Интонационная люлька определение. Обследование пациентов с нарушениями темпа речи. Электронные средства образовательного назначения

Второй этап - формирование специфически-утрированного “вхождения в речь”, путем использования особого ритмического рисунка “интонационной люльки” (для профилактики запинок в начале фразы).

Третий этап - формирование специфически-утрированного ритмического рисунка “интонационной люльки2 в любой фазе произнесения для профилактики возможных запинок.

Четвертый этап - формирование специфически-утрированного, слитно-протяжного произнесения соединительных союзов “и” и “да” в речевом потоке по модели “интонационной люльки” с целью достижения максимальной непрерывности речевого потока.

Пятый этап - формирование смычных согласных как аналогов щелевых, с использованием придыхания для профилактики судорожности губного и язычного отделов артикуляторного аппарата.

Шестой этап - формирование смешанного использования полного и разговорного стилей произношения в речевом потоке с целью максимального приближения ритмоинтонационной стороны речи заикающихся к естественному, разговорному стилю.

Седьмой этап - формирование навыков свободного, импровизированного использования полного стиля произношения в различных условиях речевой коммуникации, путем игрового моделирования ситуаций общения, а также проведения функциональных речевых тренировок в реальных жизненных ситуациях.

Автоматизация данных приемов на основе использования “эталонных текстов”, а также на игровых моделях речевых ситуаций.

1. Примерные темы рефератов.

· Значение темпо-ритма (психофизиологический и психолингвистический аспекты).

· Научные теории, связывающих лингвистические параметры языка (Н. П.Бехтерева, Н. И.Жинкин, М. М.Кольцова, М. И.Лохов, Л. В.Чистович и др.).

· Роль речевого ритма в поэзии и песнопении.

· Значение слога как основной единицы произнесения и восприятия речи.

· Роль ритма как “скелета слова”, в организации речевого потока в ЦНС, в процессах опознавания слов.

· Лингвистический аспект изучения темпо-ритма.

· Характеристики интонации в норме и при заикании.

· Темпоральные элементы речевой деятельности

· Особенности интонационной системы заикающихся.

· Метод К. С.Станиславского об искусстве овладения “темпо-ритмом” движения и речи при подготовке актеров.

· Использование разных интонационных стилей как основы логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся.

· Роль полного стиля произношения, описанного в трудах лингвиста Л. В.Щербы

· Обоснование использования полного стиля произношения как средства, исключающего редукцию произношения для восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся.

· Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо-ритмической стороны речи.

· Лингвистические и психологические параметры, возможности использования в процессе коммуникации каждого из них, специфика обучения. Методические рекомендации.

2. Составление дополнительного списка библиографии .

3. Групповая работа

А) Составление комплекса упражнений по развитию:

Дыхательных;

темпо-ритмических способностей логопата;

речевой саморегуляции.

Отбор упражнений для фрагментов занятий по развитию дыхания и голоса.

Анализ и самоанализ проведения фрагментов занятий для заикающихся.

Составление и моделирование фрагментов занятий для заикающихся.

Б) Разработка презентаций по темам:

Технологии формирования темпоритмическрй организации устной речи при заикании.

Психофизиологический и лингвистический аспекты изучения темпоритма. Характеристика интонации при заикании.

Средства для восстановления темпоритмоинтонационнойстороны речи. Формирование речевого дыхания, рациональной голосоподачи и голосоведения.

Развитие просодической тороны речи.

Формирование практических умений, направленных на выработку навыков речевой саморегуляции темпоритма заикающихся.

Автоматизация навыков речевой саморегуляции и введение их в речевую коммуникацию.

Приемы коррекции темпоритма заикающихся.

Система логопедической помощи заикающимся

Технология обследования детей, страдающих темпоритмическими нарушениями.

4. Отбор речевого материала для автоматизации (дифференциации) конкретных звуков.

5. Составление перспективного плана работы по коррекции звукопроизношения (с учетом структуры дефекта).

6. Составление индивидуального плана работы (по заданной тематике).

7. Анатомо-физиологические механизмы деятельности артикуляционного аппарата.

8. Особенности строения и функционирования дыхательной системы человека.

9. Технология обследования речевого дыхания.

10. Развитие подвижности мышц лица артикуляционного аппарата в онтогенезе.

11. Технология обследования подвижности мышц лица артикуляционного аппарата.

13. Технология проведения артикуляционной гимнастики в процессе логопедической работы. Требования к проведению артикуляционной гимнастики.

14. Психофизиологические основы формирования произносительных навыков в процессе коррекции недостатков звукопроизношения.

Тестирование

Итоговый модуль

· Дифференцированный зачет, тест

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Психологическая и психолингвистическая характеристика паралингвистических средств общения.

2. Анализ работ, посвященных проблеме изучения интонации.

3. Становление интонационной стороны речи в норме.

4. Характеристика механизмов восприятия и воспроизведение интонационных структур.

5. Изучение интонации как средства выражения эмоциональной стороны речи.

6. Изучение различных элементов интонации у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью.

7. Характеристика и анализ приемов и способов работы над интонацией, используемых в логопедии.

9. Значение темпо-ритма в развитии речи в норме (психофизиологический и психолингвистический аспекты).

а) Технические средства обучения

Новая страница в изучении патогенетических механизмов заикания была открыта в связи с описанием влияния задержки акустической речевой афферентации на плавность речи (Lee, 1951), которая в дальнейшем получила название “задержка обратной речевой связи” или “эффект Ли”. Этот эффект проявляется в том, что одновременное прослушивание через наушники собственной речи (с помощью специально сконструированной аппаратуры), которая подается с задержкой в 80-200 мс, вызывает запинки артикуляторных мышц, напоминающие заикание.

На основе этого открытия польским физиком Б. Адамчиком (1959-1994) сконструирован “Эхо”-аппарат, который работает по принципу “регуляции обратной связи”.

В литературе имеются многочисленные сведения о положительном действии такой аппаратуры на речь заикающихся. В практической логопедии используется разнообразная аппаратура, в основе работы которой лежит эффект Ли (“Аир”, “Эхо” и др.). С помощью применения такой аппаратуры речь замедляется, увеличивается сила голоса, улучшается артикуляция звуков речи. Однако возникает некоторая монотонность речи. На первых этапах реабилитационного процесса (10-14 дней) рекомендуется применять данную аппаратуру в течение одного занятия неоднократно по 5-7 мин, делая перерывы. Постепенно задержка речи уменьшается с учетом индивидуальных особенностей заикающихся.

Одновременно с применением аппаратуры проводятся психотерапевтические беседы, с помощью которых дается правильная психологическая установка на необходимость применения аппаратуры для выработки новых речевых навыков и их автоматизации. Достижение плавной речи с помощью такой аппаратуры является переходной стадией в логопедической работе к самостоятельной плавной речи в разных ситуациях. У части заикающихся при использовании “Аир” или “Эхо” появляется чувство уверенности в том, что у них имеется техническое средство, которое помогает им говорить плавно, не испытывая страха речи и чувства неполноценности. Важно, чтобы заикающиеся поняли, что к аппарату необходимо “приспособиться”, а логопед должен уметь подобрать индивидуально оптимальную для каждого заикающегося задержку речи, которая может у разных лиц довольно широко варьировать от 80 до 180 мс. В процессе реабилитации с использованием таких аппаратов в дальнейшем следует обращать внимание на выработку интонационной выразительности речи, а следовательно, сосредотачивать внимание заикающегося не только на плавности речевого высказывания, но и его содержании. При применении аппаратуры речевые задания должны соответствовать основным этапам логопедической работы (от сопряженной речи к спонтанной). Однако применение подобной аппаратуры улучшает речь не у всех заикающихся (М.Е. Хватцев, 1965; И.В. Данилов И.В., Черепанов И.М., 1970; Л.Я. Миссуловин, 1979).

Другим инструментальным методом является звукоусиление речи заикающихся через громкоговорители. При использовании такой аппаратуры заикающиеся меньше напрягают мускулатуру, чаще пользуются мягкой атакой звука, что в целом благотворно отражается на плавности речи (В.А. Раздольский, 1966).

К специфическим техническим средствам относятся также аппараты, использующие эффект звукозаглушения устной речи. Принципом действия этой аппаратуры является снижение и даже отключение слухового контроля за качеством своей речи, что облегчает некоторым заикающимся выполнение логопедических заданий. В процессе коррекционной работы сила заглушения речи постепенно уменьшается. Этот метод позволяет заикающемуся снизить контроль за процессом произнесения, т.е. моторной программы высказывания.

Технические средства коррекции заикания продолжают совершенствоваться. В настоящее время существуют разработки специфической аппаратуры на основе персональных компьютеров. В них используются “отставленная речь”, которую можно легко моделировать в большом диапазоне от 50 до 150 мс, “маскирующий шум”, силу которого также можно регулировать, и ритмическая подача звукового сигнала, который можно легко регулировать по интенсивности и ритму.

В настоящее время широкое распространение получают разнообразные компьютерные программы, использующие эффект “Видимой речи”. Логопедические технологии, использующие эффект “Видимой речи”, являются высоко результативными.

В целях выработки длительного речевого выдоха, коррекции интонационно-мелодической стороны речи и нормализации процесса паузирования используются ряд модулей программы “Видимая речь”.

1. Работа с модулем “Длительный речевой выдох”

Цель работы заключается в выработке умения произвольно регулировать длительность и силу выдоха. Тренинг включает в себя серию игр, в процессе которых необходимо умение экономно распределять выдыхаемый воздух с определенной силой и длительностью. Выполнение задания контролируется визуально, что существенно помогает выработке новых навыков.

2. Работа с модулем “Изменение высоты голоса” Цель работы заключается в тренировке и умении произвольно повышать и понижать высоту голоса. Тренинг включает в себя серию игр, в которых за ограниченный промежуток времени необходимо несколько раз плавно изменить высоту звучания голоса, обходя “препятствия”, которые изображены на экране.

3. Работа с модулем “Интонация”

Цель работы заключается в выработке правильных интонем. В процессе тренинга заикающийся получает информацию в виде количественного показателя частоты основного тона при произнесении фраз с различной интонацией (завершенности, незавершенности, восклицательной, вопросительной и т.п.) и корректирует данный показатель в соответствии с эталоном.

4. Работа с модулем “Громкость и высота” Цель работы заключается в коррекции процесса паузирования, темпа и слитности речи. Использование данного модуля позволяет заикающимся увидеть на экране компьютера графическую запись собственной речи (где по горизонтали фиксируется длительность звучания голоса и длительность пауз, а по вертикали - интенсивность звучания голоса), а также сравнить эталонный образец речи, предложенный логопедом, с собственной речью. Данный модуль предусматривает параллельную запись речи на магнитофон, что дает возможность тренирующемуся осуществить визуальный и аудитивный контроль за речью.

При работе над процессом паузирования на данном модуле тренинг заикающихся заключается в удержании заданной длительности интервербальных пауз в соответствии с их синтагматической обусловленностью. Отрабатывается адекватная длительность интравербальных пауз, отражающих время произнесения смычных согласных звуков, которые для заикающихся являются трудными в произносительном плане.

В результате работы с компьютерной программой “Видимая речь” имеется возможность получения ряда объективных количественных параметров речи заикающихся. Сюда входит: частота основного тона, степень владения произвольным и непроизвольным изменениями высоты звучания голоса, длительность пауз, темп речи.

В логопедической практике широко используется звукозаписывающая аппаратура, например, магнитофон, что позволяет пациентам анализировать свою речь и активно сотрудничать с логопедом. На первых занятиях с использованием магнитофона логопед, используя облегченные формы и условия речи, создает благотворный психотерапевтический фон, убеждающий пациента в его возможности говорить плавно.

Выработке навыков плавной речи способствуют “обучающие магнитофонные занятия”. Логопед предварительно проводит беседу о значении и качествах плавной речи, после чего заикающиеся прослушивают соответствующие образцы правильной речи. Затем заикающиеся, предварительно отработав текст, сложность которого зависит от этапа речевых занятий, выступают перед микрофоном. Логопед, прослушивая запись, обращает внимание на темп и плавность речи заикающегося, звучность и выразительность голоса, грамматическое оформление фразы.

Такие обучающие магнитофонные занятия позволяют заикающимся активно управлять своим речевым поведением: темпом и плавностью речи, звучностью голоса, правильным лексико-грамматическим оформлением фразы (см. В.И. Селиверстов, 1995).

- 239.50 Кб

В практике средней школы групповая работа часто сравнивается с фронтальной, с работой по цепочке. Одним из наиболее распространенных видов упражнений в этом случае является чтение текста по ролям, инсценирование диалога, а также такой вид деятельности, когда учащиеся, разбившись на две-три большие группы, вслух хором ведут вопросно-ответную работу.

Чаще всего при организации групповой работы выделяют три большие группы учащихся, учитывая уровень их обученности: сильные, средние и слабые. Такое деление является наиболее «легким» для учителя, но в то же время наименее эффективным. Очень важно организовать работу таким образом, чтобы в группы можно было включать учащихся разного уровня подготовки.

Таким образом, мы рассмотрели три формы организации урока иностранного языка и можем увидеть, что все они более или менее эффективны и подходят для условий, которые созданы в настоящее время в средней школе. Конечно, существует множество других вариантов проведения и организации урока иностранного языка, мы рассмотрели наиболее распространенные.

Можно сделать вывод, что существуют различные пути повышения эффективности учебного процесса: широкое использование ТСО, комплексное использование средств обучения, разнообразные упражнения, рассчитанные на активные формы работ учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время. Таким образом, использование разных организационных форм работы на уроке иностранного языка способствует интенсификации учебного процесса, так как изменяется характер деятельности учащихся, у которых появляется возможность совместной работы, своего рода содержательное сотрудничество на уроке, когда учащиеся могут сопоставлять способы своих действий со способы действий своих товарищей, умеют оценить себя с позиции другого участника деятельности, согласовать свою работу с работой других. Эти моменты свидетельствуют о наличии как развивающего, так и воспитательного эффекта обучения, что помогает решать практические, воспитательные и образовательные задачи, стоящие перед учителем.

В последние десятилетия большое значение приобретает поиск новых или реконструкция старых, хорошо известных педагогической науке методов обучения, которые могли бы обеспечить взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения.

Появляющиеся на свет новые методы обучения зачастую не имеют психолого-педагогического обоснования, их трудно классифицировать, однако их использование в образовательном процессе приносит учащимся несомненный успех.

Существуют различные приемы осуществления интенсивной методики в средней школе. К ним можно отнести дискуссии, конкурсы, ролевую игру, полилог, которые развивают коммуникативные способности учащихся на уроке иностранного языка.

Работа над полилогом с использованием элементов интенсивной методики находит свое выражение в многократном предъявлении учителем полилога и в последующем вариативном проигрывании отраженных в нем микроситуации с использованием типичной атрибутики: мимики, жестов, свободного расположения учащихся в пространстве, музыкального сопровождения, многоразовое предъявление, которое необходимо для лучшего запоминания и усвоения материала. Педагог должен соблюдать некоторые условия, чтобы такие уроки имели эффективность для учебного процесса: детей встречает яркая, ритмичная музыка; учитель, войдя в класс, закрывает за собой дверь, чтобы никто не мешал вести урок, здоровается с детьми, стараясь заметить каждого, и приступает к первому предъявлению или введению в ситуацию. Важно, чтобы педагог помнил весь полилог наизусть. При первом предъявлении полилога учитель представляет каждого ученика как персонажа этой так называемой пьесы-игры. В новом для себя образе каждый ученик включается в игру по сюжету полилога. Маска поможет сделать ему легко и быстро. От урока к уроку до конца курса его персонажи обрастают легендой, обогащаются личностно в соответствии с интересами, индивидуальными особенностями учащихся.

4.1. Первое предъявление носит название «введение в ситуацию», поэтому его целью является знакомство учащихся с ситуацией и ролью каждого в ней, в вовлечении в нее всех учащихся. Учитель выразительно читает полилог, донося атмосферу общения, эмоциональный настрой, характеристики персонажей. Он как бы проигрывает куски, помогая внешними средствами выразительности (голосом, мимикой, жестами). Учащиеся еще при первом предъявлении должны приобщаться к разговору-действию эмоционально, должны сопереживать друг другу. Они улыбаются, кивают головой, повторяют жесты учителя. Возможно, что учитель благодаря своему профессионализму сможет достигнуть и абсолютного понимания текста, которое будет заметно через перевод на русский язык. При введении последних полилогов первое предъявление может быть сведено к краткому введению в ситуацию. В этом случае весь полилог проговаривается во втором предъявлении. При полном проговаривании первое предъявление занимает 10-15 минут.

4.2. При втором предъявлении (дешифровке) полилога введенный на первом этапе текст «озвучивается» учащимися с помощью учителя по схеме: произнесение учителем – перевод, повторение учителем – многократное хоровое повторение учащимися.

На этом этапе подключаются различные эмоции, громкий голос, мимика, жесты, мелодия, рифмы, движения. Отдельные фразы хором пропеваются на известный все детям мотив. Тем самым в процессе подключения вербальных и невербальных средств создается эмоционально-ассоциативное поле каждого высказывания, чем и обеспечивается высокая эффективность данного этапа введения материала. В этом смысл второго предъявления. Оно занимает 30-40 минут. Начиная с третьего или четвертого полилога, можно попробовать и другой вариант. Полилог делится на два или три ситуативно выделяемых блока и по каждому из них проводится первое предъявление и сразу дешифровка.

4.3. Третье предъявление – это «активный сеанс». Он называется активным потому, что его целью является произвольное запоминание нового материала. Ученики сидят, удобно расположившись на своих стульях. Преподаватель сидит перед ними в центре полукруга и говорит: «Слушайте. Можете, если хотите, повторять за мной». Затем читает полилог, каждое короткое предложение сначала по-русски, а затем на иностранном языке. Русская фраза всегда звучит тихо и нейтрально, каждая фраза на иностранном языке читается в разной манере и тональности по три раза. Сначала он произносит негромко с нейтральной интонацией и делает паузу, давая учащимся повторить фразу про себя. Затем он произносит эту фразу, но уже с другой интонацией: тихо, вкрадчиво и снова оставляет паузу, в которую повторяют про себя. В третий раз интонация торжествующая, подчеркнуто эмоциональная, голос громкий. Этот прием называется интонационная «люлька». Смысл этой «люльки» заключается в том, что люди в зависимости от склада их характера, темперамента, привычек, воспитания, по-разному воспринимают манеру речи, и поэтому каждый из них окажется более восприимчивым к каждому произнесению данной фразы. Помимо этого, перегибы громкости и тональности поддерживают обучаемых в активно-сконцентрированном состоянии: вялые, склонные отвлекаться будут взбадриваться громкими фразами, учащиеся более живого темперамента будут успокаиваться фразами, произносимыми тихо, в мягкой манере. Само чередование громкости и тональности в определенном ритме также способствует сосредоточенности и концентрации внимания. Длительность «активного» сеанса – 10-15 минут.

4.4. Четвертый, заключительный этап введения материала – четвертое предъявление или музыкальный сеанс. Это единственный этап введения материала, который идет без перевода на родной язык. В результате учащиеся получают законченное представление о тексте всего полилога.

Преподаватель задергивает светозащитные шторы, включает настольную лампу и говорит: «А теперь я приглашаю послушать прекрасную музыку. Может быть некоторым из вас она еще не знакома. Давайте послушаем ее и я уверена, что постепенно ваше ухо, а затем и сердце привыкнут к ней и станут отзываться на голос музыки, как на голос нежного ласкового друга. Пока многие из в дружеских отношениях только с веселой, ритмической музыкой, с которой приятно провести время, танцуя и веселясь. Но нельзя же всю жизнь веселиться и танцевать. Можно получать удовольствие и от другого: хорошо иногда поговорить по душам, помечтать друг с другом, найти сочувствие и утешение в его словах. Вот такую музыку я приглашаю вас послушать. Но такую музыку нельзя слушать в суете. Поэтому сядьте поудобнее на своих стульях, расслабьтесь, закройте глаза и слушайте». Включает музыку концертного сеанса, которая дана на кассете, затем удобно располагается в кресле, дает установку на сосредоточенность и расслабление. Делает паузу в 1-2 минуты, чтобы музыка овладела слушающими. Затем начинает читать текст полилога негромко, но четко. Голос не должен перекрывать музыку.

Смысл этого этапа введение материала в том, что состояние физической релаксации способствует концентрации внимания на музыке, затем через нее на тексте. Теперь в этом спокойном состоянии после многократного прохождения через сюжет и ситуации данного полилога на предыдущих этапах введения материала учащиеся понимают почти полностью. Чтение закончено, следует музыкальная пауза. Домашнее задание после введения полилога не задается.

4.5. Интенсивное обучение предполагает три уровня разработки, причем задача учителя на каждом уровне – организовать разноплановое, личностное, неформальное общение в группе. Для учащихся – это всегда выполнение коммуникативной задачи, а для учителя – это различные учебные задачи, которые формулируются в коммуникативных заданиях и связаны между собой и контекстом неформального общения. В коммуникативных заданиях сообщается кто, что, когда, при каких условиях и обстоятельствах, зачем и почему должен совершать те или иные речевые действия. Особенно важно при формулировке коммуникативных заданий не забыть ответить на вопрос зачем?, так как именно он является стимулом к совершению речевых действий. Коммуникативные задания могут выполняться одновременно всеми (в парах, в группах по три и более человек или отдельными участниками перед всей группой). За сдвоенный урок можно провести около 15 коммуникативных заданий. При этом настрой учителя всегда доброжелательный. Учитель – одновременно равноправный участник и лидер общения.

Первичная разработка направлена на тренировку в общении на иностранном языке. Это первичное воспроизведение речевых и языковых единиц по заданной учителем модели к системе коммуникативных заданий без анализатора используемых в речи грамматических явлений.

В конце первичной и начале вторичной разработки проводится анализ употребленных в речи грамматических явлений.

Задания учителя выполняются не по модели, а творчески, на базе приобретенных умений и навыков. Грамматические явления употребляются в речи на осознанном уровне.

Третья разработка представляет собой исполнение ансамблевого этюда – особого вида коммуникативного задания, в котором участвует вся группа. Это своего рода итог, демонстрация свободного употребления приобретенных знаний, умений и навыков. Это этап разработки необязателен. Его можно исключить при дефиците времени.

Количество и отношение заданий на каждом этапе разработки учитель определяет сам, в зависимости от времени, отведенного им на изучение полилога. При отработке грамматической формы учитель дает несколько заданий подряд на одно и то же грамматическое явление.

Домашнее задание – это в основном чтение и прослушивание записанных на магнитофонную пленку полилогов для последующего решения на занятиях коммуникативных заданий разного уровня.

В конце цикла (из десяти полилогов) как итог достигнутого готовится и ставится спектакль. Учащиеся самостоятельно придумывают сюжет и включают в него как можно больше речевого материала из полилогов, демонстрируя, таким образом, свои способности переноса приобретенных умений иноязычного общения в разные условия и обстоятельства. Спектакль занимает 30-40 минут. О нем объявляется за неделю до окончания цикла.

В настоящее время широкое распространение получили ролевые игры. Впервые игра в нашей стране была использована в 1932 году для обучения производственной деятельности.

Ролевая игра – это создание ситуации выбора и принятия решения, в которой воспроизводятся условия близкие к реальным. В ней предполагаются такие роли участников, которые позволяют им осмыслить, пережить и освоить новые для них функции.

Достоинством ролевых игр является то, что они соединяют теорию и практику, способствуя при этом формированию знаний и умений. Игры повышают интерес к изучаемому предмету.

Ролевая игра определяется как модель взаимодействия ее участников в процессе достижения учебных целей, т.е. это игровая имитация конкретной проблемы управления (в частности познавательной деятельности) с целью выработки наилучшего варианта решения.

Ролевую игру можно проводить перед изложением нового материала, в этом случае она будет опираться на личный опыт учащихся и обнаружит пробелы в их знаниях.

Если ролевая игра проводится после изучения нового материала, то она будет опираться на полученные знания, которые в ходе игры будут закрепляться.

Дальнейшее свое развитие и прикладное использование ролевая игра получила в методах интенсивного обучения. В нашей стране данные методы впервые были апробированы и реализованы при интенсивном обучении иностранного языка. При использовании этих методов учебная деятельность осуществляется в виде групповых или коллективных взаимодействий и игр, в процессе которых широко применяются такие приемы, как:

Предъявление больших объемов учебной информации;

Использование осознаваемых и неосознаваемых форм педагогической деятельности;

Постоянное общение обучаемых в игровых ситуациях и т.д.

С позиции учителя иностранного языка ролевую игру можно рассматривать как обучение диалогической речи. В этом случае целью ролевой игры является формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся.


2.7. Плотность общения;

2.8. Коммуникативная обстановка на занятии.

3. Пути повышения эффективности учебного процесса.

4. Работа над полилогом

4.1. I предъявление – «введение в ситуацию»;

4.2. II предъявление – «дешифровка материала»;

4.3. III предъявление – «активный сеанс»;

4.4. IV предъявление – «музыкальный сеанс»

5. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению.

6. Приемы, используемые в интенсивной методике.

7. Учебные тексты.

II. Практическая часть.

Заключение.

Главная > Образовательная программа

Определение интонации, ее функции, акустические параметры, единицы и элементы интонации. Значение темпоральных элементов и речевог7о ритма. Определения темпа и ритма речи. Синтагма (законченная мысль) как последовательное объединение ряда слогов в определенном ритме. Понятие о различных интонационных стилях и их функциональном значении. Особенности интонационной системы заикающихся. 17.4.3. Изучение средств для восстановления темпо- ритмоинтонационной стороны речи. Метод К. С. Станиславского об искусстве овладения «темпо-ритмом» движения и речи при подготовке актеров. Использование разных интонационных стилей как основы логопедических технологий при формировании главной речи заикающихся. Роль полного стиля произношения, описанного в трудах лингвиста Л. В. Щербы; его особенности, отличие от разговорного стиля, коммуникативные свойства, модели использования в ситуациях общения. Обоснование использования полного стиля произношения как средства, исключающего редукцию произношения для восстановления темпо- ритмоинтонационной стороны речи заикающихся. 17.4.4. Характеристика основных методических приемов, направленных на коррекцию темпо – ритмической стороны речи. Методические приемы: замедленное проговаривание, ритмизированная речь, послоговое проговаривание, синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, речь- дирижирование, полный стиль произношения. Лингвистические и психологические параметры, возможности использования в процессе коммуникации каждого из низ, специфика обучения. Методические рекомендации. 17.4.5.Углубленное изучение отдельных наиболее эффективных технологий. Методиче6ские рекомендации по обучению полному стилю произношения. Использование «эталонных текстов» и принципы их подбора для автоматизации навыков плавной речи (просмотр видеозаписей коррекционных занятий с заикающимися разного возраста). Поэтапное обучение полному стилю произношения с целью восстановления темпо- ритмоинтонационной стороны речи заикающихся. Первый этап- формирование замедленного полного стиля произношения путем утрированной артикуляции гласных звуков. Постановка гласных на основе синтеза зрительных, двигательных и слуховых ассоциативных образов. Второй этап – формирование специфически- утрированного «вхождения в речь» путем использования особого ритмического рисунка «интонационной люльки» (для профилактики запинок в начале фразы). Третий этап- формирование специфически утрированного ритмического рисунка «интонационной люльки» в любой фазе произнесения для профилактики возможных запинок. Четвертый этап – формирование специфически- утрированного, слитно- протяжного произнесения соединительных союзов «и» и «да» в речевом потоке по модели «интонационной люльки» с целью достижения максимальной непрерывности речевого потока. Пятый этап- формирование смычных согласных как аналогов щелевых, с использованием придыхания для профилактики судорожности губного и язычного отделов артикуляционного аппарата. Шестой этап- формирование смешанного использования полного и разговорного стилей произношения в речевом потоке с целью максимального приближения ритмоинтонационной стороны речи заикающихся к естественному, разговорному стилю. Седьмой этап- формирование навыков свободного, импровизированного использования полного стиля произношения в различных условиях речевой коммуникации путем игрового моделирования ситуаций общения, а также проведения функциональных речевых тренировок в реальных жизненных ситуациях. Автоматизация данных приемов на основе использования «эталонных текстов», а также на игровых моделях речевых ситуаций. 17.5. Технология формирования интон6ационной стороны. Задачи : Формирование у слушателей умения соотносить теорию по лингвистике, психолингвистике, психологии в рамках проблемы «интонация» с вопросами коррекционной педагогики, а также умений структурно- содержательного моделирования схем и фрагментов обследования произносительной стороны речи, системного анализа его результатов. 17.5.1. Паралингвистические средства общения. Интонация как паралингвистическое средство общения. Выделение и определение паралингвистических средств общения, их психологическая и психолингвистическая характеристика. Связь интонации с другими паралингвистическими средствами общения, ее значение. Современная проблематика интонационных исследований (изучение интонации в лингвистике, психолингвистике, психофизиологии и педагогике). 17.5.2. Онтогенез интонационной стороны речи. Определение этапов раннего и позднего онтогенеза речевой интонации. Смысловое содержание интонации речевых сигналов детей раннего возраста. Опережающее развитие интонационной стороны речи по сравнению с фонетической, лексической, грамматической сторонами. Речевая интонация и регистровая структура детского голоса. Возрастная периодизация в становлении голосообразования (использование грудного и головного регистров голоса, смешанное голосообразование). Совершенствование интонирования по мере функционального совершенствования коры головного мозга (формирование слухо- двигательной координации, координации между слухом и голосом). 17.5.3. Восприятие, понимание и воспроизведение интонации. Характеристика механизмов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Связь механизма формирования интонационно окрашенной речи с сопутствующими движениями (рук, плеч, мышц лица, груди), которые изменяют резонансные характеристики речевого аппарата и с напряжением/ расслаблением мышц гортани и голосовых складок. Выработка эталонов восприятия (по И. А. Зимней), посредством которых расшифровываются формальные признаки и сигнальные значения интонационных моделей. Коммуникативное измерение и его значение для процесса генерации, или вокализации высказывания. Речевой сигнал как результат сложного взаимодействия трех уровней речевого производства – голосового, сегментного и супрасегментного. 17.5.4. Связь эмоции и интонации. Характеристика регулярных интонационно выявляемых в речи субъективно – модальных значений. Типы Эмоций: 1) неконтролируемые эмоциональные явления, свойственные человеку как биологическому существу; 2) чувства и волеизъявления, являющиеся элементами социального поведения человека. Связь интонации с эмоциями второго типа: кодифицированный, стилизованный и структурированный характер выражения эмоций второго типа в речи. Интерпретация системы эмоций второго типа через ее акустические корреляты. Ограниченное число просодических сигналов (диапазон мелодического движения, его регистр, форма мелодического контура, интенсивность и длительность произнесения), используемое для выражения стилизованных эмоций. Изучение в психологии интонации как средства выражения эмоционально- волевой стороны речи. 17.5.5. Методика изучения интонационной стороны речи у детей. Отбор средств и приемов изучения интенсивных, частотных и темпоральных элементов интонации; формулировка инструкций, определение параметров анализа результатов обследования. Создание возможных структурных моделей фрагментов обследования интонационной стороны речи и обоснование их применения при обследовании детей с конкретными формами речевой патологии. Определение диагностических и прогностических возможностей применения конкретных типов заданий в процессе обследования. 17.5.6. Проведение фрагментов обследования интонационной сферы у детей с различной речевой патологией и анализа данных обследования. Использование существующих методик изучения интонационных средств оформления высказывания, актуализация конкретных приемов, их распределение в рамках различных направлений (обследование дыхательной и голосообразующей функции, как базы для реализации особенностей восприятия интонационных структур; обследование возможностей воспроизведения интонационных структур). Проведение анализа экспериментальных материалов и формулировка выводов по его результатам.

Литература

1. Артемов В. А. Психология речевой интонации.Ч.1.-М.,1976. 2. Бабина Г. В., Волосовец Т. В., Гаркуша Ю. Ф., Идес Р. Е. Программа психолого- педагогической практики студентов младших курсов.-М.,1997. 3. Белякова Л. И. Романчук И. З. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи//Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. -М.,1989. 4. Гврздев А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка//Вопросы изучения детской речи.-М.,1961. 5. Глинкина Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно.-СПб.,1999. 6. Глинка Г. А. Развиваем мышление и речь.-СПб.,1999. 7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте.-М.,1962. 8. Козлянинова О. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса.-Екатеринбург,1992. 9. Комплексная методика психомоторной коррекции/под ред. А. В. Семенович.-М.,1998 10. Коррекционно- педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Метод пос. /Под ред. Ю. Ф. Гаркуши.-М.,1999. 11. Логопедия:Уче6б пос./Под ред. Л. С. Влоковой-М.,1998. 12. Основы теории и практики логопедии.-М.,1968. 13. Расстройства речи у детей и подростков.-М.,1969. 14. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.-СПб.,1998,2000. 15. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопе6дическая работа в специальном детском саду.-М.,1987. 16. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.,1989. 17. Чарели Э. М. Речь и здоровье: Учеб пос.. Екатеринбурнг,1996. 18. Логопедические практикумы. Курс рассчитан на 24 практических занятия; отдельные вопросы курса выносятся на самостоятельное изучение. Формы контроля: зачет. 18.1. Организация совместной работы логопеда и воспитателя детского сада для детей с нарушениями речи. Задача: Ознакомление слушателей с работой детского сада для детей с речевыми нарушениями. 18.1.1. Основные направления общепедагогической и коррекционной работы в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. Ознакомление слушателей с функциями логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре, особенностями коррекционно- педагогической работы в детском общеобразовательном учреждении для детей с нарушениями речи. Знакомство с оборудованием кабинетов методиста, воспитателя, психолога, музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре и др. 18.1.2. Ознакомление со спецификой деятельности логопеда детского сада. Посещение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий, беседы с логопедами групп для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием. Краткая психолого- педагогическая характеристика контингента детей данных групп. Обсуждение посещенных занятий. Изучение оборудования логопедического занятия. 18.1.3. Ознакомление со спецификой деятельности воспитателя логопедической группы детского сада. Изучение программных материалов воспитания и обучения в д/с, анализ перспективных и календарных планов общеобразовательной и коррекционно- развивающей работы в логопедических группах разного типа. Беседа с воспитателями и методистом д/с. Наблюдение за деятельностью воспитателя, связанной с подготовкой сенсорной базы дошкольников для развития правильной речи на занятиях и вне их. 18.1.4. Особенности работы коллектива детского сада с семьями детей, имеющих речевые нарушения. Обсуждение (с логопедом, психологом, воспитателем) особенностей координации работы коллектива д/с с родителями, проблем повышения педагогической компетентности родителей, вопросов обучения родителей некоторым приемам коррекционной работы. 18.1.5. Наблюдение за работой педагогов разного профиля с детьми, имеющими речевые нарушения. Последовательное знакомство со спецификой деятельности музыкального руководителя и воспитателя по физической культуре. Посещение музыкально- ритмических и физкультурных занятий, установление коррекционной направленности данных занятий. 18.1.6. Изучение личных дел детей с речевыми нарушениями. Знакомство с Медико- педагогической документацией. Изучение речевых карт, индивидуальных тетрадей, работ детей. Анализ информации, полученной в процессе изучения личных дел детей. 18.1.7. Наблюдение за детьми в процессе занятий. Составление плана наблюдений и наблюдение за деятельностью детей на логопедических занятиях, на занятиях воспитателя, музыкального руководителя и др., в ходе режимных моментов. Обсуждение итогов наблюдения. Знакомство слушателей с принципами составления психолого- педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста. 18.1.8. Обучение студентов подготовке и проведению отдельных форм коррекционно- воспитательной работы. Участие слушателей в подготовке и проведении фрагментов занятий с детьми (игровых, дидактических, фронтальных и индивидуальных) в качестве помощника воспитателя. Проведение слушателями отдельных видов коррекционно- воспитательной работы. 18.2. Индивидуальные формы логопедических занятий. Задача: Профессионально- практическая подготовка слушателей к организации и проведению индивидуальных занятий в процессе коррекционно- методической работы с детьми. 18.2.1. Индивидуальные занятия как особая форма организации логопедической работы с детьми. Принципы организации индивидуальной работы с детьми. Ознакомление с системой планирования и проведения индивидуальной работы логопеда в условиях д/с для детей с нарушениями речи. Специфика индивидуальной работы в различных типах и текущих планов индивидуальных занятий с детьми с дислалией и ринолалией. 18.2.2. Обследование детей как важнейший этап подготовки к проведению индивидуальных занятий. Изучение личных дел, речевых карт, индивидуальных тетрадей детей. Участие в логопедическом обследовании детей и обсуждении его результатов. Подготовка студентами фрагментов протоколов обследования артикуляционного аппарата, произносительной стороны речи и фонематического восприятия. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений. 18.2.3. Задачи и содержание индивидуальных занятий с детьми с дислалией и ринолалией на разных этапах работы. Направления индивидуальной работы с детьми, имеющими определенную форму речевой патологии. Формулировка задач индивидуального занятия в соответствии с ведущими направлениями работы. Принципы отбора речевого и дидактического материала. Структура занятия. Зависимость содержания занятия от этапа индивидуальной работы в целом и от этапа работы над конкретным звуком (начальный, продвинутый, заключительный). 18.2.4. Наблюдение и анализ различных разделов индивидуальных логопедических занятий с детьми. Анализ структуры речевого нарушения у дошкольников, отобранных логопедом для открытых индивидуальных занятий. Наблюдение и анализ занятий, включающих следующие разделы: формирование артикуляционной моторики; развитие фонематического восприятия; постановка, автоматизация и дифференциация звуков; формирование дыхания, голоса, интонационной стороны речи. 18.2.5. Планирование, разработка и проведение слушателями фрагментов индивидуальных занятий по развитию артикуляционной моторики. Состояние артикуляционной моторики у детей с дислалией и ринолалией. Составление перспективного и текущего планов работы над артикуляцией. Отбор артикуляционных упражнений общего и частного характера и распределение их в структуре занятия. Разработка фрагментов занятия по развитию артикуляционной моторики. Проведение и анализ фрагментов занятий. 18.2.6. Планирование, разработка и проведение слушателями фрагментов индивидуальных занятий по развитию фонематического восприятия. Характеристика особенностей фонематического восприятия детей с дислалией и ринолалией. Составление перспективного и текущего планов работы над фонематическим восприятием. Виды заданий по развитию фонематического восприятия. Разработка фрагментов занятия по развитию фонематического восприятия. Проведение и анализ фрагментов занятий. 18.2.7. Планирование, разработка и проведение слушателями фрагментов индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков. Нарушения звукопроизношения при дислалии, сложной дислалии, ринолалии. Перспективное планирование работы по коррекции звукопроизношения. Овладение различными способами постановки звуков. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах, микротекстах. Требования к отбору речевого материала для автоматизации звуков на различных этапах работы над звукопроизношением. Разработка фрагментов занятия по постановке и автоматизации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий. 18.2.8.Планирование, разработка и проведение слушателями фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ринолалией. Текущее планирование работы по дифференциации звуков. Создание наборов оппозиционных фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости- мягкости, глухости- звонкости, по способу и месту образования. Особенности работы по дифференциации звуков на начальном и продвинутом этапах. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков. Разработка фрагментов занятия по дифференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятия. 18.2.9. Планирование, разработка и проведение слушателями фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией. Перспективное и текущее планирование работы. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах. Разработка фрагментов занятий, их проведение и анализ. 18.2.10. Создание моделей индивидуальных занятий с детьми на разных этапах коррекционной работы. Особенности начального, продвинутого и заключительного этапов коррекционной работы по звукопроизношению. Приоритетные направления работы на каждом из этапов. Составление планов – конспектов индивидуальных занятий для каждого этапа. Обсуждение разработанных моделей занятий. Проведение индивидуальных занятий по предлагаемым моделям. 18.2.11. Интерпретация материалов обследования, диагностических данных как база для создания индивидуальных коррекционных программ. Анализ результатов обследования детей, описание структуры речевого дефекта, определение ведущего нарушения в структуре речевого дефекта, составление заключений по разделам обследования и общего заключения, формулирование диагностических и методических выводов. Оформление речевых карт. 18.2.12. Планирование, содержание и организация индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми, имеющими разные формы речевой патологии. Составление перспективного плана индивидуальной работы, основанного на результатах логопедического обследования. Требования к содержанию и организации индивидуальных занятий с детьми, имеющими разные формы речевой патологии. Разделы речевой и неречевой работы в индивидуальных занятиях с детьми с дизартрией, алалией, заиканием, дисграфией. 18.2.13.Основные разделы и содержание индивидуальных программ логопедической работы при дислалии. Разделы работы: формирование артикуляционной базы, развитие фонематического восприятия, формирование звукопроизношения. Создание моделей индивидуальных программ работы с детьми, имеющими акустико- фонематическую, артикуляцинно- фонематическую, артикуляторно- фонетическая формы дислалии. Методическая характеристика основных составляющих индивидуальной программы: задачи и содержание работы по разделам; методические рекомендации к реализации содержания каждого раздела программы. 18.2.14. Основные разделы и содержание индивидуальных программ логопедической работы при ринолалии. Разделы работы: развитие речевого дыхания, работа над голосом, развитие артикуляционного аппарата, формирование звукопроизношения, развитие фонем аттического восприятия. Создание моделей индивидуальных программ работы с детьми с ринолалией в до- и послеоперационный периоды. 18.2.15. Основные разделы и содержание индивидуальных программ логопедической работы при дизартрии. Разделы речевой работы: формирование артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, работа над голосом, формирование звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, развитие ритмоинтонационной стороны речи. Неречевая работа: формирование общей и мелкой моторики, развитие высших психических функций (память, внимание, мыслительные операции, оптико- пространственная ориентация и др.). Создание моделей индивидуальных программ работы с детьми с дизартрией. 18.2.16. Основные разделы и содержание индивидуальных программ логопедической работы при алалии. Разделы речевой работы: формирование фонетико- фонематической стороны речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, становление и совершенствование связной речи. Неречевая работа. Создание моделей индивидуальных программ работы с детьми с алалией, имеющих разные уровни развития речи. 18.2.17. Основные разделы и специфика содержания индивидуальных программ логопедической работы при дисграфии и дислексии. Разделы работы: развитие фонематического восприятия (совершенствование дифференциации фонем с учетом акустических и артикуляционных признаков), формирование оптико- пространственной ориентации, развитие моторных функций, в том числе развитие сложных параметров движения руки, развитие ритмической организации движений, формирование графо- моторного навыка, совершенствование слоговой структуры слова, формирование навыков фонемного, слогового, звуко- буквенного анализа и синтеза и др. Создание моделей индивидуальных программ работы с детьми, имеющими различные формы дисграфии и дислексии. 18.2.18. Анализ позитивных и негативных образцов индивидуальных коррекционных программ, предназначенных для работы с детьми, имеющими разные формы речевой патологии. Установление параметров (критериев) анализа содержания индивидуальных коррекционных программ (по каждому из разделов). Проведение анализа с учетом соответствующих параметров. Обоснование коррекционно- методической целесообразности разделов программы, речевого и дидактического материала, методик, направленных на реализацию конкретной программы. Оценка эффективности предлагаемых методик, прогнозирование результатов их применения. 18.3. Фронтальные формы логопедической работы. Задачи: Формирование у слушателей профессиональной компетентности, в частности таких ее составляющих, как предметная компетентность (соотношение теории по педагогике, логопедии, психологии, специальной психологии и другим дисциплинам с реалиями коррекционно- педагогического процесса) и методическая компетентность (накопление опыта использования существующих методик изучения и обучения детей, имеющих речевые нарушения). 18.3.1. Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи в различных типах образовательных учреждениях. Ознакомление слушателей с особенностями организации и содержанием коррекционно- педагогической работы в школе. Направления работы и виды коррекционных занятий. 18.3.2.Изучение контингента детей образовательного учреждения. Изучение документации на детей. Наблюдение фрагментов логопедического обследования. Участие в обсуждении результатов обследования. Подготовка слушателями протоколов (фрагментов) обследования моторных функций и речи по разделам. Проведение фрагментов обследования с последующим анализом и составлением заключений (по разделам). Формулировка выводов констатирующего, диагностического и коррекционно- методического характера. 18.3.3. Методические основы проведения фронтальных коррекционно- ориентированных занятий с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

4. Волкова К.А. Формирование у глухих учащихся навыка самоконтроля над произношением // Вопросы сурдопедагогики. - М., 1972. - С. 85-98.

5. Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М.: Просвещение, 1969.

6. Кукушкина О.И., Королевская Т.К. Spechviewer: программа «Видимая речь» и ее применение в обучении глухих. - М.: Инфотех, 1991.

7. Леонгард Э. И. и др. Я не хочу молчать. -М.: Просвещение, 1990.

8. Николаева Л. В. Уточнение приближенного произношения слов и речи глухих школьников. - М., 1975.

9. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф.Произношение. - 3-е изд. - М., Просвещение, 1 989.

10. Руленкова Л.И. Смирнова О.И. Аудиология и слухопротезирование: учеб. пособие. - М.: Академия, 2003.

УДК 376.1-058.204 ББК 74.37

И. А. Поварова

Формирование интонационной выразительности речи

у заикающихся

В статье обосновывается необходимость построения логопедической работы с заикающимися на основе целостного подхода к совершенствованию интонационной выразительности речи, упорядочения разноуровневых единиц ритма при коррекции нарушений плавности речи.

In article necessity of construction of logopedic work with stammering on the basis of the complete approach to perfection of intonational expressiveness of speech, streamlining разноуровневых rhythm units is proved at correction of infringements of smoothness of speech.

Ключевые слова: речевая деятельность, интонационные компоненты, заикание, развитие просодии.

Key words: speech activity, intonational components, stutter, intonation development.

В психологии и психолингвистике речь рассматривается как специфическая, иерархически организованная деятельность. Выражение человеком мыслей, чувств или собственно говорение - сложный и многогранный процесс. Интонационно выразительная речь

является важной предпосылкой для формирования коммуникатив -ной компетенции человека, которую следует рассматривать как совокупность умений, обеспечивающих возможность установления субъектом межличностных отношений, обмен информацией, проявление рефлексивного поведения .

Интерпретация этого явления с позиции теории деятельности показывает, что это внутренне мотивированный, строго организованный, активный процесс. Звучащая речь представляет собой «поток» звуков, которые объединяются в слова, синтагмы, предложения. Для объединения звуков в такие единицы членения речевого потока существуют специальные фонетические средства, называемые ритмико-интонационными или суперсегментными. В речи таких явлений несколько: это чередование ударных и безударных слогов, чередование моментов молчания и говорения, восходящих и нисходящих интонаций, равномерность следований друг за другом логических ударений и др. Все это - фонетические аспекты ритма .

Ритм управляет при порождении устной речи интонационной структурой и тем самым соотносится с интонацией. Существуют несколько разноуровневых единиц ритма, функционирующих одновременно и взаимосвязано. Можно говорить о своеобразной иерархии речевых ритмов - слоговом, словесном, синтагменном ритмах. Ритм создается комплексом интонационных компонентов в их взаимосвязи и является компонентом просодии как понятия более широкого, в состав которого входит вся система ударений - от словесного до разнообразных смысловых. В процессе порождения речи ритм управляет интонацией, организует ее, поэтому интонационные единицы как единицы коммуникативно-значимые совпадают с ритмическими единицами, т. е. фонетическое слово, синтагма, предложение являются ритмо-интонационными единицами .

Результаты фонетических исследований свидетельствуют о том, что синтагматическое членение, в отличие от синтаксического, вариативно, поскольку на него влияет целый ряд факторов - синтаксическая структура предложения, семантические связи между словами в составе каждого высказывания, смысловая связь между высказываниями в контексте, отношение субъекта речи к содержанию высказывания, отношение между участниками коммуникативного акта, индивидуальное речевое намерение говорящего и др.

Прозаическое высказывание в виде фразы осуществляется с помощью речевого синтагмирования, предполагающего умение переходить от синтагмы, имеющей одну ритмико-смысловую структуру, к синтагме с другими ритмико-смысловыми параметрами. В координации содержания и формы высказывания ритм присутствует в качестве опосредующего звена, однако, не играет решающей роли, а требует еще более сложных координаций с другими сторонами речевой деятельности.

Исследование интонационно-ритмической организации речи -актуальная задача как для фундаментальной, так и прикладной отраслей логопедии . Задачами практики диктуется необходимость познания закономерностей ритмической и интонационной организации языка и речи в онтогенезе и дизонтогенезе. На значение соблюдения временных параметров смены одного слога другим в разноритмичных словах указывал Н.И. Жинкин . Ослабление этой способности, в свою очередь, служит препятствием для перехода к более сложным видам речевой деятельности, а именно фразовой прозаической речи.

В мировой логопедии понятие «плавность» используется в контексте нарушений плавности, которые связывают с заиканием и клаттерингом (спотыканием). Как заикание, так и клаттеринг проявляются главным образом в нарушении временного и последовательного аспектов речепроизводства. Темпоритмическая дезорганизация психомоторной активности в литературе расценивается как проявление нарушений деятельности подкорковых (стриопаллидарных) систем мозга, которые обеспечивают плавность, координацию и другие характеристики общих движений, в частности речевых. Особенности моторных функций и речи лиц с заиканием указывают на ослабление регулирующих влияний со стороны ЦНС. Чрезвычайно тонкая и точная согласованность речевых движений нарушается, внешне выражаясь в том, что плавное течение речи прерывается кратковременными задержками, остановками, повторением звуков и слогов, обусловленными судорогами речеобразующих органов. Как повторы, так и судороги искажают нормальный ритмический рисунок речи . Как полагают исследователи, согласование афферентных потоков в соответствующие отделы коры головного мозга и соответствующих эфферентных потоков происходит за счет процессов, протекающих в субталамиче-

ском ретикулярном слое, имеющем опосредованные связи с различными отделами головного мозга, в том числе с отделами, ответственными за память. Этот механизм согласования входит составной частью в стриопаллидарный комплекс, нарушения в работе которого, по мнению исследователей, ответственны за возникновение заикания .

В свете современных нейродинамических представлений заикание является одной из патологических форм срыва индукционных отношений между корой и подкоркой. Различия при исследовании речевой готовности нормально говорящих и заикающихся связаны с изменением у заикающихся активности глубинных (серединных) структур (Варолиев мост и ствол мозга); правых подкорковых ядер (головка хвостатого ядра, бледный шар), правой фронтальной коры, левой средней височной коры; имеют место стволово-подкорковые поражения, стойкое нарушение процесса саморегуляции. При заикании в основе отклонений речевого ритма от нормального лежит степень активности полушарий мозга . У заикающихся отмечено нарушение готовности к речи при наличии у говорящего коммуникативного намерения, программы речи и принципиального умения говорить нормально, что обусловлено нарушением непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разномет -ричного алгоритма слов и авторегулировки в управлении движениями на уровне слога. Показано, что нарушаются аэродинамические условия фонации, при этом голосообразован ие резко искажается: внутригортанные движения не подчиняются

ограничениям, накладываемым произносительной нормой, «ломая» тем самым пространственно-временную организацию, нарушается кинестетическая мелодия речи .

Известно, что именно управление речеобразованием оказывает решающее воздействие на процесс формирования ритма речи, его крупномасштабной временной структуры с элементами порядка 100 мс. У заикающихся отмечается дискоординация ритма и смысла устного высказывания, включая овладение навыком разбивки на синтагмы. С нашей точки зрения, нарушение темпоритмических параметров речи является одним из ведущих компонентов в структуре нарушений экспрессивной речи при заикании, характеризуется по-лиморфностью, стойкостью и вариабельностью проявлений. Особенности темпоритмических характеристик речи у заикающихся

зависят от формы речи, степени выраженности нарушения и индивидуального психологического статуса и проявляются в изменении длительности структурных сегментов речевого сигнала и коэффициента их вариации .

Среди исследователей существует мнение, что темп речи у заикающихся ускорен. По мнению других авторов, замедление темпа речи на фоне различных нарушений ее плавности считается одним из ведущих проявлений заикания. Отмечаются нарушения просодической организации речи. Эти нарушения проявляются в трудностях воспроизведения интонационных структур, затруднениях в самостоятельном использовании основных типов интонации: вопросительной, повествовательной, восклицательной, незавершенной .

Голосовые нарушения не являются редкостью в общей картине данного речевого нарушения. Патологическое состояние голосового аппарата, проявляющееся в дисфункции внутренних мышц гортани обусловливает различные изменения тембра голоса, его интенсивности, недостаточной модулированности у 80,4% заикающихся. Исследователи, измерявшие максимальные и минимальные значения перепадов частоты основного тона у заикающихся детей и подрост -ков, отмечают, что они на 15% ниже, чем у здоровых. Указывают, что существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи, что ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии).

Получены данные о перепадах частоты, произнесенных заикающимися и незаикающимися: значение перепада частоты основного тона у заикающихся на протяжении фраз примерно на 30% меньше, чем у лиц без заикания, и приближается к норме при произнесении фраз в условиях задержанной акустической обратной связи .

Таким образом, при заикании страдают практически все компоненты интонации: темп, ритм, мелодика, паузация, синтагматическое членение, постановка логического и фразового ударения; страдают тембр, высота и громкость голоса. Такое обилие нарушений вызвано тем, что заикание - сложное речевое расстройство, при котором затронуты многие слагаемые произносительной стороны речи: речевое дыхание, голосообразование, артикуляция, что внешне выражается в судорогах тонического, клонического или смешанного типа. С возрастом, по мере осознания дефекта возни-

кает невротизация, эмоциональное напряжение приводит к усилению судорог. Все перечисленное приводит к трудностям в организации коммуникативной деятельности, снижению эффективности речевого общения .

В случае недостаточной сформированности интонационной стороны речи у лиц с речевой патологией могут наблюдаться трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала, «сбои» в социально-перцептивной, интеракционной и коммуникативной системах общения, приводящие к нарушениям в сфере межличностностных отношений. У лиц с затяжными формами заикания страдает как вербальная так и невербальная коммуникация и способность восприятия этих видов информации от других лиц. Нарушена согласованность и синхронность двойной связи: коммуникативной и метакоммуникативной, предшествующей в онтогенезе вербальной. У них нарушается способность самовыражения, изменяется монологическое и диалогическое общение: речь становится «барьером», препятствующим процессу общения .

Целесообразность мероприятий по совершенствованию инто-национной выразительности речи не вызывает сомнений: в большинстве программ коррекции заикания предусматриваются тренировки, направленные на модификацию временной организации речи . Уточнения требует методический аспект вопроса. Применительно к обучению заикающихся динамической гармонии речи, прежде всего, встает вопрос о методике обучения плавной, выразительной речи. Выделение уровней ритмоинтонационного членения речи может, на наш взгляд, быть взято за основу мероприятий по коррекции нарушений плавности речи. Особенностью предлагаемого подхода является то, что мы формируем интонационную сторону речи (ритм, темп, мелодику, паузирование, динамическую гармонию) как целостную систему. Применение дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей темпоритмических характеристик дает возможность упоря-дочить и нормализовать все компоненты речи заикающихся и приблизить их речь к нормативной, расширить коммуникативные возможности, значительно сократить сроки реабилитации и достиг-

нуть оптимума при формировании нового, устойчивого стереотипа речи и коммуникативного поведения .

Работа по развитию интонационной выразительности строится в направлении от формирования обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению интонационных структур, от различения видов интонации в импрессивной речи к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи. Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи направлено на формирование умения воспринимать, выделять, оценивать различные интонационные структуры.

В беседах с заикающимися разъясняют роль просодических компонентов речи, подчеркивают, что без использования интонации трудно передать смысл сообщаемого. На начальном этапе обучающиеся, используя приемы невербальной коммуникации, воспроизводят звуковой состав слова и его интонационный контур, сопровождая фонацию выразительным жестом. Работа над интонационными конструкциями выполняется с опорой на создаваемый невербальными средствами «зрительный образ». Изучение эмоциональных интонаций в неразрывной связи с их жесто -мимическими коррелятами способствует более свободному продуцированию и адекватному восприятию эмоциональных высказыва -ний разного типа.

Воспроизведение самостоятельной речи различных интонационных фигур высказывания осуществляется с опорой на графические модели и сопровождается выразительными движениями, соответствующим и движениям основного тона. На вербальном этапе проводится постепенная отработка усложняющейся по содержанию и форме речи. Эта логика предусматривает поэтапные задания на порождение интонационно грамотного высказывания. Порождение высказывания включает две ступени: сознательную имитацию и самостоятельное интонационное оформление высказывания. В процессе работы над техникой и выразительностью речи у заикающихся формируются следующие умения, представленные в таблице.

Понятия Формируемые умения

Ритмикоинтонационная структура текста -совокупность совместно действующих компонентов звучания речи Умение слушать собеседника (понимать смысл сообщения, становиться на точку зрения собеседника), анализировать интонационные особенности говорящего. Умение строить высказывание, приспосабливаясь к условиям общения, пользоваться интонационными возможностями в собственной устной речи, сохраняя ее гармоническую организованность

Движение тона (восходящий, нисходящий, ровный) Умение определять мелодическую структуру высказывания и замечать дополнительные оттенки эмоций. Умение гармонично реализовывать в собственной речи мелодический контур в соответствии с коммуникативным типом предложения и экспрессивными намерениями

Тон (спокойный, взволнованный, равнодушный, заинтересованный, неуверенный и т.п.) Умение выражать тоном необходимые чувства, настроения и отношения (выражать вопрос, утверждение, незаконченность и др.)

Динамический диапазон Умение определять силу голоса в соответствии с условиями общения; пользоваться динамической акцентуацией, как средством выделения главного в сообщении

Логическое ударение (усиление или ослабление голоса, произнесение слова по слогам, удлинение ударного гласного) Умение распознавать выделенные в тексте мелодическими, динамическими, агогическими маркерами сегменты и ритмические группы. Умение пользоваться акцентуацией мелодической, динамической и темпоральной в составе общей интонационной структуры

Паузы (реальные или нереальные, сознательные или несознательные) Умение определять уместность и характер пауз, пользоваться различными видами паузирования, сохраняя интонационную целостность предложения

Темп (быстрый, слишком быстрый, медленный, слишком медленный, нормальный) Умение определять темповую структуру предложения, изменения темпа в соответствии с условиями общения; ускорять или замедлять (варьировать) временные характеристики собственной речи для придания ей смысловой или эмоциональной значимости

Ритм (равномерно стереотипный, неравномерно чередующийся, резко переменный, толчкообразный) Умение узнавать естественное протекание ритма, гармонично регулировать ритмику, сохраняя конструктивноэстетическую и содержательно-эстетическую организацию собственной речи

Таким образом, логикой языка как системы предусматривается поуровневое обучение: от интонирования фонетического слова к интонированию синтагмы и предложения. На каждом из трех уров-

ней обучение необходимо вести в последовательности от узнавания (как первого этапа в освоении материала) к пониманию - сознательному анализу воспринимаемого текста с точки зрения ритмоин -тонационных норм русской речи, (затем переходить ко второму этапу - этапу усвоения), далее, на третьем этапе, к упражнениям на сознательное и самостоятельное воспроизведение и оформление высказывания.

На начальном этапе такое оформление высказывания осуществляется по аналогии, затем - по аналогии с элементами интонационных модификаций и самостоятельное составление высказывания в соответствии с задачами сообщения и коммуникативной ситуацией. Начинается работа по изучению интонации с предъявления образца интонационной модели (для ее узнавания, осмысленного восприятия) и завершается реализацией интонационной модели самими обучающимися в контексте той или иной интонационной единицы (фонетическое слово, синтагма, предложение) и в связном тексте.

Упражнения на узнавание предполагают соотнесение воспринимаемого звучания с образцом - эталоном, имеющим нормативное звуковое оформление. Сюда входят задания типа понаблюдать, найти, определить, установить, перечислить. Упражнения на осмысление (понимание) предполагают анализ, систематизацию, классификацию и истолкование воспринятого посредством объяснения предлагаемого образца, сопоставление различных образцов, различные преобразования. Эффективной работе способствует применение приборов биологической обратной связи, позволяющих визуально осуществить контроль за воспроизведением основных интонационных структур .

В начале этой работы используют слова, которые позволяют вызвать наиболее яркие образные представления, над каждым словом работают в контексте. Для этого подбирают двусоставные предложения, затем постепенно высказывания усложняют. При этом описанным выше способе, работают с каждым словом предложения отдельно, проводя его интонационный анализ (обращают внимание на то, что у каждого слова свой мелодический рисунок, ритм). Затем синтезируют полученное интонационное единство, стараясь сохранить своеобразие звучания каждого слова. Обращают внимание на

то, что каждое слово многократно меняет свой ритм и мелодику в зависимости от контекста.

Предусматриваются упражнения, ориентированные на формирование речевых навыков в процессе речевой деятельности и творческие упражнения, ориентированные на формирование речевых умений. В состав упражнений на порождение речи включаются: пересказ текста (осмысленная имитация), распространение данного речевого фрагмента, самостоятельное, творческое (частичное или полное) произнесение (прочтение) высказывания или текста, неподготовленного диалога и монолога.

Развитие просодии у лиц с заиканием осуществляется на логопедических занятиях и средствами логопедической ритмики. Развитие темпо-ритмических модуляций проводят, сочетая движение и речь. Это обусловлено тем, что речь имеет совместные с музыкой элементы: мелодию, темп, ритм, акцент (в речи - логические ударения), паузирование. Это позволяет заикающимся сознательно управлять темпом и ритмом речи в зависимости от ситуации, оптимизирует динамическую гармонию речи, расширяет ее вариативность.

Указанные приемы целесообразно включать в комплекс реабилитационных мероприятий, состоящий из следующих разделов: постановка дыхания, развитие артикуляционно-резонаторной системы, формирование навыка правильного голосообразования, темпа и ритма речи, навыка самоконтроля за речью. При такой организации коррекционной программы комплексной реабилитации заикающихся достигается оптимальное как по содержанию, так и по форме сопряжение предметно-практической и коммуникативной деятельно -сти. Это способствует динамике, прежде всего, в области временной организации речи, что отражается и на поведенческом уровне (уменьшается логофобия, увеличивается общая и вербальная активность заикающегося) и в сфере межличностных отношений с окружающими.

Список литературы

1. Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся // Дефектология. - 1988. - № 6. - С. 63-67.

2. Визель Т.Г. Значение функциональных взаимодействий для понимания мозговых механизмов речевых нарушений у детей // Журнал эволюц. биохим. и физиол. - 2004. - Т. 40. - № 5. - С. 407-410.

3. Глозман Ж.М., Вартанов А.В., Кисельников А.А., Карпова Н.Л. Нейрофизиологические механизмы готовности к речи в норме и патологии // Актуальные проблемы логопедической практики: метод. материалы науч.-практ. конф. «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н.Н. Трауготт / отв. ред. М.Г. Храковская. - СПб.: Акционер и К, 2004. - С. 206-213.

4. Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. - М.: Академия, 2002.

5. Ефимов О.Н., Цицерошин М.И. Особенности билатеральных отношений колебаний биопотенциалов коры больших полушарий мозга у детей с заиканием // Физиол. Человека. - 1988. - № 6. - С. 892-903.

6. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

7. Зееман М. (Zeeman) Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Мед-гиз, 1962.

8. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирова-ние, логическое ударение, темп, ритм. - М., 2002.

9. Когновицкая Т. С. Частота основного тона голоса у детей, страдающих заиканием // Вопр. патологии голоса и речи / Моск. НИИ уха, горла и носа; Ле-нингр. НИИ уха, горла, носа и речи. - М., 1983. - С. 48-52.

10. Коробков Г.А. Темп речи больных заиканием при чтении текстов вслух и про себя // Расстройства речи. Мультидисциплинарный подход к изучению, диагностике и коррекции: материалы конф. / СПб НИИ уха, горла, носа и речи. -2000. - С. 35-43.

11. Крапухин А.В. Особенности подбора речевого материала для работы с заикающимися // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: сб. науч. тр. - М.: МГПИ имени В. И. Ленина, 1982. - С. 124-133.

12. Кукушкина О. И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению. - М.: Полиграф сервис, 2004.

13. Левина Р.Е. О генезисе заикания у детей в связи с развитием коммуникативной функции речи // Симпозиум по вопросам заикания у детей. - М., 1963. - С.37-41.

14. Левина Р.Е. Пути изучения и преодоления заикания у детей // Спец. школа. - 1966. - Вып. 4. - С.118-125.

15. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.

16. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учеб. пособие. - СПб.: СОЮЗ, 2006.

17. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение (заикание как модель нарушений при пограничных психических расстройствах). - СПб.: Сотис, 2000.

18. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. - СПб.: СОЮЗ, 2002.

20. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. - 2-е изд. доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2004.

21. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи: моногр. - СПб.: Речь, 2005.

22. Панасюк А.Ю. Влияние задержек акустического сигнала на мелодические характеристики и темп речи больных с заиканием // Современные проблемы физиологии и патологии голоса и речи: сб. науч. тр. / Моск. НИИ уха, горла и носа. - М., 1979. - Т. 22а. - С.83-87 // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 28-31.

23. Рахмилевич А.Г., Оганесян Е.В. Особенности интонационной стороны речи и функционального состояния мышц гортани при фонации у заикающихся // Дефектология. - 1987. - № 6. - С. 28-31.

24. Харченко Е.П., Клименко М.Н. Ранние этапы развития и нарушения языка // Дошкольная педагогика. - № 2 (35). - 2007.

25. Хватцев М.Е. Логопедия / под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. -Кн. 2. - М.: ВЛАДОС, 2009. - С. 3-114.

26. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. - М.:Флинта; Наука, 1999.