Изучение английского в виртуальной реальности. Виртуальная реальность в образовании. Плюсы использования VR в образовании

Финансовый кризис – кризис, системно охватывающий финансовые рынки и институты финансового сектора, денежное обращение и кредит, международные финансы (страновой сегмент), государственные, муниципальные и корпоративные финансы;
-оказывающий средне- и долгосрочное негативное воздействие на экономическую активность в стране и на динамику благосостояния населения;
-проявляющийся :
-в финансовом секторе и на финансовых рынках – резкий рост процента , все повышающаяся доля проблемных банков и небанковских финансовых институтов, проблемных долгов, существенное сокращение кредитов , предоставляемых экономике и домашним хозяйствам, цепные банкротства , переход к убыточной модели банковской и другой финансовой деятельности, преобладание спекулятивной над инвестиционной финансовой деятельностью, масштабное падение курсов ценных бумаг , задержки расчетов с нарастающим коллапсом платежной системы , возникновение массовых убытков на рынке деривативов , прекращение ликвидности финансовых рынков и финансовых институтов с эффектом “домино”, банковская паника;
-в международных финансах - неконтролируемое падение курса национальной валюты , массовая утечка капиталов из страны, неуправляемое нарастание внешнего долга и просроченных платежей государства и коммерческих организаций, передача системного риска на международный рынок и финансовые рынки других стран;
-в области денежного обращения – резкий неуправляемый рост цен с переходом в хроническую инфляцию , бегство от национальной валюты, стремительное внедрение во внутреннее твердой иностранной валюты, массовое появление суррогатов денег;
-в области государственных финансов – резкое падение величины международных резервов и государственных стабилизационных фондов, возникновение дефицита или обострение дефицитности бюджета , привнесенной кризисом, быстрое сокращение собираемости налогов, падение бюджетного финансирования государственных расходов, неуправляемое нарастание внутреннего государственного долга.
Локальный финансовый кризис – кризис, основанный на внутристрановой или внутрирегиональной концентрации рисков, затрагивающий одну страну или несколько стран, не перерастающий в мировой или межрегиональный финансовый кризис, ограничивающийся в своем воздействии на мировую экономику и глобальные финансы кратковременной турбулентностью, рисками и потерями, не ломающими основной ход движения мировой экономики. Локальными кризисами пронизана жизнь развивающихся экономик, подобных России, с периодичностью 1 – 2 раза в 10 – 15 лет. 176

Вставка

Рынки как война

Рынок родился взъерошенным англо-саксом, с папочкой из Амстердама, обожающим тюльпаны, и мамой – итальянкой, происходящей из семитских племен. Поэтому он – глобалист, хиппи, фокусник и морской пехотинец, обнимающий мир, как рыжую девушку.
Он рожден для плавного переноса денег от тех, кто вечно сыт, к тем, кто печально умен, но голоден. Он раскатывает деньги, как тесто.
Он – социальный лифт, возносящий на 107-й этаж.
Он превращает вещи в капитал, торгуя правами на них, как семечками.
Он совершает неуклонную трансформацию времени в деньги.
Он перемалывает знания о реальности, распрямляя информационные асимметрии.
Он, смеясь, торгует рисками, раскатывая их по человеческому пространству.
И именно Он придает всему свою цену - в качестве четвертого денежного измерения.
Рынок - суррогат войны. Бесшумным способом, без завыванья пушек, он собирает десятину с любого государства, размахивающего своими погремушками, помахивая ему на прощанье ручкой. Валютные атаки и бегства капиталов? Манипулирование, финансовые инфекции, спекулятивный трейдинг? Кризисы, как шторма и ураганы? Дело профессии. Ничего личного. Только бизнес. Дарвинизм по-приятельски. Охота на больших и глупых черепах. Проигравший бросается на корм собакам, а выигравший получает билет на право проживания и деторождения.
В моменты колебаний рынка биржевой пол похож на кипяток. Он издает шум набегающего поезда. И к ликам терминалов, похожих на мины замедленного действия, возносится: «Продай его! Продай, ради бога! Продай!»
Но покупатели ежатся по углам, как мыши, пережидая катастрофу рынка.
Рынок есть скрытое движение человеческих и политических тел, стремящихся сломать хребет друг другу. Деньги – это власть. Рынки – это деньги. Власть – это жизнь, собирающая другую жизнь, как только она созрела.
Поэтому рынки – это война.

Развивающиеся экономики слабее, пронизаны деформациями, внешними зависимостями, менее устойчивы. Их продуктовые, технологические структуры упрощеннее, более отсталые. Экономики невелики (страны БРИК – исключение). Выше социальные и политические риски. Финансовые системы чаще разбалансированы (дефицит денежных ресусров, выше волатильность и риски, инфляция, процент, доходность финансовых активов, ниже монетизация, слабее и ограничены по объемам финансовые рынки, банки, институциональные инвесторы, в худшем состоянии государственные финансы, огромно воздействие иностранных инвесторов и заграничных рынков, эксцессивна спекуляция). В финансовой политике часто заимствуются (а иногда и навязываются) международные решения, не привязанные к местным условиям, пронизанные мифами, производимыми школами теоретической экономики, оставляющие локальные финансовые рынки не защищенными, вне золотой середины «открытости, либеральности – разумного финансового протекционизма». Следствие – периодические рыночные шоки, финансовые инфекции, бегства капиталов, кризисы.

Механизм финансового кризиса: от частных кризисов к общему

Системные риски , возникая в одном звене финансового рынка (частные кризисы), распространяются затем на другие его звенья , запуская механизм системного риска и вызывая – в наиболее острых ситуациях эффекта “домино” – коллапс всей финансово-кредитной системы страны . К числу частных кризисов относятся:
-фондовые кризисы - рыночные шоки на рынке ценных бумаг (масштабные падения курсов ценных бумаг, перерывы ликвидности рынка, резкий рост процента), приводящие к дальнейшему разрастанию кризисных явлений в полномасштабный финансовый кризис . Могут быть связаны с “мыльными пузырями” , спекулятивной игрой на повышение – понижение, с движением цен на фондовые ценности за пределы, установленные рыночной стоимостью бизнеса, которую они выражают. Могут возникать в связи со спекулятивными атаками на параллельных рынках базисных и производных финансовых инструментов;

Вставка
Мыльный пузырь на рынке акций (других активов) - ситуация, в которой акции (другие активы) долго и быстро растут в стоимости, нарастает ажиотажный спрос на них и оптимистические ожидания инвесторов, подпитываемые кредитами брокеров и банков на покупку и под залог акций (других активов), всеобщей спекулятивной игрой на повышение, в том числе на срочном рынке; цена акций (других активов) во всё большей мере отрывается от своей реальной основы – стоимости бизнеса, которую они представляют; на пике малейшая неприятная новость (часто решения правительства, центрального банка) истолковывается как предвестник будущего падения рынка, начинается массовая фиксация бумажных прибылей при быстром сокращении спроса; следует катастрофическая цепная реакция падения стоимости акций (других активов), усугубляемая требованиями брокеров и банков вернуть кредиты, – все пытаются продать акции (другие активы), никто их не покупает; падение усугубляется массовой спекулятивной игрой на понижение, включая срочный рынок.

- долговые кризисы, являющиеся начальной причиной финансовых кризисов (финансовая ситуация, при которой группа крупнейших заемщиков (например, стран, если речь идет о международном долговом кризисе, или крупнейших коммерческих и инвестиционных банков), оказывается не в состоянии платить по долгам и / или формирует убытки, приводящие их на грань дефолтов; крупнейший международный кризис задолженности разразился в 80-х гг. XX века (долговая несостоятельность большой группы развивающихся стран в погашении кредитов, полученных из стран с высоким уровнем доходов);
-валютные кризисы , формирующие нарастающие кризисные явления на других сегментах финансового рынка (резкие изменения курса одной валюты по отношению к другим, ведущие к значимому реструктурированию системы экономических интересов в международных финансах и во внутренней экономике и сфере финансов стран, затронутых валютных кризисом, кризисы платежного баланса);
-банковские кризисы (кризисы банковского сектора, основанные на эффекте “домино”, при которых накопление проблемных активов в ограниченном числе банков и прекращение их платежеспособности приводит к банковской панике, к массовому изъятию вкладов, к резкому сокращению кредитования банками друг друга и т.п. и – на фоне развивающегося кризиса недоверия – начинается массовая приостановка платежей банками с последующим коллапсом платежной системы и финансовых рынков);
-кризисы ликвидности (острая, наступающая в короткое время неспособность производить платежи в связи с наступлением риска ликвидности,отрицательным финансовым состоянием. На макроэкономическом уровне - расстройство платежной системы, наступление состояния неликвидности у банков, составляющих ее основу, острая нехватка денежных средств в экономике для поддержания бесперебойных расчетов в хозяйстве). Каждый из этих кризисов, который может произойти на фоне относительно благополучного состояния других сегментов сферы финансов, денег и кредита, может стать “спусковым механизмом” , переводящим локальные кризисные явления в масштабный финансовый кризис . “Валютные кризисы могут вызывать банковские. Быстрое истощение валютных резервов в рамках режима фиксированного валютного курса может подвигать центральный банк к сокращению денежной массы, к сокращению денежных агрегатов, с инициацией тем самым банковского кризиса… Банковские кризисы могут становиться причиной валютных. Когда инвесторы становятся уверены в неизбежности банковского кризиса, это заставляет их пересматривать свои портфели, заменяя активы в национальной валюте на иностранные активы. Когда центральные банки передают ликвидность в банковскую систему, чтобы поддержать на плаву проблемные банки, созданные излишние деньги могут инициировать валютную спекуляцию и оказать давление на валютные резервы”. 177

Типология сценариев финансовых кризисов

Финансовые кризисы вызываются:
- внутренними причинами (национальные экономические циклы (вторичные по отношению к глобальным), сверхконцентрации отдельных рисков, политический риск);
- внешними воздействиями (циклы мировой экономики, финансовые инфекции, спекулятивные атаки).

Циклический механизм финансового кризиса

Экономический кризис – соединение социальной, экономической и политической сущностей. Они – часть длинных циклов (больших волн в несколько десятилетий), на их поверхности – волны второго и третьего порядка. Кризисы, связанные с ними, могут быть не менее разрушительны, чем кризисы на подошвах длинных циклов. Кризисы невозможно отменить. Они неизбежны периодически. Их можно заранее диагностировать, смягчить, сделать менее болезненными, но отменить нельзя. Они – часть объективно существующих жизненных циклов обществ.
Раз за разом, на долгих подъемах и в мыльных пузырях толпа, входящая на рынок, верит, что это новый дивный мир, всегда растущий, всегда сулящий прогресс, на новых высотах цен, с которых никогда не опустится.
Но в глубине души, звериным чутьем, бессознательно уверена, что это самообман и блеф, что, толкаясь, нужно бежать с рынка при первом сгущении над горизонтом, потому что за ним – грозовой фронт.

Вставка
Алчность всеми проклята. Жадность заклеймена. «Корыстолюбивый расстроит дом свой». 178 Когда рушатся рынки и валятся экономики, нет более ненавистных существ, чем люди денег, еще раз утопившие мир. «Мы не можем позволить, чтобы бремя от бесконечной жадности немногих легло на плечи всех». 179
Но мы посмеиваемся. Мы знаем, что проскочат пять лет, пробегут еще десять, и новые коммьюнити будут снова верить в вечный рост, в невиданную силу рынков, в галактику капитализаций, неизменно набирающую вес. С жадностью рассматривая кривые, быстро ползущие вверх.
Потому что деньги – это метод существования. Это возможность свободного бытия на периферии работающего человечества.
Жадность – мотор человечества. Сердце жадности – риски. Мы их принимаем, мы собираем их в свои корзины, портфели и мешки. Нам нужны новые риски, чтобы жить. Мы их перевариваем, как волки, на ходу.
И вдруг понимаем, что жадный и своекорыстный человек открыл своими деньгами новый мир.

Связь циклов с жизненными циклами поколений людей . Как одежда рассчитана на человека, так и финансовые рынки настроены на жизненный цикл одной генерации людей. Встретить в юности – и достойно проводить в старости, завершив цикл движения активов передачей их остаточной стоимости следующей генерации.
Ни одна семья не смогла обеспечить рост активов в течение столетий. Где вы, старинные патрицианские роды, владевшие безмерной собственностью, венецианские купцы и флорентийские банкиры, великие Моголы, аристократические семьи Европы с их огромными поместьями?
Семьи всплывают на поверхность, как собственники и распорядители, а затем исчезают, уступая место новым семьям и родам, ждущим своего «третьего поколения», своего собственного завершения «жизненного цикла», чтобы тоже ослабеть и уйти со сцены. Найдите хотя бы один депозит, размещенный пару столетий назад. Все они обрываются с жизнью человека, с завершением поколения, с окончанием существования семьи. Даже Габсбурги, семь столетий правивших Европой, ушли со сцены.
Этот круговорот задает основу для цикличности экономик и рынков . В центре финансовых бумов и кризисов, основанных на экономических циклах, - освоение «человеческой стаей» (в каждом своем новом поколении, в каждом следующем жизненном цикле) технических инноваций, новых видов активов, новых ресурсов и территорий. Механика кризисов – в людском.
Мышление людей основано на росте, доминировании, новациях. На повышательной стадии цикла больше добычи, больше пространства, больше власти, выше скорости. Время всеобщего братства, доверия, взаимной любви на почве прибывающей добычи, от которой каждому достается свой кусок.
Рынки ведут себя как сумасшедшие существа. Время мифов. Что-то растет – все покупают, что-то падает – все продают. Рост и добыча – в центре существования.
С каждым днем в партитуре все громче темные ноты. Выше прибыли, и значит – день ото дня - всё больше риски, принимаемые на повышательной стадии цикла, значительнее их концентрации. Накопление деформаций и эксцессивных рисков – через первые убытки и падения - ломает рост. Идет старение роста.
Дальнейшее замедление, усиление волатильности – рынки падают. Еще один отступ вниз – крах экономики и рынков, как автоматическое ожидание худшего, растущий ком недоверия. Все те, кто на росте, были ближними, «возлюбленными чадами моими», в падении - чужаки, враги, пытающиеся спастись за твой счет.
Сокращаются расходы, связи, отменяются встречи, вал недоверия захлестывает катастрофическую толпу. В нижней точке все эксцессивные риски становятся потерями и, будучи покрытыми за счет накопленной раньше стоимости, дают расчищенную почву для нового взлета.
За этим существованием со сменой времен года, за циклами «рост – падение» скрываются циклы «дерегулирование – регулирование».
На повышательной стадии важно высвобождение энергии людей, рост их способности к инновациям и новым рискам. Развеваются флаги свободы, либерализации, уничтожения государственного пресса. Кругом плакаты – за возможность дышать и развиваться свободно.
Когда же рисков становится слишком много, и копятся потери, и новые завоеванные пространства нужно освоить, урегулировать и, погасив конфликты, создать новую стартовую площадку, к делу приходит государство. Государство – буфер между прошлым и будущим, с его подушками, амортизаторами, тяжкой горой правил, выстраивающих из диких рынков аккуратные и в меру подкрашенные финансовые городки.
Но мир уже предвкушает новый Дикий Запад, ливни инноваций и новый подъем, который неизбежно придет. И чутьем понимает, что государство в будущем не успеет за теми, кто забрасывает мир новыми финансовыми идеями, кто охотится в джунглях, обходя все ловушки, все нормы и правила, гоняясь за респектом и прибылью.
За централизацией всего и вся, за национализациями, за бюджетными деньгами, нацеленными на каждого прохожего, придет время либеральных реформ, сопутствующих новому подъему и мыльным пузырям, как неизбежной части жизни человечества.
Это – маятник. Проблема - в его размахе, в его амплитуде, в жертвах, вызываемых на каждом повороте.
Поворот влево – революция, поворот вправо – шоковая терапия, еще один поворот влево – административная модернизация, вправо – либеральная диктатура, влево – фундаменталистский режим.
Или: поворот влево – социальная рыночная экономика, поворот вправо – ребалансирование экономики, структурные реформы, не вызывающие социальных взрывов.
Задача урегулирования кризисов – это не их уничтожение (это невозможно), а их смягчение с тем, чтобы сделать короче амплитуду маятника, не столь разрушительными действия по приведению кризисов в состояние «управляемого взрыва».

Вставка
«Не только в экономической, но и политической истории замечается «цикличность»: повторяются подъемы политической температуры с розовыми надеждами, с оптимистическими ожиданиями, похожими подчас тоже на «бред сумасшедшего» и, во всяком случае, кажущимися потом, после «отрезвления», чем-то наивным, странным и непонятным, особенно со стороны умных людей и опытных политиков. Затем следуют крахи, разочарования, паники, переходящие на некоторое время в пессимистическое, угнетенно-боязливое состояние – до нового подъема политического настроения с повторением чрезмерных надежд, иллюзий, нерезонных политических актов и т.д.» 180

Механизм финансового кризиса: запуск от внешних воздействий

Рынки синхронны, на них часто действуют одни и те же инвесторы. Кризис может переноситься «финансовыми инфекциями» либо – при глубокой зависимости экономики страны от портфельных инвестиций нерезидентов – вызываться валютными атаками, атаками на рынках деривативов.
Финансовая инфекция - цепная реакция передачи финансовых потрясений из одной страны в другую, согласованное падение финансовых рынков один за другим, причиной которого являются действия крупных международных инвесторов, одновременно действующих на ряде национальных рынков.
Механизм процесса: международные инвесторы вкладывают свои средства в группы стран, сопоставимых по уровню риска или объединенных по региональному принципу (Центральная и Восточная Европа, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия и т.п.). При финансовых потрясениях в одной стране инвесторы автоматически начинают изымать капиталы из других стран, входящих в ту же группу, предполагая тот же уровень рисков кризиса, неизбежность цепной реакции потрясений. Как следствие, сброс финансовых активов международными инвесторами и их действия по ускоренной репатриации средств, бегство капиталов из страны приводят к резкому снижению курса национальной валюты, вспышке инфляции, разрастанию экономического, финансового и социально-политического кризисов.
Частью механизма финансовой инфекции являются международные рынки депозитарных расписок и еврооблигаций в США, Великобритании, Германии и др., на которых международные инвесторы могут свободно переходить из ценных бумаг одной группы стран в другие. Примеры финансовой инфекции – долговой кризис развивающихся стран в начале 1980-х гг., азиатский кризис 1997 г., последовательно охватывавший одну страну за другой, финансовый кризис в Бразилии в 1998 г. вслед за дефолтом в России в августе 1998 г., мировой финансовый кризис 2007 – 2009 гг.).
Cпекулятивная атака - массированные неожиданные действия спекулянтов на валютном рынке, направленные на обвал курса национальной валюты, на основе коротких продаж 181 с тем, чтобы получить прибыль от игры на понижение. Проводится в отношении переоцененных валют, прежде всего прикрепленных к какой-либо твердой конвертируемой валюте, завышенный курс которых искусственно поддерживается центральным банком (при условии открытого счета капиталов, свободного входа в страну и выхода из нее горячих денег). Серии коротких продаж валюты по снижающимся курсам и параллельные операции спекулянтов с валютными деривативами, ведущие к тому же эффекту, имеют своим результатом валютный кризис, перерастающий в фондовый, финансовый, общеэкономический и – часто – в социально-политический кризисы (если центральный банк не справляется с ситуацией валютными интервенциями и если не вводятся валютные ограничения. Пример – азиатский кризис 1997 г., спусковым механизмом которого стали валютные атаки.

Перерастание финансового кризиса в общеэкономический

Пример перерастания кризиса, вызванного расстройством денежно-кредитной системы, в кризис экономики и государственных финансов, приведен в рисунке 11.2.

Рисунок 11.2 Логика перерастания кризиса денежно-кредитной системы в кризис экономики и государственных финансов (см. по ссылке)

Лечение кризисов

Кризис лечится в зависимости от его тяжести, особенностей организма, от того, насколько запущенна ситуация. Вариантов множество – от «полежи, попей водички, пока температура пройдет» (текущее денежно-кредитное регулирование и «невидимая рука рынка») до реанимации и хирургического вмешательства (политические перевороты, огосударствление экономики). История видела всё.
Любой кризис имеет свой собственный сценарий. Правило медицины катастроф – урегулировать, в первую очередь, очаги системного риска, из которых пламя может полыхнуть на всю экономику. В России в сентябре 2008 г. это были банки и финансовые рынки, в ноябре 2008 г. – феврале 2009 г. – экспортные производства. Одновременно, как и в медицине, начинают укреплять весь организм, создавать контуры обновленной модели экономики, проводить структурные реформы, направленные на снижение системных рисков, стимулирование внутреннего спроса и предложения, модернизацию технического потенциала, сохранение и укрепление среднего класса как базы будущего роста
В кризис экономики имеют тенденцию к капсулированию, к тому, чтобы замкнуться на себя, если кризис приходит извне (протекционистские меры и борьба с бегством капиталов нерезидентов). Глобализация «сжимается». Принимаются меры по росту внутреннего спроса, увеличению инвестиций и нормы накопления, как за счет бюджета (общественные работы, государственные инвестиции, налоговые стимулы, капитализация инфраструктурных институтов), так и через центральный банк (эмиссия, рефинансирование банков, снижение процента и обязательных резервов банков).
Создаются привилегии для прямых иностранных инвестиций, связанных с трансфертом технологий. Накопленные риски частного сектора покрываются из кармана налогоплательщика (национализации, выкупы плохих долгов, открытие кредитных линий бизнесу, терпящему бедствие, социальные компенсации убытков населения от потери рабочих мест, депозитов, инфляционного обесценения).
В экспортно ориентированных экономиках, какой является Россия, девальвируется национальная валюта, чтобы стимулировать экспорт и импортозамещение, спасти торговый баланс.
Резко возрастает регулятивная нагрузка со стороны государства (прямое программирование отдельных позиций производства, установление административных цен по социально значимым товарам с целью ослабления инфляции и социальных рисков, правовое урегулирование конфликтов интересов и рисков, в результате которых наступил кризис, структурные реформы, направленные на предупреждение кризисов и обеспечение устойчивого роста). Государство скупает / прибирает к рукам проблемные активы, спасая терпящие бедствие бизнесы и институты.
Степень вмешательства государства – функция от жесткости кризиса и силы внешних воздействий, запускающих механизм системных рисков. Предельные случаи – Россия 1917 г., Германия 1933 г., в более мягком варианте – США 1933 г., «государство благосостояния» Бисмарка, «социальная рыночная экономика» Эрхардта.
Обратные ситуации, когда нужно снять излишний пресс государства, создающий риски системного кризиса – «консервативная революция» Рейгана и Тэтчер, транзит к рыночным экономикам на постсоветском пространстве. Аналогов – масса.

Финансовые кризисы являются очень распространенным явлением в современной экономике и
приносят немало неприятностей как представителям бизнеса, так и правительствам. Финансовые кризисы , их механизмы и последствия довольно разнообразны. Для того чтобы лучше понимать суть происходящих явлений, полезно уметь идентифицировать кризисы. Чтобы «познакомиться» с финансовыми кризисами , мы рассмотрим их типизацию и общие характеристики каждого из типов.

Понятие финансового кризиса

Финансовым кризисом называют довольно разнообразные ситуации, в ходе которых некоторые финансовые компании или активы (например акции или облигации) резко теряют существенную часть своей стоимости.
Понятно, что финансовые кризисы в первую очередь поражают финансовый сектор экономики. Однако в силу того, что реальный сектор тесно связан с финансовым, в конечном итоге, такие кризисы отражаются во всех сферах экономики и приводят к спаду производства, росту безработицы, снижению благосостояния населения и т. д.

Типы финансовых кризисов

Теперь, когда первое знакомство с понятием финансового кризиса и его последствиями совершилось, перейдем непосредственно к типам финансовых кризисов:

Банковский кризис

Банковским кризисом называют ситуацию, когда банк испытывает внезапный и массовый наплыв клиентов, желающих изъять депозитные вклады, в результате чего банк не может расплатиться со всеми вкладчиками.

Стоит пояснить, что в описанной ситуации нет элемента мошенничества со стороны банка: банковская система устроена так, что банки зарабатывают деньги путем выдачи кредитов за счет средств вкладчиков; понятно, что внезапное требование возврата средств не может быть выполнено банком без «помощи со стороны».

Ситуацию, когда наплыв желающих изъять свои вклады клиентов испытывают одновременно многие банки, называют системным банковским кризисом .

Понятно, что, если в случае кризиса банк (или несколько банков – при системном кризисе) не получит поддержку извне, возникает угроза банкротства самого банка. Также банк в условиях кризиса перестает выдавать кредиты, что резко сказывается на производителях товаров и услуг, которым кредиты нужны для нормального функционирования. Так банковский кризис распространяется по всей экономической системе.

Примерами кризисов этого типа являются, например, банковские кризисы в Латинской Америке в 1980-х годах.

Крахи рыночных пузырей

Экономисты говорят, что финансовый актив проявляет пузырь , если его цена превышает приведенную стоимость будущих доходов от этого актива.

Другими словами, пузырь возникает, когда цена актива неоправданно высока по сравнению с доходами, которые принесет сам актив. Таким образом, это ситуация, когда люди слишком оптимистично оценивают перспективы того или иного актива .

Ясно, что такая ситуация не может длиться вечно и рано или поздно пузырь лопается 1 . В результате быстрого снижения стоимости активов их хозяева резко становятся беднее. То, что вчера стоило много, сегодня может не стоить ничего. Поскольку различные активы в развитой экономике часто используются как залог или гарантия для привлечения других кредитов, внезапная потеря средств влечет снижение рейтинга кредитоспособности или даже банкротство 2 хозяев обесценившихся активов. Понятно, что в случае массовых банкротств компании-кредиторы сегодняшних банкротов становятся кандидатами на банкротство завтра.

Очень важно, что вследствие таких потрясений как непосредственно пострадавшие компании, так и их партнеры меняют свое поведение на более осторожное: новые инвестиционные проекты откладываются, наем сотрудников приостанавливается, а объемы производства снижаются. Все это может привести к «замедлению» экономики - .

Примеры пузырей: тюльпаномания в Голландии, пузырь на японском рынке недвижимости 1980-х, пузырь высокотехнологичных компаний (доткомов) в 2000 году, пузырь 2007 года на рынке ценных бумаг, связанных с ипотечными закладными в США и др.

1 . Следует отметить, что не все пузыри лопаются: иногда переоценка ожиданий и, соответственно, снижение цены могут происходить постепенно. В этих случаях говорят о «сдувании» пузыря.

2 . Так было в 2008 году, когда после краха пузыря на рынке активов, связанных с ипотечными обязательствами, обанкротились многие компании, которые держали такие активы у себя на счетах.

Валютный кризис

Валютный кризис , или, как его еще называют, кризис внешнеторгового баланса, возникает, когда стоимость внутренней валюты резко меняется. Такие ситуации могут быть как результатом волюнтаристских действий правительств, так и последствиями так называемых спекулятивных атак.

Так, например, когда начинается активная продажа валютных активов иностранными (отток капитала) и внутренними инвесторами - курс начинает испытывать «давление». Такая ситуация усугубляется, если в стране принята система фиксированного курса: государству приходится выбирать между тратой значительного объема резервов на поддержку курса и резким изменением курса валюты для ослабления «давления». В итоге зачастую валюта резко меняет свою стоимость, что приводит к последствиям как для реального, так и финансового сектора.

Примером валютного кризиса является резкая девальвация, произошедшая после суверенного в России в 1998 году.

Суверенный дефолт

Суверенным дефолтом является банкротство государства: ситуация, в которой государство признает, что не может расплатиться по своим обязательствам.

Как и валютный кризис, суверенный дефолт может быть следствием как необдуманной экономической политики, так и потрясений экономики. В любом случае сразу после объявления суверенного дефолта государственные обязательства резко теряют в стоимости, начинается отток капитала, возникает угроза валютного кризиса.

Примером суверенного дефолта является кризис 1998 года в России.

Кризис ликвидности

Понятие кризиса ликвидности описывает одну из ситуаций:

— Общее состояние взаимного недоверия в банковской системе, которое приводит к временному исчезновению кредитов.
— Недостаток в наличных средствах, который испытывает конкретная компания.

Иногда термин применяют как синоним понятия сокращения кредитования .

Если говорить о кризисе ликвидности , который появляется в масштабах всей экономики, то он является в некотором смысле особым видом финансовых кризисов: чаще всего он возникает в качестве первого последствия других кризисов, например банковских кризисов или крахов пузырей.

Ситуация кризиса ликвидности наблюдалась, например, на американском рынке после краха в 2007 году пузыря бумаг, связанных с ипотечными закладными.

Резюме

Финансовым кризисом называют ситуацию резкого и существенного снижения стоимости финансовых активов или целых организаций. Сложность финансовой системы обуславливает наличие разных типов финансовых кризисов, среди которых выделяют банковские кризисы , крахи рыночных пузырей , валютные кризисы и суверенные дефолты , а также кризисы ликвидности. Из-за тесной связи финансовой системы с реальным сектором экономики финансовые кризисы быстро распространяются на сферу производства товаров и услуг и часто вызывают спад производства, рост безработицы и общее уменьшение благосостояния.

Fortrader Suite 11, Second Floor, Sound & Vision House, Francis Rachel Str. Victoria Victoria, Mahe, Seychelles +7 10 248 2640568

Одним из наиболее популярных направлений развития виртуальной и дополненной реальности является образование. Существует много различных вариантов применения современных технологий в этой области — от простых школьных туров по Древнему Египту на уроках географии до обучения специалистов для работы на сверхскоростном поезде или на космической станции. Своими замечаниями о том, какими возможности обладает виртуальная реальность в образовании, поделился Дмитрий Кириллов, руководитель VRAR lab и Cerevrum Inc .

Плюсы использования VR в образовании

Использование виртуальной реальности открывает много новых возможностей в обучении и образовании, которые слишком сложны, затратны по времени или дороги при традиционных подходах, если не всё одновременно. Можно выделить пять основных достоинств применения AR/VR технологий в образовании.

Наглядность. Используя 3D-графику, можно детализированно показать химические процессы вплоть до атомного уровня. Причем ничто не запрещает углубиться еще дальше и показать, как внутри самого атома происходит деление ядра перед ядерным взрывом. Виртуальная реальность способна не только дать сведения о самом явлении, но и продемонстрировать его с любой степенью детализации.

Безопасность. Операция на сердце, управление сверхскоростным поездом, космическим шатлом, техника безопасности при пожаре — можно погрузить зрителя в любое из этих обстоятельств без малейших угроз для жизни.

Вовлечение. Виртуальная реальность позволяет менять сценарии, влиять на ход эксперимента или решать математическую задачу в игровой и доступной для понимания форме. Во время виртуального урока можно увидеть мир прошлого глазами исторического персонажа, отправиться в путешествие по человеческому организму в микрокапсуле или выбрать верный курс на корабле Магелланна.

Фокусировка. Виртуальный мир, который окружит зрителя со всех сторон на все 360 градусов, позволит целиком сосредоточиться на материале и не отвлекаться на внешние раздражители.

Виртуальные уроки. Вид от первого лица и ощущение своего присутствия в нарисованном мире — одна из главных особенностей виртуальной реальности. Это позволяет проводить уроки целиком в виртуальной реальности.

Форматы VR в образовании

Использование новых технологий в образовании предполагает, что учебноый процесс должен быть перестроен соответствующим образом.

ОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Виртуальные технологии предлагают интересные возможности для передачи эмпирического материала. В данном случае классический формат обучения не искажается, так как каждый урок дополняется 5–7-минутным погружением. Может быть использован сценарий, при котором виртуальный урок делится на несколько сцен, которые в включаются в нужные моменты занятия. Лекция остается, как и прежде, структурообразующим элементом урока. Такой формат позволяет модернизировать урок, вовлечь учеников в учебный процесс, наглядно иллюстрировать и закрепить материал.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

При дистанционном обучении ученик может находиться в любой точке мира, равно как и преподаватель. Каждый из них будет иметь свой аватар и лично присутствовать в виртуальном классе: слушать лекции, взаимодействовать и даже выполнять групповые задания. Это позволит придать ощущение присутствия и устранить границы, которые существуют при обучении через видеоконференции. Также преподаватель сможет понять, когда ученик решит покинуть урок, так как шлемы Oculus Rift и HTC Vive оборудованы датчиком освещения, позволяющим распознать, используется шлем в данный момент или нет.

СМЕШАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

При наличии обстоятельств, мешающих посещать занятия, ученик может делать это удаленно. Для этого класс должен быть оборудован камерой для съемки видео в формате 360-градусов с возможностью трансляции видео в режиме реального времени. Ученики, посещающие урок дистанционно, смогут наблюдать происходящее в классе от первого лица (например, прямо со своего места), видеть своих одноклассников, общаться с преподавателем и принимать участие в совместных уроках.

САМООБРАЗОВАНИЕ

Любой из разработанных образовательных курсов может быть адаптирован для самостоятельного изучения. Сами уроки могут размещаться в онлайн-магазинах (например, Steam, Oculus Store, App Store, Google Play Market), чтобы у всех была возможность осваивать или повторять материал самостоятельно.

Минусы использования VR в образовании

Однако пока использование технологий и сами устройства не будут максимально «отточены», будут существовать минусы и потенциальные проблемы использования виртуальной реальности в образовании.

Объем. Любая дисциплина довольно объемна, что требует больших ресурсов для создания контента на каждую тему урока — в виде полного курса или десятков и сотен небольших приложений. Компании, которые будут создавать такие материалы, должны быть готовы заниматься разработкой довольно продолжительное время без возможности ее окупить до выхода полноценных наборов уроков.

Стоимость. В случае с дистанционным обучением нагрузка по покупке устройства виртуальной реальности ложится на пользователя, или этим устройством может быть его телефон. Но образовательным учреждениям понадобится закупать комплекты оборудования для классов, в которых будут проходить занятия, что также требует существенных инвестиций.

Функциональность. Виртуальная реальность, как и любая технология, требует использования своего, специфического языка. Важно найти верные инструменты для того, чтобы сделать контент наглядным и вовлекающим. К сожалению, многие попытки создания обучающих VR-приложений не используют все возможности виртуальной реальности и, как следствие, не выполняют своей функции.

Пример: урок физики в VR

Для того, чтобы проверить эффективность и жизнеспособность использования виртуальной реальности в образовании, компания VRAr lab разработала экспериментальный урок по физике. В исследовании приняли участие 153 человека: подростки 6-17 лет, их родители и родственники. После просмотра участников попросили ответить на три вопроса: насколько хорошо усваивается учебный материал, поданный таким образом; каково отношение детей к обучению в виртуальной реальности; какие школьные предметы (по мнению школьников) предпочтительны для создания уроков в виртуальной реальности.

Урок был посвящен теме электрического тока в простейшей электрической цепи. Надев очки, пользователь оказывался в комнате перед столом, на котором была визуализирована простейшая электрическая цепь. Далее пользователь попадал внутрь проводника, где ему предстояло изучить его строение (визуализация строения атома, кристаллической решетки, условная визуализация течения электрического тока в связке с источником питания). Урок рассчитан на шесть учеников, сопровождается лекцией учителя и длится от 5 до 7 минут.

После лекции респонденты заполнили анкеты.

Усвоение материала и отношение к урокам в VR

Респондентам было предложено ответить на три закрытых вопроса анкеты: какая из перечисленных частиц не является частицей атома; из чего состоит ядро атома; какая частица отвечает за передачу электрического заряда. Результат оказался отличным – лишь 8,5% респондентов не усвоили материал.

Что касается отношения к подобным урокам, то по данным VRAR lab, 148 респондентов из 153 (97,4%) желали бы и дальнейшего применения технологий виртуальной реальности на школьных уроках, причем в качестве дисциплин большинство указало физику и химию.

В целом, эксперимент, проведенный VRAR lab, показал успешность применения VR в образовании. Современные технологии, несмотря на долгий путь развития, еще молоды, но всё же виртуальная реальность – это следующий большой рывок в развитии сферы образования. И в ближайшее время нам предстоит увидеть множество интересных открытий в этой области.