Исследовательская деятельность в работе логопеда. Экспериментальная деятельность на логопедическом занятии. Волконская Т.В. Игры для развития словарного запаса детей с ОНР

Власенкова В.И. учитель-логопед.

Программное содержание:

1. Познакомить детей со звуком “В”, закрепить артикуляционный уклад звука. Продолжать учить выделять заданный звук из слогов, слов, самостоятельно придумывать слова с заданным звуком.

Учить придумывать слова-признаки к заданному слову-предмету

2. Развивать внимание, мышление, догадливость при отгадывании загадок и нахождении выхода из проблемной ситуации в рассказе. Учить детей по итогам проведённого эксперимента делать выводы и корректировать свои поступки.

3. Закрепить знание детьми основ безопасности жизни (правила поведения в быту): уметь оценивать безопасность придумываемых игр.

Предварительная работа.

  1. Беседы о правилах поведения в быту.
  2. Чтение рассказа Г Юдина “Как Мыша шалил”.

Оборудование:

Раздаточный материал:

  1. конверты с разрезными картинками;
  2. пластиковые стаканчики и макароны для проведения эксперимента;
  3. полоски – слова, изготовленные из металлизированной бумаги;

Демонстрационный материал:

  1. картинка и игрушка мышонок Мыша;
  2. книга-копилка для придуманных слов;
  3. адаптированный рассказ Г.Юдина “Мыша-водолаз”;
  4. видео-мультфильм с официального сайта МЧС “Спасик и его друзья” (правила поведения в быту);
  5. Картинки с изображением водолазов;
  6. 6. Настойка валерианы.

    Ход занятия.

    Оргмомент.

    Логопед предлагает ребятам познакомиться с присутствующими на занятии гостями и улыбнуться им.

    Эмоциональная зарядка: Чтобы в кабинете стало ещё светлее и уютнее логопед предлагает собрать детские улыбки в один большой букет и подбросить вверх

    Ребята, к нам на занятие должен придти ещё один интересный гость, но, к сожалению, немного задерживается. Он просил вас сложить разрезную картинку и тогда вы сможете узнать его.

    (дети складывают разрезную картинку - мышонок)

    Основная часть.

    Появляется игрушка- мышонок МЫША, знакомится с детьми и предлагает ребятам поиграть, ведь он настоящий выдумщик и очень любит весёлые игры.

    1 Загадки мышонка Мыши:

    а) Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варили кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без…….(воды)

    б) Я зашёл в зелёный дом

    И весь вечер пробыл в нём.

    Оказался этот дом

    Быстро в городе другом. (вагон)

    в) Плещет тёплая волна

    В берега из чугуна.

    Отгадайте, вспомните,

    Что за море в комнате? (ванна)

    2.Выделение звука “В” из отгадок.

    3. Показ и объяснение артикуляции звука “В”.

    Показ сигнальной картинки на звук “В”. Произнесение звука тихо, громко, по столам, по рядам, индивидуально - по заданию логопеда.

    4.Внесение книги-копилки для слов (по мере придумывания слов, дети и гости складывают их в копилку)

    5. Игра “Хлопни в ладоши”, когда услышишь звук “В”

    Среди других звуков;

    Выделение звука в слогах;

    Выделение звука в словах (слова-полоски кладём в копилку)

  7. Упражнение на внимание:

“Сколько пальчиков мы загнули?”

Инструкция: загибаем пальчики, если услышим звук “В”

Летели птицы: ворона, воробей, синица, голубь, павлин, чайка.

(слова в копилку)

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Мыша: Вам, как детям железнодорожников известно слово, которое начинается на звук “В”

Тут и там, повороты головы

Тут и там направо и налево

На перроне шум и гам. хлопки в ладоши

Вот гудок в путь зовёт- приставляем кулачки к губам,

как будто играем на трубе

Скоро поезд отойдёт. двигаем согнутыми локтями,

изображая колёса паровоза

8.Чтение рассказа Г. Юдина “Мыша-водолаз”

Логопед: Мыша, а ты знаешь, какие бывают игры? Наши ребята тебе подскажут:

Интересные

Развлекательные

Развивающие

Подвижные

Настольные

Спортивные

-опасные!!!

Давай прочтём ребятам рассказ Г.Юдина о том, как ты, озорник, играл в одну опасную игру

Мыша-водолаз.

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. (Вспомнить, кто такой водолаз, рассмотреть картинку).

Он налил полную ванну воды, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, заткнул ноздри и уши, и взял длинную макаронину, чтобы через неё дышать

(Эксперимент с макаронами)

Учитель-логопед предлагает ребятам положить макаронину в стаканчик с водой, а затем продолжает чтение рассказа.

Примечание: Чтобы не отвлекать детей, стаканчик убирается в шкаф.

Мыша сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну ванны, восхищаясь своей выдумкой.

Вопросы к детям: Как вы думаете, что произошло с макаронами?

Из шкафа вынимается стаканчик с размокшей от воды макарониной (чтобы эксперимент не зависел от времени – этот стаканчик приготовлен заранее)

“Ну, пора всплывать”- наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжёл, что всплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но верёвка разбухла и не развязывалась (Вспомнить, как трудно развязать мокрые шнурки или завязки у шапки).

Что делать?- в отчаянии думал водолаз.

Вопросы к детям: Как найти выход из трудной, проблемной ситуации? - ребята предлагают разные варианты решения этой проблемы.

Вдруг Мыша увидел в дне ванны пробку. Кое-как выдернул её Мыша и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного водолаза и мгновенно засосав его в дырку.

Вот так и просидел Мыша до самого вечера, пока не пришли мама с папой и не вычерпали вёдрами всю воду из ванной. Они вынули водолаза, высушили его, а потом сидели на кухне и пили вместо чая валерьянку. Вот так!

(предложить ребятам понюхать, как сильно пахнет это лекарство)

9. После короткой беседы об опасных играх, предложить гостям вместе с ребятами вспомнить, какие слова на звук “В” они запомнили в этом рассказе и тоже положить эти слова в копилку.

10. Рассказ логопеда о специальном портале, созданном МЧС для детей в Интернете, который называется СПАС - ЭКСТРИМ.

Просмотр видео-мультфильма “Спасик и его друзья” (правила поведения в быту).- 4 минуты

11. Повтор и закрепление правил организации домашних игр Беседа об опасных играх: с водой, с огнём, возле дорог, на железнодорожных путях,

Итог занятия.

Сюрпризный момент. (Мыша угощает ребят конфетками, которые превратились из нарисованных в настоящие).

Все дети отличаются любознательностью. Они с большим удивлением и радостью открывают все интересное и неизвестное. Потребность ребенка в новых впечатлениях толкает его на поиск, на познание окружающего мира. Очень важно эту потребность в познании мира направить в нужное русло и поддержать стремление ребенка к экспериментированию. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой и полезной информации получают дети, тем быстрее и полноценнее они развиваются. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности детей. Этот период наиболее важен для развития познавательной, исследовательской и поисковой деятельности, так как именно в этом возрасте ребята могут самостоятельно сделать выводы и найти решение. Развитие личности ребенка происходит не только в процессе усвоения навыков, знаний и умений, но и в самостоятельном поиске знаний и приобретении навыков.

Развить в детях общительность, умение ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями – задача, которую ставит перед собой дошкольное образование. Развитие ребенка проходит через:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, времени, пространстве и др.);
  • о малой родине и Отечестве, традициях и праздников;
  • о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В своей работе педагогу нужно учитывать и психологические и возрастные особенности дошкольников. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Наблюдая за каждым, воспитатель может и должен создать условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности в группе.

Реализуя программу “Детство” и программу “Подготовка к школе детей с ОНР в условиях детского сада” под редакцией Н. Ф. Чиркиной и Т. Б. Филичевой, и новые федеральные государственные образовательные стандарты, изучая новинки методической литературы, выявляя интересы детей, мы создали перспективный план по экспериментированию и оборудовали центр, где ребята могут заниматься поисковой деятельностью.

В плане отражена специфика компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Например, осенью мы знакомили ребят со свойствами воздуха, проводили развивающие игры с фруктами и овощами: “Фрукты: как их можно есть?”, “Узнай на вкус и по запаху”, “Фрукты и овощи как косметика”, “Красящие свойства овощей и фруктов”, “Отпечатки листьев” и т.д.

В зимние месяцы можно предложить детям и их родителям игры и опыты с водой: “Три состояния воды”, “Разноцветные сосульки”, “Греет ли варежка”, “Разные снежинки”, “Накорми птиц”, “глубина снега”, “Отпечатки на снегу” и т.д.

Для весны мы подобрали следующее: “Солнце – художник”, “Посев рассады”, “Зависимость жизни растений от солнца”, “Где быстрее тает снег”, “Где длинней сосулька?”, “Как просыпаются растения”, “Куда исчезает вода”, чтобы дети сами могли сделать выводы о том, как важны солнечный свет и тепло, вода для всего живого. Без света, воды и тепла нет жизни на земле.

В летние месяцы предложили детям и родителям побывать за городом, у реки, на пляже, поиграть с песком и водой, понаблюдать за солнечными зайчиками, насекомыми, за тенью, чтобы ребята получше узнали окружающий мир живой и не живой природы, сделали некоторые выводы, нашли ответы на поставленные самими собой вопросы. А затем сделать рисунки, фотографии, альбомы для рассматривания с другими воспитанниками в детском саду.

В подготовительной к школе группе, мы усложнили и расширили поисковую деятельность, используя микроскоп, лупы, зеркала и другое оборудование. Расширили и углубили знания об овощах и фруктах (полезные свойства и витамины), самостоятельно приготовили винегрет и фруктовый салат и угостили родителей. Провели исследования: “Что есть в почве”, “Заплесневелый хлеб”, “Большой и маленький” (определение размера зрачка в зависимости от освещения), “Свойства бумаги и картона”, “Фильтрование воды”, “Световой луч”, “Как не обжечься”, “Свечка в банке”, “Радуга на стене”, “Магнит рисует” и много еще различных опытов, которые помогут детям сделать маленькие открытия и найти причину возникновения некоторых фактов, выяснить причинно-следственные связи.

Как показывает практика, результаты опытов нужно зарисовывать в альбоме или тетради, чтобы в памяти детей еще прочнее отложились приобретенные знания, навыки и умения.

Вот пример практического опыта: в старшей группе мы проводили опыты с водой – замораживали ее, окрашивали, задавали вопросы детям почему вода застывает в морозильнике и на улице и где быстрее? Почему от воды на улице в мороз поднимается пар? Почему воду можно окрасить в любой цвет и заморозить в любую форму? Дети экспериментировали и отвечали на вопросы: в группе тепло и поэтому вода теплая, а на улице от нее идет пар. Вода стала такой же холодной, как воздух и застыла. А затем мы проверяли скорость таяния льда – на подоконнике и батарее. Дети сделали самостоятельный вывод, что лед быстрее тает на батарее, т.к. она горячая.

В подготовительной к школе группе проводятся аналогичные опыты по замораживанию льда из сока, йогурта, сливочного и растительного масла. Что быстрее застывает: вода или растительное масло, и почему? Что получилось из замороженного сока? Режется ли ножом застывшее сливочное масло? Дети делают маленькие открытия. Из замороженного сока получается вкусный замороженный леденец. Растительное масло застывает только в самый сильный мороз, а в морозилке не достаточно холодно. Растительное масло меняет свой цвет и становится белым. Застывшее сливочное масло не режется, а крошится и не намазывается на хлеб. А растаявший йогурт стал не вкусным и крупинчатый.

Залогами успешной работы по экспериментированию должны стать:

  • соответствующая развивающая среда, включающая наличие необходимых материалов для проведения опытов;
  • наличие перспективного плана, учитывающего возрастные психологические и физиологические данные ребенка;
  • наличие спокойной доброжелательной атмосферы в группе и дома;
  • личная заинтересованность в конечном результате всех взрослых – педагогов и родителей, т.к. они являются образцом, и дети им подражают.

Важно, чтобы эксперименты, опыты, наблюдения пробуждали у ребят любознательность, развивали интерес к живой и не живой природе, формировали добрые чувства, помогали полученные знания применять и использовать в своей жизни.

Ольга Сонина
Интегрированное занятие по познавательно-исследовательской деятельности с детьми подготовительной логопедической группы

Тема : «Что такое воздух?»

Образовательные области : познавательное развитие , речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Образовательные задачи :

- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

Дать представления о воздухе, как газообразном веществе.

Развивающие задачи :

Развивать связную речь :

Развивать навыки проведения опытов;

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе опытов,

сопоставлять и делать выводы;

Развивать логическое мышление,

Развивать познавательный интерес .

Речевые задачи :

Активизировать предметный словарь и словарь прилагательных (опыт, атмосфера, оболочка, кислород, твёрдое тело, жидкое тело, газ, фильтр, грудная клетка, лёгкие; прозрачный, безвкусный, бесцветный)

Воспитательные задачи :

Воспитывать умение видеть удивительное в окружающем мире;

Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, к окружающей среде.

Предварительная работа : игры с, ветречками”, наблюдение на прогулке за дымом из труб котельной, творческая мастерская : создание сюжетной аппликации (на ватмана) ,Наш город”, изготовление силуэтов деревьев, радужных облаков.

Наглядно практический материал : цветная иллюстрация героев мультфильма Фиксиков, схема,значения атмосферы для нашей планеты”,схемы-карточки определения на вкус, запах, на ощупь, схемы карточки веществ- твёрдых, жидких, газообразных, воздушный шарик, свеча, блюдце, тазик, стакан, с приклеенной на дне бумажкой, по количеству детей : камушки, стаканчики с водой, веера, резиновые игрушки, мелкие предметы (пуговицы, бусины, целлофановые пакеты, трубочки, кусочки губки, карандаши- клей, салфетки.

Мотивационно-ориентировочный этап.

Сегодня необычный день, к нам в гости пришли герои мультфильма - Фиксики. Они очень любознательные и хотят знать про всё на свете. Однажды, они задумались, а что такое воздух? Какой он и как его можно обнаружить? Решили спросить у вас. Расскажем им?

Поисковый этап.

А что вы можете сказать о воздухе?)

Предложить детям сделать долгий выдох, а затем задержать дыхание; вдох, а затем вновь задержать дыхание.

Как долго, вы могли не дышать?)

Почему?) Не хватало воздуха. Правильно, без воздуха мы не можем дышать, но не только мы люди.

А кому ещё нужен воздух?) Животным, рыбам.

А почему рыбам, они же живут в воде)Воздух всюду, но мы его не замечаем, не видим.

Как вы думаете, почему мы не видим воздух) Он прозрачный.

Как ещё можно сказать, какой он?) Не имеет цвета, значит какой) Бесцветный.

Сейчас закройте глаза и сделайте вдох ртом.

Какой воздух на вкус)

Снова закройте глаза и вдохните носом.

Какой запах у воздуха?)

Мы узнали о некоторых свойствах воздуха. Расскажите, а помогут вам в этом карточки-подсказки.)

Воздух-это удивительная оболочка Земли. Воздухом, как прозрачным покрывалом окутана вся наша планета. Воздух защищает её. Представьте, если бы воздух исчез, что бы произошло? Дети рассматривают рисунок-схему, дают ответы.)

Вода на Земле сразу же закипела, всё живое погибло бы от палящих солнечных лучей солнца днём, а ночью от холода. Без воздуха, Земля была бы мёртвой пустыней.

Но, что же такое воздух? Проведём некоторые опыты. А для этого пройдёмте в исследовательскую лабораторию, которую для вас приготовили Фиксики.

Практический этап

Возьмите в руки камень и сожмите его.

Какой он?) Твёрдый. Значит, камень-это твёрдое тело.

А можно ли взять в руки воздух и сжать его?) Значит сделаем вывод : (я начну, а вы продолжите) воздух-это) Не твёрдое тело. Дети подбирают схему.

Возьмём стакан с водой, и рассмотрим воду. (переливаем её из стакана в стакан) .

Что можно сказать о воде, какая она?) Жидкая.

Так что же такое вода?) Жидкость.

Какие жидкости вы ещё знаете?)

Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит это не твёрдое тело. Воздух не течёт, не льётся, его не пьют, значит это (продолжите) ) не жидкость. Дети подбирают схему.

Воздух, ребята, это газ. Он не видимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. Дети подбирают схему.

Это наше первое открытие. Продолжим наши исследования.

1. Возьмём пакет и начнём скручивать его с открытого края.

Что происходит с пакетом?) Надувается.

Почему это происходит?) Пакет наполняется воздухом.

Потрогайте, какой стал пакет?) А воздух вы видите?)

Теперь возьмите веера и помашите на лицо; подуйте на ладонь.

Что вы чувствуете?)

Это движение воздуха. Делаем вывод : Хотя воздух мы не видим, мы его ощущаем.

2. Воздух есть везде и занимает место. Проверим это. У вас на столах разные предметы,бросьте их в воду и понаблюдайте.

Что вы видите?)

Когда предмет тонет из него выходят маленькие пузырьки - это воздух. Предметы тяжёлые, они тонут, а воздух лёгкий, он поднимается.

Возьмите резиновую игрушку и сожмите её.-

Что вы слышите?) свист.

Воздух выходит из игрушки. Теперь закройте отверстие пальцем и попробуйте сжать игрушку снова

Что происходит?) Она не сжимается.

Что ей мешает?)

Вывод : воздух находящийся в игрушке не даёт её сжать.

Посмотрим, что произойдёт, когда будем опускать стакан в тазик с водой. (на дне стакана прикреплена бумажка)

Что вы наблюдаете?) Вода не вливается в стакан.

Почему вода не заполняет стакан?) В стакане есть воздух, он не пускает воду.

Теперь наклоним стакан. Что произошло?) Вода влилась в стакан.

Она уступила место воде. Вывод : воздух занимает место.

Физкультминутка, Надувные игрушки”

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок игрушка, другой насос. Игрушка вяло сидит на полу, насос со звуком с-с-с накачивает её. Затем насос нажимает на кнопку- игрушка со звуком ш-ш-ш сдувается и переходит в исходное положение. Дети меняются ролями.

3. Ребята, давайте ещё раз вспомним, для чего нам воздух?) для дыхания.

Мы провели опыты и убедились, что воздух не видим, его можно ощутить, он занимает место.

А теперь проверим и убедимся, что мы дышим воздухом.

Возьмём соломинку и опустим её в стакан с водой, тихонько подуем в неё.

Что вы наблюдаете) пузырьки.

Это доказывает, что мы выдыхаем воздух и он выходит в виде пузырьков. Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох.

Что происходит?) грудная клетка поднимается.

Наши лёгкие наполняются воздухом. А теперь выдохните.

Что произошло с грудной клеткой?) она опустилась.

Воздух вышел из наших лёгких.

Каким должен быть воздух, чтобы человеку легко дышалось?)

А от грязного воздуха, что может произойти?)

Что делает человек, чтобы воздух в помещении был чистым?)

Для чего выращивают растения?)

Скажите, а чем отличается воздух, которым мы дышим в городе, от воздуха,которым мы дышим в лесу?) Почему?

Деревья работают как пылесосы. Зелёные листья растений всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений, чем чище воздух, тем полезней для человека и его здоровья.

Подумайте, а от чего бывает грязный воздух в городах?)

Давайте посмотрим, что происходит с воздухом, когда их труб идёт дым, горит костёр.

Опыт со свечой. Зажигается свеча и держится над ней блюдце. Посмотрите, каким грязным стало блюдце. На нём образовалась копоть.

Что же надо делать, чтобы спасти воздух от загрязнения?)

4. Сейчас, ребята, хочу пригласить вас в творческую мастерскую. Давайте в нашем городе посадим много деревьев и украсим его радужными облаками. (дети приклеивают деревья и облака, приготовленные во время предварительной работы) Пусть наш город будет чистым, а люди, живущие в нём здоровыми и счастливыми.

Рефлексивно-оценочный этап.

Я, думаю, наши гости Фиксики и вы узнали много интересного о воздухе . У меня в руках воздушный шарик. Передавайте его друг другу и рассказывайте, что нового вы узнали о воздухе, что вам понравилось делать.

Публикации по теме:

«Северные приключения». Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Звёздочка Конспект познавательно-исследовательской деятельности.

Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми второй младшей группы «Весёлое путешествие» ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 ГОРОДА СЫЗРАНЬ ГОРОДСКОГО.

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап-кап-капелька» Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Кап – кап - Капелька». Интеграция областей:.

Конспект организованной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «Разноцветный лед» Ход деятельности. Воспитатель собирает детей у макета города, на улицах которого случился затор. Воспитатель: Ребята, как вы думаете,.

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

Краткосрочный проект по исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы «Старая чашка» Формировать; мотивацию на познавательную деятельность, первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях,.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Открытое интегрированное занятие с детьми старшей логопедической группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Цель: введение.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Экскурсия на Крайний Север» Занятие по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группеЭкскурсия на Крайний СеверЦель: создавать условия для.

Библиотека изображений:


Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].
Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Основоположник проектов американский педагог Уильям Кильпатрик представлял учебный процесс в детском саду, как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что должно быть. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Именно исходя из этого я решила попробовать провести с детьми небольшую исследовательскую работу.
Коррекционные занятия на логопункте детского сада посещают дети подготовительных групп с нарушениями звукопроизношения. Цель логопеда – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи школьника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции (губы, зубы, язык) при произнесении звука невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз, а, следовательно, усложняется и постановка звука. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, когда, используя игровые сюжеты и предметные картинки, логопеды развивают подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети сразу правильно выполняют упражнения и воспроизводят нужный артикуляционный уклад.
Это объясняется рядом причин, например, отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков. В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку в начале учебного года самые дошкольники не могут самостоятельно это сделать, а тем более оформить результаты, привлекла родителей. У большей части детей - логопатов нарушено произношение звука [Р], именно поэтому тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».
Цель проекта: осмысление ребенком - логопатом положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Задачи:
-выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека,-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р],-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р]
Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Адресация:
Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения
Участники проекта: дети подготовительной группыВозраст участников: 6-7 лет
Сроки реализации: ноябрь 2015-2016 учебного года
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука Р.Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.


Приложенные файлы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 381 комбинированного вида»

ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

(из опыта работы)

Учителя-логопеды

МКДОУ д/с № 381

В.З.Ширзай

Н.Г.Леонова

Новосибирск

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКАМИ, ОКРУЖАЮЩИМИ НАС

Для успешной реализации новых Федеральных государственных стандартов мы должны обеспечить разностороннее развитие ребенка с учетом его возраста и индивидуальных особенностей. А для достижения этих целей важно сформировать умение красиво и правильно говорить.

Для усвоения фонетической стороны языка необходимо умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.

Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и является составной частью коррекционного воздействия на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной форме непосредственно образовательной деятельности.

В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится и при этом не забывать, что занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.

Игровые эксперименты для развития фонематического слуха

«Где звенит?»

Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет (свисток, бубен). Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки». Ребенок в роли водящего.

«Ушки - слушки»

Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Предлагается послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, взрослый воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы, их издающие.

«Шумящие коробочки»

Нужно взять два комплекта небольших коробочек – для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые при встряхивании издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь.

«Слушай, пробуй, как звучит»

Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать.

« Угадай, что звучало»

Проанализируйте с ребенком бытовые шумы – скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до 7-10.

«Что как звучит»

Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и найдет звучащие предметы по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку.

Более сложный вариант – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?»

«Подбери картинку или игрушку»

Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку.

« Камертон»

Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

Важным разделом логопедической работы является развитие дыхания и коррекция его нарушений. Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Разработка дыхания проводится в различных положениях ребенка: лежа на спине, сидя, стоя. Все упражнения логопед выполняет вместе с ребенком. При проведении дыхательной гимнастики нельзя переутомлять ребенка. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал шею, плечи, не принимал неверную позу. Нужно следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Для работы по овладению произвольным дыханием (умением произвольно менять ритм, удерживать вдох и удлинять выдох) требуется длительная тренировка, основанная на непроизвольных дыхательных движениях. Эти упражнения являются необходимой подготовкой для дальнейшей работы над постановкой и развитием речевого дыхания. При развитии речевого дыхания логопед проводит работу, направленную на дифференциацию носового и ротового вдоха и выдоха. Необходимо сделать ротовой выдох по возможности более произвольным, длительным, ритмичным .

Во время выполнения дыхательных упражнений следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях движений диафрагмы, межреберных мышц, продолжительности произвольного вдоха и выдоха. С этой целью эффективно проводить некоторые дыхательные упражнения в виде экспериментов. В этом случае мы предлагаем ребенку понаблюдать и сравнить результат при выполнении упражнений с различной силой выдоха. Особенно это важно при работе над устранением бокового сигматизма . Для того чтобы сформировать направленную воздушную струю, необходимо показать ребенку, что выдыхаемый воздух может выходить изо рта в разном направлении: вперед, вбок или даже в щеки. Для этого мы предлагаем поэкспериментировать, «поймать» воздушную струйку в различных игровых дыхательных упражнениях с предметами.

Буль-бульки

Необходимо взять два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой - чуть-чуть. Ребенку предлагается поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Пробуя дуть в стаканчики по-разному, ребенок делает вывод - в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - нужно дуть сильно. При этом наблюдаем, что произойдет, если в стаканчик, где много воды, подуть сильно. Обязательно обращаем внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало .

Три свечи

Для игры понадобятся большие разноцветные свечи. Необходимо поставить перед ребенком на столе три свечи разных цветов на разном расстоянии от него и попросить его задуть их по очереди: ближнюю, среднюю и дальнюю. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. В ходе игры наблюдаем и делаем вывод – чтобы задуть ближнюю свечу достаточно подуть слабо, чтобы задуть дальнюю – необходимо дунуть как можно сильнее.

Футбол

Ребенку предлагается загнать ватный шарик в ворота. Для этого нужно вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота» из игрушечного строительного материала. При этом ворота ставятся на разном расстоянии от ребенка. Выполняя данное упражнение, ребенок делает вывод о необходимой силе и направлении выдоха. Вариант игры - загони машину в гараж.

Фокусник

Ребенку предлагается показать фокус: положить кусочек ваты на кончик носа, улыбнуться, приоткрыть рот, с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Выполняя это упражнение по-разному, делаем вывод: для того, чтобы сдуть ватку вверх – нужно загнуть язык кверху и дунуть посильнее. А для того, чтобы удержать ватку наверху подольше – выдох должен быть не только сильным, но и длительным.

Поймай воздушную струю

Ребенку предлагается подуть на маленькую вертушку, которая закрутится только в том случае, если на нее попадет выдыхаемый воздух. Для того, чтобы «поймать» воздушную струйку, ребенок дует и одновременно медленно двигает вертушку вправо-влево. Там, где вертушка закрутилась, и выходит воздух. Это упражнение полезно при боковом сигматизме.

Две вертушки

Для игры понадобятся две вертушки – одна с маленькими лопастями, другая – с большими. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки и наблюдает: чтобы закружились лопасти у маленькой вертушки, можно дуть слабо, а чтобы закружились у большой вертушки – необходимо дуть посильнее. Аналогично предлагается подуть на вертушку с одним цветком и на вертушку с несколькими цветками: для того, чтобы закружились все цветки, нужно дуть гораздо сильнее.

Греем руки

В этом упражнении учим сравнивать выдыхаемую воздушную струю. Для этого ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Источники информации: