены на гигиенические, учебные, спортивные и др. Существуют такие навыки и умения, которые используются в разных видах деятельности, например:


    • двигательные навыки, они складываются в процессе физического труда, занятий спортом, в учебном процессе ;

    • умственные навыки, они складываются в процессе наблюдения, планирования, производства устных и письменных вычислений, работы с книгой.
Жизненное значение навыков и умений очень велико. Они облегчают физические и умственные усилия в труде и учении, вносят в деятельность человека определённый ритм, устойчивость, создавая условия для творчества.

Весьма существенное значение для рационального построения процесса обучения двигательным действиям имеют закономерности так называемого переноса двигатель­ных умений и навыков. Любое двигательное умение или навык формируется не на пустом месте, а всегда включает в себя те либо иные компоненты других, ранее сложившихся умений и навыков, которые влияют определен­ным образом на становление и проявление нового умения или навы­ка. Все эти отношения могут иметь различный характер: быть од­носторонне направлен­ными и обоюдными,положительными и отрицательными,прямыми и косвенными .

Различают два типа переноса навыков. Первый такой тип – когда процесс обу­чения навыку облегчает обучение тому же самому навыку, но выполняемому дру­гой частью тела. Например, если двигательный навык (скажем, ведение мяча) усвоен одной ру­кой, то другая рука тоже овладеет этим навы­ком без упражнения. Данное благоприятное яв­ление установлено для пе­реноса двигательного навыка с ведущей (чаще правой) руки на другую (неведущую, чаще левую). Но как быть в случае с переносом навыка с неведущей (левой) руки на ведущую (правую)? Каса­ется ли процесс пе­реноса навыка не только рук, но и ног, и дру­гих частей тела? Эти вопросы, по­жалуй, впер­вые отчетливо сформулировал В.В.Белинович еще в 1949 г. в своей капитальной мо­нографии «Обучение физическим упражнениям» (М.: ФиС, М. –Л., С. 25–29) – вопросы, на кото­рые еще до сих пор не найдены окончательные ответы.

Второй тип переноса навыков – когда обу­чение одному навыку влияет на обучение дру­гому навыку. Такое влияние может быть поло­жительным, отрицательным и нейтральным. Во всех от­раслях практической педагогики, в частности в процессе физического воспитания при обучении двигательным действиям, стара­ются максимально использовать «положитель­ный перенос». На­пример, навыки метания кам­ней, снежков, малого мяча помогают освоить метание спортивных снарядов (копья, грана­ты).

Положительным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык содействуют формированию, становле­нию других, облегчают процесс изучения и совершенствования последующих двигатель­ных действий. Например, навык метания малого теннисного мяча помогает освоить мета­ние копья.

Отрицательным переносом навыков называется такое их взаимодействие, при ко­тором ранее сформированное умение или навык препятствуют формированию других, вносят в них искажения, как бы конкуриру­ют с ними, тем самым затрудняют процесс изу­чения и закрепления последующих двигательных действий (интерфекренция). Напри­мер, навык выполнения сальто назад в спортивной акробатике может замедлить освоение переворота назад, или, например, в легкой атлетике бегунам на средние дистанции не ре­комендуется развивать свои функциональные возможности в упражнениях педалирования на велоэргометре в силу различных двигательных и координационных структур цикличе­ских навыков.


Односторонний перенос навыков проявляется в тех случаях, когда формирование одного навыка содействует становлению другого, а обратного влияния не обнаружива­ется.

Взаимный перенос навыков приводит к ускоренному освоению двигательных навы­ков в условиях взаимного двустороннего влияния, когда наблюдаются обоюдное совер­шенствование координационных и двигательных структур.

Прямой перенос навыка характеризуется тем, что формирование одного навыка оказывает непосредственное влияние на становление другого в движениях со сходной ко­ординационной и двигательной структурой.

Косвенный (опосредованный) перенос навыков результат формирования навыка вначале не обнару­живается, а затем, спустя некоторое время, эффект проявляется через промежуточные связи - например, использование средств ОФП в целях увеличения базы неспецифических двигательных умений и навыков в избранном виде спорта на этапе начальной подготовки.

Тип переноса двигательных умений и навыков зависит как от особенностей содер­жания и структуры двигательных действий, а так же от стадии и условий их формирова­ния. Вероятность положительного переноса тем больше, чем значительнее сходство смы­словой основы и главных звеньев техники двигательных дейст­вий. Исходя из этого, учеб­ный материал необходимо группировать и последовательно распределять в зависимости от степени сущест­венной общности двигательных действий - по смысловой основе, по структуре, чтобы по возможности максимально исполь­зовать положительный перенос умений, навыков, и исключить тормозящий эффект отрицательного переноса.

Характер взаимодействия навыков необходимо учитывать:

· при разработка программ обучения и тренировки в этапном и годичном циклах подго­товки;

· при планировании учебного и тренировочного процессов в структуре одного или се­рии занятий;

· при подборе систем подводящих упражнений и комплексировании средств подго­товки.

На различных стадиях формирования двигательных умений и навыков возможность переноса неодинакова. В начале формирования двигательного умения перенос осуществ­ляется преимущественно на уровне ООД, при этом возможности переноса увеличиваются в случае, когда ООД достаточно полная и обобщенная. По мере формирования и упроче­ния двигательного навыка возрастающую роль в его положительных или отрицательных взаимодействиях с другими навыками играет степень совпадения или различий двига­тельных автоматизмов, входящих в их состав. В зависимости от стадии формирования двигательных действий может меняться характер переноса умений и навыков. К примеру, проявлявшийся вначале отрицательный пере­нос навыка может быть, по мере его упроче­ния, исключен и в даль­нейшем превращен в положительный фактор. Так, при одновре­менном формировании навыков в таких легкоатлетических упражнениях, как прыжок в высоту перешагиванием и барьерный бег, в начальном периоде обычно наблюдаются от­рицательные вза­имовлияния, однако затем сформированные навыки дифференцируются и не всту­пают в отрицательные взаимодействия.

Все это означает, что перенос умений и навыков было бы неверно рассматривать как нечто неизменное. Одна из центральных проблем теории и практики обучения дви­гатель­ным действиям состоит именно в том, чтобы полноценно использовать эффект положи­тельного переноса двигательных уме­ний и навыков, ограничить эффект отрицательного переноса и прев­ратить его по возможности в позитивный фактор. Решение этой непростой проблемы предполагает тщательное программирование учебного материала с учетом за­кономерностей переноса двигательных умений и навыков, соблюдение определенного по­рядка в сочетании и распределении упражнений во времени, оптимальное построение процесса обучения двигательным действиям в целом.