Интересные способы познакомиться с учениками. (2) «Уметь быть с детьми»: Как начать. Начало знакомства с учениками: поведение учителя


Первый урок, первое занятие кружка, первое родительское собрание, первая прогулка на лоно природы, первый диспут... В педагогической деятельности немало этих первых шагов, и опытные педагоги не без оснований уделяют им особое внимание.


– Вы у нас первый,– говорит учительница приглашенному к учащимся преподавателю института в начале учебного года,– от вашего выступления будет в известной степени зависеть отношение ребят к последующим мероприятиям подобного рода.


Учительница глубоко права. Начало в любом деле имеет немаловажное значение. И если кто-то после первой неудачи может успокоить себя тем, что первый блин всегда бывает комом, то в работе с учащимися такое меньше всего допустимо. Здесь первый шаг – удачный или неудачный – обязательно будет иметь последствия, затруднит или облегчит последующие.


У каждого классного руководителя бывает важный и ответственный момент – первая встреча со своим классом. О волнующих минутах первого знакомства много думают не только те, кто вчера оставил студенческую скамью, но и учителя опытные. С чего начать? Конечно, нельзя в данном случае рекомендовать какой-то готовый, единственный, универсальный рецепт, можно лишь, основываясь на закономерностях развития учащихся, особенностях их психики, а также на опыте лучших классных руководителей, дать некоторые советы.


Прежде всего следует подчеркнуть, что первое впечатлеиие, произведенное педагогом на детей, является довольно действенным и устойчивым: понравился классный руководитель с первой встречи – дети сразу стяиовятся отзывчивыми, с ними легче найти общий язык, не понравился – тогда долго, а порой безуспешно приходится «налаживать» контакты с ними.


К первой встрече нужно готовиться заранее, наметить линию поведения, то русло, по которому пойдет разговор с ребятами. Необходимо не только учитывать цели и задачи, стоящие перед классным руководителем, но волнующие детей вопросы. Известно, что их всегда интересует личность классного руководителя. Они часто уж заранее спрашивают, кто у них будет классным руководителем, какой предмет будет вести, «сердитый» он или «добрый» и т. д. Ребята стараются представить себе перспективы дальнейшего пребывания в школе, хотят поскорее узнать, что будет нового. Все это, бесспорно, надо иметь в виду, готовясь к первой встрече со своим классом. В противном случае первое знакомство с детьми может привести к нежелательным последствиям.


Учитель сельской школы, проработавший уже несколько лет, назначен классным руководителем пятиклассников.


– Я пойду к вам, – говорит ему директор,– посмотрю, как вы будете знакомиться с ребятами.


Учитель удивленно пожимает плечами:


– Это же не урок, что там смотреть?


Заметим, что некоторые учителя продумывают даже объявление о субботнике, а тут... Впрочем, вот как началось у него первое знакомство:


– Ну что вам сказать? Я у вас буду классным руководителем, вас, примерно, всех знаю, меня вы тоже не первый раз видите. Хочу предупредить: человек я строгий, за каждое нарушение буду наказывать.


Представившись таким образом, учитель приступил к «делу».


– Сидите вы, между прочим, неправильно. Сейчас сделаем так: на каждой парте – мальчик и девочка.


По классу прошел ропот. Видно, не всем понравилась затея учителя. Заметив это, он сказал:


– Не волнуйтесь, это будет лучше для вас же самих. Итак, Будков Ваня, садись со Степановой Лидой, СвиридоваТаня – с Крюковым Мишей...


Ребята нехотя повиновались. Но вот дошла очередь до Пети Иванова.


– Я не буду с ней сидеть, – заявил мальчик.


– Ты должен делать то, что тебе приказывают. В классе воцарилась напряженная тишина.


– Ну, долго будем ждать? – вопрошал учитель.


Дело кончилось тем, что Петю удалили из класса.


– Ишь, герой, – провожая его взглядом, сказал классный руководитель.


– Он у нас хороший... – несмело возразила девочка на первой парте, – в прошлом году звеньевым был.


Закончив, наконец, рассаживание, учитель стал пространно говорить об ответственности за имущество в классе.


– Парты покрашены, полы покрашены, панели покрашены, – говорил он, – стол, стул новые, на все это потрачены денежки. За порчу имущества будем наказывать рублем.


– А как это? – вырвалось у одной из девочек.


– А вот как, – ответил учитель, – поломаешь стул, мы пригласим твоих родителей, скажем им: «Заберите этот стул и сидите на нем сами, а нам поставьте новый». Ясно?



– Расписание у всех имеется? – спросил учитель. Поднялся шум: одни говорили, что есть, другие – нет.


– Тихо! А учебники – у всех?


– У всех! – хором ответили ребята.


– А у меня не все, – крикнул один мальчик.


– И у меня не все, – сказала девочка.


В классе снова поднялся шум.


– Ну, на сегодня все. Вы, конечно, знаете, что в школу опаздывать нельзя, на уроках сидеть надо тихо, за нарушения, повторяю, будем строго наказывать. А сейчас идите домой.


И дети поспешно бросились к дверям. Никто не подошел к классному руководителю, никто не задавал вопросов. В коридоре он увидел, как ребята окружили плачущего Петю. Заметив учителя, мальчик вытер рукой слезы и отвернулся. Вот так первое знакомство закончилось.


Учитывал ли этот педагог, что впечатление от первой встречи учащихся с классным руководителем ощутимо влияет на последующие взаимоотношения с ними, что с первого шага необходимо намечать перспективные линии жизни и деятельности учащихся, знал ли слова А. С. Макаренко о том, что неудачи многих воспитателей происходят от слабости и неясности перспективы, исходил ли из того, что необходимо, наконец, считаться с теми вопросами, которые у ребят неизбежно возникают, волнуют их в подобных ситуациях? Нет, ни одного из этих важных теоретических положений не вспомнил учитель, потому и не задумался о значении первого шага в работе с детьми, потому так неудачно закончилась эта встреча. Она не вызвала у ребят ни радости ожидания завтрашнего дня, ни симпатии к классному руководителю, сразу начавшему с поучений, скучных нотаций, с ненужного конфликта. Получилось не педагогически целесообразное знакомство с детьми, а начало войны с ними, той самой, которая заканчивается, как правило, плачевно. Одна учительница, не поладившая с ребятами с первой встречи, вынуждена была обратиться к директору с заявлением, в котором иаписала следующее: «Прошу освободить меня от классного руководства в седьмом «А», так как я и седьмой «А» взаимно не уважаем друг друга».


По-иному встретился с пятиклассниками другой классный руководитель. Познакомившись с ребятами, он сообщил им много интересного: какие кружки будут работать в школе, как в них записаться, рассказал о предстоящих уроках и экскурсиях, о встречах с передовиками производства, ветеранами войны, о переписке с учащимися других стран. В конце беседы классный руководитель сказал, что при успешном окончании учебного года класс отправится в длительное путешествие по родному краю. Не удивительно, что дети живо восприняли все сказанное учителем. Впечатление от первой встречи было настолько ярким, что дети долго еще говорили о ней между собой.


Неоднократно приходилось убеждаться в том, что перспективы, удачно раскрытые перед учащимися во время первого знакомства, всегда сплачивают их, вызывают заметный энтузиазм. Дети старательнее и активнее начинают выполнять предъявляемые к ним требования.


Преподаватель физкультуры и рисования Сергей Сергеевич, назначенный в 5-й класс одной из сельских школ классным руководителем, покорил ребят с первой встречи. Они знали, что у них будет классным руководителем новый учитель, и, усевшись за парты после общешкольной линейки, ждали его прихода. Наконец открылась в появился классный руководитель в тренировочном костюме. К удивлению ребят, он сделал несколько прыжков сальто и, выпрямившись у учительского стола, сказал «Здравствуйте, давайте знакомиться». Ребята дружно засмеялись, но... это были те самые мальчишки, каждый из которых не раз пытался стоять на голове и.когда не получалось, просил товарища: «Ну-ка, поддержи меня». После первых минут удивления они наперебой стали задавать Сергею Сергеевичу вопросы Где учились?», «За сколько времени можно научиться делать сальто?», «Будет ли у нас кружок акробатики?», «А медали у вас есть?» и т. д. Завязалась оживленная беседа. Классный руководитель рассказал ребятам много интересного из своей спортивной жизни, показал фотографии, на которых он был снят как участник соревнований по акробатике. По просьбе ребят выполнил несколько сложных акробатических упражнений. Во время разговора Сергей Сергеевич сказал и о бережливом отношении к имуществу класса, и о дисциплине на уроках, и о внешнем виде, и все это было выслушано с большой серьезностью и вниманием, так как исходило из уст учителя, который буквально влюбил в себя детей. Классный руководитель вышел на крыльцо школы, провожая ребят, и надо было видеть их сияющие лица, когда они, с восторгом глядя на учителя, по нескольку раз кричали:


– До свидания, Сергей Сергеевич!


А на следующий день после первого урока преподаватель географии, войдя в учительскую, громко сказал: «Вы бы посмотрели на ребят в классе Сергея Сергеевича: все подстрижены, наглажены, все в форме, просто молодцы».


Уже к концу первого полугодия класс Сергея Сергеевича стал одним из лучших в школе и, конечно же, классный руководитель не только занимался с ребятами акробатикой, но и организовывал много других интересных ребячьих дел.


Один опытный учитель, умеющий играть на аккордеоне, рассказывал о том, что каждый раз, знакомясь с новым классом, он в процессе беседы добивался одного и того же диалога:


– К праздникам мы будем готовить концерт, разучивать песни и пляски под аккордеон.


– А кто будет играть? – спрашивали ребята.


– Если из вас никто не умеет, значит, играть буду я.


– А вы умеете?


– Да, умею.


– Вот здорово! – радовались ребята, – может, вы сейчас нам сыграете?


И классный руководитель играл.


– Созданная таким образом ситуация, – говорит учитель, – эффективно действовала на ребят, с ними легче было работать в дальнейшем.


Из приведенных нами примеров совсем не следует вывод о том, что «привязать» к себе детей с первых минут общения с ними можно только такими способами, хотя это, как было показано выше, посильно каждому учителю. Но нельзя не отметить, что мудрое использование подобных умений с первого шага в работе с детьми заслуживает всяческого одобрения.


Хорошая настроенность ребят, вызванная удачным началом работы, передается и родителям, которые в таких случаях с удовлетворением сообщают классному руководителю о том, что дети с большой любовью и радостью говорят дома о нем и о предстоящих делах. А это очень важно, так как часто авторитет классного руководителя среди родителей зависит не столько от непосредственных контактов с ним, сколько от отзывов и суждении, которые высказывают о нем дети дома.


Стремясь с первой встречи вызвать интерес ребят к учебе и школьной жизни, классный руководитель должен помнить, что чувства и мысли детей, их желания и увлечения, симпатии и антипатии всегда обусловлены уровнем развития общества, временем, в котором мы живем. Без учета этой важной закономерности нельзя создать яркой перспективы в воспитательной работе со школьниками. То, что могло увлечь детей вчера, может оказаться неинтересным и, следовательно, недейственным сегодня. Так, например, было время, когда посещение кино представлялось детям чем-то необычным. На этом можно было «сыграть» – добиться, скажем, улучшения дисциплины в классе. В настоящее время, когда в каждом доме есть телевизор, сделать коллективное посещение кино перспективно значимым, заставляющим лучше учиться или вести себя, дело куда более сложное, нежели в прошлом.


Очень важно также помнить, что подростки любят дела настоящие. Если с самого начала они увидят, что их ждут вместо настоящих путешествий только умозрительные по карте, вместо живых конкретных дел – разучивание литмонтажей и речевок, вместо встреч с интересными людьми только нотации и назидания, то вряд ли возникнет у них желаемый для воспитателя энтузиазм. Подростки хотят казаться взрослыми. Это их желание можно удовлетворить, только организуя настоящие дела. О таких делах и надо говорить с первой встречи с ними. Говорить, чтобы потом делать, иначе хорошее отношение к классному руководителю исчезнет и вместо него появится неуважение и даже пренебрежение к нему. Так получилось, например, в одной из школ. Классная руководительница, как говорили ребята, «наобещала» им и прогулки на лоно природы, и встречи с интересными людьми, и посадку на зимних каникулах в Москву, и многое другое, но ничего из обещанного не было сделано. Причем позже классная руководительница в беседах с детьми оправдывала это тем, что некоторые ребята получали двойки и замечания на уроках. Иными словами, намеченные в начале учебного года интересные дела в классе она рассматривала не как средство воспитания или перевоспитания учащихся, а... как плату за учебу, по порочному правилу: «будете хорошо учиться – пойдем на прогулку, не будете – не пойдем». Такого рода отношения с детьми чаще всего являются маскировкой для нерадивого воспитателя, они, как правило, вызывают раздражение ребят, пагубно влияют на их поведение.


Таким образом, с первого шага в работе с детьми следует создавать мобилизующую и сплачивающую обстановку, стараясь помочь детям ясно увидеть их цели и задачи. Важно, чтобы уже с первой встречи классный руководитель стремился завоевать авторитет у учащихся, вызвать симпатии по отношению к себе. А симпатии к классному руководителю возникают лишь тогда, когда дети чувствуют, что с ним будет интересно.



Цель:

Настроить класс на дружелюбную волну, установить доброжелательные отношения между учащимися, сформировать поведение и манеры корректного обращения друг к другу;

Выявить некоторые черты характера учащихся;

Определить лидеров в классе.

Подготовка

Необходимо заранее приготовить для каждого ученика двойной листок бумаги в клетку, три пачки фломастеров с шестью цветами (красным, зеленым, синим, желтым, черным, коричневым).

Написать названия команд (крупно): «ВЕСЕЛЫЕ», «СПОКОЙНЫЕ» и «НАХОДЧИВЫЕ» (буквы должны быть одинакового размера, а названия желательно написать разными фломастерами).

Первый гейм «Цветовая волна»

(Тест «Наше настроение»)

Учитель раздает листочки, фломастеры и предлагает ребятам начертить два квадрата, раскрасив первый из них любым цветом.

Результат

Этот простой тест выявляет настроение класса «до» и «после» знакомства, показывает эмоциональное состояние ребят.

Данные цвета примерно соответствуют следующим эмоционально-энергетическим состояниям:

красный — энергичный;

желтый — радостный;

синий — спокойный;

зеленый — скучающий;

коричневый — замкнутый;

черный — мрачный.

Второй гейм «Где я?»

(Мини-тест)

Учитель просит ребят нарисовать на втором листочке бумаги два круга и разместить в них несколько более мелких концентрических окружностей. Около первого круга написать слово «хочу», а около второго — «есть». Затем ребятам необходимо поставить точку или крестик на обоих рисунках.

Результат

Например, если в рисунке «хочу» крестик расположен в центре, то ребенок стремится к лидерству, а в рисунке «есть» крестик достаточно далеко от центра, то это показывает, что он ограничен в своих действиях и стремлении к лидерству, т.е. его желание быть лидером не соответствует действительности.

Этот тест поможет учителю проанализировать лидерские возможности и склонности учащихся на протяжении года. Бывают случаи, когда достаточно активный, ответственный ученик выполняет «работу» лидера не по желанию, а по принуждению; или у него внутренний комплекс скованности, который он желает преодолеть, выполняя роль лидера, а она в принципе ему не присуща, и т. д.

Третий гейм «Запомним имена» (Индивидуальная игра)

Для человека нет ничего более приятного, чем звук собственного имени.

Д. Карнеги

Учитель предлагает учащимся сесть в круг лицом друг к другу и подумать, что в характере каждого из них является самым существенным: выдержка, спокойствие, веселый нрав, надежность и т. д., или придумать какой-либо ассоциативный эпитет к своему характеру, например, светлый, солнечный, ажурный, дождливый и т. д. Затем участники игры по кругу друг за другом называют свое имя и характерный признак. Следующий ученик должен повторить имя предыдущего участника, затем назвать свое имя и признак. И так далее по кругу до конца.

Результат

Такая игра вначале идет немного скованно, так как не все ученики быстро запоминают имена своих одноклассников. Но постепенно, помогая друг другу, они втягиваются в игру. Таким образом достигается цель занятия — наладить доброжелательный контакт между детьми.

Четвертый гейм «Прочти и постройся»

(Командная игра)

Учитель раздает участникам игры карточки, на которых крупными буквами написаны названия команд: «ВЕСЕЛЫЕ», «СПОКОЙНЫЕ», «НАХОДЧИВЫЕ». Буквы собраны в стопку и перепутаны.

Задача каждой команды — узнать слово и построиться, держа в руках по букве так, чтобы можно было прочесть название команды. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и без ошибок.

Результат

Эта игра обычно проходит весело и оживленно. В ходе игры проявляются взаимопонимание, слаженность действий, выявляются лидеры.

Можно придумать и другие названия командам.

Пятый гейм «Обмен приветствиями и комплиментами»

Обмен приветствиями — это обмен человеческим теплом, если мы искренне выражаем свои чувства и естественны в своем поведении.

Участникам команд предлагается придумать общее приветствие другим командам и несколько комплиментов.

Результат

После предыдущих геймов настроение у ребят обычно повышается. Они уже хорошо взаимодействуют друг с другом, более свободно могут координировать свои действия. Приветствия могут быть в виде рукопожатия, изысканного реверанса, русского поклона, восторженного восклицания и т.д.

Шестой гейм «Цветовая волна»

Учитель просит ребят раскрасить второй квадрат на листочке, который был дан в начале занятия. Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты...»

Заключение

Собрав листочки, классный руководитель делает предварительный анализ: если на рисунках больше «теплых» цветов (красного, желтого), то знакомство и общение прошли в хорошей, радушной обстановке. А сравнение нескольких рисунков «до» и «после» занятия показывает, как повысилось настроение у ребят в результате игровых ситуаций.

Впрочем, независимо от результатов учитель отмечает, что занятие прошло в неформальной обстановке, и надеется, что в дальнейшем ребята сохранят теплые, дружеские отношения между собой.

Информация к размышлению . В последующей работе классный руководитель постарается проанализировать характер каждого учащегося. Оценить место ученика в коллективе, сделать качественную оценку поведения ребенка среди сверстников поможет предложенная нестандартная классификация «лидеров» и «аутсайдеров».

Примерная классификация различных типов «лидеров» и «аутсайдеров»

Типы «лидеров»

«Лидер поневоле»

Это лидер, назначенный классным руководителем без учета реальных способностей ребенка. При этом в зависимости от свойств личности «лидера поневоле» его отношения с одноклассниками могут сложиться по-разному:

Ребенок не умеет и не любит командовать, ему чужда формальная власть. Как правило, такие дети стремятся достичь поставленных перед ними целей при помощи просьб или уговоров сверстников, часто предпочитая солидарность с ними, а не с учителем;

Лидеру, назначенному учителем, начинает нравиться, что одноклассники вынуждены подчиняться ему. Эта ситуация пагубна для ребенка, для формирования его характера и дальнейшей жизни. Повзрослев, одноклассники будут относиться к нему враждебно, и ему будет трудно найти друзей среди своих бывших «подчиненных».

«Правая рука»

Это тип лидера, внешне близкий к предыдущему. Однако в отличие от него «правая рука» учителя — обычный ученик, у которого действительно есть определенные организаторские способности. Иногда из таких детей получаются «бессменные общественники».

«Обладатель собственного мнения»

Эта роль не всегда лидерская. Почти в каждом классе есть мальчик или девочка, а иногда и несколько ребят, которые независимо от того, уместно это или нет, выражают свое собственное мнение, в том числе идущее вразрез с мнением класса или учителя. Обычно это дети с развитым чувством собственного достоинства, которые являются выразителями как бы подавленного мнения коллектива. Они могут быть устойчивыми лидерами в небольших группах, но плохо приспособлены к лидерству в больших коллективах.

«Поборник справедливости»

Эта роль очень близка к предыдущей, но отличается тем, что чаще принимает уродливые формы. «Поборник справедливости» может быть завзятым ябедой и считать доносительство своеобразной формой борьбы за справедливость.

«Террорист»

Такого подростка можно обнаружить в любом классе. Разумеется, такая роль только условно может быть названа лидерской. Как правило, он не пользуется уважением и авторитетом у сверстников. Однако он может заставить коллектив бояться себя, и потому можно говорить о его определенной власти над одноклассниками. Люди с высоким интеллектом, коммуникабельные, хорошо адаптированные к школе такими лидерами, как правило, не бывают. Чаще всего это мальчики, не обладающие никакими иными способами повышения самооценки, кроме физического насилия над другими.

«Частичный лидер»

Это наиболее распространенная лидерская роль в детских и подростковых группах. Обычно это дети, чья компетентность признается в определенной области и небольшой группой детей. В каждой группе в зависимости от интересов и свойств характера ее членов выделяется свой лидер, иногда их бывает несколько.

«Несостоявшиеся лидеры»

Существует несколько типичных ролей, исполнители которых не имеют устойчивых позиций в детском коллективе.

«Фаворит»

Эта роль в чистом виде встречается в младших классах: «любимчик» учителя, обладающий такими качествами, как послушание, аккуратность и обаяние. Используется учителем как постоянный помощник. Является притягательной фигурой для других детей, которым кажется, что дружба с ним приблизит их к учителю. С возрастом позиция несколько меняется.

«Пример для класса»

Добросовестен и послушен, что бывает результатом слишком высоких требований, в первую очередь родительских, и соответственно высокой тревожности у самого ученика. Такое отношение к себе ставит ребенка в слишком тесную зависимость от отношения к нему окружающих — сначала взрослых, а потом и сверстников. Такой ребенок трудно переносит даже незначительные огорчения, а серьезные затруднения могут вызвать у него стресс и даже невротическое заболевание.

«Шестерка»

Так называют слабого ребенка, который чаще всего состоит при «террористе». «Шестерка» обычно невысокого мнения о своих силах и способностях. Перед взрослыми он чувствует свою незащищенность и интуитивно ищет себе покровителя. Но, ощутив себя защищенным, опекаемым, нередко начинает отыгрываться на одноклассниках за все предыдущие обиды, задирается, становится грубым и наглым. За покровительство он платит безусловным обожанием и всевозможными мелкими услугами. Потеряв покровителя, утрачивает почву под ногами и легко становится «аутсайдером» («изгоем»).

«Пижон»

Эту роль обычно выполняет мальчик-подросток, который воспитывался несколько иначе, чем его сверстники. Не сумев найти общий язык с другими ребятами в «игре по правилам», он вынужден вырабатывать своеобразную защитную реакцию. Ребенок интеллектуально развитый, самолюбивый, с высокими амбициями, но без необходимых навыков сотрудничества и общения часто вынужден играть роль «пижона».

«Принцесса»

Это женский вариант «пижона». Чаще это хорошенькая девочка, не по заслугам захваленная родителями и, возможно, исполнявшая роль «фаворитки» в начальных классах, а затем резко утратившая свои позиции. В подростковом возрасте такая девочка снова привлекает внимание одноклассников своими внешними данными, но у нее есть серьезный недостаток — уязвленное самолюбие. «Принцессой» может быть и девочка, живущая в достаточно холодной семейной атмосфере и стремящаяся привлечь к себе внимание, используя свою эффектную внешность. Но далеко не всякая привлекательная девушка является такой «принцессой».

«Силач»

Мальчикs наделенный большой физической силой, и, как правило, ее культивирующий. Но преимуществом сильного он пользуется только в крайних случаях, не задирается и не лезет первым в драку. Он скорее обороняется, чем нападает. Уверенный в себе «силач» никогда не мельтешит, действует неторопливо, с чувством собственного достоинства.

«Гад»

Он мстит окружающим за несправедливость судьбы: доносит, сплетничает, стравливает более простодушных одноклассников. Он делает гадости исподтишка, тайно наслаждаясь произведенным результатом, и может даже выразить пострадавшему соболезнование. Свою мстительность он обычно скрывает, проявляет ее только в условиях полной безнаказанности по отношению к более слабому, беззащитному, а также в случаях, когда о его поступках никто не знает или когда ответственность можно переложить на другого. В основе такого поведения детей нередко лежат психологические проблемы их родителей, перешедшие к ребенку. С одной стороны, ощущение собственной ущербности, а с другой — мизантропия (в том, что мне плохо, виноваты окружающие).

«Большинство»

Обычно эти дети не имеют ярко выраженных склонностей и способностей, предпочитая игры и гулянье интеллектуальным занятиям, а фильмы про войну — посещению музеев. Как правило, они выбирают себе в друзья не отличников и не самых благовоспитанных ребят.

«Камчатка»

Этим словом, обозначающим географическую удаленность, обычно называют детей, сидящих за последней партой и выпадающих из «большинства» как бы за нижнюю черту. В психологическом смысле это могут быть не только троечники, но и отличники, не только «неслухи», но и чрезмерно послушные, не только агрессивные, но и слишком подвижные или, наоборот, тихони.

Типы «аутсайдеров»

«Жиртрест»

Полные дети. Осознание ими своей полноты как дефекта приводит к развитию черт характера, типичных для низкой или неустойчивой самооценки.

«Недоумок»

Этот ребенок — жертва критики учителя, который имел несчастье быть избранным вечным «козлом отпущения». Под влиянием грубой, беспощадной критики учителем умственных способностей ребенка и у одноклассников формируется представление о нем как о существе, ни на что не годном,

«Девчонка»

Это астенический, кроткий мальчик, отвечающий на все обиды слезами. Рядом с ним любой ребенок чувствует себя сильным и умелым. На нем самоутверждаются все, даже «камчатка»,

«Прихлебатель»

Обычно он не имеет покровителя, заискивает иногда до подобострастия сразу перед многими более сильными ребятами. Те обычно его терпят, но презирают.

«Клоун»

Такой ребенок пытается хотя бы на время привлечь к себе внимание одноклассников. В ход идет все: кривлянье, шутки, иногда злые. Он готов получить любое наказание, плохую отметку, если это вызывает одобрительный смех одноклассников. Там, где другой почувствовал бы себя оскорбленным, он готов смеяться. Такой ребенок может производить впечатление человека, совершенно лишенного чувства собственного достоинства. Однако это не так. Его шутовство и фиглярство — часто отчаянная, тщетная попытка вернуть себе уважение и самоуважение. Он как бы не замечает унижения, обращая внимание лишь на улыбки, смех, которые принимает за выражение благожелательности.

«Псих»

Такой ребенок подвержен эмоциональным взрывам при малейшей обиде или несправедливости (действительной или мнимой). Он тут же разражается бранью, угрозами или злыми слезами, а нередко лезет в драку, причем дерется безрассудно и жестоко, наносит удары куда попало, а сам словно не чувствует боли. Эта реакция наблюдается у многих мальчиков, а нередко и девочек в особо острых ситуациях. Такой ребенок обладает повышенной психологической ранимостью, обостренным чувством ущемленного достоинства, а его стремление во всяком человеке видеть потенциального обидчика часто обусловлено опытом недоброжелательного к нему отношения.

Для таких детей характерно чувство постоянной готовности к обороне. Это может быть вызвано неблагополучной домашней обстановкой, агрессивным поведением родителей, побоями. Эти дети нуждаются в консультации, а может быть, и лечении у психоневролога.

Классный час. «День рождения класса».

День знаний – 1 сентября, 5 А класс.

Классный руководитель: Бутенко ТН

Цели:

    познакомиться с детьми;

    формировать у детей положительную оценку своего классного коллектива;

    установить благоприятный психологический микроклимат в классе.

Форма: игра «День рождения класса».

Оборудование:

а) воздушные шары;

б) плакат «Как здорово, что все мы тут сегодня собрались»;

в) большой цветок из ватмана (цветик-семицветик) с разноцветными лепестками,

на которые дети будут прикреплять листочки с пожеланиями на день рождения

класса;

г) большой ключ из картона;

д) маленькие полоски бумаги для записок-пожеланий (в одно предложение);

е) музыкальные записи - детские песни о школе.

Оформление класса:

На доске прикрепить пословицы об учебе, стихи – поздравления;

На классной доске написать: « 1 сентября», тему дня Знаний;

В центре доски прикрепить цветик-семицветик из ватмана; (если можно, закрыть

эту часть доски.

План классного часа

1. Вступительное слово.

2. Игра «День рождения класса»:

а) игра «Мое имя»;

б) игра «Характеристика класса»;

в) игра «Веселые уроки»;

г) игра «Перемена»;

д) игра «Загадай желание».

3. Подведение итогов (рефлексия).


В ожидании детей.

Ход классного часа

I. Вступительное слово

Классный руководитель . Дорогие ребята! Поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы перешагнули порог старшей школы и стали учениками 5 класса. А я, перешагнув школьный порог в этом учебном году, стала вашим классным руководителем. Меня зовут (Татьяна Николаевна Бутенко). Впереди у нас долгие годы совместной жизни. А сегодня мы празднуем день рождения нашего 5-А класса.

Я надеюсь, что этот 5 класс будет здоровым, дружным и сплоченным. Нас ждет много интересных дел. Но главное наше дело - это создать и сберечь наш коллектив, чтобы каждый чувствовал себя в нем уверенно, надежно и удобно.

В 5 классе вас ждут новые предметы, новые учителя. Не всегда будет легко, не все будет получаться. Но я хотела бы, чтобы каждый из вас понял и почувствовал, что он не один, что рядом друзья, что всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учителя.

Класс, в котором вы сейчас находитесь, - это наша классная комната. В ней будут проходить некоторые уроки, классные часы, праздники. На несколько лет эта классная комната станет для вас вашим школьным домом. Вот ключ от нашего школьного кабинета. Я хочу вручить его вам в знак того, что вы становитесь хозяевами этого уютного кабинета. А настоящий хозяин будет беречь школьное имущество, соблюдать чистоту и порядок.

Классный руководитель вручает ключ представителю класса.

Итак, вы перешагнули порог среднего звена, а я, перешагнув школьный порог, стала вашим классным руководителем. Я буду беречь классный коллектив и обещаю…Нет, не обещаю, а клянусь!

Коль в жизни я выбрала этот путь,

Клянусь с него никогда не свернуть!

А если (не дай Бог!) случится беда,

Ребят поддержу везде и всегда!

На путь доброты буду их наставлять!

Поменьше наказывать, а убеждать!

Глубокие знания детям давать,

Для этого свой кругозор расширять!

Класс и детей клянусь я любить,

И сделаю все, чтобы самыми лучшими в школе нам быть!

II . Игра «День рождения класса»

Игра «Мое имя»

Классный руководитель. Сегодня у нас день знакомства. А чтобы лучше узнать друг друга, давайте немного поиграем. Первая игра называется «Мое имя». Послушайте условия игры. Каждый участник, начиная с ведущего, т. е. с меня, должен встать, громко назвать свое имя и прибавить к нему прилагательное, которое отражает положительные качества его характера. Прилагательное должно начинаться с первой буквы имени. Например, Татьяна - трудолюбивая, Ольга - остроумная. Условия игры понятны? Тогда начинаем.

Классный руководитель называет свое имя, добавляет к нему прилагательное, тоже по очереди делают все ученики.

Татьяна - требовательная

Игра «Характеристика класса»

Классный руководитель. Наше знакомство продолжается. Давайте попробуем представить каким будет наш класс. Нужно дать ему характеристику, но с одним условием. Характеристика должна состоять из прилагательных, которые начинаются на все буквы алфавита. Отвечать могут все, кто поднял руку. Итак, какой он, наш 5-А?

Учитель называет букву алфавита, дети поднимают руки, называют прилагательные.

Примерные ответы детей:

А - аккуратный, активный.

Б - бережливый, бодрый.

В - внимательный, верный, веселый, волевой.

Г - гостеприимный.

Д - добрый, дружный, деловой.

Е - единственный, естественный.

Ж - жизнерадостный.

3 - задорный, здоровый, замечательный.

И - интересный, искренний.

К - культурный, красивый.

Л - любознательный, ловкий.

М - мирный, музыкальный, модный, мужественный.

Н - нормальный, нежный.

О - обязательный, отважный, отличный, ответственный.

П - положительный, приветливый, послушный, прекрасный, прилежный,

принципиальный, прогрессивный, передовой, пытливый.

Р - радостный, решительный.

С - самостоятельный, свободный, сердечный, серьезный, современный,

спокойный, сильный, скромный, смешной, строгий.

Т - трудолюбивый, талантливый, творческий, толковый, толерантный.

У - умный, успешный, удивительный, уважительный, уверенный,

увлеченный, упорный, уравновешенный.

Ф - фантастический, филологический, футбольный.

X - храбрый, хороший, хозяйственный.

Ц - целеустремленный, цивилизованный.

Ч - честный, чуткий, человечный, чистоплотный.

Ш-широкий.

Щ - щедрый.

Э - энергичный, эрудированный, элегантный, эмоциональный.

Ю-юный.

Я - ясный, яркий.

Игра «Веселые уроки»

Классный руководитель . Ну что ж, у нашего именинника много хороших качеств. Надеюсь, что в течение учебного года эти прекрасные качества не испарятся. А теперь проверим уровень знаний 5-А. Проведем «Веселые уроки» - так называется небольшой конкурс, который я хочу вам предложить. Слушаем вопросы и даем ответы.

А начнем с загадки-складки. Только отвечать всем вместе нужно - громко, весело и дружно.

Я - антоним к слову «лето»,

В шубу белую одета.

От мороза - без ума!

Потому что я... (зима).

Я антоним крика, стука,

Я дружу с любой наукой.

На уроке я нужна,

Называюсь... (тишина).

Сейчас мы совершим путешествие, но название городов в нашей стране Знаний, в которых мы побываем, зашифрованы в загадках.

Нужная наука, для ума гимнастика,

Нас научит думать … (математика).

Укрепит мускулатуру всем детишкам … (физкультура).

Чтоб найти таланты у вас вокальные,

Вам нужны уроки … (музыкальные).

Грамотным будет любой ученик,

Если он знает … (русский язык).

Мастерить, работать с увлечением –

Для этого нужно … (трудовое обучение).

Хочешь ездить по разным странам,

Нужно знать … (язык иностранный).

Картины, краски, высокие чувства –

Этому учит … (изобразительное искусство).

Книжки полюбим, повысим культуру

Мы на уроках … (литературы).

Знать и любить природу научит … (природоведение).

Далекое прошлое, древние территории –

Это изучает наука … (история).

Какие предметы вами изучались в начальной школе? С какими новыми названиями вы познакомились? Итак, наше путешествие закончилось. Мы только заглянули в страну Знаний,чтобы исследовать каждый город подробно, у вас впереди целый учебный год.

Игра «Перемена»

Классный руководитель. «Веселые уроки» закончились.

Ну что ж, 5-А на все вопросы ответил правильно, а значит, по всем предметам получил пятерки. Ну а после уроков наступает что?

Дети (хором). Перемена!

Классный руководитель. На перемене дети должны двигаться, отдыхать. Мы будем отдыхать и двигаться под музыку. Заодно проверим внимание 5-А.

Выйдите из-за парт и встаньте в проходе между рядами. Вы будете танцевать под музыку и делать простые движения. Движения вам буду задавать я. На словах «солнце светит в вышине» поднимаем руки вверх, на словах «рыбы плавают в глубине» - опускаем руки вниз, на словах «ласточка машет нам крылом» - машем вытянутыми перед собой руками, на словах «листики кружатся за окном» - кружимся. Давайте потренируемся без музыки.

Солнце светит в вышине. (Дети поднимают руки.)

Рыбы плавают в глубине. (Дети опускают руки.)

Ласточка машет нам крылом. (Дети машут вытянутыми перед

собой руками).

Листики кружатся за окном. (Дети кружатся.)

А теперь попробуем самостоятельно.

Включается музыка, дети выполняют движения по командам учителя.

Учитель читает строки стихотворения в произвольном порядке. Дети выполняют соответствующие движения, ошибаются, смеются.

Игра «Загадай желание»

Классный руководитель. Все, переменка закончилась. Танец мне очень понравился. 5-А оказался внимательным, старательным и привлекательным. А теперь самая приятная часть нашего классного часа. Ведь у нас сегодня день рождения. А в день рождения нужно делать подарки. Вот я и приготовила для 5-А подарок. (Открывает доску, на которой прикреплен цветик-семицветик.)

Я хочу подарить своему 5-А этот волшебный цветок - цветик-семицветик. Если на его лепестки прикрепить свои пожелания, то все задуманное обязательно сбудется. У вас на партах лежат листочки бумаги. Вам дается 3 минуты, чтобы придумать и записать свое пожелание. Только оно должно продолжить фразу: «В 5 классе я хочу...»

И еще один секрет. Цветик-семицветик исполняет не все желания, а только те, которые ты сам стараешься исполнить. Внимание, задумайте желание и запишите его на листочке бумаги!

Включается музыка. Дети записывают желания на листках бумаги. Учитель тоже записывает свое желание на листочке бумаги. («Я хочу, чтобы мой 5-А стал самым дружным классом в школе», «Я хочу, чтобы мои пятиклассники стали умными, добрыми, дружными и красивыми» и т. п.)

А теперь остается только прикрепить наши желания к лепесткам волшебного цветка и ждать. В конце учебного года мы проверим, чьи мечты цветик-семицветик исполнил, а чьи остались только на бумаге. Но вы не забыли, какие желания исполняет наш волшебный цветок? Только те, которые ты сам всеми силами стараешься осуществить.

Приглашаю вас к доске.

Включается музыка. Дети по рядам выходят к доске, прикрепляют записки к лепесткам. Классный руководитель тоже прикрепляет свою записку.

Не все подарки еще получены. Я хочу чтобы вы аплодисментами поздравили ребят, которые летом стали еще старше на год. Это:……

А еще вас ждут диски – подарки вашего предыдущего классного руководителя, Галины Ивановны……

Ну вот и подошел к концу наш первый классный час. Я еще раз поздравляю вас с днем рождения коллектива. Думаю, что все наши пожелания исполнятся, потому что мы не одни, потому что рядом с нами друзья.

III. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, как вы считаете, удачно прошел сегодня день рождения нашего класса?

Что вам особенно понравилось?

Что не понравилось?

Надо ли еще проводить такие классные часы?

А мы вот какие! 5А класс МБОУ СОШ №46

г.Хабаровск

Инструкция

Можно использовать вполне простой и традиционный способ: представьтесь ученикам, обязательно напишите на доске свои имя, фамилию и отчество. Затем дружелюбно расскажите о своем предмете, о том, что вы будете проходить с ними в этом году и какие материалы помимо учебников и тетрадей понадобятся ученикам. На первом уроке ни в коем случае нельзя запугивать учеников слишком строгими правилами или выставлять свой предмет в лучшем свете, чем предметы коллег. Если ребят в классе много и запомнить имена пока не получится, в начале урока выдайте каждому по карточке, попросите крупно и разборчиво написать свое имя на ней и поставить перед собой на парту.

Используйте анкету для знакомства. После основного представления можно раздать распечатанные анкеты, чтобы ученики вписали туда свои имя и фамилию, данные о родителях, увлечениях, домашнем адресе. Этот способ особенно подходит для нового классного руководителя и для учеников средней школы. Способ знакомства довольно формальный, но зато у вас на руках сразу же окажется вся информация о подопечных.

Рассказ о себе. Учитель сам может начать рассказывать о себе классу, о , хобби, семье. Затем очередь переходит к ученикам. Ваша откровенность вызовет и их искренность. Для того чтобы ученики не терялись, на доску выписываются основные вопросы: «Как тебя зовут», «Какие предметы нравятся в школе и почему», «Кроме учебы я занимаюсь…» Можно провести подготовленный классный час о себе или своих хобби, на который ученики и учитель приносят интересные фотографии из своей жизни и делятся своими увлечениями.

Вы можете предложить своим ученикам самостоятельно рассказать историю об учителе, даже если дети впервые видят вас перед собой. Для этого выпишите на доску слова, которые связаны с вами, например: «Дети», «Русский язык», «Самара», «Собака», «Книги». Теперь предложите нескольким ученикам по этим словам рассказать историю об учителе. Эти истории будут чем-то различаться между собой, но ученикам уже будет понятно, что ваш предмет – русский язык, вы любите детей, родом вы из Самары, у вас есть собака, а вечерами вы читаете книги. Необычная форма представления сделает урок интереснее, теперь и сами ребята смогут разговориться и рассказать о себе.

Номинации. Для учеников 1-7 классов можно устроить небольшую игру, в которой они сами расскажут о себе, да еще и повеселятся. На доске выписывается несколько номинаций: «Самый умный», «Самый воспитанный», «Самый заботливый», «Самый большой непоседа», «Самый красивый» и т.д. Вариантов номинаций масса, чем более забавными они будут, тем веселее пройдет игра. Затем каждому ученику ребята присваивают свою номинацию. Нужно избегать обидных для детей номинаций, чтобы ваш первый урок в классе не воспринимался никем как нечто неприятное.

Еще одним занимательным способом познакомиться с классом будет шуточная игра. Особенно она подходит для 1-5 классов. Учитель задает вопросы, а те ребята, которые могут ответить на него положительно, должны помахать или похлопать учителю в ответ. Варианты вопросов и приветствий: «Здравствуйте, девочки!», «Доброе утро, мальчики!», «Кто из вас самый умный?», «Кто любит сладкое?», «Кто здесь самый красивый?», «У кого есть ?». Проходит игра обычно весело, но учителю нужно создавать веселый настрой изначально.

Еще одна игра для быстрого знакомства с классом называется «Снежный ком», она хорошо подходит для классов, где ребята еще пока незнакомы друг с другом. Ее отлично проводят в том числе и на языке, в различных кружках и студиях. Первый ученик должен назвать свое имя и сказать еще какое-то свое качество или увлечение, например, «Петя, играть в футбол». Второй ученик повторяет, указывая на первого: «Петя, любит играть в футбол», а затем называет свое имя и увлечение. Третий повторяет имена и хобби двоих учеников и называет свои. Игра проходит весело, к последнему ученику знакомится уже весь и выучивает имена друг друга.

Классный час – это в своем роде дополнительный урок, свободный для посещения и предполагающий получение дополнительных знаний. Чтобы классный час прошел результативно, следует его правильно организовать. Для этого не лишним будет ознакомиться с рядом рекомендаций.

Инструкция

Обычно классный час проходит раз в неделю. В течение недели необходимо накопить вопросы к ученикам, которые следует решить в спокойной обстановке. Эти вопросы можно записать в отдельной тетрадке и проранжировать их по степени важности.

За неделю следует пообщаться со всеми учителями, которые ведут уроки у вашего . Обсудить с ними: какие трудности возникают у ребят, какое в целом поведение класса и можно ли дружным назвать их . По итогам разговора также стоит записать ответы в тетрадь для классного час а.

Как только начался классный час , необходимо вслух обозначить все вопросы, которые следует решить за отведенное время. Вопросы должны касаться не только организационной час ти и успеваемости по предметам. Стоит уделить должное внимание и неформальным в коллективе ребят. Ведь – это маленькая семья, с которой видишься большую час ть времени. Поэтому в коллективе должна царить доброжелательная атмосфера. Если ее нет, то необходимо выявить и разобраться. Для этого помогут специальные тесты, которые можно позаимствовать у школьного психолога. Результаты теста помогут выявить причину разрозненности в и эффективно поработать над устранением этой проблемы.

Классный час лучше проводить в форме дружелюбной беседы, в рамках которой каждый ученик сможет высказать свое мнение, не опасаясь оценки и своих товарищей. Целью классного час а является сплочение во имя добросовестного исполнения школьных дел и воцарения в классе атмосферы доброжелательности и сплоченности.

Когда девочка хочет познакомиться с понравившимся мальчиком в школе, она нередко усложняет задачу, изобретая какие-то изощренные методы. При этом она не берет в расчет то, что она периодически с ним сталкивается, у них есть общие друзья и преподаватели. А ведь это означает, что ничего особенного придумывать и не нужно. Требуется только выбрать подходящий момент для знакомства, чтобы сразу произвести на мальчика приятное впечатление.

Инструкция

Прежде всего следует получить больше информации о , который вам нравится. Знаете кого-то из его класса? Прекрасно! Незаметно разузнайте у его знакомых сведения о его хобби, увлечениях, любимых местах отдыха, что ему нравится, а что нет. Возможно, у вас обнаружится одинаковый музыкальный вкус или его хобби совпадает с вашим. На выручку могут прийти и популярные социальные сети, где можно найти много информации о вкусах и увлечениях объекта обожания. Теперь, когда у вас есть подробное досье, начинайте действовать.

Например, из разговоров с вашими одноклассниками вы узнали, что понравившийся вам мальчик легко решает задачки по или физике. Тогда подойдите к нему на перемене, улыбнитесь и скажите что-то вроде: «Никак не могу справится с домашкой, а Маша Кудрявцева мне сказала, что ты в математике настоящий спец. Поможешь решить?»

Таким образом вы убьете сразу двух зайцев: познакомитесь и сделаете ему скрытый комплимент. Скорее всего, он воспользуется возможностью укрепить свою школьную репутацию умного . Однако постарайтесь выбрать не слишком сложную задачку, чтобы мальчик с ней наверняка справился.

Или же вы узнали, что он не пропускает почти ни одной киноновинки. Тогда вы можете со спокойной душой пригласить его в кино, застенчиво сославшись на то, что ваша подружка заболела и у вас остался лишний билет. Конечно, вам понадобится набраться смелости, чтобы так лихо познакомиться с в , но такой способ очень эффективен.

Если вы стесняетесь так явно проявить свою симпатию к , попробуйте устроить в выходные у себя дома вечеринку. Разумеется, для этого нужно заранее обсудить эту возможность с родителями и тщательно подготовиться. Пригласите как можно больше своих знакомых, скажите друзьям мальчика, чтобы они и его взяли с собой, всем будет весело! Это приглашение не бросится в глаза, так как гостей будет много, и вы не попадете в неловкое положение.

Начало знакомства с учениками: поведение учителя

Конечно, учитель не может сразу запомнить имена и фамилии всех ребят, но в любом случае он обязательно должен представиться сам, чтобы дети знали, как к нему обращаться. Преподавателю стоит не только назвать фамилию, имя и отчество, но также записать их на доске. Во-первых, это поможет детям быстрее и легче запомнить, как зовут их нового учителя. Во-вторых, если кто-то из ребят не расслышал имя или отчество с первого раза, ему достаточно будет просто взглянуть на доску.

Учителю уместно будет рассказать немного о себе: о своем опыте работы, увлечениях, принципах выставления оценок. Хорошо, если дети сразу увидят в своем преподавателя человека, проникнутся к нему симпатией, а также поймут, каких проступков и оплошностей он не будет терпеть, узнают, как вести себя на уроке. Можно разрешить ученикам самим задавать вопросы – это будет способствовать доверительному общению.

Чтобы больше узнать о детях, учитель может попросить их заполнить анкеты. Не стоит превращать знакомство в скучное мероприятие. Лучше сделайте анкету короткой и интересной. Пусть дети укажут свои фамилии и имена, вкратце сообщат о своих увлечениях, о том, что их интересует и волнует, о том, какие школьные предметы они любят. Полезно будет узнать, что у каждого ребенка получается лучше всего и какие поручения в классной жизни ему нравятся.

Общение с учениками на первом уроке

Конечно, анкета позволит вам получить ценные сведения о каждом ребенке, однако этого будет недостаточно. Чтобы наладить общение с детьми, желательно поговорить с ними, позволив всем ученикам хоть немного высказаться или ответить хотя бы на один вопрос. Если времени мало, можно задавать вопросы всему классу и просить детей поднимать руки, если они хотят ответить «да». Например, уместно спросить, любят ли ребята ходить в школу, есть ли у них братья или сестры, нравится ли им математика или литература. Такие опросы особенно уместны при знакомстве с учениками младших и средних классов.

Если речь идет о дружном, не проблемном классе, можно попросить каждого из ребят коротко рассказать о себе при всем классе. Это особенно уместно, если вы хотите провести классный час и сразу распределить обязанности, выбрать старосту, активистов коллектива. Такое общение с ребятами поможет вам быстрее определить, какие школьные дела интересуют каждого из них, а также выбрать для всех учеников самые подходящие роли.

Начало нового учебного года или семестра, знакомство с новой группой или первое занятие со старой после долгого перерыва – события одновременно волнующие и пугающие. Сколько бы лет вы ни преподавали, испытывать чувство «бабочек в животе» перед 1 сентября — дело хорошее и похвальное, потому что это означает лишь одно — you DO care ☺.

Каждому знакомству с новой группой предшествует огромное количество вопросов: какие ученики будут в моем классе, какие у них интересы, что они любят, почему учат английский, и, конечно же, понравлюсь ли я им?!

Уверена, что любой преподаватель хочет на первом занятии попасть на одну волну со студентами, расположить их к себе и произвести хорошее впечатление.

Атмосфера

1. Music connects people . Перед уроком создайте благоприятную атмосферу с помощью….музыки!

Для студентов знакомство с новым преподавателем тоже стресс. Переступить порог пустой и тихой классной комнаты в ожидании нового, незнакомого преподавателя (а вдруг он окажется злым и страшным серым волком?:) действительно nerve-racking . Если же перед самым уроком вы включите приятную, радостную, негромкую музыку на английском языке, это поможет снять напряжение и разрядить обстановку

2. Преобразите классную комнату. Было бы здорово украсить аудиторию постерами, цепляющими и вдохновляющими цитатами на английском языке, смешными картинками — другими словами всем, что будет занимательно и полезно вашим студентам. Будьте уверены, они с большим интересом будут разглядывать и обсуждать эти плакаты.

3. Smile and positive attitude. Не забывайте улыбаться, будьте спокойными и расслабленными. Сегодня тот редкий случай, когда вам не нужно вводить новую грамматику и объяснять разницу между Present Perfect и Past Simple.

Just have fun and get to know your students

Цель первого урока

Основная цель любого первого урока – знакомство преподавателя с группой, установление того самого первого контакта, а также знакомство студентов друг с другом.

Разрабатывая материалы для 1-го урока, имейте в виду следующие моменты:

— откажитесь от грамматических упражнений – оставьте повторение грамматики на следующий раз;

— выбирайте activities коммуникативного характера, направленные на разговор, обмен мнениями, общение;

— чередуйте индивидуальные, групповые и задания в парах.

Начало урока

— Hello, my name is Nana and I will be your teacher this term. And what is your name?

— My name is…

-Nice you meet you, …! How are you today?

-…

Подойдите к каждому ученику, улыбнитесь, поприветствуйте его/ ее и спросите, как его/ее зовут, как дела. Уделите каждому хотя бы чуточку внимания☺

Nametags

Естественно, вы не сможете сразу запомнить, кого как зовут. Так же и ваши студенты. Поэтому попросите своих учеников написать их имена на заранее подготовленных вами карточках.


Nametags вам пригодятся не только для того, чтобы запомнить, кто есть кто. Это отличный инструмент для формирования групп и пар.


Идеи для 1-го урока в новой группе

Вам с учениками нужно узнать друг друга поближе, не так ли? Хотелось бы это сделать интересно и креативно, поэтому ловите следующие задания:

# 1. Знакомство

Заранее подготовьте листы бумаги с нарисованной звездой.

Попросите своих студентов написать свое имя в центре звезды. У каждого окончания звезды ученики должны написать интересный/необычный/смешной факт о себе.

Выполните это задание вместе с вашими учениками — им будет приятно узнать что-нибудь об их преподавателе☺

Если вы работаете с детками, дайте им задание не написать, а нарисовать то, что они любят (предмет, хобби и т.д.)

# 2. Расскажи о себе

Попросите каждого из учеников написать свое полное имя на английском языке , затем на каждую букву своего имени придумать слово, которое каким-либо образом его/ее характеризует.

Например, мое полное имя Наринэ:

N — nice

A – apple (cause it´s my least favourite fruit)

R – runner (i am into running)

I — introvert

N – Nizhny Novgorod (my hometown)

E – English teacher

# 3. Get to know each other

Разделите класс на пары. Для этого поместите карточки с именами в одно место (например, в коробку), перемешайте и не глядя тяните по 2 карточки. Те, кого вы вытянули, будут работать вместе.

За определенное время каждая пара должна будет узнать друг о друге как можно больше информации (можно кратко обозначить темы, о которых они могу говорить). Затем каждый студент должен представить своего напарника новой группе.

# 4. Truth or lie

Пришло время узнать, как ваши студенты провели летние каникулы. Для этого задания вам понадобятся небольшие листочки бумаги, на которых будет написано “truth” или “lie”. Каждый ученик тянет листочек и кратко рассказывает, как провел лето — в зависимости от того, что написано на карточке, ученик говорит либо правду, либо выдумку.

Остальные задают дополнительные вопросы, чтобы угадать говорит ли он/она правду или нет.

# 5. Final part

Думаю, что под конец будет здорово, если ученики возьмут инициативу в свои руки и примут участие в организации своего учебного процесса.

Для этого разделите класс на группы. Каждой группе выделите ватман, карандаши, фломастеры, то есть все что нужно для творчества. Попросите их придумать и написать правила поведения в классе (for example: listen to others ), их обязанности (for example: clean up the space after the class is over ), поставить цели, которые они бы хотели достичь (by the end of this term I will… ). Затем попросите их презентовать свои работы, после чего выделите для каждой работы свое почетное место в классе.

В конце урока обязательно поблагодарите ваших студентов за активность, похвалите их, спросите, есть ли у них вопросы и т.д. Не забудьте похвалить и наградить себя за прекрасно проведенный первый урок — вы заслужили! И после такого отличного начала я уверена, что и весь учебный год пройдет не менее успешно!